История геноцида. История намибии, древние племена, история южной африки Герреро племя


Фиксировались антропологические типы близкие по своим признакам к современным койсанским народам. Это люди так называемых "боскопского" и "флорисбадского" антропологических типов. Единственное существенное отличие от современных представителей койсанской расы - это более высокий рост и очень большой объём головного мозга (1600 куб. см., что больше чем у современных представителей Homo sapiens).

На территории Намибии археологические и антропологические находки показывают присутствие кой-коин и сан уже в первых веках новой эры.

Предки современных готтентотов мигрировали на территорию Намибии из района Великих Африканских озёр приблизительно в это же время, оттеснив или смешавшись с предками нынешних бушменов. Ряд учёных высказывают и более экзотические гипотезы: например, французский археолог Брейль утверждал, что Южная Африка была заселена выходцами из Египта (он ссылается на некоторые анатомические особенности койсанских народов и древних египтян).

В отличие от сан готтентоты уже одомашнили скот и владели навыками плавки и обработки металлов. К моменту появления европейцев на южной оконечности Африки (17 век) кой-коин уже переходили к оседлости и осваивали земледелие.

Примерно спустя тысячелетие (в 16 веке) этим же путём с севера и северо-востока в Намибию начали проникать племена банту, первыми из которых были предки гереро. Они смогли оттеснить койсанов с левобережья Кунене, но дальнейшее их продвижение было преостановлено.

Однако, в последующем основным каналом общения с внешним миром стал южный коридор - от мыса Доброй Надежды через нагорья Намакваленда.

В течение 17-19 веков готтентотские племена, населявшие южную оконечность Африки, были практически уничтожены. Так исчезли племена готтентотов - кочоква, горингайиква, гайноква, хесеква, кора, жившие в районе нынешнего Кейптауна . Остальная часть готтентотов в ходе контактов с европейцами в значительной мере утратила свою самобытность. В ранний период колонизации сожительство белых колонистов с готтентотскими женщинами носил массовый характер. В результате образовались многочисленные метисные группы (бастеры) - "рехоботские бастеры", "бетанские бастеры", "орлам" , "цветные" Южной Африки .

В 19 веке из остатков распавшихся племён образовались новые объединения, связанные стремление отстоять хоть долю независимости. Наиболее значительные из них - орламы в Намибии и гриква в ЮАР. В 18-19 веках племенное объединение орлам (потомки племён гочоква, дамаква и др.), вытесненное белыми поселенцами, пересекло реку Оранжевая и двинулось на север. Орлам уже были христианами, говорили на языке буров, пользовались лошадьми и ружьями. Орлам включали витбоев - готтентотов осевших в районе Гобабис, Берсеба и Бетани, а также африканеров (буров), скитавшихся в поисках скота и земли под предводительством вождя орлам - Йонкера Африканера.

Процесс образования государства готтентотов нама начался с установления гегемонии племени орлам. Вождь племени Йонкер Африканер сформировал регулярную двухтысячную армию (первую в регионе) и создал кавалерию, как род войск. Около 1823 года Йонкер основал поселение и свою ставку Винтерхук (по названию места рождения на севере Капской колонии), ставшую в последствие столицей страны - г. Виндхук. Йонкер Африканер на своих землях содействовал развитию земледелия, ремёсел и торговли. Всё это, как и покорение части соседних племён гереро (к 40-м годам 19 века под властью нама была вся южная и часть центральной части страны), вело к формированию первого централизованного государства на юге Африки.

Могила Йонкера в Окахандже стала объектом поклонения - там каждый год собираются готтентоты со всей страны.

В 1865 г. на Центральное плато Намибии пришли рехоботеры , согнанные англичанами со своих земель на левом берегу р. Оранжевой.

В 70-х годах 19 века вслед за рехоботерами в Намибию двинулись африканеры, после того как владельцами Капской колонии стали англичане. Это переселение африканеров получило название "Трек в страну жажды". "Трекеры" двигались на север по пути, проложенному орлам, пользуясь источниками воды, открытыми своими предшественниками, и, как правило, оседали близ этих источников. Вплоть до конечного района их миграции - плато Планалту в Анголе - африканеров сопровождали их проводники рехоботеры и нама.

На севере Намибии в 60-х годах 19 века было создано ещё одно крупное межплеменное объединение гереро под руководством вождя Магереро. Гереро - это негроидное племя, пришедшее в Юго-Западную Африку в 16 веке, но их продвижение на юг прервали готтентоты племени топнар. Они столкнулись с ними в кровопролитной войне на реке Свакоп. После этого два племени разделили зоны влияния, но соперничество сохранялось, которое проявлялось в периодических стычках.

В середине 19 века в Намибию стали проникать германские колонизаторы, первоначально в лице христианских миссионеров. В ЮЗА особенно широко действовала Рейнское миссионерское общество (с 1842 года среди нама, с 1844 года среди гереро).

В 1850 году Йонкер изгнал миссионеров из Виндхука и объявил себя главой местной афро-христианской церкви - стал сам совершать богослужения.

По всей территории нынешней Намибии Рейнское миссионерское общество создавало опорные пункты германского влияния в виде миссионерских станции, над одной из которых ещё в 1864 году был поднят прусский флаг. Кроме того, германские торговые и транспортные компании приступили к созданию коммуникаций и сети факторий вдоль всего западного побережья Африки.

Так, опираясь на "рейнцев", агент бременского коммерсанта Людерица Г. Фогельзанд на основании договора от 1 мая и 25 августа 1883 г. обменял у вождя нама Й. Фредерикса бухту Ангра-Пекен (современный Людериц) с окрестностями и земли в глубине страны на 260 винтовок и 600 ф. ст. Затем обманным путём немцы забрали в свои руки почти все земли этого вождя, обозначив в документах размеры покупаемой территории в географической, или немецкой, миле, которая в 5 раз больше английской, известной нама на тот момент.

К началу колониального захвата немцам противостояли главным образом две этнические общности - гереро (80 тыс. чел.) и нама (20 тыс.).

После смерти Й. Африканера миссионерам "рейнцам" удалось вооружить обе стороны и спровоцировать между ними войну, которая продолжалась с перерывами с 1863 по 1892 годы.

В течение первого этапа колонизации (1884-1892) немцы вовлекали в сферу своего юридического и фактического контроля всё новые области. На востоке к береговой полосе шириной 100 км примыкали земли племён нама, которые согласились заключить с немцами договоры о протекторате: бетанийцев, топнар, берсеба, руй-наси, а также рехоботеров и гереро. Владения другой части нама - витбоев, бондельсвартов, вельдшундрагеров, франсманнов и кауа, отказавшихся от заключения таких договоров, оставались вне германской администрации. В 1888 году от договора о протекторате отказались гереро, посчитав, что союз с немцами не помогает им в борьбе против нама.

К началу второго этапа существования Германской Юго-Западной Африки (1893-1903) колониальные власти уже располагали значительными силами и средствами, чтобы подавить сопротивление африканцев и приступить к созданию переселенческой колонии.

В 1892 году в ответ на требование имперского комиссара Г. Геринга (отца будущего рейхсмаршала) - прекратить междоусобные войны - нама и гереро впервые в истории заключили между собой мир, осознав, что фронт борьбы следует направить против германцев.

В апреле 1893 года по мере продвижения в глубь страны немецкие войска напали на резиденцию верховного вождя нама Хенрика Витбоя в Хорнкранце.

Под угрозой уничтожения верховные вожди гереро С. Магереро и нама Х. Витбой вынуждены были подписать договоры о протекторате: в 1890 г. вождь гереро, а в 1894 г. вождь нама. Вооружённое сопротивление немцам отдельных племён продолжалось и в последующие годы, которое в последствие перешло в крупнейшее совместное восстание гереро и нама в 1904 - 1907 годах. Первыми в борьбу в январе 1904 года вступили гереро и нама бондельсварты под руководством Яна Моренги. Х. Витбой вступил в борьбу в октябре того года, провозгласив при этом себя духовным вождём всех нама (ещё в 1887 г. он по примеру Й. Африканера основал местную афро-христианскую церковь и изгнал миссионеров).

Особенно эффективны были выступления нама совместно с гереро, в результате чего генерал Л. фон Трота вынужден был в 1905 г. предложить переговоры о мире, но получил категорический отказ.

Восстание нама пошло на убыль после того, как 29 октября 1905 г. Х. Витбой был ранен в перестрелке у местечка Фальграс и скончался от потери крови.

Наиболее упорно до осени 1906 г. сражался отряд Моренги, за поимку которого Вильгельм II назначил награду в 20 тыс. марок. Лишь 31 марта 1907 г. Я. Моренга был убит при стычке с полицией Капской провинции.

И только объединившись с англичанами немцы подавили это восстание. Многие отряды (племена) уходили из Намибии на сопредельные территории. Последним это сделал в 1909 году Симон Коппер, прорвавшийся со своими соплеменниками через немецкие пограничные посты в южные районы Калахари (Бечуаналенд).

Надо отметить, что воины гереро и нама вели войну по моральным правилам: щадили женщин, детей, миссионеров, торговцев. Их цельё было не уничтожение немцев, а изгнание их со своей земли. В результате политики геноцида со стороны немецких войск численность гереро снизилась на 80%, а нама на 50% (согласно переписи 1911 года).

В начале Первой мировой войны на территорию Германской Юго-Западной Африки вступили южноафриканские войска. С этого момента и до конца 20 века территория Намибии находилась под южноафриканским контролем. Немецкое население страны, несмотря на благосклонное к нему отношение властей Южно-Африканского Союза, частично эмигрировало в Германию (из 15 тыс. немцев, проживавших там в 1913 году, к 1921 г. осталось лишь 8 тыс.).

В то же время власти ЮАС (с 1915 года) проводили политику переселения "бедных белых" с территории Южной Африки на территорию Намибии - с целью наделения их землёй (за счёт африканцев). Уже в 1921 году численность южноафриканских поселенцев в стране в 1,5 раза превысила число немцев, составив 11 тыс. человек.

Во второй половине 30-х годов в страну стали возвращаться немцы, надеявшиеся на восстановление германского колониального господства.

Политика южноафриканских властей в отношение коренного населения мало чем отличалась от германской. Довоенный период также отмечен рядом выступлений намибийцев.

В 1924 году рехоботеры предприняли попытку провозгласить независимость. В 1932 году восстали овамбо на севере страны. В 1922 году нама-бондельсварты, занимавшиеся скотоводством и охотой, отказались платить налог на собак, которые им были необходимы в хозяйстве, и укрылись в горах во главе с вождём Я. Кристианом. Власти послали против бондельсвартов конных стрелков и самолёты, которые подвергли лагерь восставших обстрелу и бомбардировке.

В послевоенный период власти ЮАР проводили на территории Намибии ту же политику сегрегации, что и у себя в стране.

Был провозглашён принцип раздельного проживания каждого народа: страна была поделена на девять хоумлендов и большую "белую зону" для проживания европейского меньшинства. В пределах "белой зоны" африканцы могли селиться только с разрешения властей. Города также делились на кварталы по национальному признаку.

Такой характер расселения во многом сохраняется и в настоящее время. После провозглашения независимости численность европейского населения в стране сократилась, многие земли были возвращены африканцам.

Восстание началось 12 января 1904 года выступлением племен гереро под предводительством Самуэля Магареро. Гереро начали восстание, убив около 120 немцев, включая женщин и детей. Восставшие осадили административный центр Германской Юго-Западной Африки город Виндхук. Однако, получив подкрепление из Германии, колонизаторы нанесли 9 апреля поражение повстанцам у горы Оньяти, а 11 августа окружили их в районе Ватерберга. В битве при Ватерберге немецкие войска разбили основные силы восставших, потери которых составили от трёх до пяти тысяч человек.

Британия предложила восставшим убежище в Бечуаналенде на территории современной Ботсваны, и несколько тысяч человек начали переход через пустыню Калахари. Оставшихся заключили в концлагеря, заставив работать на немецких предпринимателей. Многие погибли от непосильного труда и истощения. Как отмечало в 2004 году немецкое радио Deutsche Welle, «именно в Намибии немцы впервые в истории применили метод содержания заключенных мужчин, женщин и детей в концлагерях. В ходе колониальной войны племя гереро было почти полностью истреблено и составляет сегодня в Намибии лишь небольшую долю населения».

Есть также сведения, что оставшиеся женщины племен были изнасилованы и принуждены к занятию проституцией. Согласно докладу ООН от 1985 года, немецкие войска уничтожили три четверти племени гереро, в результате чего его численность сократилась с 80 тысяч до 15 тысяч истощенных беженцев. Часть гереро была уничтожена в бою, остальные отступили в пустыню, где большинство их погибло от жажды и голода. В октябре фон Трот предъявил ультиматум: «Все гереро должны покинуть эту землю. Любой гереро, обнаруженный в пределах немецких владений, будь он вооружен или безоружен, с домашними животными или без, будет застрелен. Я не буду принимать больше ни детей, ни женщин. Я буду отправлять их обратно к своим соплеменникам. Я буду стрелять в них». Даже германский канцлер Бюлов возмутился и сказал императору, что это не соответствует законам ведения войны. Вильгельм невозмутимо ответил: «Законам войны в Африке это соответствует».

Те самые взятые в плен 30 тысяч негров были помещены в концентрационные лагеря. Они строили железные дороги, а с прибытием доктора Ойгена Фишера стали также служить материалом для его медицинских опытов. Он, а также доктор Теодор Моллисон упражнялись на узниках концлагеря в методах стерилизации и ампутации здоровых частей тела. Вводили неграм яды в различной концентрации, наблюдая, какая доза станет смертельной. Позднее Фишер стал канцлером Берлинского университета, где создал кафедру евгеники и вел преподавание на ней. Лучшим его учеником считался Йозеф Менгеле, печально известный позднее как врач-изувер.

Уже после разгрома гереро восстали племена нама (готтентоты). 3 октября 1904 года в южной части страны началось восстание готтентотов во главе с Хендриком Витбоем и Якобом Моренгой. Целый год Витбой умело руководил боями. После гибели Витбоя 29 октября 1905 года повстанцы, разделившись на мелкие группы, продолжали партизанскую войну вплоть до 1907 года. К концу этого же года большая часть восставших вернулась к мирной жизни, так как они были вынуждены обеспечивать пропитанием свои семьи, а оставшиеся партизанские отряды были вскоре вытеснены за границу современной Намибии - в Капскую колонию, принадлежавшую англичанам.

Спустя более столетия после драматических событий, развернувшихся в начале ХХ века в Юго-Западной Африке, власти Германии изъявили готовность принести свои извинения народу Намибии и признать действия колониальной администрации Германской Юго-Западной Африки геноцидом местных народов гереро и нама. Напомним, в 1904-1908 гг. в Юго-Западной Африке германскими войсками были уничтожены более 75 тысяч человек - представители народов гереро и нама. Действия колониальных войск носили характер геноцида, но вплоть до недавнего времени Германия все же отказывалась признавать подавление восставших африканских племен геноцидом. Сейчас германское руководство ведет переговоры с властями Намибии, по итогам которых планируется совместное заявление правительств и парламентов двух стран, характеризующее события начала ХХ века как геноцид гереро и нама.

Тема геноцида гереро и нама всплыла после того, как бундестаг одобрил резолюцию, признающую геноцид армян в Османской империи. Тогда Метин Кюлюнк, представляющий в турецком парламенте Партию справедливости и развития (правящая партия Турции) заявил, что собирается представить на рассмотрение коллег - депутатов законопроект о признании геноцида Германией коренных народов Намибии в начале ХХ века. Судя по всему, идею турецкого депутата поддержало внушительное турецкое лобби в самой Германии. Теперь германскому правительству не остается иного выхода, как признать события в Намибии геноцидом. Правда, представитель германского министерства иностранных дел Савсан Шебли заявила, что признание уничтожения гереро и нама геноцидом не означает, что ФРГ будет осуществлять какие-либо выплаты пострадавшей стране, то есть намибийскому народу.

Как известно, Германия, вместе с Италией и Японией, вступила в борьбу за колониальный раздел мира сравнительно поздно. Тем не менее, уже в 1880-е - 1890-е гг. ей удалось обзавестись рядом колониальных владений в Африке и Океании. Одним из наиболее важных приобретений Германии стала Юго-Западная Африка. В 1883 г. немецкий предприниматель - авантюрист Адольф Людериц приобрел участки земли на побережье современной Намибии у вождей местных племен, а в 1884 г. право Германии на владение данными территориями было признано Великобританией. Юго-Западная Африка с пустынными и полупустынными территориями была слабо заселена, а германские власти, решив действовать по образцу буров в Южной Африке, стали поощрять миграцию немецких колонистов в Юго-Западную Африку.

Колонисты, пользуясь преимуществами в вооружении и организации, стали отбирать наиболее пригодные для сельского хозяйства земли у местных племен гереро и нама. Гереро и нама - это основные коренные народы Юго-Западной Африки. Гереро говорят на языке очигереро, относящемся к языкам банту. В настоящее время гереро проживают в Намибии, а также в Ботсване, Анголе и ЮАР. Численность гереро составляет около 240 тысяч человек. Не исключено, что если бы не немецкая колонизация Юго-Западной Африки, то их было бы намного больше - германские войска уничтожили 80% народа гереро. Нама - это одна из групп готтентотов, относящихся к так называемым койсанским народам - аборигенам Южной Африки, принадлежащим к особой капоидной расе. Нама проживают в южной и северной части Намибии, на территории Северо-Капской провинции в Южно-Африканской Республике, а также в Ботсване. В настоящее время численность нама достигает 324 тысяч человек, 246 тысяч из них живут в Намибии.

Гереро и нама занимались скотоводством, а пришедшие в Юго-Западную Африку немецкие колонисты с позволения колониальной администрации отбирали у них лучшие пастбищные земли. С 1890 года пост верховного вождя народа гереро занимал Самуэль Магареро (1856-1923). В 1890 году, когда немецкая экспансия в Юго-Западной Африке только начиналась, Магареро подписал с германскими властями договор «об охране и дружбе». Однако затем вождь понял, чем чревата для его народа колонизация Юго-Западной Африки. Естественно, что германские власти находились для вождя гереро вне зоны досягаемости, поэтому гнев вождя был направлен на немецких колонистов - фермеров, которые захватывали лучшие пастбищные земли. 12 января 1903 г. Самуэль Магареро поднял гереро на восстание. Повстанцы убили 123 человека, включая женщин и детей, и осадили Виндхук - административный центр Германской Юго-Западной Африки.

Первоначально действия германских колониальных властей по противостоянию повстанцам не были успешными. Командовал германскими войсками губернатор колонии Т.Лейтвейн, в подчинении которого находились весьма немногочисленные войска. Немецкие войска несли большие потери и от действий повстанцев, и от эпидемии тифа. В конце концов, Берлин отстранил Лейтвейна от командования колониальными войсками. Также было принято решение о разделении должностей губернатора и главнокомандующего войсками, поскольку хороший управленец - это не всегда хороший военачальник (как, впрочем, и наоборот).

Для подавления восстания гереро в Юго-Западную Африку был направлен экспедиционный корпус германской армии под командованием генерал-лейтенанта Лотара фон Троты. Адриан Дитрих Лотар фон Трота (1848-1920) был одним из опытнейших германских генералов того времени, его опыт службы на 1904 год составлял почти сорок лет - в прусскую армию он вступил в 1865 году. Во время франко-прусской войны за проявленную доблесть он получил «Железный крест». Генерал фон Трота считался «спецом» по колониальным войнам - в 1894 г. он участвовал в подавлении восстания Маджи-Маджи в Германской Восточной Африке, в 1900 г. командовал 1-й Восточноазиатской пехотной бригадой во время подавления восстания ихэтуаней в Китае.

3 мая 1904 г. фон Троту назначили главнокомандующим германскими войсками в Юго-Западной Африке, а 11 июня 1904 г. он, во главе приданных войсковых частей, прибыл в колонию. В распоряжении фон Троты находились 8 кавалерийских батальонов, 3 пулемётных роты и 8 артиллерийских батарей. На колониальные войска фон Трота не сильно рассчитывал, хотя укомплектованные туземцами части и использовались в качестве вспомогательных сил. В середине июля 1904 г. войска фон Троты начали продвижение в сторону земель гереро. Навстречу немцам выдвинулись превосходящие их силы африканцев - около 25-30 тысяч человек. Правда, надо понимать, что гереро выступили в поход вместе с семьями, то есть количество воинов было значительно меньшим. Следует отметить, что почти все воины гереро к тому времени уже имели огнестрельное , но кавалерия и артиллерия у повстанцев отсутствовали.

На границе пустыни Омахеке силы противников встретились. Сражение развернулось 11 августа на склонах горного массива Ватерберг. Несмотря на превосходство немцев в вооружении, гереро успешно атаковали германские войска. Ситуация дошла до штыкового боя, на защиту артиллерийских орудий фон Трота был вынужден бросить все силы. В итоге, хотя гереро явно превосходили немцев в численности, организованность, дисциплина и боевая выучка германских солдат сделали свое дело. Атаки повстанцев были отбиты, после чего по позициям гереро был открыт артиллерийский огонь. Вождь Самуэль Магереро принял решение отступить в пустынные районы. Потери германской стороны в битве у Ватерберга составили 26 человек убитыми (включая 5 офицеров) и 60 ранеными (включая 7 офицеров). У гереро же основные потери пришлись даже не столько на битву, сколько на мучительный переход по пустыне. Немецкие войска преследовали отступающих гереро, расстреливая их из пулеметов. Действия командования даже вызвали негативную оценку со стороны канцлера Германии Бенхарда фон Бюлова, который возмутился и заявил кайзеру, что поведение немецких войск не соответствует законам ведения войны. На это кайзер Вильгельм II ответил, что законам войны в Африке такие действия соответствуют. Во время перехода по пустыне погибло 2/3 от общей численности гереро. Гереро спаслись на территории соседнего Бечуаналенда - британской колонии. Ныне это независимая страна Ботсвана. За голову Магереро была обещана награда в пять тысяч марок, но он скрылся в Бечуаналенде с остатками своего племени и благополучно дожил до старости.

Генерал-лейтенант фон Трота, в свою очередь, издал печально известный приказ «о ликвидации», который фактически предусматривал геноцид народа гереро. Предписывалось всем гереро покинуть Германскую Юго-Западную Африку под страхом физического уничтожения. Любого гереро, застигнутого в пределах колонии, приказывалось расстреливать. Все пастбищные земли гереро доставались немецким колонистам.

Однако концепцию тотального уничтожения гереро, выдвинутую генералом фон Трота, активно оспаривал губернатор Лейтвейн. Он считал, что куда выгоднее для Германии превратить гереро в рабов, заключив их в концлагеря, чем просто уничтожить. В конце концов, начальник генерального штаба германской армии генерал граф Альфред фон Шлиффен согласился с точкой зрения Лейтвейна. Те из гереро, которые не покинули колонию, были отправлены в концлагеря, где фактически использовались как рабы. Многие гереро погибли на строительстве медных рудников и железной дороги. В результате действий германских войск народ гереро был почти полностью уничтожен и сейчас гереро составляют лишь небольшую часть жителей Намибии.

Однако, вслед за гереро, в октябре 1904 г. в южной части Германской Юго-Западной Африки восстали племена готтентотов нама. Восстание нама возглавил Хендрик Витбой (1840-1905). Третий сын вождя племени Мозеса Кидо Витбооя, еще в 1892-1893 гг. Хендрик воевал против германских колонизаторов, однако затем, как и Самуэль Магереро, в 1894 г. заключил с немцами договор «об охране и дружбе». Но, в конце концов, Витбой также удостоверился - германская колонизация не несет для готтентотов ничего хорошего. Надо отметить, что Витбою удалось разработать достаточно эффективную тактику противодействия германским войскам. Готтентотские повстанцы использовали классический метод партизанской войны «бей и убегай», избегая прямых столкновений с немецкими войсковыми частями. Благодаря этой тактике, которая была более выгодной для африканских повстанцев, чем действия Самуэля Магереро, предпринявшего лобовое столкновение с германскими войсками, восстание готтентотов продолжалось почти три года. В 1905 году погиб сам Хендрик Витбой. После его смерти руководство отрядами нама осуществлял Якоб Моренга (1875-1907). Он происходил из смешанной семьи нама и гереро, работал на медной шахте, а в 1903 г. создал повстанческий отряд. Партизаны Моренги успешно атаковали немцев и даже заставили германское подразделение отступить в бою при Хартебестмюнде. В конце концов, против готтентотов выступили британские войска из соседней Капской провинции, в бою с которыми 20 сентября 1907 года партизанский отряд был уничтожен, а сам Якоб Моренга убит. В настоящее время Хендрик Витбой и Якоб Моренга(на фото) считаются национальными героями Намибии.

Как и гереро, народ нама очень сильно пострадал от действий германских властей. По оценкам исследователей, погибла треть народа нама. Историки оценивают потери нама во время войны с германскими войсками не менее, чем в 40 тысяч человек. Многие из готтентотов также были заключены в концентрационные лагеря и использовались в качестве рабов. Следует отметить, что именно Юго-Западная Африка стала первым полигоном, на котором германские власти опробовали методы геноцида неугодных народов. В Юго-Западной Африке впервые были созданы и концентрационные лагеря, в которые заключались все мужчины, женщины и дети гереро.

В годы Первой мировой войны территория Германской Юго-Западной Африки была оккупирована войсками Южно-Африканского Союза - британского доминиона. Теперь в лагерях близ Претории и Питермарицбурга оказались немецкие поселенцы и солдаты, правда власти ЮАР обошлись с ними очень мягко, даже не отобрав у военнопленных оружия. В 1920 г. Юго-Западная Африка в качестве подмандатной территории была передана под управление Южно-Африканскому Союзу. Южноафриканские власти оказались не менее жестокими в отношении местного населения, чем германцы. В 1946 г. ООН отказалась удовлетворить ходатайство ЮАС о включении Юго-Западной Африки в состав союза, после чего ЮАС отказался передавать эту территорию под управление ООН. В 1966 г. в Юго-Западной Африке развернулась вооруженная борьба за независимость, ведущую роль в которой сыграла СВАПО - Народная организация Юго-Западной Африки, пользовавшаяся поддержкой Советского Союза и ряда других социалистических государств. В конце концов, 21 марта 1990 г. была провозглашена независимость Намибии от ЮАР.

Именно после достижения независимости и стал активно прорабатываться вопрос о признании действий Германии в Юго-Западной Африке в 1904-1908 гг. геноцидом народов гереро и нама. Еще в 1985 г. был опубликован доклад ООН, в котором подчеркивалось, что в результате действий германских войск народ гереро потерял три четверти своей численности, сократившись с 80 тысяч до 15 тысяч человек. После провозглашения независимости Намибии, вождь племени гереро Рируако Куаима (1935-2014) обратился в Международный суд в Гааге. Вождь обвинил Германию в геноциде гереро и потребовал выплатить народу гереро компенсацию по примеру выплаты евреям. Хотя в 2014 году Рируако Куаима скончался, его действия оказались ненапрасными - в конечном итоге, спустя два года после смерти вождя гереро, известного своей бескомпромиссной позицией по вопросу о геноциде, Германия все же согласилась признать колониальную политику в Юго-Западной Африке геноцидом гереро, но пока без выплаты компенсаций.

Это история путешествия Евгения Рафаловского в племя гереро. Он много путешествовал по Африке и однажды оказался в глухих краях, у масаев. Эти люди его настолько поразили, что он решил: все, в следующий раз нужно отправиться жить в другие племена Африки, для чего он выбрал удивительную страну Намибию. О ней вы можете прочитать в предыдущей экспедиции «Познавая Намибию».

Я искал в ней не цивилизацию, а исчезающие племена, отголоски старой Африки, и я их нашел. А это, поверьте, не так легко. Чтобы попасть к ним, нужно быть готовым по нескольку дней ждать машину, долго ходить пешком, экономить еду и воду, голодать. А главное - искать, ведь их селений не существует на карте. Меня спрашивают: И как, там тебя не съели? - Да не едят они нас, мы для них генномодифицированый продукт, а они - за здоровое питание!)

Мой путь в племена всегда начинается с самого бедного района столицы Намибии Виндхука, из африканских трущоб - Катутура. Название зловещее и переводится как: «место, где мы не хотим жить». Там стоит побывать, чтобы понять, что есть еще и другая Африка, где нет ни света, ни воды, ни канализации. Зато в округе - идеальнейшая чистота. Поверьте, у нас такую редко найдешь даже в центре Киева

В племя едешь не просто так, мол, привет братцы, я у вас поживу! Могут ведь раздеть, разуть и выпустить на природу - хочешь, - живи! Заранее оформляю в министерствах бумаги, разрешение на съемку и письма на языке тех племен, в которых решил пожить. Очень важно «взять языка» или первым делом найти, так сказать, «Пятницу», чтоб он смог рассказать, кто ты такой и что ты пришел вовсе не нефть искать и не алмазы! Но если на совете тебя приняли, то ты полноправный член племени.

Первыми, к кому я отправился, были гереро. Занесло меня в глухой поселок Ошияра, находящийся на западе страны, недалеко от ботсванской границы. Здесь чувствуется близость Калахари и хотя это бушменские земли, хозяевами здесь давно стали гереро. Сюда их вытеснили немцы в период кровопролитной войны 1904-1907 годов. Тогда племя гереро немцы истребили на 80%, в живых осталось всего 15-16 тысяч. Но как говорят гереро: «Дайте нам две коровы и через пару лет у нас их будет сотня.»

Это племя скотоводов осело здесь лишь в 17 столетии, а пришли они сюда из Восточной Африки, района Великих озер. Часть гереро поселились на северо-западе страны, они не поменяли традиций и сейчас их называют химба. А часть отправилась аж за Оранжевую реку (ЮАР), где они столкнулись с бурами и миссионерами. Так гереро переняли европейскую одежду XIX век а . Сейчас она смотрится очень экзотично, тем более в Африке. Правда, они внесли некоторые изменения, убрав корсет и добавив более яркие цвета, зато гереро изменили головной убор - из треуголки сделали двухуголку: эти два угла напоминают рога коровы. Женщины гереро рогоносицы, чем длиннее и больше эти головные уборы в виде рогов, тем богаче муж. Кстати, мужчины гереро носят вполне нормальную европейскую одежду.

Но вернемся в Ошияра, где меня принял самый богатый род в деревне - Купангва. Его глава, Монди Агим, разбогател на стройке в Лондоне. У многих это вызовет изумление, как он туда попал? Да, Монди не знает английского, но он весьма влиятелен в роду Купангва, который насчитывает по всей Намибии, а теперь уже и Британии, 170 человек! В Ошияра теперь живет лишь 30 человек, хотя это их колыбель. Агим купил себе трактор, пробил скважину, открыл единственный в деревне магазин и теперь может наслаждаться жизнью кулака-магната. Он очень большой, наверное, таким и должен быть глава рода, а лицо у него очень доброе, даже несмотря на то, что у него выбит один глаз, такой себе африканский гангстер - «Ганнибал».

Я поставил палатку у него на просторном дворе, вечером нас посетил деревенский староста, на нем красовалась военная форма времен первой мировой войны. Эта форма - наследие войны с немцами, и гереро ее надевают только в торжественных случаях. Разговор свелся к цели визита, хорошо, что какой-никакой переводчик нашелся - Шанана, племянник Агима. Так началось мое изучение деревни. С виду Ошияра незаметна, хотя здесь проживает около 600 человек, 4 - 6 тысяч коров и около 5-6 тысяч коз. Для такого обилия скота нужно пространство для пастбища. Вот деревня и разделена на хутора по 10-15 километров, хотя это всего 47 дворов, зато животным не тесно. Здесь самый распространенный вид транспорта - осел. Хотя есть и лошади, мне показали одного молодого гереро, который прискакал в Ошияра на лошади, проехав больше 1500 километров.

Так как здесь очень чувствуется близость Калахари, то главная проблема - это вода. На все село 4 скважины, из них три частные, причем две в распоряжении у Агима и одна у председателя. Так что правильней сказать, что скважина всего одна, в центре села, общая. Оттуда и таскают воду, кто на осликах, а кто на горбу. Хотя Агим в воде никому не отказывает, несмотря на то, что из его скважин она подается за счет дизеля. Коровы и козы имеют бесперебойный доступ к воде, сначала за счет пересыхающих речек после сезона дождей, а потом благодаря озеру, где эта вода накапливается. Если вдруг пересохнет озеро, то задействуют скважины. Но это бывает теперь редко, так как после пары серьезных засух, жители деревни собрались и углубили озеро.

Любое утро для гереро начинается на улице, у костра. Здесь встречают рассвет за чашкой чая с молоком, после чего женщины принимаются готовить еду. Затем в течение дня они трясут калебасы, делая из молока масло, выпускают на пастбище коз и коров, ухаживают за детьми, убирают, стирают, шьют и, в перерывах, готовят еду. Но это не значит, что они вкалывают как «кузины белошвейки» или как «золушки». Много работы за них выполняют бушмены. У тех ведь вообще ничего нет - дичь давно всю на своих землях выбили. А остальные земли частные, пойдешь охотиться на чьих-то коров или коз, до конца жизни не расплатишься. Вот поэтому бушмены теперь вынуждены, чтобы с голоду не умереть, работать на гереро за миску еды.

Что касается ухода за коровами и козами, то тут нет разделения обязанностей по половому признаку, ими занимаются все. Даже мне довелось поучаствовать в выпасе и дойке коров, лечении коз и отбору козлят. За своим и даже чужим скотом гереро следят очень бережно. И цель тут не мясо и молоко, так заведено: коровы - это богатство, которое нужно приумножать, - живой капитал, с которого капают проценты в виде молока и телят. А еще - это деньги, на базаре корова стоит не меньше тысячи баксов!

В Ошияре царит преимущественно натуральный обмен. Так гереро своим соседям бушменам меняют молоко на орехи и разнообразные плоды. Если проходит хороший сезон дождей, то высаживают маис и кукурузу, хотя это бывает редко. Правда у Агима, благодаря собственной воде, есть приличное кукурузное поле. Кукуруза на окраинах Калахари - настоящий деликатес. При мне сварили всего 2 початка кукурузы, одну поднесли мне, другую съел Монди. А еще староста села показал мне настоящую достопримечательность - гордость Ошияры. Это был его поливаемый огород, находящийся за исполинским забором. Там было всего пару грядок моркови, пару - буряка, несколько кустов помидоров и чахлое дерево манго. Но здесь, в Ошияра, это настоящие сады Семирамиды.

Очень интересно посещать отдаленные роды гереро, которые живут на расстоянии 10-15 километров от односельчан. У них у всех под боком бушменские поселения, такие себе «спутники». В таких поселках всегда ярко выраженны традиции и даже свои таинства. Так, употреблять в пищу кислое молоко женщины не могут. Это напиток мужчин, символизирующий мужское семя. Во всех герерских мазанках стоят разные деревянные фетиши, которые отгоняют злых духов. Внутри находится и очаг, он обогревает, служит освещением и плитой, а его дым защищает от насекомых. Оригинален способ выпекания хлеба. Для этого используют железную бочку. В ней сбоку выпиливают дверку, а внутри размещают металлические полочки. На них и пекут хлеб. Причем, подкладывая угли под дно бочки и сверху, чтобы хлеб пропекался равномерно со всех сторон. У здешних гереро коровы пасутся в буше по нескольку дней, и даже не возвращаются. Я спросил, кто их выпасает? - Они у нас умные, прекрасно ориентируются на местности, поэтому пасутся сами. - А как же хищники? - Единственные для коров хищники у нас - бушмены. Только они могут охотиться на них, поэтому мы стараемся контролировать бушменов. Я заметил, что здесь слово бушмен и голод давно стали синонимами. Ведь у здешних бушменов вообще ничего нет - крупную дичь выбили, земли стали частными, пойдешь охотиться на чьих-то коров или коз, то если поймают - до конца жизни не расплатишься. Вот поэтому бушмены вынуждены, чтоб с голоду не умереть, работать на гереро за миску еды.

Гереро говорят, что если бы не они, то бушмены уже давно бы умерли с голоду. Может, это и так, поскольку им действительно есть нечего. Но и гереро немного лукавят, потому что они опасаются за своих коров и коз. Часто бывали случаи, что бушмены из-за голода просто идут в буш и убивают чью-то корову, терять им, кроме жизни, уже нечего. Съедят ее, а ты потом пойди найди, кто ее сел. Так что эти своего рода подкармливания - хоть какая-никакая гарантия, что коровы целы будут, а в доме чисто и убрано. Таким образом, получается, что «и волки сыты, и овцы целы».

Я видел, как бушменские дети целыми днями коровий навоз месили, а гереро из него дом строили. В этом строительстве я тоже принял участие и даже руку приложил, учился производить отделочно-навозные работы под чутким руководством гереро. Гереро дом строят сами, бушменам не доверяют, опыта строительства у тех нет. А начинается все с вкапывания четырех небольших стволов деревьев - это стены, на них крепится переплетенный деревянный каркас из веток поменьше. Сверху крепится соломенная или жестяная крыша, после чего строятся стены. Процесс трудоемкий, стройка продолжается ровно столько, на сколько хватает навоза. Навозно-земляные стены тщательно наносятся на деревянный каркас, снаружи, посередине и изнутри. Итого три слоя. Это надо видеть: работают профессионалы, без мастерка, одними руками, но получается так, словно дом штукатурили. Молодцы!

Кстати, в Ошияра появилось и очень модное строительное ноу-хау - дома из самодельного кирпича песчаника.

Я себя тоже успел испытать в этом процессе. А добывается он так: несколько людей, объединившись в коллектив, начали работать. Сняли слой дерна, оголили породу, потом тяжелым, заточенным ломом в виде долота, они начинают рубить камень. После чего, этим же ломом разбивают его на куски. Это предварительные заготовки кирпичей. Дальше натачивают мачете, и с его помощью обтесывают и выравнивают углы. Правда, стандарта нет - один кирпич больше, другой меньше. Три человека за день таким образом делают 120-160 кирпичей. И продают их по 1 намибийскому доллару. В день на человека это состовляет 5-8 долларов США. или 25-35 гр. При этом, для села это достаточно неплохие деньги. Теперь представьте, что таким бизнесом в селе занимаются всего 3 человека! Хотя в деревне 80% безработных. Я спрашивал у мужиков и здоровых парней: Что вы целыми днями делаете? - Спим, работы ведь нет! Понятно, откуда она возьмется? Лучше спать у печи, чем добывать кирпичи.

По воскресеньям много семей гереро собираются на службу. Служба проходит в центре деревни, под дереовм, а не в храме - его просто нет. Дерево и выложенный под ним круг из камней и есть церковь. Гереро говорят: Главное не стены, пусть лучше их не будет, зато сердце будет открытым. Даже некоторые бушмены приходят, ведь дерево и камни для них символ природы и поэтому вполне понятны, а что там читают Евангелие, так им до этого дела нет. Специально для нарядного председателя и «уважаемых» гереро, таких как Агим, приносятся стулья. Остальные в перерывах между молитвами располагаются на земле. Гереро знали, что через пару дней я их покину, поэтому устроили мне незабываемый концерт народных песен и танцев. Песни, как у нас в деревне, как затянут! Только на языке ошигереро. Очень интересные танцы, они не быстрые - попробуй в 5-10 огромных юбках потанцевать. Зато ритмом служат не инструменты и не барабаны, а обыкновенные доски, которые матроны гереро привязывают к одной ноге и стучат ими об землю, получается что-то вроде громких ритмичных хлопков.

Мне довелось пожить среди удивительного и гордого племени гереро, но впереди меня ждали химба и бушмены. Больше фотографий о жизни и экспедиции в племени гереро вы можете увидеть в подразделе «Фото Африка». Кроме того, вы можете принять участие в моих экспедициях!

В Намибии и на юго-западе Анголы. Делятся на собственно гереро (в районе реки Белый Нособ и верховьев Свакопа, гора Ватерберх), мбандиеру (мбандеру, овамбандеру - область Омахеке на востоке Намибии), химба (овахимба) и чимба (овачимба, тжимба) - на севере плоскогорья Каоко и в Анголе. Численность в Намибии 157 тысяч человек, в Анголе - 126 тысяч человек (2006, оценка). Живут также на северо-западе Ботсваны (20 тысяч человек). Говорят на языке гереро, а также на языках африкаанс и нама (Намибия), тсвана (Ботсвана), английском (Намибия, Ботсвана) и португальском языках (Ангола). 33% в Намибии, 80% в Ботсване и 95% в Анголе - христиане (протестанты, в Анголе - католики), остальные сохраняют традиционные верования.

Согласно историческим преданиям, около 16 века гереро под предводительством вождей Чивисеуа и Каматы поселились в междуречье Замбези и Окаванго, затем мигрировали на юг на территорию современной Ботсваны, после чего часть ушла на северо-запад современной Намибии на плато Каоко; оставшиеся на востоке гереро (мбандеру) сказали об ушедших: «Ва геререра» - «Они решились!» (отсюда выводится самоназвание гереро). С конца 18 века торговали с колонистами Капской колонии скотом, мясом, изделиями кожевенного и кузнечного ремесла, резьбы по дереву. С 1840-х годов благодаря деятельности немецких миссионеров распространяется христианство. В середине 19 века появляются вождества во главе с вождём (омухона), правившим с советом старейшин, главнокомандующим (омухонгере омунене) и послом (оватумуа). Во время войны с нама (кой-коин) 1863-70 годов были объединены под властью военного вождя Магареро. В 1885 году территория гереро вошла в состав Германской Юго-Западной Африки. Поражение нама и гереро восстания 1904-07 привело к истреблению до 75% гереро. Утратив право владеть скотом, намибийские гереро стали пасти скот европейских поселенцев, заниматься земледелием, приобщаться к европейской культуре и принимать христианство. С конца 1960-х годов, до 1989 существовали бантустаны Герероленд и Каоколенд. Современные гереро в основном работают по найму в сельском хозяйстве и на рудниках, часть живёт в городах, есть интеллигенция. Химба и чимба в основном сохраняют традиционный образ жизни.

Традиционная культура типична для кочевников-скотоводов Южной Африки. Основное традиционное занятие - разведение крупного рогатого скота (численность стад достигала 4 тысяч, общее поголовье к концу 19 века - 90 тысяч голов). Женщины выращивали просо и сорго. Традиционное поселение - крааль (онганда), составляло патрилинейный линидж, возглавлялось наследственным вождём (омухона). Жилище - шатёр из шкур (озонджуа; сооружался в основном женщинами), одежда - передники из дублёной козьей и овечьей кожи или шкур диких животных, более длинные у женщин. Украшения - металлические бусы и спиралевидные браслеты, ожерелья из скорлупы страусовых яиц. Характерны женские платья викторианского типа, подобные тем, что носили жёны и дочери миссионеров, головной убор из платка, повязываемого концами вверх. Основная пища - молоко (омаере), сквашенное в деревянных сосудах или бурдюках, по праздникам - мясо. Во главе общины стоял выборный староста (мухона), на время войны выбирался единый вождь. Счёт родства двойной: делились на 20 патри (орузо) и 6 матрилинейных (эанда) родов; собственность (скот) передавалась по женской линии. Традиционные верования - культ предков (мукуру), священных коров, верховных богов Нджамби Карунга и Омукуру. У шатра омухона постоянно горел священный огонь (окуруо) и хранилась священная вода, применявшаяся в ритуалах освящения новорождённых детей. Известны мифы (о первопредке Мукуру), легенды и др. Инициации, свадьбы, похороны, поминальные обряды сопровождаются танцами и песнопениями, в которых прослеживается влияние церковного пения. Изготавливают маски из кожи. Священный центр гереро - город Окахандья (в 1880 отвоёванный гереро у нама), место упокоения предков и хранения священного огня.

Лит.: Vivelo F. R. The Herero of westen Botswana. Saint. Paul, 1977; Medeiros С.L. Va-Kwandu: history, kinship, and systems of production of an Herero people of South-West Angola. Lisboa, 1981; Балезин А. С., Притворов А. В., Слипченко С. А. История Намибии в новое и новейшее время. М., 1993.







2024 © styletrack.ru.