Специализированными организациями оон являются. Организация объединенных наций. Система ООН имеет сложную организационную структуру


Универсальная международная организация, которая занимается всем, чем только можно. Большинство развивающихся стран свое участие связывают с экономическими связями с другими государствами. Среди целей ООН – 2.1 – «разрешение экономических и социальных проблем»; гл. 9 – Международное экономическое и социальное сотрудничество (ст. 55 – ООН содействует повышению уровня социальной стабильности и разрешает проблемы экономического и социального плана); гл. 10 посвящена ЭКОСОСу, занимающемуся

сотрудничествам в экономической и социальной сфере.

Контроль за международным экономико-социальным сотрудничеством осуществляется Генеральной Ассамблеей ООН, под руководством которой и действует ЭКОСОС (см. ст. 60 Устава ООН).

Ст. 13. Компетенция Генеральной Ассамблеи: в ____ исследования и рекомендации в условиях сотрудничества между государствами в экономической и социальной областях.

Практическая деятельность ООН по реорганизации этих положений. Сотрудничество ведется как т. н. «участия развития» = стратегии развития на определенные десятилетия, программы предполагались по конкретным мероприятиям (например, стройка больниц…). Они ведутся лишь по просьбе самих государств! Приемы могут быть и воплощением определимых слоев населения (вопросы молодежи, женщин, миграции…)

Аккумуляция средств на эти программы осуществляются ПРООН (программным развитием ООН), осуществляющим административный контроль за выполнением программ. ПРООН финансирует даже наиболее необходимые проекты, от которых отказались другие. Руководит ПРООН-ом исполком (34 члена), состоящий из развитых и развивающихся стран; во главе – Администратор ПРООН управляет несколькими фондами:

1)фонд капитального развития (предоставление кредита и займа….)

2)фонд специальных мероприятий

3)оборотный фонд (исследование природы ресурсов)

В рамках ПРООН с 1971 года действует «программа добровольцев». Они направляются в развивающиеся государства. Существует система заключения двухгодичных контрактов с добровольцами.

Специализированные учрежденияООН по экономическому и социальному сотрудничеству, имеющая в виду финансовые международные организации . Они имеютнекие особенности по сравнению с другими учреждениями ООН. Они:

а) международный валютный фонд

б) всемирный банк (это лишь название, объединяющее несколько организации финансового направления)

а) МВФ . Решение о нем – в 1944 году в Бритон-Будсе. Реально он существует с 1945 года. Цели МВФ:

· содействие мировому сотрудничеству путем механизма консультаций и согласованных действий по валютным операциям;

· способствовать сбалансированному росту международной торговли;


· способствовать созданию многосторонней системы платежей по текущим операциям.

Все государства – члены МВФ обязаны следовать выработанным правилам:

· изменения соотношения валютной ценности национальной валюты к другим валютам – лишь в исключительных случаях и только согласованию с МВФ.

· не должно быть практики, кот не разрешается фондом.

· Может быть заимствование валюты в обмен на свою национальную или золото под определенные проценты для стабилизации ситуации в стране.

Органы МВФ:

Исполнительный Совет – состоит из 24 исполнительных директоров, 8 из которых постоянные члены (РФ, США, Великобритания, Франция, Япония, ФРГ, Саудовская Аравия, Китай). Решения в финансовых организациях принимаются путем так называемого «взвешенного голосования»: каждое государство-член имеет 250 голосов + по 1 голосу за каждые 100000$ взноса, т. е. Государства имеют разное количество голосов (больше всего у США, около 20%; у Японии – 4,5%)

Число сотрудников МВФ – 2700.

б) Всемирный Банк.

Создан в то же время, что и МВФ.

Международный Банк Реконструкции и развития постепенно приращивает новые органы => сейчас еще + 5 международных организаций:

Международная финансовая корпорация;

Международная ассоциация развития (займы наиболее бедным странам, долгосрочные кредиты на 50 лет);

Международный фонд сельскохозяйственного развития;

Международное агентство по инвестиционным гарантиям;

Международный центр по решению инвестиционных споров.

Банк предоставляет займы только в производственных целях и только на конкретный проект (заем должен быть гарантирован правительством страны). Раньше давали на 10 – 20 лет, а теперь – на 25 – 30 лет под 7%. Банк контролирует использование всех средств для их эффективного использования.

Органы этого Банка:

Совет Управляющего (ежегодные сессии) – это орган полного состава;

Директора – распорядители (22 человека);

Председатель – глава (президент) Банка.

1)те, кто платит взносы по конвертируемой валюте (64% голосов);

2)те, кто платит 10% в конвертируемой валюте, а остальное в национальной (в этой системе США имеют 26% голосов, Великобритания – почти 11%).

Как ООН. Членами ее являются почти все страны мира, но мало кто знает, какие именно функциями она выполняет.

Структура ООН включает в себя 6 основных подразделений, работники которых занимаются теми или иными вопросами. Главная цель этой организации - поддержание безопасности и мира на нашей планете. Кроме этого, ООН способствует утверждению дружеских отношений между разными странами, благоприятствует развитию всестороннего сотрудничества (социального, экономического, гуманитарного, культурного). Возникшая в 1945г. система ООН работает для помощи людям Земли в самых разных областях и вопросах.

Главным учредительным документом этой организации является ее Устав. В нем перечисляются обязанности и права ее членов, позволяющие достигать общих целей.
Структура ООН предназначена для достижения повсеместного соблюдения всех прав народов и человека. Для осуществления деятельности организации каждая страна-участница отчисляет обязательные взносы. Основным принципом является то, что чем богаче страна, тем больше отчислений в бюджет ООН она производит. Так, по последним подсчетам, более 82% оплачивают 16 богатейших стран Земли. Эти деньги направляются в каждое подразделение ООН для осуществления им своих обязанностей и полномочий.

Структура ООН включает в себя такие основные органы, как Совет безопасности, Секретариат, Генеральную Ассамблею, Совет по опеке, Экономический и Социальный совет, Международный суд. Каждый из перечисленных органов занимается широким спектром вопросов, поэтому они имеют множество вспомогательных и консультативных органов.

Структура ООН настолько сложна, что список всех ее подразделений займет не одну страницу. Ниже приведены ведущие подразделения ее основных органов:

1. Совету безопасности подчиняются следующие вспомогательные органы:
- Комитет по санкциям;
- Компенсационная комиссия;
- Международные трибуналы;
- Военно-штабной комитет;
- Комитет по поддержанию мира;
- Контртеррористический комитет;
- Постоянные комитеты;
- Комитет 1540;
- Рабочие группы по вопросам детей и вооруженным конфликтам.

В Совете есть 5 постоянных (Китай, Россия, Великобритания, США, Франция) и 10 избираемых каждые 2 года членов. Он функционирует непрерывно. Каждый его член председательствует 1 месяц. Этот орган обладает широкими полномочиями в вопросах сохранения безопасности и мира. Резолюции Совета являются для всех стран обязательными. Заседания проводятся регулярно, а в случае необходимости созываются внеочередные.

2. включает в себя специализированные учреждения и органы:
- Почтовый союз;
- Группу Всемирного банка;
- метеорологии, интеллектуальной собственности, туризма);
- Международные организации (морская, гражданской авиации, валютного фонда, союза электросвязи, сельскохозяйственного развития);
- Организации по образованию, науке, культуре и промышленному развитию;
- Всемирная торговая, сельскохозяйственная и продовольственная организация;
- Международное агентство по вопросам атомной энергетики;
- Организации по запрещению химоружия и ядерных испытаний;
- Конвенции по правам инвалидов, по борьбе с опустыниванием, по изменениям климата;
- Фонды демократии и международного партнерства.

Глава Секретариата - Генеральный секретарь, которого избирают на 5 лет по рекомендациям Совета безопасности.

3. Генеральная Ассамблея включает следующие органы:
- Комитеты;
- Советы;
- Комиссии;
- Агентства;
- Рабочие группы.

На Генеральной Ассамблее страны-участницы представлены 1 голосом. Этот орган проводит ежегодные регулярные сессии и ведет работу со сложной структурой своих вспомогательных органов. На чрезвычайные сессии Ассамблея собирается за 24 часа.

4. В Совете по опеке состоят 5 членов. Он осуществляет надзор над несамоуправляющимися территориями.

5. Экономический и социальный Совет имеет такие комиссии:

По развитию и народонаселению;
- по наркотическим средствам;
- по положению женщин;
- по науке и технике;
- по устойчивому развитию;
- по преступности и правосудию;
- по социальному развитию;
- статистике.

В состав этого Совета входят и региональные экономические комиссии:

По Европе;
- по Азии и Тихому океану;
- по Западной Азии;
- по Латинской Америке;
- по Африке.

В состав этого Совета также входят различные комитеты, специальные и экспертные органы.
6. Международный суд состоит из избираемых на 9 лет 15 судей - представителей разных стран. Его полномочия обеспечивает Совет безопасности.

Структура ООН включает в себя и другие различные специализированные учреждения. В ее состав входят и Миротворческие силы.

Организация объединенных наций — является самой крупной — универсальной по кругу рассматриваемых проблем и всемирной по территориальному охвату.

Название было предложено во время Второй мировой войны президентом США Франклином Д. Рузвельтом. Созданная 50 странами 24 октября 1945 г., ООН к 2005 г. объединила 191 страну .

В соответствии с Уставом ООН ее основными целями являются:

  • поддержание международного мира и безопасности;
  • развитие дружественных отношений между нациями на основе уважения принципа равноправия и самоопределения народов;
  • осуществление сотрудничества в разрешении международных проблем экономического, социального, культурного и гуманитарного характера и соблюдение прав человека;
  • согласование действий наций в достижении общих целей.

Основные принципы деятельности ООН: суверенное равенство всех членов, добросовестность выполнения принятых обязательств, мирное разрешение международных споров, воздержание от угрозы силой. Устав ООН не дает права на вмешательство в дела, входящие во внутреннюю компетенцию отдельного государства.

Система ООН имеет сложную организационную структуру:

  1. Главные органы ООН (собственно ООН).
  2. Программы и органы ООН.
  3. Специализированные учреждения и другие самостоятельные организации в рамках системы ООН.
  4. Другие организации, комитеты и родственные органы.
  5. Организации, не входящие в систему ООН, но связанные с ней соглашениями о сотрудничестве.

Органы ОНН

Уставом учреждены шесть главных органов Организации Объединенных Наций : Генеральная Ассамблея, Совет Безопасности, Экономический и Социальный Совет, Совет по опеке, Международный суд, Секретариат.

Генеральная Ассамблея (ГА) является главным совещательным органом ООН. Она состоит из представителей всех стран-членов , имеющих по одному голосу. Решения по вопросам мира и безопасности, приему новых членов, проблемам бюджета принимаются двумя третями голосов. Для других вопросов достаточно простого большинства голосов. Сессии Генеральной ассамблеи проходят ежегодно обычно в сентябре. Каждый раз избираются новый председатель, 21 заместитель председателя, председатели шести главных комитетов Ассамблеи. Первый комитет занимается вопросами разоружения и международной безопасности, второй — экономикой и финансами, третий — социальными и гуманитарными проблемами, четвертый — специальными политическими вопросами и деколонизацией, пятый — административными и бюджетными вопросами, шестой — правовыми вопросами. Пост председателя Ассамблеи по очереди занимают представители африканских, азиатских, восточноевропейских, латиноамериканских (включая Карибский бассейн), западноевропейских государств. Решения ГА не имеют обязательной юридической силы. Они выражают мировое общественное мнение по той или иной проблеме.

Совет Безопасности (Совбез) отвечает за поддержание международного мира . Он осуществляет расследование и рекомендует методы урегулирования споров, в том числе призывает членов ООН к применению экономических санкций для предупреждения агрессии; предпринимает военные действия против агрессора; планирует регулирование вооружений; рекомендует принятие новых членов; осуществляет опеку в стратегических районах. Совет состоит из пяти постоянных членов — Китай, Франция, Российская Федерация (преемница СССР), Великобритания и Соединенные Штаты Америки — и десяти членов, избираемых Генеральной Ассамблеей на двухлетний срок. Решение по процедурным вопросам считается принятым, если за него проголосовало хотя бы 9 из 15 голосов (две трети). При голосовании по вопросам существа необходимо, чтобы из 9 голосов «за» проголосовали все пять постоянных членов Совбеза — правило «единогласия великих держав».

Если постоянный член не согласен с решением, то он может наложить вето (запрет). Если постоянный член не хочет блокировать решение, то она может воздержаться от голосования.

Экономический и Социальный Совет координирует Соответствующие вопросы и специализированные учреждения и институты, известные как «семья» учреждений ООН. Эти органы связаны с ООН специальными соглашениями, представляют доклады Экономическому и Социальному Совету и (или) Генеральной Ассамблее.

Вспомогательный механизм ЭКОСОСа включает:

  • девять функциональных комиссий (Комиссия социального развития и др.);
  • пять региональных комиссий (Экономическая комиссия для Африки и др.);
  • четыре постоянных комитета: Комитет по программе и координации, Комиссия по населенным пунктам, Комитет по неправительственным организациям, Комитет по переговорам с межправительственными организациями;
  • ряд экспертных органов;
  • исполнительные комитеты и советы различных органов ООН: Программа развития ООН, Мировая продовольственная программа и др.

Совет по опеке осуществляет наблюдение за подопечными территориями и содействует развитию их самоуправления. Совет состоит из пяти постоянных членов Совбеза. В 1994 г. Совбез прекратил действие Соглашения об опеке, поскольку все 11 первоначально подопечных территорий приобрели политическую независимость или присоединились к соседним государствам.

Международный суд , расположенный в Гааге (Нидерланды), разрешает юридические споры между государствами, являющимися участниками его Статута, в число которых автоматически входят все члены ООН. Частные лица не могут обращаться в Международный суд. Согласно Статуту (положению о правах и обязанностях), Суд использует международные конвенции; международный обычай как доказательство всеобщей практики; общие принципы права, признанные нациями; судебные решения наиболее квалифицированных специалистов разных стран. Суд состоит из 15 судей, избираемых Генеральной Ассамблеей и Совбезом, голосующих независимо. Они избираются на основе квалификации, а не на основе гражданства. В составе Суда не может быть двух граждан из одной и той же страны.

Секретариат ООН имеет наиболее разнообразные функции. Это постоянно действующий орган, осуществляющий весь документооборот, в том числе переводы с одного языка на другой, организации международных конференций, общение с прессой и др. Персонал Секретариата насчитывает около 9000 человек из разных стран мира. Генеральный секретарь ООН — главное административное должностное лицо — назначается Генеральной Ассамблеей по рекомендации Совета Безопасности на пять лет и может быть переизбран на новый срок. Кофи Аннан (Гана) вступил в должность 1 января 1997 г. С 1 января 2007 г. вступил в должность новый Генеральный секретарь — Пан Ги-Мун (бывший глава МИД Южной Кореи). Он высказался в пользу реформирования ООН ради будущего этой организации. Авторитет Генерального секретаря весьма существенен для осуществления превентивной дипломатии в целях предотвращения возникновения международных конфликтов. Весь персонал Секретариата имеет статус международных гражданских служащих и дает присягу, обязуясь не исполнять указаний, исходящих от любых государств или организаций, кроме ООН.

Бюджет ООН

Регулярный бюджет ООН, исключая специализированные учреждения и программы ООН, утверждается ГА на двухлетний период. Основным источником средств являются взносы государств-членов , которые рассчитываются исходя из платежеспособности страны , в частности по таким критериям, как доля в и на страны. Шкала оценок взносов, установленная Ассамблеей, может меняться от 25% бюджета до 0,001% . Долевые взносы по бюджету составляют: США — 25%, Япония — 18%, Германия — 9,6%, Франция — 6,5%, Италия — 5,4%, Великобритания — 5,1%, РФ — 2,9%, Испания — 2,6%, Украина — 1,7%, Китай — 0,9%. Государства, не являющиеся членами ООН, но участвующие в ряде ее мероприятий, могут участвовать в расходах ООН в таком соотношении: Швейцария — 1,2%, Ватикан — 0,001%. Доходная часть бюджета в среднем колеблется около 2,5 млрд. долл. США. Из 13 расходных статей более 50% расходов приходится на Проведение общей политики, руководство и координацию; службу общей поддержки и обеспечения; региональное сотрудничество в целях развития .

Программы ООН

Однако «семья» ООН или система учреждений ООН шире. Она охватывает 15 учреждений и несколько программ и органов . Это Программа развития ООН (ПРООН), Программа ООН по окружающей среде (ЮНЕП), а также такая специализированная организация, как Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД). Эти органы связаны с ООН специальными соглашениями, представляют доклады Экономическому и Социальному Совету и (или) Генеральной Ассамблее. Они имеют собственные бюджеты и руководящие органы.

ЮНКТАД

Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД). Она была учреждена в 1964 г. в качестве главного органа ГА по данным проблемам прежде всего для ускорения торгового и экономического становления , которые, обретя политическую независимость, имеют значительные проблемы в самоутверждении на мировых рынках. ЮНКТАД включает 188 государств-членов . РФ и другие страны являются членами этой организации. Ежегодный оперативный бюджет, финансируемый из регулярного бюджета ООН, составляет около 50 млн. долл. Штаб-квартира расположена в Женеве (Швейцария).

Организационная структура ЮНКТАД

Конференция ЮНКТАД — высший руководящий орган. Сессии конференции проводятся раз в четыре года на уровне министров для определения главных направлений работы.

Совет по торговле и развитию — исполнительный орган, обеспечивающий непрерывность работы в период между сессиями. Рабочие группы по среднесрочному планированию и финансированию программ. Объединенная консультативная группа по вопросам деятельности Международного торгового центра ЮНКТАД — ВТО.

Постоянные комитеты и временные рабочие группы . Было создано четыре постоянных комитета: по сырьевым товарам; по снижению уровня нищеты; по экономическому сотрудничеству между развитыми странами; по развитию , а также специальный комитет по преференциям и межправительственная группа экспертов по ограничительной деловой практике.

Секретариат является частью Секретариата ООН. В его состав входят службы координации политики и внешних сношений, девять отделов (сырьевые товары, развитие услуг и эффективность торговли, экономическое сотрудничество между развивающимися странами и специальные программы, глобальная взаимозависимость, и , наука и техника, наименее развитые страны, услуги в области управления и оперативно-функционального обеспечения программ) и объединенные подразделения, работающие с региональными комиссиями. Секретариат обслуживает два вспомогательных органа ЭКОСОС — Комиссию по международным инвестициям и транснациональным корпорациям и Комиссию по науке и технике в целях развития.

Под эгидой ЮНКТАД заключен ряд международных товарных соглашений, созданы исследовательские группы по сырьевым товарам с участием стран-производителей и стран-потребителей, учрежден Общий фонд для сырьевых товаров, подписаны десятки конвенций и соглашений.

С 14 по 18 июля 2004 г. в Сан-Пауло (Бразилия) проходила ХI сессия Конференции ЮНКТАД — «Повышение согласованности между национальными стратегиями и глобальными экономическими процессами в целях , в частности, развивающихся стран». показали свое стремление к полноценному участию в международной торговле, опоре на собственные силы, в том числе за счет расширения торговли по линии Юг — Юг. Консолидация по вопросу о сельскохозяйственных субсидиях, используемых развитыми странами, позволила «Группе 77» высказать их совместную позицию на 6-й Конференции ВТО. В ЮНКТАД используется групповой принцип работы: государства-члены разделены на группы по социально-экономическому и географическому принципу. Развивающиеся страны объединены в «Группу 77». В итоге ХI сессии был принят документ — «Консенсус Сан-Пауло», направленный на содействие адаптации национальных стратегий развития к условиям глобализации и укрепления потенциала развивающихся стран. Было объявлено о начале 3-го раунда торговых переговоров под эгидой ЮНКТАД в рамках Глобальной системы торговых преференций (ГСТП), функционирующей с 1971 г. Эта система предусматривает снижение или отмену таможенных пошлин всеми промышленно-развитыми странами (ПРС) в торговле с развивающимися странами на невзаимной основе, т. е. без требования встречных торгово-политических уступок. На практике многие промышленно-развитые страны добились разнообразных изъятий (исключений) из своих схем преференций. Тем не менее Глобальная система торговых преференций содействует расширению экспорта обработанной продукции из экономически слабых государств.

Самостоятельные учреждения ООН

К самостоятельным специализированным учреждениям, функционирующим в рамках системы ООН, относят Международную организацию труда (МОТ), Продовольственную и сельскохозяйственную организацию ООН (ФАО), (МВФ), Всемирную организацию интеллектуальной собственности (ВОИС), Организацию ООН по промышленному развитию (ЮНИДО) и др.

Нарастание разрыва между бедными и богатыми странами , усиление опасности глобальных конфликтов (теракты 11 сентября 2001 г. в США) стимулируют поиск решения проблем регулирования и финансирования развития во всем мире. В этом контексте под эгидой ООН в 2002 г. прошли два форума : Всемирный саммит по устойчивому развитию в Йоханнесбурге (ЮАР) — с 26 августа по 4 сентября и Международная конференция по финансированию развития в Монтеррее (Мексика) — c 18 по 22 марта. В итоге встреч были приняты соответственно Йоханнесбургская декларация и Монтеррейский консенсус. На встрече в ЮАР особый акцент был сделан на коллективной ответственности за социально-экономическое развитие , экологию на всех уровнях от местного до глобального. Была отмечена необходимость в сотрудничестве в таких областях, как водоснабжение и санитария, энергетика, здравоохранение, сельское хозяйство и биоразнообразие. В Мексике проблема устойчивого развития мира рассматривалась с точки зрения его финансирования. Признается, что имеется крайняя нехватка ресурсов, необходимых для целей преодоления нищеты и неравенства, изложенных в Декларации тысячелетия ООН. Предложены соответствующие либеральной идее развития, способы решения проблемы:

Мобилизация национальных финансовых ресурсов развивающихся стран на основе повышения результативности и последовательности и борьбы с коррупцией на всех уровнях.

Мобилизация международных ресурсов, в том числе (ПИИ) и других частных ресурсов.

— важнейший и часто единственный внешний источник финансирования развития. Признано наличие серьезных торговых диспропорций, вызванных субсидиями экспорта со стороны промышленно-развитых стран, злоупотребление антидемпинговыми, техническими, санитарными и фитосанитарными мерами. Развивающиеся страны (РС) и страны с переходной экономикой (СПЭ) обеспокоены наличием тарифных пиков и тарифной эскалацией со стороны промышленно развитых стран (ПРС). Признано необходимым включать в торговые соглашения эффективные и функциональные положения о Специальном и дифференцированном режиме для развивающихся стран.

Активизация международного финансового и технического сотрудничества в целях развития означает увеличение официальной помощи в целях развития (ОПР). Конференция призвала ПРС предпринять конкретные усилия для достижения целевого показателя выделения развивающимся странам ОПР в объеме 0,7% от и в объеме 0,15-0,2% от их ВНП развитых стран на нужды наименее развитых стран.

Является элементом мобилизации ресурсов на цели государственных и частных инвестиций. Признано, что должники и кредиторы должны нести совместную ответственность за предотвращение и урегулирование ситуаций, связанных с неприемлемым уровнем задолженности.

Совершенствование системы глобального экономического управления предполагает расширение круга участников процесса принятия решений по вопросам развития и устранения организационных пробелов. Надо усилить вовлеченность развивающихся стран и стран с переходной экономикой в процесс принятия решения в и , в Банке международных расчетов, Базельском комитете и Форуме финансовой стабильности

Критики Монтеррейского консенсуса указывают, что, как и в случае Вашингтонского консенсуса, развитые страны исходят из либеральной модели развития, делают акцент на необходимость изыскания ресурсов для развития внутри развивающихся стран и при помощи частного сектора. Сами развитые страны не дают никаких четких обязательств в отношении перераспределения ресурсов. Соответственно практически невозможно преодолеть разрыв между бедностью и богатством.

Вынесенный на обсуждение ГА ООН вопрос о справедливом представительстве в Совете Безопасности и расширении его состава, не был решен.

Российская позиция состоит в поддержании любого варианта расширения при условии достижения широкого согласия между всеми заинтересованными странами.

Таким образом, имеется несколько взаимоисключающих подходов реформирования СБ ООН, что предполагает неопределенную длительность процесса преобразования.

  • Международное право прав человека
    • Формирование международного права прав человека как отрасли международного права, его понятие
    • Принципы и источники международного права прав человека
    • Универсальные международно-правовые нормы о защите прав человека
    • Система органов ООН по защите прав человека
    • Региональный международно-правовой механизм защиты прав человека
    • Защита прав человека в системе международных судебных учреждений
  • Международное право окружающей среды
    • Сущность международного права окружающей среды
    • Понятие и предмет международного права окружающей среды
    • Принципы международного права окружающей среды
    • Источники международного права окружающей среды
    • Международные организации и их роль в сфере охраны окружающей среды
    • Программа ООН по окружающей среде (ЮНЕП). Правовая природа, цели и задачи, структура
    • Роль международных конференций в международном праве окружающей среды
    • Морская среда как объект международно-правовой охраны
    • Вода как объект охраны в международном праве окружающей среды
    • Охрана воздушной среды, климата и озонового слоя Земли
    • Животный и растительный мир в международном праве окружающей среды
    • Международно-правовое регулирование обращения с опасными и токсическими отходами
    • Охрана окружающей среды во время вооруженных конфликтов
  • Право международной безопасности
    • Право международной безопасности на современном этапе
    • Понятие и принципы права международной безопасности
    • Источники права международной безопасности
    • Современная система права международной безопасности
    • Разоружение и ограничение вооружений
  • Международное гуманитарное право
    • Понятие, принципы и источники международного гуманитарного права
    • Правовое регулирование начала военных действий
    • Участники вооруженных конфликтов
    • Театр войны
    • Международное гуманитарное право о защите жертв войны
    • Защита гражданских объектов
    • Запрещенные методы и средства ведения войны
    • Международно-правовое регулирование окончания военных действий и состояния войны
    • Нормы международного гуманитарного права и российское законодательство
  • Население в международном праве
  • Международное экономическое право
    • Понятие международного экономического права
    • Источники и методы регулирования международного экономического права
    • Система и принципы международного экономического права
    • Субъекты международного экономического права
    • Международные организации в области экономического сотрудничества
    • Подотрасли международного экономического права
  • Право внешних сношений
    • Понятие и источники права внешних сношений
    • Государственные органы внешних сношений
    • Дипломатические представительства
    • Консульские учреждения
    • Постоянные представительства государств при международных организациях
    • Специальные миссии
    • Привилегии и иммунитеты в праве внешних сношений
  • Право международных организаций
    • Понятие, история возникновения, признаки и виды международных организаций
    • Порядок создания международных организаций и прекращения их деятельности
    • Порядок принятия и юридическая сила решений международных организаций
    • Органы международных организаций: классификация, порядок формирования
    • Правосубъектность и реализация функций международных организаций
    • Членство в международных организациях
    • ООН: устав, цели, принципы, членство
    • Специализированные учреждения ООН
    • Международные организации, входящие в систему ООН
    • Региональные международные организации
    • Международно-правовое регулирование защиты сотрудников международных организаций
    • Международные неправительственные организации
  • Территория в международном праве
    • Международно-правовая классификация территорий
    • Юридическая природа государственной территории
    • Состав государственной территории
    • Государственные границы
    • Юридические основания изменения государственной территории
    • Международные реки и их правовой режим
    • Международная территория общего пользования
    • Правовой режим Арктики
    • Международно-правовой режим Антарктики
  • Международное морское право
    • Понятие и принципы международного морского права
    • Международно-правовой статус и режим морских пространств
    • Морские пространства, находящиеся под суверенитетом прибрежного государства
    • Морские пространства, находящиеся под юрисдикцией прибрежного государства
    • Международные морские пространства
    • Морские пространства с особым правовым статусом
  • Международное воздушное право
    • Определение международного воздушного права
    • Источники международного воздушного права
    • Основные принципы международного воздушного права
    • Правовой статус и правовой режим воздушного пространства
    • Международно-правовые основы полетов в воздушном пространстве
    • Управление воздушным движением
    • Правовое регулирование международных воздушных сообщений
    • Правовой статус летательных аппаратов
    • Правовой статус экипажа летательного аппарата
    • Борьба с актами незаконного вмешательства в деятельность летательных аппаратов
    • Оказание помощи летательным аппаратам
    • Административные формальности при международной аэронавигации
    • Международные авиационные организации
    • Ответственность в международном воздушном праве
  • Международное космическое право
    • Понятие, объекты, субъекты и источники международного космического права
    • Международно-правовой режим космического пространства и небесных тел
    • Правовой статус космических объектов
    • Международно-правовой режим геостационарной орбиты
    • Правовой статус космонавтов
    • Мирное и безопасное использование космического пространства
    • Дистанционное зондирование Земли
    • Право интеллектуальной собственности в международных космических проектах
    • Охрана космического пространства и земной среды от техногенного космического загрязнения
    • Взаимодействие международного и национального космического права
    • Ответственность в международном космическом праве
    • Международное сотрудничество в исследовании и использовании космического пространства
  • Международное ядерное право
    • Понятие международного ядерного права
    • Принципы и источники международного ядерного права
    • Правовое регулирование разработки, испытания, размещения ядерного оружия
    • Международно-правовая защита от радиоактивного заражения
    • Ответственность за ядерную деятельность
    • Контроль в международном ядерном праве
  • Международное уголовное право
    • Понятие международного уголовного права
    • Принципы и источники международного уголовного права
    • Понятие и виды международных преступлений
    • Понятие и виды транснациональных преступлений
    • Правовая помощь по уголовным делам
    • Выдача (экстрадиция) преступников и передача осужденных для отбывания наказания в государство гражданства
    • Роль международных организаций в области борьбы с преступностью
    • Международная уголовная юстиция
    • О международном уголовно-процессуальном праве
  • Международно-правовое регулирование научно-технического сотрудничества
    • Научно-техническое сотрудничество: понятие и принципы
    • Источники правового регулирования международного научно-технического сотрудничества
    • Виды международного научно-технического сотрудничества и формы его осуществления
    • ООН и международное научно-техническое сотрудничество
    • Региональное международное научно-техническое сотрудничество

Специализированные учреждения ООН

Специализированные учреждения ООН (а их всего 16) - это межправительственные организации универсального характера, осуществляющие сотрудничество в специальных областях и связанные с ООН.

Статья 57 Устава ООН перечисляет их характерные черты:

  1. межправительственный характер соглашений о создании таких организаций;
  2. широкая международная ответственность в рамках их учредительных актов;
  3. осуществление сотрудничества в специальных областях: экономической, социальной, культурной, гуманитарной и др.;
  4. связь с ООН.

Последняя устанавливается и оформляется соглашением, которое заключается ЭКОСОС с Организацией и утверждается Генеральной Ассамблеей ООН. Такое соглашение составляет правовую основу сотрудничества ООН со специализированным учреждением. В настоящее время существует 16 специализированных учреждений ООН.

Уставом ООН предусмотрено, что Организация делает рекомендации по согласованию политики и деятельности специализированных учреждений (ст. 58). Так, ЭКОСОС уполномочен: согласовывать деятельность специализированных учреждений посредством консультаций с ними и рекомендаций им, а также Генеральной Ассамблее и членам Организации; принимать меры для получения от них регулярных докладов; обеспечивать взаимное представительство Совета и учреждений для участия в обсуждении вопросов в Совете, его комиссиях и в специализированных учреждениях.

Специализированные учреждения можно разделить на следующие группы: организации социального характера (МОТ, ВОЗ), организации культурного и гуманитарного характера (ЮНЕСКО, ВОИС), экономические организации (ЮНИДО), финансовые организации (МБРР, МВФ, МАР, МФК), организации в области сельского хозяйства (ФАО, ИФАД), организации в области транспорта и связи (ИКАО, ИМО, ВПС, МСЭ), организация в области метеорологии (ВМО). Россия - член всех специализированных учреждений, кроме ФАО, ИФАД, МАР и МФК.

Международная организация труда (МОТ). Создана в 1919 г. на Парижской мирной конференции как автономная организация Лиги Наций. Ее Устав был пересмотрен в 1946 г. Специализированное учреждение ООН с 1946 г. Штаб-квартира находится в Женеве (Швейцария).

Целью МОТ является содействие установлению прочного мира путем поощрения социальной справедливости, улучшения условий труда и жизненного уровня трудящихся.

Особенностью МОТ является трехстороннее представительство в ее органах: правительств, предпринимателей и трудящихся (профсоюзов). По замыслу создателей МОТ это должно способствовать диалогу между трудящимися и предпринимателями при посредстве правительств (идея социального партнерства).

Главными органами МОТ являются Генеральная конференция, Административный совет и Секретариат - Международное бюро труда. Генеральная конференция может собираться на очередные (ежегодные) и специальные (по мере необходимости) сессии. На них каждое государство представлено четырьмя делегатами: два - от правительства и по одному - от предпринимателей и профсоюзов. Конференция разрабатывает конвенции и рекомендации по вопросам труда (разработано более 300 таких актов), в порядке контроля рассматривает доклады государств о применении ратифицированных конвенций МОТ, утверждает программу и бюджет организации.

Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ). Создана в 1946 г. на Международной конференции по здравоохранению в Нью-Йорке. Устав вступил в силу 7 апреля 1948 г.

Целью ВОЗ является «достижение всеми народами возможно высшего уровня здоровья». Основные направления ее деятельности: борьба с инфекционными болезнями, разработка карантинных и санитарных правил, проблемы социального характера. ВОЗ предоставляет помощь в налаживании системы здравоохранения, подготовке кадров, борьбе с болезнями.

Высшим органом ВОЗ, определяющим ее политику, является Всемирная ассамблея здравоохранения, в которой представлены все члены Организации. Она созывается ежегодно.

Исполнительный комитет ВОЗ, состоящий из представителей 30 государств, избираемых Ассамблеей натри года, собирается не реже двух раз в год. Административным органом является Секретариат во главе с Генеральным директором.

В рамках Воздействуют шесть региональных организаций: стран Европы. Восточного Средиземноморья, Африки, Северной и Южной Америки, Юго-Восточной Азии, западной части Тихого океана.

Организация Объединенных Нации по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО). Учреждена в 1945 г. на Лондонской конференции. Ее Устав вступил в силу 4 ноября 1946 г. С декабря 1946 г. ЮНЕСКО - специализированное учреждение ООН. Штаб-квартира находится в Париже (Франция).

ЮНЕСКО ставит своей задачей содействовать укреплению мира и безопасности путем развития международного сотрудничества в области просвещения, науки и культуры, использования средств массовой информации, дальнейшего развития народного образования и распространения науки и культуры.

Высшим органом является Генеральная конференция, состоящая из представителей всех государств-членов и созываемая на очередные сессии один раз в два года. Она определяет политику и общее направление деятельности организации, утверждает ее программы и бюджет, избирает членов Исполнительного совета и других органов, назначает Генерального директора, решает другие вопросы.

Исполнительный совет является главным руководящим органом ЮНЕСКО в период между сессиями Генеральной конференции. Устав ЮНЕСКО требует, чтобы представителями назначались лица, компетентные в области искусства, литературы, науки, образования и распространения знаний и обладающие необходимым опытом и авторитетом. Административно-технические функции выполняет Секретариат во главе с Генеральным директором, назначаемым на шесть лет.

Всемирная организация интеллектуальной собственности (ВОИС). Учреждена в 1967 г. на состоявшейся в Стокгольме Конференции по интеллектуальной собственности. Конвенция (1967 г.) о создании ВОИС вступила в силу в 1970 г. Специализированное учреждение ООН с 1974 г. Штаб-квартира находится в Женеве.

Цель организации - содействовать охране интеллектуальной собственности во всем мире, способствовать претворению в жизнь международных соглашений в этой сфере, осуществлять административное управление различными союзами в области охраны интеллектуальной собственности, не нарушая их автономии (например. Бернским союзом по охране произведений литературы и искусства. Парижским союзом по охране промышленной собственности и др.). ВОИС занимается также подготовкой проектов договоров в области защиты авторских прав, разработкой новой патентной классификации, осуществлением технического сотрудничества в патентной области.

Высшими органами ВОИС являются Конференция, в которую входят все государства - члены ВОИС, и Генеральная Ассамблея, состоящая из тех государств-членов, которые являются также членами Парижского или Бернского союзов. Конференция обсуждает вопросы, представляющие общий интерес для всех государств - членов ВОИС в области интеллектуальной собственности, и принимает по ним рекомендации, определяет бюджет ВОИС. Генеральная Ассамблея определяет политику и общее направление деятельности организации, утверждает ее бюджет, назначает Генерального директора ВОИС.

МВФ и МБРР были созданы на Конференции в Бреттон-Вудсе (США) как специализированные учреждения ООН финансового характера. Фонд начал функционировать с 1945 г., Банк - с 1946 г. МФК была создана в 1956 г., а МАР - в 1960 г. как филиалы МБРР. Местонахождение - Вашингтон (США), у МВФ есть отделения в Париже и Женеве, у МБРР - в Париже и Токио.

Членами МБРР могут быть только члены МВФ, а членами двух филиалов - только члены МБРР. Центральное место в системе финансовых организаций занимает Международный валютный фонд. Его целями являются координация валютно-финансовой политики государств-членов и предоставление им краткосрочных и среднесрочных займов для урегулирования платежных балансов и поддержания валютных курсов.

Высшим органом Фонда, определяющим его политику, является Совет управляющих, в который входят по одному управляющему и по одному его заместителю от всех государств-членов. Созывается Совет ежегодно на сессии. Повседневную работу осуществляет Исполнительный совет в составе директора-распорядителя и 22 исполнительных директоров, избираемых на два года. Директор-распорядитель является председателем Директората и главным административным лицом Секретариата.

Целями МБРР явтяются содействие реконструкции и развитию экономики государств - членов Банка, поощрение частных иностранных капиталовложений, предоставление займов для развития производства и др.

Высший орган МБРР - Совет управляющих, организованный на тех же началах, что и Совет управляющих Фонда. Директоры-исполнители (22 человека) образуют исполнительный орган Банка. Президент Банка руководит штатом его служащих.

МАР и МФК , являющиеся филиалами Банка, созданы главным образом для содействия развивающимся странам. У них те же органы, что и у Банка.

Продовольственная и сельскохозяйственная организация Объединенных Наций (ФАО). Создана в 1945 г. на Конференции в Квебеке (Канада). Организация ставит целью улучшение питания и повышение уровня жизни, повышение продуктивности сельского хозяйства, улучшение системы распределения продовольствия и др. При осуществлении этих целей ФАО содействует капиталовложениям в сельское хозяйство, сохранению природных ресурсов, создает специальные программы в сферах своей деятельности, совместно с ООН руководит Мировой продовольственной программой.

Органы ФАО: Конференция в составе всех членов, собираемая раз в два года для определения политики, утверждения бюджета и программы работы ФАО; Совет - руководящий орган ФАО в период между сессиями Конференции, состоящий из 49 государств-членов; Секретариат во главе с генеральным директором. Штаб-квартира ФАО находится в Риме (Италия).

Международный фонд сельскохозяйственного развития (ИФАД) - специализированное учреждение ООН, имеющее целью мобилизовать дополнительные средства для развития сельского хозяйства в развивающихся странах путем осуществления проектов и программ, предназначенных для беднейшего сельского населения. Год основания - 1977 г.

На 1 января 1985 г. членами ИФАД являлись 139 государств, среди которых развитые страны - члены ОЭСР, развивающиеся страны - члены ОПЕК и развивающиеся страны, получающие помощь от указанных стран. Россия в ИФАД не участвует. Кредитная политика Фонда и критерии предоставления помощи государствам-членам предусматривают, что его средства должны использоваться для осуществления проектов, направленных на достижение следующих взаимосвязанных целей: увеличение производства продовольствия, занятости и дополнительных поступлений для бедных и безземельных фермеров, а также улучшение системы питания и распределения продовольствия. 55% первоначального капитала ИФАД составляют взносы развитых стран - членов ОЭСР, 42.5% - развивающихся стран - членов ОПЕК, 2,5% - других развивающихся стран. Сложная формула распределения голосов внутри данных категорий стран, зависящая от размера взноса, а также неодинаковое число стран, входящих в каждую из этих категорий, приводят к тому, что ключевые позиции в ИФАД занимают страны - члены ОЭСР и страны - члены ОПЕК. Высший орган ИФАД - Совет управляющих - состоит из представителей всех стран-членов. Исполнительным органом является Исполнительный совет, состоящий из 18 членов, избираемых Советом управляющих на три года. Он руководит всей практической деятельностью ИФАД. Во главе исполнительных служб Фонда стоит Президент, который является одновременно Председателем Исполнительного совета. Местонахождение ИФАД - Рим (Италия).

Всемирная метеорологическая организация (ВМО) . Основные положения, на которых строится деятельность гидрометеорологической службы, разрабатываются и утверждаются Всемирной службой погоды, работу которой координирует Всемирная метеорологическая организация. ВМО возникла как мировое сообщество метеорологов в 1873 г. ВМО осуществляет обмен метеорологической информацией между всеми службами, следит за соблюдением единства методов наблюдений, заботится о распространении и обмене результатами научных исследований в области метеорологии.

Необходимость международного сотрудничества в области метеорологии стала очевидной для ученых в начале XIX в., когда были составлены первые карты погоды. Атмосфера не имеет государственных границ, и сама по себе служба погоды может функционировать и быть эффективной только как служба международная, организованная в масштабах всего земного шара.

В начале 70-х гг. XIX в. (1872-1873) была учреждена Международная метеорологическая организация (ММО), которая после Второй мировой войны стала Всемирной метеорологической организацией (ВМО), являющейся одним из специализированных агентств Организации Объединенных Наций (ООН), устав которой был подписан 26 июня 1945 г.

23 марта 1950 г. вступила в силу Конвенция Всемирной метеорологической организации, и бывшая неправительственная организация ММО была преобразована в межправительственную - ВМО.

Метеорологи разных стран работают, руководствуясь едиными рекомендациями (техническими регламентами) ВМО. Членами ВМО являются более 150 стран мира. Высшим органом ВМО является Всемирный метеорологический конгресс, который созывается раз в четыре года. На Конгрессе избираются Генеральный секретарь ВМО и его заместители. На Конгрессе Всемирной метеорологической организации в Женеве 20 мая 2003 г. на пост Президента на предстоящие четыре года без голосования был избран Руководитель Федеральной службы России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Ростидромет) Александр Иванович Бедрицкий (1947 г.р.). Представитель России впервые занял этот высокий пост.

ВМО имеет шесть региональных ассоциаций по географическим районам, координирует деятельность членов в пределах своих географических районов, куда входят Африка, Азия, Южная Америка, Северная и Центральная Америка, Юго-Запад Тихого океана, Европа.

Основная практическая деятельность ВМО выполняется восемью техническими комиссиями: по авиационной метеорологии, атмосферным наукам, гидрологии, климатологии, морской метеорологии, основным системам, приборам и методам наблюдений, сельскохозяйственной метеорологии. Штаб-квартира ВМО находится в Швейцарии, в Женеве. Бюджет ВМО состоит из взносов членов Организации пропорционально размерам национального дохода каждой страны.

Метеорологические службы разных стран мира, оставаясь национальными по структуре и задачам, решаемым в пределах своей страны, работают по международным стандартам в соответствии с рекомендациями ВМО.

Метеорологические службы участвуют в реализации международных программ, например Всемирной климатической программы. Всемирной программы применения знаний о климате, программ «Метеорология и освоение океанов», «Сельскохозяйственная метеорология», «Гидрология и водные ресурсы» и др.

Крупнейшей является программа ВМО «Всемирная служба погоды», основой которой являются три глобальные системы: наблюдений (ГСН), обработки данных (ГСОД) и телесвязи (ГСТ). Согласно этой программе функционируют три категории метеорологических центров: национальные (НМЦ), региональные (РМЦ) и мировые (ММЦ). В настоящее время успешно функционируют центры приема и обработки спутниковой информации.

Национальные центры (их более 100) осуществляют сбор и распространение метеорологической информации с территории одной страны и пользуются необходимой информацией с территорий других стран.

Региональные центры (их более 30, в том числе в России имеются РМЦ в Москве, Новосибирске и Хабаровске) освещают метеорологическими данными большие территории, охватывая при необходимости системой сбора, обработки метеорологической информации несколько стран.

Мировые центры - в Москве, Вашингтоне и Мельбурне - собирают данные со всего мира, включая информацию метеорологических спутников Земли.

Организация Объединенных Наций по промышленному развитию (ЮНИДО) является специализированным учреждением Организации Объединенных Наций, усилия которого сосредоточены на борьбе с нищетой путем повышения производительности. ЮНИДО оказывает помощь развивающимся странам и странам с переходной экономикой в их борьбе с маргинализацией в современных условиях глобализации. Организация мобилизует знания, опыт, информацию и технологии и тем самым содействует производительной занятости, развитию конкурентоспособной экономики и обеспечению экологической устойчивости.

ЮНИДО была создана в 1966 г., а специализированным учреждением Организации Объединенных Наций стала в 1985 г. В рамках общей системы Организации Объединенных Наций ЮНИДО отвечает за содействие в сотрудничестве со 171 государством-членом промышленному развитию всех развивающихся стран. Центральные учреждения Организации находятся в Вене, а на местах ЮНИДО ведет активную деятельность с помощью своих 29 страновых и региональных отделений, 14 отделений по содействию инвестированию и передаче технологий и ряда отделений по конкретным аспектам ее деятельности.

В качестве глобального форума ЮНИДО аккумулирует и распространяет информацию по вопросам промышленности и обеспечивает основу, для того чтобы различные участники деятельности в области развития - лица, ответственные за принятие решений в государственном и частном секторах, организации гражданского общества и международное сообщество в целом - могли укреплять сотрудничество, вести диалог и развивать партнерские отношения для решения стоящих перед ними задач. В качестве учреждения по вопросам технического сотрудничества ЮНИДО разрабатывает и осуществляет программы оказания своим клиентам поддержки в области промышленного развития, а также предлагает специализированные услуги по вопросам разработки программ с учетом индивидуальных потребностей. Эти две основные функции являются одновременно взаимодополняющими и взаимообусловленными.

Основными инструментами технического сотрудничества являются комплексные программы (КП) и рамки страновых услуг (РСУ). Финансовые ресурсы ЮНИДО складываются из регулярного и оперативного бюджетов, а также специальных взносов на деятельность в области технического сотрудничества. Регулярный бюджет формируется из начисленных взносов государств-членов. Техническое сотрудничество финансируется главным образом за счет добровольных взносов стран- доноров и учреждений, а также Программы развития Организации Объединенных Наций, Многостороннего фонда для осуществления Монреальского протокола, Глобального экологического фонда и Общего фонда для сырьевых товаров. Объем операций ЮНИДО на двухгодичный период 2004-2005 гг. составляет около 356 млн евро.

Организация состоит из трех отделов, каждый из которых возглавляет директор-управляющий. В центральных учреждениях и в других действующих отделениях ЮНИДО насчитывается 645 сотрудников. Кроме того, ЮНИДО ежегодно пользуется услугами более 2200 международных и национальных экспертов, которые работают в рамках проектов в различных странах мира.

Международная морская организация (ИМО) - международная межправительственная организация, является специализированным учреждением ООН, служит аппаратом для сотрудничества и обмена информацией по техническим вопросам, связанным с международным торговым судоходством. Деятельность ИМО направлена на отмену дискриминационных действий, затрагивающих международное торговое судоходство, а также принятие норм (стандартов) по обеспечению безопасности на море и предотвращению загрязнения с судов окружающей среды, в первую очередь морской. Имеет штат около 300 человек.

ИМО образована 6 марта 1948 г. в Женеве с принятием Конвенции о Межправительственной морской консультативной организации (ИМКО) (англ. Inter-Governmental Maritime Consultative Organization, IMCO). Конвенция вступила в силу 17 марта 1958 г., и вновь созданная организация приступила к своей практической деятельности.

На 9-й сессии Ассамблеи этой организации (Резолюция А.358(1Х)) ее название было изменено и с 22 мая 1982 г. действует нынешнее. Штаб-квартира расположена в Лондоне.

В определенном смысле ИМО является форумом, в котором государства - члены этой организации обмениваются информацией, обсуждают правовые, технические и иные проблемы, касающиеся судоходства, а также загрязнения с судов окружающей среды, в первую очередь морской.

Основные функции и структура ИМО: действует в качестве агента Организации Объединенных Наций (ООН); является консультативной и совещательной организацией; несет ответственность за организацию обеспечения безопасности на море и защиты окружающей среды, а также решение юридических вопросов, связанных с международным судоходством; способствует облегчению взаимодействия правительств государств по техническим вопросам для достижения высочайших стандартов в области безопасности на море и предотвращения загрязнения; принимает и совершенствует обязательные к исполнению и рекомендательные международные конвенции, кодексы, резолюции, протоколы, циркуляры и рекомендации.

По состоянию на 30 июня 2005 г. членами ИМО были 167 государств. Высшим органом организации является Ассамблея так называемых Договаривающихся правительств. Ассамблеи собираются два раза в год. Первая сессия Ассамблеи тогда еще ИМКО состоялась в январе 1959 г. Имеется также Совет ИМО, состоящий из 32 государств, в число которых входит и Россия.

Помимо Ассамблеи в рамках ИМО действуют пять комитетов:

  • Комитет по безопасности мореплавания (Maritime Safety Committee, MSC- КБМ);
  • Комитет по защите морской среды (Marine Environment Protection Committee, МЕРЕ - КЗМС);
  • Юридический комитет (LEG - ЮРКОМ);
  • Комитет по техническому сотрудничеству (К ГС);
  • Комитет по облегчению формальностей судоходства, а также девять подкомитетов и Секретариат во главе с Генеральным секретарем.

Все нормативные и правовые документы, подготовленные в подкомитетах и рассмотренные на сессиях комитетов, рассматриваются и принимаются, как правило, на очередных сессиях Ассамблеи Организации. Наиболее серьезные, стратегические решения могут приниматься решениями дипломатических конференций.

Решения ИМО объявляются в форме резолюций Организации, к которым при необходимости могут прилагаться вновь принятые документы (кодексы, циркулярные письма, поправки к действующим документам - конвенции, кодексу и т.п.). С учетом оговариваемых условий и сроков вступления в силу такие решения должны внедряться администрациями.

Международная организация гражданской авиации (ИКАО) . Учреждена в 1944 г. на Конференции в Чикаго. Конвенция о международной гражданской авиации 1944 г., являющаяся учредительным актом ИКАО, вступила в силу 4 апреля 1947 г. Штаб-квартира ИКАО находится в Монреале (Канада).

ИКАО создана в целях развития принципов и методов международной аэронавигации, обеспечения безопасности полетов на международных авиалиниях, содействия планированию и развитию международного воздушного транспорта.

Высший орган ИКАО - Ассамблея, состоящая из представителей всех государств-членов и созываемая раз в три года для определения политики ИКАО и утверждения бюджета, а также обсуждения любых вопросов, которые не передаются на рассмотрение Совета.

Совет является исполнительным органом ИКАО, состоящим из представителей 33 стран, избираемых Ассамблеей из числа государств с наиболее развитым воздушным транспортом и с учетом справедливого географического представительства.

Всемирный почтовый союз (ВПС) . Создан в 1874 г. на Международном почтовом конгрессе в Берне. Всемирная почтовая конвенция, принятая Конгрессом, вступила в силу 1 июля 1875 г. Ее текст неоднократно пересматривался на всемирных почтовых конгрессах. Штаб-квартира ВПС находится в Берне (Швейцария).

ВПС ставит своей целью обеспечение и совершенствование почтовых отношений. Все страны - члены ВПС образуют единую почтовую территорию, на которой действуют три основных принципа: единство такой территории, свобода транзита и единообразный тариф. ВПС разрабатывает правила международной пересылки всех видов почтовых отправлений на основе Всемирной почтовой конвенции и многосторонних соглашений.

Высшим органом ВПС является Всемирный почтовый конгресс, состоящий из представителей всех государств-членов и созываемый раз в пять лет. В его функции входит пересмотр Всемирной почтовой конвенции и дополнительных соглашений. В период между конгрессами действует Исполнительный совет в составе 40 членов, который руководит всей работой Союза. Консультативный совет по почтовым исследованиям (35 членов) занимается техническими и экономическими вопросами почтовой связи. Международное бюро во главе с Генеральным директором является постоянным Секретариатом Союза.

Международный союз электросвязи (МСЭ) - международная организация, определяющая стандарты в области телекоммуникаций и радио. Эго, вероятно, старейшая из ныне существующих международных организаций, она была основана в Париже еще 17 мая 1865 г. под названием Международного телеграфного союза. В 1934 г. МСЭ получил свое нынешнее название, а в 1947 г. стал специализированным учреждением Организации Объединенных Наций.

В настоящее время в МСЭ входит 191 страна (по состоянию на сентябрь 2008 г.). Стандарты МСЭ не являются обязательными, но широко поддерживаются, так как облегчают взаимодействие между сетями связи и позволяют провайдерам предоставлять услуги по всему миру.

Руководящий орган - Полномочная конференция, которая созывается раз в четыре года и избирает Совет МСЭ в составе 46 членов, который проводит свои заседания ежегодно. Представители всех стран - членов МСЭ на конференции по стандартизации в области телекоммуникаций определяют основные направления деятельности каждого сектора, формируют новые рабочие группы и утверждают план работ на следующие четыре года. Деятельность МСЭ охватывает следующие вопросы: в технической области: содействие развитию и продуктивной эксплуатации средств электросвязи (телекоммуникаций) в целях повышения эффективности услуг электросвязи и их доступности для населения: в области политики: содействие распространению более широкого подхода к проблемам электросвязи в глобальной информационной экономике и обществе: в области развития: содействие и оказание технической помощи развивающимся странам в сфере электросвязи, содействие мобилизации людских и финансовых ресурсов, необходимых для развития электросвязи, содействие расширению доступа к преимуществам новых технологий для населения всего земного шара.

В основном МСЭ занимается распределением радиочастот, организацией международной телефонной и радиосвязи, стандартизацией телекоммуникационного оборудования. Целью Союза являются обеспечение и расширение международного сотрудничества в региональном использовании всех видов связи, совершенствование технических средств, их эффективная эксплуатация. Сейчас МСЭ официально является специализированным учреждением ООН и имеет штаб-квартиру в Женеве (Швейцария) рядом со зданием ООН. В декабре 1992 г. была определена его новая структура: сектор стандартизации электросвязи; сектор радиосвязи; сектор развития электросвязи.







2024 © styletrack.ru.