Рабочее время педагога-психолога образовательного учреждения. Продолжительность рабочего времени (норма часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников — Российская газета Методическое время педагога психолога


Для педагогов-психологов установлена 36-часовая продолжительность рабочего времени (п.1 приложения к постановлению Правительства РФ «О продолжительности рабочего времени (норма часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников образовательных учреждений»). При этом не определено каких-либо временных соотношений по исполнению тех или иных видов работы в пределах их должностных обязанностей.

Каждое ОУ с учётом специфики его деятельности вправе самостоятельно определить режим выполнения возложенных на педагога-психолога обязанностей, в т. ч. продолжительность работы непосредственно с обучающимися и воспитанниками (Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и других работников ОУ, утверждённое приказом Минобрнауки России, далее – Положения))

Так, режим рабочего времени педагогов – психологов в пределах 36-часовой рабочей недели регулируется Правилами внутреннего трудового распорядка ОУ с учётом:

Выполнения индивидуальной и групповой консультативной работы с участниками образовательного процесса в пределах не менее половины недельной продолжительности их рабочего времени;

Подготовки к индивидуальной и групповой консультативной работе, обработки, анализа и обобщения полученных результатов, заполнения отчётной документации, а также повышения своей квалификации. Выполнение указанной работы педагогами-психологами может осуществляться как непосредственно в ОУ, так и за его пределами (п.8.1 Положения).

Правила внутреннего трудового распорядка, в которых в т. ч. определяется и режим рабочего времени работников, утверждаются работодателем с учётом мнения представительного органа работников учреждения (ст. 190 ТК РФ). На локальном уровне интересы работников, являющихся членами профсоюза, а при проведении коллективных переговоров (в т. ч. принятия правил внутреннего трудового распорядка), интересы всех работников независимо от их членства в профсоюзе представляет выборный орган первичной профсоюзной организации

Дополнительная оплачиваемая работа

В должностные обязанности педагога-психолога не входит ведение преподавательской работы по предметам, предусмотренным учебным планом ОУ, в т. ч. по дисциплинам психолого-педагогического профиля, а также по коррекции недостатков в физическом или умственном развитии обучающихся и воспитанников.

Вместе с тем, это не означает, что указанная работа не может осуществляться педагогами-психологами за дополнительную оплату, которая в одном и том же общеобразовательном учреждении, учреждении дополнительного образования детей не является совместительством (подп. «Е» п. 2 постановления Минтруда России «Об особенностях работы по совместительству педагогических, медицинских, фармацевтических работников и работников культуры).

Такая педагогическая работа допускается в основное рабочее время с согласия работодателя.

Однако если работа в должности педагога-психолога выполняется помимо основной работы (например, заместителем директора школы, старшим воспитателем ДОУ), то такая работа является совместительством, может выполняться только за пределами основного рабочего времени и на основании другого трудового договора .

Продолжительность отпуска

Продолжительность ежегодного удлиненного оплачиваемого отпуска педагогов – психологов в зависимости от типа или вида ОУ может составлять 42 или 56 календарных дней (постановление Правительства РФ);

Отпуск педагогов – психологов продолжительностью 56 календарных дней предусматривается:

В общеобразовательных учреждениях, общеобразовательных школах-интернатах, ОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в т. ч. в которых имеются группы для детей дошкольного возраста;

Специальных (коррекционных) ОУ для обучающихся (воспитанников) с отклонениями в развитии;

ДОУ для воспитанников с отклонениями в развитии;

Оздоровительных ОУ санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении;

Специальных учебно-воспитательных учреждениях открытого и закрытого типа;

ОУ для детей дошкольного и младшего школьного возраста;

ОУ для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи;

Межшкольных учебных комбинатах, учебно-производственных мастерских;

Учреждениях начального и среднего профессионального образования ;

Учреждениях высшего профессионального образования и дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов;

Психологических службах системы образования;

Учреждениях здравоохранения и социального обслуживания.

В ДОУ (в т. ч. в дошкольных учреждениях, имеющих отдельные группы воспитанников с нарушением речи или с другими ограниченными возможностями здоровья), в учреждениях дополнительного образования детей, в учебных, учебно-методических, методических кабинетах (центрах) отпуск педагогов-психологов предоставляется продолжительностью 42 календарных дня.

Досрочная трудовая пенсия

В настоящее время органы, осуществляющие пенсионное обеспечение , при назначении досрочной трудовой пенсии в связи с педагогической деятельностью руководствуются порядком и условиями, определёнными постановлением Правительства РФ («О списке работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учётом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьёй 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»).

Несмотря на то, что должность «педагог-психолог» включена в Список, утверждённый указанным постановлением, периоды работы в этой должности в стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию, включаются только в случаях, когда педагоги-психологи работают в учреждениях, предусмотренных п. 11 Правил, утверждённых этим же постановлением.

Установлено, что работа в должности «педагог-психолог» засчитывается в стаж работы в ОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специальных (коррекционных) ОУ для обучающихся (воспитанников) с отклонениями в развитии, специальных учебно-воспитательных учреждениях открытого и закрытого типа, ОУ для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, и в учреждениях социального обслуживания (пп. 1.3, 1.5, 1.6,1.11, 1.13 раздела «Наименование учреждений» Списка).

Время работы в других учреждениях для детей, например, в общеобразовательных учреждениях, дошкольных учреждениях, учреждениях дополнительного образования детей и некоторых других. Не поименованных в п.11 Правил, в стаж для назначения досрочной трудовой пенсии в связи с педагогической деятельностью в периоды работы в должности «педагог-психолог» не включается. Такое ограничение можно рассматривать нарушение принципа справедливости и равенства в пенсионном праве, что может быть оспорено в суде.

График работы на 2019-2020 учебный год (недельный)

День недели

Количество часов

Понедельник

Планирование и анализ работы: заполнение аналитической и отчётной документации.Подготовка к проведению групповых и индивидуальных занятий,консультаций с учащимися

Посещение и психологический анализ уроков; проведение психологических мониторингов и разовых уроков психологии; групповые развивающие занятия для учащихся.

Самообразование; подготовка и обработка результатов психологических мониторингов, составление заключений, аналитических справок по результатам диагностики и мониторингов, курсы повышения квалификации.

Участие в РМО, совещаниях, семинарах-практикумах, авторских мастерских для педагогов-психологов.

Первичный диагностический приём и консультации учащихся.

Подготовка к проведению групповых и индивидуальных занятий, консультаций с учащимися

Групповые развивающие занятия для учащихся, индивидуальные консультации для педагогов, учащихся, участие в педсоветах, консилиумах и рабочих совещаниях.

Заполнение аналитической и отчётной документации

Консультирование родителей, участие в родительских собраниях

Циклограмма работы на 2019-2020 учебный год (недельный)

Малаховой Ольги Владимировны, педагога-психолога (1 ставка)

День недели

Количество часов

Понедельник

Методическая

Работа с участниками образовательного процесса:

Методическая

Работа с участниками образоват. процесса

Повышение личной профессиональной квалификации, самообразование, супервизорство, участие в методических объединениях практических психологов.

Работа с участниками образоват. процесса

Методическая

Работа с участниками образоват. процесса

Методическая

Работа с участниками образоват. процесса

Работа с участниками образовательного процесса: Индивидуальная и групповая профилактическая, диагностическая, консультативная, коррекционная, развивающая, учебная, просветительская работа с обучающимися; экспертная, консультационная работа с педагогическими работниками и родителями (законными представителями по вопросам развития, обучения и воспитания в образовательном учреждении;

Методическая работа: Подготовка к индивидуальной и групповой работе с учащимися; обработка, анализ и обобщение полученных результатов; подготовка к экспертно-консультационной работе с педагогическими работниками и родителями обучающихся; заполнение аналитической и отчётной документации.

В соответствии с рекомендациями Министерства образования РФ рабочее время психолога (по согласованию с директором) делится на присутственные часы и часы, не требующие присутствия в школе, в общей сложности составляя 36-часовую рабочую неделю . Педагогу-психологу рекомендовано присутствовать в образовательном учреждении не менее 18 часов.

В присутственные часы выполняются следующие виды работ: индивидуальная, групповая работа с обучающимися, воспитанниками, консультативная работа с учителями, воспитателями и родителями обучающихся воспитанников.

Виды деятельности, не требующие присутствия педагога-психолога на рабочем месте, - подготовка к индивидуальной и групповой работе, обработка, анализ, обобщение результатов деятельности, интерпретация полученных данных и заполнение отчетной документации, повышение профессиональной компетенции педагога-психолога.

Данное разделение видов деятельности требует уточнения. Здесь не учтены следующие виды работы.

Во-первых, присутствие на общешкольных мероприятиях, производственных совещаниях, линейках, участие в работе психолого-педагогического консилиума, совета профилактики, педсоветов, методических объединений учителей-предметников.

Во-вторых, диспетчерская, организационная деятельность (согласование вопросов, составление графиков, контакты с родителями учащихся и согласование с ними времени встречи, раздача документов и их сбор у членов педколлектива, решение организационных вопросов с внешкольными учреждениями, подписание соответствующих договоров и др.). В СОШ объем трудозатрат, может быть, чуть меньше, но для коррекционной школы это острая проблема.

В-третьих, разработка, ремонт, изготовление, подготовка, упаковка стимульного материала, ведь у нас весь стимульный материал приобретается или изготавливается самим психологом, в коррекционном учреждении VIII вида нет компьютерной техники, так как нет информатики в учебном плане.

В-четвертых, заведование кабинетом, содержание кабинета (ремонт помещения, оформление, приобретение канцтоваров), канцелярская работа (приведение документов в порядок, структуризация материалов, обслуживание и ремонт оборудования и мебели). Кабинет психолога должен быть интерактивным пространством (развивающим поисковую активность), развивающим пространством (представлять «сенсорный стимульный материал»: кубики, пирамидки, разрезные картинки и прочее), комнатой релаксации, «канцелярией» психолога и мастерской одновременно. Поэтому психологу приходится свой кабинет превращать то в одно, то в другое пространство, что влечет за собой большие трудозатраты и затраты времени.

А теперь несколько слов о том виде деятельности, который включен в официальный перечень. По моему мнению, термин «консультация педагогов» неточно отражает суть работы в школе. «Консультация» школьного психолога вплетается в процесс взаимодействия, общения с педагогом, может быть растянута во времени, когда информация предоставляется педагогу дозированно. Поэтому классическая продолжительная консультация проводится в исключительных случаях, не считая «первичного интервью», которое тоже, по сути, не совсем консультация. При определении видов деятельности школьного психолога более правильно выделить «взаимодействие с педагогами».

Мои предложения по оптимизации работы педагога-психолога:

1. Предоставить психологу право выбора: отрабатывать 18 часов присутствия или 36 часов в неделю. При этом необязательно вырабатывать «часы присутствия», так как на обработку и анализ результатов, оформление документов времени уходит больше, чем на диагностику, в среднем в 1,4 раза (почти все делается вручную). Кстати, ориентировочные нормы «Продолжительность различных видов работ практического психолога образования», рекомендованные коллегией Министерства образования РФ (от 29.03.1995 г.), не разделяют время проведения работы и время на ее подготовку.

2. Ввести почасовую систему, как в вузе, то есть если ты отработал в первом полугодии больше (по необходимости), то во втором полугодии это компенсируется меньшим количеством рабочих часов.

3. Уточнить перечень видов работы с учетом особенностей деятельности школьного психолога в отличие от психологов, работающих в центрах.

4. Предоставить психологу право составлять перечень документации, разбивать ее на формы. В рекомендациях просто указать перечень необходимой информации. В нынешней ситуации информация дублируется в разных документах. Ведь в школе есть личные дела, классные журналы, медицинские карты, поэтому переписывать всю эту информацию по многу раз не имеет смысла.

5. Учитывать важность свободного взаимодействия психолога во время перемены с учащимися и учителями. Для того чтобы педагог-психолог мог реализовывать в это время свои профессиональные функции, администрация не должна заставлять его дежурить на перемене.

6. Обозначить перечень видов коррекционно-развивающих занятий, не требующих разработки программы, например: самостоятельные занятия учащихся со стимульным материалом и оборудованием кабинета психолога по собственному желанию. Кроме того, наступает момент, когда специалист настолько хорошо владеет материалом, что может очень эффективно применять его отдельные части в другой проблемной ситуации и вообще работать по ситуации. В данном случае, например, специалистов высшей категории можно освободить от написания подробного плана КРЗ.

7. Официально указать право и возможность проводить диагностику когнитивных психических процессов в первой половине дня в рамках официального расписания.

С ейчас многие школьные психологи перешли из своих образовательных учреждений в центры психолого-педагогической реабилитации и коррекции. Центр, на мой взгляд, должен не просто объединять психологов, а обеспечить выполнение функций, которые психологи будут эффективнее выполнять, не являясь подчиненными директора школы.

«Глыба (камень) более устойчиво стоит, утопая в песке», - говорят японцы о крупной корпорации, которая сотрудничает с мелким бизнесом. В нашей стране - это центр с психологами на местах. До сих пор психологи, находящиеся в штате школы, и центр - это скорее «песок, окруженный барьерчиком». Хорошо, конечно, что этот «барьерчик» есть, куда хуже, когда работаешь в одиночку. Может быть, усиление значимости и веса центра должно реализовываться не только через согласование планов, но и в установлении квоты времени (30 или 50%), которое школьный психолог отрабатывает по плану центра.

В центре должны быть специалисты, работающие там постоянно, и психологи могут пользоваться программами и стимульным материалом, которые им в одиночку приобрести трудно, а составить и сделать - слишком трудоемко. В центре могут разрабатываться коррекционно-развивающие программы, которые можно проводить не в одном учреждении. У городского центра больше возможностей сотрудничать с организациями.

Выведение психологов из подчинения директоров школ имеет свои плюсы и свои минусы.

1. Директора, не обладающие достаточными знаниями для руководства психологами и осознающие это, будут довольны, так как им не нужно разбираться в их планах работы или полностью полагаться на профессионализм психолога.

2. Психологу проще выполнять правила профессиональной этики, в частности правило конфиденциальности, когда часть информации он имеет право не сообщать директору. Однако директор, в свою очередь, стремится владеть всей информацией, таким образом возникает противоречие или потенциальная конфликтная ситуация.

3. Психолог может, не опасаясь, говорить о недостатках руководства. Но большинство директоров, так же как и большинство людей, с трудом воспринимают критику или даже советы. Ситуация, в которой психолог советует директору, а тот прислушивается, может привести к недовольству коллектива, что директор не руководит, а подчиняется.

4. Мнение человека со стороны многими членами педколлектива воспринимается как более авторитетное, чем своего коллеги по школе.

5. Более адекватно будет оцениваться уровень профессионализма психолога, так как, с учетом особенностей его функционала, количественная оценка не может солидно подтвердить это. Достойная оплата труда - самая эффективная и надежная основа роста профессионализма в любой области.

6. В данный момент у педагогов-психологов слишком широкое поле деятельности, одному человеку охватить все это весьма трудно, а в условиях, когда администрация не понимает всю сложность его работы,- особенно тяжело. В новых обстоятельствах появляется возможность сузить круг решаемых вопросов и передать часть задач психологу, закрепленному за центром.

В 2008/2009 учебном году мной был проведен «хронометраж рабочего времени» - заполнение ежедневника. Часть информации зафиксирована приблизительно, так как не всегда было удобно во время общения поглядывать на часы или не было возможности сразу записать, сколько времени затрачено на то или иное дело. Отклонение в несколько минут для понимания общей картины существенного значения не имеет. Результаты анализа этих материалов представлены ниже в таблице.

В ней не указано время, затраченное на сканирование различных методических материалов (для создания в электронной форме «АРМ школьного психолога» или учебно-методического комплекса), так как это делалось в домашних условиях и не фиксировалось.

Планирование работы педагога – психолога ДОУ (Использованы рабочие материалы Всероссийского совещания «Служба практической психологии в системе образования России. Итоги и перспективы» от 6-7 июня 2002 г. (г. Москва).
Количество общего рабочего времени педагога-психолога ДОУ в год при 36-часовой рабочей неделе составляет примерно 1800 часов, 150 часов в месяц, согласно постановлению № 65 Минтруда России от 29.12.92 г.
Первоначально относительно распределения рабочего времени педагога-психолога существовало специальное Инструктивное письмо Министерства общего и профессионального образования.

ИНСТРУКТИВНОЕ ПИСЬМО ОТ 1 МАРТА 1999 Г. № 3 ОБ ИСПОЛЬЗОВАНИИ РАБОЧЕГО ВРЕМЕНИ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
Минобразованием России в результате обмена информацией как с органами управления образованием субъектов Российской Федерации, так и с руководителями государственных и муниципальных образовательных учреждений системы общего профессионального образования установлено:

· неэффективное использование рабочего времени педагога-психолога при существующих нормативных документах, регламентирующего деятельность;

· отсутствие возможности повышения своей профессиональной компетенции, что приводит к снижению эффективности деятельности педагога-психолога, в образовательных учреждениях различных типов и видов;

· при существующей организации деятельности педагога-психолога происходит быстрая профессиональная дисквалификация его как специалиста, вследствие чего в отдельных регионах Российской Федерации отмечается заметная текучесть психологических
кадров.

Исходя из вышеизложенного, руководителям государственных и муниципальных образовательных учреждений следует руководствоваться тем, что нагрузка педагога-психолога в образовательных учреждениях составляет 36 часов в неделю, как у всех категорий педагогических работников образовательных учреждений (Закон Российской Федерации «Об образовании», статья 55, пункт 5), из них:



· индивидуальная групповая работа с обучающимися воспитанника
ми, консультативная работа с учителями, воспитателями и родителями обучающихся воспитанников составляет 24 часа в неделю;

· подготовка к индивидуальной и групповой работе, обработка, анализ, обобщение результатов деятельности, интерпретация полученных данных и заполнение отчетной документации (см. Приложение), затраты времени на повышение профессиональной компетенции педагога-психолога составляют 12 часов в неделю, что
не требует обязательного присутствия педагога-психолога в образовательном учреждении.

Руководителям органов управления образованием субъектов Российской Федерации при осуществлении инспекционных проверок рекомендуется использовать установленное распределение рабочего времени педагога-психолога как критерий оценки эффективности его деятельности.
Заместитель министра Е. Е. Чепурных.
Сегодня данное инструктивное письмо отменено, хотя в некоторых ДОУ пытаются придерживаться именно такого соотношения обязательных (присутственных) и необязательных часов работы психолога в ДОУ. Однако в правилах внутреннего распорядка сегодня целесообразно учитывать рекомендации, представленные в инструктивном письме № 29/1886-6 от 24.12. 2001.
Согласно этому документу, общее рабочее время психолога составляет 36 часов в неделю, из них:

· 18 часов предусмотрено использовать на непосредственную индивидуальную, групповую, профилактическую, диагностическую, коррекционную и развивающую работу с детьми, экспертно-консультационную и профилактическую работу
с родителями и педагогами (I);

18 часов - на подготовку к индивидуальной и групповой
работе с воспитанниками, обработку, анализ, обобщение полученных результатов, подготовку к экспортно-консультационной и профилактической работе с педагогами и родителями, заполнение аналитической и отчетной документации и др. (II)

Планирование всего объема работы психологом определяется целями и задачами службы практической психологии в системе образования Российской Федерации, видом и запросами администрации данного образовательного учреждения образования.
Примерные ориентировочные показатели деятельности педагога-психолога по основным видам деятельности в течение учебного года составляют:

1. индивидуальное обследование (100-150 человек);

2. групповое обследование (10-20 групп);

3. индивидуальная консультация (100-150 консультаций);

4. индивидуальное занятие (100-150 занятий);

5. групповое занятие (200 занятий);

6. просветительская работа со взрослыми (40 занятий);

7. участие в консилиумах, комиссиях, административных со
вещаниях (10 заседаний).

Ориентировочное распределение рабочего времени педагога-психолога (в месяц)

Групповое психологическое (скрининговое) обследование 1-1,5 часа 3 часа 3-3,5 часа 7 часов
Индивидуальная консультация 1-1,5 часа 15 часов 0,3 часа 3 часа
Индивидуальное развивающее и коррекционное занятие 0,5-1,5 часа 15 часов 0,3 часа 3 часа
Групповое развивающее и коррекционное занятие 1-1,5 часа 20 часов 1 час 20 часов
Просветительская работа 0,5-1,5 часа 4 часа 0,5 часа 2 часа
Экспертная работа 2,5-3 часа 3 часа 0,5 часа 2 часа
Организационно-методическая работа 7 часов в неделю 28 часов
Всего 75 часов 75 часов

Время, затраченное на исполнение того или иного вида работ, также может варьироваться в зависимости от причин обращений к психологу, первичности или повторности обращения, возраста, состояния и других особенностей обращающихся.
Кроме того, в соответствии с запросами администрации образовательного учреждения, сочетание видов работ и количество рабочего времени на их выполнение может изменяться. Если на некоторые из приведенных видов работ не существует запроса в образовательном учреждении, то время, отведенное на их выполнение, распределяется на другие виды работ и согласовывается с администрацией образовательного учреждения.
Остановимся теперь на особенностях составления годового плана работы педагога-психолога.

Требования к плану работы педагога-психолога учреждения образования

Требования (Приложение к инструктивному письму Минобразования РФ от 01.03.99 №3 «Формы учета деятельности и отчетность педагогов-психологов».) к плану работы педагога-психолога учреждения образования
1. При составлении плана необходимо учитывать:

· цели и задачи образовательной деятельности своего учебного заведения;

· приоритет прав и интересов ребенка в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным Законом
Российской Федерации «Об образовании», «Конвенцией о правах ребенка», нормативными документами Минобразования России, приказами и распоряжениями субъектов
Российской Федерации;

· нормы расхода времени на каждый вид деятельности (см.
материалы коллегии,Министерства образования Российской Федерации от 29 марта 1995 г. «О состоянии и перспективах развития службы практической психологии образования в России»).

2. План работы должен включать следующие графы:

Пункт 2 может содержать как название разового мероприятия (собрание, консультация, беседа, урок...), так и название программы деятельности по определенному направлению (например, проведение диагностического обследования или сопровождения класса коррекции и т. п.). Во втором случае должны быть подпункты пункта 2, каждый из которых имеет свой срок и результат.
Пункт 6 должен быть изложен в форме конкретных результатов, допускающей контроль за исполнением. В пункте 4, если ответственность за исполнение распределяется между несколькими исполнителями, должно быть указано содержание ответственности (например, оформление помещения, подбор участников, проведение тренинга и т. д.). Перспективный пла-н работы, включающий цели и направления работы психблога в данном учреждении, должен составляться на год.
В любом случае годовой план работы должен быть согласован утвержден администрацией образовательного учреждения. Примерный перспективный план работы педагога-психолога на учебный год может выглядеть следующим образом (Составлен ст. преп. МШИ Гладких Л. П.см. с. 60-61).
В образовательных учреждениях, где педагог-психолог является единственным представителем психологической службы, схемы оформления как годового, так и месячного планов могут быть представлены с распределением основных мероприятий по видам деятельности:

Месяц Работас детьми Работас педагогами Работас родителями Работа с документами
Сентябрь Адаптационный период в I и II мл. гр. Оказание помощи в проведении диагностики по образовательной программе, участие в педсовете: «Коллективное планирование» Беседы с родителями, формулирование запроса для психологической диагностики детей Подбор дидактических игр для диагностики уровня адаптации детей; подготовка анкет для диагностики психологического климата
Октябрь Адаптационный период в I и II мл. гр.; диагностика психологических трудностей детей, отбор детей для подгрупповой коррекционной работы Окончание диагностики детей по программе, проведение диагностики на тему: «Выявление творческого потенциала и профессионализма» Организация «Маминой школы» для родителей воспитанников Анализ результатов диагностики, подбор материала для диагностики способностей педагогов
Ноябрь Индивидуальные консультации, оценка психологического климата в коллективе Индивидуальное консультирование, организация работы в «проблемных группах» Подготовка материала к «Маминой школе», к семинару-практикуму
Декабрь Работа с коррекционными группами, выявление детей, требующих индивидуальных занятий Семинар-практикум «Влияние движения на психическое развитие ребенка» Мамина школа: «Взаимосвязь семьи и детского сада в развитии способностей детей» Доклад к педсовету - дискуссии, рекомендации для педагогов с разным уровнем развития способностей
Январь Работа с коррекцион- Педсовет-дискуссия: Индивидуальное Программа проведе-
ными группами; за- «Дети с нарушения- консультирова- ния групповых заня-
нятия в старшей груп- ми в поведении» ние; занятия в тий в старшей груп-
пе по коррекции по- «Маминой шко- пе
ведения детей ле»; тренинг дет-
ско-родительских
отношений
Февраль Подгрупповые заня- Открытые занятия с Открытые фрон- Сценарий к «Психо-
тия в средней и стар- детьми по коррекции тальные занятия логической гостиной»
шей группе; участие поведения; их пси- с детьми
в ПМПК хологический ана-
лиз
Март Диагностика готовно- Психологическая Индивидуальное Заключение о прове-
сти детей к школе, гостиная» на тему: консультирова- дении диагностики
участие в ПМПК «Ситуация может из- ние; семинар для педагогов
мениться к лучше- родителей по вы-
му» ходу из стрессо-
вых состояний
Апрель Диагностика готовно- Тренинг детско-ро- Индивидуальное Подготовка к научно-
сти детей к школе дительских отноше- консультирование му практическому се-
(продолжение); учас- ний минару
тие в ПМПК
Месяц Работас детьми Работас педагогами Работас родителями Работа с документами
Май.« Диагностика усвоения программы за год, контрольные срезы; работа с подготовительной к школе группой по адаптации детей к школе; участие в ПМПК Научно-практический семинар на тему: «Ребенок и окружающий его мир (знания, чувства, отношения)» Фронтальные занятия Обработка результатов проведения контрольных срезов, подготовка рекомендаций, заключение о готовности детей к школе
Июнь Работа с «Картами развития» воспитанников Участие в педсовете: «Итоги работы за год» Консультирование по итогам проведения контрольных срезов К педсовету подготовить отчет "о проделанной работе за год
Июль-август Оказание помощи в формировании объединенных разновозрастных групп Рекомендации к оснащению педагогического процесса в новом учебном году Консультация; «Создание оптимальных условий для поддержания психического здоровья на время летних отпусков» Подготовка к новому учебному году

План работы на неделю оформляется по более простой схеме. График (расписание) на предстоящую рабочую неделю составляется в конце рабочей недели следующим образом:

Планирование работы осуществляется исходя из следующих нормативов затраты времени на выполнение тех или иных видов работы.


Скачать бесплатно в.pdf

Важно! В конце статьи представлен видеосеминар на тему «Реализация трудовых прав и социальных гарантий педагогических работников»

Продолжительность рабочего времени

Для педагогов-психологов установлена 36-часовая продолжительность рабочего времени (п. 1 приложения к постановлению Правительства РФ от 03.04.2003 № 191 "О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников образовательных учреждений") . При этом не определено каких-либо временных соотношений по исполнению тех или иных видов работы в пределах их должностных обязанностей, в том числе в должностной инструкции педагога психолога .

Сайт предназначен для работников сферы образования

Статьи в полном объёме доступны только зарегистрированным пользователям.
После регистрации Вы получаете:

  • доступ к 10 000+ профессиональных материалов;
  • 5 000 готовых рекомендаций педагогов-новаторов;
  • более 200 сценариев открытых уроков;
  • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

Каждое образовательное учреждение (далее - ОУ) с учетом специфики его деятельности вправе самостоятельно определить режим выполнения возложенных на педагога-психолога обязанностей, в т. ч. продолжительность работы непосредственно с обучающимися и воспитанниками (Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и других работников образовательных учреждений, утвержденное приказом Минобрнауки России от 27.03.2006 № 69; далее - Положение) .

Так, режим рабочего времени педагогов-психологов в пределах 36-часовой рабочей недели регулируется Правилами внутреннего трудового распорядка ОУ с учетом:

  • выполнения индивидуальной и групповой консультативной работы с участниками образовательного процесса в пределах не менее половины недельной продолжительности их рабочего времени;
  • подготовки к индивидуальной и групповой консультативной работе, обработки, анализа и обобщения полученных результатов, заполнения отчетной документации, а также повышения своей квалификации. Выполнение указанной работы педагогами-психологами может осуществляться как непосредственно в ОУ, так и за его пределами (п. 8.1. Положения) .

Правила внутреннего трудового распорядка, в которых в т. ч. определяется и режим рабочего времени работников, утверждаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников учреждения (ст. 190 Трудового кодекса Российской Федерации) . На локальном уровне интересы работников, являющихся членами профсоюза, а при проведении коллективных переговоров (в т. ч. при принятии правил внутреннего трудового распорядка), интересы всех работников независимо от их членства в профсоюзе представляет выборный орган первичной профсоюзной организации.

Должность "педагог-психолог"

Отпуск педагогов-психологов продолжительностью56 календарных дней предусматривается:

  • в общеобразовательных учреждениях, общеобразовательных школах-интернатах, ОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в т. ч. в которых имеются группы для детей дошкольного возраста;
  • специальных (коррекционных) ОУ для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии;
  • ДОУ для воспитанников с отклонениями в развитии;
  • оздоровительных ОУ санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении;
  • ДОУ для детей, нуждающихся в длительном лечении;
  • специальных учебно-воспитательных учреждениях открытого и закрытого типа;
  • ОУ для детей дошкольного и младшего школьного возраста;
  • ОУ для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи;
  • межшкольных учебных комбинатах; учебно-производственных мастерских;
  • учреждениях начального и среднего профессионального образования;
  • учреждениях высшего профессионального образования и дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов;
  • психологических службах системы образования;
  • учреждениях здравоохранения и социального обслуживания.

В ДОУ (в т. ч. дошкольных учреждениях, имеющих отдельные группы воспитанников с нарушением речи или другие ограниченные возможности здоровья), в учреждениях дополнительного образования детей, в учебных, учебно-методических, методических кабинетах (центрах), отпуск педагогов-психологов предоставляется продолжительностью 42 календарных дня.

Досрочная трудовая пенсия

В настоящее время органы, осуществляющие пенсионное обеспечение, при назначении в связи с педагогической деятельностью руководствуются порядком и условиями, определенными постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 № 781 ("О Списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона “О трудовых пенсиях в Российской Федерации”, и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона “О трудовых пенсиях в Российской Федерации”").

Несмотря на то что должность "педагог-психолог" включена в Список, утвержденный указанным постановлением, периоды работы в этой должности в стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию, включаются только в случаях, когда педагоги-психологи работают в учреждениях, предусмотренных п. 11 Правил, утвержденных этим же постановлением.

Установлено, что работа в должности "педагог-психолог" в ОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специальных (коррекционных) ОУ для обучающихся (воспитанников) с отклонениями в развитии, специальных учебно-воспитательных учреждениях открытого и закрытого типа, ОУ для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, и в учреждениях социального обслуживания (пп. 1.3, 1.5, 1.6, 1.11, 1.13 раздела "Наименование учреждений" Списка) .

Время работы в других учреждениях для детей, например, в общеобразовательных учреждениях, дошкольных учреждениях, учреждениях дополнительного образования детей и некоторых других, не поименованных в п. 11 Правил, в стаж для назначения досрочной трудовой пенсии в связи с педагогической деятельностью в периоды работы в должности педагог-психолог в школе не включается. Такое ограничение можно рассматривать как нарушение принципа справедливости и равенства в пенсионных правах, что может быть оспорено в суде.

Нормативы для введения должности "педагог-психолог"

Письмом Гособразования СССР от 27.04.1989 № 16, в соответствии с которым предлагалось вводить в штат ОУ должности психологов, какого-либо централизованного норматива не предлагалось.

Вместе с тем в некоторых учреждениях, для которых типовые штаты либо нормативы численности персонала принимались после 1989 г., норматив для введения уже предусматривался.

Так, в нормативах по определению численности персонала, занятого обслуживанием ДОУ (ясли, ясли-сады, детские сады) (утвержденных постановлением Минтруда России от 21.04.1993 № 88), должность "педагог-психолог" предусматривается на каждые 3 группы по 0,25 ед. должности.

Примерными штатными нормативами (утвержденными приказом Гособразования СССР от 15.05.1991 № 227) для школ-детских садов предусмотрено, что должность психолога в штатах учреждения, состоящего из I-XI(XII) классов и дошкольных групп, устанавливается при наличии специалиста, имеющего специальное психологическое образование и характеристику социального педагога .

Типовыми штатами или штатными нормативами, принятыми в некотоых субъектах РФ, предусматривается различный норматив должности "педагог-психолог". Например, одна должность "педагог-психолог" в ДОУ предусматривается на 4 группы.

Вместе с тем каким бы ни был установленный штатный норматив по должности "педагог-психолог", это не означает, что ОУ не могут его изменять, поскольку утверждение структуры и штатного расписания отнесено к компетенции самого учреждения, в связи с чем оно вправе действовать по данному вопросу самостоятельно в пределах имеющегося фонда оплаты труда (ст. 32 Закона РФ "Об образовании").

В.Н. Понкратова,
эксперт Общероссийского профсоюза образования

Реализация трудовых прав и социальных гарантий педагогических работников

Вера Понкратова, эксперт Общероссийского Профсоюза образования, Сергей Хмельков, зам. зав. правовым отделом, главный правовой инспектор труда Центрального совета Общероссийского профсоюза образования







2024 © styletrack.ru.