Актуальные проблемы, угрозы и вызовы россии в международных отношениях. Россия в современном мире и основные направления ее военной политики. Задачи личного состава по поддержанию боевой готовности Современное международное положение и актуальные


Ответственный редактор: Т. В. Каширина, Д. А. Сидоров

Сборник составлен по итогам международной научно-практической конференции молодых ученых «Роль международных организаций в современном мире», состоявшейся в Дипломатической академии МИД России 16 февраля 2019 г. Конференция была организована кафедрой международных отношений Дипакадемии, официальным партнером мероприятия выступил Фонд «Центр международного продвижения, помощь в проведении конференции оказали «Фонд поддержки публичной дипломатии им. А.М. Горчакова» и ТД «Библио Глобус». В конференции приняли участие учащиеся бакалавриата и магистратуры, аспиранты и преподаватели российских и зарубежных высших учебных заведений.

Внимание авторов сфокусировано на анализе современных тенденций и актуальных проблем развития международных отношений и международного права. Авторы подробно рассматривают вопросы сотрудничества в рамках различных международных организаций, анализируют отношения между ведущими игроками на мировой политической арене. Материалы представлены в авторской редакции и предназначены для использования в учебном процессе при подготовке специалистов в области международных отношений и международного права.

Главы книги

Панченко П. Н. В кн.: Современное российское уголовное законодательство: состояние, тенденции и перспективы развития с учетом требования динамизма, преемственности и повышения экономической эффективности (к 15-летию принятия Уголовного кодекса Российской Федерации 1996 года). Материалы всероссийской научно-практической конференции (Нижний Новгород, 4 октября 2011 года). Н. Новгород: Нижегородский филиал НИУ ВШЭ, 2012. С. 258-269.

Анализируется значение Конституции РФ и общепризнанных принципов и норм международного права в развитии российского уголовного законодательства, показываются перспективы дальнейшего развития данного законодательства и практики его применения.

Варфоломеев А.А. , Алёнкин С., Зубков А. Наркоконтроль. 2012. № 2. С. 27-32.

В статье с позиций международного права обосновывается тезис о том, что производство наркотиков на территории Афганистана следует рассматривать как угрозу для международного мира и безопасности. Авторы приходят к заключению, что Совету Безопасности ООН целесообразно квалифицировать ситуацию именно таким образом, а соответственно, обратиться к инструментам международно-правового противодействия, предусмотренным ст. VII Устава ООН.

Буторина О. В. , Кондратьева Н. Б. В кн.: Европейская интеграция: учебник. М.: Деловая литература, 2011. Гл. 11. С. 186-202.

В главне рассмиатриваются следующие вопросы:

1) Бюджет ЕС: происхождение и содержание

2) Годовые и многолетние финансовые планы

3) Проблемы бюджетной политики ЕС

4) Внебюджетные финансовые инструменты

Денчев К. , Златев В. Sofia: Агроинженеринг, 2000.

Вот уже почти сто лет «нефтегазовый фактор» является одним из основных элементов, влияющих на международные отношения. Принципиальное значение имеет тот факт, что речь идет о взаимосвязанности международных отношений с проблемой энергетической безопасности. Огромное значение энергоресурсов в мировой политике вызывает обострение как скрытого, так и открытого противоборства между ведущими державами за контроль над регионами, которые либо богаты углеводородным сырьем, либо находятся на пересечении транспортных маршрутов.

Суздальцев А. И. В кн.: Модернизация экономики и глобализация: В 3 кн. Кн. 3.. Кн. 3. М.: Издательский дом ГУ-ВШЭ, 2009. С. 355-361.

Проблема выработки основных критериев современной российской внешней политике на постсоветском пространстве связано с несколькими внешними факторами, играющими серьезную роль на регионе. Эти факторы факторы играют свою роль в выработке долгосрочной политики в отношении единственного нашего формально союзника на постсоветском пространстве - Республики Беларусь, что и рассматривается в статье.

Учебник содержит описание структуры, задач и механизмов работы наиболее значимых международных экономических организаций; показаны результаты их деятельности; дан анализ проблем и перспектив их развития; отражены изменения в формировании политики России во взаимоотношениях с этими организациями. Предложена характеристика формирующейся системы глобального экономического регулирования. Для студентов, изучающих мировую экономику и международные экономические отношения. Представляет интерес для специалистов-международников широкого профиля, а также всех, кто интересуется вопросами международного урегулирования глобальных систем.

В прогностическом исследовании, охватывающем период до 2035 г., охарактеризованы фундаментальные тренды, под влиянием которых сформируется облик мира через 20 лет. Задачей прогноза является выявление ожидающих мир вызовов и возможностей, которые могут быть использованы в интересах России, для обеспечения ей роли активного участника выработки правил будущего миропорядка.

Дан широкий анализ тенденций мирового развития в сферах идей и идеологии, политики, инноваций, экономики, социальной сферы, международной безопасности, рассмотрены проблемы глобализации и регионализма. Заключительный раздел книги посвящен стратегическим рекомендациям для России.

Для сотрудников органов власти и управления, научного, экспертного и бизнес сообщества. Будет полезен студентам международникам.

Количество страниц - 352 страницы

Рецензируемая работа профессора Санкт-Петербургского госуниверситета А.А.Сергунина посвящена актуальной в теоретическом и практическом отношениях проблеме - российско-европейскому сотрудничеству в сфере международной безопасности, которое получило особое развитие после подписания так называемых дорожных карт по общим пространствам РФ и ЕС (май 2005 г.).

Анализ современного общества, пронизанного медиа, ведется с позиций этнометодологического подхода и представляет собой попытку ответа на кардинальный вопрос: что представляют собой наблюдаемые упорядоченности событий, транслируемых массовыми посредниками. Исследование ритуалов идет по двум основным направлениям: во-первых, в организационно-производственной системе медиа, ориентированной на постоянное воспроизводство, в основе которого лежит трансмиссионная модель и различение информация/неинформация и, во-вторых, в анализе восприятия этих сообщений аудиторией, представляющей собой реализацию ритуальной, или экспрессивной, модели, результатом которой является разделенный опыт. Это и означает ритуальный характер современных медиа.

Человечество переживает смену культурно-исторических эпох, что связано с превращением сетевых медиа в ведущее средство коммуникации. Следствием «дигитального раскола» оказываются изменения в социальных разделениях: наряду с традиционным «имущие и неимущие» возникает противостояние «онлайновые (подключенные) versus офлайновые (неподключенные)». В этих условиях теряют значение традиционные межпоколенческие различия, решающим оказывается принадлежность к той или иной информационной культуре, на основе которой формируются медиапоколения. В работе анализируются многообразные последствия осетевления: когнитивные, возникающие при использования «умных» вещей с дружественным интерфейсом, психологические, порождающие сетевой индивидуализм и нарастающую приватизацию общения, социальные, воплощающие «парадокс пустой публичной сферы». Показана роль компьютерных игр как «заместителей» традиционной социализации и образования, рассматриваются превратности знания, теряющего свое значение. В условиях избытка информации самым дефицитным на сегодня человеческим ресурсом оказывается человеческое внимание. Поэтому новые принципы ведения бизнеса можно определить как менеджмент внимания.

В данной научной работе использованы результаты, полученные в ходе выполнения проекта № 10-01-0009 «Медиаритуалы», реализованного в рамках Программы «Научный фонд НИУ ВШЭ» в 2010-2012 гг.

Одновременно с распадом Советского Союза наша страна приобрела целый «букет» как внутренних, так и внешних проблем. На современную внешнеполитическую ситуацию оказывают сильное влияние не только «достижения» дипломатов и политиков на ниве международных отношений, но внутриполитическая и экономическая обстановка в нашей стране.

В первую очередь, ослабление национальной безопасности и международных связей делает Россию весьма уязвимой для самых разнообразных угроз как внешнего, так и внутреннего характера. Среди наиболее серьезных угроз национальной безопасности, отмечаются как внешние (международный терроризм, экспансия исламского фундаментализма, попытка диктата со стороны США), так и внутренние (научно-техническое и экономическое отставание, угроза распада России):

Угрозы национальной безопасности России, в %

  • 61,0 - Международный терроризм, экспансия исламского фундаментализма и его распространение на территорию России
  • 58,6 - Низкая конкурентоспособность России в экономической сфере
  • 54,8 - Растущее отставание России по уровню научно-технического потенциала от США и других стран Запада
  • 52,9 - Дальнейшее расширение НАТО на Восток и включение в этот блок бывших республик СССР (страны Балтии, Украина, Грузия и т.п.)
  • 51,4 - Установление мирового господства США и их ближайших союзников
  • 51,0 - Давление на Россию со стороны международных экономических и финансовых институтов с целью устранения России как экономического конкурента
  • 26,2 - Угроза Распада России
  • 18,6 - Информационные войны, информационно-психологическое воздействие на Россию
  • 17,1 -Демографическая экспансия Китая
  • 16,7 - Ослабление позиций ООН и разрушение мировой системы коллективной безопасности
  • 15,7 - Крупномасштабные техногенные катастрофы
  • 11,9 - Несанкционированное распространение ядерного оружия
  • 10,0 - Глобальные угрозы (потепление климата, разрушение озонового слоя, СПИД, истощение природных ресурсов и т.п.)
  • 7,1 - Территориальные претензии к России со стороны сопредельных государств
  • 3,3 - Никакой реальной существенной угрозы национальной безопасности России не существует.

Обращает на себя внимание также то, что российские эксперты не придают существенного значения глобальным угрозам, которые все больше перемещаются в центр внимания западного сообщества. Представляется, что это во многом связано с тем, что Россия в целом, и эксперты в данном случае не являются исключением, уже давно живет, что называется "сегодняшним днем". Далеко на будущее никто не загадывает и поэтому реальные, но "отложенные" угрозы (истощение природных ресурсов, потепление климата, несанкционированное распространение ядерного оружия, демографическая экспансия Китая и т.д.) не воспринимаются как актуальные. Это подчеркивается и в новой «Концепции внешней политики Российской Федерации», принятой недавно правительством и президентом РФ: «…военно-политическое соперничество региональных держав, рост сепаратизма, этнонационального и религиозного экстремизма. Интеграционные процессы, в частности в Евро-Атлантическом регионе, имеют зачастую избирательно-ограничительный характер. Попытки принизить роль суверенного государства как основополагающего элемента международных отношений создают угрозу произвольного вмешательства во внутренние дела. Серьезные масштабы приобретает проблема распространения оружия массового уничтожения и средств его доставки. Угрозу международному миру и безопасности представляют неурегулированные или потенциальные региональные и локальные вооруженные конфликты. Существенное влияние на глобальную и региональную стабильность начинает оказывать рост международного терроризма, транснациональной организованной преступности, а также незаконного оборота наркотиков и оружия».

Несмотря на то, что среди угроз национальной безопасности в первую очередь выделяется возрастание напряженности в отношениях с США и западным сообществом, тем не менее возможность возвращения к состоянию холодной войны в основном представляется не слишком вероятной. Дело в том, что при всех сложностях взаимных отношений между Россией и Западом, особенно с США, уже пройден большой путь не только политического, но и культурного взаимодействия: западная массовая культура стала обыденной в России, многократно возросли образовательные, туристические контакты и т.д. В настоящее время большинство россиян, не верят в вероятность жесткого противостояния России и США (табл. 2).

Таблица 2

Но все же главными угрозами не только основам национальной безопасности страны, но и ее авторитету на международной арене, продолжают оставаться такие внутренние проблемы страны, как ее экономическая слабость, коррупция и преступность. Война же в Чечне как фактор, подрывающий авторитет России, хотя и остается в числе наиболее значимых, тем не менее расценивается сегодня в качестве такового в два раза реже, чем пять лет назад (табл. 3).

Таблица 3

Экономическая слабость России

Коррупция и преступность

Война в Чечне

Ослабление военного потенциала России

Невнятность внешнеполитической доктрины России

Деятельность Б. Ельцина/В. Путина на посту президента России

Угроза демократическим правам и свободам в России

Ущемление прав этнических и религиозных меньшинств в РФ

Противодействие России расширению НАТО

Это же отмечают и многие иностранные наблюдатели, например, советник вице-президента США по национальной безопасности Леон Ферт в интервью радиостанции Радио Свободы заявил, что правительство США сделало все возможное, чтобы помочь России в борьбе с коррупцией, однако искоренить ее может только российское руководство. В то же время, по его словам, представления руководства РФ о сильной России кажутся противоречивыми, а порой даже зловещими.

Однако если за основу оценки перспективы России в мировом сообществе брать валовой национальный продукт, то все выглядит не столь уж угрожающим, как это кажется на первый взгляд. Все становится хуже, если рассмотреть структуру наших доходов и ближайшую перспективу.

Сферы, в которых Россия может рассчитывать на реальное укрепление своих позиций на мировом рынке в ближайшие 8-10 лет, в %

  • 70,0 - в сфере ТЭК (газ, нефть)
  • 53,3 - оборонный комплекс (ВПК)
  • 44,3 - добыча и переработка иных природных ресурсов (металл, лес и т.д.)
  • 36,7 - атомная энергетика
  • 27,6 - наука и высокие технологии
  • 18,6 - энерготранспортная инфраструктура
  • 15,2 - культура и образование

В последние годы наряду с ростом добывающих отраслей, катастрофически падает доля наукоемкого производства. Россия выбивается в мировые лидеры по производству сырья, кувалд и лопат. Развиваются те виды производства, которые основаны на применении тяжелого физического, неквалифицированного труда. Конкурентоспособность России создается за счет низкой оплаты труда, связанной с ней низкой культуры производства, высокой трудоемкости. Квалификация труда, его экономическое качество быстро и неуклонно падают. За годы неуправляемых "реформ" выпуск специалистов с высшим образованием на единицу населения в России снизился на десять процентов, а в странах Европы и в США за это время он возрос более чем в два раза. Россия по этому показателю быстро упала с пятого на двадцать шестое место в мире. В то время, как в России доля населения, работающего в фундаментальной науке, за десять лет снизилось на пятьдесят процентов, в передовых странах этот показатель вырос почти в два раза. В странах Европы и Америки на науку сегодня выделяется около пяти процентов бюджета, в России - 1,2 процента. Япония планирует за пять лет увеличить число рабочих мест, на которых работают специалисты с высшим образованием, в два раза, Америка в 1,7 раза, а в России этот показатель неуклонно снижается. Положение с наукой в России близко к катастрофе. Скоро мы будем вынуждены смириться с отсталостью.

Несмотря на всю серьезность внутренних проблем нашей страны не последнюю роль в потере Россией авторитета на международной арене играют внешнеполитические и внешнеэкономические стратегии последнего времени. Если Советский Союз, как известно, имел на международной арене и безусловных сторонников, и явных геополитических противников, то в настоящее время внешнее окружение России носит не столь однозначный и очевидный характер. Основных дипломатических и торговых партнеров России можно условно разделить на несколько групп:

К первой группе "братских" стран можно отнести Белоруссию, Армению и Индию.

Ко второй группе "дружеских" - Югославию, Казахстан, Китай, Иран и Германию.

Третья группа - страны "скорее дружеские". Это - Узбекистан, Украина, Израиль, Франция.

Четвертую группу стран можно охарактеризовать как "нейтральные". Это - Азербайджан, Япония, Великобритания, Чехия.

Пятая группа - "недружественные". Это - Афганистан, страны Балтии и США. Кроме того, к "недружественным" странам можно отнести также Грузию, Польшу и Венгрию.

Особняком на этом фоне выглядят российско-американские отношения. Если еще пять лет назад число считающих США дружественной страной было примерно таким же, как и сейчас (8% и 10% соответственно), то доля экспертов, оценивающих отношения США к России как недружественные, выросла в настоящее время более чем в два раза (с 22% до 59%). Тому много причин, и одна из них - балканский кризис 1999 года, в результате которого, было зафиксировано новое соотношение сил в мире с доминированием США. Среди экспертов не находит широкого распространения точка зрения о том, что во-первых, среди европейских держав возросли настроения дистанцирования от США, и, во-вторых, что в результате этого кризиса возникли предпосылки для более тесного политического союза между Россией и Европой. Другая причина охлаждения отношений России и США, по мнению экспертов, связана с первыми шагами новой американской администрации во главе с Дж. Бушем. Эти шаги дают основания считать, что внешняя политика США станет более жесткой по отношению к России, чем политика предшествующей администрации.

Прямо противоположная тенденция наблюдается, судя по оценкам экспертов, в отношениях между Россией и Германией. За последние пять лет почти в три раза (с 19% до 52%) возросла доля экспертов, относящих Германию к дружественным по отношению к России странам при сохранении доли тех, кто относит ее к недружественным государствам (10% в 1996 г. и 13% в 2001 г). В качестве проблем все еще осложняющих российско-германские отношения отмечаются:

Задолженность России Германии.

Так называемый "Калининградский фактор".

Избыточная интегрированность Германии в ЕС и НАТО.

Несостыковка экономических систем России и Германии (несовершенство законодательной базы в России, отсутствие гарантий прав собственников и инвесторов, коррупция и т.д.).

Проблема перемещенных культурных ценностей (реституция).

Не мало препятствий и на пути налаживания нормальных отношений с другими странами ЕС, причем, большинство экспертов на первое место ставят некоторую предубежденность против России со стороны европейских государств:

Основные причины сложностей в отношениях России и ЕС, в %

  • 71,9 - В ЕС сохраняются определенные предубеждения против России.
  • 57,6 - Интересы России и ЕС по объективным причинам не совпадают.
  • 51,9 - ЕС не заинтересован в интеграции России в европейские структуры.
  • 22,9 - Россия претендует на особый привилегированный статус в европейских делах, неприемлемый для ЕС.
  • 21,4 - На самом деле Россия просто не стремится интегрироваться в европейские структуры.

Международное положение современного Казахстана.

С 16 декабря 1991 г. Казахстан вышел на мировую арену как полноценный субъект международного права За две недели до конца 1991 г. независимость Казахстана признали 18 государств, среди них: Турция, США. Китай. Германия, Пакистан. В первый год независимости Казахстан признали 108 стран мира 70 из них открыли дипломатические представительства.

2 марта 1992 г. Казахстан стал полноправным членом Организации ОбъединенныхНаций. Также Казахстан стал членом Всемирного банка Европейского банка реконструкции и развития. Международного валютного фонда ЮНЕСКО.

В Хельсинки Казахстан вместе с другими странами, появившимися после распада СССР и СФРЮ, присоединился к заключительному акту Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ).

Геополитическое положение Казахстана в центре материка Евразия, сложный этнический состав, стремление к формированию открытой рыночной системы в экономике вызвали необходимость построения миролюбивой внешней политики. «Республика Казахстан свои отношения с другими государствами строит на основе принципов международного права», - сказано в Законе о государственной независимости.

Казахстан занимает стратегически важное пространство, соединяющее Европу и Азиатско-Тихоокеанский регион. Поэтому было очень важно, используя этот фактор, перейти в новый век в сотрудничестве и дружбе с Россией и Китаем.

25 мая 1992 г. в Москве было подписано соглашение о взаимной помощи, дружбе и сотрудничестве между Россией и Казахстаном (в экономике, военной и политической сферах). Особое значение имеет соглашение о нерушимости границ.

С Китайской Народной Республикой (КНР) был заключен около 50 договоров и соглашений.

Казахстан находится в тесных отношениях с ближайшими соседями: Азербайджаном, Узбекистаном, Кыргызстаном. Туркменистаном. Общие границы, высокая степень интеграции в советское время, экономическая зависимость друг от друга помогают поддерживать традиционные связи с этими государствами.

Казахстан приложил немало усилий к урегулированию конфликтов в Нагорном Карабахе и Таджикистане. Выступая в ООН, Н.А.Назарбаев предложил созвать совещание глав азиатских государств и обсудить меры по увеличению доверия ибеспечению безопасности и стабильности в регионе. Генеральный секретарь ООН оддержал предложение.

В Алма-атинской декларации от 21 декабря 1991 г. в отношении стратегических ядерных вооружений предусмотрен совместный контроль ядерного арсеналабывшего СССР. Казахстан ратифицировал Договор о нераспространении ядерного оружия, договор о запрещении испытаний ядерного оружия, присоединился к Конвенции о запрещении разработки, производства и накопления запасов бактериологического биологического) и токсинного оружия и об их уничтожении.

Шанхайская организация сотрудничества . 26 апреля 1996 г. в г.Шанхае (Китай) прошла первая встреча пяти государств, " имеющих общие границы (Казахстан, Кыргызстан. КНР, Россия. Таджикистан). Позже прошли встречи в Москве, Алматы и Бишкеке.

Общая территория этих пяти государств занимает 3/5 площади Евразии, а численность населения - четверть населения мира. На встрече в Шанхае обсуждались вопросы военного доверия в приграничных районах. В Москве (1997 г.) был подписан документ о сокращении численности вооруженных сил в приграничных районах. На саммите ШОС в Алматы (1998 г.) были определены основные направления отношений и обсуждены вопросы взаимовыгодных торгово-экономических отношений.

24-25 августа 1999 г. в Бишкеке встрече обсуждалась реализация достигнутых соглашений, проблемы безопасности в регионе, была подписана Бишкекская декларация.

Казахстан является вторым по величине партнером Китая по товарообороту среди стран СНГ. По проблеме спорных территорий (около 1000 кв. км) была достигнута договоренность: 57% будет принадлежать Казахстану, а 43% - Китаю.

Казахстан и Россия подписали соглашения об использовании космодрома Байконур, о добыче, переработке и транспортировке нефти, принята Декларация о дружбе и сотрудничестве.

Отношения Казахстана с другими государствами мира

Казахстан не имеет выхода в открытое море и вынужден искать выход в Черное и редиземное моря через прикаспийские и южные области. Особенно широкомасштабно развивались отношения Казахстана с Турцией. Появились казахско-турецкие совместные предприятия, в Алматы построен отель «Анкара». Делегации Казахстана участвовали в конференциях в Турции, а ученые Турции - в Казахстане. Казахстанские студенты обучаются в Стамбуле и Анкаре.

Придается особое значение развитию отношений с Индией. Казахстан, Иран, Турция стремятся к экономическому сотрудничеству, культурному обмену.

Отношения Казахстана с развитыми державами Запада

С распадом Союза распределение сил в мире приобрело многополюсный характер, деляется особое внимание отношениям с самой мошной мировой державой - США. отношения строятся на основе равенства и взаимных интересов. США является одним из главных инвесторов нашей экономики, оказывают помощь в области культуры и образования. По программе «Болашак» казахстанские студенты проходят обучение в вузах США Франции, Германии. В 1992 г. Н.Назарбаев и канцлер Германии Г.Коль подписали совместное заявление об основах взаимоотношений. В 1992 г. в Елисейском дворце Президент Казахстана и Президент Франции Ф.Миттеран подписали Договор о взаимопонимании и сотрудничестве. Казахстан установил взаимовыгодные контакты с Венгрией, Болгарией, Чехией, Румынией.

Отношения Казахстана с военно-политическими организациями

После распада организации Варшавского Договора доминирующее положение приобрел НАТО. Казахстан расширяет связи с НАТО. Отношения Казахстана со ранами АСЕАН (Ассоциация стран Юго-Восточной Азии), со странами Северо-восточной Азии - Японией, Южной и Северной Кореей и Монголией - внушают большие надежды.

ПЛАН-КОНСПЕКТ

проведения занятия по общественно-государственной подготовке

ТЕМА 1: «Россия в современном мире и основные направления ее военной политики. Задачи личного состава по поддержанию боевой готовности, укреплению воинской дисциплины и правопорядка в летнем периоде обучения».

Воспитательные цели:

— воспитать у военнослужащих готовность к достойному и самоотверженному служению Отечеству;

— формировать у них чувство любви и преданности Родине, гордость за принадлежность к великому российскому народу.

Учебные цели:

— поощрять стремление военнослужащих эффективно выполнять свои служебные обязанности, совершенствовать профессиональные навыки;

— ознакомить военнослужащих с основными тенденциями развития международной обстановки и военной политикой России.

Вопросы :

1.Основные тенденции развития международной обстановки.

  1. Угрозы безопасности России

и ее военная политика.

Время : 4 часа

  1. Концепция национальной безопасности Российской Федерации, 2000.
  2. Военная доктрина Российской Федерации, 2000.
  3. Концепция внешней политики Российской Федерации, 2000.
  4. Основы государственной политики Российской Федерации по военному строительству на период до 2005 года.
  5. Чебан В. Современное международное положение и военная безопасность России. Ориентир. – 2002. — № 5.

Метод проведения : рассказ-беседа

Современный этап развития международной обстановки характеризуется резким нарастанием взаимосвязи между государствами в военной области. Это подтверждает факт подписания в мае 2002 года Договора между США и Россией о сокращении стратегических наступательных ядерных потенциалов.

Однако, несмотря на сокращение военной мощи мировых держав, значение военной силы в международных отношениях продолжает оставаться существенным.

Оценка современной международной обстановки, с точки зрения обеспечения безопасности России, сопряжена со значительной неопределенностью в отношении потенциальных источников угроз, нарушения стабильности в мире в будущем, а также форм, в которые могут воплощаться эти угрозы.

В целом можно выделить четыре основные группы факторов, оказывающие влияние на формирование международной обстановки в мире (см. схему 1).

К первой группе относятся факторы, влияющие на снижение опасности развязывания крупномасштабной войны, в том числе ядерной, а также формирование и укрепление региональных центров силы. Сегодня вокруг России образовалось три «кольца» государств, занимающих различные позиции по отношению к национальным интересам России. Первое «кольцо» – ближнее зарубежье – образуют самостоятельные государства, вышедшие из Советского Союза. Второе «кольцо» — среднее зарубежье – североевропейские государства и бывшие государства-участники Организации Варшавского Договора. Третье «кольцо» — дальнее зарубежье – составляют государства на Западе, Юге и Востоке.

При этом основными геополитическими центрами силы являются США, Германия, Япония, Индия и Китай. У каждого из перечисленных центров отчетливо определились свои интересы в мире и в конкретных регионах, которые зачастую не совпадают с интересами России.

Второй группой являются факторы, оказывающие влияние на продолжающееся расширение блока НАТО. Трансформация НАТО отражает стремление США сохранить контроль над странами Европы, ограничить их суверенитет и экономические интересы. В новой «Стратегической концепции НАТО» нет ни слова об «общечеловеческих интересах» или равной безопасности для всех стран, и она ориентирована на превентивные действия за пределами стран-участниц НАТО. В связи с этим расширено Европейское командование. В его зону ответственности дополнительно включены Россия, Эстония, Латвия, Литва, Молдова, Украина, Белоруссия, Грузия, Армения и Азербайджан. Сейчас на Европейском континенте НАТО имеет преимущество над Россией в масштабах 3: 1 по бронетанковой технике, 3: 1 по артиллерии, 2: 1 по боевым самолетам и вертолетам. В зону ответственности Центрального командования попали государства Персидского залива и Каспийского моря, в том числе Туркменистан, Казахстан, Киргизия и Таджикистан.

Однако необходимо отметить, что благодаря эффективной внешней политике России удалось несколько переломить отношение к ней. Сегодня можно уже смело говорить не о 19, а о 20 странах-партнерах, участвующих в совещаниях во время обсуждения вопросов в НАТО, касающихся безопасности в мире.

Третьей группой факторов можно назвать сохраняющиеся кризисные тенденции экономического и социального развития государств мирового сообщества, а также соперничество государств за раздел сфер влияния в экономике и политике. Сегодня страны конкурируют друг с другом по всем параметрам экономики и политики. Конкуренция приобрела глобальный характер. В конце 90-х России пришлось уступить многие ниши на мировом рынке. Сегодня активизируются усилия ряда государств, направленные на ослабление позиций России в политической и экономической областях. Делаются попытки игнорировать ее интересы при решении крупных проблем международных политических и экономических отношений. Создаются конфликтные ситуации, которые в конечном итоге способны подорвать международную безопасность и стабильность, затормозить происходящие позитивные изменения в международных отношениях.

В целом анализ экономической ситуации в мире свидетельствует о наметившейся тенденции создания трех торгово-экономических зон под эгидой США, Японии и Германии, умаления влияния России на единое экономическое пространство, блокирования ее попыток и возможностей выйти на мировой рынок высоких технологий.

К четвертой группе факторов относится глобальное распространение террористических и экстремистских движений и групп. Проблема терроризма в последнее время приобретает особую остроту. После 11 сентября 2001 года стало окончательно понятно, что «холодная война» закончилась и на повестке дня другая война – с международным терроризмом. Россия, основываясь на международных конвенциях и договорах, сотрудничает с иностранными государствами в области борьбы с терроризмом и выступает одним из самых надежных гарантов международной стабильности. Именно принципиальная позиция России позволила сформировать прочную антитеррористическую коалицию. В контексте союзнических отношений руководство России совместно с руководством ряда стран СНГ приняло соответствующее решение. Перед нашим государством, давно столкнувшимся с терроризмом, не стояла проблема выбора поддержать или не поддержать усилия по уничтожению его логова в Афганистане. Тем более что данные действия действительно способствовали укреплению безопасности на южных рубежах страны и в относительной степени способствовали улучшению ситуации по этому вопросу во многих странах СНГ.

Таким образом, положение в мире и роль России в мировом сообществе характеризуется динамичной трансформацией системы международных отношений. Окончилась эра биполярной конфронтации. На смену ей пришли взаимоисключающие тенденции к формированию многополярного мира и к установлению доминирования одной страны или группы стран на мировой арене. В последние десятилетия Россия смогла использовать дополнительные возможности международного сотрудничества, появившиеся в результате коренных преобразований в стране. Она существенно продвинулась по пути интеграции в систему мировых хозяйственных связей, вступила в ряд влиятельных международных организаций и институтов. Ценой немалых усилий России удалось по ряду принципиальных направлений укрепить свои позиции.

  1. Геополитическая ситуация в мире в начале ХХТ века бурно

изменяется и характеризуется постоянными столкновениями политических, экономических и военных интересов стран и коалиций государств. В этой обстановке многих волнует вопрос: «Существует ли непосредственная угроза безопасности России, откуда она исходит, каков ее характер, каковы должны быть меры защиты ?».

В настоящее время Россия граничит с 16 государствами, протяженность границ РФ 60 тыс. 932,3 км (сухопутных – 14 тыс. 509,3 км; морских – 38 тыс. 807 км; речных – 7 тыс. 141 м; озерных – 475 км). Площадь исключительной экономической зоны составляет 8,6 млн кв. км. Граница, унаследованная от СССР, оформленная в международном отношении, составляет 9 тыс. 850 км. В то же время граница, не оформленная в международном отношении, — 13 тыс. 599 км. Из 89 субъектов РФ 45 являются приграничными. Из них 24 субъекта оказались приграничными впервые. Какие же процессы происходят по периметру наших границ?

На Севере отношения России и Норвегии осложнены неурегулированностью вопроса границы континентального шельфа и между экономическими зонами.

Настораживает постепенный отход от традиционного нейтралитета Финляндии и Швеции, тем более что ряд политических кругов Финляндии предъявил территориальные претензии к России на часть Карелии, а определенные круги Финляндии стремятся к объединению с близкими по языку карелами, саамами и вепсами.

Выдвигают России свои территориальные претензии и Балтийские государства. Эстония претендует на Кингисепский район Ленинградской области, требует изменения границ согласно Тартускому договору 1920 года, по которому Изборск и Печоры были признаны эстонской территорией. Латвия заявляет свои права на Пыталовской район Псковской области.

На Западе источниками напряженности могут стать, во-первых , выдвигаемые в Литве, Польше и ФРГ требования демилитаризовать Калининградскую область. Одним из вариантов возможного развития ситуации в регионе является установление контроля над Калининградской областью со стороны международных организаций под предлогом оказания ей всесторонней помощи с последующим приданием ей статуса свободной экономической зоны. При этом не исключается вариант ее полного отделения от России с дальнейшей переориентацией на Германию или Литву. В данном контексте России отводится роль второстепенного партнера при решении этого вопроса и в дальнейшем предполагается ее вытеснение из пространства Балтийского моря.

Во-вторых , дальнейшее продвижение блока НАТО на восток. Прибалтийские государства настойчиво стремятся в НАТО, руководство блока оказывает им всестороннюю военную помощь и формирует новые группировки.

В-третьих , территориальные притязания Литвы на отдельные районы, в частности на Куршскую косу, местность в районе озера Выштитис, могут встретить поддержку среди части высших политических кругов Запада. В связи с этим обострение региональных конфликтов может привести к резкому ухудшению отношений стран НАТО, Балтии и России.

В-четвертых, неблагоприятное для России положение на этом стратегическом направлении усугубляется активным вовлечением стран Восточной Европы и Балтии в сферу военного влияния НАТО через программу «Партнерство во имя мира».

На Юго-Западе беспокоит прежде всего усиление сепаратизма и исламского экстремизма. Наличие постоянно тлеющих и готовых в любой момент разгореться вновь очагов конфликтных ситуаций в Чеченской республике, между Грузией и Абхазией, Арменией и Азербайджаном, возрастание происламских настроений в Закавказье и Среднеазиатских республиках СНГ создают опасные предпосылки для реализации идей «истинного ислама» на базе воинствующего национализма.

Конфликтная ситуация, чреватая серьезными осложнениями, складывается также вокруг нефтегазодобычи на континентальном шельфе Каспийского моря и транспортировки добытого сырья.

На Юге характерной чертой обстановки является стремление ослабить позиции России в регионе на фоне доминирования тенденции обострения межгосударственных и внутригосударственных противоречий этнического, религиозного и межкланового характера. Это проявляется в поддержке извне антироссийских действий как через приграничные с нами государства СНГ, так и через антифедеральные силы на территории России. Уже сегодня действия международных экстремистских исламских организаций в Центральной Азии оказывают свое влияние на Приволжский и Уральский регионы России. Причинами возникновения здесь конфликтной ситуации служат межгосударственные и внутригосударственные противоречия в Таджикистане и Афганистане.

Турция при поддержке международных монополий и некоторых закавказских государств препятствует российскому проекту, предусматривающему доставку нефти и газа в Европу из Средней Азии и Закавказья через порт Новороссийск, пытаясь реализовать свой, в соответствии с которым нефтегазопроводы пройдут через ее территорию с выходом в Средиземное море. В перспективе угроза может возрасти в том случае, если наметившаяся тенденция к конфронтации с исламским миром по «дуге нестабильности» от Югославии до Таджикистана получит развитие.

Возникновения прямых угроз безопасности России на этом направлении, по мнению многих исследователей и экспертов, следует ожидать в 2007 – 2010 годах.

На Востоке национальным интересам России противоречат претензии со стороны Японии, Китая и США на раздел сфер влияния и захват лидирующей роли в регионе, территориальные притязания указанных стран к нашему государству, хищническое разграбление морских богатств в российской экономической зоне.

Во внешней политике Японии четко прослеживается тенденция использования экономических и политических рычагов в целях благоприятного для Японии решения территориальной проблемы. Она считает своими принадлежащие России острова Итуруп, Кунашир, Шикотан, Хабомаи и спорными называет остальные Курильские острова и Южный Сахалин.

Серьезную опасность таит в себе развитие отношений между корейскими государствами. Военный конфликт между Северной и Южной Кореей может привести к столкновению интересов США, Китая и России.

Отдельно необходимо проанализировать позицию Китая, который продолжает укреплять свою роль в мире, регионе и наращивать военно-экономический потенциал. Можно предположить становление в долгосрочной перспективе Китая как сверх державы второго ранга. Последние события в Югославии и Афганистане вынудили Китай более тесно координировать с Россией свои усилия по противодействию идеям однополюсного мира и попыткам США их реализовать. Однако в отношениях с Россией Пекин стремится к получению односторонних выгод и преимуществ. Китай быстро набирает экономическую и военную силу. Вместе с тем он отягощен проблемами быстрорастущего перенаселения и недостатка природных ресурсов. Сегодня более чем миллиардное население Китая растет на 1,1% в год, тогда как экономика растет еще быстрее – более чем на 10% в год. В силу этих причин в некоторых приграничных районах Приморья китайцев стало в 1,5 – 2 раза больше, чем русскоязычного населения. Несмотря на заключенные с Россией соглашения, Китай продолжает выдвигать притязания на целый ряд российских территорий (часть территории Читинской и Амурской областей, Хабаровского и Приморского краев). Отказ от удовлетворения территориальных претензий либо попытка притеснения огромной и практически не подчиняющейся российским законам китайской диаспоры на Дальнем Востоке могут послужить в будущем при определенных обстоятельствах поводом для решения спорных проблем и силовым путем.

Кроме того, через 5 – 10 лет не исключено возникновение серьезных противоречий между Китаем и российскими союзниками в Средне-Азиатском регионе, а также между Китаем и Монголией.

Вышеперечисленные и другие процессы, которые сегодня

наблюдаются в мировом сообществе и вблизи границ России, позволяют сделать

некоторые выводы, характеризующие состояние ее национальной безопасности и основные направления военной политики в начале ХХТ века.

Во-первых , в современной международной обстановке происходят динамичные, подчас радикальные изменения. На обломках биполярного мира, основанного на конфронтации двух сверх держав, формируются новые структуры международных отношений. Создаются реальные материальные и духовные предпосылки для мотивированного вмешательства США, Турции и других стран в районы, находящиеся в непосредственной близости к России.

Во-вторых, в целом международная обстановка в мире остается сложной. Строительство нового мирового порядка сопровождается обострением борьбы за сферы влияния, источники сырья и рынки сбыта, что может привести к возникновению новых очагов напряженности и конфликтов, непосредственно затрагивающих национальные интересы России и влияющих на стабильность в стране.

В-третьих, наиболее реальными угрозами безопасности России являются: приближение военной инфраструктуры НАТО к границам России, возможная эскалация вооруженных конфликтов в Закавказье и Центральной Азии, территориальные притязания к России со стороны ряд государств. Любой конфликт вблизи больших запасов нефти и транспортных магистралей может быть использован для военного вторжения не территорию России.

В-четвертых, Россия не «вписывается» в нынешнюю модель глобализации на условиях Запада. В этой ситуации не стоит забывать, что приоритет использования военной силы для решения спорных проблем остается существенным признаком современной действительности. В США и ряде стран НАТО есть определенные круги политиков и военных, которые делают ставку не на мирные переговорный процесс, а на грубую военную силу, что наглядно продемонстрировано в Югославии весной 1999 года.

В-пятых , в период до 2010 года основную угрозу для России будут представлять военные конфликты в ближнем зарубежье. Здесь возможна эскалация вооруженных конфликтов на Кавказе с их интернационализацией за счет вмешательства стран НАТО, а также на Украине, в Белоруссии и в Приднестровье, где нестабильность внутриполитической ситуации создает благоприятную ситуацию для военного вмешательства во внутренние дела этих государств или иных стран под видом миротворческой деятельности. В последующем и до 2015 года возможно возникновение согласованных локальных войн и вооруженных конфликтов в сферах традиционного влияния России с угрозой их перерастания в региональную войну.

Таким образом, исходя из сложившейся обстановки в мире и того, что высшим приоритетом государственной политики России является защита интересов личности, общества и государства, необходимо обозначить основные цели военной политики России на современном этапе (см. схему 2).

  1. Обеспечение надежной безопасности страны, сохранение и укрепление ее суверенитета и территориальной целостности, прочных и авторитетных позиций в мировом сообществе, которые в наибольшей мере отвечают интересам Российской Федерации как великой державы, как одного из влиятельных центров современного мира и которые необходимы для роста ее политического, экономического, интеллектуального и духовного потенциала.
  2. Воздействие на общемировые процессы в целях формирования стабильного, справедливого и демократического миропорядка, строящегося на общепризнанных нормах международного права, включая прежде всего цели и принципы Устава ООН, на равноправных и партнерских отношениях между государствами.
  3. Создание благоприятных внешних условий для поступательного развития России, подъема ее экономики, повышения уровня жизни населения, успешного проведения демократических преобразований, укрепления основ конституционного строя, соблюдения прав и свобод человека.

Политическое и социально-экономическое положение России на современном этапе.

ПЕРВАЯ ОСОБЕННОСТЬ заключается в радикальных изменениях в мире и ряде влиятельных государств, вызвавших нестабильность международных отношений на глобальном, региональном и субрегиональном уровнях.

Во-первых, эта нестабильность стала следствием разрушения прежней системы мироустройства, созданной после 2 мировой войны, когда противостояние 2-х гигантов США и СССР фактически являлось главной осью вокруг которой вращалась вся международная жизнь.

Во-вторых, нестабильность явилась результатом незавершенности процесса, образования новых государств и субъектов международного права на месте, ранее занимаемом странами мировой системы социализма и прежде всего Советским Союзом.

В-третьих, радикальные изменения в мире дали мощный импульс разным формам конкурентной борьбы за «приватизацию» результатов этих изменений в свою пользу. Наиболее крепкие и стабильные государства пытались воспользоваться сложной ситуацией внутри новых независимых государств для закрепления собственного влияния и выстраивания международных отношений исключительно в своих интересах.

ВТОРАЯ ОСБЕННОСТЬ заключается в расширении конфликтообразующей основы на глобальном региональном и локальном уровнях в различных сферах жизни мирового сообщества. Провозглашенные новым политическим мышлением идеи всеобщего мира и благоденствия оказались утопией на фоне череды войн и вооруженных конфликтов.

Ситуация усложняется тем, что всё вышесказанное не только не разрешило старые, но и вызвало новые противоречия, которые расширили конфликтообразующую основу.

Мировое сообщество оказалось неготовым и неспособным затушить старые и предотвратить новые конфликты в разных уголках планеты и отдельных регионов.

ТРЕТЬЯ ОСОБЕННОСТЬ заключается в усиливающейся тенденции международного положения. Она отчетливо проявляется в сохранении и активном использовании военной силы во внешней политике государств.

Во-первых, существование и совершенствование военной организации государств мира свидетельствует о том, что в решении новых международных проблем правительства этих стран не намерены отказываться от возможностей старого военно-силового способа их решения.

Во-вторых, милитаризация внешней политики, отчетливо проявляется в стремлении использовать любой повод для того, чтобы показать и проверить силовые приемы на практике.

В-третьих, милитаристский характер проявляется в стремлении государств под видом внешне справедливых и даже миролюбивых задач решать военно-стратегические задачи.

В частности, под видом миротворчества не только совершенствуется военное мастерство, но и достигаются такие военно-стратегические задачи, которые раньше достигались классическим военным путем.



П-р: Война США и НАТО на Балканах. Под видом миротворчества они решают сегодня те задачи, которые вчера у них были расписаны исключительно для военного времени и для ведения военных операций с предполагаемым противником. В этой связи необходимо помнить, что все подвержено законам диалектики, в том числе и милитаризм. Он развивается и традиционно все глубже «зарывается» в «миротворческую камуфляжу».

В-четвертых, милитаристская политика проявляется в стремлении сохранить военно-политическое превосходство за счет наращивания своей силы или несения непосредственного ущерба военной силе вероятного противника.

П-р: это отчетливо проявляется в политике США и др. государств в отношении к России. С одной стороны они стремятся закрепить и сохранить свое силовое превосходство, а с другой стороны по возможности максимально ослабить военную мощь России.

Сегодня главным для противников России является то, чтобы Россия не смогла воевать в новых условиях и не была готова к войнам 21 века.

Четвертая особенность заключается в резком усилении роли военно-промышленного комплекса в международной жизни и внешней политике ряда государств.

Таким образом, нестабильность международного положения, усиливающаяся его милитаризация, которая отчетливо проявляется в сохранении и совершенствовании инструментов войны, увеличение числа вооруженных конфликтов и войн, а также в возрастании роли военно-промышленного комплекса во внешней политике ряда государств, ставит вопрос о военной безопасности России.







2024 © styletrack.ru.