Затопление флота открытого моря в скапа-флоу. Военно-морская база скапа-флоу


Благодаря известному фильму «Лодка» (Das Boot), снятому по одноименному роману Лотара-Гюнтера Буххайма, «смеющаяся рыба-пила» стала самой известной эмблемой подводной лодки в мире. Однако не многие догадываются, что если бы режиссер «Лодки» Вольфганг Петерсен следовал исторической канве, то новый виток мировой славы получила бы совсем другая эмблема – «Бык Скапа-Флоу» U 47 Гюнтера Прина. Как появилась на свет эмблема U 47, что она означала и почему стала самой многочисленной среди эмблем, украшавших рубки немецких субмарин?

«Чемберлен»

До самых последних мирных дней августа 1939 года рубки немецких подлодок выглядели очень однообразно. С двух сторон белой краской на них был нанесен тактический номер субмарины, а середину рубки украшал герб Третьего рейха – Имперский орел со свастикой в когтях. Лишь одна субмарина несла отличную от других эмблему – это была U 9, на рубке которой красовался «Железный крест» Отто Веддигена (Otto Weddigen). В память о знаменитом подводнике этот знак был официально закреплен за лодкой специальным распоряжением командующего кригсмарине гросс-адмирала Эриха Редера (Erich Raeder). Поэтому «семерка» U 47 обер-лейтенанта цур зее Гюнтера Прина (Günther Prien), вступившая в строй флота 17 декабря 1938 года, мало чем отличалась в этом плане от других лодок – ее рубка несла «орла» и цифры «47».

Слева довоенный снимок лодок U 46 и U 47. На бортах их рубок видны номера, нанесенные белой краской, и имперский орёл. Позже обе лодки сменят их на «Быка Скапа-Флоу». Справа групповое фото экипажа U 47. В черной шинели командир лодки Гюнтер Прин. Слева от него, вероятно, штурман лодки Вильгельм Шпар, справа первый вахтенный офицер Энгельберт Эндрасс. Фото сделано 16 ноября 1939 года, перед выходом лодки в третий боевой поход. Это был последний выход Эндрасса в качестве вахтофицера U 47.

Однако в конце августе 1939 года перед выходом в море со всех подлодок в целях затруднения идентификации возможным противником сняли все опознавательные знаки и закрасили номера на рубках. Экипажи после возвращения из первого похода разрисовали рубки лодок различными эмблемами. Выбор эмблемы для экипажа подлодки был частью неофициальной жизни субмарины и являлся, если так можно выразиться, интимным моментом, который касался только её команды. По словам известного подводного аса Отто Кречмера (Otto Kretschmer), эмблема отражала энтузиазм, оптимизм и жизнерадостность подводников, присущие им несмотря на все трудности и опасности их специфической службы.

Первой эмблемой U 47 стал рисунок черепа в цилиндре с перекрещенными костями и зонтом, который вызывал прямые ассоциации с тогдашним премьер-министром Великобритании Невиллом Чемберленом (Neville Chamberlain). Стоит отметить, что подобные карикатуры на главу английского правительства были очень популярны в вермахте – так, их намалевали на рубках экипажи еще шести подлодок.


Первая известная эмблема U 47 – череп в цилиндре с перекрещенными костями и зонтом, карикатура на премьер-министра Великобритании Невилла Чемберлена. Снимок сделан 8 октября 1939 года, перед выходом U 47 в поход к Скапа-Флоу.

На известном снимке U 47, сделанном 8 октября 1939 года перед выходом Прина в поход к Скапа-Флоу, эта эмблема хорошо видна на правой стороне рубки. Любопытно, что снимок стал предметом дискуссий о том, была ли эта эмблема на рубке в момент, когда Прин совершил прорыв в главную базу британского флота? В качестве аргумента в пользу того, что ее не было, высказывается мнение, что рисунок нанесли мелом и, вероятно, его смыло водой при первом же погружении. Оппоненты утверждают, что «Чемберлен» был нанесен краской и, соответственно, уцелел. Однако оба мнения остаются лишь предположениями, единственным же бесспорным фактом остается то, что 8 октября эмблема с черепом присутствовала, а 17 октября на её месте уже красовалось другое изображение.

«Бык Скапа-Флоу»

В ночь с 13 на 14 октября 1939 года U 47 совершила дерзкий прорыв в святую святых британского флота – главную базу в гавани Скапа-Флоу. Прину удалось проникнуть туда и выйти обратно через узкую и мелководную лазейку, пролив Кирк-Саунд, и во время нахождения на внутренней стоянке торпедировать и потопить линкор «Ройал Оук» (HMS Royal Oak). Своими действиями Гюнтер Прин заслужил высокую оценку даже у противника. Так, Уинстон Черчилль дал этому событию следующую характеристику: «Этот эпизод, который можно с полным основанием рассматривать как воинский подвиг командира немецкой подводной лодки, потряс общественное мнение» .


Главные «действующие лица». Слева командир подлодки U 47 Гюнтер Прин (1908–1941), справа его первый вахтофицер Энгельберт Эндрасс (1911–1941), впоследствии командир лодок U 46 и U 567, автор «Быка Скапа-Флоу».

Когда U 47 вернулась в Вильгельмсхафен 17 октября, её рубку украшала новая эмблема – бегущий бык, из раздувающихся ноздрей которого валил пар. Новая эмблема логично получила собственное имя «Бык Скапа-Флоу» (Der Stier von Scapa Flow). Её придумал первый вахтофицер U 47 обер-лейтенант цур зее Энгельберт Эндрасс (Engelbert Endrass). По его мнению, эмблема символизировала командира подлодки – Гюнтера Прина. Навела же его на эту идею целая цепочка размышлений.

Как вспоминал штурман U 47 Вильгельм Шпар (Wilhelm Spahr), во время нахождения U 47 во внутренней гавани Скапа-Флоу, когда лодка искала цели для своих торпед, на мостике случился маленький инцидент. Прин, всматривавшийся в темноту через бинокль, вдруг обнаружил, что его второй вахтофицер Амелунг фон Фарендорф (Amelung von Varendorff) спустился с мостика и разгуливает по верхней палубе. Командир отчитал молодого офицера за самовольный уход и прогулку по палубе.

Когда фон Фарендорф вернулся на мостик, он с юмором отрапортовал: «Герр калойт (Kaleut – сокращение от Kapitänleutnant – прим.авт.), с ареной для боя быков всё в порядке, но где же боевые кони?» Эндрасс, находившийся на мостике рядом с Прином, услышал реплику фон Фарендорфа. В тот момент ему вспомнился персонаж из британского журнала комиксов «Хотспур», который был популярен среди экипажа – бык Гарри, который бил копытом землю, и из его ноздрей шел пар. Сопоставив слова второго вахтофицера с быком из комикса, Эндрасс счёл, что именно такая эмблема лучше всего передаст агрессивный характер и боевой дух Гюнтера Прина.


U 47 после своего знаменитого похода в Скапа-Флоу с первым вариантом эмблемы. Видно, что бык с правой стороны развернут влево, к корме. Все последующие быки на этой стороне рубке были повернуты вправо. Снимок может быть датирован концом октября 1939 года – лодку еще не перекрашивали на верфи.

Можно сказать, что идея новой эмблемы U 47 была рождена Эндрассом на мостике лодки прямо посреди якорной стоянки британского флота. Эта мысль не отпускала Эндрасса, и как только лодка начала возвращение на базу, он немедленно решил воплотить ее в жизнь. Вот как описывает этот момент в своей книге французский исследователь Александр Корганов:

«Эндрасс зашел в кают-компанию унтер-офицеров и обратился к Шпару, лежавшему на койке, заложив руки за голову.

– Вилли, можешь дать мне какую-нибудь карту?

– Зачем?

– Нужно сделать эскиз, – без особого желания ответил Эндрасс.

– Какой еще эскиз?

Старпом на мгновение задумался, но решил, что проще рассказать о своем замысле.

– Ладно, в память об этом походе я придумал эмблему для нашего корабля и хочу изобразить ее на рубке. Мне нужен большой лист бумаги, чтобы сделать полномасштабный шаблон, и белая краска, чтобы закрасить контур.

– Мы можем взглянуть на эту эмблему? – осторожно спросил Шпар.

– Когда у меня будет карта, я нарисую ее на обратной стороне.

Сгорая от любопытства, Замман, Бём, Штрунк и Ромер повскакивали с коек, засыпав Эндрасса вопросами, но тот оставался непреклонным. Шпар сбросил ноги с койки и отправился за картой. Эндрасс расстелил ее на палубе и несколькими карандашными штрихами воспроизвел быка c раздувающимися ноздрями.

– Как вам? Это – Бык Скапа-Флоу!

Новая эмблема была встречена экипажем с большим одобрением. Сообща было принято решение сделать трафарет и нанести рисунок на рубку втайне от командира».

Боцман Ганс Замман (Hans Sammann) и старший матрос Петер Диттмер (Peter Dittmer) увеличили рисунок Эндрасса и изготовили трафарет для нанесения рисунка краской на обе стороны рубки. Заговорщики составили план действий и решили ждать удобного момента.

Если верить Корганову, то «Бык Скапа-Флоу» появился на рубке U 47 между 07:00 и 08:00 17 октября, когда командир лодки ушел с мостика. Трафарет держали Шпар и фон Фарендорф, а Эндрасс закрашивал контур, нанося краску на металл. Прин появился на мостике неожиданно и застал всю компанию прямо «на месте преступления»: рисунок уже красовался на рубке, но кисти и краску спрятать не успели. Командир был удивлен сборищем своих офицеров на палубе, и они были вынуждены признаться в содеянном. Шпар доложил о том, что у лодки теперь новая эмблема: «Бык Скапа-Флоу». Прин изъявил желание на нее посмотреть:

«Прин начал спускаться по трапу. Четыре пары глаз нацелились на него в ожидании реакции.

Эндрасс, фон Фарендорф и Шпар подошли к борту ограждения рубки. Они видели, как командир подошел к орудию, развернулся на пятках и поднял глаза. Уставившись на быка, он разразился громким смехом.

– Хорошо, – это я, что ли?.. И что, я действительно выгляжу свирепым? – воскликнул он, сердечно смеясь.

– Не свирепым, а решительным, – поправил Эндрасс.

– Невозможно найти, что лучше бы символизировало U 47 и её доблестный экипаж, – сказал Прин уже совершенно серьезно».


Торжественная встреча U 47 в Киле 23 октября 1939 года. Лодка вернулась из похода к Скапа-Флоу и обходит рейд, где её приветствуют экипажи всех военных кораблей. Справа показан момент, когда лодка проходит мимо крейсера «Эмден», экипаж которого выстроен вдоль всего борта корабля.

Много быков, хороших и разных

За время службы субмарина отправлялась на верфь для ремонта после каждого похода, где обычно ее заново красили в сухом доке. Поэтому жизнь эмблемы подводной лодки была коротка, и после очередной покраски подводникам приходилось наносить её заново. «Бык» в этом плане тоже не был исключением: эмблема, нарисованная Эндрассом 17 октября, просуществовала не более двух недель, так как 23 октября U 47 была отправлена на верфь для ремонта и покраски.

13 ноября 1939 года, когда лодка вернулась из ремонта, для «Быка Скапа-Флоу» начался новый период. С этого момента эмблема периодически закрашивалась на верфи после похода и заново рисовалась на рубке. Так как трафарет не сохранился, а Энгельберт Эндрасс покинул U 47 в декабре 1939 года в связи с повышением, экипажу лодки приходилось рисовать «Быка» от руки и по памяти.


Слева U 47 в Киле по возвращении из шестого похода, июль 1940 года. Рядом с «быками» с обеих сторон присутствует надпись «66587 to.», обозначающая тоннаж, потопленный Прином в этом походе. Число несколько преувеличено - в реальности Прин потопил в этом походе восемь судов на 51 189 брт, но в любом случае это был самый успешный поход с точки зрения набора тоннажа. Справа U 47 в Лориане осенью 1940 года.

Это привело к тому, что в общей сложности по сохранившимся фотографиям U 47 исследователи насчитали восемь версий «Быка Скапа-Флоу». Новые эмблемы отличались друг от друга не только местом расположения и деталями рисунка, но и направлениями. Так, когда 13 ноября 1939 года лодка вышла из ремонта после похода в Скапа-Флоу, её рубка была модифицирована. По бортам установили рейлинг (поручень) как раз по тому месту, где изначально располагалась центральная часть эмблемы, и «быков» пришлось перерисовать. В изначальной версии эмблемы, которую рисовал Эндрасс, оба «быка» смотрели влево, то есть, с одной стороны рубки на нос, с другой на корму. После ремонта они повернули свои головы в сторону носа лодки. С таким вариантом эмблемы U-47 вышла в следующий поход, третий по счету. Все последующие эмблемы имели точно такое же направление, то есть смотрели вперёд.

«Бык» как общее достояние

Со временем эмблема «Бык Скапа-Флоу» стала самой распространенной за всю историю подплава Германии: во время Второй мировой это изображение украшало рубки в общей сложности 58 подводных лодок. Их можно разделить на две группы.

К первой группе относятся четыре субмарины, командиры экипажей которых выбрали её самостоятельно. Это U 47 Прина, две лодки Эндрасса (U 46 и U 567) и U 213 фон Фарендорфа. Бывшие вахтенные офицеры U 47, став командирами собственных лодок, поместили на них «быков».

Вторая группа более многочисленна и насчитывает целые 54 субмарины 7-й подводной флотилии, символом которой и стал «Бык Скапа-Флоу». Начало было положено в марте 1941 года после того, как U 47 Гюнтера Прина не вернулась из похода. И хотя легендарного подводного аса официально признали погибшим только 23 мая, для подводников 7-й флотилии это не было какой-либо тайной и ранее. Так как U 47 входила в состав флотилии, её командир капитан-лейтенант Герберт Золер (Herbert Sohler) приказал считать эмблему Прина официальной как для самой флотилии, так и всех её подлодок. Исключением из правил стала U 69, которая вместо официального символа флотилии несла на своей рубке рисунок с коробки французского сыра, за что получила прозвище «Смеющаяся корова» .


Процесс нанесения эмблемы: под наблюдением офицера два подводника набивают «Быка Скапа-Флоу» на рубку лодки U 46.

Стоит отметить, что и настоящая U 96, ставшая всемирно известной благодаря творчеству Буххайма и Петерсена, также несла на своей рубке эмблему Прина, так как принадлежала 7-й флотилии. Когда на её борт поднялся военный корреспондент лейтенант Буххайм, он попросту не мог видеть на рубке «смеющуюся рыбу-пилу», так как ранее до этого командир флотилии приказал убрать все индивидуальные эмблемы и оставить только общую. Поэтому Буххайма на U 96 встретил именно «Бык Скапа-Флоу».

В самом появлении эмблемы на U 47 нет ничего удивительного, но слова Гюнтера Прина, что она символизировала подлодку и экипаж, можно счесть справедливыми. В конце концов, именно они сделали свою эмблему знаменитой.

Литература :

  1. Blair С. Hitler"s U-boat War. The Hunters, 1939–1942 – Random House, 1996
  2. Busch R., Roll H.-J. German U-boat Commanders of World War II – Annapolis, Naval Institute Press, 1999
  3. Ritschel H. Kurzfassung Kriegstagesbuecher Deutscher U-Boote 1939–1945ю Band 1 – Norderstedt
  4. Martindale D. Grisé W. The Wolf Pack: A Collection of U-Boat Modelling Articles – Accurate Model Parts, 2010
  5. Hogel G. Embleme, Wappen, Malings Deutscher U-boote 1935–1945 – Hamburg: Koehler Verlag, 2001
  6. Корганов А.С. Загадка Скапа-Флоу – СПб.: «Роза Ветров», 2011
  7. Метцлер Й. История подлодки U-69. «Смеющаяся корова» – М.: Центрполиграф, 2005
  8. Черчилль У. Вторая Мировая война: В 6 томах. Том 1: Надвигающаяся буря – М.: Терра, 1997
  9. http://www.u47.org
  10. http://www.uboat.net
  11. http://www.uboatarchive.net
  12. http://historisches-marinearchiv.de

План
ОСЕНЬ 1939 года, Вторая мировая только началась. 28 сентября Адольф Гитлер посетил штаб подводного флота, где капитан-цур-зее (соответствует капитану 1 ранга) Карл Дёниц доложил фюреру, как воюют его парни. Так, в сентябре они потопили 41 транспорт и 1 авианосец англичан. Он объяснил, как быстро новая техника связи позволяет перенацеливать оперирующие в океане лодки для нанесения массированных ударов по морским коммуникациям противника: «Расчёты показывают, что именно подводный флот является тем оружием, которым рейх может нанести Англии решающий удар в самом уязвимом месте». Он назвал также число, бывшее для него своего рода магическим: «Необходимо 300 новых лодок!» Фюреру показали только что вернувшиеся с операций, покрытые ржавчиной подлодки с бородатыми экипажами, которые, впрочем, поражали чрезвычайно молодым средним возрастом, будучи тем не менее уже весьма опытными волками войны в океане. Как писал адъютант Гитлера по морским вопросам, «фюрер увёз в Берлин восторженное впечатление о возможностях подводного флота, а также о задоре и боевом духе экипажей».
Однако «восторженное впечатление» фюрера было вещью очень ненадёжной, у него было легко из фаворитов попасть в немилость. Противники Дёница среди военной элиты имели свои доводы против расширения подводной войны, и ещё неизвестно, на чью сторону в конечном итоге склонился бы фюрер. Нужно было потрясти существующие представления о войне на море, и вот для этого достигнутых успехов явно не хватало! Посему штаб Дёница начал подготовку акции, которая бы ярко продемонстрировала ударную силу подводного флота. Всё было зафиксировано в журнале боевой активности, который вёлся Дёницем и был приведён в качестве улики на Нюрнбергском трибунале. Речь шла о нанесении удара по главной базе английского флота в северной Атлантике – бухте Скапа-Флоу (Оркнейские острова, севернее Шотландии). В Первую мировую войну две попытки немцев провести такую операцию закончились поражением, лодки и экипажи были потеряны.
Итак, записи Дёница:
«1. С началом войны исследовать возможность проникновения в Скапа-Флоу. Значение успеха операции очевидно всем.
2. План «Скапа-Флоу» с обозначением предполагаемых заграждений готов. Необходимы подтверждения этих предположений для определения места, где проникновение в бухту реально возможно.
3. 06.09. самолёт-разведчик 2-го флота люфтваффе сделал фотоснимки Скапа-Флоу; 11.09. они доставлены к нам, на них видны тяжёлые и лёгкие надводные цели.
4. Лодка U-14, работавшая 13 - 26.09 в р-не цели, вернулась с результатами разведки системы охранения, брандвахты, особенностей течений и т.д. Командир считает возможным проникновение в бухту через пролив Хокса-зунд при открытых заграждениях.
5. 26.09. Самолётом 2-го флота люфтваффе сделаны качественные снимки, точно отражающие ситуацию в бухте. При их анализе я пришёл к следующему выводу:
а) вследствие наличия противолодочных сетей возможность проникновения с направлений Хокса-зунд и Клеструм-зунд маловероятна;
б) пролив Холм-зунд перекрыт лишь с помощью трёх брандеров, затопленных поперёк фарватера. Южнее их до начала мелководья имеется проход шириной 17 м и глубиной 7 м. Оба берега необитаемы. Проникновение в бухту на данном участке считаю возможным ночью в условиях прилива. Главная трудность – в навигационной стороне дела.
6. Повторная фотосъёмка пролива Хокса-зунд: попытка проникновения в бухту с этой стороны нецелесообразна.
7. Доклад командующему ВМФ; получено его согласие. Мною принято решение о проведении операции. Считаю, что её целесообразно осуществить ночью с 13 на 14.10, когда прилив достигает своего максимума в полночь, луна – в минимальной фазе. Выход ударной лодки из Киля: 08.10. Вооружение: торпеды «G-7Е» (с электроприводом). При выборе оружия решено предпочесть торпеды, в случае с данными надводными целями имеющие больше шансов на успех, чем мины.
8. Приказ группе «А» командования ВВС: перед началом операции (12.10) провести доразведку и фотосъёмку ситуации в Скапа-Флоу с целью передачи свежих данных на лодку.
9. Лодки U-10, U-18, U-20, U-23 отвести с боевых позиций в акватории Оркнейских о-в, чтобы случайно не потревожить противника. Успеху операции подчинить всё!
10. 11.10. Самолёт 1-го флота люфтваффе при низкой облачности совершил облёт бухты, не имея на то приказа. Очень досадно!
12.10. Самолёт группы «А» командования ВВС успешно произвёл доразведку цели (экипаж: л-т Неве, фельдфебели Бёме и Вольф). Установлены точные позиции авианосца, пяти тяжёлых кораблей и десяти крейсеров».

Исполнитель
ТЕПЕРЬ нужен был командир, достаточно хладнокровный для проведения такой рискованной операции, имеющий боевой опыт и обладающий блестящими навигационными навыками. Выбор пал на капитан-лейтенанта Гюнтера Прина.
Пришедший в ВМФ из торгового флота, вернее, из-за безработицы на гражданке, он предложил нацистам свои услуги, был принят и отблагодарил новых хозяев в полной мере, поставив свои знания и способности на службу набирающего силы агрессора. Прошедший все проверки Прин считался одним из самых способных и надёжных офицеров подводного флота.
Его U-47 вернулась с первого задания новой войны, и он доложил о потоплении 3 английских транспортов. Вскоре вместе с командиром U-14 Вельнером его вызвали в штаб...
В низком помещении разложена карта акватории Скапа-Флоу; на стенах висят крупноформатные фото авиаразведки. Вельнер доложил о разведвыходе U-14 в район цели. Быстрые вопросы и ответы, объяснения по карте. Дёниц обратился к Прину: «Как вы считаете, сможет ли решительный командир вот здесь войти в бухту и атаковать вражеские корабли?» И, не требуя от него немедленного ответа, предложил «подумать до завтра». Это был один из любимых приёмов «папы Карла». В таком случае офицерам казалось, что последнее слово всё-таки за ними. Но опытный шеф знал, что его подчинённые всё равно дадут нужный ему ответ. Ведь здесь никому не хотелось прослыть трусом.
Утром Прин доложил о готовности выполнить поставленную задачу. Сразу же были обсуждены детали и установлен день выхода U-47 в море.
Команда не могла скрыть удивления, получив приказ выгрузить на пирс часть только что загруженного провианта. При погрузке боезапаса тоже выявилась странность: вместо торпед «G7-А» на борт были взяты только торпеды «Е» с электроприводом. В воздухе повисло тревожное предчувствие. Прин лично контролировал все приготовления. Он-то понимал, сколь высока ставка операции, где малейший просчёт был чреват гибелью.
В последний вечер он вызвал к себе старпома старшего лейтенанта Эндраса и старшего лейтенанта Шпара и без предисловий объявил им о предстоящей операции. Запершись для секретности, втроём они отработали все возможные варианты дерзкой атаки.

Полный вперёд!
08.10. Лодка покинула флотский арсенал и по каналу им. кайзера Вильгельма вышла в Северное море. По пути повстречали U-46 на ходовых испытаниях после ремонта (добрая примета!). Вскоре U-47 вышла из канала, и берега рейха растаяли в дымке надвигающейся ночи.
13.10. На рассвете они были в районе Оркнейских о-в. Положив лодку на грунт, Прин собрал экипаж в носовом отсеке...


Нервно шепчутся набившиеся в тесный отсек матросы. Доклад старпома: «Экипаж в полном составе собран!» (3 офицера, 36 унтер-офицеров и матросов). Прин был краток: «Внимание! Вас удивляло, чем мы занимались в последние дни. Теперь могу сказать вам: сегодня ночью мы прорвёмся в Скапа-Флоу и атакуем томми» (англичан). Обрисовав детали операции, приказал всем отдыхать: «И прежде всего абсолютная тишина! Ни звука в отсеках! Для передвижения по лодке обмотать ноги тряпками! Всплываем в сумерках». На боевых постах остались только вахтенные...
И вот они лежат на глубине 100 м на шельфе Оркнейских островов. Проходят часы. Беспокойно ворочаются матросы в своих узких койках, сон не идёт. Каждого занимает вопрос: «Вернёмся ли живыми?» В узкой холодной трубе подлодки тишина, время от времени нарушаемая скрипом песка при покачивании U-47 на грунте или приглушенным шёпотом вахтенных.
Прин тоже лежит не смыкая глаз. В памяти проходят отчётливые детали карты района операции: направления течений при приливе и отливе, отметки глубин, заграждения в проливах, позиции целей... Он горд тем, что именно ему поручено нанести удар в Скапа-Флоу. Он, он должен осуществить акт возмездия за тот позор, которым был запятнан именно в этой бухте германский флот! Его имя останется в истории! Дёниц в нём не ошибся!..
16.00. Камбузные Вальц и Мантюк начинают разносить по постам пищу, которую экипаж принимает в полной тишине. Все едят без аппетита, чисто механически, сейчас всем не до еды.
19.15. Отрыв лодки от грунта. С жужжанием работают насосы. Включены электромоторы. Поднят перископ. Вокруг – только вода. Приказ на всплытие.
Океан спокоен, почти полный штиль. Но что это? Небо – в ярких всполохах, надвигающуюся ночь освещает редкое в этих широтах северное сияние. Заурчали дизеля, вентиляция продувает лодку свежим воздухом, а Прин на мостике задумался. Отбой операции из-за этого неучтённого штабом северного сияния? Или просто повременить с её началом? Но именно сегодня высота прилива максимальна, совпадение всех гидроусловий просто идеально для преодоления заграждений прямо под берегом, через мелководье. Так можно успеть войти в Скапа-Флоу, сделать дело и выйти из бухты до того, как вода начнёт убывать. Подобного шанса придётся ждать долго. Проходят минуты. На боевых постах ждут его приказа. Неужели же из-за сияющего неба всё пойдет насмарку? Звучит приказ: «Полный вперёд! На Скапа-Флоу!»
Форштевень с шипением режет море. Впереди – тёмные горы на фоне сияния. Теперь уже видны и брандеры заграждения, лежащие в водах проливов. Приливное течение захватывает лодку и стремительно несёт её вперёд. Только отчаянное маневрирование рулями и меняющиеся режимы винтов позволяют кораблю выдерживать курс в стремнине. Поток океанской воды вдруг бросает U-47 на один из брандеров, и корма её проносится буквально на расстоянии вытянутой руки от опасного препятствия.

Падение «Королевского дуба»
00.27. U-47 вошла в Скапа-Флоу. Светло, бухта прекрасно просматривается. Однако там, где обычно стоят корабли «Home Fleet», сейчас пусто. Встревоженный Прин начинает движение вдоль береговой линии на север и видит два больших корабля; дальше болтаются на якоре эсминцы; крейсеров же не видно.
Контуры обеих больших целей всё яснее проступают на фоне северного неба, и Прин в одной из них опознаёт линкор «Royal Oak» («Королевский дуб»). Стоящий за ним корабль ошибочно опознан как тяжёлый крейсер «Repulse».
Прину ясно, что стрелять придётся по этим двум перекрывающим друг друга целям, иного варианта атаки, как и времени на поиск других целей, просто нет. Быстро звучит приказ: «Носовые аппараты к стрельбе!»
«Носовые к стрельбе готовы!» - тут же приходит ответ торпедистов.

Главный торпедист старпом Эндрас впился глазами в секундомер. Лодка слегка вздрагивает. Торпеды, утробно булькнув, покидают аппараты. Одно за другим звучат подтверждения: «Первая вышла!», «Вторая вышла!», «Третья вышла!». Четвёртая торпеда осталась в аппарате. Сумасшедшим маневром рулей Прин закладывает лодку в вираж разворота и производит ещё один выстрел из кормового аппарата. Дистанция 2700 м, промазать на таком расстоянии при стрельбе по неподвижным целям совершенно невозможно!
У борта одного корабля поднимается столб воды, доносится глухой удар. Но где же ещё три взрыва, где торпеды? Первая из них ушла на цель в 0.58, прошло уже 3 минуты, однако в бухте снова воцарилась тишина. Ни сирен тревоги, ни прожекторов, ни прочёсывания акватории, ничего. Тишина. Прину становится ясно, что торпеды просто не взорвались.
То, что англичане не начали прочёсывать бухту, помогло ему подготовить вторую атаку. Описав циркуляцию и перезарядив аппараты запасными «угрями» (так немецкие подводники называли торпеды), U-47 снова вышла на позицию стрельбы носом с юга на север.
01.22. Лодка в 1500 м южнее цели.
«Носовые аппараты к стрельбе!»
«Носовые к стрельбе готовы!»
«Веерный залп с первого по четвёртый, огонь!»
Все четыре торпеды вышли из аппаратов и легли на курс. Снова старпом впился глазами в секундомер. Снова Прин слушает секундную стрелку, заглушаемую стуком сердца.
01.25: «Баммм!» - ослепительная вспышка в средней части линкора. От прямого попадания сдетонировали десятки тонн боеприпасов в артиллерийских погребах линкора, и в облаке раскалённых газов испарились жизни сотен матросов, так и не понявших, что произошло. Чудовищной силы взрыв разорвал корабль водоизмещением 31200 т на две части. Оцепеневший Прин смотрит на поднимающуюся в сияющее ночное небо гигантскую гору воды, пламени и дыма, над которой, неправдоподобно медленно кувыркаясь, летят и обрушиваются в воду сорванные с фундаментов артиллерийские башни, развороченные надстройки, рваные ошмётки брони. В недрах корабля дико кричат обожжённые и ошпаренные, но ворвавшееся в машинные отделения море заставляет их навсегда умолкнуть. Из вспоротых топливных цистерн в воду хлынула чёрная, загустевшая от стужи нефть, в которой захлебнулись десятки попрыгавших за борт матросов. Корабль стоял всего в полумиле от берега, однако крен был столь быстрым, что оставшиеся в живых просто не успели спустить на воду шлюпки. Адмиральский катер, загруженный под самый планшир, тут же затонул, не выдержав десятков бросившихся на него людей. Сотни матросов прыгали за борт опрокидывающегося гиганта и тут же умирали от шока и разрыва сердца в ледяной воде...
Лишь теперь бухта оживает, со всех сторон бьют ослепительные лучи прожекторов, завывают на предельных оборотах моторы, слышатся крики и команды. Обернувшись к притихшим вахтенным, Прин даёт приказ на отход, и они видят его бледное лицо, его колотит: «Нам самим едва не досталось!» В то время как разорванная туша линкора опрокидывется и быстро тонет, Прин кричит в люк: «Мы его прикончили!» Одно мгновение ответом была тишина, вдруг взорвавшаяся торжествующим воплем всей команды, которая в одном крике разрядилась от кошмарного нервного напряжения последних суток.
U-47 в позиционном положении (над водой только боевая рубка) стремительно рвётся к проливу. Теперь приходится идти против течения, дизеля захлёбываются от напряжения. Прин кричит в люк: «Полный вперед! Включить электромоторы! Нужен каждый узел!» Всё равно лодка продвигается вперёд медленно. Слишком медленно. А сзади приближается эсминец. Он уже отчётливо виден, и с него вот-вот заметят U-47. Однако за несколько кабельтовых до неё эсминец вдруг разворачивается и полным ходом идёт в обратном направлении. А лодка уже входит в пролив. Течение здесь ещё сильнее, оно рвёт лодку обратно в бухту. Со стороны берега вдруг вспыхнул яркий конус света: автомобильные фары. Предательский луч скользит по волнам, неумолимо приближаясь к медленно движущейся лодке с оцепеневшей на мостике вахтой. И вдруг свет гаснет, снова темно. Движение продолжается. Винты на полных оборотах молотят воду, метр за метром выталкивая U-47 против могучего приливного течения. Внезапно из темноты вырастает деревянный причал, лишь предельные значения поворота руля предотвращают таран, лодка буквально впритирку проходит мимо препятствия, обдирая борт и завалив-таки кормой четыре крайние сваи. И вот наконец стремнина позади.
02.15. Незамеченная и совершенно беззащитная U-47 надводным ходом вышла через проход в заграждении в открытое море и помчалась курсом на юг, оставляя за собой кипящую кильватерную струю. Оркнейские острова исчезли позади.

«Бык Скапа-Флоу»
16.10. Весь день U-47 идёт на юго-восток. Лёгкий ветер, видимость хорошая. В одном из журналов на борту нашли изображение атакующего быка с раздутыми ноздрями, и умельцы тут же перенесли рисунок на боевую рубку (в начале войны все бортовые номера на лодках закрасили, заменив их выразительными рисунками). Символом U-47 стал атакующий бык. Прина назвали «Быком Скапа-Флоу».
Гитлер демонстративно пригласил экипаж U-47 в рейхс-канцелярию, куда подводники были доставлены на его личных самолётах. Все были награждёны Железным крестом 2-й степени; Прин получил из рук фюрера Рыцарский крест. Его портреты заполнили все газеты рейха, украсили каждую школу: «Наконец-то нашёлся герой, отважный патриот, восстановивший поруганную честь германского флага, показавший надменным британцам кулак, доказавший скрытую силу великой Германии!» Бывший безработный под бурю восторга тысячных молодёжных аудиторий рассказывал о походе на Скапа-Флоу; переиздавался и раскупался «его» дневник той операции, написанный задним числом пропагандистами. Лейтмотив был один: «Море, подводный флот и служба отечеству ждут отважных парней!» Юным немцам был дан яркий ориентир и цель в жизни.
Самого же Прина слава не испортила. Получая мешками письма от женщин, он, не читая, выбрасывал их, говоря, что он не кинозвезда. Он остался простым парнем, любителем попить пива и пообщаться с друзьями.
Лето 1940 года, «Битва за Атлантику»: только в июне немцы потопили 140 судов противника общим водоизмещением 600 тыс.т, 10% из них было на счету U-47. Прин стал пятым офицером флота, получившим дубовые листья к Рыцарскому кресту. После войны, когда всё точно подсчитали, выяснилось, что его лодка потопила 160 939 т вражеского тоннажа.


Ради чего всё было
ТЕПЕРЬ об эффекте от удара в Скапа-Флоу. В моменту атаки U-47 там было 2 большие цели: плавбаза гидросамолётов «Pegasus» - древняя развалина, предназначенная на слом, и линкор «Royal Oak» под флагом контр-адмирала Г.Э.К.Блэкгроува. Линкор с его 8 орудиями калибра 381 мм был устаревшим (1916 г.), неуклюжим и уязвимым кораблём, совершенно не представлявшим опасности для современного немецкого флота. Утрата такого ветерана была невеликой потерей. Однако затонувший за 2-3 минуты линкор унёс с собою в пучину командующего флотом адмирала Блэкгроува, 24 офицера и 809 матросов. «Большая часть экипажа в тот момент находилась на боевой вахте, но из-за быстроты погружения корабля почти никому, кто находился внизу, спастись не удалось», - писал У.Черчилль.
Такова была кровавая расплата за недооценку подводной опасности. Англичане зря вели себя так уверенно, считая, что немцы не решатся атаковать Скапа-Флоу. Адмиралтейство Её Величества и не пыталось дополнительно укреплять основную базу флота в Атлантике; казна даже сэкономила средства, первоначально выделенные на покупку старого парохода и затопление его для более надёжного перекрытия пролива как раз в том месте, где U-47 и проскользнула в бухту.
Англичанам ещё повезло: в то время большой проблемой немцев были торпеды. Экипажи сообщали о преждевременном срабатывании магнитных взрывателей; ненадёжны были и ударные взрыватели. По данным шефа технической инспекции, минимум 30% торпед были с дефектом (статистика на январь 1939 года: отказ торпед был причиной 41% неудавшихся атак!).
Большим счастьем для англичан был не только отказ трех торпед первого залпа, но и совершенно случайная передислокация почти всех кораблей из Скапа-Флоу за несколько часов до нападения. Немцы уже не имели возможности сообщить об этом на выходящую на боевую позицию U-47, иначе масштабы катастрофы трудно себе даже представить.
Атака в Скапа-Флоу несомненно свидетельствует о незаурядных способностях командира и команды U-47. Однако руководство германского флота не питало иллюзий относительно нанесения ущерба британскому флоту, даже если бы все торпеды попали в важные цели. Речь шла о другом.
В памяти немцев всё ещё был жив «позор Скапа-Флоу», который необходимо было смыть кровью. После Первой мировой войны побеждённая Германия должна была передать Англии свой океанский флот, который с этой целью был перебазирован в акваторию военно-морской базы Скапа-Флоу. Однако 21 июня 1919 года немецкие экипажи затопили большинство кораблей. И теперь речь шла о мести за столь бесславный конец любимого детища немцев.
Штаб Дёница учёл колоссальный пропагандистский эффект: высшее руководство рейха под впечатлением успеха этой знаковой операции действительно проявило огромный интерес к концепции главного подводника об экономическом изнеможении Англии атакой её морских коммуникаций. U-47 нанесла менее решительным противникам Дёница тяжёлый удар.
Секрет, почему противолодочная оборона базы не начала своих контр-мероприятий после первого взрыва, был раскрыт Черчиллем в речи перед парламентом 8 ноября 1939 года. По его словам, никому на борту линкора не пришло и в голову, что это могло быть попаданием торпеды, и посему экипаж занял посты под защитой брони по плану боевого расписания воздушной тревоги, а командир приказал осмотреть внутренние помещения линкора на предмет самопроизвольного взрыва.

«Росомаха» достала «Быка»
В МАРТЕ 1941 года после атаки конвоя союзников в северной Атлантике лодка U-47 не вернулась на базу. Данных о судьбе экипажа не было, он считался пропавшим без вести. Такие разговоры в нацистской Германии не поощрялись; тем не менее слухи о Гюнтере Прине не утихали и после войны, хотя многим людям вследствие собственных потерь и лишений было уже не до героев былых времён.
Лишь в 1946 году в британском Адмиралтействе был найден рапорт о том, что 8 марта 1941 года в районе южнее Исландии эсминец «Wolverine» («Росомаха») под командованием командора Д.Ройленда осуществил преследование и потопление глубинными бомбами подводной лодки, которая была однозначно идентифицирована как знаменитая U-47. В ледяном крошеве северной Атлантики спасшихся обнаружено не было...

КАРЛ Дёниц сделал отличную карьеру. После Скапа-Флоу он стал командующим подводным флотом; 30 января 1943 года – гросс-адмиралом и главнокомандующим ВМФ рейха; 1 мая 1945-го – преемником Гитлера на посту рейхсканцлера. В октябре 1946 года как военный преступник был приговорён в Нюрнберге к 10 годам тюремного заключения. После освобождения в 1956 году вёл активную политическую деятельность в ФРГ. Убеждённый нацист, таким он и умер 24 декабря 1980 года.
А лодок немцы построили не 300, а 820. Потоплено было 718, из 39 тысяч подводников погибло 32 тысяч. Так что, в конечном итоге, им ничто не помогло.

«Волчьи стаи» во Второй мировой. Легендарные субмарины Третьего рейха Громов Алекс

Рейд в Скапа-Флоу

Рейд в Скапа-Флоу

Одним из самых дерзких и нашумевших рейдов в начале войны стала атака германской субмариной U-47 под командованием капитан-лейтенанта Гюнтера Прина британского линкора «Ройал Оук» в ночь на 14 октября 1939 г. непосредственно на рейде главной базы королевского флота Скапа-Флоу на Оркнейских островах. Линкор был поражен несколькими торпедами и стремительно затонул. Погибли 833 из 1234 человек команды, в том числе контр-адмирал Генри Блэгроув, командующий 2-й дивизией линкоров. Черчилль писал об этом трагическом событии: «Большая часть экипажа в тот момент находилась на боевой вахте, но из-за быстроты погружения корабля почти никому, кто находился внизу, спастись не удалось».

Эта акция имела для немцев не только военное, но и важное символическое значение. Атаки подводных лодок на Скапа-Флоу предпринимались и в ходе Первой мировой войны, но безуспешно. В результате обе субмарины погибли, не нанеся урона противнику. А после Первой мировой войны побежденная Германия должна была передать Англии свой океанский флот, который с этой целью был перебазирован как раз в Скапа-Флоу. 21 июня 1919 г. немецкие экипажи сами затопили большинство кораблей.

Проникновение на эту базу представляло большие трудности: подходы перекрывали сети, минные заграждения, боны, затопленные суда и охранялись сторожевыми кораблями. К тому же, в районе Скапа-Флоу существовали сильные течения, скорость которых достигала 10 узлов, а скорость субмарины в подводном положении не превышала 7 узлов, что в таких условиях делало невозможным ее движение против течения.

Разумеется, нападение немецкой подлодки на основную британскую базу имело психологическое значение - как для самих подводников, воодушевленных примером «совершения невозможного», так и для «простых» жителей рейха, наглядно убедившихся в том, что морская мощь враждебной Британии скоро будет повержена раз и навсегда…

Перед началом рейда была проведена тщательная подготовка. Были изучены поступившие 26 сентября в штаб Дёница аэроснимки отдельных заграждений на подходах к бухте, сделанные самолетами 2-го воздушного флота люфтваффе.

Осенью 1939 г. в «Журнале боевых действий штаба подводных сил» Карл Дёниц писал: «План „Скапа-Флоу“ с обозначением предполагаемых заграждений готов. Необходимы подтверждения этих предположений для определения места, где проникновение в бухту реально возможно.

06.09. Самолет-разведчик 2-го флота люфтваффе сделал фотоснимки Скапа-Флоу; 11.09 они доставлены к нам, на них видны тяжелые и легкие надводные цели.

Лодка U-14, работавшая 13.09–26.09 в районе цели, вернулась с результатами разведки системы охранения, брандвахты, особенностей течений и т. д. Командир считает возможным проникновение в бухту через пролив Хокса-зунд при открытых заграждениях.

26.09. Самолетом 2-го флота люфтваффе сделаны качественные снимки, точно отражающие ситуацию в бухте. При их анализе я пришел к следующим выводам:

а) вследствие наличия противолодочных сетей возможность проникновения с направлений Хокса-зунд и Клеструм-зунд маловероятна;

б) пролив Холм-зунд перекрыт лишь с помощью трех брандеров, затопленных поперек фарватера. Южнее их до начала мелководья имеется проход шириной 17 м и глубиной 7 м. Оба берега необитаемы. Проникновение в бухту на данном участке считаю возможным ночью в условиях прилива. Главная трудность - в навигационной стороне дела.

Доклад командующему ВМФ; получено его согласие. Мною принято решение о проведении операции. Считаю, что ее целесообразно осуществить ночью с 13.10 на 14.10, когда прилив достигает своего максимума в полночь, луна - в минимальной фазе. Выход ударной лодки из Киля: 08.10. Вооружение: торпеды „G7E“ (с электроприводом). При выборе оружия решено предпочесть торпеды, в случае с данными надводными целями имеющие больше шансов на успех, чем мины.

12.10. Самолет группы „А“ командования ВВС успешно произвел доразведку цели (экипаж: лейтенант Неве, фельдфебели Бёме и Вольф). Установлены точные позиции авианосца, 5 тяжелых кораблей и 10 крейсеров».

Лишь случайность помогла англичанам избежать куда больших потерь: после того, как лодка отправилась выполнять задание, почти все замеченные самолетом-разведчиком корабли были перебазированы из Скапа-Флоу. У немцев не было возможности сообщить об этом Прину.

Командир U-47 был несколько озадачен, не обнаружив в гавани обещанного множества надводных целей, он увидел только два крупных корабля - линкор «Ройал Оук» и транспортное судно «Пегасус» (плавучую базу для гидросамолетов), которое Прин при неверном ночном освещении принял за линейный крейсер «Рипалс».

В донесении Прина, врученном командованию после возвращения, его дальнейшие действия были следующими: «Прорыв в бухту и отход, хотя и были связаны с известными трудностями, оказались возможны - через пролив Холм. Возле затопленных судов очень мало места, сильнейшие течения; при отходе лодка шла против течения, имевшего скорость 10 узлов. В проливе Холм дозора не было. Из всего флота на рейде Скапа-Флоу оказались только „Рипалс“ и „Ройял Оук“. С первого захода - попадание в носовую часть „Рипалс“. Зарядил еще две торпеды, второй заход, в „Ройял Оук“ - три попадания. Через несколько секунд корабль взлетел на воздух. Лодка тотчас же начала отход. После выхода из пролива Холм наблюдался интенсивный поиск. Из района Скапа-Флоу были слышны взрывы глубинных бомб. Сильное полярное сияние поднималось до зенита, и его свет сильно мешал».

После первого залпа одна из торпед повредила линкор, но, против ожидания, англичане не отреагировали на нападение. Впоследствии выяснилось, что достаточно слабый взрыв торпеды под днищем «Ройал Оук» был принят за внутренний взрыв на корабле, и вахтенные получили приказ обнаружить место аварии. Это дало возможность немцам перезарядить торпедные аппараты и произвести второй залп. Около половины второго ночи торпеда попала точно в артиллерийские погреба линкора. Грандиозный взрыв практически разорвал корабль пополам.

Подлодка спешно повернула к выходу из бухты против приливного течения, уходя от приближающегося эсминца. Чудом не врезавшись в один из причалов, U-47 вырвалась в открытое море…

17 октября лодка Прина возвратилась в Вильгельмсхафен. Ее командир и команда были встречены Рёдером, Дёницем и ликующей толпой как национальные герои. Гитлер пригласил подводников в рейхс-канцелярию и лично вручил каждому Железный крест 2-го класса, а Прин получил Рыцарский крест Железного креста.

Однако, забегая чуть вперед, можно сказать, что карьера «Быка Скапа-Флоу», как прозвали Прина, была хоть и блистательной, но недолгой. В марте 1941 г. после атаки конвоя союзников в северной Атлантике лодка U-47 не вернулась на базу. О судьбе Прина ходили самые разные слухи. Официально он и его люди числились пропавшими без вести. И лишь в 1946 г. в английском Адмиралтействе был найден рапорт о том, что 8 марта 1941 г. южнее Исландии эсминец «Вулверин» («Wolverine») под командованием командора Д. Ройленда преследовал и потопил глубинными бомбами немецкую подводную лодку, которую удалось определить как U-47. Никто из экипажа не спасся.

В чем же причина такой шумихи? Рейд U-47 имел большее значение, чем «просто» уничтожение одного старого вражеского линкора - атака доказала эффективность немецких подлодок и в итоге заставила обеспокоенное Адмиралтейство перенести свою базу в другое место, на что и рассчитывал Дёниц: следуя его приказу, подводные минные заградители были отправлены в устье Форта и Лох-Эве.

В книге Стефена У. Роскилла «Война на море» дается следующее описание этих событий: «После потопления „Ройял Оук“ Первый лорд Адмиралтейства заявил 18 октября 1939 г. кабинету, что в данный момент он считает Скапа-Флоу непригодным для базирования флота метрополии. После долгих споров в качестве временной базы решили использовать бухту Лох-Ю, а тем временем улучшить оборону Скапа-Флоу. Однако противник предугадал возможное перебазирование флота, и поскольку бухта Лох-Ю была защищена еще хуже, чем Скапа-Флоу, то едва ли можно считать неожиданностью, что линейный корабль „Нельсон“ 4 декабря получил тяжелое повреждение, наскочив на одну из мин, которые были поставлены на фарватере подводной лодкой пятью неделями раньше. 21 ноября в заливе Ферт-оф-Форт взрывом мины был поврежден киль у нового крейсера „Белфаст“. Этот случай подтвердил полную обоснованность опасений, что противник может поставить мины в проливах, ведущих к бухте Розайт».

Интересно сравнить его версию с точкой зрения Дёница: «Развертывая борьбу против боевых кораблей противника, мы решали, где может находиться английский флот, после того как база Скапа-Флоу окажется непригодной для стоянки. По этому поводу 18 октября я сделал следующую запись в журнале боевых действий: „Полагаю, что после операции U-47 в Скапа-Флоу наиболее вероятным представляется встретить соединения флота метрополии в районе западнее Оркнейских островов“». В этот район были направлены подводные лодки U-56 и U-59.

30 октября 1939 г. было получено донесение от U-56: «10:00. „Родней“, „Нельсон“, „Худ“, 10 эскадренных миноносцев. Квадрат 3492, курс 240°. Выпустил три торпеды. Отказы».

«На подводной лодке слышали, как эти три торпеды ударили в борт „Нельсона“. Взрыватели не сработали, командир подводной лодки, который с огромным напряжением провел торпедную атаку, находясь среди эскадренных миноносцев противника, был настолько потрясен этой неудачей, что я принял решение отозвать его из действующего флота и использовать в тылу для обучения команд подводных лодок.

Позже мы узнали, что в момент атаки на „Нельсоне“ находился Черчилль. В дни Нюрнбергского процесса мне попалась на глаза газетная заметка, которая подтверждала этот факт». Так из-за отказа торпеды в живых остался один из наиболее опасных врагов Третьего рейха и инициаторов открытия Второго фронта.

Из книги Морские волки. Германские подводные лодки во Второй мировой войне автора Франк Вольфганг

Из книги Фронт без тыла автора Афанасьев Николай Иванович

РЕЙД 1941 год, 14–16 ноябряЯ получил задание выйти во вражеский тыл в составе четвертого отряда, целиком сформированного из рядовых и командиров инженерных войск, и дать оценку его боеспособности в условиях активных диверсионных действий. В отряде насчитывалось 60 человек,

Из книги Командир подлодки. Стальные волки вермахта автора Прин Гюнтер

Глава 12 Залив Скапа-Флоу После обеда мы стояли, болтая, в столовой нашей базы. Дежурный открыл дверь, вошел капитан фон Фридебург.- Внимание, господа. Корветтен-капитан Собе, капитан-лейтенанты Велмер и Прин, вам приказано явиться к командующему подводным флотом.Он

Из книги Путь начинался с Урала автора Фомичёв Михаил Георгиевич

Рейд по тылам Один день еще мы стояли в Романувке. Подтянули запасы горючего, пополнили боекомплекты, приняли меры к восстановлению поврежденных в бою танков. Командир корпуса приказал быть готовыми к новым наступательным боям. Офицеры штаба по карте изучали районы

Из книги Танкист на «иномарке». Победили Германию, разбили Японию. автора Лоза Дмитрий Федорович

Из книги Дембельский аккорд автора Кривенко Виталий Яковлевич

Рейд Наконец-то наш БТР двинулся с места, и мы, глотая пыль, помчались за ротой. На бетонке стояла колонна, и ждала наш БТР, комбат погрозил нам кулаком, показывая на часы, мол, время и так нет, и вы еще застряли где-то.Колонна тронулась, БТР старшины немного замешкался и между

Из книги Морские волки. Германские подводные лодки во Второй мировой войне автора Франк Вольфганг

ГЛАВА 5 «Операция Скапа-Флоу» (октябрь 1939 г.) В сентябре 1939 года одна из «каноэ», действовавших к востоку от Оркнейских островов, оказалась у Пентланд-Ферта, пролива между Шотландией и Оркнейскими островами. Сильное западное течение подхватило лодку и понесло через бурный

Из книги Загадка Скапа-Флоу автора Корганов Александр

БЫК СКАПА-ФЛОУ Фон Фарендорф с упоением вдыхал холодный ночной воздух. Никогда еще он так не наслаждался бескрайними просторами открытого моря. Все шло своим чередом. Мерный стук дизелей, удары волн о корпус и мерная качка подлодки на легкой зыби Северного моря, все это

Из книги Человек-огонь автора Кочегин Павел Захарович

Из книги Огненные версты автора Фомичёв Михаил Георгиевич

Гюнтер Прин МОЙ ПУТЬ В СКАПА-ФЛОУ Прыжок Лейпциг. Холодное лето 1923 года.Инфляция разорила всех. Наши родители обеднели…Шел дождь. Улицы выглядели призрачно серыми и грязными.- Ну что, скажем о нашем решении сегодня? - спросил Хайнц.Я размышлял о реакции моей матери и

Из книги Два рейда автора Бережной Иван Иванович

Скапа-Флоу После обеда мы стоим, разговаривая, в кают-компании нашей плавбазы.Распахивается входная дверь и на пороге появляется капитан первого ранга фон Фридебург.- Внимание, господа! Капитан третьего ранга Зобе и капитан-лейтенанты Вельнер и Прин! Прибыть на

Из книги Дорогами большой войны автора Закруткин Виталий Александрович

ГЛУБОКИЙ РЕЙД 1Легендарный поход Сводного Уральского отряда стал историей. Уже давно армия Блюхера преобразована в Тридцатую стрелковую дивизию, а Троицкий отряд - во вторую бригаду этой дивизии.Никто из бойцов и командиров не думал тогда о том, что пройдут годы - и

Лесной рейд Февраль 1944 года. Глубоким снегом засыпаны леса белорусского Полесья. Тянутся эти снежные леса без конца и края, и низко висит над лесами хмурое зимнее небо, и скован голубоватым льдом старый Днепр.За Днепром немцы. Они сидят в Рогачеве, в Бобруйске, на берегах

Хотелось бы сделать небольшой разбор полетов, касаемый меткости стрельбы U47 и качестве, используемых ей, торпед во время знаменитой атаки британских кораблей в Скапа Флоу 14 октября 1939 года. В некотором роде, он должен развеять миф о некачественных торпедах, которыми стрелял Прин в ту ночь. Основой для нижеследующих размышлений является ЖБД U47 и логические умозаключения.

Прин покинул Киль 8 октября в 11:00 для осуществления специальной операции в Скапа Флоу. На борту U47 находилось 12 торпед, среди которых, по прямому приказу Деница, не было ни одной парогазовой торпеды (типа G7a). Только исключительно электрические (типа G7e). События, связанные с подходом к Оркнейским островам и проникновением в ВМБ через Кирк-Саунд, намеренно опускаю. В 00:27 14 октября лодка закончила труднейший переход через вышеупомянутый пролив: "Мы в Скапа Флоу" - отметка Прина в ЖБД лодки.

Войдя в залив, Прин изначально взял курс на запад (251 градус) в сторону, где стояли четыре британских крейсера "Белфаст", "Каледон", "Коломбо" и "Дели". Но разглядеть их немцы не смогли. Прин завернул лодку обратно к Кирк-Саунду на северо-восток, держась курса 70 градусов, который позже изменил до 50 градусов, взяв севернее, углубляясь в залив. К этому моменту, Прин кружил по Скапа Флоу уже более 20 минут без какого-либо результата. Поэтому он решил взять новый курс (340 градусов) и идти параллельно побережью острова Мейнлэнд (крупнейший остров Оркнейских островов) в глубь залива.


Схема маневрирования U47 в Скапа Флоу

В 00:55 цели были обнаружены
"Поэтому мы взяли лево на борт. Идем на север вдоль побережья. Два линкора стоят на якоре. далее у берега эсминцы. Крейсера не обнаружены, поэтому решаю атаковать их больших "приятелей". Расстояние 3000 метров" - отметка Прина в ЖБД лодки. Первый корабль был идентифицирован, как линкор класса "Ройал Соверин", второй, как линейный крейсер "Рипалс" или "Ринаун". Вероятно залогом ошибки, по мимо визуального наблюдение в темноте, стала уверенность Прина на основании данных авиаразведки от 12 сентября, что "Рипалс" находиться в Скапа Флоу.

Прин первым носовым залпом желал поразить оба корабля. В 00:58 он отдает приказ выпустить все четыре носовые торпеды - по две накаждый корабль: южная цель ("Ройал Оук"), северная цель ("Рипалс") Из 4-х торпед из ТА вышло три: две в южную цель, одна в северную. Четвертая торпеда из аппарата № 4 не вышла из-за неисправности последнего. Из трех торпед в "цель" попала только одна через три с половиной минуты. Но попадание можно назвать условным, так как торпеда попала в якорную цепь "Ройал Оука". Прин ошибся и принял взрыв торпеды за попадание в северную цель ("Рипалс"). Посчитав, что корабль получил повреждение, он разворачивает лодку кормой к кораблям и выпускает торпеду из кормового аппарата для добивания северной цели ("Рипалс"), но не попадает. После залпа из кормового ТА, U47 продолжает идти к Кирк Саунду, держа курс 140 градусов. Пока лодка идет этим курсом, в носовом отсеке идет отчаянная работа по перезагрузке торпедных аппаратов.

Вскоре Прин получает сообщение, что аппараты 1, 2 и 4 (неисправность этого ТА была устранена), готовы к стрельбе. Лодка разворачивается и ложиться на курс 310 градусов, чтобы снова выйти в атаку. На этот второй носовой залп в 01:23 предназначается южной цели (Ройал Оук) - торпеды попадают - цель поражена. "О! Выпустил торпеду из кормового ТА; в носовом отсеке заряжены два аппарата; три торпеды выпущены из носовых ТА. После трех напряженных минут ожидания наблюдаем взрыв в ближайшее судно." - отметка Прина в ЖБД лодки. После этого командир U47 решает прервать свои действия по четырем причинам:
"Все апапраты пусты. Я решаю уйти, потому что:
(1) С моими перископами я не могу провести ночную атаку в погруженном положении.
(2) Светлой ночью я не могу маневрировать ненаблюдаемый в спокойном море.
(3) я должен предположить, что нас видел водитель автомобиля, который остановился напротив нас, развернулся и прогнал к Скапа на большой скорости.
(4), И при этом я не могу идти северным курсом, так как там стоят, хорошо закрытые от моих глаз эсминцы, которые предварительно, были смутно различимы.
"- отметка Прина в ЖБД лодки.

Так выглядит сжатая картина действий Прина, согласно ЖБД U47, если рассматривать только события атаки кораблей.
Теперь разберем некоторые нюансы торпедных атак U47. Итак, Прин выпустил по кораблям 7 торпед: три торпеды первым носовым залпом, одну кормовым залпом, три торпеды вторым носовым залпом. Принято считать, что попали в цель или просто сработали только 3 (или 4, но об этом ниже). Сам Прин оценивал свои промахи следующим образом:
"Промахи торпед я обьясняю ошибками курса, скорости и дрейфа." отметка Прина в ЖБД лодки.
Однако, как казалось бы на первый взгляд не все так просто. Попробую дать краткий анализ его торпедный стрельбы с учетом известных на данный момент сведений.
Определенно Прин или вернее сказать Эндрасс, ошибся в элементах цели, вводимых в СРП. Расстояние до цели было определено, как 3000 метров, глубина хода торпеды 7,5 метров, Взрыватель выставлен на контактное срабатывание. Поэтому промах в первом носовом залпе в северную цель вполне объясним. Так как за "Рипалс" приняли гидроавианосец "Пегасус", то торпеда, предназначенная ему, просто прошла под судном, которое имело меньшую осадку (по различным источникам 5,5-6 метров). Промах одной из торпед в южную цель ("Ройал Оук") может иметь различную природу - как ошибка Эндрасса, так и брак самой торпеды. Промах кормовой торпеды так же объясним ошибкой в идентификации цели. Торпеда снова просто прошла ниже "Пегасуса", который продолжали считать уже поврежденным линейным крейсером. Второй носовой залп был полностью удачен. Большинство исследователей сходятся на том, что в линкор попали именно три торпеды - а два взрыва были результатом того, что вторая и третья торпеды попали в цель практически одновременно.
Отсуствие взрывов, непопавших цель трех торпед, можно обьяснить тем, что они могли пройти свое расстояние (для торпеды типа ТII G7e образца 1939 года оно составляло 5 км) и затонуть. Конструкция торпеды предусматривала собою отсутсвие детонации после затопления.

Резюме:
С учетом ситуации (ночное время, удаленное расположение целей и большое нервное напряжение, так как стрельба велась не в полигоных условиях)Прин отстрелялся хорошо и торпеды его не подвели. Наиболее вероятным представляется тот факт, что если не брать в расчет два промаха в "Пегасус"-"Рипалс" из-за неверно выставленного хода глубины торпеды, то из оставшихся 5-ти торпед, пришедшихся на долю "Ройал Оука", необьяснимый промах приходиться только на одну торпеду и промах этото причем единственный. Причины этого промаха могут иметь разную природу. В целом же, как пример, использования Прином некачественных торпед во время своего рейда в Скапа Флоу не является правильным. Сам же командир U47 и его экипаж показал отличную подготовку и редкостное хладнокровие.

Прин понял, что с планами на воскресную прогулку придется покончить. Речь должна была пойти о чрезвычайно важном деле.

К назначенному часу Гюнтер Прин доложил о своем прибытии и тут же узнал, что капитан-лейтенант Велльнер уже находится у командующего. Почему Велльнер? Прин вспомнил о том, что Велльнер был командиром одной из «однодеревок», находившейся с 13 по 29 сентября в проливе, между Оркнеями и Балтийским морем. С 13 по 29 сентября его лодка занималась там расстановкой навигационных ограждений и освещением фарватера, ведя борьбу с сильными морскими течениями.

Первым, что увидел Прин, была расстеленная на столе морская карта, на которой было подчеркнуто название Скапа-Флоу. Скапа-Флоу – главная база ВМФ Великобритании, на которой становился на якорь флот метрополии.

Первым делом Велльнер доложил о трудностях, с которыми ему пришлось столкнуться: мощные морские течения и сила приливов и отливов, с которыми едва справлялись слабые двигатели его подводной лодки. Его палец указывал точки на карте, где можно было ожидать пристального наблюдения противника, на заграждения, установленные вокруг якорной стоянки английского флота. Свой доклад он завершил утверждением, согласно которому было возможным проникнуть в бухту Скапа-Флоу с юга, через пролив Хокса. Несмотря на то что ограждения были мощными, они, по его словам, имели проходы для входа и выхода патрульных катеров.

Мысль о проникновении в бухту Скапа-Флоу занимала Дёница с самого начала войны. Однако, поскольку он помнил о двух подобных попытках, предпринятых во время Первой мировой войны, стоивших жизни экипажам подводных лодок Айсмана и Хеннига, он всякий раз отказывался от мысли о повторении этого предприятия.

С тех пор Дёниц тщательно изучал карту этого морского района: глубины, проходы и маршруты английских судов были известны или могли быть просчитаны. Наряду со сложностями, которые создавало морское течение скоростью 10 узлов, следовало рассчитывать на повышенное внимание со стороны противника. Естественно, британское командование отлично знало бухту, и можно было совершенно уверенно предположить, что в ней были установлены многочисленные защитные сооружения, неизвестные командующему подводными силами. Капитан-лейтенант Оерн из оперативного штаба был, однако, убежден в том, что однажды вход в бухту будет найден.

8 сентября Дёниц получил сделанные самолетом-разведчиком аэрофотоснимки, на которых было видно, что севернее острова Флота и в проходе между островами Свита и Риза находилось несколько заграждений различной величины.

26 сентября еще один самолет, вернувшийся после разведочного вылета, привез особенно хорошо получившиеся фотографии Клеструм-Зунд от Риза до Свита, на которых также были видны часть Хокс-Зунд, часть собственно рейда и небольшое местечко Киркваль 1 .

Подробное изучение представленных документов убедило коммодора в том, что пройти через проливы Хокса, Свита и Клеструм невозможно, поскольку там было установлено слишком много заграждений.

Хольм-Зунд на востоке, напротив, был защищен лишь несколькими старыми кораблями, затопленными у северного побережья прохода Кирк-Зунд. На юге, в направлении Хольм– Зунд, находился проход шириной 170 метров, доходивший до границы низкой воды. В этом месте глубина моря составляла лишь 7 метров. Севернее от затопленных кораблей был обнаружен еще один проход в заграждениях, однако он оказался слишком узким. Побережье с обеих сторон было необитаемым.

Таким образом, предполагалось, что проникновение на рейд Скапа-Флоу во время прилива возможно. Конечно же все осложнялось в случае, если британцы поднимут тревогу. Однако даже в этой ситуации задача, поставленная экипажу подводной лодки, была бы выполнена, а Прин мог при таких обстоятельствах уничтожить свою лодку и сдаться вместе с экипажем в плен. Потопление или простое нанесение ущерба нескольким британским судам уравновесило бы соотношение сил при потере подводной лодки. Однако, докладывая гросс-адмиралу Редеру, Дёниц утверждал, что Прин совершенно точно выберется обратно, и Редер одобрил операцию. Теперь путь к осуществлению планов был свободен, требовалось только строгое сохранение деталей в тайне.

Прин ответил «да», и проведение операции было назначено в ночь с 13 на 14 октября. Как прилив, так и отлив в это время пришелся на безлунную темень. 4 октября Дёниц отозвал обратно находившиеся вблизи Оркнейских островов подводные лодки U-10, U-18, U-20 и U-23 для того, чтобы не дать противнику ни малейшего повода к повышенной бдительности в этих водах.

По пути в Скапа-Флоу

U-43 покинула Киль 8 октября. Выходя в море, Прин был воодушевлен поставленной задачей и абсолютно спокоен. Он знал, что может полностью положиться на свою лодку, на своего первого помощника Эндрасса и свой отлично подготовленный и дисциплинированный экипаж. Морскую карту района предстоящих действий он выучил наизусть вместе со всеми течениями и глубинами.

Северное море было неспокойным, ветер силой 7 баллов дул с юго-востока. По пути лодка наткнулась на несколько английских кораблей, однако ушла с их дороги, так что скоро экипаж заметил, что впереди предстоит выполнение какого-то особенного поручения вроде уничтожения какой-либо чрезвычайно важной цели при помощи новых электрических торпед 2 .

Дёниц непременно хотел избежать ситуации, при которой U-47 не нашла бы в бухте ни одной стоящей цели. Поэтому 12 октября в 15 часов была проведена еще одна последняя воздушная разведка. Лейтенант Нэве доложил, что в Скапа– Флоу находились 5 тяжелых броненосцев и 10 легких крейсеров 3 . Результаты разведки были немедленно переданы Прину по радио, однако он не смог принять сообщение, поскольку в это время его лодка двигалась при полном погружении. Незадолго до этого она достигла Оркнейских островов.

После того как 12 октября командир изучил побережье, в своем журнале он записал: «Англичане так добры, что зажгли все свои огни, это позволяет мне произвести точное определение местоположения».

13 октября в 4.37 на глубине 90 метров подводная лодка ложится на грунт, и Прин предоставляет экипажу возможность отдохнуть.

Он информирует Эндрасса о поставленной экипажу задаче, а затем собирает остальную часть экипажа у себя. Люди, наверное, были немного возбуждены, однако не показывали этого.

Прин вкратце объяснил, что через несколько часов будет предпринята попытка прохода через заграждения Скапа– Флоу. Он дал еще некоторые указания и распорядился о размещении в соответствующих местах взрывных зарядов на случай, если экипажу придется затопить U-47. Все, за исключением вахты, теперь должны были спать. Подъем был назначен на 16 часов, затем после короткого, но обильного завтрака начиналась операция.

Экипаж молча слушал своего командира, ни одного бормотания, ни одного замечания, однако и никакого воодушевления.

Прин вместе с Эндрассом проверил все помещения лодки. Он знал, что не сможет заснуть, однако должен был подавать своему экипажу хороший пример. Хотел он того или нет, он все время видел перед собой карту Скапа-Флоу и прежде всего Хольм-Зунд. До начала большого приключения оставались лишь несколько часов.

16.00 подъем, 17.00 прием пищи: свинина и капуста. 19.15 все по местам, Прин, Эндрасс и штурман Вильгельм Шпар в центральном посту управления…

Командир электромеханической боевой части Ханс Вессельс поднимает лодку с грунта, приятно ощущать, как после короткой тряски она набирает ход и идет над водой.

Прин осторожно вел наблюдение через перископ. Для лодки, подобной U-47, не оснащенной локатором, момент всплытия опасен. Существует вероятность оказаться вблизи военного корабля противника и попадания под форштевень корабля.

Ничего подобного не происходит. Лодка сверкает под светом северного сияния, словно тюлень, от скатывающейся по корпусу воды. Дизельные двигатели включены, электромоторы остановлены. Прин открывает люк, он в ужасе: небо над головой светлое и ясное! Члены экипажа на наблюдательных постах видят сначала лишь пустое море, затем, прямо по курсу перед Роуз-Ресс, появляется торговое судно, и командир отдает приказ на погружение. Когда лодка снова всплыла на поверхность, судно уже исчезло. При сильном течении лодка входит в Хольм-Зунд.

Прин делает запись в журнале: «Побережье плохо видно, все в темноте. Берег приближается, затопленный корабль, служащий заграждением в Скерри-Зунд, становится все более отчетливо виден, и я полагаю, что скоро мы уже будем в Кирк– Зунд. Я готовлюсь действовать. Штурман обращает внимание на мою ошибку в тот момент, когда я сам ее уже заметил.

Я избегаю столкновения, полностью разворачивая правый борт, и через несколько минут мне открывается весь Кирк-Зунд.

Волшебная ночь! На побережье все лежит в темноте, полярное сияние освещает небо… Затопленные в проливе суда кажутся фантастическими театральными декорациями…

Я вознагражден за то, что так старательно изучил карту. Проход удается с невероятной скоростью. Тем временем я решил обойти корпуса затопленных судов с севера. Курсом 270 я прохожу мимо двухмачтовой шхуны, которую заметил на курсе 315 градусов. У меня более чем достаточно места для маневра. Минуту спустя течение давит нам в правый борт. На 45 градусов прямо по курсу я вижу цепь, протянутую между кораблями заграждения. Быстро следующие один за другим смены курса, правый двигатель малый вперед, резко лево руля. Мы мягко касаемся грунта, корма трется о цепь, лодка слегка оттесняется к левому борту, однако после трудного маневрирования вновь набирает ход. Мы внутри бухты Скапа-Флоу».

Прин наклоняется к переговорной трубе и вызывает центральный пост управления: «Мы внутри!», но в своем журнале он все-таки раскрывает мысли: «Вид Скапа-Флоу необыкновенен. Окруженная высокими темными горами бухта освещается сверху огнями северного побережья. На юге, у небольшого острова Кава, не видно и следа кораблей противника, однако рассеянный свет, разлитый над всем рейдом, обманчив». И Прин берет курс на Каву.

0.27. «Там, на Хокс-Зунд, я обнаружил охранение, для которого через несколько секунд лодка может стать мишенью. С этим ничего не выйдет, к тому же с правого борта все еще не обнаруживалось кораблей противника, несмотря на то что на всех остальных направлениях, даже в самых больших удалениях, все было четко различимо. Итак, решение: по правому борту ничего нет, поэтому, прежде чем на карту будет поставлен каждый из шансов на успех, следует поразить все доступные цели. Следовательно, необходимо пройти обратным курсом вдоль побережья на север, где находятся два линкора, далее под берегом, на якоре, стоят эсминцы. Наличие крейсеров определить невозможно. Атаковать обоих толстяков».

0.58. «Линкоры находятся на расстоянии 3000 метров от подводной лодки. Из носовых аппаратов одну торпеду по находящемуся севернее кораблю 4 , две – по другой единице 5 .

Взял курс в направлении выхода из бухты на правый борт. Через 3,5 минуты один взрыв в районе северной цели, выпущенные по второму кораблю торпеды не разорвались. Одна торпеда из кормового аппарата не вышла по второму кораблю, перезарядка кормовых аппаратов № 1 и 2, разворот на цель».

Время идет, в Скапа-Флоу все неподвижно. Четвертая торпеда цели не достигла. Сохраняется тишина, как будто рейд пуст или словно корабли находятся без экипажей. Невероятно!

Прин держит курс по кривой на Кирк-Зунд, теперь он намерен атаковать британский линейный крейсер, которым, по его мнению, являлся Royal Oak. Не включен ни один прожектор, ни один из эсминцев не двинулся к подводной лодке. Непонятно! U-47 буквально гуляет по рейду. Перезарядка торпедных аппаратов завершена.

1.23. «Из носовых аппаратов пущены три торпеды по ближайшей цели, и вновь взят курс на выход из бухты. Через три минуты на линейном корабле раздается мощный взрыв. Вздымаются столбы воды, можно видеть зарево пожара, в воздух летят обломки. Теперь в порту царит оживление! На эсминцах зажжен свет, со всех сторон работают аппараты Морзе. Потоплен один линкор, еще одному нанесен ущерб. Все торпедные аппараты пусты».

1.28. Прин и его подводная лодка одержали успех, победа! Теперь речь идет о том, чтобы невредимыми выбраться из Скапа-Флоу. Командир видел, как водитель одного из автомобилей остановил машину на уровне подводной лодки и разворачивался для того, чтобы как можно скорее вернуться в Скапа-Флоу. Однако это уже не имело значения, поскольку тревога была поднята после потопления линкора. До самого Скидоней-Пойнта лодка не встретила никаких препятствий, там течение для нее встречное, поэтому взят курс на Кирк-Зунд, где находится лазейка к выходу, и в этот раз Прин намерен пройти мимо южного корабля. Однако течение все время усиливается, вода пенится у корпуса, и, похоже, лодка не сможет воспользоваться обстоятельствами и ей придется остаться на рейде. Уже приближается один из эсминцев с большим буруном впереди, вероятно, его командир уже заметил U-47 и намерен уничтожить ее бортовыми орудиями или пойдя на таран.

Однако эсминец неожиданно меняет курс и исчезает. Неужели его командир и посты наблюдения на мостике и вправду не видели лодки?!

«Течение встречное, – фиксирует Прин в своем корабельном журнале. – Шли на 10 узлах, направил лодку южнее прохода для того, чтобы избежать малой воды. Обратно на север, не задев корабля-заграждения. Рулевой великолепен, и, наконец, преодолев узкую часть прохода, решаю дать полный вперед… В этот момент справа по борту впереди нас обнаружен портовый мол. Резко лево руля, затем снова прежним курсом. 2.15. Наконец выбрались из Скапа!»

«Мы прошли!» – кричит Прин. Экипаж сияет от радости. Большинство из них ничего не видели, они оставались на своих боевых постах, и за плечами у них были часы, полные напряжения, а также время, в течение которого они и не подозревали об опасности своего положения. Теперь все позади. U-47 свободно идет курсом на юг, в Киль. Прин хочет как можно скорее радировать хорошие новости Дёницу, но с этим придется подождать до тех пор, пока лодка окончательно не покинет район патрулирования кораблей противника. Британцы охотно покончили бы с подводной лодкой, отважившейся проникнуть в Скапа-Флоу. «На борту осталось пять торпед для атаки торговых судов», – записывает Прин в дневник.

На обратном пути Эндрасс вспоминает об увиденной в одной из газет забавной картинке, и ему в голову приходит идея. Он распоряжается, чтобы ему принесли белой краски и кисть, которыми на башне он нарисовал быка с опущенными рогами, выпускающего из ноздрей снопы огня. Это он назвал «быком Скапа-Флоу», который должен был стать символом боевого духа и эмблемой подводной лодки.

В это время командующий подводным флотом сосредоточенно ожидал известий от U-47. Удалось ли Прину выполнить задачу? Отдыхает ли он со своим экипажем, лежа на грунте, или его взяли в плен англичане?

14 октября он получает сообщение. Прин успешно выполнил поставленную боевую задачу. И англичане сами сообщают об этом.

Радость Дёница не могла быть больше, и он пишет свой доклад, но его удовлетворение омрачено. Неужели добычей Прина действительно стал лишь один линейный корабль? Неужели рейд был пуст?

В Royal Oak попали три торпеды, погибли 24 офицера и около 800 матросов. На момент атаки оборонительные сооружения не были до конца возведены. «Ироническим образом, – пишет Роскилл, – появился корабль, который должен был быть затоплен в качестве заграждения на том месте, в котором U-47 пробралась в Скапа-Флоу на следующий день после атаки Прина».

После торпедирования Royal Oak флот митрополии покинул воды Скапа-Флоу и встал на якорь в Лох-Эве, в Шотландии, а также в Саллмоворе, в районе Шетландских островов. Германская пропаганда активно использовала поступок капитан-лейтенанта Прина, капитану 1-го ранга Дёницу было присвоено звание контр-адмирала 6 .







2024 © styletrack.ru.