Жесткие и гибкие конституции. Современная зарубежная конституция. основы теории. В учебнике есть дополнительные виды классификиций: республиканские и монархические, федеративные и унитарные, постоянные и временные


Имеют различия между собой.

Можно выделить несколько видов конституций по форме их выражения, субъектам и порядку принятия, действенности их положений.

Виды конституций по форме выражения:

  • писаные;
  • неписаные.

Писаная конституция - это нормативно-правовой акт, который целостно регулирует вопросы конституционного значения. Писаная конституция может быть единым и единственным актом, например Конституция США. Однако она может представлять собой несколько актов (их частей), содержательно дополняющих друг друга и формально провозглашенных составными частями единой конституции. Так, современная Конституция Франции включает Конституцию 1958 г., Декларацию 1789 г., преамбулу Конституции 1946 г.

Неписаная конституция - сочетание законов, имеющих обычную форму: судебных актов, обычаев (например, конституции Великобритании, Новой Зеландии).

Виды конституций по субъектам принятия:

  • дарованные (октроированные)
  • исходящие от народа (народные конституции)

Дарованная конституция вводится в действие актом главы государства (высшего исполнительного органа власти), например Конституция Катара. Дарованной конституцией являлись основные государственные законы Российской империи 1906 г., введенные в действие актом императора.

Народная конституция принимается на референдуме, парламентом, высшим органом власти, сформированным исключительно для принятия конституции (учредительное собрание, конституционное собрание). В России действует именно такая конституция - Конституция РФ 1993 года - история принятия

Виды конституций по порядку принятия и изменения:

  • гибкие;
  • жесткие.

Гибкая конституция является основным законом, принимаемым и изменяемым в том же порядке, что и обычные законы государства.

Жесткая конституция является основным законом, принимаемым и изменяемым в более усложненном порядке, чем обычные законы соответствующей страны.

Юридические и фактические конституции.

Юридическая конституция - это писаная или неписаная, дарованная или народная, гибкая или жесткая конституции.

Фактическая конституция - действительный строй общественно-государственных отношений, в той или иной мере воспроизводящий его модель, закрепленную в юридической конституции.


Введение

Конституцию можно назвать общественным договором (договор не в юридическом смысле), в котором согласованы политические интересы различных частей общества. Каждая такая часть - общественный класс, социальный слой, территориальная, национальная или иная общность - защищает в политической борьбе свои социальные интересы, и степень, в которой их удаётся согласовать, получает отражение в конституции. Без такого согласования в обществе не мог бы существовать никакой правопорядок. Однако, нельзя утверждать, что конституция учитывает все социальные интересы в равной мере. Так, общность более влиятельная по тем или иным причинам (экономическим) обычно оказывает более сильное влияние, определяющее влияние на содержание конституции. Тому примеры из недавнего прошлого стран бывшего «социалистического лагеря» и бывшего СССР.

1. Понятие конституции

Слово (термин) "конституция" происходит означает "установление", "устройство". Конституция как Основной закон государства учреждает политическую форму существования общества, систему государственных органов, устанавливает порядок их формирования и способ функционирования, закрепляет права и свободы человека и гражданина.
Если определять конституцию как правовую категорию самым общим образом, то можно сказать, что это система правовых норм, имеющих, как правило, высшую юридическую силу и регулирующих основы отношений между человеком и обществом, с одной стороны, и государством – с другой, а также основы организации и деятельности самого государства. Определение предмета регулирования, как видим, здесь такое же, как и предмета регулирования конституционного права, но отличие заключается в наивысшей юридической силе конституционных норм, признаваемой в подавляющем большинстве государств. Эти правовые нормы могут быть сосредоточены в одном или нескольких нормативных актах, иногда называемых основными законами, а могут содержаться в неопределенном множестве обычных законов и, кроме того, в судебных прецедентах и конституционных обычаях. В тех странах, где формально-юридическая конституция отсутствует, различие между конституцией и конституционным правом провести невозможно.
Своим происхождением конституции обязаны приходу к власти буржуазии, точнее говоря – ее выходу на политическую арену, в борьбе с феодализмом. В такой стране, как Англия, где буржуазные "преобразования начались ранее, чем в других странах, значительно раньше, чем в этих странах были приняты документы конституционного характера.
Таким образом, принятие конституций было, бесспорно, прогрессивным актом.

2. Юридические и фактические конституции

Все конституции можно разделить на юридические и фактические. Под юридической конституцией государства подразумевается фактически существующий документ, закрепляющий основы государственного, политического и экономического устройства данной страны, принятый установленным законом образом. Однако, юридическая конституция по своей сути это просто документ, бумага, при ее реальном применении в жизни возникает масса проблем и неясностей, разрешить которые призваны конкретные законодательные акты, принимаемые различными органами власти и должностными лицами во исполнение положений конституции. Так в российской конституции прямо указана необходимость принятия ряда конституционных законов, т.к. фактически сама конституция является костяком, общим планом законодательной базы государства, и не может давать решения конкретным вопросам. Она содержит лишь базовые принципы, руководствоваться которыми должны граждане, должностные лица и организации всех типов и форм собственности данной страны. Таким образом, нормативно-правовые акты, конкретизирующие положения конституции можно назвать фактической конституцией данного государства.
Предпочтительной является ситуация, когда юридическая и фактическая конституции полностью совпадают, т.е. основной документ, определяющий основы государственного устройства, действует в реальной жизни.
Существенные расхождения между юридической и фактически действующей конституциями говорит о нестабильности политического строя государства, о фиктивности законно принятой конституции, что типично для тоталитарных или военных государств (это было характерно для ранее действовавших в России и Советском Союзе конституций, которые были прекрасны по своему содержанию, однако те демократические принципы, которые были закреплены в них, не просто не претворялись в жизнь, а нарушались самым грубым образом).
3. Унитарные и федеративные конституции.

Все государства в зависимости от формы государственного устройства подразделяются на федеративные, состоящие из республик, земель, кантонов, провинций, штатов и других субъектов федерации, и унитарные, представляющие собой одно, единое, неделимое государство. Соответственно выделяют конституции унитарные и федеративные. Они будут различаться по кругу регулируемых вопросов, т.к. федеративные конституции в обязательном порядке должны содержать раздел, посвященный предметам совместного ведения и определяющий сферы, регулируемые законодательством на уровне субъектов федерации.

4. Федеральные конституции и конституции субъектов федерации.

Конституции данного типа могут существовать только в федеративных государствах со сложным устройством. В таких случаях федеральные конституции являются главенствующими, а то время как конституции субъектов федерации будут вторичными по отношению к ним и не должны противоречить основному закону государства. Конституции субъектов федерации обычно имеют более детальный и конкретный характер, они должны регулировать вопросы более местного, локального значения, чем общегосударственные конституции, которые лишь очерчивают и определяют общие принципы государственного устройства.

5. Демократические и реакционные (авторитарные) конституции.

В зависимости от характера политического режима конституции подразделяются на демократические и реакционные. Конечно, это деление в значительной мере условное. С моей точки зрения, данное деление лучше использовать говоря о фактических конституциях, т.е. о тех, которые реально действуют и положения и принципы которых действительно используются в управлении государством, т.к. юридическая конституция может содержать сколь угодно много идеальных, демократических принципов, но существовать они могут только на бумаге, не имея ничего общего с действительностью. Демократические конституции гарантируют и защищают определенный круг прав и свобод для своих граждан, допускают свободное образование и деятельность политических партий разного толка, предоставляют свободу в осуществлении экономической деятельности и т.п.
Реакционные конституции могут ограничивать или запрещать деятельность политических партий или других организаций, устанавливать диктат одной партии (что было типично для советских конституций), определять пределы осуществления прав и свобод, ограничивать граждан в практической реализации неотъемлемых, естественных прав.
Для авторитарных, а особенно тотальных конституций характерна повышенная по сравнению с демократическими идеологическая насыщенность вплоть до упоминания конкретных идеологий, враждебных существующему в стране строю, или, наоборот, признания приверженности одной определенной идеологии В авторитарных конституциях подчас провозглашаются иные принципы организации государственной власти, чем в демократических, например, создание государственных органов на корпоративной основе. дует, однако, иметь в виду, что демократические конституции иногда служат прикрытием авторитарного политического режима, порой, хотя и реже, наоборот, демократический режим сохраняет на какое-то время авторитарную конституцию.
6. Временные и постоянные конституции.

Обычно конституции принимаются и действуют на постоянной основе, конечно, понятно, что даже наиболее тщательно разработанная конституция может раньше или позже устареть и перестать отвечать вновь сложившимся условиям (обычно политическим или экономическим). Однако при принятии новой конституции предполагается, что она будет постоянной, т.е. ее действие рассчитано на более или менее длительный срок. Постоянство конституции страны – весьма положительный признак, говорящий о стабильности данного государства, о тщательности разработки базовых положений основного закона страны, о том, что развитие страны идет в направлении предусмотренном при создании конституции.
Однако временный характер конституции не говорит об ее ущербности или неполноценности. Это скорее признак того, что в стране ожидают и готовятся к серьезным изменениям, к изменениям настолько важным и коренным, что принятие постоянной конституции не представляется целесообразным, т.к. ожидаемые изменения либо трудно предсказуемы, либо временная конституция выступает в роли своего рода палочки-выручалочки, она – своего рода страховка, обосновывающая существование и функционирование государства в течение какого-то периода.
Временные конституции могут приниматься на установленный срок или впредь до наступления определенного события. Например, Конституция Таиланда 1959 г., включавшая всего 20 статей, действовала до выработки проекта постоянной Конституции Учредительным собранием.
Большинство конституций, естественно, являются постоянными. Например, Конституция Мексики 1917 г., содержащая наибольшее число поправок или самая старая конституция – конституция США, являются постоянными, устойчивыми.
Многие государства, обычно латиноамериканские, за сравнительно недолгий период своего существования сменили десятки конституций, так например Боливия – 20 конституций, Колумбия – 11, Доминиканская Республика – 15, Гаити – 23, Венесуэла - 22. Это было следствием частных военных переворотов, характерных для этих стран, а также стремлением военных, пришедших к власти насильственным путем, закрепиться у власти более легальным и законным способом.

7. Писанные и неписаные конституции.

По способу объективирования Основного закона, то есть по тому, как внешне, реально и объективно выражена воля учредителя, конституции подразделяются на писанные и неписаные. Писаные конституции составлены в виде единого документа, построенного по определенной схеме и имеющего стандартную структуру, разделы и содержание, естественно, различающиеся в каждом конкретном случае, но в целом имеющем много общего. Обычно писаная конституция включает преамбулу, основной текст и переходные положения или сопроводительные приложения.
Преамбула обычно содержит в себе торжественную формулу провозглашения конституции, цели принятия конституции, отсылки к прежней конституции и некоторым другим документам. По общему правилу преамбула, хотя и является составной частью текста конституции, но обычно она не носит нормативного характера. Ее положения считаются чисто вводными и декларативными, за исключением тех, которые являются отсылочными нормами (например, преамбула к Конституции Франции). Очень часто современные конституции (Австрия, Бельгия, Дания, Исландия, Италия, большинство стран Латинской Америки) не имеют преамбулы, но общая тенденция все-таки сводится к тому, что новейшие конституции (в том числе российская) имеют в своем составе небольшой преамбулой.
Основной конституционный текст обычно подразделяется на части, главы, разделы, статьи. Так, например, текст Конституции Италии состоит из раздела "Основные принципы" и двух частей - "Права и обязанности граждан" и "Государственный строй Республики". Части подразделяются на главы, главы на разделы, разделы на статьи. Схожую структуру имеют конституции ФРГ, Японии, Франции, Индии, Малайзии и некоторых других стран. Обычно наиболее крупные структурные подразделения текста имеют названия, но их может и не быть ("США). Некоторые конституции (Индия, Бангладеш) сопровождаются дополнениями, в которых конкретизируются и уточняются общие положения конституции по определенным вопросам. В отдельных конституциях имеются переходные положения (Италия).
Неписаные конституции представляют собой редкое исключение. В настоящее время они существуют только в Великобритании и Новой Зеландии. Неписаная конституция имеет тот же круг предметов правового регулирования, что и писаная. Иными словами, неписаная конституция закрепляет форму правления, форму государственного устройства, структуру высших органов государственной власти, правовое положение личности и т.д., но ее предписания содержатся не в едином документе, а в огромном числе источников права. Таким образом, форма объективирования неписаной конституции неопределенная. Например, в Британии в течение небольшого срока (1653 - 1660 гг.) действовала писаная конституция - орудие управления О. Кромвеля, но она не оставила заметного следа в развитии британского конституционализма. Современная неписаная конституция Британии представляет собой весьма сложный конгломерат различного рода источников. Эта конституция непрерывно дополняется и изменяется. Она весьма гибки и удобна в практическом смысле, и в отличие от своих писаных собратьев, не нуждается в сложной процедуре принятия дополнений и изменений. Для этого существует масса более простых способов - от парламентского закона до создания нового прецедента.
Собственно “конституция” Великобритании содержит и письменные источники. Писаная часть включает в себя статусное право, т.е. принятые в различные годы и даже эпохи парламентом акты, регулирующие вопросы конституционного характера, но ни один из этих законов не является основным законом, каким считается Конституция страны, и судебные решения (прецеденты), имеющие своим предметом вопросы, носящие тот же конституционный характер. Хотя судебные решения объективно имеют писанный, т.е. зафиксированный на бумаге, характер, тем не менее доктрина относит их к неписаной части права. выражение “писанный” закон означает закон, формально принятый парламентом, неважно зафиксирован он на бумаге или нет, а термин “неписаный” закон употребляется для обозначения закона, не принимавшегося парламентом. Судебные решения составляют систему “общего права”; они затрагивают главным образом права и свободы граждан (что входит в любую писанную конституцию), а также отношения различных государственных органов. Судебных прецедентов огромное множество; наибольшее значение из них имеют решения высших судебных инстанций, особенно палаты лордов - верховной судебной инстанции страны. Ее решения обязательны для всех судов.
К собственно неписаной части относятся конституционные соглашения, нигде юридически не зафиксированные, но регулирующие, как правило, важнейшие вопросы государственной жизни. Эти соглашения, или система обычного права, рассматриваются в Великобритании как основа конституционного права. Обычай представляют сложившиеся на практике правила, не пользующиеся судебной защитой. Королевские прерогативы, например, составляют часть обычного права. Они включают нормы, регулирующие назначение министров, коллективную ответственность кабинета министров, роспуск парламента, заключение международных договоров, объявление войны и др. На практики эти прерогативы осуществляются короной (монархом) по получении одобрения правительства, находящегося у власти. Суверенитет парламента - фундаментальный принцип британского конституционного права - также является принципом обычного права. Он неоднократно признавался судами; в частности, в 1840 г. судом было подтверждено право парламента судить своих членов за нарушение своих прав и привилегий, в 1884 г. судом было подтверждено полное право парламента распоряжаться своими внутренними делами.
Исторически конституционные соглашения имеют различное происхождение. Они возникают в силу обстоятельств в результате межпартийной борьбы; играет роль и медленная эволюция существующей практики, приспособление ее к меняющимся условиям. Никто не может заставить соблюдать конституционный обычай; для этого нет какого - либо специального органа. Парламент - теоретический хранитель суверенитета - в любой момент может предложить новое правило, отменив или упразднив предыдущий обычай. Не существует точного списка конституционных соглашений. Практически они действуют во всех элементах британской политической системы.
Статусное право носит фрагментарный характер; парламентских актов по конституционным вопросам насчитывается около четырех тысяч, и это число постоянно увеличивается. Некоторые акты парламента могут рассматриваться как чисто конституционные, целиком посвященные какому - либо вопросу конституционного регулирования. К ним, в частности, относятся несколько законов о составе, взаимоотношениях и полномочиях палат парламента (законы о парламенте 1911 и 1949 гг., Акт о пэрах 1963 г.), законы о правовом положении личности, - например, Хабеас корпус акт 1679 г., Билль о правах 1689 г., (правда, эти акты теперь носят скорее исторический характер, поскольку были постепенно почти полностью заменены позднейшими законами в области уголовного и уголовно - процессуального права), законы об избирательном праве (акты о народном представительстве 1949, 1969, 1974 гг. и др.); законы о местном управлении (акты о местном управлении 1972 и 1985 гг.). Конституционные нормы содержатся и в законах, в которых регулирование подобных норм является частью акта наравне с другими вопросами, Например, в Акте о министрах короны 1975 г. наравне с вопросами конституционного характера содержится много положений, относящихся к административному праву. Конституционные нормы могут содержаться и в актах делегированного законодательства.
Своеобразная система английского конституционного права в целом, безусловно, охватывает все стороны этого регулирования, но каждый из входящих в это право компонентов - судебные решения, закон или какой - либо обычай - не претендует на роль общих принципов; все они, как правило, обязаны своим происхождением частным случаям, отдельным потребностям, вызвавшим необходимость в дополнении, приспособлении существующего порядка разрешения тех или иных вопросов к новым обстоятельствам.
По своему характеру можно сказать, что неписаная конституция весьма близка по сути к фактической конституции. В настоящее время большинство конституций различных государств являются писанными, т.к. это облегчает работу государственных органов власти, имеющих единый, четкий источник положений, которыми данные органы должны руководствоваться при осуществлении своей деятельности.

8. Жесткие, особо жесткие и гибкие конституции.

По способу изменения, внесения поправок и дополнений и отмены конституции также подразделяются на две, иногда три группы.
Жесткие конституции изменяются и дополняются в особом порядке, более сложном, чем тот, который принят для обычной законодательной процедуры. Как принятие конституции, так и изменение ее относится к компетенции законодательной власти, а функционирует она в соответствии с более строгими процедурными правилами, чем власть законодательная.
Гибкие конституции изменяются и дополняются в том же порядке, что и обычные парламентские законы. Никаких особых процедур для этого случая не предусмотрено. К этому типу относятся конституции Великобритании и Новой Зеландии (из неписаных конституций). Однако есть и писаные, кодифицированные конституции, которые не предусматривают особого порядка своего изменения. В качестве примеров можно упомянуть Статут королевства 1848 года короля Карла Альберта (Италия), Конституцию Монако 1911 года, конституционные документы Саудовской Аравии (писаная некодифицированная конституция), Конституцию Ганы 1960 года, конституцию Индии. Обычно для внесения изменений достаточно принятия нового законодательного акта. Так каждый последующий закон, содержащий конституционные нормы, изменяет либо замещает предыдущий или устанавливает положения, ранее не регулировавшиеся либо регулировавшиеся обычным правом. Принятие последующего нового закона производится в том же порядке, что и предыдущего.
Гораздо сложнее обстоит дело, когда нужно изменить жесткую конституцию. Жесткость конституций имеет целью обеспечить их стабильность, которая, в свою очередь, способствует укреплению их авторитета и относительному постоянству конституционного строя. Есть разные способы обеспечения жесткости конституций.
Чаще всего для изменения конституции устанавливается требование квалифицированного большинства в палатах парламента. Иногда требуется повторное голосование парламента того же созыва через определенный срок. Для изменения особо жестких конституций предусматривается утверждение поправок на референдуме или определенным большинством субъектов федерации или повторное принятие поправок парламентом следующего созыва. Например, для изменения Конституции США необходимо, чтобы поправку одобрили 2/3 общего числа членов каждой палаты Конгресса и законодательные собрания в 3/4 (т.е. в 38) штатов. В Италии для изменения Конституции нужны два последовательных обсуждения в Парламенте с промежутком не менее трех месяцев и одобрение при втором голосовании абсолютным большинством голосов в каждой палате; если же большинство не составило 2/3 в каждой палате, то 1/5 членов любой палаты, 500 тыс. избирателей или пять областных Советов могут потребовать референдума по изменению Конституции, на котором необходимо одобрение большинством действительных голосов.
Жесткость является одной из причин неизменности таких конституций, как Конституция Японии 1946 года, Конституция Дании 1953 года.
В конституциях смешанного типа различные их части изменяются по-разному. Таких конституций немного. Например, для внесения поправок в большую часть положений Конституции Мальты требуется абсолютное большинство голосов всех членов Палаты представителей (для обычного закона нужно простое большинство присутствующих и голосующих членов Палаты).
Другая часть Конституции (например, о составе и порядке избрания Парламента, о Президенте Республики) может быть изменена лишь единогласным решением всех членов Палаты. Отдельные же положения Конституции изменяются решением двух третей всех членов Парламента с последующим утверждением на референдуме.
В индийской Конституции ряд положений (о выборах Президента Республики, об исполнительной и судебной власти и др.) изменяется по решению двух третей присутствующих и голосующих членов обеих палат Парламента с последующим одобрением не менее половины легислатур (законодательных собраний) штатов. Такие же положения Конституции, как перечень штатов и союзных территорий, изменяются по предложению Президента Республики простым большинством голосов в обеих палатах Парламента.
Наиболее распространенный способ инкорпорирования поправок в текст конституции - простая замена прежних положений вновь утвержденными, либо исключение прежних положений, либо добавление новых (Италия, Германия и др.). Однако известен и другой способ включения поправок, а именно прибавление новых положений к действующему тексту без формального исключения тех норм, которые перестали действовать. США первыми применили такой способ: поправки публикуются отдельно после первоначального текста Конституции. Конституция Венесуэлы 1961 года даже урегулировала этот порядок в абз. 6 ст. 245: “Поправкам будут присваиваться последовательные номера, и они будут публиковаться вслед за текстом Конституции без изменения ее текста со ссылкой после какой измененной статьи на номер и дату поправки”. Этот способ используется в Югославии и частично использовался в бывшей Чехе-Словакии.
Первый способ имеет то преимущество, что не требует от пра-воприменитеяя или другого лица сравнения прежних и новых норм для установления того, которые из них действуют в настоящий момент а кроме того, обеспечивает легкую обозримость всего действующего нормативного материала. Второй же способ позволяет всегда видеть все действовавшие ранее конституционные тексты, что может оказаться необходимым правоприменителю или другому заинтересованному лицу.
Главная причина внесения изменений в конституции заключается в новом соотношении политических сил в обществе. Для реформирования жестких конституций это соотношение должно измениться в значительной мере, причем изменение должно быть более или менее устойчивым.
Наиболее часто влияние изменившегося соотношения сил заметно при преобразованиях коренных положений конституций - о правах и свободах, о форме правления и т.п. Однако есть поправки, которые носят технический характер и не вызывают острой борьбы в парламенте и обществе.
В большинстве конституций не содержится оговорок в отношении их пересмотра, однако в некоторых встречаются такие ограничения либо по существу, либо временного характера. Чаще всего они касаются формы правления в стране. Во Французской Третьей Республике ст. 2 Конституционного закона 1884 года гласила: “Республиканская форма правления не может служить предметом предложений о пересмотре”. Идентичная формулировка содержится в ст. 95 Конституции Франции 1946 года и почти такая же в ст.89 основного закона этой страны 1958 года. Аналогичные положения мы находим в статье 139 Конституции Италии и в ряде других актов. В Конституции Греции запрещено изменять положения, определяющие основы и форму правления государства как парламентарной республики, а также ряд специально указанных норм (ст. 100, абз. 1). Конституция Португалии в ст. 290, озаглавленной “Пределы пересмотра Конституции”, установила перечень из 15 пунктов, которые должны уважаться при пересмотре; это республиканская форма правления, принцип всеобщих и прямых выборов при тайном голосовании, принцип разделения властей и взаимозависимости органов власти и др.
Из смысла ст. 131 Конституции Бельгии 1831 года следует, что полный пересмотр этого акта невозможен.
В конституциях иногда устанавливается определенный период времени, в течение которого запрещается внесение в них поправок. Такие положения преследуют цель обеспечить в течение какого-то времени стабилизацию вновь установленного конституционного строя. Первой такой конституцией была французская 1791 года, запрещавшая всякий пересмотр в течение первых двух легислатур, то есть в течение четырех лет, а учитывая, что для вступления в силу поправок необходимо было принять их в течение трех последовательных легислатур (ст. 4 разд. VII), то только в 1801 году можно было бы изменить эту Конституцию (известно, впрочем, что следующая Конституция была принята уже в 1793 г.). Конституция Греции разрешают пересмотр только по истечении пяти лет после окончания процедуры предыдущего пересмотра.
В ряде конституций содержится запрещение их пересмотра в условиях чрезвычайной ситуации в стране. Конституция Франции 1946 года в ст. 94 запрещала начало или продолжение процедуры пересмотра в случае оккупации иностранными войсками всей или части страны. Цель этой нормы - избежать повторения практики вишистского режима, во время которого 10 июля 1940 г. была упразднена конституция Третьей республики. Такое же запрещение включено в ст. 89 Конституции Франции 1958 года, а в 1968 году - в Конституцию Бельгии: “Никакой пересмотр не может производиться или продолжаться во время войны или когда Палаты не имеют возможности собраться на национальной территории”.
В связи с ограничениями пересмотра интересен вопрос о внесении поправок в те нормы, которые регулируют сам порядок изменения конституции. Эти статьи изменяются, по общему правилу, в том же порядке, что и другие положения. Так, в 1922 году была изменена ст. 196 Конституции Нидерландов, в 1982 году преобразованы три первых статьи раздела о пересмотре Конституции Португалии.
и т.д.................

«Различают конституции гибкие и жёсткие - в зависимости от установленного в этих конституциях порядка их изменения» Козлова Е.И. , Кутафин О.Е. Конституционное право: учеб.для средних профессиональных заведений - 3 изд. - М.: Норма, 2007, С.42., иногда различают, так же, особо жёсткие.

Жесткие конституции изменяются и дополняются в особом порядке, более сложном, чем тот, который принят для обычной законодательной процедуры. Как принятие конституции, так и изменение ее относится к компетенции законодательной власти, а функционирует она в соответствии с более строгими процедурными правилами, чем власть законодательная.

Гибкие конституции изменяются и дополняются в том же порядке, что и обычные парламентские законы. Никаких особых процедур для этого случая не предусмотрено. К этому типу относятся конституции Великобритании и Новой Зеландии (из неписаных конституций). Однако есть и писаные, кодифицированные конституции, которые не предусматривают особого порядка своего изменения. В качестве примеров можно упомянуть Статут королевства 1848 года короля Карла Альберта (Италия), Конституцию Монако 1911 года, конституционные документы Саудовской Аравии (писаная некодифицированная конституция), Конституцию Ганы 1960 года, конституцию Индии. Обычно для внесения изменений достаточно принятия нового законодательного акта. Так каждый последующий закон, содержащий конституционные нормы, изменяет либо замещает предыдущий или устанавливает положения, ранее не регулировавшиеся либо регулировавшиеся обычным правом. Принятие последующего нового закона производится в том же порядке, что и предыдущего.

Гораздо сложнее обстоит дело, когда нужно изменить жесткую конституцию. Жесткость конституций имеет целью обеспечить их стабильность, которая, в свою очередь, способствует укреплению их авторитета и относительному постоянству конституционного строя. Чаще всего для изменения такой конституции устанавливается требование квалифицированного большинства в палатах парламента. Иногда требуется повторное голосование парламента того же созыва через определенный срок.

Для изменения особо жестких конституций предусматривается утверждение поправок на референдуме или определенным большинством субъектов федерации или повторное принятие поправок парламентом следующего созыва. Например, для изменения Конституции США необходимо, чтобы поправку одобрили 2/3 общего числа членов каждой палаты Конгресса и законодательные собрания в 3/4 (т.е. в 38) штатов. В Италии для изменения Конституции нужны два последовательных обсуждения в Парламенте с промежутком не менее трех месяцев и одобрение при втором голосовании абсолютным большинством голосов в каждой палате; если же большинство не составило 2/3 в каждой палате, то 1/5 членов любой палаты, 500 тыс. избирателей или пять областных Советов могут потребовать референдума по изменению Конституции, на котором необходимо одобрение большинством действительных голосов.

По способу изменения, внесения поправок и дополнений и отмены конституции также подразделяются на две, иногда три группы. Жесткие конституции изменяются и дополняются в особом порядке, более сложном, чем тот, который принят для обычной законодательной процедуры. Как принятие конституции, так и изменение ее относится к компетенции законодательной власти, а функционирует она в соответствии с более строгими процедурными правилами, чем власть законодательная. Гибкие конституции изменяются и дополняются в том же порядке, что и обычные парламентские законы. Никаких особых процедур для этого случая не предусмотрено. К этому типу относятся конституции Великобритании и Новой Зеландии (из неписаных конституций). Однако есть и писаные, кодифицированные конституции, которые не предусматривают особого порядка своего изменения. В качестве примеров можно упомянуть Статут королевства 1848 года короля Карла Альберта (Италия), Конституцию Монако 1911 года, конституционные документы Саудовской Аравии (писаная некодифицированная конституция), Конституцию Ганы 1960 года, конституцию Индии. Обычно для внесения изменений достаточно принятия нового законодательного акта. Так каждый последующий закон, содержащий конституционные нормы, изменяет либо замещает предыдущий или устанавливает положения, ранее не регулировавшиеся либо регулировавшиеся обычным правом. Принятие последующего нового закона производится в том же порядке, что и предыдущего. Гораздо сложнее обстоит дело, когда нужно изменить жесткую конституцию. Жесткость конституций имеет целью обеспечить их стабильность, которая, в свою очередь, способствует укреплению их авторитета и относительному постоянству конституционного строя. Есть разные способы обеспечения жесткости конституций. Чаще всего для изменения конституции устанавливается требование квалифицированного большинства в палатах парламента. Иногда требуется повторное голосование парламента того же созыва через определенный срок. Для изменения особо жестких конституций предусматривается утверждение поправок на референдуме или определенным большинством субъектов федерации или повторное принятие поправок парламентом следующего созыва. Например, для изменения Конституции США необходимо, чтобы поправку одобрили 2/3 общего числа членов каждой палаты Конгресса и законодательные собрания в 3/4 (т.е. в 38) штатов. В Италии для изменения Конституции нужны два последовательных обсуждения в Парламенте с промежутком не менее трех месяцев и одобрение при втором голосовании абсолютным большинством голосов в каждой палате; если же большинство не составило 2/3 в каждой палате, то 1/5 членов любой палаты, 500 тыс. избирателей или пять областных Советов могут потребовать референдума по изменению Конституции, на котором необходимо одобрение большинством действительных голосов. Жесткость является одной из причин неизменности таких конституций, как Конституция Японии 1946 года, Конституция Дании 1953 года. В конституциях смешанного типа различные их части изменяются по-разному. Таких конституций немного. Например, для внесения поправок в большую часть положений Конституции Мальты требуется абсолютное большинство голосов всех членов Палаты представителей (для обычного закона нужно простое большинство присутствующих и голосующих членов Палаты). Другая часть Конституции (например, о составе и порядке избрания Парламента, о Президенте Республики) может быть изменена лишь единогласным решением всех членов Палаты. Отдельные же положения Конституции изменяются решением двух третей всех членов Парламента с последующим утверждением на референдуме. В индийской Конституции ряд положений (о выборах Президента Республики, об исполнительной и судебной власти и др.) изменяется по решению двух третей присутствующих и голосующих членов обеих палат Парламента с последующим одобрением не менее половины легислатур (законодательных собраний) штатов. Такие же положения Конституции, как перечень штатов и союзных территорий, изменяются по предложению Президента Республики простым большинством голосов в обеих палатах Парламента. Наиболее распространенный способ инкорпорирования поправок в текст конституции — простая замена прежних положений вновь утвержденными, либо исключение прежних положений, либо добавление новых (Италия, Германия и др.). Однако известен и другой способ включения поправок, а именно прибавление новых положений к действующему тексту без формального исключения тех норм, которые перестали действовать. США первыми применили такой способ: поправки публикуются отдельно после первоначального текста Конституции. Конституция Венесуэлы 1961 года даже урегулировала этот порядок в абз. 6 ст. 245: “Поправкам будут присваиваться последовательные номера, и они будут публиковаться вслед за текстом Конституции без изменения ее текста со ссылкой после какой измененной статьи на номер и дату поправки”. Этот способ используется в Югославии и частично использовался в бывшей Чехе-Словакии. Первый способ имеет то преимущество, что не требует от пра-воприменитеяя или другого лица сравнения прежних и новых норм для установления того, которые из них действуют в настоящий момент а кроме того, обеспечивает легкую обозримость всего действующего нормативного материала. Второй же способ позволяет всегда видеть все действовавшие ранее конституционные тексты, что может оказаться необходимым правоприменителю или другому заинтересованному лицу. Главная причина внесения изменений в конституции заключается в новом соотношении политических сил в обществе. Для реформирования жестких конституций это соотношение должно измениться в значительной мере, причем изменение должно быть более или менее устойчивым. Наиболее часто влияние изменившегося соотношения сил заметно при преобразованиях коренных положений конституций — о правах и свободах, о форме правления и т.п. Однако есть поправки, которые носят технический характер и не вызывают острой борьбы в парламенте и обществе. В большинстве конституций не содержится оговорок в отношении их пересмотра, однако в некоторых встречаются такие ограничения либо по существу, либо временного характера. Чаще всего они касаются формы правления в стране. Во Французской Третьей Республике ст. 2 Конституционного закона 1884 года гласила: “Республиканская форма правления не может служить предметом предложений о пересмотре”. Идентичная формулировка содержится в ст. 95 Конституции Франции 1946 года и почти такая же в ст. 89 основного закона этой страны 1958 года. Аналогичные положения мы находим в статье 139 Конституции Италии и в ряде других актов. В Конституции Греции запрещено изменять положения, определяющие основы и форму правления государства как парламентарной республики, а также ряд специально указанных норм (ст. 100, абз. 1). Конституция Португалии в ст. 290, озаглавленной “Пределы пересмотра Конституции”, установила перечень из 15 пунктов, которые должны уважаться при пересмотре; это республиканская форма правления, принцип всеобщих и прямых выборов при тайном голосовании, принцип разделения властей и взаимозависимости органов власти и др. Из смысла ст. 131 Конституции Бельгии 1831 года следует, что полный пересмотр этого акта невозможен. В конституциях иногда устанавливается определенный период времени, в течение которого запрещается внесение в них поправок. Такие положения преследуют цель обеспечить в течение какого-то времени стабилизацию вновь установленного конституционного строя. Первой такой конституцией была французская 1791 года, запрещавшая всякий пересмотр в течение первых двух легислатур, то есть в течение четырех лет, а учитывая, что для вступления в силу поправок необходимо было принять их в течение трех последовательных легислатур (ст. 4 разд. VII), то только в 1801 году можно было бы изменить эту Конституцию (известно, впрочем, что следующая Конституция была принята уже в 1793 г.). Конституция Греции разрешают пересмотр только по истечении пяти лет после окончания процедуры предыдущего пересмотра. В ряде конституций содержится запрещение их пересмотра в условиях чрезвычайной ситуации в стране. Конституция Франции 1946 года в ст. 94 запрещала начало или продолжение процедуры пересмотра в случае оккупации иностранными войсками всей или части страны. Цель этой нормы — избежать повторения практики вишистского режима, во время которого 10 июля 1940 г. была упразднена конституция Третьей республики. Такое же запрещение включено в ст. 89 Конституции Франции 1958 года, а в 1968 году — в Конституцию Бельгии: “Никакой пересмотр не может производиться или продолжаться во время войны или когда Палаты не имеют возможности собраться на национальной территории”. В связи с ограничениями пересмотра интересен вопрос о внесении поправок в те нормы, которые регулируют сам порядок изменения конституции. Эти статьи изменяются, по общему правилу, в том же порядке, что и другие положения. Так, в 1922 году была изменена ст. 196 Конституции Нидерландов, в 1982 году преобразованы три первых статьи раздела о пересмотре Конституции Португалии. Однако на порядок изменения Конституции обычно влияет форма политико-территориального устройства государства. В федеративных государствах этот порядок, по общему правилу, более сложен, поскольку в нем в той или иной степени участвуют субъекты федерации или органы, выражающие интересы этих субъектов. Это иногда наблюдается и в унитарных государствах, где верхнему уровню местной власти предоставляются широкие права. Об этом свидетельствуют приведенные выше примеры США и Италии. В Германии для изменения Основного закона необходимо большинство голосов в Бундестаге и Бундесрате, однако не дбпускаются поправки, затрагивающие разделение Федерации на земли и принципы сотрудничества земель (ст. 79 Основного закона). В Австралии после одобрения проекта изменений Конституции Парламентом требуется утверждение проекта на референдуме большинством избирателей в стране и в большинстве штатов (ст. 128 Конституции 1900 г.). В Швейцарии при пересмотре Конституции 1874 года, ратификация пересмотра всегда осуществляется на референдуме, причем необходимо большинство голосов избирателей в стране и в большинстве кантонов (ст. 123 Конституции). Конституция США предусматривает возможность участия штатов и в инициативе пересмотра: по требованию законодательных собраний 3/4 штатов Конгресс созывает конвент для внесения поправок. Хотя Конституция не устанавливает срока для ратификации, Конгресс стал его устанавливать (обычно 7 лет). По Конституции Канады 1982 года, конституционные поправки, которые изменяют законодательные полномочия, права собственности или какие-либо иные права и привилегии Легислатуры или Правительства провинции, не будут действовать в провинции, если ее Законодательное собрание до издания Генерал-губернатором (представителем главы государства) прокламации об изменении конституции на основе решения федерального Парламента выразит свое несогласие с изменением. Процедуры изменения конституций чрезвычайно разнообразны, однако можно выделить несколько общих этапов. Субъекты права инициативы конституционного пересмотра — обычно те же, что и в нормальном законодательном процессе. Иногда к ним устанавливаются дополнительные требования. Конституция Греции, например, разрешает вносить предложение о конституционном пересмотре не менее чем 150 депутатам. Во Франции и Бельгии инициатива конституционного пересмотра принадлежит н^ только парламентариям, но и главе государства, действующему по предложению главы правительства. В Ирландии такая инициатива принадлежит только нижней палате Парламента. Процедуру конституционного пересмотра можно условно разделить на два этапа — принятие поправок парламентом и их ратификацию, хотя это не всегда четко просматривается в нормах. Так, во Франции после принятия поправок к Конституции Парламентом Президент Республики назначает для ратификации референдум или созывает Конгресс, включающий членов обеих палат Парламента (ст. 89 Конституции). В Греции поправки должны быть приняты Палатой депутатов двух последовательных созывов (ст. 110 Конституции). Ратифицирующие референдумы могут быть как факультативные, так и обязательные. Процедура рассмотрения проекта конституционных поправок зачастую сложнее процедуры рассмотрения обычного законопроекта. Обычно предусматриваются повышенные требования к большинству голосов, необходимому для утверждения проекта (например, в Японии нужно согласие 2/3 общего числа членов каждой палаты Парламента), устанавливаются специальные сроки для рассмотрения проекта после его внесения и т.д. Для подготовки конституционных поправок иногда образуются специальные органы. В Австралии, например, в 1927 и 1958 годах образовывался специальный консультативный орган, предварительно рассматривавший проекты пересмотра Конституции. Иногда парламент образует из своего состава конституционную комиссию для подготовки проекта (Швеция, Финляндия). Из значительного многообразия институтов непосредственной демократии к пересмотру конституции имеют касательство главным образом два — народная инициатива и референдум. Первая предусматривается нечасто. Так, ст. 71 итальянской Конституции устанавливает возможность оформленной в виде законопроекта народной инициативы по пересмотру Конституции. Такой законопроект может быть внесен не менее чем 50 тыс. избирателей. В большинстве стран в изменении конституции обязательно участвует глава государства. Обычно он промульгирует поправки. Иногда (например, в Италии) он не может вернуть законопроект в парламент для повторного обсуждения но в Бельгии, Дании, Нидерландах может по совету правительства отказать в даче санкции на закон. Во Франции главе государства принадлежит право инициативы пересмотра Конституции (юридически по предложению Премьер-Министра), а также право выбора способа ратификации поправок, если они были предложены Правительством. Напротив, Президент США даже не промульгирует поправки. Известны конституции, устанавливающие собственную несменяемость или частичную несменяемость, невозможность изменить или отменить отдельные положения конституции. Конституция Мексики 1917 года, содержащая к настоящему времени, пожалуй, наибольшее число поправок, является “нерушимой” (ст. 136): она не теряет силы и не перестает действовать, даже если ее соблюдение нарушено восстанием, ибо как т(ко “народ вновь обретет свободу”, действие Конституции восстанавливается. Несколько по-другому решает этот вопрос Конституция Греции 1975 года: соблюдение ее положений гарантируется патриотизмом греков, которые правомочны оказывать сопротивление всеми средствами любой попытке отменить ее путем насилия (4 ст. 120).

Виды конституций определяются выбором критерия классификации. При самом поверхностном анализе обнаруживается многообразие таких критериев.

В зависимости от формы различаются два вида конституций: писаные и неписаные.

Писаная конституция – это особый законодательный акт или несколько разновременных актов (например, два в Дании, четыре в Финляндии, Швеции), которые официально провозглашены основными законами данной страны. При наличии нескольких актов, составляющих конституцию страны, один из них, как правило, считается основополагающим или ключевым. В Швеции и Финляндии, к примеру, основополагающим документом считается акт "Форма правления".

Неписаная конституция – система различных законов, судебных прецедентов, обычаев, конвенциональных норм, которые в своей совокупности закрепляют основы существующего строя, но формально не провозглашаются в качестве главных законов (Великобритания, Новая Зеландия, Израиль). Законы, регулирующие вопросы конституционного уровня, принимаются в обычном для всех законов порядке. Наряду с законами составной частью неписаной конституции являются также конституционные соглашения, регулирующие весьма важные вопросы, связанные с осуществлением государственной власти. В Новой Зеландии, к примеру, такие соглашения принимаются между Генерал-губернатором, представляющим власть королевы Великобритании, Правительством и Парламентом.

В Великобритании наряду со статутами (биллями, имеющими характер законов) и конституционными соглашениями, значительное влияние на содержание конституции оказывают прецеденты. Принимая решения нормативного характера, особенно в сфере регулирования и защиты прав и свобод, суды основываются на так называемых общих принципах справедливости. Некоторые государствоведы считают, что в британскую конституцию входят также доктринальные источники, т.е. правовые позиции и теоретические принципы, изложенные выдающимися британскими учеными (Блекстон, Милль, Дайси, Локк и др.). К их мнению действительно прибегают при трактовке конституционных пробелов, однако такая практика носит случайный и, как правило, переходный характер, и ее спорность очевидна. Едва ли стоит официально признавать доктрины ученых составной частью конституции, ибо ни органы государственной власти, ни суды на самом деле не обязаны прибегать к авторитетным позициям людей, пусть даже выдающихся, но не наделенных правом творить конституцию.

Следует отметить, что в настоящее время нет таких конституций, которые были бы целиком неписаными. Даже Великобритания, которая считается классической страной неписаной конституции, имеет в составе основного закона множество писаных актов . По существу, это комбинированные конституции, содержащие писаные и неписаные нормы.

С точки зрения структуры, конституции делятся на консолидированные и неконсолидированные. В большинстве стран конституция представляет собой единый консолидированный документ. В то же время в ряде государств конституция сформировалась как совокупность законов, принятых в разное время (неконсолидированная или некодифицированная конституция). Название каждому из них обычно дается в соответствии с предметом регулирования: "Форма правления", "Акт о риксдаге", "Акт о престолонаследии" – в Швеции; законы о Кнессете (парламенте), о земле, о судоустройстве – в Израиле; Сеймовый устав – в Финляндии и т.д.

По порядку издания конституции подразделяются на 1) октроированные (дарованные); 2) представительные – принятые представительным органом (учредительным собранием, парламентом); 3) народные – одобренные на референдуме.

Октроированные конституции, как уже отмечалось ранее, издаются властью главы государства без участия представительных органов. В эпоху разрушения феодального строя в Европе конституции нередко именно "даровались" монархом "своему народу". В современный период такая форма октроирования встречается реже (например, Катар, Кувейт и др.). В период крушения колониальной системы в XX в. октроирование приобрело форму пожалования метрополией конституции прежней колонии.

По своей природе октроирование, как правило, является вынужденной, а не добровольной мерой. Складывающиеся обстоятельства, а не абстрактная воля правителя заставляют его даровать конституцию. Европейские октроированные конституции XIX в. были рождены в результате борьбы народных масс во главе с буржуазией, многие современные "дарованные" конституции завоеваны в результате побед национально-освободительных революций.

С точки зрения порядка изменения конституции и внесения в нее поправок, различают гибкие и жесткие конституции.

Изменение гибких конституций осуществляется путем принятия обычного закона. Таким способом достигаются изменения в неписаные конституции Великобритании, Израиля, Новой Зеландии, в отдельные части писаной Конституции Индии. Однако в большинстве стран порядок внесения изменений и поправок в конституцию отличается от обычного процесса законотворчества более усложненной процедурой.

С точки зрения степени сложности можно условно выделить жесткие и особо жесткие конституции. Поправка в жесткую конституцию, как правило, должна быть принята квалифицированным большинством каждой палаты или парламента в целом (например, 2/3 от общего числа голосов каждой палаты в Австрии, Нидерландах; 3/5 – в Греции, Испании; 3/4 – в Болгарии; 3/5 депутатов на совместном заседании палат во Франции).

Более жесткий порядок предусматривает несколько уровней одобрения поправок. Так, поправки к Конституции Японии вносятся по инициативе Парламента с согласия не менее 2/3 общего числа членов обеих палат и затем представляются на одобрение народа. Поправка считается одобренной, если за нее высказалось большинство голосовавших либо в порядке особого референдума, либо путем выборов – в соответствии с решением Парламента (ст. 96 Конституции Японии). Порядок утверждения на референдуме поправок, принятых парламентом, предусмотрен в Дании и Египте.

В большинстве федеративных государств поправка считается принятой, если решение парламента одобрено составными частями федерации (3/4 законодательных собраний или конвентов штатов в США, большинство кантонов путем референдума после одобрения поправок народом страны в целом – в Швейцарии).

Иногда конституция объявляет определенные положения "вечными", неизменяемыми. Такие ограничения представляют собой примеры особо жестких конституций. Во многие конституции нового поколения включены нормы, запрещающие пересматривать отдельные, наиболее важные положения. Так, например, в Германии не подлежат пересмотру и положения ст. 20 Основного Закона ФРГ, согласно которым: "1. Федеративная Республика Германия является демократическим и социальным федеративным государством. 2. Вся государственная власть исходит от народа. Она осуществляется народом путем выборов и голосований, а также через специальные органы законодательства, исполнительной власти и правосудия. 3. Законодательство связано конституционным строем, исполнительная власть и правосудие – законом и правом. 4. Все немцы имеют право оказывать сопротивление всякому, кто попытается устранить этот строй, если иные средства не могут быть использованы". В соответствии со ст. 79 Конституции ФРГ не подлежат пересмотру положения, затрагивающие разделение Федерации на земли, принципы сотрудничества земель в области законодательства, а также такие основополагающие принципы, как защита достоинства личности, неприкосновенность и неотчуждаемость прав человека.

Можно привести другие примеры особо жестких конституций. По конституциям Франции и Италии не подлежат пересмотру положения о республиканской форме правления, Португалии – о праве на демократическую оппозицию. Имеются страны (Греция, Румыния), где неизменными объявлены целые разделы конституции. К примеру, согласно ст. 110 Конституции Греции не могут быть изменены нормы Конституции, определяющие основы и форму правления государства как парламентарной республики, а также такие принципы, как уважение и защита прав личности, равенство перед законом, свобода совести, разделение властей и т.д.

В настоящее время наблюдается тенденция появления все большего числа так называемых "смешанных" конституций по порядку изменения конституций: одни их статьи не подлежат изменению вообще, другие изменяются в усложненном порядке, третьи – в упрощенном. Внести поправку в жесткую конституцию, естественно, труднее, чем в гибкую, но если текст конституционного документа остается не тронутым в течение длительного времени, это еще не значит, что неизменной остается и фактическая конституция страны. Последняя преобразуется каждый раз, когда в стране изменяются соотношение сил, а также иные условия конституционного развития, хотя в тексте конституционного документа такие перемены отражаются далеко не всегда.

В зависимости от периода действия конституции бывают постоянными и временными. В постоянной конституции не устанавливаются заранее какие-либо хронологические границы ее действия. Отнесение к этой группе не означает, однако, абсолютно безвременного действия основного закона. Содержание конституции со временем в той или иной форме поддается изменению. Кроме того, имеются случаи, когда принятые и официально названные постоянными конституции вскоре заменялись новыми, более прогрессивными или, напротив, реакционными. Временная конституция ограничивает срок своего действия или определяет условия, при наступлении которых она заменяется постоянной конституцией (например, Конституционная декларация Йеменской Арабской Республики 1974 г., временные конституции ОАЭ 1971 г., Судана 1985 г., Таиланда 1991 г., ЮАР 1994 г. и др.). Конституция (конституционный акт) временного характера принимается обычно в так называемые переломные или переходные периоды в истории государства. К примеру, в Португалии это имело место после ликвидации фашизма, где в 1974 г. были введены Временные конституционные положения.

Ограниченное действие конституции не означает, что срок ее весьма короток. Временное состояние может продлиться довольно долго. Так, в ОАЭ временная конституция действовала более четверти века. В качестве временного был принят в 1949 г. и Основной закон ФРГ, который фактически стал постоянно действующим. Конституции с ограниченным сроком действия обычно принимаются без созыва учредительного собрания и на референдум не выносятся. Они провозглашаются, как правило, главой государства (Конституция Таиланда 1991 г.) или новым руководством страны после очередного переворота (Конституция Судана 1985 г.). Весьма специфичным оказался способ принятия временных конституций африканских государств в условиях разрушения колониальных и тоталитарных режимов. Здесь в условиях трайбалистских режимов и ожесточенной вооруженной борьбы отдельных группировок за власть временные конституции принимались на общенациональных конференциях примирения (Заир, Эфиопия и др.). В некоторых странах таким путем были приняты и постоянные конституции (Бенин, Конго, Чад и др.).

Ряд ученых проводят дифференциацию конституций по такому критерию, как обусловленность конституционных приоритетов. Первое поколение конституций, приоритет которых выражался в регулировании государственной власти и отношений власти и человека, прежде всего, с позиций естественных прав последнего именуются инструментальными и индивидуалистическими конституциями. Конституции второго и третьего поколений, добавившие в задачи конституционного регулирования вопросы социально-экономического развития общества, достижения надлежащего уровня жизни народа, социальных групп и каждого человека в единстве на основе социальной справедливости и солидарности, получили название социальных и коллективистских конституций .

Научно-практический интерес представляет классификация конституций по социально-идеологическим признакам. Так, марксистско-ленинское учение различает конституции буржуазного и социалистического типов, а также конституции, переходные к буржуазному (в странах капиталистической ориентации) и социалистическому типу (в революционно-демократических государствах, в том числе в странах социалистической ориентации). Такая классификация до недавнего времени рассматривалась как отражающая реалии, сложившиеся в период ранней и последующих стадий развития капиталистического и социалистического общества. Следует отметить, однако, что в современных государствах на качественно новом уровне произошли процессы сближения различных правовых систем. Элементы некогда различавшихся систем капитализма и социализма переплетаются гораздо сложнее и глубже. В условиях распада социалистических систем государства и права, социализации буржуазного строя отечественные государствоведы стараются сегодня избегать использования самих терминов "социалистический" и "буржуазный" для характеристики конституций и других конституционно-правовых явлений.

С точки зрения закрепляемых в конституции государственно-правовых режимов можно выделить конституции демократических, авторитарных и тоталитарных государств. Так, в некоторых монархических государствах (например, в Брунее, Катаре, Саудовской Аравии Лесото, ЮАР, Заире) действуют или действовали конституции, еще далекие от демократических моделей. Необходимо заметить, что открыто тоталитарные или авторитарные конституции встречаются крайне редко. В то же время в упомянутых странах недемократический режим зачастую прикрывается декларативными и демагогическими нормами. В частности, идеи халифата пронизывают Конституцию (Основной низам) Саудовской Аравии 1992 г., султаната Оман 1996 г., ОАЭ 1996 г. (в ред. 2004 г.).

Некоторые ученые, исходя из целеполагания, формулируемого в основном законе, различают конституции программного характера и констатирующие. Программными обычно называются все социалистические конституции, определяющие цели строительства социализма и коммунизма. Например, в Китае его руководители поставили в конституции цель строительства коммунизма, осуществление которой, по их мнению, потребует приблизительно 100 лет. О целях построения коммунизма говорится в Конституции КНДР 1972 г. Большинство конституций – констатирующие. Они не содержат программных положений о преобразовании общества. Приведенное деление условно. Внимательный анализ положений конституций того и другого вида показывает, что значительная часть норм программных конституций – констатирующие по своему характеру, а в констатирующих основных законах почти всегда содержатся отдельные нормы программного характера (особенно в преамбулах).

С точки зрения государственно-территориального устройства, различают: конституции надгосударственных образований; конституции государств (федеративных и унитарных); конституции составных частей федерации или иных территориальных образований, основанных на автономии.

Как известно в Договоре о создании Союзного государства Беларуси и России также предусмотрено принятие Конституции (Конституционного Акта) Союзного государства – надгосударственного образования.

Конституции суверенных государств (федеративных и унитарных) – стержень и главное звено в цепи конституций, принимаемых в мире. Именно на основе исследования конституций этого вида зародилось собственно учение о конституции как основном законе государства и общества.

В федеративных государствах составные части федерации также имеют конституции или основные законы с иным названием, приравненные по статусу к конституции. Такой вид актов характерен и дня государственно-территориальных образований ряда так называемых децентрализованных государств. Встречаются конституции и в автономиях политического характера.

Можно привести и иные классификации, часть из которых уже была рассмотрена выше, при анализе сущности и основных свойств конституции (конституции фиктивные и реальные, фактические и юридические и т.д.).

  • Некоторые ученые, в частности, М. А. Могунова, считают, что правовые акты, принятые в Англии в период ранних буржуазных преобразований, уже носили конституционный характер, например, Орудие управления 1653 г., Акт о лучшем обеспечении свободы подданного и предупреждении заточения за морями 1679 г. См.: Конституционное право зарубежных стран / под общей ред. М. В. Баглая, Ю. И. Лейбо, Л. М. Энтина. М., 2001. С. 51.
  • См., например: Чиркин В. Е. Современная модель конституции: прежние и новые приоритеты // Изв. вузов. Правоведение. 2003. № 2. С. 51.






2024 © styletrack.ru.