Принципы построения и развития системы образования в россии. Система образования рф 20 современная система образования структура системы образования


1. Связь образования с конкретными условиями и целями государственной политики в условиях перехода к рыночным отношениям.

2. Сохранение основных положений, сложившихся в российской школе: приоритетность образовательной сферы, светский характер образования, совместное обучение и воспитание лиц обоего пола, сочетание коллективной, групповой и индивидуальной форм образовательного процесса.

3. Профессиональное самоопределение молодежи с учетом социальных потребностей, региональных, национальных и общекультурных традиций народов России.

4. Многотипность образовательных учреждений, многообразность форм получения образования в государственных и негосударственных образовательных учреждениях с отрывом и без отрыва от производства.

5. Демократический характер системы образования.

Сложившаяся система управления образованием выполняет функции регулирования, координации и контроля на федеральном, региональном и местом уровнях.

Все органы управления образованием подконтрольны Министерству общего и профессионального образования РФ, включая подведомственные ему образовательные учреждения.

Государственные органы управления осуществляют лицензирование и аккредитацию как государственных, так и негосударственных образовательных учреждений, обосновывают целевые финансовые и другие затраты на нужды развития региональных систем образования, прямое финансирование деятельности образовательных учреждений, разрабатывают нормативы их финансирования, формируют структуры образовательных систем, разрабатывают перечень профессий и специальностей, по которым в стране ведется профессиональное обучение.

Важнейшей функцией государственных органов управления образованием является контроль исполнения законодательных основ в области образования, реализации образовательных стандартов и исполнения бюджетной и финансовой дисциплины.

Управление государственным и муниципальным образовательным учреждением осуществляет администратор (заведующий, руководитель, директор, ректор, начальник), который нанимается, назначается или избирается на руководящую должность в соответствии с уставом образовательного учреждения.

Руководство негосударственным образовательным учреждением осуществляет его учредитель или по согласованию с ним попечительский совет, формируемый учредителем.

На современном этапе развития назревает потребность в новой реформе российской системы образования. Ее основная задача – облегчить государству бремя содержания школы во всех ее звеньях, повернуть и высшую, и среднюю школу к рынку.

В области управления предполагается значительно расширить права муниципальных органов и отдельных образовательных учреждений на основе автономии образовательных учреждений и усиления общественных компонентов контроля и управления. Значительные изменения предполагаются в области финансирования.

Образование - это индивидуальная культура человека, которой он овладевает в процессе усвоения социального опыта, системы знаний, умений и навыков. Образование предполагает усвоение опыта, воспитание качеств поведения, физическое и умственное развитие.

Основные принципы современного образования

Право на образование - это одно из ведущих и неотъемлемых прав граждан России (ст. 43 Конституции Российской Федерации).

Направления образовательной политики Российской Федерации:

Обеспечение государственных гарантий доступности качественного образования;

Создание условий для повышения качества общего образования;

Создание условий для повышения качества профессионального образования;

Формирование эффективных экономических отношений в образовании;

Обеспечение системы образования высококвалифицированными кадрами, их поддержка государством и обществом.

Образование в Российской Федерации осуществляется в соответствии с законодательством нашей страны и нормами международного права. Право на образование - это одно из ведущих и неотъемлемых прав граждан России, предусмотренных основным Законом страны.

Оно закреплено в статье 43 Конституции Российской Федерации:

1. Каждый имеет право на образование.

2. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных организациях и на предприятиях.

3. Каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательной организации и на предприятии.

4. Основное общее образование обязательно. Родители, или лица их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования.

5. Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования.

Под системой образования понимается совокупность образовательных стандартов и программ, сеть образовательных организаций и органов управления, а также комплекс принципов, определяющих функционирование системы.

Основным элементом современной системы образования является образовательная организация.

Образовательная организация - это некоммерческая организация, осуществляющая в качестве основного(уставного) вида деятельности в соответствии с целями, ради которых такая организация создана, образовательную деятельность.

Среднее профессиональное образование Подготовка квалифицированных рабочих Подготовка специалистов среднего звена

Высшее образование бакалавриат Магистратура, специалитет Подготовка научно-педагогических кадров


Типология образовательных организаций определяется уровнем получения образования и зависит от того, является ли образовательная деятельность основным видом деятельности данной организации.

Образовательные организации

Образовательные организации (образование - основной вид деятельности)

Организации, осуществляющие обучение (образование - дополнительный вид деятельности)

Дошкольные образовательные организации

Общеобразовательные организации

Профессиональные образовательные организации

Образовательные организации высшего образования

Организации дополнительного образования

Организации дополнительного профессионального образования

Научные организации

Организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Организации, осуществляющие лечение, оздоровление и (или) отдых детей

Организации, осуществляющие социальное обслуживание

Иные юридические лица независимо от их организационно-правовой формы

Педагогическая психология:

1. Профессиональная подготовка и личностное развитие педагога дошкольной образовательной организации. Стили педагогического общения. Педагогический такт и эмпатия .

2. Компетентностная составляющая в профессиональной подготовке педагогов дошкольной образовательной организации. Основные стили управления и общения: авторитарный, демократический, либеральный. Стиль общения педагога ДОО как выражение педагогического такта. Понятие и основные составляющие педагогического такта. Признаки и элементы педагогического такта. Эмпатия как профессионально значимое качество педагогов ДОО.

Профессиональная подготовка педагога

Деятельность педагога стала предметом рассмотрения в педагогической психологии неслучайно, она является точкой отсчета для изменения психических качеств ребенка в образовательных организациях. У педагога много возможностей повлиять на будущее опосредованным образом - через своих учеников.

Успешное педагогическое общение и взаимодействие педагога с обучаемыми предполагает наличие у педагога следующих психологических качеств и способностей:

1. Наличие потребности и умений общения, коммуникативные качества;

2. Способность эмоциональной эмпатии и понимания людей;

3. Гибкость, оперативно-творческое мышление;

4. Умение ощущать и поддерживать обратную связь в общении;

5. Умение управлять собой (мимикой, жестами, настроением, психическим состоянием, настроением и т.д.);

7. Умение прогнозировать возможные педагогические ситуации, последствия своих воздействий

8. Хорошие вербальные способности: культура, развитость речи, богатый лексический запас, правильный отбор языковых средств;

9. Способность к педагогической импровизации, умение применять все разнообразие средств воздействия (убеждение, внушение, заражение).

Средства повышения эффективности воздействия:

- «приспособления»- система приемов (мимических, речевых, психологических): одобрение, совет, недовольство, намек, просьба, осуждение, юмор, насмешка, приказ, доверие, пожелание и прочее;

- «пристройки или достройки» - приспособление своего тела к интонации и стиля общения к другому человеку для того, чтобы затем приспособить его поведение к целям педагога;

Смена способов словесного воздействия: переход от сложного к простому, от простого к сложному;

Резкая смена способов общения.

Стили педагогического общения

Выделяют следующие виды педагогического общения (по В. А. Кан-Калику):

1. Общение на основе высоких профессиональных установок педагога, его отношение к педагогической деятельности в целом.

2. Общение на основе дружеского расположения. Оно предполагает увлеченность общим делом.

3. Общение-дистанция относится к самым распространенным типам педагогического общения. В этом случае во взаимоотношениях постоянно прослеживается дистанция во всех сферах.

4. Общение-устрашение, негативная форма общения, антигуманная, вскрывающая педагогическую несостоятельность преподавателя.

5. Общение-заигрывание, характерное для молодых преподавателей, стремящихся к популярности.

Модели педагогического общения

Из числа разработанных в последние годы за рубежом классификаций стилей педагогического общения интересной представляется типология профессиональных позиций учителей, предложенная М. Таленом.

1. «Сократ ». Это учитель с репутацией любителя споров, дискуссий, намеренно их провоцирующий на занятиях.

2. «Руководитель групповой дискуссии». Главным в учебно-воспитательном процессе считает достижение согласия между учащимися, отводя себе роль посредника, для которого поиск демократического согласия важнее результата дискуссии.

3. «Мастер». Учитель выступает как образец для подражания, подлежащий безусловному копированию и прежде всего не столько в учебном процессе. Сколько в отношении к жизни вообще.

4. «Генерал». Избегает всякой двусмысленности, подчеркнуто требователен, жестко добивается послушания, так как считает, что всегда и во всем прав, а ученик должен беспрекословно подчиняться приказам. По данным автора типологии, этот стиль наиболее распространен, чем все вместе взятые, в педагогической практике.

5. «Менеджер». Стиль, получивший распространение в радикально ориентированных школах и сопряженный с атмосферой эффективной деятельности класса, поощрением инициативы и самостоятельности.

6. «Тренер». Атмосфера общения в классе пронизана духом корпоративности. Учащиеся в данном случае подобны игрокам одной команды, где каждый в отдельности не важен как индивидуальность, но все вместе они могут многое. Учителю отводится роль вдохновителя групповых усилий, для которого главное- конечный результат, блестящий успех победа.

7. «Гид». Воплощенный образ ходячей энциклопедии: лаконичен, точен, сдержан. Ответы на все вопросы ему известны заранее, как и сами вопросы.

М. Тален указывает на основание, заложенное в типологизацию: выбор роли педагогом, исходя из собственных потребностей, а не потребностей учащихся.

Барьеры педагогического общения:

Затруднение в общении (в деятельности) - это субъективно переживаемое человеком состояние «сбоя» в реализации прогнозируемого (планируемого) общения вследствие неприятия партнера общения, его действий, непонимания текста (сообщения), непонимания партнера, изменения коммуникативной ситуации, собственного психического состояния и т.д. Психологи отмечают факторы социально-перцептивных искажений в педагогическом процессе:

- эффект ореола - влияние общего впечатления о другом человеке на восприятие и оценку частных свойств и проявлений его личности;

Эффект инерционности - тенденция к сохранению однажды созданного представления о человеке;

Эффект последовательности - влияние на восприятие последовательности поступления сведений о человеке;

Влияние имплицитной теории личности - рассмотрение конкретного человека сквозь призму имплицитных представлений о том, какова должна быть личность по мнению воспринимающего;

Суждение о другом человеке по аналогии с собой - в большинстве случаев бессознательный перенос на других особенностей свойств, переживаний и т.д.;

Эффект стереотипизации - наложение на восприятие отдельного человека стереотипа, обобщенного образа некоторого класса, группы, категории людей;

Стремление к внутренней непротиворечивости - склонность восприятия «вытеснить» все аспекты образа воспринимаего человека, противоречащие сложившейся о нем «концепции»;

Влияние характеристик личности воспринимающего - воздействие на социальную перцепцию уровня когнитивной сложности воспринимающего, принимающего, уровня его притязаний, самооценки, общительности и т.п.

Выделяют следующие барьеры педагогического общения:

1. Личностные :

Стереотипы мышления;

Предвзятое представление;

Неправильное отношение;

Отсутствие внимания и интереса;

Пренебрежение к фактам;

Барьер страха;

Барьер страдания;

Барьер плохого настроения;

Барьер презрения;

Барьер недостаточного понимания важности общения;

Барьер речи.

2. Физические :

Барьеры физической среды;

Барьеры физических состояний.

3. Социально-психологические:

Организационно-психологические барьеры;

Когнитивно-психологические барьеры;

Сенсорно-рецепторные барьеры;

Психомоторные барьеры;

Психосоциальные барьеры.

Под системой образования понимается совокупность образовательных программ и стандартов, сеть образовательных учреждений и органов управления, а также комплекс принципов, определяющих функционирование системы . Характер системы образования в любом государстве определяется социально-экономическим, политическим строем, культурно-историческими и национальными особенностями страны.
Принципы государственной политики в образовании (См Закон РФ «Об образовании» от 01.01.05, ст.2.)
гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, право личности на свободное развитие;
единство федерального образования при праве на своеобразие образования национальных и региональных культур;
общедоступность образования и адаптивность системы образования к потребностям обучаемых;
светский характер образования в государственных учреждениях;
свобода и плюрализм в образовании;
демократический, государственно-общественный характер управления, самостоятельность образовательных учреждений.

Образовательные учреждения (См. Закон РФ «Об образовании», ст.12)

Образовательные учреждения по своим организационно-правовым формам могут быть государственными, муниципальными, негосударственными (частными, учреждениями общественных и религиозных организаций (объединений). К образовательным относятся учреждения следующих типов:

Дошкольные: детские сады.
Общеобразовательные (начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования): школы, лицеи, гимназии.
Профессиональные (начального, среднего, высшего и послевузовского профессионального образования): училища, колледжи, УОР, академии, институты, университеты, аспирантура.
Специальные (коррекционные) для обучения детей с отклонениями в развитии: для слабослышащих, слабовидящих. Учреждения дополнительного образования для детей: музыкальные, художественные школы, центры, клубы, курсы.
Учреждения для детей-сирот , оставшихся без попечения родителей (законных представителей): интернаты, детские дома.
Учреждения дополнительного образования для взрослых: курсы, институты повышения квалификации, переподготовки.
Дополнительное образование (ст.26). Дополнительные образовательные программы и дополнительные образовательные услуги реализуются в целях всестороннего удовлетворения образовательных потребностей граждан, общества, государства.

Образовательные программы (См. Закон «Об образовании», ст.9).

Образовательная программа определяет содержание образования определенных уровня и направленности. Программы подразделяются на два вида: общеобразовательные (основные и дополнительные) , направленные «на формирование общей культуры личности, адаптацию ее к жизни в обществе», и профессиональные (основные и дополнительные) , направленные «на решение задач последующего повышения профессионального и общеобразовательного уровней, подготовку специалистов соответствующей квалификации». Образовательные учреждения, осуществляющие образовательный процесс, реализуют одну или несколько образовательных программ.
В УОР №1 Екатеринбург реализуется три образовательные программы: основного общего образования (9 кл), среднего (полного) общего образования (10 – 11 кл), среднего профессионального образования (1 – 3 курс).
Граждане могут использовать разные формы получения образования (ст.10): в образовательном учреждении – в форме очной, очно-заочной (вечерней), заочной; в форме семейного образования, самообразования, экстерната.

Органы управления образованием (См. Закон «Об образовании», ст.37)

К органам управления образованием относятся федеральные (общегосударственные), республиканские, краевые, областные, автономных регионов, муниципальные (местные). Каждая ступень органов управления обладает своей компетенцией. В целом управление – процесс выработки решений, принятия законов в области образования, планирования, организации, регулирования и контроля за деятельностью образовательных служб. Функции управленческих органов: разработка образовательных программ и стандартов, аккредитация и аттестация учреждений и учителей, формирование образовательной инфраструктуры, финансирование, прогнозирование развития образования. Органы управления руководят выпуском учебников, учебных пособий и средств, организуют подготовку и переподготовку кадров для образования, обеспечивают развитие педагогической науки.
Органы управления образованием УОР №1 Екатеринбург: Министерство образования РФ (Министр образования РФ – Фурсенко А.А.); Министерство общего и профессионального образования Свердловской области (Министр МОПО-Нестеров В.В.);

Образовательные стандарты (ст.7)

Государственные образовательные стандарты (включающие федеральные и региональные компоненты)– это обязательный минимум содержания каждой основной общеобразовательной и профессиональной программы с уровнем усвоения, обеспечивающим дальнейшее обучение или работу. Государственный образовательный стандарт СПО для УОР №1 утвержден в 2002 году Государственным комитетом РФ по ФК и С. Содержит государственные требования к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности 0307 «Физическая культура» (базовый уровень СПО). Квалификация – педагог по ФК и С.
В настоящее время вузы России переходят на систему многоуровнего образования, в тот числе педагогического, в связи с вступлением России в Болонский процесс и принятия обязательных для исполнения подходов к стратегии развития профессионального образования в условиях единого европейского образовательного пространства, в т.ч. переходе к системе «бакалавр-магистр». Система включает в себя следующие уровни: 1) общее высшее образование – срок обучения 2 года; 2) базовое высшее педагогическое образование (бакалавриат ) – срок обучения 2 – 3 года; 3) полное высшее педагогическое образование (магистратура ) – срок обучения 1 – 2 года.

Принципы построения современной системы образования закреплены в “Законе об образовании РФ”, на основе которых будет строиться и стратегия и тактика реализации законодательно закрепленных идей развития образования в России. Эти положения обращены и к обществу, и к самой системе образования, и к личности и обеспечивают как “внешние” социально-педагогические условия развития системы образования, так и “внутренние” - собственно педагогические условия ее полноценной жизнедеятельности.

К этим условиям относятся :

Гуманистический характер образования;

Приоритет общечеловеческих ценностей;

Свободное развитие личности;

Общедоступность образования; бесплатность общего образования;

Всесторонняя защита потребителя образования,

Сохраненные единства федерального, культурного и образовательного пространства;

Свобода и плюрализм в образовании;

Открытость образования;

Демократический, государственно-общественный характер управления образованием;

Светский характер образования в государственно-муниципальных образовательных учреждениях;

Получение образования на родном языке;

Связь образования с национальными и региональными культурами и традициями;

Преемственность образовательных программ;

Вариативность образования;

Разграничение компетенций субъектов системы.

Организационной основой государственной политики Российской Федерации в области образования является Федеральная программа развития образования, утверждаемая федеральным законом. Федеральная программа развития образования разрабатывается на конкурсной основе. Конкурс объявляется Правительством Российской Федерации.

Государственная политика в области образования основывается на следующих принципах: гуманистический характер образования, общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников; светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях.

В ведении субъектов Российской Федерации в области образования находятся: определение и осуществление политики в области образования, не противоречащей политике Российской Федерации в области образования;финансовое подкрепление государственных гарантий доступности и обязательности основного общего образования путем выделения субвенций местным бюджетам; разработка и реализация республиканских, региональных программ развития образования, в том числе международных, формирование бюджетов субъектов Российской Федерации в части расходов на образование и соответствующих фондов развития образования.

Совершеннолетние граждане Российской Федерации имеют право на выбор образовательного учреждения и формы получения образования. Граждане Российской Федерации имеют право на получение впервые бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального образования и на конкурсной основе среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях в пределах государственных образовательных стандартов. В образовательных учреждениях содержание и обучение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей), осуществляются на основе полного государственного обеспечения. Образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников. Учебная нагрузка, режим занятий обучающихся, воспитанников определяются уставом образовательного учреждения на основе рекомендаций, согласованных с органами здравоохранения. Заработная плата и должностной оклад работнику образовательного учреждения выплачиваются за выполнение им функциональных обязанностей и работ, предусмотренных трудовым договором (контрактом). Выполнение работником образовательного учреждения других работ и обязанностей оплачивается по дополнительному договору, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Для педагогических работников образовательных учреждений устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени - не более 36 часов в неделю.



Основные типы учебных заведений:

· Детские сады

· Начальная школа (1-4)

· Средняя школа (неполное среднее 5-9) (полное среднее 10-11)

· Средние специальные учебные заведения (колледжи, техникумы; лицеи)

· Высшая школа (бакалавриат, магистратура, специалитет)

· Дополнительное образование – образовательные центры, курсы, повышения квалификации и т.п. (см подробнее 77 вопрос)

· Начальное и среднее образование является обязательным для всех граждан РФ.

Раздел V
СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ
И ПЕРСПЕКТИВЫ ЕЕ РАЗВИТИЯ

ХАРАКТЕРИСТИКА СИСТЕМЫ
ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ

1. Основные принципы образовательной политики Российской Федерации

Система образования формируется государством. Государство определяет структуру всей системы в целом, принципы ее функционирования и направления (перспективы) развития.

Ведущую роль в области образования играют принципы государственной политики. Именно они регламентируют деятельность всех образовательных учреждений и органов управления образованием в стране. Кроме того, все образовательные программы строятся с учетом этих принципов.

Принципы государственной политики в области образования отражены в Законе Российской Федерации "Об образовании" (О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об образовании" 1996 г.). В соответствии с этим законом государственная политика основывается на принципах, утверждающих, что система образования должна:

  1. Носить гуманистический характер с приоритетом общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности, воспитания гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье.
  2. Поддерживать единое культурное и образовательное пространство во всей стране, т. е. не только обучать учащихся, но защищать и развивать национальные культуры, региональные культурные традиции и особенности.
  3. Создавать условия для общедоступности образования, приспособления системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников.
  4. Иметь светский (т. е. не религиозный) характер и в государственных, и в муниципальных образовательных учреждениях (к негосударственным учреждениям это не относится).
  5. Поддерживать свободу и плюрализм в образовании, внимательно относиться к различным мнениям и подходам (исключение составляет деятельность политических партий - в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, органах управления образованием создание и деятельность организационных структур политических партий, общественно-политических и религиозных движений и организаций не допускается).
  6. Носить демократический, государственно-общественный характер управления образованием и допускать автономность (самостоятельность) образовательных учреждений.

2. Понятие системы образования

Подготовка подрастающего поколения к жизни и осуществление тех целей и задач, которые выдвигаются обществом в области воспитания, немыслимы без соответствующей образовательной системы.

Сама система формировалась постепенно. Вначале она включала только образовательные учреждения. В Древней Руси, например, это были школы, действовавшие при монастырях, храмах и церквях. Они спонтанно (самопроизвольно) возникали и закрывались. Учебный материал был результатом творчества самих преподавателей. Они преподавали то, что знали, и так, как себе это представляли. Никакой системы контроля за качеством преподавания в этих школах и тем более централизованной системы отбора содержания преподаваемых дисциплин в то время не было.

С укреплением государственности власти попытались взять действующие школы под свой контроль. Для этого были созданы специальные (общегосударственные и местные) органы управления образовательными учреждениями. Таким образом, система образования стала включать в себя уже два вида учреждений: образовательные учреждения и органы управления образовательными учреждениями. В таком виде система образования в России существовала вплоть до введения в действие Закона Российской Федерации "Об образовании" в 1992 г.

С принятием нового закона в системе образования значительную роль стали играть государственные образовательные стандарты. Они определяли содержание тех образовательных программ, которые реализовывались в образовательных учреждениях.

Государственные образовательные стандарты наряду с органами управления начали регламентировать деятельность учреждений образования и определять общие параметры всей системы образования в целом. Поэтому с 1992 г. система образования пополнилась еще одним компонентом - образовательными программами, построенными на основе государственных образовательных стандартов. Более того, образовательные стандарты стали ведущей характеристикой деятельности системы образования.

Сегодня система образования в Российской Федерации представляет собой совокупность взаимодействующих;

  • - государственных образовательных стандартов образовательных программ;
  • - сети образовательных учреждений;
  • - органов управления образованием.

Образовательные программы определяют содержание образования на каждом конкретном уровне образования в данном образовательном учреждении.

Образовательная программа любого образовательного учреждения состоит из двух частей. Первая часть формируется на основании федерального компонента образовательного стандарта (более 70% содержания программы). Это так называемый обязательный минимум содержания образовательной программы . Он устанавливается государственным образовательным стандартом по соответствующему предмету и обязателен для всех граждан России.

Вторая часть образовательной программы создается на основании национально-регионального компонента образовательного стандарта и является обязательной только для граждан России, проживающих в данном регионе. К примеру, для учащихся, обучающихся в школах Москвы, введен специальный курс под названием "Москвоведение". Этот предмет необязателен для школ других регионов (Татарстан, Чувашия и др.), а преподается только в столице и является частью регионального компонента.

Все образовательные программы в Российской Федерации подразделяются на общеобразовательные и профессиональные.

Общеобразовательные программы направлены на формирование общей культуры подрастающего человека, его адаптацию к жизни в обществе и создание основы для осознанного выбора и освоения профессиональных программ. К общеобразовательным относятся следующие программы:

  • - дошкольного образования;
  • - начального общего образования (I-IV классы);
  • - основного общего образования (V-IX классы);
  • - среднего (полного) общего образования (X-XI классы).

Профессиональные программы предназначены для подготовки специалистов соответствующих квалификаций путем последовательного повышения профессионального и общеобразовательного уровней обучающихся. К профессиональным относятся образовательные программы:

  • - начального профессионального образования;
  • - среднего профессионального образования;
  • - высшего профессионального образования;
  • - послевузовского профессионального образования.

Для всех представленных выше основных образовательных программ (и общеобразовательных, и профессиональных) государственный образовательный стандарт определяет обязательный минимум содержания.

Кроме основных образовательных программ в образовательном учреждении могут реализовываться дополнительные образовательные программы (факультативы, курсы по желанию родителей и детей, программы дворцов детского творчества и т. д.).

Образовательные учреждения. Прямыми задачами образовательного учреждения являются обучение и воспитание учащихся.

К числу образовательных учреждений относятся детские сады. Для них главной задачей является обеспечение содержания и воспитания. Если в школе главной задачей выступает обучение, то в детском саду основная задача - воспитание.

Таким образом, образовательным учреждением можно назвать только то учреждение, которое решает эти две задачи одновременно. Поэтому образовательным называется учреждение, осуществляющее образовательный процесс, т. е. реализующее одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся, воспитанников .

По своим организационно-правовым формам образовательные учреждения могут быть государственными, муниципальными, негосударственными (частными, учреждениями общественных и религиозных организаций).

В связи с тем что образовательные учреждения реализуют различные образовательные программы и работают с учащимися разного возраста, уровня подготовки и способностей, различают образовательные учреждения нескольких типов. К образовательным относятся учреждения следующих типов:

  1. Дошкольные.
  2. Общеобразовательные (начального, основного и среднего общего образования).
  3. Профессиональные (начального, среднего, высшего и послевузовского профессионального образования).
  4. Дополнительного образования (детей, взрослых).
  5. Специальные (коррекционные) для обучающихся с отклонениями в развитии.
  6. Учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
  7. Другие учреждения, осуществляющие образовательный процесс.

Образовательные учреждения каждого типа могут подразделяться на виды (внутри своего типа). Сегодня, выбирая для своего ребенка школу, родители часто сталкиваются с проблемой, куда его отдать учиться: в гимназию, лицей, а может, в колледж? Все эти многообещающие названия обозначают вид общеобразовательного учреждения. Поступая в учебное заведение среднего профессионального образования, мы можем оказаться перед аналогичным выбором. Куда лучше поступать - в педучилище или в педколледж?

В Москве кроме обычного общеобразовательного учреждения (школы) официально утверждены еще три вида общеобразовательных учреждений (распоряжение премьера Правительства Москвы от 19 февраля 1996 г. № 151-РП). К ним относятся гимназия, лицей и школа с углубленным изучением отдельных предметов.

Гимназия - вид общеобразовательного учреждения, ориентированного на формирование широко образованной интеллигентной личности, готовой к творческой и исследовательской деятельности в различных областях фундаментальных наук. Она функционирует в составе V-XI классов. Образование в гимназии дается на широкой гуманитарной базе с обязательным изучением нескольких (не менее двух) иностранных языков.

Лицей может открываться только на базе профильного высшего учебного заведения. Совместно с вузом лицей образует учебный комплекс. Обучаются в нем учащиеся старших (начиная с VIII) классов. Лицей предназначен для проведения повышенной подготовки по отдельным предметам, осуществления ранней профилизации учащихся и подготовки выпускников к осознанному выбору профессии, самостоятельному творческому обучению в вузе.

Общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов дает расширенное, углубленное образование по отдельному или нескольким предметам одной, выбранной области знаний и осуществляет раннюю профилизацию в соответствующей области знаний. Для реализации разработанной образовательной программы школа может привлекать профессорско-преподавательский состав вузов, сотрудников научно-исследовательских учреждений, учреждений культуры. Такая школа включает в себя все три ступени с I по XI класс.

Кроме этих, утвержденных официально, в России образуются и действуют и другие виды общеобразовательных учреждений. Широкое распространение получили такие виды, как воскресные школы, авторские школы, учебные комплексы "детский сад -школа" и др.

Органы управления образованием. Все мы знаем, что Российская Федерация состоит из различных субъектов Федерации (Чувашия, Татарстан и др.), и поэтому управление всей хозяйственной деятельностью в стране осуществляется на двух уровнях: общегосударственном и на уровне конкретного субъекта Федерации. Кроме того, управление на местах - в городе, районе - осуществляется органами местного управления (третий уровень).

Подобно этой хозяйственной системе управления построено и управление образованием. Оно включает в себя органы управления трех уровней.

Первый, федеральный, уровень включает в себя органы управления образованием общегосударственного значения. К ним относятся федеральные органы управления образованием (Министерство общего и профессионального образования Российской Федерации и другие федеральные органы, имеющие отношение к системе образования).

Второй уровень органов управления образованием - это уровень субъектов Российской Федерации (Министерство образования Чувашии, Департамент образования г. Москвы, Министерство образования Ростовской области и т.д.).

К третьему , местному, уровню относятся районные и городские органы управления образованием (управления образованием при местных администрациях).

К ведению федеральных органов управления образованием относятся вопросы стратегического характера. Основными являются следующие:

  • 1) формирование и осуществление федеральной политики в области образования;
  • 2) разработка и реализация федеральных и международных программ развития образования (в том числе Федеральной программы развития образования);
  • 3) установление федеральных компонентов государственных образовательных стандартов;
  • 4) разработка и утверждение типовых положений об образовательных учреждениях, установление порядка их создания, реорганизации и ликвидации;
  • 5) установление перечней профессий и специальностей, по которым ведутся профессиональная подготовка и профессиональное образование;
  • 6) установление порядка лицензирования, аттестации и государственной аккредитации образовательных учреждений;
  • 7) установление порядка аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений.

Органы управления образованием субъектов Федерации определяют особенности реализации федеральных законов и нормативов в своих регионах. В их ведении находятся:

  • 1) формирование законодательства субъектов Российской Федерации в области образования;
  • 2) разработка и реализация республиканских, региональных программ развития образования;
  • 3) установление национально-региональных компонентов государственных образовательных стандартов;
  • 4) определение особенностей порядка создания, реорганизации, ликвидации и финансирования образовательных учреждений;
  • 5) формирование бюджетов субъектов Российской Федерации в части расходов на образование, установление местных налогов на образование и т. д.

3. Формы получения образования

Образовательное учреждение в своей деятельности реализует одну или несколько образовательных программ. Однако формы освоения гражданином Российской Федерации образовательной программы могут быть различны. В соответствии с Законом Российской Федерации "Об образовании" освоение образовательной программы допускается:

  • 1) в форме очной, очно-заочной (вечерней), заочной;
  • 2) в форме семейного образования, самообразования, экстерната.

Первая форма характеризуется тем, что в ходе образования постоянно существует связь "обучаемый - преподаватель". Эта связь может осуществляться в ходе непосредственного общения (при очном и очно-заочном обучении) или через контрольные работы (при заочном обучении).

При второй форме освоения образовательной программы обучаемый только сдает экзамены по определенным частям образовательной программы. При этом преподаватели не следят за процессом его подготовки. Вся ответственность за качество освоения образовательной программы лежит на родителях ребенка и на нем самом.

Первая и вторая формы получения образования принципиально различны. Однако Закон Российской Федерации "Об образовании" разреочетание этих различных форм. Следовательно, любой

ребенок, обучающийся в школе, из любого класса может быть переведен на вторую форму обучения сроком на один, два и более лет. Для этого необходимо только желание родителей и оформление соответствующих документов.

Контрольные вопросы

  1. Что объединяет система образования? Какой элемент в системе появился последним и с чем это связано?
  2. Каковы основные принципы образовательной политики Российской Федерации?
  3. Что такое образовательные программы? Какие существуют образовательные программы?
  4. Из каких элементов состоят образовательные программы?
  5. В каком случае учреждение можно назвать образовательным?
  6. Какие существуют типы образовательных учреждений?
  7. Какие существуют виды образовательных учреждений?
  8. По какому принципу построено управление образованием?
  9. Какие вопросы относятся к ведению органов управления федерального и местного уровней?
  10. Какие существуют формы получения образования?

Литература

  • Днепров Э.Д. Пересмотр Закона РФ "Об образовании": опасности и необходимость. - М., 1995.
  • Днепров Э.Д. Четвертая школьная реформа в России. - М., 1994.
  • О внесении изменений и дополнений в Закон РФ "Об образовании". - М., 1996.
  • Харламов И. Ф. Педагогика. - М., 1990.






2024 © styletrack.ru.