Современная военная авиация. Новые военные самолеты России – что имеем и чего ждать от ВПК? Перспективы российских ВВС


Главная Структура Вооруженные Cилы РФ Военно-воздушные силы Структура Авиация

Авиация

Авиация ВВС (Ав ВВС) по своему предназначению и решаемым задачам подразделяется на дальнюю, военно-транспортную, оперативно-тактическую и армейскую авиацию, которые в своем составе имеют: бомбардировочную, штурмовую, истребительную, разведывательную, транспортную и специальную авиацию.

Организационно авиация ВВС состоит из авиационных баз, которые входят в состав объединений ВВС, а также других частей и организаций, непосредственно подчиненных главнокомандующему ВВС.

Дальняя авиация (ДА) является средством Верховного Главнокомандующего Вооруженными Силами Российской Федерации и предназначена для решения стратегических (оперативно-стратегических) и оперативных задач на театрах военных действий (стратегических направлениях).

На вооружении соединений и частей ДА состоят стратегические и дальние бомбардировщики, самолеты-заправщики и самолеты-разведчики. Действуя преимущественно в стратегической глубине, соединения и части ДА выполняют следующие основные задачи: поражение авиационных баз (аэродромов), комплексов ракет наземного базирования, авианосцев и других надводных кораблей, объектов из состава резервов противника, военно-промышленных объектов, административно-политических центров, энергетических объектов и гидротехнических сооружений, военно-морских баз и портов, командных пунктов объединений вооруженных сил и оперативных центров управления ПВО на театре военных действий, объектов сухопутных коммуникаций, десантных отрядов и конвоев; минирование с воздуха. Часть сил ДА может привлекаться к ведению воздушной разведки и выполнению специальных задач.

Дальняя авиация является компонентом стратегических ядерных сил.

Соединения и части ДА базируются с учетом ее оперативно-стратегического предназначения и задач от Новгорода на западе страны до Анадыря и Уссурийска на востоке, от Тикси на севере и до Благовещенска на юге страны.

Основу самолетного парка составляют стратегические ракетоносцы Ту-160 и Ту-95МС, дальние ракетоносцы-бомбардировщики Ту-22М3, самолеты-заправщики Ил-78 и самолеты-разведчики Ту-22МР.

Основное вооружение самолетов: авиационные крылатые ракеты большой дальности и ракеты оперативно-тактического назначения в ядерном и обычном снаряжении, а также авиационные бомбы различного предназначения и калибра.

Практической демонстрацией пространственных показателей боевых возможностей командования ДА являются полеты на воздушное патрулирование самолетов Ту-95МС и Ту-160 в район острова Исландия и акваторию Норвежского моря; на Северный полюс и в район Алеутских островов; вдоль восточного побережья Южной Америки.

Независимо от организационной структуры, в которой существует и будет существовать дальняя авиация, боевого состава, характеристик имеющихся на вооружении самолетов и средств поражения, основной задачей дальней авиации в масштабе ВВС следует считать как ядерное, так и неядерное сдерживание вероятных противников. В случае начала войны ДА будет выполнять задачи по снижению военно-экономического потенциала противника, поражению важных военных объектов, нарушению государственного и военного управления.

Анализ современных взглядов на предназначение ДА, возлагаемые на нее задачи, прогнозируемые условия их выполнения показывают, что в настоящее время и перспективе дальняя авиация продолжает оставаться основной ударной силой ВВС.

Основные направления развития дальней авиации:

  • поддержание и наращивание оперативных возможностей по выполнению поставленных задач в составе стратегических сил сдерживания и сил общего назначения за счет проведения модернизации бомбардировщиков Ту-160, Ту-95МС, Ту-22МЗ с продлением срока службы;
  • создание перспективного авиационного комплекса дальней авиации (ПАК ДА).

Военно-транспортная авиация (ВТА) является средством Верховного Главнокомандующего Вооруженными Силами Российской Федерации и предназначена для решения стратегических (оперативно-стратегических), оперативных и оперативно-тактических задач на театрах военных действий (стратегических направлениях).

На вооружении соединений и частей ВТА состоят военно-транспортные самолеты Ил-76МД, Ан-26, Ан-22, Ан-124, Ан-12ПП, транспортные вертолеты Ми-8МТВ. Основными задачами соединений и частей ВТА являются: десантирование частей (подразделений) Воздушно-десантных войск из состава оперативных (оперативно-тактических) воздушных десантов; доставка вооружения, боеприпасов и материальных средств войскам, действующим в тылу противника; обеспечение маневра авиационных соединений и частей; перевозка войск, вооружения, боеприпасов и материальных средств; эвакуация раненых и больных, участие в миротворческих операциях. Включает авиационные базы, части и подразделения специальных войск.

Часть сил ВТА может привлекаться к выполнению специальных задач.

Основные направления развития военно-транспортной авиации: поддержание и наращивание возможностей по обеспечению развертывания Вооруженных Сил на различных ТВД, десантирования воздушных десантов, перевозке войск и материальных средств по воздуху за счет закупки новых самолетов Ил-76МД-90А и Ан-70, Ил-112В и проведения модернизации самолетов Ил-76 МД и Ан-124.

Оперативно-тактическая авиация предназначена для решения оперативных (оперативно-тактических) и тактических задач в операциях (боевых действиях) группировок войск (сил) на театрах военных действий (стратегических направлениях).

Армейская авиация (АА) предназначена для решения оперативно-тактических и тактических задач в ходе армейских операций (боевых действий).

Бомбардировочная авиация (БА) , имея на вооружении стратегические, дальние и оперативно-тактические бомбардировщики, является основным ударным средством ВВС и предназначена для поражения группировок войск, авиации, военно-морских сил противника, разрушения его важных военных, военно-промышленных, энергетических объектов, узлов коммуникаций, ведения воздушной разведки и минирования с воздуха преимущественно в стратегической и оперативной глубине.

Штурмовая авиация (ША) , имея на вооружении самолеты-штурмовики, является средством авиационной поддержки войск (сил) и предназначена для поражения войск, наземных (морских) объектов, а также самолетов (вертолетов) противника на аэродромах (площадках) базирования, ведения воздушной разведки и минирования с воздуха преимущественно на переднем крае, в тактической и оперативно-тактической глубине.

Истребительная авиация (ИА) , имея на вооружении самолеты-истребители, предназначена для поражения самолетов, вертолетов, крылатых ракет и беспилотных летательных аппаратов в воздухе и наземных (морских) объектов противника.

Разведывательная авиация (РзА) , имея на вооружении самолеты-разведчики и беспилотные летательные аппараты, предназначена для ведения воздушной разведки объектов, противника, местности, погоды, воздушной и наземной радиационной и химической обстановки.

Транспортная авиация (ТрА) , имея на вооружении транспортные самолеты, предназначена для десантирования воздушных десантов, перевозки войск, вооружения, военной и специальной техники и других материальных средств по воздуху, обеспечения маневра и боевых действий войск (сил), выполнения специальных задач.

Соединения, части, подразделения бомбардировочной, штурмовой, истребительной, разведывательной и транспортной авиации также могут привлекаться для решения других задач.

Специальная авиация (СпА) , имея на вооружении самолеты и вертолеты, предназначена для выполнения специальных задач. Части и подразделения специальной авиации находятся в непосредственном или оперативном подчинении командующего объединением ВВС и привлекаются для: ведения радиолокационной разведки и осуществления наведения авиации на воздушные и наземные (морские) цели; постановки радиоэлектронных помех и аэрозольных завес; поиска и спасания летных экипажей и пассажиров; дозаправки самолетов топливом в воздухе; эвакуации раненых и больных; обеспечения управления и связи; ведения воздушной радиационной, химической, биологической, инженерной разведки и выполнения других задач.

АВИАЦИЯ ВОЕННАЯ
Историю военной авиации можно отсчитывать с первого успешного полета воздушного шара во Франции в 1783. Признанием военного значения этого перелета стало принятое в 1794 решение французского правительства об организации воздухоплавательной службы. Это была первая в мире авиационная воинская часть. В 1909 войска связи армии США впервые в истории приняли на вооружение военный летательный аппарат. Как и его прототип, машина братьев Райт, этот аппарат был снабжен поршневым двигателем (размещавшимся за спиной пилота, перед толкающими винтами). Мощность двигателя составляла 25 кВт. Самолет был снабжен также лыжами для посадки, а в его кабине можно было разместить экипаж из двух человек. Взлетал самолет с монорельсовой катапульты. Его максимальная скорость была равна 68 км/ч, а продолжительность полета не превышала часа. Затраты на изготовление самолета составили 25 тыс. долл. Военная авиация быстро прогрессировала накануне Первой мировой войны. Так, в период 1908-1913 на исследования и разработки в области авиации Германия затратила 22 млн. долл., Франция - ок. 20 млн. долл., Россия - 12 млн. долл. За тот же период США затратили на военную авиацию только 430 тыс. долл.
Первая мировая война (1914-1918). Некоторые из военных самолетов, построенных в эти годы, в наши дни достаточно известны. Наиболее знаменитыми, вероятно, следует признать французский истребитель "Спад" с двумя пулеметами и германский одноместный истребитель "Фоккер". Известно, что всего за один месяц 1918 истребителями "Фоккер" было уничтожено 565 самолетов стран Антанты. В Великобритании был создан двухместный разведывательный истребитель-бомбардировщик "Бристоль"; на вооружении британской авиации находился также одноместный фронтовой истребитель "Кэмел". Достаточно известны французские одноместные истребители "Ньюпор" и "Моран".

САМЫМ ЗНАМЕНИТЫМ немецким истребителем в Первую мировую войну был "Фоккер". На нем устанавливались двигатель "Мерседес" мощностью 118 кВт и два пулемета с синхронизаторами стрельбы через винт.


Период между Первой и Второй мировыми войнами (1918-1938). В ходе Первой мировой войны особое внимание уделялось истребителям-разведчикам. К концу войны разрабатывалось несколько проектов тяжелых бомбардировщиков. Лучшим бомбардировщиком 1920-х годов был "Кондор", выпускавшийся в нескольких вариантах. Максимальная скорость "Кондора" составляла 160 км/ч, а радиус действия не превышал 480 км. Больше повезло авиаконструкторам с разработкой истребителей-перехватчиков. Появившийся в середине 1920-х годов истребитель PW-8 "Хоук" мог лететь со скоростью 286 км/ч на высотах до 6,7 км и имел радиус действия 540 км. Вследствие того что истребитель-перехватчик в те дни мог совершать круговой облет бомбардировщиков, ведущие конструкторские бюро отказались от проектирования бомбардировщиков. Свои надежды они перенесли на маловысотные штурмовики, предназначенные для непосредственной поддержки сухопутных войск. Первым самолетом такого типа был A-3 "Фолкон", способный доставить бомбовую нагрузку в 270 кг на расстояние 1015 км со скоростью до 225 км/ч. Однако в конце 1920-х - начале 1930-х годов были созданы новые, более мощные и легкие двигатели, и скорости бомбардировщиков стали соизмеримыми со скоростями лучших перехватчиков. В 1933 управление авиации сухопутных войск США заключило контракт на разработку четырехмоторного бомбардировщика B-17. В 1935 этот самолет преодолел без посадки рекордное расстояние 3400 км со средней скоростью полета 373 км/ч. В том же 1933 в Великобритании была начата разработка восьмипушечного истребителя-бомбардировщика. В 1938 с производственных линий стали сходить "Харрикейны", составившие основу ВВС Великобритании, а годом позже начали выпускаться "Спитфайры". Они широко применялись во Второй мировой войне.
Вторая мировая война (1939-1945). Многим хорошо известны и другие самолеты Второй мировой войны, такие, как британский четырехмоторный бомбардировщик "Ланкастер", японский самолет "Зеро", советские "Яки" и "Илы", немецкий пикирующий бомбардировщик Ju-87 "Юнкерс", истребители "Мессершмитт" и "Фокке-Вульф", а также американские B-17 ("Летающая крепость"), B-24 "Либерейтор", A-26 "Инвэйдер", B-29 "Сверхкрепость", F-4U "Корсар", P-38 "Лайтнинг", P-47 "Тандерболт" и P-51 "Мустанг". Некоторые из названных истребителей могли летать на высотах более 12 км; из бомбардировщиков же лишь B-29 мог достаточно долго лететь на столь большой высоте (благодаря герметизации кабины пилота). Если не считать реактивных самолетов, появившихся к концу войны у немцев (а несколько позже и у англичан), наиболее скоростным следует признать истребитель P-51: в режиме горизонтального полета его скорость достигала 784 км/ч.


Р-47 "ТАНДЕРБОЛТ" - известный в годы Второй мировой войны истребитель США. Этот одноместный самолет имел двигатель мощностью 1545 кВт.


Сразу же после Второй мировой войны был запущен в производство первый реактивный самолет США - истребитель F-80 "Шутинг стар". F-84 "Тандерджетс" появился в 1948, как и бомбардировщики B-36 и B-50. B-50 был улучшенным вариантом бомбардировщика B-29; у него возросли скорость и радиус действия. Бомбардировщик B-36, оборудованный шестью поршневыми двигателями, был самым большим в мире и имел межконтинентальный радиус действия (16 000 км). В дальнейшем для увеличения скорости под каждым крылом B-36 было установлено по два дополнительных реактивных двигателя. Первые бомбардировщики B-47 "Стратоджетс" поступили на вооружение ВВС США в конце 1951. У этого среднего реактивного бомбардировщика (с шестью двигателями) был такой же, как у B-29, радиус действия, но гораздо лучшие аэродинамические характеристики.
Война в Корее (1950-1953). Бомбардировщики B-26 и B-29 использовались в боевых операциях во время корейской войны. Истребителям F-80, F-84 и F-86 приходилось соперничать с истребителями противника МиГ-15, которые обладали во многих отношениях лучшими аэродинамическими характеристиками. Корейская война стимулировала развитие военной авиации. К 1955 на смену бомбардировщикам B-36 пришли огромные "стратосферные крепости" B-52 "Стратофортресс", имевшие по 8 реактивных двигателей. В 1956-1957 появились первые истребители серий F-102, F-104 и F-105. Реактивный самолет-заправщик KC-135 проектировался для дозаправки топливом в полете бомбардировщиков B-47 и B-52 во время проведения ими межконтинентальных операций. На смену C-54 и другим самолетам периода Второй мировой войны появились самолеты, специально спроектированные для транспортировки грузов.
Война во Вьетнаме (1965-1972). Воздушные поединки во вьетнамской войне были сравнительно немногочисленны. Для поддержки операций сухопутных войск использовались самолеты самых различных типов - от реактивных истребителей до транспортных самолетов, вооруженных пушками. Бомбардировщики B-52 ВВС США применялись для ковровых бомбардировок при реализации тактики выжженной земли. Огромное количество вертолетов использовалось для переброски десантных частей и огневой поддержки сухопутных войск с воздуха. Вертолеты могли действовать в районах, где отсутствовали посадочные площадки. См. также ВЕРТОЛЕТ .

ЛЕТАТЕЛЬНЫЕ АППАРАТЫ ВВС США


Задачи. Военная авиация используется для выполнения следующих четырех основных задач: поддержки ударных сил при проведении стратегических операций; защиты войск, стратегических объектов и путей сообщения от нападения с воздуха; тактической поддержки с воздуха действующих сухопутных войск; дальних перевозок войск и грузов.
Основные типы. Бомбардировщики.
Совершенствование бомбардировщиков идет по пути увеличения скорости, дальности, полезной нагрузки и потолка высоты полета. Заметным достижением конца 1950-х годов был гигантский тяжелый бомбардировщик B-52H "Стратофортресс". Его взлетный вес составлял ок. 227 т при боевой нагрузке 11,3 т, дальности 19 000 км, потолке высоты 15 000 м и скорости 1050 км/ч. Проектировался он для нанесения ядерных ударов, но тем не менее нашел широкое применение во вьетнамской войне. В 1980-е годы началась вторая жизнь B-52 ввиду появления крылатых ракет, которые могут нести термоядерную боеголовку и допускают точное наведение на удаленную цель. В начале 1980-х годов компания "Рокуэлл интернэшнл" начала разработку бомбардировщика B-1, предназначенного для замены B-52. Первый серийный экземпляр B-1B был построен в 1984. Было выпущено 100 таких самолетов, каждый стоимостью 200 млн. долл.




СВЕРХЗВУКОВОЙ БОМБАРДИРОВЩИК В-1. Крылья изменяемой стреловидности, экипаж из 10 человек, максимальная скорость 2335 км/ч.
Грузовые и транспортные самолеты. Транспортный самолет C-130 "Геркулес" может перевозить до 16,5 т грузов - оборудование полевого госпиталя или оборудование и материалы для выполнения других специальных задач, таких, как высотная аэрофотосъемка, метеорологические исследования, поисковые и спасательные работы, заправка топливом в полете, доставка топлива на аэродромы передового базирования. C-141A "Старлифтер", скоростной самолет со стреловидными крыльями и четырьмя турбовентиляторными двигателями, проектировался для перевозки груза весом до 32 т или 154 полностью экипированных десантников на расстояние АВИАЦИЯ ВОЕННАЯ6500 км со скоростью 800 км/ч. Самолет модификации C-141B ВВС США имеет фюзеляж, удлиненный более чем на 7 м, и оборудован системой для дозаправки топливом в полете. Крупнейший транспортный самолет C-5 "Гэлакси" может перевозить полезный груз весом 113,5 т или 270 десантников со скоростью 885 км/ч. Дальность полета C-5 при максимальной загрузке составляет 4830 км.
Истребители. Существуют истребители нескольких типов: перехватчики, используемые системой противовоздушной обороны для уничтожения бомбардировщиков противника, фронтовые истребители, которые могут вступить в воздушный бой с истребителями противника, а также тактические истребители-бомбардировщики. Наиболее совершенным перехватчиком ВВС США является истребитель F-106A "Дельта Дарт", полетная скорость которого вдвое выше скорости звука, M = 2. Его стандартное вооружение состоит из двух ядерных боеголовок, ракет "воздух - воздух" и множества снарядов. Фронтовой всепогодный истребитель F-15 "Игл" с помощью радиолокатора, установленного в носовой части, может наводить на цель ракеты "Спэрроу" класса "воздух - воздух"; для ближнего боя у него имеются ракеты "Сайдуиндер" с тепловой головкой самонаведения. Истребитель-бомбардировщик F-16 "Файтинг фолкон" также вооружен "Сайдуиндерами" и может выиграть бой почти у любого противника. Для борьбы с наземными целями F-16 несет бомбовый груз и ракеты класса "воздух - земля". В отличие от F-4 "Фантом", на смену которому он пришел, F-16 - одноместный истребитель.




ОДНОМЕСТНЫЙ ВСЕПОГОДНЫЙ фронтовой истребитель ВВС США F-104 "Старфайтер".
Одним из наиболее совершенных фронтовых истребителей является F-111, который может лететь со сверхзвуковой скоростью на уровне моря и достигать значения M = 2,5 при полете на больших высотах. Максимальный взлетный вес этого всепогодного двухместного истребителя-бомбардировщика составляет 45 т. Он оборудован радиолокационной системой управления ракетами, локатором, обеспечивающим следование самолета за рельефом местности, и сложной навигационной аппаратурой. Отличительной особенностью F-111 является крыло изменяемой геометрии, угол стреловидности которого можно варьировать в диапазоне от 20 до 70°. При малых углах стреловидности F-111 имеет большую крейсерскую дальность и отличные взлетно-посадочные характеристики. При больших углах стреловидности он обладает прекрасными аэродинамическими характеристиками на сверхзвуковых скоростях полета.
Самолеты-заправщики. Дозаправка топливом в полете позволяет увеличивать дальность беспосадочных полетов истребителей и бомбардировщиков. Она исключает также потребность в промежуточных оперативных авиационных базах при выполнении стратегических задач и ограничивается лишь дальностью и скоростью полета самолета-заправщика. Реактивный самолет-заправщик KC-135A "Стратотанкер" имеет максимальную скорость полета 960 км/ч и потолок высоты 10,6 км.



Мишени и беспилотные летательные аппараты. Полетом самолета можно управлять как с земли, так и в воздухе; пилота при этом можно заменить электронным "черным ящиком" и специально спроектированными автопилотами. Так, беспилотный вариант истребителя-перехватчика QF-102 используется в качестве быстро движущейся мишени при испытаниях ракет и для приобретения опыта стрельбы. Для этих же целей была специально спроектирована беспилотная мишень QF-102 "Файрби" с реактивными двигателями, которая развивает максимальную скорость 925 км/ч на высоте 15,2 км при часовой продолжительности полета на этой высоте.
Самолеты-разведчики. Почти все самолеты-разведчики являются модификациями высокоскоростных фронтовых истребителей; они оборудуются телескопической фотокамерой, приемником инфракрасного излучения, радиолокационной системой слежения и другими необходимыми приборами. U-2 является одним из немногих самолетов, специально проектировавшихся для проведения разведывательных операций. Он мог действовать на очень больших высотах (ок. 21 км), заметно превышавших потолок истребителей-перехватчиков и большинства ракет класса "земля - воздух" того времени. Самолет SR-71 "Блэкберд" может летать со скоростью, соответствующей M = 3. В разведывательных целях используются также различные искусственные спутники.
См. ВОЕННО-КОСМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ; ВОЙНЫ ЗВЕЗДНЫЕ .


УДАРНЫЙ САМОЛЕТ-"РАДИОНЕВИДИМКА" ВВС США F-117 "Стелс".


Учебно-тренировочные самолеты. Для первичного обучения пилотов используется двухдвигательный самолет T-37 с максимальной скоростью 640 км/ч и потолком высоты 12 км. Для дальнейшего совершенствования летных навыков применяется сверхзвуковой самолет T-38A "Талон" с максимальным числом Mаха 1,2 и потолком высоты 16,7 км. Самолет F-5, являющийся модификацией T-38A, эксплуатируется не только в США, но и в ряде других стран.
Самолеты для борьбы с мятежниками. Это небольшие легкие самолеты, проектируемые для разведки, поражения наземных целей и простых операций поддержки. Самолет такого типа должен отличаться простотой в эксплуатации и допускать использование для взлета и посадки небольших неподготовленных площадок. Для разведывательных задач необходимо, чтобы эти самолеты имели хорошие летные характеристики при малых скоростях полета и были оборудованы аппаратурой для опережающего выявления активных целей; в то же время для поражения пассивных наземных целей они должны иметь на вооружении различные пушки, бомбы и ракеты. Кроме того, такие самолеты должны быть пригодны для перевозки пассажиров, в том числе раненых, и различного снаряжения. Для борьбы с мятежниками был создан самолет OV-10A "Бронко" - легкий (весом 4,5 т) самолет, снабженный не только необходимым вооружением, но и средствами ведения разведки.

ЛЕТАТЕЛЬНЫЕ АППАРАТЫ СУХОПУТНЫХ ВОЙСК США


Задачи. Сухопутные войска используют летательные аппараты для военной разведки и слежения, в качестве летающих командных пунктов, а также для транспортировки военнослужащих и снаряжения. Самолеты-разведчики имеют легкую, достаточно простую конструкцию и могут действовать с коротких неподготовленных взлетно-посадочных дорожек. Для более крупных летательных аппаратов командной связи в некоторых случаях нужны улучшенные взлетно-посадочные дорожки. Все эти самолеты должны иметь жесткую конструкцию и отличаться простотой в эксплуатации. Как правило, необходимо, чтобы авиация сухопутных войск требовала минимального технического обслуживания и могла использоваться в сильно запыленном воздухе в условиях сражения; необходимо также, чтобы на малых высотах полета эти самолеты имели хорошие аэродинамические характеристики.
Основные типы. Транспортные вертолеты. Винтокрылые летательные аппараты используются для перевозки солдат и материалов. Вертолет CH-47C "Чинук", оборудованный двумя турбинами, имеет максимальную скорость горизонтального полета 290 км/ч и может перевезти полезный груз весом 5,4 т на расстояние 185 км. Вертолет CH-54A "Скайкрейн" может поднять полезный груз весом более 9 т. См. также ВЕРТОЛЕТ .
Вертолеты-штурмовики. Созданные по заказу армейских специалистов вертолетные "летающие пушки" нашли широкое применение во время вьетнамской войны. Одним из наиболее совершенных можно считать вертолет штурмовой авиации AH-64 "Апач", который является эффективным средством поражения танков с воздуха. В его вооружение входят скорострельная 30-мм пушка и ракеты "Хелфайр".
Летательные аппараты связи. Для поддержания связи армия использует как вертолеты, так и самолеты. Типичным примером может служить вспомогательный самолет U-21A "Ют", имеющий максимальную скорость 435 км/ч и потолок высоты 7,6 км.
Летательные аппараты наблюдения и разведки. Летательные аппараты, предназначенные для наблюдения, должны располагать возможностью действовать с небольших неподготовленных площадок в прифронтовой полосе. Такие аппараты используются главным образом пехотными, артиллерийскими и танковыми частями. Примером может служить OH-6A "Кайюз" - небольшой (весом ок. 900 кг) наблюдательный вертолет с газотурбинным двигателем, который рассчитан на двух членов экипажа, но может вмещать до 6 человек. Самолет OV-1 "Могавк", предназначенный для наблюдения или разведки, может развивать скорость до 480 км/ч. Различные модификации этого самолета оборудуются комплектом разведывательного оборудования, в частности, фотокамерами, радиолокаторами бокового обзора и инфракрасными системами обнаружения целей в условиях плохой видимости или маскировки противника. В будущем для разведки найдут применение высокоскоростные беспилотные летательные аппараты, оборудованные телевизионными камерами и передатчиками. См. также ОПТИЧЕСКИЕ ПРИБОРЫ; РАДИОЛОКАЦИЯ.
Летательные аппараты вспомогательной авиации. Аппараты вспомогательной авиации (как вертолеты, так и самолеты) - это, как правило, многоместные средства транспортировки военнослужащих на небольшие расстояния. Они предполагают использование достаточно ровных неподготовленных площадок. Наиболее широкое применение в армейских операциях нашел вертолет UH-60A "Блэк хоук", который может за один рейс перевезти подразделение из 11 человек с полным снаряжением или 105-мм гаубицу с расчетом из 6 человек, а также 30 ящиков с боеприпасами. "Блэк хоук" пригоден также для перевозки раненых или обычных грузов.

ЛЕТАТЕЛЬНЫЕ АППАРАТЫ ВМС США


Задачи. За исключением патрульно-береговой службы, морская авиация всегда базируется на авианосцах и береговых аэродромах, находящихся в зоне боевых действий. Одной из наиболее важных ее задач является борьба с подводными лодками. Вместе с тем морская авиация должна защищать суда, береговые сооружения и войска от налетов с воздуха и нападения с моря. Кроме того, она должна атаковать морские и наземные цели при проведении операций десантирования с моря. В задачи морской авиации входят также транспортировка грузов и людей и проведение поисковых и спасательных работ. При проектировании летательных аппаратов, действующих с авианосцев, должна учитываться ограниченность пространства на палубе корабля. Крылья таких аппаратов делаются "складными"; предусматривается также усиление посадочного шасси и фюзеляжа (это необходимо для компенсации силового воздействия катапульты и тормозного посадочного крюка палубного аэрофинишера). Основные типы.
Штурмовики.
Радиус действия корабельного радиолокатора ограничивается линией горизонта. Поэтому самолет, летящий на малой высоте над поверхностью моря, остается практически невидимым до того момента, когда он оказывается вблизи цели. Вследствие этого при проектировании самолета-штурмовика основное внимание должно быть направлено на достижение хороших летно-тактических характеристик при полете на малых высотах. Примером такого самолета является A-6E "Интрудер", имеющий на уровне моря скорость, близкую к скорости звука. Он располагает современной системой управления огнем и средствами атаки. С 1983 началась эксплуатация самолета F/A-18 "Хорнет", который может использоваться в качестве как штурмовика, так и истребителя. F/A-18 пришел на смену дозвуковому самолету A-9 "Корсар".
Истребители. Если получена удачная компоновка самолета-истребителя, то обычно на ее основе разрабатываются различные модификации, предназначенные для выполнения специальных задач. Это могут быть истребители-перехватчики, самолеты-разведчики, истребители-бомбардировщики и ночные штурмовики. Хорошие истребители всегда отличаются большой скоростью. Таким истребителем корабельного базирования является самолет F/A-18 "Хорнет", который пришел на смену "Фантому" F-4. Как и его предшественники, F/A-18 может использоваться также в качестве штурмовика или самолета-разведчика. Истребитель вооружен ракетами класса "воздух - воздух".
Самолеты патрульной службы. В качестве патрульных летательных аппаратов используются как гидросамолеты, так и обычные самолеты. Основными их задачами являются минирование, фоторазведка, а также поиск и обнаружение подводных лодок. Для выполнения этих задач патрульный самолет может быть вооружен минами, пушками, обычными и глубинными бомбами, торпедами или ракетами. Самолет P-3C "Орион" с экипажем из 10 человек имеет специальное оборудование для обнаружения и уничтожения подводных лодок. В поисках целей он может удалиться от своей базы на 1600 км, оставаться в этом районе в течение 10 ч, после чего возвращается на базу.
Противолодочные летательные аппараты. Появление атомных подводных лодок, вооруженных ядерными ракетами, дало толчок развитию противолодочной авиации. В нее входят гидросамолеты, самолеты, действующие с авианосцев и наземных баз, а также вертолеты. Стандартным противолодочным самолетом корабельного базирования является S-3A "Викинг". Он оборудован мощным компьютером для обработки информации, поступающей от бортовой РЛС, приемника инфракрасного излучения и от гидроакустических буев, сбрасываемых с самолета на парашюте. Гидроакустический буй снабжен радиопередатчиком и микрофонами, которые погружаются в воду. Эти микрофоны улавливают шумы от двигателя подводной лодки, которые передаются на борт самолета. Определив по этим сигналам местоположение подводной лодки, "Викинг" сбрасывает на нее глубинные бомбы. В противолодочных операциях участвуют также вертолеты; они могут использовать гидроакустические буи или опускать гидроакустическую аппаратуру на кабеле и прослушивать с ее помощью подводные шумы.


SH-3 "СИ КИНГ" - противолодочный вертолет с водонепроницаемым корпусом, позволяющим производить посадку на поверхность воды (на снимке показана модификация НАСА).


Специальные поисковые летательные аппараты. Самолеты с большой дальностью полета пригодны и для выполнения задачи дальнего обнаружения. Они ведут круглосуточное наблюдение за воздушным пространством в контролируемом районе. В решении этой задачи им помогают самолеты с меньшей дальностью полета и вертолеты корабельного базирования. Таким вертолетом является E-2C "Хоукай" с экипажем из 5 человек. Как и его предшественник, E-1B "Трэйсер", этот вертолет оборудован аппаратурой, которая позволяет ему обнаруживать самолеты противника. Полезны в этом отношении и самолеты с большой дальностью полета, действующие с береговых баз. Таким помощником является самолет E-3A "Сентри". Эта модификация самолета "Боинг-707" с радиолокационной антенной, установленной над фюзеляжем, известна под названием АВАКС. Используя бортовые компьютеры, экипаж самолета может определить координаты, скорость и направление движения любых судов и летательных аппаратов в радиусе нескольких сот километров. Информация незамедлительно передается на авианосцы и другие корабли.



ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ


Организация инженерных работ. Скорость первого военного самолета не превышала 68 км/ч. В наши дни имеются самолеты, которые могут летать со скоростью 3200 км/ч, а в летных испытаниях некоторые из экспериментальных самолетов развивали скорости более 6400 км/ч. Следует ожидать, что скорости полета будут увеличиваться. В связи с усложнением конструкции и оборудования самолетов радикально изменилась организация труда авиаконструкторов. На заре авиации инженер мог конструировать самолет в одиночку. Теперь же этим занимается группа фирм, каждая из которых специализируется в своей области. Их работу координирует генеральный подрядчик, получивший заказ на разработку самолета в результате конкурса. См. также АВИАЦИОННО-КОСМИЧЕСКАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ .
Проектирование. На протяжении первой половины 20 в. внешний облик самолета претерпел значительные изменения. Биплан с подкосами и расчалками уступил место моноплану; появилось обтекаемое посадочное шасси; кабина пилота сделана закрытой; конструкция стала более обтекаемой. Однако дальнейший прогресс сдерживался чрезмерно большим относительным весом поршневого двигателя и использованием пропеллера, который не позволял самолету выйти из диапазона умеренных дозвуковых скоростей. С появлением реактивного двигателя все изменилось. Скорость полета превзошла скорость звука, основной же характеристикой двигателя стала тяга. Скорость звука составляет ок. 1220 км/ч на уровне моря и примерно 1060 км/ч на высотах 10-30 км. Говоря о наличии "звукового барьера", некоторые конструкторы считали, что самолет никогда не полетит быстрее скорости звука из-за вибраций конструкции, которые неизбежно разрушат самолет. Некоторые из первых реактивных самолетов действительно разрушились при приближении к скорости звука. К счастью, результаты летных испытаний и быстрое накопление опыта проектирования позволили устранить возникшие проблемы, и "барьер", казавшийся когда-то непреодолимым, в наши дни потерял свое значение. При надлежащем выборе компоновки самолета удается уменьшить вредные аэродинамические силы и, в частности, сопротивление в диапазоне перехода от дозвуковых скоростей к сверхзвуковым. Фюзеляж истребителя обычно проектируется в соответствии с "правилом площадей" (с сужением в центральной части, где к нему пристыковано крыло). Вследствие этого достигается плавное обтекание области стыка крыла с фюзеляжем и снижается лобовое сопротивление. На самолетах, скорости которых заметно превышают скорость звука, используются крылья большой стреловидности и фюзеляж большого удлинения.
Гидравлическое (бустерное) управление. При сверхзвуковых скоростях полета сила, действующая на орган аэродинамического управления, становится столь большой, что пилот просто не может изменять его положение собственными силами. В помощь ему проектируются гидравлические системы управления, во многом аналогичные гидроприводу для управления автомобилем. Эти системы могут управляться также с помощью автоматизированной системы управления полетом.
Влияние аэродинамического нагревания. Современные самолеты развивают в полете скорости, в несколько раз превышающие скорость звука, и силы поверхностного трения вызывают нагревание их обшивки и конструкции. Самолет, рассчитываемый на полет с M = 2,2, должен быть изготовлен уже не из дюралюминия, а из титана или стали. В некоторых случаях приходится охлаждать топливные баки, чтобы предотвратить перегрев топлива; следует охлаждать и колеса шасси, чтобы не допустить оплавления резины.
Вооружение. Огромный прогресс достигнут в области вооружений со времен Первой мировой войны, когда был изобретен синхронизатор стрельбы, позволяющий вести огонь через плоскость вращения винта.Современные истребители часто вооружают многоствольными 20-мм автоматическими пушками, которые могут производить до 6000 выстрелов в минуту. Они вооружены также управляемыми ракетами, такими, как "Сайдуиндер", "Феникс" или "Спэрроу". Бомбардировщики могут быть вооружены оборонительными ракетами, оптическими и радиолокационными прицелами, термоядерными бомбами и крылатыми ракетами класса "воздух - земля", которые запускаемыми за много километров от цели.
Производство. С усложнением задач, стоящих перед военной авиацией, стремительно возрастает трудоемкость и стоимость летательных аппаратов. Согласно имеющимся данным, на разработку бомбардировщика B-17 было затрачено 200 000 человеко-часов инженерного труда. Для B-52 потребовалось уже 4 085 000, а для B-58 - 9 340 000 чел.-ч. В производстве истребителей наблюдаются аналогичные тенденции. Стоимость одного истребителя F-80 составляет ок. 100 тыс. долл. Для F-84 и F-100 это уже 300 и 750 тыс. долл. соответственно. Стоимость истребителя F-15 в свое время оценивалась примерно в 30 млн. долл.
Работа пилота. Быстрый прогресс в навигации, приборостроении и вычислительной технике оказал существенное влияние на работу пилота. Многое из рутинной летной работы теперь выполняется автопилотом, а навигационные проблемы могут быть решены с использованием бортовых инерциальных систем, доплеровской РЛС и наземных станций. Осуществляя слежение за рельефом местности с помощью бортовой РЛС и используя автопилот, можно лететь на малых высотах. Автоматизированная система в совокупности с бортовым автопилотом обеспечивает надежность посадки самолета при очень низкой облачности (до 30 м) и плохой видимости (менее 0,8 км).
См. также АВИАЦИОННЫЕ БОРТОВЫЕ ПРИБОРЫ ;
АЭРОНАВИГАЦИЯ ;
ВОЗДУШНЫМ ДВИЖЕНИЕМ УПРАВЛЕНИЕ . Автоматизированные оптические, инфракрасные или радиолокационные системы используются также для управления средствами поражения. Эти системы обеспечивают точное попадание в удаленную цель. Возможность использования автоматизированных систем позволяет одному летчику или экипажу из двух человек выполнять задания, которые ранее предполагали участие гораздо более многочисленного экипажа. Работа пилота в основном заключается в том, что он следит за показаниями приборов и функционированием автоматизированных систем, принимая управление на себя лишь при их отказе. В настоящее время на борту самолета можно разместить даже телевизионную аппаратуру, имеющую связь с наземным центром управления. В этих условиях еще большее число функций, которые ранее должен был выполнять экипаж самолета, берет на себя электронная аппаратура. Теперь пилот должен действовать только в наиболее ответственных ситуациях, таких, как визуальная идентификация самолета-нарушителя и принятие решения о необходимых действиях.
Комбинезоны. Одежда пилота также заметно изменилась с тех пор, когда ее обязательными атрибутами были кожаная куртка, очки и шелковый шарф. Для пилота истребителя стандартным теперь стал противоперегрузочный комбинезон, страхующий его от потери сознания при резким маневрах. На высотах более 12 км пилоты используют облегающий тело высотный костюм, предохраняющий от разрушительного действия взрывной декомпрессии в случае разгерметизации кабины. Воздушные трубки, проходящие вдоль рук и ног, заполняются автоматически или вручную и поддерживают необходимое давление.
Катапультируемые кресла. Катапультируемые кресла стали в военной авиации обычным элементом оборудования. Если пилот вынужден покинуть самолет, он выстреливается из кабины, оставаясь привязанным к креслу. Убедившись в достаточной удаленности самолета, пилот может освободиться от кресла и спуститься на землю на парашюте. В современных конструкциях от самолета обычно отделяется вся кабина пилота. Это защищает от начального ударного торможения и воздействия аэродинамических нагрузок. К тому же, если катапультирование происходит на больших высотах, в кабине сохраняется пригодная для дыхания атмосфера. Большое значение для пилота сверхзвукового самолета имеют системы охлаждения кабины и скафандра пилота для защиты от воздействия аэродинамического нагревания при сверхзвуковых скоростях.

ИССЛЕДОВАНИЯ И РАЗРАБОТКИ


Тенденции. Вытеснение ракетами истребителей-перехватчиков из систем ПВО замедлило развитие военной авиации (см. ПРОТИВОВОЗДУШНАЯ ОБОРОНА). Темпы ее развития будут, вероятно, претерпевать изменения в зависимости от политического климата или пересмотра военной политики.
Самолет X-15. Экспериментальный самолет X-15 представляет собой летательный аппарат с жидкостным ракетным двигателем. Он предназначен для исследования возможности полета в верхних слоях атмосферы при числах Маха, больших 6 (т.е. при полетной скорости ок. 6400 км/ч). Проведенные на нем летные исследования дали инженерам ценную информацию о характеристиках регулируемого авиационного жидкостного ракетного двигателя, о способности летчика работать в условиях невесомости и возможностях управления самолетом с помощью реактивной струи, а также об аэродинамических характеристиках компоновки X-15. Высота полета самолета достигала 102 км. Чтобы разогнать самолет до M = 8 (8700 км/ч), на нем были установлены прямоточные воздушно-реактивные двигатели (ПВРД). Однако после неудачного полета с ПВРД программа испытаний была прекращена.
Проекты самолетов с М = 3. Самолет YF-12A (A-11) был первым военным самолетом, которому удалось выполнить полет с крейсерской скоростью, соответствующей М = 3. Через два года после проведения летных испытаний самолета YF-12A началась работа над новым вариантом (SR-71 "Блэкберд"). Максимальное значение числа Mаха 3,5 достигается этим самолетом на высоте 21 км, максимальная высота полета больше 30 км, а дальность существенно превышает дальность полета высотного самолета-разведчика U-2 (6400 км). Использование легких высокопрочных титановых сплавов в конструкции как планера, так и турбореактивных двигателей позволило существенно уменьшить вес конструкции. Было применено также новое "сверхкритическое" крыло. Такое крыло пригодно и для полета при скоростях, чуть меньших скорости звука, что делает реальной возможность создания экономичного транспортного самолета. Самолеты вертикального или укороченного взлета и посадки. Для самолета вертикального взлета и посадки (СВВП) несущественно наличие 15-метрового препятствия на расстоянии 15 м от места старта. Самолет укороченного взлета и посадки должен пролетать на высоте более 15 м в 150 м от места старта. Проводились испытания летательных аппаратов с крыльями, которые могут поворачиваться на угол до 90°, переходя из горизонтального положения в вертикальное или в любое промежуточное положение, а также поворачиваемых двигателей, установленных на неподвижном крыле, или вертолетных лопастей, которые могут убираться или складываться в режиме крейсерского горизонтального полета. Исследовались также летательные аппараты с вектором тяги, изменяемым посредством изменения направления истечения реактивной струи, а также аппараты, на которых использовались комбинации этих концепций. См. также САМОЛЕТ ПРЕОБРАЗУЕМЫЙ .

ДОСТИЖЕНИЯ ДРУГИХ СТРАН


Международное сотрудничество. Высокая стоимость проектирования военного самолета вынудила ряд европейских стран, входящих в НАТО, объединить свои ресурсы. Первым из самолетов совместной разработки стал 1150 "Атлантик" - противолодочный самолет наземного базирования с двумя турбовинтовыми двигателями. Его первый полет состоялся в 1961; он использовался ВМС Франции, Италии, Германии, Голландии, Пакистана и Бельгии. Результатом международного сотрудничества являются англо-французский "Ягуар" (учебно-тренировочный самолет, используемый также для тактической поддержки сухопутных войск), франко-германский транспортный самолет "Трансаль" и многоцелевой фронтовой самолет "Торнадо", проектировавшийся для Германии, Италии и Великобритании.


ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКИЙ ИСТРЕБИТЕЛЬ "ТОРНАДО"


Франция. Французская авиационная фирма "Дассо" является одним из признанных лидеров в области разработки и производства истребителей. Ее сверхзвуковые самолеты "Мираж" продаются во многие страны, а также производятся на лицензионной основе в таких странах, как Израиль, Швейцария, Австралия, Ливан, Южная Африка, Пакистан, Перу, Бельгия. Кроме того, фирма "Дассо" разрабатывает и выпускает сверхзвуковые стратегические бомбардировщики.



Великобритания. В Великобритании фирмой "Бритиш аэроспейс" создан хороший истребитель вертикального взлета и посадки, известный под названием "Харриер". Этот самолет требует минимума наземного вспомогательного оборудования помимо оборудования, необходимого для заправки топливом и пополнения боезапаса.
Швеция. Шведские ВВС имеют на вооружении самолеты авиастроительной фирмы SAAB - истребитель-перехватчик "Дракен" и истребитель-бомбардировщик "Вигген". После Второй мировой войны Швеция разрабатывает и эксплуатирует собственные военные самолеты, чтобы не нарушать своего статуса нейтральной страны.
Япония. Долгое время силы самообороны Японии использовали исключительно самолеты США, выпускаемые Японией на лицензионной основе. В последнее время Япония приступила к разработке собственных самолетов. Одним из наиболее интересных японских проектов является "Шин Мейва" PX-S - самолет укороченного взлета и посадки с четырьмя турбовентиляторными двигателями. Это летающая лодка, предназначенная для морской разведки. Он может произвести посадку на поверхность воды даже при большом волнении. Компания "Мицубиси" выпускает учебно-тренировочный самолет T-2.
СССР/Россия. СССР являлся единственной страной, ВВС которой были сравнимы с военно-воздушными силами США. В отличие от США, где заключение контракта на разработку самолета является результатом сравнения инженерных проектов, существующих лишь на бумаге, советская методика основывалась на сопоставлении прототипов, прошедших летные испытания. Это не позволяет предсказать, какая из новых моделей, показываемых время от времени на различных выставках авиационной техники, пойдет в серийное производство. Опытно-конструкторское бюро (или Московский машиностроительный завод) им. А.И.Микояна специализируется на разработке истребителей МиГ (Микояна и Гуревича). На вооружении ВВС бывших союзников СССР продолжают оставаться истребители МиГ-21, большое число которых имеется и в самой России. Фронтовой истребитель МиГ-23 способен нести большой запас бомб и ракет. МиГ-25 используется для перехвата целей и разведки на больших высотах.

Значение военно-воздушных сил в современной войне огромно, и конфликты последних десятилетий наглядно это подтверждают. ВВС России по количеству летательных аппаратов уступает только американским военно-воздушным силам . Российская военная авиация имеет давнюю и славную историю, до недавнего времени ВВС России являлись отдельным видом войск, в августе прошлого года российские военно-воздушные силы вошли в состав Воздушно-космических сил Российской Федерации.

Россия – несомненно, является великой авиационной державой. Кроме славной истории, наша страна может похвастать значительным технологическим заделом, который позволяет самостоятельно выпускать военные самолеты любых видов.

Сегодня российская военная авиация переживает не самый простой период своего развития: меняется ее структура, на вооружение поступает новая авиационная техника, происходит смена поколений. Однако события последних месяцев в Сирии показали, что ВВС России могут успешно выполнять свои боевые задачи в любых условиях.

История военно-воздушных сил ВВС России

История российской военной авиации началась более столетия назад. В 1904 году в Кучино был создан аэродинамический институт, его руководителем стал один из создателей аэродинамики Жуковский. В его стенах велись научные и теоретические работы, направленные на улучшения авиационной техники.

В этот же период российский конструктор Григорович работал над созданием первых в мире гидросамолетов. В стране были открыты первые летные училища.

В 1910 году был организован Императорский военно-воздушный флот, который просуществовал вплоть до 1917 года.

Российская авиация принимала активное участие в Первой мировой войне, хотя отечественная промышленность того времени значительно отставала от других стран-участниц этого конфликта. Большинство боевых самолетов, на которых летали российские летчики того времени, были изготовлены на иностранных заводах.

Но все же были интересные находки и у отечественных конструкторов. В России был создан первый многомоторный бомбардировщик «Илья Муромец» (1915 год).

Российский военно-воздушный флот делился на авиаотряды, в состав которых входило по 6-7 самолетов. Отряды объединялись в авиагруппы. Своя авиация была у армии и у флота.

В начале войны самолеты применялись для разведки или корректировки артиллерийского огня, но очень быстро их стали применять и для бомбардировки неприятеля. Вскоре появились и истребители, начались воздушные бои.

Российский пилот Нестеров совершил первый воздушный таран, а несколько ранее он выполнил знаменитую «мертвую петлю».

Императорский военно-воздушный флот был расформирован после прихода к власти большевиков. Многие пилоты участвовали в гражданской войне на разных сторонах конфликта.

В 1918 году новая власть создала свои ВВС, которые принимали участие в гражданской войне. После ее окончания руководство страны уделяло большое внимание развитию военной авиации. Это позволило СССР в 30-е годы после проведения масштабной индустриализации опять вернуться в клуб ведущих авиационных держав мира.

Были построены новые авиационные заводы, создавались конструкторские бюро, открывались летные училища. В стране появилась целая плеяда талантливых авиаконструкторов: Поляков, Туполев, Ильюшин, Петляков, Лавочников и другие.

В предвоенный период вооруженные силы получили большое количество новых образцов авиационной техники, которая не уступала зарубежным аналогам: , истребители МиГ-3 , Як-1, ЛаГГ-3, дальний бомбардировщик ТБ-3 .

К началу войны советская промышленность успела выпустить более 20 тыс. военных самолетов различных модификаций. Летом 1941 года заводы СССР выпускали 50 боевых машин в сутки, через три месяца производство техники увеличилось в два раза (до 100 машин).

Война для ВВС СССР началась с ряда сокрушительных поражений — огромное количество самолетов было уничтожено на приграничных аэродромах и в воздушных боях. Почти два года немецкая авиация имела господство в воздухе. Советские летчики не имели надлежащего опыта, их тактические приемы были устаревшими, как и большая часть советской авиационной техники.

Ситуация начала меняться только к 1943 году, когда промышленность СССР освоила выпуск современных боевых машин, а немцам пришлось лучшие силы отправить на защиту Германии от налетов авиации союзников.

К концу войны количественное превосходство ВВС СССР стало подавляющим. За годы войны погибло более 27 тысяч советских летчиков.

16 июля 1997 года Указом президента России был сформирован новый вид войск – ВВС Российской Федерации. В состав новой структуры вошли войска противовоздушной обороны и военно-воздушные силы. В 1998 году были завершены необходимые структурные изменения, был сформирован Главный штаб ВВС РФ, появился новый главком.

Военная авиация России участвовала во всех конфликтах на Северном Кавказе, в грузинской войне 2008 года, в 2019 году российские ВКС были введены в Сирию, где они находятся и в настоящий момент.

Примерно с середины прошлого десятилетия началась активная модернизация российских военно-воздушных сил.

Проводится модернизация старых самолетов, в подразделения поступает новая техника, строятся новые и восстанавливаются старые авиационные базы. Ведется разработка истребителя пятого поколения Т-50 , которая находится на завершающем этапе.

Значительно увеличено денежное довольствие военнослужащих, в наши дни пилоты имеют возможность проводить в воздухе достаточно времени и оттачивать свое мастерство, учения стали регулярными.

В 2008 году стартовала реформа военно-воздушных сил. Структура ВВС была поделена на командования, авиационные базы и бригады. Командования создавались по территориальному принципу и заменили армии ПВО и ВВС.

Структура военно-воздушных сил ВВС России

Сегодня ВВС России входят в состав военно-космических сил, указ о создании которых был опубликован в августе 2019 года. Руководство ВКС России осуществляет Генеральный штаб ВС РФ , а непосредственное командование – Главное командование ВКС. Главкомом российских военно-космических сил является генерал-полковник Сергей Суровикин.

Главкомом ВВС России является генерал-лейтенант Юдин, он занимает должность заместителя главкома ВКС РФ.

Кроме военно-воздушных сил, в состав ВКС входят космические войска, подразделения ПВО и ПРО.

В состав ВВС России входит дальняя, военно-транспортная и армейская авиация. Кроме этого, в состав ВВС включены зенитные, ракетные и радиотехнические войска. Есть в ВВС России и свои специальные войска, которые выполняют многие важные функции: обеспечивают разведку и связь, занимаются радиоэлектронной борьбой, спасательными операциями и защитой от оружия массового поражения. В состав ВВС входят также метеорологическая и медицинская служба, инженерные подразделения, части обеспечения и тыловые службы.

Основой структуры российских военно-воздушных сил являются бригады, авиационные базы и командования ВВС РФ.

Четыре командования расположены в Санкт-Петербурге, Ростове-на-Дону, Хабаровске и Новосибирске. Кроме того, в состав ВВС РФ входит отдельное командование, которое руководит дальней и военно-транспортной авиацией.

Как было уже сказано выше, по своему размеру российские ВВС уступают только военно-воздушным силам США. В 2010 году численность российских военно-воздушных сил составляла 148 тыс. человек, в эксплуатации находилось около 3,6 тыс. различных единиц авиационной техники, еще около 1 тыс. были на хранении.

После проведения реформы 2008 года авиаполки превратились в авиационные базы, в 2010 году насчитывалось 60-70 таких баз.

Перед военно-воздушными силами России ставятся следующие задачи:

  • отражение агрессии противника в воздухе и космическом пространстве;
  • защита от воздушных ударов пунктов военного и государственного управления, административных и индустриальных центров, других важных объектов инфраструктуры государства;
  • нанесение поражения войскам противника с использованием различных видов боеприпасов, в том числе и ядерных;
  • проведение разведывательных операций;
  • непосредственная поддержка других видов и родов вооруженных сил РФ .

Военная авиация ВВС России

В состав ВВС России входит стратегическая и дальняя авиация, военно-транспортная и армейская авиация, которая, в свою очередь, делится на истребительную, штурмовую, бомбардировочную, разведывательную.

Стратегическая и дальняя авиация входит в состав российской ядерной триады и способна нести различные виды ядерного оружия.

. Эти машины были разработаны и построены еще в Советском Союзе. Толчком к созданию этого самолета стала разработке американцами стратега В-1. Сегодня на вооружении ВВС РФ стоит 16 самолетов Ту-160. Эти военные самолеты могут быть вооружены крылатыми ракетами и свободнопадающими бомбами. Сумеет ли российская промышленность наладить серийный выпуск этих машин – вопрос открытый.

. Это турбовинтовой самолет, совершивший первый полет еще при жизни Сталина. Данная машина прошла глубокую модернизацию, она может быть вооружена крылатыми ракетами и свободнопадающими бомбами как с обычной боевой частью, так и с ядерной. В настоящее время количество действующих машин — около 30.

. Эта машина называется дальним сверхзвуковым бомбардировщиком-ракетоносцем. Ту-22М разработан в конце 60-х годов прошлого столетия. Самолет имеет изменяемую геометрию крыла. Может нести крылатые ракеты и бомбы с ядерной боевой частью. Общее количество боеспособных машин – около 50, еще 100 находятся на хранении.

Истребительная авиация ВВС России в настоящее время представлена самолетами Су-27, МиГ-29, Су-30, Су-35, МиГ-31, Су-34 (истребитель-бомбардировщик).

. Эта машина – результат глубокой модернизации Су-27, ее можно отнести к поколению 4++. Истребитель имеет повышенную маневренность и оснащен совершенным электронным оборудованием. Начало эксплуатации Су-35 – 2014 год. Общее количество самолетов – 48 машин.

. Знаменитый штурмовик, созданный еще в середине 70-х годов прошлого века. Одна из лучших в мире машин своего класса, Су-25 участвовал в десятках конфликтов. Сегодня на вооружении стоит около 200 «Грачей», еще 100 находятся на хранении. Проводится модернизация этого самолета, которая будет закончена в 2020 году.

. Фронтовой бомбардировщик с изменяемой геометрией крыла, созданный для преодоления вражеской ПВО на малой высоте и сверхзвуковой скорости. Су-24 – морально устаревшая машина, ее планируют списать до 2020 года. В строю остается 111 единиц.

. Новейший истребитель-бомбардировщик. Сейчас на вооружении ВВС РФ находится 75 подобных самолетов.

Транспортная авиация российских ВВС представлена несколькими сотнями различных самолетов, в подавляющем большинстве разработанных еще в СССР: Ан-22 , Ан-124 «Руслан» , Ил-86 , Ан-26 , Ан-72 , Ан-140, Ан-148 и другими моделями.

К учебной авиации относятся: Як-130, чешский самолет L-39 Albatros и Ту-134УБЛ .

Военно-воздушные силы давно стали основой вооруженных сил любой армии. Самолеты становятся не просто средством доставки бомб и ракет в стан врага, современная авиация это многофункциональные боевые комплексы с крыльями. Новейшие истребители Ф-22 и Ф-35, а атк же их модификации, уже поставлены на вооружение армии США, и здесь имеется ввиду «армия» как сухопутные войска. Это означает что пехота теперь на ровне с танками и БМП имеют в своем составе истребители. Это подчеркивает роль авиации в современной войне. Подобное смещение в сторону многофункциональности сделали возможным новые разработки в области самолетостроения и изменению принципов войны. Современный истребитель может вести бой не приближаясь к цели ближе чем на 400км, запустить ракеты по 30и целям и в ту же секунду развернуться и лететь на базу. Случай конечно частный, но он описывает картину более чем. Не совсем то что мы привыкли видеть в голливудских блокбастерах в которых, на сколько бы далеко вы не смотрели в будущее, истребители в воздухе и в космосе ведут классические «дог файты» времен Великой Отечественной. Некоторое время назад пару новостных сайтов пестрили новостями о том что в симуляции боя «сушки» и Ф-22, отечественная машина вышла победителем за счет превосходства в маневренности, само собой речь здесь шла о превосходстве в ближнем бою. Все статьи отмечали что в дальнем бою «Раптор» превосходит Су-35 за счет более совершенного вооружения и систем наведения. Что и отличает 4++ и 5 поколения.

На данный момент ВВС России имеют на вооружении боевые самолеты так называемого 4++ поколения, те самые Су-35. Это продукт глубокой модернизации имеющихся еще с 80ых Су-27, Миг-29, в скором времени планируется начать схожую модернизацию Ту-160. 4++ означает максимально близко к пятому поколению, в целом современная «сушка» отличается от ПАК ФА отсутствием «стелса» и АФАР. Тем не менее возможности для модернизации этой конструкции в принципе исчерпаны, поэтому вопрос создания нового поколения истребителей стоит уже давно.

Пятое поколение

Пятое поколение истребителей. Этот термин мы часто слышим в новостях о современном вооружении и на авиационных салонах. Что же это такое? «Поколение» это в общих чертах список требований которые предъявляет современная военная доктрина к боевой машине. Машина 5 поколения должна быть малозаметной, обладать сверхзвуковой крейсерской скоростью, продвинутыми системы обнаружения целей и средствами электронной борьбы, но самое главное это многофункциональность. Не зря проекты носят слово «комплекс» в название. Возможность одинаково хорошо вести бой в воздухе и поражать наземные цели во многом определяет облик пятого поколения. Именно такие задачи были поставленны перед будущими конструкторами нового символа отечественной авиации.

Разработка нового поколения началась в СССР и США почти одновременно, еще в 80ых, а в Штатах в 90ых уже выбрали прототип. Из за известных на весь мир событий Советская программа оказалась в стагнации на долгие годы, этим обусловлено отставание в наши дни. Как известно истребитель 5 поколения Ф-22 «Раптор» и Ф-35 «Лайтнинг» уже стоят на вооружении у США и ряда других стран. Что примечательно «Рапторы» пока что не поставляют даже союзникам, обладая заметными преимуществами перед «Лайтнгами», экслюзивное наличие «Рапторов» в армии США делает их ВВС самыми продвинутыми в мире.

Наш ответ «Рапторам» все еще готовится, сроки неоднократно переносились, с 2016 на 2017 2019, теперь это 2020 год, но эксперты говорят что возможен еще один перенос, хотя и отмечают что новый российский истребитель с каждым днем все больше обретает форму продукта готового к серийному производству.

Су-47 «Беркут»

В России у пятого поколения достаточно многострадальная история. Как известно ПАК ФА, он же Т-50, а с совсем недавних пор Су-57, не первая попытка получить на вооружение сверхсовременный многоцелевой истребитель. Одной из таких попыток был Су-47, он же «Беркут». Испытание нового самолета с обратной стреловидностью крыла прошло еще в 90ых. Машина очень запоминающаяся и долгое время была на виду и на слуху. «Обратные» крылья отчасти сыграли с ним злую шутку. Подобная конструкция выводила самолет на новый уровень маневренности, однако для решения всех проблем подобной конструкции сил так и не нашлось, ни в России, ни в Штатах, где в 80ые годы был проект Х-29, истребителя со схожей стреловидностью крыла. Так же данный прототип не отвечал всем требованиям пятого поколения, например сверхзвук он мог преодолевать только на форсаже.

Был построен всего один истребитель и сейчас он используется только как опытный образец. Возможно Су-47 станет последней попыткой создать летательный аппарат с обратной стреловидностью крыла.

Су-57 (ПАК ФА)

ПАК ФА (Перспективный Авиационный Комплекс Фронтовой Авиации) - новый российский самолет. Стал первой удачной попыткой воплотить в жизнь пятое поколение летательных аппаратов. На данный момент в общем доступе достаточно мало информации о его характеристиках. Из очевидного он обладает всеми характеристиками пятого поколения, а именно сверхзвуковой крейсерской скоростью, «стелс» технологиями, активной фазированной антенной решеткой (АФАР) и так далее. Внешне он похож на Ф-22 «Раптор». И сейчас все кому не лень уже начинают сопоставлять эти машины, не мудрено, ведь Су-57 станет главным «протагонистом» в борьбе с «Рапторами» и «Лайтнингами». Стоит отметить что в новых реалиях особое место будет занимать и усовершенствование ракет, как уже было сказано, вступление в бой происходит на гигантских расстояниях, поэтому то на сколько истребитель будет маневренным и как хорошо он себя чувствует в ближнем бою, это дело десятое.

В России «стрелами» для новейшей авиационной техники является ракета Р-73 и ее модификации, по праву носящей славу грозного оружия. Но конструкторы по доброй русской традиции «на всякий случай» предусмотрели установку 30-мм авиапушки на Су-57.

В разработке

Еще один переход в «пятерку» запланирован и для другого 4++ самолета - Миг-35. Уже были показаны наброски «лица» будущего перехватчика, но пока не ясно будет ли в нем нужда или же с его функциями будет справляться Су-57. Мало того, что бы лёгкий истребитель соответствовал всем требованиям нового поколения нужно разработать принципиально новый двигатель и решить проблему с установкой «стелс». Которая невозможна для машин подобного класса в современных реалиях. Как и говорилось ранее, пятое поколение предполагает многофункциональность, которой по идее должен обладать Су-57, поэтому какие задачи будут возлагаться на Миг до сих пор не ясно.

Еще одной перспективной машиной для сил авиации РФ является ПАК ДА, разрабатываемый в стенах конструкторского бюро «Туполев». Из аббревиатуры понятно что речь идет о дальней авиации. По плану в 2025 - первый полет, но учитывая тягу к переносу сроков выпуска чего угодно, сразу можно накинуть пару тройку, а то и пяток лет. Поэтому скорее всего мы не скоро увидим как новый «туполев» взлетает в небо, очевидно дальняя авиация будет обходиться Ту-160 и в ближайшем будущем его модификацией.

Шестое поколение

В интернетах нет нет, да проскакивает желтая статейка о шестом поколении истребителей. Что вот уже полным ходом где-то ведется разработка. Это конечно не так, ведь напомним, новейшее пятое поколение стоит на вооружении только у США. Поэтому говорить о «разработке полным ходом» пока рано. Тут бы с пятым закончить. Что же до спекуляций о том как будет выглядеть оружие будущего, то здесь есть почва для дискуссии. Какими же будут самолеты нового поколения?

От шестого поколения стоит ожидать что увеличатся все стандартные характеристики. Скорость, маневренность. Скорее всего уменьшится вес, благодаря новым материалам будущего, электроника выйдет на новый уровень. В ближайшие десятилетия возможно стоит ожидать прорывов в создании квантовых компьютеров, это позволит перейти на невиданный уровень скорости вычислений, что в свою очередь позволит серьезно модернизировать современный ИИ самолета, который в будущем возможно по праву будет носить имя «второй пилот». Предположительно произойдет полный отказ от вертикального оперения, которое абсолютно бесполезно уже в современных реалиях, так как истребители работают в основном на предельном и запредельном углах атаки. Отсюда могут вытекать интересные формы планера, возможно снова попытка изменить стреловидность крыла.

Самый главный вопрос который будут решать конструкторы будущего - а нужен ли вообще пилот? То есть будет ли истребитель управляться ИИ или пилотом, а если пилотом то будет ли пилот управлять самолетом дистанционно или же всё же по старинке из кабины. Вообразите самолет без пилота. Это огромное «облегчение» для машины, ведь помимо веса самого пилота и его экипировки, приличную нагрузку создаёт кресло пилота, которое должно спасать жизнь, что делает его сложно машиной, напичканной электроникой и механизмами для катапультации пилота. Не говоря уже об изменении дизайна планера, в котором не надо выделять огромное пространство для человека и ломать голову над эргономичным дизайном кабины для облегчения управления машиной в воздухе. Отсутствие пилота ведет к тому что больше не надо заботиться о перегрузках, а значит машину можно будет разгонять до любой скорости которую потянет конструкция, то же самое и о маневрах в небе. Так же это позволит облегчить курс подготовки пилотов. И речь идет не только о снижении требований к здоровью пилота. Сейчас пилот это самое ценное что есть в истребители. На подготовку тратится колоссальное количеств времени и ресурсов, потеря пилота невосполнима. Если же пилот будет управлять истребителем из комфортного кресла глубоко в бункере на военной базе, то это изменит облик войны не меньше чем «пересадка» с лошадей на танки и БМП.

Перспектива полного отказа от пилота все же выглядит как задача для более далекого будущего. О последствиях использования ИИ предупреждают ученые и сама философско-этическая составляющая замены человека роботом в войне все еще изучается. Вычислительных мощностей для создания полноценной замены пилоту все же пока мы не имеем, но в ближайшие десятилетия возможна технологическая революция в этой области. С другой стороны чутье и воинская смекалка пилота не смогут быть воссозданы нулями и единицами. Пока все это гипотезы, поэтому облик современной авиации и военно-воздушных сил ближайшего будущего все же будет иметь человеческое лицо.

Предназначенный для защиты центров, районов страны (административных, промышленно-экономических), группировок войск и важных объектов от ударов противника с воздуха и космоса, обеспечения действий Сухопутных войск и , нанесения ударов по авиационным, сухопутным и морским группировкам противника, его административно-политическим и военно-экономическим центрам.

Основными задачами ВВС в современных условиях являются:

  • вскрытие начала нападения воздушного противника;
  • оповещение главных штабов Вооруженных Сил, штабов военных округов, флотов, органов гражданской обороны о начале воздушного нападения противника;
  • завоевание и удержание господства в воздухе;
  • прикрытие войск и объектов тыла от воздушной разведки, ударов с воздуха и космоса;
  • авиационная поддержка Сухопутных войск и сил Флота;
  • поражение объектов военно-экономического потенциала противника;
  • нарушение военного и государственного управления противника;
  • поражение ракетно-ядерных, противовоздушных и авиационных группировок противника и его резервов, а также воздушных и морских десантов;
  • поражение корабельных группировок противника в море, океане, на военно-морских базах, в портах и пунктах базирования;
  • выброска боевой техники и высадка войск;
  • перевозка по воздуху войск и боевой техники;
  • ведение стратегической, оперативной и тактической воздушных разведок;
  • контроль за использованием воздушного пространства в приграничной полосе.

В мирное время Военно-воздушные силы выполняют задачи по охране государственной границы России в воздушном пространстве, оповещают о полетах иностранных разведывательных аппаратов в приграничной полосе.

Военно-воздушные силы включают в себя воздушные армии Верховного Главного командования стратегического назначения и Верховного Главного командования военно-транспортной авиации; Московский округ ВВС и ПВО; армии ВВС и ПВО: отдельные корпуса ВВС и ПВО.

В состав ВВС входят следующие рода войск (рис. 1):

  • авиация (рода авиации — бомбардировочная, штурмовая, истребительная, противовоздушной обороны, разведывательная, транспортная и специальная);
  • зенитные ракетные войска;
  • радиотехнические войска;
  • специальные войска;
  • части и учреждения тыла.

Бомбардировочная авиация имеет на вооружении дальние (стратегические) и фронтовые (тактические) бомбардировщики различного типа. Она предназначена для поражения группировок войск, разрушения важных военных, энергетических объектов и узлов коммуникаций преимущественно в стратегической и оперативной глубине обороны противника. Бомбардировщик может нести бомбы различных калибров, как обычные, так и ядерные, а также управляемые ракеты класса «воздух-поверхность».

Штурмовая авиация предназначена для авиационной поддержки войск, поражения живой силы и объектов преимущественно на переднем крае, в тактической и ближайшей оперативной глубине противника, а также веления борьбы с летательными аппаратами противника в воздухе.

Рис. 1. Структура Военно-воздушных сил

Одно из основных требований к штурмовику — высокая точность поражения наземных объектов. Вооружение: крупнокалиберные пушки, бомбы, реактивные снаряды.

Истребительная авиация противовоздушной обороны является основной маневренной силой системы ПВО и предназначена для прикрытия важнейших направлений и объектов от воздушного нападения противника. Она способна уничтожать противника на максимальных дальностях от обороняемых объектов.

На вооружении авиации противовоздушной обороны состоят самолеты-истребители противовоздушной обороны, боевые вертолеты, специальные и транспортные самолеты и вертолеты.

Разведывательная авиация предназначена для ведения воздушной разведки противника, местности и погоды, может уничтожать скрытые объекты противника.

Разведывательные полеты могут выполняться также самолетами бомбардировочной, истребительно-бомбардировочной, штурмовой и истребительной авиации. Для этого они специально оборудуются фотоаппаратурой дневной и ночной съемки в различных масштабах, радио- и радиолокационными станциями с высокой разрешающей способностью, теплопеленгаторами, звукозаписывающей и телевизионной аппарату рой, магнитометрами.

Разведывательная авиация подразделяется на авиацию тактической, оперативной и стратегической разведки.

Транспортная авиация предназначена для перевозки войск, боевой техники, вооружения, боеприпасов, горючего, продовольствия, высадки воздушных десантов, эвакуации раненых, больных и др.

Специальная авиация предназначена для дальнего радиолокационного обнаружения и наведения, дозаправки самолетов в воздухе, ведения радиоэлектронной борьбы, радиационной, химической и биологической защиты, обеспечения управления и связи, метеорологического и технического обеспечения, спасения экипажей, терпящих бедствие, эвакуации раненых и больных.

Зенитные ракетные войска предназначены для защиты важнейших объектов страны и группировок войск от ударов воздушного противника.

Они составляют основную огневую силу системы противовоздушной обороны (ПВО) и вооружены зенитными ракетными комплексами и зенитными ракетными системами различного назначения, обладающими большой огневой мощью и высокой точностью поражения средств воздушного нападения противника.

Радиотехнические войска — основной источник информации о воздушном противнике и предназначены для ведения его радиолокационной разведки, контроля за полетами своей авиации и соблюдения летательными аппаратами всех ведомств правил использования воздушного пространства.

Они выдают информацию о начале воздушного нападения, боевую информацию для зенитных ракетных войск и авиации противовоздушной обороны, а также информацию для управления соединениями, частями и подразделениями противовоздушной обороны.

Радиотехнические войска вооружены радиолокационными станциями и радиолокационными комплексами, способными в любое время года и суток, независимо от метеорологических условий и помех, обнаруживать не только воздушные, но и надводные цели.

Части и подразделения связи предназначены для развертывания и эксплуатации систем связи в целях обеспечения управления войсками во всех видах боевой деятельности.

Части и подразделения радиоэлектронной борьбы предназначены для постановки помех бортовым радиолокаторам, бомбовым прицелам, средствам связи и радионавигации средств воздушного нападения противника.

Части и подразделения связи и радиотехнического обеспечения предназначены для обеспечения управления авиационными частями и подразделениями, самолетовождения, взлета и посадки самолетов и вертолетов.

Части и подразделения инженерных войск, а также части и подразделения радиационной, химической и биологической защиты предназначены для выполнения наиболее сложных задач инженерного и химического обеспечения соответственно.

На вооружении ВВС состоят самолеты Ту-160 (рис. 2), Ту-22МЗ, Ту-95МС, Су-24, Су-34, МиГ-29, МиГ-27, МиГ-31 разных модификаций (рис. 3), Су-25, Су-27, Су-39 (рис. 4), МиГ-25Р, Су-24MP, А-50 (рис. 5), Ан-12, Ан-22, Ан-26, Ан-124, Ил-76, Ил-78; вертолеты Ми-8, Ми-24, Ми-17, Ми-26, Ка-31, Ка-52 (рис. 6), Ка-62; зенитные ракетные системы С-200, С-300, С-300ПМ (рис. 7), С-400 «Триумф», радиолокационные станции и комплексы «Противник-Г», «Небо-У», «Гам- ма-ДЕ», «Гамма-С1», «Каста-2».

Рис. 2. Стратегический сверхзвуковой ракетоносец-бомбардировщик Ту-160: размах крыльев — 35.6/55,7 м; длина — 54,1 м; высота — 13.1 м; масса максимальная взлетная — 275 т; максимальная боевая нагрузка — 45 т; крейсерская скорость — 960 км/ч; дальность действия — 7300 км; потолок — 18000 м; вооружение — ракеты, бомбы (в том числе ядерные); экипаж — 4 человека

Рис. 3. Многоцелевой истребитель МиГ-31Ф/ФЗ: размах крыла — 13,46 м; длина — 22,67 м; высота — 6,15 м; масса максимальная взлетная — 50 000 кг; крейсерская скорость — 2450 км/ч; дальность — 3000 км; боевой радиус действия — 650 км; потолок — 20 000 м; вооружение — 23-мм шестиствольная пушка (260 патронов, скорострельность — 8000 выстрелов/мин); боевая нагрузка — 9000 кг (УР, бомбы); экипаж — 2 человека

Рис. 4. Штурмовик Су-39: размах крыла — 14,52 м; длина — 15,33 м; высота — 5.2 м; максимальная скорость у земли — 2450 км/ч; дальность — 1850 км; потолок — 18 000 м; вооружение — 30-мм пушка; боевая нагрузка — 4500 кг (ПТРК с ПТУР. ПКР, НУР, У Р. бомбы — обычные, наводимые, кассетные, ядерные)

Рис. 5. Самолет дальнего радиолокационного обнаружения и управления А-50: размах крыла — 50,5 м; длина — 46,59 м; высота — 14,8 м; масса нормальная взлетная — 190 000 кг; максимальная крейсерская скорость — 800 км/ч; дальность — 7500 км; потолок — 12000 м; дальность обнаружения целей: воздушных — 240 км, надводных — 380 км; экипаж — 5 человек + 10 человек тактический расчет

Рис. 6. Боевой ударный вертолет Ка-52 «Аллигатор»: диаметр несущего винта — 14,50 м; длина с вращающимися винтами — 15,90 м; масса максимальная — 10 400 кг; потолок — 5500 м; дальность действия — 520 км; вооружение — 30-мм пушка с боезапасом в 500 патронов; боевая нагрузка — 2000 кг на 4 узлах подвески (ПТУР, унифицированные контейнеры с пулеметным и пушечным вооружением, НУР, УР); экипаж — 2 человека

Рис. 7. Зенитная ракетная система С-300-ПМ: поражаемые цели — самолеты, крылатые и тактические ракеты всех типов; зона поражения — дальность 5-150 км, высота 0,025-28 км; число одновременно поражаемых целей — до 6; число одновременно наводимых ракет на цель — 12; время готовности к боевой работе с марша — 5 мин







2024 © styletrack.ru.