Ведение воздушной разведки в операции "буря в пустыне". Ведение воздушной разведки Воздушная разведка объектов противника


Разведывательная авиация является основным средством оперативной и одним из средств тактической разведки.

Войсковая авиация ведёт разведку и наблюдение, корректирование артиллерийского огня и обеспечивает связь между штабами. Однако в решающие периоды боевых действий все виды авиации, в том числе и войсковая, должны сосредоточивать свои усилия на поле боя для поражения живой силы и боевых средств противника на главном направлении.

Место авиационной разведки в общей системе разведывательной службы

Воздушная разведка не заменяет других видов разведки, но в значительной мере дополняет их, устанавливая вместе с ними непрерывную цепь разведки и наблюдения. В некоторых случаях авиация может явиться единственным возможным средством получения необходимых данных о противнике.

Обладая способностью быстро проникать в расположение противника на большую глубину, быстро исследовать обширные районы и быстро доставлять командованию добытые данные, авиация стала незаменимым средством разведки крупных групп войск, какими являются армии, корпуса и дивизии.

Воздушная разведка занимает как бы промежуточное место между агентурой, действующей на территории противника, и войсковой разведкой наземных войск. В процессе боевой работы действия всех видов разведки по сбору данных о противнике тесно переплетаются между собой, создавая условия последовательной преемственности видов разведки.

Обнаруженный объект, попав в сферу наблюдения разведывательных орта нов, не может и не должен исчезнуть из их поля зрения. Агентурная, воздушная и наземная разведки последовательно перехватывают наблюдением обнаруженный объект при попадании его в зону их действия, передавая его друг другу.

Виды воздушной разведки

По боевому значению воздушная разведка разделяется на:

  • а) оперативную
  • б) тактическую.

Оперативная воздушная разведка ведется в интересах командования фронтов и армий для выяснения оперативных планов противника (группировки и переброски неприятельских сил и средств, подготовки вероятных районов действий в пределах фронтового или армейского театра).

Задачи, выполняемые разведывательной авиацией, определяются характером проводимой операции.

Оперативная воздушная разведка, проводимая в интересах командования фронта, должна проникать в глубину территории противника на 200-500 км (зона тылового района фронта и глубина, достигаемая рядом последовательных операций).

Воздушная разведка, проводимая в интересах командования армии, ведется в расположении противника на глубину 100- 200 км, охватывая наблюдением зону тылов армии.

Оперативная воздушная разведка выполняется распоряжением армейского и фронтового командования.

Тактическая воздушная разведка ведется в интересах войск и командования корпусов и дивизий (там, где дивизия является высшим тактическим соединением) для выяснения численности, положения и действий группировки противника перед фронтом данного войскового соединения.

Задачи тактической воздушной разведки определяются характером боевых действий.

Разведка в интересах Командования корпуса ведется на глубину до 60 км с целью своевременного обнаружения подходящих резервов, особенно люто-механизированных соединений.

Разведка в интересах командования дивизии ведется на глубину 30-40 км, обеспечивающую своевременное принятие командованием необходимого решения и проведения его в жизнь (встречный бой с открытым флангом, бой при наличии у противника мех. соединений).

Разведка в интересах самостоятельно действующих крупных мотомеханизированных соединений и конницы ведется на глубину, обеспечивающую им выполнение задач.

Тактическая воздушная разведка ведется распоряжением командования соответствующего соединения, в состав которого входит, которому придана или которое обслуживает авиационная разведывательная часть.

Особым видом тактической разведки является наблюдение поля боя, обслуживание артиллерии и сопровождение танков.

Характеристика воздушной разведки и различных ее видов

1. Положительные свойства воздушной разведки

  • 1) быстрое проникновение в глубину неприятельского расположения;
  • 2) быстрое обследование (с той или иной целью) обширных районов;
  • 3) быстрая доставка командованию добытых данных;
  • 4) документальная достоверность фоторазведывательных данных;
  • 5) объективная беспристрастность фоторазведки.

2. Отрицательные свойства воздушной разведки

  • 1) трудность распознавания замаскированных объектов противника;
  • 2) невозможность получения других данных сверх тех, которые могут быть обнаружены глазом или фотоаппаратом (документы, опрос пленных, изучение настроения жителей и пр.);
  • 3) невозможность длительного и непрерывного наблюдения одного и того же объекта (технические условия: ограниченность пребывания в воздухе, зависимость от атмосферных и метеорологических условий).

Однако планомерное и систематическое проведение воздушной разведки, дополненное другими видами разведки, дает возможность командованию накопить определенные данные о положении противника к определенному моменту и вскрыть динамику обстановки на определенном отрезке времени.

Характеристика различных видов воздушной разведки. Разведывательная авиация

I. Подчиненность частей разведывательной авиации

Части разведывательной авиации подчинены начальнику штаба армии и получают от него задачи.

2. Задачи воздушной разведки в наиболее характерных операциях

Встречная операция:

  • а) определение интенсивности перевозок и районов сосредоточения основной массы войск противника;
  • б) розыск основных группировок войск противника, а также его быстро-подвижных частей, установление образа их действий (стоят, сосредоточиваются, выдвигаются, развертываются);
  • в) определение рубежа развертывания;
  • г) определение местонахождения армейского резерва, его силы и состава;
  • д) наблюдение за флангами;
  • е) наблюдение за деятельностью распорядительных станций, станций снабжения и железных и обыкновенных дорог;
  • ж) разведка аэродромной сети и ВВС противника.

Наступательная операция:

  • а) разведка основного оборонительного рубежа;
  • б) определение местонахождения оперативных резервов противника и направление их движения;
  • в) наблюдение за движением на железных дорогах и обыкновенных путях;
  • г) разведка тыловых оборонительных рубежей;
  • д) разведка аэродромной сети противника.

Оборонительная операция:

  • а) установление группировки противника при оперативном его развертывании;
  • б) установление местонахождения резервов;
  • в) наблюдение за тылом противника для определения характера наступления (подготовка оборонительного рубежа, оборудование переправ и т. д.);
  • г) наблюдение за железнодорожным маневром противника;
  • д) разведка аэродромной сети.

Отступательная операция:

  • а) наблюдение за продвижением противника (передовых частей и основной группировки);
  • б) наблюдение за флангами;
  • в) особенное наблюдение за мотомеханизированными войсками и конницей противника;
  • г) разведка аэродромной сети.

Во всех видах операций в задачи разведывательной армейской авиации входит обслуживание политорганов выполнением агитполетов и разбрасыванием пропагандистской литературы л листовок в расположении своих войск и противника.

Дополнительные задачи разведывательной авиации

Кроме воздушной разведки, наблюдения и связи, разведывательная авиация в некоторых случаях может привлекаться и для решения других задач, свойственных другим видам авиации.

В исключительных случаях обстановки она может быть использована как штурмовая, бомбардировочная и истребительная авиация.

При действиях войск в горах на нее, кроме общих задач, ложатся:

  • а) задачи по поддержанию связи между группами войск, действующих на изолированных направлениях;
  • б) наблюдение за путями, выходящими на эти направления как со стороны противника, так и с флангов;
  • в) разведка долин, горных кряжей, перевалов и горных узостей;
  • г) доставка боеприпасов и прочих видов снабжения группам войск, отрезанных от своих путей подвоза как противником, так и условиями местности, а также установление связи между ними и Командованием.

При действиях войск в песках на разведывательную авиацию, кроме задач, указанных в пп. а, б и г, может быть возложено отыскание водных источников, легко заметных (при отсутствии предшествовавших песчаных бурь) по тропам и следам, оставленным караванами.

Объекты разведки

Железные дороги. На железных дорогах воздушная разведка должна обследовать железнодорожные узлы, станции и перегоны между ними.

Цель разведки:

  • а) определение графика движения и установление интенсивности и характера перевозок противника;
  • б) изучение устройства и работы оперативного тыла противника;
  • в) проверка увеличения пропускной способности железных дорог;
  • г) подготовка бомбардировочного налета на железнодорожные узлы, станции, мосты и перегоны.

График движения может быть определен путем наблюдения железнодорожного участка длиною в 400-500 км одновременным пролетом со сплошным фотографированием его, что позволит учесть численность и характер подвижных составов, следующих по нему в течение суток, так как средняя скорость движения маршрутов в сутки не превосходит данного расстояния.

Просмотр участка в полете

Если просмотреть участок такой величины нельзя, следует ограничиться участком в 250-300 км, просматривая его два раза в сутки через каждые 12 часов.

Характер перевозок определяется наличием на просмотренном участке воинских, снабженческих, пассажирских и санитарных поездов, отличных друг от друга по типу -вагонов и их распределению в составе поезда.

Воинские поезда отличаются от снабженческих тем, что имеют примерно одинаковое число вагонов (около 50); в данное число входят 1-2 классных вагона в середине поезда для командного состава, 8-10 платформ и остальные крытые вагоны. В пути и на стоянках воинские поезда могут выдавать себя дымом походных кухонь, находящихся в вагонах, открытыми дверьми и наличием большого количества людей около вагонов.

Снабженческие поезда отличаются друг от друга численностью вагонов, причем поезда с боеприпасами имеют не более 25-30 вагонов, а поезда с прочими грузами нормально имеют около 45-50 вагонов (крытых и платформ).

Санитарные поезда отличаются от пассажирских окраской и знаками красного креста или полумесяца.

Устройство и работа оперативного тыла устанавливаются определением местонахождения на железных дорогах различных складов, магазинов и ремонтных органов, которые демаскируются выгрузкой и погрузкой подвижных составов, наличием на железнодорожных путях составляющихся и готовых поездов, наличием автомобильного и конского транспорта, появлением новых грунтовых, сильно разъезженных дорог, а иногда наличием грузов, расположенных на земле в виде длинных и относительно узких штабелей.

Увеличение пропускной способности железной дороги и крупного узла определяется: открытием разъездов и постройкой новых; производством земляных работ на перегонах и станциях для уширения и удлинения станционных площадок и укладки новых путей; постройкой новых депо и расширением существующих; появлением на сортировочных и товарных станциях кранов, эстакад и т. п. для механизации погрузочно-разгрузочных работ.

Подготовка бомбардировочного налета на железнодорожный узел производится путем аэрофотосъемки, определения площади

бомбометания и распознавания сооружений (депо, здание станции, водокачка, водоемная башня, поворотное устройство, здание с центральным управлением стрелок), мостов, путепроводов и т. п.

Шоссейные и грунтовые дороги

При разведке грунтовых и шоссейных дорог необходимо определить:

  • а) характер движения по дорогам (состав, глубина колонн, время и место обнаружения, направление, а по возможности и скорость движения);
  • б) месторасположение тыловых органов (складов, хранилищ, ремонтных мастерских, лечебных и этапных учреждений, обменных пунктов и т. п.);
  • в) районы и населенные пункты, занятые оперативными и стратегическими резервами.

Движение колонн демаскируется летом в сухую погоду пылью, летом после дождей и зимой - изменением тона дороги там, где двигаются войска или обозы; летом после дождей, при чередовании участков сухих и смоченных, последние, как более резко выступающие, легко спутать с колоннами войск.

Особое внимание обращается на узости на дорогах: мосты, гати, переправы, теснины, плотины и дороги, идущие через болота, где войскам трудно применять меры маскировки.

Значительную трудность для разведки представляют лесные дороги, дороги, обсаженные деревьями, а также те, вблизи которых растут кустарник и небольшие группы деревьев.

Месторасположение тыловых органов обнаруживается по автомобильному и конскому транспорту, оживленному движению обозов по отходящим от населенного пункта дорогам, дыму от кухонь и костров, иногда по стадам крупного и мелкого окота.

Районы и населенные пункты, занятые оперативными и стратегическими резервами, отличаются: наличием стрельбищ, инженерных городков (окопами и укреплениями с искусственными заграждениями, сооруженными в учебных целях) и полевых манежей; скоплением большого количества людей, лошадей, повозок и автомобилей; значительным движением в населенных пунктах и между ними; прокладкой новых дорог и уширением разъезженной части старых; появлением натоптанных мест, вызывающих летом посветление, а зимой потемнение местности, и иногда появлением большого числа землянок и различных земляных построек, а в ночное время костров.

Укрепленные тыловые рубежи. Укрепленные тыловые рубежи нормально находятся на расстоянии 50-100 км от линии соприкосновения с войсками противника, обеспечивая

возможность организованного сопротивления в случае вынужденного отхода.

Укрепленные тыловые рубежи состоят из укрепленных полос и зон заграждения

Характерными признаками оборудования рубежей являются:

  • а) земляные работы по отрывке окопов всех видов и назначений, ходов сообщений, убежищ и укрытий;
  • б) прокладка новых дорог и уширение существующих вследствие движения транспорта, подвозящего строительные материалы; появление натоптанностей от хождения людей, работающих на постройках;
  • в) вырубки леса и кустарника (расчистка обстрела); последнее особенно характерно при создании блокгаузной системы обороны и засек;
  • г) снос различных построек в населенных пунктах, расположенных как на территории самого рубежа, так и в непосредственной близости от него (расчистка обстрела);
  • д) наличие и постройка вблизи рубежей складов строительных материалов;
  • е) наличие большого количества подвезенных строительных материалов (бочки с цементом, бревна, рельсы, доски, мотки колючей проволоки);
  • ж) наличие специальных землеустроительных машин (экскаваторы, бетономешалки, камнедробилки и т. п.);
  • з) наличие в некоторых случаях узкоколейной полевой железной дороги, связанной с ближайшей железнодорожной станцией.

Воздушная разведка должна установить:

  • а) общее начертание укрепленного или укрепляемого рубежа, протяжение его по фронту и в глубину;
  • б) степень развития инженерных сооружений на различных направлениях;
  • в) тип естественных и искусственных препятствий;
  • г) при возможности характер работ по подготовке зон заграждений.

Аэродромы и аэроузлы

Характерными признаками аэродромов являются:

  • а) ровные и лишенные препятствий участки местности, используемые для летных полей;
  • б) следы от колес самолетов, костылей и лыж (зимой);
  • в) наличие на земле самолетов, палаток;
  • г) оживленное движение личного состава, а иногда и автомобилей;
  • д) взлеты и посадки самолетов.

Конфигурация летного поля и покров местности не имеют отличительных признаков; кроме того, широко применяемая естественная и искусственная маскировка в значительной степени устраняет все демаскирующие признаки аэродромов. Следует считаться и с тем обстоятельством, что для введения в заблуждение воздушного разведчика будут устраиваться многочисленные ложные аэродромы. Все это вместе взятое затрудняет разведку аэродромов и требует ведения ее путем непрерывного, систематического наблюдения за тем районом, где по ряду признаков предполагается наличие аэродромов. Ведя систематическое наблюдение за аэродромами противника, иметь основной целью установление времени, когда самолеты противника будут находиться на земле, представляя хороший объект для их уничтожения путем нападения с воздуха.

Войсковая авиация. Подчиненность

Войсковая авиация, организационно включенная в состав войскового соединения, в различных армиях подчиняется или непосредственно командиру соединения или начальнику его штаба.

Артиллерийская авиация подчиняется начальнику артиллерии войскового соединения, которому она придана или в состав которого входит.

по вопросам отвода аэродромных районов, комплектования, специальной подготовки и специального авиационно-технического снабжения войсковая авиация подчиняется начальнику ВВС армии.

Части войсковой авиации, временно придаваемые войсковым соединениям, подчиняются соответственно тем же начальникам, но лишь в оперативном отношении.

Общие задачи войсковой авиации и общие объекты разведки и наблюдения

  • 1. Разведка в интересах командования общевойскового соединения или частей. Объекты разведки: войска противника, особенно мото-мехсоединения, находящиеся о движении или на месте.
  • 2. Разведка на начальников родов войск. Объекты разведки: войска противника, находящиеся в движении или на месте, но на глубине не более 15-20 км, особенно артиллерия и мотомехчасти.
  • 3. Наблюдение за полем боя. Объекты наблюдения: войска противника и свои в боевых порядках, полковые, дивизионные и корпусные резервы.
  • 4. Контроль огня артиллерии. Объекты: артиллерийские батареи на огневых позициях, танки в сосредоточенных порядках или колоннах, резервы противника как подходящие из глубины, так и расположенные на поле боя, штабы, пути подвоза боеприпасов.
  • 5. Воздушная связь, передача приказаний войскам и получение донесений от них,
  • 6. Проверка маскировки своих войск.
  • 7. Воздушная доставка боеприпасов и других предметов в случаях:

а) окружения отдельных частей,

б) действий с большим отрывом от фронта и в) ведения боя с форсированием крупных речных преград. В некоторых случаях боевой обстановки (борьба с авиадесантом противника, при уничтожении прорвавшихся в тыл своей обороны механизированных частей) войсковая авиация содействует наземным войскам в борьбе с наземными целями, а в редких случаях привлекается и к борьбе с воздушным противником.

Общие объекты разведки

Объектами воздушной разведки являются войска противника как находящиеся в движении, так и расположенные на месте (привал, ночлег, район сосредоточения).

При расположении войск на месте:

  • а) при расположении в населенных пунктах: дороги, подходящие к населенному пункту, улицы, сады, огороды и дворы для обнаружения обозоз, артиллерийских орудий, автомобилей, палаток, коновязей, походных кухонь и т. п.;
  • б) при расположении биваком:

1) рощи, лесные опушки и заросли кустарника для обнаружения палаток, повозок, автомобилей, танков, артиллерийских орудий, походных кухонь, коновязей и групп людей;

2) берега рек и озер и пространство между ними и ближайшими естественными укрытиями (лесами, рощами) для выявления конского состава на водопое или во время следования к нему.

Демаскирующие признаки родов войск при расположении на месте.

Пехота; большое скопление людей при сравнительно малом числе лошадей и повозок, причем последние составляют отдельные небольшие группы.

Артиллерия: большое скопление лошадей, зарядных ящиков, тракторов и некоторого количества автомобилей.

Справочные сведения по авиации

Автотранспорт: скопление грузовых автомобилей на стоянке и в движении по прилегающим дорогам; обычное место расположения- населенные пункты у больших грунтовых дорог и шоссе, вблизи железнодорожных станций.

Мотомехчасти: скопление автотранспорта, танков, бронемашин и артиллерии на самоходных установках, значительные группы людей.

Войска в движении. Объектом разведки являются грунтовые пути в полосе действия своего войскового соединения, а при открытых флангах и за границами данной полосы не менее чем на 60 км- с целью своевременного обнаружения колонн противника, особенно мотомехвойск.

При обнаружении войск на дорогах воздушная разведка должна определить и зафиксировать:

  • а) время наблюдения;
  • б) направление движения;
  • в) место головы колонны;
  • г) состав колонны {пехота, кавалерия, артиллерия, смешанное соединение, мотомехчасти);
  • д) длину участка дороги, занятого колонной;
  • е) дистанции между составными частями колонн, если они превышают нормальные;
  • ж) поведение войск во время полета разведчика (маскировка, ПВО).

Демаскирующие признаки родов войск при движении

Пехота имеет вид точек - зимой темных, летом светлых или серых. С высоты 1 000 м и более точки сливаются и образуют прямоугольник удлиненной формы; цвет - в зависимости от времени года; между отдельными подразделениями видны просветы.

Колонна пехоты характерна малым количеством всадников и повозок.

Конница демаскирует себя благодаря большим размерам каждого отдельного всадника, а отчасти и разной мастью лошадей (если кавалерийская часть не на одномастных лошадях). Видимость тем лучше, чем больше цвет грунта дороги отличается от масти конского состава.

С высоты 1 000-1 500 м легко различимы небольшие группы всадников (10-20 человек), а при хорошей видимости и отдельные аса-знаки; с высоты более 1 500 л колонна конницы представляет вытянутые полосы, лучше или хуже наблюдаемые 8 зависимости от цветя грунта дороги, с небольшими просветами между подразделениями.

В кустарниках и лесных порослях движение конницы обнаружить трудно. В лесу обнаружить конницу невозможно, если нет пыли, которая особенно демаскирует ее.

Артиллерия конной тяги обнаруживается по типичному виду упряжек, особенно при наличии тени.

В некоторых случаях за артиллерию могут быть приняты упряжки понтонных войск.

Артиллерия на механической тяге обнаруживается труднее, чем артиллерия конной тяги, особенно! при наличии у нее специальных чехлов, маскирующих орудия.

Отдельные орудия различаются с высоты 1 200-1 500 м.

Характерные контуры орудия сохраняются и при наблюдении с больших высот.

Организация разведки

Организацией разведки во встречном бою средствами войсковой авиации ведает штаб корпуса.

Часть самолетов целесообразно передавать в распоряжение дивизий.

Если такой возможности нет, штаб корпуса обязан учитывать требования дивизий по воздушной разведке.

Применение войсковой авиация в наступательном бою

Задачи воздушной разведки. В наступательном бою на войсковую авиацию возлагаются следующие задачи:

  • а) установить начертания переднего края и определить глубину оборонительной полосы противника;
  • б) определить характер инженерной обороны противника по всей глубине оборонительной полосы;
  • в) установить вторую оборонительную полосу;
  • г) определить местоположение резервов;
  • д) выявить узлы связи;
  • е) навести свои танки на объекты их нападений;
  • ж) обеспечить борьбу с артиллерией противника контролем огня своей артиллерии;
  • з) наблюдать за полем боя, уделяя особое внимание продвижению своих войск и передвижениям противника;
  • и) наблюдать за тылом противника.

Эти задачи осуществляются в определенной последовательности частично в период подготовки наступления (задачи по пп. а, б, в, г, ж, з, и), частично в процессе самого наступления (задачи по пп. в, г, д, е, ж, з, и).

Кроме того, перед принятием решения командиром корпуса войсковая авиация должна обеспечить штабу корпуса проверку с самолета данных всех видов разведки.

Объекты воздушной разведки:

  • а) инженерные сооружения обороняющегося по всей глубине оборонительной полосы;
  • б) артиллерия на огневых позициях;
  • в) резервы противника;
  • г) танки на выжидательных позициях;
  • д) штабы и узлы связи;
  • е) тыловые дороги;
  • ж) переправы в тылу войск противника.

Демаскирующие признаки

Полоса обороны противника демаскируется окопами. На открытой местности сплошные линии окопов отлично видны с высоты 5 ООО м, а в перспективе

наблюдаются на расстоянии 7-10 км. Зимой видимость окопов увеличивается.

На местности закрытой (лесистой и гористой) окопы хорошо видны с высоты 2 000-3 000 м.

Отдельные детали в системе окопов наблюдаются лишь с высоты 800-1 200 м; присутствие людей можно определить лишь в случае значительною движения в окопах.

Основной способ разведки - фотографирование.

Особенно важно фотографирование оборонительной полосы противника. Фотосхемы размножаются с таким расчетом, чтобы по возможности снабдить ими в первую очередь артиллерию, батальоны и танковые роты, действующие на направлении главного удара.

Фотосхемы должны иметь масштаб 1: 5 000.

Разведка хорошо замаскированных резервов может производиться не только наблюдением с воздуха, но и с применением бомб и пулеметного огня, чтобы заставить укрывшегося противника обнаружить себя.

Артиллерийские позиции распознаются по ряду признаков, как-то заезженности дорог, ведущих к огневым позициям, тропам, задульным конусам (летом - белые, зимой - черные), вырубкам в лесу (расчистка обстрела).

ВОЗДУШНАЯ РАЗВЕДКА , один из видов военной разведки. Ведётся частями развед. авиации, развед. подразделениями авиац. соединений, всеми экипажами, выполняющими боевые задания, а также беспилотными летательными аппаратами (самолёты, автоматические аэростаты и др.) с целью получения данных о пр-ке (объектах, силах и средствах, местности и т. д.), необходимых для успешного ведения военных действий всеми видами вооруж. сил и родами войск. Первыми летат. аппаратами (ЛА), к-рыо в кон. 50-х гг. 19 в. были использованы для ведения В. р., были аэростаты. В нач. 20 в. для В. р. стали широко применяться самолёты.

В России 1-й опыт В . р. с самолётов получен на манёврах Петербургского, Варшавского и Киевского воен. округов в 1911. В 1912-13 в 1-й Балканской войне рус. авиац. отряд под командованием капитана Щетинина, действовавший на стороне Болгарии, выполнял задачи В. р. с фотографированием крепостных и полевых сооружений.

Как самостоят, вид разведки (см . Разведка военная) В. р. оформилась во время 1-й мировой войны. В годы Великой Отечеств, войны 12% самолёто-вылетов сов. авиация совершила в целях В. р. С увеличением размаха воен. действий интенсивность В. р. возрастала. В 1941 кол-во самолёто-вылетов на В. р. составило 9,2%, в 1944 оно увеличилось до 15%. В. р. не только добывала данные о пр-ке, но дополняла и документально уточняла данные др. видов разведки.

В условиях быстро меняющейся обстановки В . р. часто являлась единств, средством добывания данных о пр-ке для общевойскового и авиац. командования. Напр., зимой 1942/43 только В. р. смогла своевременно вскрыть переброску с Сев. Кавказа 2 нем. -фаш. танковых дивизий в р-н Ко-тельниково для деблокады войск, окружённых под Сталинградом. При подготовке Вис-ло-Одерской операции 1945 В. р. обнаружила за р. Висла 7 подготовл. оборонит, полос пр-ка, эшелонированных на глубину до 500 км, и 6 противотанковых рвов.

В вооруж. силах большинства стран осн. средствами В. р. являются пилотируемые и беспилотные самолёты-разведчики. Они способны быстро выходить к объектам разведки, расположенным на значительном удалении, просматривать в короткие сроки обширные пространства, добывать достоверные развед. данные о пр-ке и оперативно доставлять их командованию (в т. ч. путём передачи с борта самолёта). В целях наиболее полного и своевременного обеспечения боевых действий В. р. должна постоянно взаимодействовать с др. видами разведки.

В . р. подразделяется на стратегическую, оперативную и тактическую. Стратегическая В. р. ведётся в целях обеспечения главного командования необходимыми развед. данными о стратег, объектах пр-ка, расположенных в его глубоком тылу. Оперативная В. р. выполняется в интересах командования объединений (соединений) видов вооруж. сил и родов войск с целью получения развед. данных, необходимых для подготовки и ведения фронтовых и армейских операций, а также операций, проводимых флотами и ВВС.

Такт . В. р. ведётся в интересах командования соединений и частей видов вооруж. сил и родов войск с целью обеспечения их развед. данными, необходимыми для организации и ведения боя. Осн. усилия такт. В. р. сосредоточиваются на объектах, находящихся на поле боя и в такт, глубине.

Осн . способами ведения В. р. являются: визуальное наблюдение, аэрофоторазведка и разведка с помощью радиоэлектронных средств. Выбор способа ведения В. р. зависит от выполняемой задачи, типа ЛА и его развед. оборудования, противодействия пр-ка, времени суток и метеорологич. условий. Визуальное наблюдение осуществляется нево-оруж. глазом или с помощью оптич. приборов.

Оно позволяет быстро обследовать большие р-ны, получить общие данные о группировке и действиях пр-ка, об объектах, местности и погоде, немедленно обобщить и передать добытые развед. данные с борта ЛА командованию. Аэрофоторазведка выполняется с помощью дневных и ночных аэрофотоаппаратов (плановых, перспективных, панорамных). Она обеспечивает получение наиболее полных, достоверных н точных данных о войсках пр-ка, объектах и местности. В. р. с помощью радиоэлектронных средств делится на радио-, радиотехническую, радиолокац. и телевизионную.

Для радиоразведки используются самолётные радиоприёмные устройства, дающие возможность вскрывать содержание радиопередач пр-ка, определять состав и дислокацию его сил, получать данные об их деятельности и намерениях . При радиотехн. разведке применяются приёмо-пеленгац. устройства, позволяющие определять осн. техн. параметры работы средств радиолокации и радиотелеуправления пр-ка, а также их местонахождение.

Она может вестись в любых метеорологич. условиях днём и ночью. Радиолокац. разведка выполняется с помощью самолётных РЛС, которые позволяют обнаруживать объекты, контрастные в радиолокац. отношении, получать фотоснимки радиолокац. изображений объектов и местности, вскрывать мероприятия пр-ка по радиолокац. маскировке. Телевиз. разведка осуществляется с помощью телевиз. систем, имеющих в своём составе самолётную передающую и наземную приёмную станции, которые позволяют наблюдать за объектами и действиями войск пр-ка и своих войск.

В ряде стран внедряются также тепловые, лазерные и др. развед. средства. Развед. данные, добытые В. р., поступают в виде донесений по радио с борта ЛА, информации от автоматич. бортовой развед. аппаратуры, а также обработанных документальных данных об объектах пр-ка (дешифрованные фотоснимки и аэрофильмы, фотоснимки экранов индикаторов самолётных РЛС), в виде устных и письменных докладов экипажей после посадки Л А.

Литература:
Авдеев А. И. Организация и планирование воздушной разведки.

М., 1943; Воздушная разведка железных дорог . М., 1963; Карпович Н. К., Соловьев Е. И., Р о ж д е с т-в и н Н. II. Аэрофоторазведывательная служба. М. ~ Л., 1940; Лазарев Б. А., Сизов А. II.

Фотографические средства воздушной разведки . Ч. 1.

Рига, 1973; Маковский В. П. Системы обработки и передачи разведпнформации. Ч. 1. Рига, 1973; Соколов А. Н. Разведывательная авиация.

М., 1939; Соколов А . Н. Тактика разведывательной авиации. М. - Л., 1933; H о в и к о в А., Ю н у-с о в Т. Визуальный поиск наземных целей в сумерках. - «Авиация и космонавтика», 1965, № 12; Разведчик надполем боя. - «Авиация и космонавтика», 1965, № 9. M. M. Данилевский.

  • АВИАЦИОННАЯ ГРУППИРОВКА - АВИАЦИОННАЯ ГРУППИРОВКА, силы и средства авиац. частей, соединений или опе-рат. объединений, расположенные на аэродромах (кораблях) и предназначенные для совместных боевых действий с соединениями, объ...
  • АВИАЦИОННАЯ ПОДДЕРЖКА - АВИАЦИОННАЯ ПОДДЕРЖКА, боевые действия авиации, выполняемые в интересах объединений (соединений) сухопутных войск в операции, а также высаженного мор. (возд.) десанта. А. п., являющаяся составной част...
  • АВИАЦИОННАЯ РАЗВЕДКА - АВИАЦИОННАЯ РАЗВЕДКА, см. Воздушная разведка.
  • АВИАЦИОННАЯ ЭСКАДРИЛЬЯ - АВИАЦИОННАЯ ЭСКАДРИЛЬЯ (аэ), основное авиац. подразделение, предназначенное для решения тактических задач. Отдельная аэ является авиац. частью. Аэ выполняет свои задачи самостоятельно или в составе по...
  • АВИАЦИОННЫЙ КОРПУС - АВИАЦИОННЫЙ КОРПУС (ак), высшее тактическое или оперативное авиац. соединение ВВС, предназначенное для решения опе-рат. (оперативно-стратегических) задач самостоятельно и в составе авиац. объединения...
  • АВИАЦИОННЫЙ УДАР - АВИАЦИОННЫЙ УДАР, воздействие с воздуха на наземный (мор.) объект авиац. средствами поражения с целью его уничтожения (подавления). В зависимости от состава сил, привлекаемых для выполнения А. у., он...
  • АГЕНТУРНАЯ РАЗВЕДКА - АГЕНТУРНАЯ РАЗВЕДКА, широко применяемый капиталистическими государствами вид разведки, к-рый осуществляется с помощью тайных агентов. Осн. задача А. р.- добывание сведений о вооруж. силах, военно-экон...
  • АРМЕЙСКАЯ АВИАЦИЯ - АРМЕЙСКАЯ АВИАЦИЯ, вид авиации, предназначенный для действий непосредственно в интересах общевойсковых формирований. В армиях некоторых стран входит в состав сухопутных войск и является родом войск. В...
  • АРТИЛЛЕРИЙСКАЯ ИНСТРУМЕНТАЛЬНАЯ РАЗВЕДКА - АРТИЛЛЕРИЙСКАЯ ИНСТРУМЕНТАЛЬНАЯ РАЗВЕДКА (АИР), составная часть артиллерийской разведки, предназначенная для разведки и определения координат объектов и целей в расположении пр-ка, обслуживания стрель...
  • АРТИЛЛЕРИЙСКАЯ РАЗВЕДКА - АРТИЛЛЕРИЙСКАЯ РАЗВЕДКА, вид обеспечения боевой деятельности ракетных войск и арт-и. Осн. задача А. р.- добывание и обработка данных, необходимых для подготовки эффективного огня арт-и и ударов такт, ...

Ведение воздушной разведки в операции "Буря в пустыне"

Полковник В.Палагин,
капитан А.Кайшаури

Одно из ключевых мест в обеспечении подготовки и ведения воздушной наступательной кампании и воздушно-наземной операции многонациональных сил (МНС) против Ирака (17 января - 28 февраля 1991 года) занимала воздушная разведка. На этапе стратегического развертывания и подготовки группировки вооруженных сил США и их союзников к боевым действиям основные усилия сосредоточивались на слежении за ходом оперативного развертывания вооруженных сил Ирака, сборе и обработке данных о военных объектах на территориях Ирака и Кувейта в целях планирования ракетно-бомбовых ударов и радиоэлектронного подавления, а также обеспечения проведения мероприятий по контролю за морской блокадой в Персидском заливе. С началом боевых действий разведывательные задачи перенацеливались на оценку результатов ракетно-бомбовых ударов, выявление новых объектов для поражения, в первую очередь мобильных оперативно-тактических ракет (ОТР) <Скад>, слежение за перемещениями иракских войск и авиации, контроль воздушного пространства, прежде всего с целью обнаружения пусков иракских ракет.
В решении данны,х задач наряду с космическими силами и средствами (спутники: видовой оптико-электронной разведки КН-11, радиолокационной - <Лакросс>, радио- и радиотехнической - <Феррет>, <Шале>, <Аквакейд>) принимали участие самолеты-разведчики стратегического авиационного командования ВВС США (с 1992 года - боевое авиационное командование), самолеты дальнего радиолокационного обнаружения (ДРЛО) и управления, в том числе палубной авиации, а также тактические средства воздушной разведки.
К началу боевых действий в зоне Персидского залива командование МНС создало группировку разведывательной авиации в составе 41 самолета ДРЛО (17 Е-ЗА <Сентри> системы AWACS и 24 Е-2С <Хокай>), двух Е-8А и около 180 самолетов-разведчиков (шесть RC-135, один U-2C, девять TR-1A и примерно 150RF-4C, <Мираж-F.lCR>, RF-14A <Томкэт>, рис. 1, <Торнадо-GR.lA> в варианте тактического разведчика, рис. 2, и другие).
Стратегические самолеты-разведчики RC-135, U-2C и TR-1A осуществляли круглосуточную радиолокационную, радио- и радиотехническую разведку вдоль линии боевого соприкосновения в целях выявления военных объектов и группировок войск противника, определения результатов авиационных и ракетных ударов, доразведки радиоэлектронных средств управления войсками и оружием, заблаговременного вскрытия подготовки иракской стороны к внезапному авиационному удару. Интенсивность воздушной разведки в этот период составляла 10-12 самолето-вылетов в сутки, а в ходе боевых действий - до 200 (10 - 15 проц. общего их количества). Комплексы бортовой разведывательной аппаратуры стратегических самолетов-разведчиков позволяли:
- фотографировать военные объекты и позиции войск на удалении до 60 км с самолетов RC-135, до 150 км - с U-2C (с разрешающей способностью 0,2 -10м) и до 40 км в инфракрасном диапазоне волн (с разрешающей способностью 5- 10 м);
- снимать объекты телевизионной аппаратурой (с разрешающей способностью 0,2-0,5м);
- производить радиолокационную съемку объектов на дальности до 150 км (с разрешающей способностью 3 - 4,5 м);
- вести радио- и радиотехническую разведку в KB диапазоне в радиусе до 1000 км, а в УКВ диапазоне - до 450 км наземных РЭС и до 1000 км авиационных РЭС в полете.
Значительное внимание командование МНС уделяло решению задач поиска и обнаружения мобильных объектов вооруженных сил Ирака, что потребовало выделения большого наряда сил разведывательной авиации. Для этого впервые была применена перспективная система воздушной радиолокационной разведки и целеуказания <Джистарс> (авиаэскадрилья из двух самолетов Е-8А, созданных на базе Боинг 707, и шесть наземных мобильных пунктов приема и обработки данных AN/TSQ-132). Наземные станции были развернуты в составе основного и передового командных пунктов сухопутных войск, штабов 7 АК и 18 ВДК, штаба группировки ВВС (9 ВА), а также при командующем контингентом морской пехоты вооруженных сил США.
Два опытных образца Е-8А совершили 54 боевых вылета. Система <Джистарс> позволяла решать следующие задачи: отслеживать одиночные и групповые мобильные цели, прежде всего бронетанковые соединения иракских войск; обеспечивать распознавание гусеничной и колесной техники; обнаруживать низколетящие вертолеты и вращающиеся антенны РЛС системы ПВО; определять характеристики объектов и выдавать по ним целеуказания.
По замыслу американского командования, основное предназначение данной системы состояло в разведке целей для поражения их ракетами ATACMS (дальность стрельбы более 120 км). Кроме того, она успешно использовалась для наведения самолетов тактической авиации (F-15, F-16 и F-111) на наземные цели, значительно повышая их боевые возможности. Благодаря выдаче целеуказаний ночью можно было осуществлять круглосуточное воздействие на противника.
Например, только 13 февраля за 11 ч летного времени самолет Е-8А обнаружил 225 боевых машин, по большинству из которых тактические истребители нанесли удары. Самолеты радиолокационной разведки Е-8А и TR-1 наряду с искусственными спутниками Земли типа <Лакросс> обеспечили разведку территории противника в условиях плотной облачности, песчаных бурь, а также сильной задымленности, вызванной пожарами на предприятиях нефтяной промышленности.
Слежение за иракскими мобильными установками ОТР на самолете Е-8А системы <Джистарс> осуществляла РЛС с селекцией движущихся целей, данные которой передавались на самолет TR-1A, оборудованный РЛС ASARS с синтезированной апертурой, имеющей более высокую разрешающую способность. Эта РЛС обеспечивала обнаружение предполагаемых позиций ОТР с больших высот, причем самолеты находились за пределами зоны действий иракской ПВО. Считается, что TR-1A, получившие в 1993 году обозначение U-2R, и в дальнейшем будут действовать совместно с серийными самолетами Е-8С, поступление которых на вооружение ожидается в 1996 году. Самолет U-2R обеспечивал ведение не только видовой, но и радиотехнической разведки, что позволяло наблюдать за районами, замаскированными от системы <Джистарс>.
Кроме самолетов Е-8А, для ведения воздушной разведки ОТР и управления нанесением по ним ударов авиации привлекались:
- самолеты RF-4C <Фантом>, на которых установлены фотокамеры перспективной съемки, инфракрасные станции и РЛС бокового обзора, а также RF-5E ВВС Саудовской Аравии с ИК и фоторазведывательным оборудованием;
- палубные самолеты RF-14 <Томкэт>, оснащенные подвесными контейнерами с фотокамерами и ИК станциями;
- всепогодные разведывательные самолеты <Торнадр-GR.lA> ВВС Великобритании с тремя бортовыми ИК станциями.
Разведывательные задачи по обнаружению ОТР оказались наиболее сложными для авиации союзников. В течение первых двух недель на решение данных задач было затрачено до 30 проц. общего числа боевых вылетов самолетов авиации союзников. Однако все мобильные комплексы уничтожить не удалось, несмотря на то что на протяжении почти часа перед пуском они находились на открытой местности в стационарном положении. Небольшое количество комплексов было обнаружено на начальной стадии подготовки к пуску, благодаря чему появилась возможность наводить на них ударные самолеты. Часть вылетов пришлась на ложные цели, что отвлекло значительные силы разведывательной и ударной авиации.
В ходе боевых действий против Ирака в интересах сухопутных войск и морской пехоты использовались новые разведывательные комплексы на базе беспилотных летательных аппаратов (БЛА) типа <Пионер>-. Комплекс включал 14 - 16 БЛА, а также наземную аппаратуру управления и приема данных, размещенную на двух автомобилях типа <Хаммер>. Всего было развернуто шесть подразделений: 3 предназначались для морской пехоты, одно - для 7-го армейского корпуса и по одному - для линкоров <Висконсин> и <Миссури>. На вооружении каждого из них находилось до пяти БЛА, управление которыми в радиусе до 185 км могло осуществляться с основной наземной станции, а до 74 км - с портативной вспомогательной. В ходе операции <Буря в пустыне> суммарный налет БЛА типа <Пионер> составил 1011 ч. Эти аппараты, оснащенные телевизионными камерами или тепловизионными станциями переднего обзора, выполняли полеты как в дневное, так и в ночное время.
В интересах ВМС аппараты использовались для поиска мин и целеуказания корабельной артиллерии. Кроме того, они выполняли разведывательные полеты по заданию воздушно-десантных подразделений специального назначения (SEAL) военно-морских сил и привлекались для поиска береговых стартовых комплексов иракских противокорабельных ракет <Силкворм>.
В сухопутных войсках перед БЛА ставилась задача разведки маршрутов для полетов ударных вертолетов АН-64 <Апач>. Перед вылетом на боевое задание летчики проводили рекогносцировку местности с выбором потенциальных целей по изображениям, которые поступали с борта аппарата, выполняющего полет над заданным районом. Всего в ходе боевых действий в Ираке США потеряли 12 БЛА: два были сбиты, пять получили повреждения от огня зенитных средств, а пять - из-за отказов материальной части или ошибок операторов.
Кроме указанных, в районе Персидского залива использовались БЛА типа FQM-151A <Пойнтер>. Пять комплексов, каждый из которых включал четыре аппарата и две наземные станции, были развернуты в районах дислокации подразделений морской пехоты и 82-й воздушно-десантной дивизии. Облегченные аппараты в алюминиевых футлярах общей массой 23 кг, переносимые в ранцах, собирались в полевых условиях. БЛА имеет радиус действия 4,8 км, рассчитан на работу в воздухе в течение 1 ч. Высота его полета 150 - 300 м. Эффективность действия аппаратов <Пойнтер>, предназначенных для разведки и наблюдения на малой высоте, снижалась из-за неблагоприятных условий пустынной местности, лишенной ориентиров. В настоящее время изучается возможность оснащения этих БЛА приемником глобальной спутниковой навигационной системы (GPS) и прибором ночного видения фирмы LORAL.
Оценивая результаты воздушной и воздушно-наземной операций МЫС в зоне Персидского залива, зарубежные специалисты отмечают, что успешному решению поставленных задач в значительной степени способствовало всестороннее разведывательное обеспечение. Благодаря этому удалось достигнуть достаточно высокого уровня осведомленности о группировках войск и системах управления, оружии и военной технике Ирака, их тактико-технических характеристиках, уязвимых сторонах, боевых возможностях и особенностях применения на данном ТВД. Тщательная и продолжительная (более пяти месяцев) разведка территорий Ирака и Кувейта позволила командованию МНС четко спланировать и провести военные действия.
Воздушная разведка своевременно обеспечивала командование США и МНС подробными топогеодезическими и топографическими данными с точной привязкой важных военно-политических, экономических и военных объектов, расположении группировок вооруженных сил, пунктов управления и связи, коммуникаций, инженерных фортификационных сооружений. На основе полученной информации производились выбор и расчет оптимальных маршрутов выхода на цели (объекты), определялись наряды сил, необходимое количество и состав вооружения. Для повышения эффективности применения высокоточного оружия приходилось в отдельных случаях уточнять разведданные о ключевых компонентах объектов поражения.
Вместе с тем война в Персидском заливе выявила ряд недостатков в организации и ведении разведки МНС. Специалисты считают, что, несмотря на использование всех имеющихся воздушных и космических средств, американские разведывательные службы так и не смогли вскрыть места дислокации всех иракских ОТР и установить их точную численность, хотя было известно, что они базируются только в двух районах на относительно небольшой территории. Неоднократно отмечались задержки в обработке и предоставлении оперативной информации соответствующим органам боевого управления. Темп боевых действий авиации зачастую опережал скорость потока данных, поступающих от авиационных и космических средств оптико-электронной разведки.
В отчете о разведке, подготовленном комитетом по вооруженным силам палаты представителей конгресса США указывалось, в частности, что самым серьезным ее недостатком стали неточности в оценке нанесенного противнику ущерба. Так, было значительно (на 100 - 134 проц.) преувеличено число иракских танков, уничтоженных авиацией. Главнокомандующий МНС генерал Шварцкопф принял решение о проведении воздушно-наземной наступательной операции на основе этих оценок, а позднее заявил: <Военные разведчики просто не знают, как вести подсчет ущерба, нанесенного боевой технике противника. Во время шестинедельной воздушной войны методика подсчета неоднократно изменялась в попытках повысить достоверность, однако анализ, проведенный по окончании боевых действий, показывает, что цифры оказались все же на удивление завышенными>.
Командование ВВС США, проанализировав недостатки при ведении воздушной разведки в ходе боевых действий в зоне Персидского залива, планирует предпринять конкретные меры по повышению уровня достоверности и оперативности доведения разведданных, всестороннему и своевременному обеспечению ими своих войск, и прежде всего сил воздушного нападения.

Воздушная разведка возникла практически сразу после появления самолетов. Информация, полученная из кабины летчиков, влияла не только на результаты отдельных сражений, но и на ход истории.

Секретная миссия «Хейнкель-111»

После разгрома Третьего рейха и захвата многочисленных архивов, (в том числе и Люфтваффе) советскими военными выяснилось, что начиная с 1939 года специально подготовленные средние бомбардировщики «Хейнкель-111» летали на тринадцатикилометровой высоте вплоть до Москвы. Для этого кабины летчиков герметизировали, а в днище самолетов размещали фотоаппараты. В частности, были обнаружены снимки некоторых районов Кривого Рога, Одессы, Днепропетровска и Москвы, датированные августом 1939 года. Впрочем, не только немцы фотографировали объекты в СССР. В марте - апреле 1940 года двухмоторный самолет «Локхид-12А» на высоте восеми тысяч метров летал над Баку и фотографировал нефтепромыслы.

Война воздушных разведчиков

13 июня 1949 года генерал-майор ВВС США Кейбелл отдал приказ подполковнику Таулеру, возглавлявшему американскую воздушную разведку, о начале «агрессивной программы ведения разведки». В итоге за последующие 11 лет американцы совершили порядка десяти тысяч разведывательных полетов, в основном вдоль границ СССР. Для этого использовался моноплан Consolidated PB4Y-2 Privateer. Ему противостоял советский Ил-28Р, на тот момент лучший в мире воздушный разведчик.

В годы холодной войны судьба многих летчиков-разведчиков, как американских, так и советских, оказалась трагической. Так, авторитетное американское издание «United States News and World Report» сообщило, что до 1970 года «252 американских летчика были сбиты в ходе шпионских воздушных операций, из них 24 погибли, 90 остались в живых, а судьба 138 авиаторов не выяснена до сих пор».

Что касается советских воздушных разведчиков, то многие трагические инциденты до сих пор неизвестны. Огласку получил случай, произошедший в нейтральных водах Японского моря 4 сентября 1950 года, когда был сбит самолет лейтенанта Геннадия Мишина.

Прерванный полет

Во время Второй мировой войны и в течение следующих нескольких десятилетий считалось, что своей неуязвимостью воздушные разведчики обязаны высоте. Так, вплоть до 1 мая 1960 года американцы безнаказанно летали над территорией СССР на самолете Lockheed U-2, пока расчёт ЗРК С-75 Михаила Воронова не сбил борт 56-6693 Гэри Пауэрса.

Чтобы оценить потенциальный ущерб национальной безопасности СССР, нанесенный таким полетом, достаточно сказать что разведчик сфотографировал, в частности, МБР на космодроме Тюратам и завод «Маяк» по производству оружейного плутония. После прерванного полета снимки не попали в Пентагон, а Пауэрс отправился за решетку. Впрочем, ему еще повезло, поскольку год спустя он вернулся на родину - Пауэрса обменяли на Рудольфа Абеля.

Выше и быстрее

Вслед за самолетом Lockheed U-2 появились «сверхвысотные» разведчики, летавшие на высоких скоростях. В 1966 году американцы ввели в строй самолет SR-71, который мог летать даже в стратосфере со скоростью 3М. Впрочем, глубоко на территорию СССР он не вторгался, разве что пролетал рядом с границей. Зато успешно применялся для фотографирования объектов в Китае.

Пользоваться материалом, полученным с помощью такой воздушной разведки, было не так просто. Например, фотоаппаратура SR-71 за один час полета фотографирует 680 000 кв. км. С таким количеством снимков не справится даже значительная команда аналитиков, тем более в условиях боевых действий, когда информация должны быть представлены военным в считанные часы. В конечном счете главной опорой для штабов так и осталась визуальная информация, как это было во время операции «Буря в пустыне».

Вся надежда на дронов

Успехи радиолокации, в частности перспективных загоризонтных систем, работающих на принципе «отражения волн от ионосферы», резко снизили возможности самолетов-разведчиков. Именно поэтому им на смену пришли «дроны» – беспилотные летательные аппараты. Считается, что пионерами в этой области были американцы, но СССР это не признает. Перспективный беспилотник Ту-143, входящий в систему воздушной разведки ВР-3 «Рейс», совершил свой первый полет еще в декабре 1970 года.

Однако после 1991 года многие советские проекты были свернуты, тогда как США, напротив, продолжили работу над созданием новейших моделей беспилотной воздушной разведки. В настоящее время американцы поставили на крыло БПЛА MQ-1 Predator («Хищник») с высотой полета 8 тысяч метров и стратегический разведывательный БПЛА MQ-9 «Жнец», способный патрулировать на тринадцатикилометровой высоте.

Впрочем, назвать эти системы неуязвимыми нельзя. Например, в Крыму, в районе Перекопа, 13 марта 2014 года с помощью комплекса радиоэлектронной борьбы 1Л222 «Автобаза» был перехвачен современный БПЛА MQ-5В.

Воздушный разведчик против авианосца

В арсенале современных российских самолетов-разведчиков имеются средства для преодоления противоздушных систем наиболее развитых стран. Так, уже дважды – сначала 17 октября 2000 года, а потом 9 ноября 2000 года - самолеты Су-27 и Су-24 проводили воздушные маневры над американским авианосцем Kitty Hawk, при этом команда корабля оказалась не готовой к ответным действиям. Паника, начавшаяся на палубе Kitty Hawk, была сфотографирована, а снимки отправлены электронным письмом американскому контр-адмиралу Стивену Пьетропаоли.

Аналогичный случай произошел и в 2016 году: 12 апреля российский самолет СУ-24 несколько раз облетел эсминец Donald Cook с системой ПРО «Иджис» на высоте всего лишь 150 метров.

В общем комплексе мероприятий, направленных на подготовку вооружейных сил к новым агрессивным войнам, командования армий основных капиталистических государств большое место отводят организации тактической воздушной разведки на ТВД, от результатов которой, по их мнению, во многом будет зависеть успех боевых действий войск. Воздушная разведка ведется в интересах всех видов вооруженных сил. В частности, она призвана обеспечить командование ВВС необходимыми данными для решения задач по завоеванию превосходства в воздухе, изоляции района боевых действий и оказанию непосредственной авиационной поддержки сухопутным войскам.

Усилия тактической воздушной разведки при завоевании превосходства в воздухе предусматривается направлять в первую очередь на выявление аэродромной сети, особенно аэродромов и площадок рассредоточения, а также позиций ЗУР, пунктов управления.

При изоляции района боевых действий к основным объектам воздушной разведки относят резервы в районах сосредоточения и на марше, узлы шоссейных дорог и железнодорожные станции, мосты, переправы, командные пункты и узлы связи соединений и объединений, склады и базы снабжения.

Особенно большое напряжение, как полагают иностранные военные специалисты, потребуется от экипажей разведывательных самолётов при оказании непосредственной авиационной поддержки сухопутным войскам, так как наземные боевые действия будут характеризоваться скоротечностью и вестись на больших пространствах при любых метеорологических условиях. В данном случае авиация должна в первую очередь выявить позиции войск, районы их сосредоточения, пусковые установки тактических ракет, командные пункты и радиотехнические средства управления, находящиеся в боевых порядках войск.

Основная задача воздушной разведки на ТВД, как отмечают иностранные военные специалисты, состоит в своевременном обнаружении местоположения носителей ядерного оружия и складов ядерных боеприпасов.

Считается, что данные, получаемые воздушной разведкой, должны быть достоверными и полностью отражать быстро меняющуюся обстановку на поле боя. Поэтому для ее ведения используются не только специально оборудованные, но и все боевые самолёты.

Большую нагрузку по вскрытию объектов в тактической глубине противника несут тактические разведчики. Например, в последние годы агрессивной войны во Вьетнаме из общего количества самолёто-вылетов, совершаемых американской авиацией в целях разведки территории ДРВ, 97% приходилось на тактические разведчики (RF -4С, RF-101 и другие), 1%. - на беспилотные самолёты и 2% - на стратегические самолёты (U-2, ). Экипажи разведчиков должны были не только отыскать объект, опознать его и установить координаты, но и определить, как и с каких направлений безопаснее и удобнее подходить к нему.

В зависимости от задач и от того, в чьих интересах ведется воздушная разведка, ее глубина будет различной. В зарубежной печати сообщилось, что глубина тактической разведки для полевой армии составляет 300-100 км, армейского корпуса - 100 км и дивизии - 40 км.

Для ведения тактической воздушной разведки в составе ВВС США, Франции и имеются разведывательные авиационные крылья (эскадры), состоящие из двух-трех авиационных эскадрилий по 15-18 самолётов, а в других странах - разведывательные эскадрильи. В американских ВВС сформирована эскадрилья беспилотных самолётов-разведчиков и постановщиков помех, запускаемых с самолёта-матки DC-130. Разведывательные авиационные эскадрильи могут самостоятельно решать задачи воздушной разведки на ТВД.

Организация управления воздушной разведкой на ТВД

Руководство действиями разведывательной авиации на ТВД в ВВС США осуществляется через систему управления тактической авиацией, основными органами которой являются центр управления тактической авиацией, входящий в состав КП командующего ВВС на ТВД, и центр непосредственной авиационной поддержки, создаваемый при центре управления боевыми действиями армейского корпуса или полевой армии. Операции по воздушной разведке проводятся на основе плановых или срочных заявок.

В центре управления тактической авиацией находятся офицеры, которые занимаются планированием действии и организацией полетов разведывательных самолётов. Здесь на основе утвержденных заявок происходит детальное планирование вылетов разведывательной авиации на следующие сутки согласно плановым заявкам, которые приходят от батальонов сухопутных войск через офицеров разведки дивизий, корпусов и полевых армии. Каждый последующий начальник может утвердить или отменить заявку. По сообщениям зарубежной печати, в войне во Вьетнаме плановые заявки реализовывались через 4 ч. и более после их поступления. Они составляли 3/4 всех заявок.

Офицеры воздушной разведки в центре непосредственной авиационной поддержки занимаются обобщением срочных заявок. Последние без согласования с вышестоящими инстанциями передаются по радиосетям управления тактической авиации офицерами связи ВВС, находящимися в командах управления тактической авиацией, или передовыми авиационными наводчиками. Рассмотрев заявку, центр непосредственной авиационной поддержки докладывает об этом в центр управления тактической авиацией, а затем вызывает самолёты-разведчики через КП авиационных частей и подразделений. По опыту боевых действий в Юго-Восточной Азии срочные заявки выполнялись через 2-2,5 ч. при взлете самолётов с аэродромов и через 15 мин. при вызове разведчика из положения дежурства в зоне.

По данным иностранной прессы, разведку могут вести следующие самолёты: одиночные, входящие в состав ударных групп, специально прикрываемые с воздуха. Первые, как правило, посылаются в районы со слабой ПВО. Они фотографируют местность со средних и больших высот. Вторые предназначаются для съемки объектов после нанесения по ним бомбовых ударов. Самолёты-разведчики, специально прикрываемые с воздуха, нацеливаются на объекты с сильной ПВО.

Руководство экипажами самолётов на маршрутах осуществляется через центры управления и оповещения, посты наблюдения и оповещения, а также через передовых авиационных наводчиков. Летчикам передается информация о системе ПВО объекта, атаках истребителей противника, изменении погоды, местоположении пункта сброса отснятом пленки, действиях своих самолётов в районе разведки и т. д.

Подготовка к ведению воздушной разведки на ТВД

Подготовка к ведению воздушной разведки в эскадрилье начинается с получения приказа с КП авиационного крыла. На его основе командир эскадрильи отдает соответствующие указания оперативному офицеру и офицеру фоторазведки.

Оперативный офицер, который контролирует расчет потребного запаса топлива и время передачи разведывательных донесений, определяет порядок следования к цели, маршруты и время выхода на цель, условия радиообмена, ответственных за связь по этапам полета, при необходимости указывает способы взаимодействия разведчиков с истребителями прикрытия.

Назначенные экипажи для выполнения задания начинают готовить план полета. Маршрут к разведывательному объекту выбирается с учетом скрытного выхода на него и обхода районов, прикрытых средствами ПВО. Он наносится на карту, на которой хорошо видны контрольные ориентиры. При необходимости в плане указывается район дозаправки самолётов топливом в воздухе на обратном пути. Если самолёт-разведчик должен идти на задание вместе с ударной группой, то записывается место, время и высота их встречи. При разведке объектов, имеющих сильную систему ПВО, в плане отражаются вопросы взаимодействия с группой прикрытия.

Офицер фоторазведки совместно со специалистами по радиоэлектронному оборудованию в соответствии с поставленной задачей и погодой выбирает тип АФА, количество пленки, фильтры и интервалы съемки.

Во время предполетной подготовки, которая может длиться до 1,5 ч. инструктируются экипажи. Командир эскадрильи уточняет задачу и разъясняет ее. Офицер разведки знакомит экипажи с учетными данными целей (если они не были изучены ими во время предварительной подготовки), затем информирует летчиков о средствах ПВО противника на маршруте и в районе цели, рекомендует тактические приемы их преодоления, называет особо заметные визуальные ориентиры и объясняет маскировку объектов противника. Он также доводит до сведения экипажей (на случай, если они по каким-либо причинам окажутся на территории противника) возможное отношение населения к ним, каким образом избежать пленения и как действовать при спасении.

Офицер фоторазведки инструктирует экипажи о порядке применения АФА, указывая количество фотоснимков, которое можно сделать каждым аппаратом, и контрольные ориентиры начала фотографирования.

Офицер радиотехнической разведки из эскадрильи технического обслуживания напоминает режимы работы аппаратуры, моменты ее включения и выключения, особенности опознавания источников излучения на бортовых индикаторах.

Офицер-метеоролог знакомит экипаж с прогнозом погоды по маршруту и в районе цели.

На инструктаж специально приглашаются экипажи, ранее летавшие в заданный район.

По окончании инструктажа экипажи уточняют маршруты полетов к объектам и обратно, время пролета контрольных ориентиров и подхода к целям, запасные маршруты при изменении погоды или неожиданно сильном противодействий сил ПВО противника.

После выполнения задания самолёт встречает дежурная команда, которая снимает кассеты с фотопленкой и доставляет их в фотолабораторию. Здесь еще мокрая пленка просматривается дешифровальщиками для предварительной оценки и составления срочного донесения. Помимо этого, командир экипажа представляет доклад по результатам визуального наблюдения. При обнаружении на пленке заданных объектов она отправляется в фоторазведывательную техническую эскадрилью разведывательного авиационного крыла. Если объекты не обнаружены, то решается вопрос о повторном вылете. В фоторазведывательной технической эскадрилье пленка дешифрируется более тщательно.

Иностранные специалисты считают, что время, затрачиваемое на дешифрирование пленки, все еще велико. Поэтому за рубежом стремятся подучать информацию о противнике с борта самолёта. Ценность такой информации заключается в своевременности и достоверности, так как экипаж самолёта может передать ее в течение 3-5 мин после обнаружения объекта. Принимать данные о цели могут одновременно все органы, заинтересованные в их получении. В войне во Вьетнаме, как сообщала иностранная печать, американское командование получало по радио с борта разведывательных самолётов более 2/3 данных о подвижных объектах.

Рис. 1. Разведывательный самолёт RF-4C 2

Возможности разведывательных самолётов по съемке местности определяются глазным образом тактико-техническими характеристиками бортовой аппаратуры.

Судя по сообщениям зарубежной печати, основным тактическим самолётом-разведчиком в ВВС главных капиталистических стран является RF-4С «Фантом» 2 (рис. 1). Экипаж два человека. На нем установлена современная разведывательная аппаратура. Возможности ее при съемке местности с высоты 100 м. показаны на рис. 2. С набором высоты площадь местности, охватываемая фотографированием, увеличивается.


Рис. 2. Полосы местности, захватываемые разведывательной аппаратурой самолёта RF-4C при его полете на высоте 100 м: 1, 2 и 3 - АФА передней, перспективной и плановой съемок; 4, 5 - ИК и лазерной аппаратурой; 6 - РЛС бокового обзора, которая снимает местность по обе стороны самолёта; 7 - дальность действия аппаратуры радиотехнической разведки

На самолётах «Фантом» не устанавливается телевизионная разведывательная аппаратура. Это объясняется ее слабой помехозащищенностью. Однако она применяется на беспилотных самолётах-разведчиках. Сообщалось, что ее планируется использовать совместно с инфракрасными средствами наблюдения.

Таким образом, как об этом можно судить по публикуемым в иностранной печати данным, ведению тактической воздушной разведки на ТВД в вооруженных силах стран НАТО придается первостепенное значение. Она организуется с учетом использования всех боевых самолётов и быстрейшей передачи данных о противнике командирам.







2024 © styletrack.ru.