Конспект урока по окружающему миру "лес и человек". Значение леса в природе и жизни человека Скачать проект окружающий мир лес и человек


Лес - это экологическая сложная система, с множеством звеньев. Деревья, кустарники, лишайники, травы, мхи, грибы, животные и различные микроорганизмы - все это составляющие лесов. Каждое растение или живое существо является неотъемлемой частью лесной зоны и входит в пищевую цепочку. Растения вырабатывают кислород и сахар. Травоядные животные питаются за счет растений и распространяют их семена. А хищники питаются этими травоядными.

Таким образом лес является основой жизни животного мира внутри. Реки, ручьи и различные озера также являются важной компонентом лесного массива.

(Бамбуковый лес )

Леса возрастают в различных условиях, как в холодных, так и в жарких. К лесам относятся не только хвойные, лиственные, смешанные и вечнозеленые. Джунгли, тайга, сельвы и другие зеленые насаждения также являются лесами. Выделяются естественные и искусственные леса. Создателем первых является природа, а вторых - человек. Сегодня леса занимают 1/3 суши, хотя далеком прошлом лесные земли были намного многочисленнее.

Значение леса в природе

В природе леса имеют огромное значение. В них возрастает множество видов растений, проживает большое количество животных и микроорганизмов. Кроме этого, леса выполняют ряд природных задач. Одной из них является выработка и очистка кислорода. Количества вырабатываемого кислорода одним деревом хватает на троих людей.

Еще одной значимой функцией леса в природе является снижение уровня пыли. Ежегодно 1 гектар леса останавливает до 100 тонн пыли. Леса регулируют и улучшают водный баланс водоемов, находящихся внутри или поблизости леса. Это происходит за счет того, что лесная подстилка накапливает влагу, образовывающуюся в весенний период. Именно она помогает сохранить полноводье рек и водоемов.

Леса служат шумоизоляцией, они способны снизить уровень шума от автодороги на 11 децибел. Лесные массивы препятствуют сильным ветрам, повышают влажность и качество воздуха, а также способны смягчить климат. Они служат воздушным фильтром, очищающим воздух от вредоносных химических веществ. Немаловажной функцией лесов является защита почвы от селей, оползней и различных геологических процессов.

Значение леса в жизни человека

Лес всегда играл огромную роль в жизни человека. На сегодняшний день важность лесов только усиливается за счет того, что их количество заметно уменьшается. Роль леса в жизни человека можно разделить на три составляющие - экологическую, экономическую и социальную.

Экологическая роль заключается в качестве окружающей среды и сохранности природы. Любому живому существу жизненно необходимы условия для жизни. Именно деревья способствуют тому, что современный человек дышит чистым воздухом, имеет возможность заниматься сельским хозяйством и получать из этого выгоду.

Для современного человека лес играет большую экономическую роль. В лесах возрастает древесина, из которой изготавливаются строительные материалы, бумага, мебель древесное топливо, пищевые, материальные и лекарственные продукты.

Главным материальным ресурсом является древесина. Но ягоды, грибы и лекарственные растения, растущие только в лесах, также востребованы человеком. Не смотря на то, что люди ищут замену лесным ресурсам, древесина всегда будет востребована. Ископаемое топливо, заменяющее древесину, исчерпывается и стоит намного дороже дерева. Замена бумажных пакетов на пластиковые принесла большой вред земному покрову за счет того, что пластик не перерабатывается. Лесная промышленность зачастую становится градообразующей деятельностью и требует большого числа работников и техники. Поэтому роль леса всегда будет очень важной как для окружающей среды и современного мира.

Социальная роль леса заключается том, что он является историческим звеном. Лес - это элемент развития народов, их культур и отношения к природе. Издавна лес был источником ресурсов, необходимых для выживания - здесь можно найти и пищу, и воду, и убежище. Народные песни, сказки и повести всегда отделяют немаловажную роль лесным массивам. Сегодня леса служат человеку местом, где можно расслабиться отдохнуть и вдохнуть свежего воздуха.

Татьяна Норинская
«Лес и человек». Конспект урока в IV классе по предмету «Окружающий мир»

Цели урока :

Сформировать у учащихся представление о роли леса в жизни человека и природы ;

Познакомить с экологическими проблемами леса, которые возникли по вине человека , с охранной деятельностью людей в зоне лесов;

Развивать познавательный интерес, развивать речь, логическое мышление, умение анализировать, делать выводы, расширить кругозор учащихся;

Воспитывать уважение и любовь к природе, чувство долга и ответственности перед природными богатствами.

I. Организационный момент

Доброе утро. Сегодня на нашем уроке присутствуют гости . Поприветствуем. Садитесь.

Я прочитаю отрывок из песни «Лесной марш»

Мы сами написали

В лесной зеленой книжке

О том, что есть у леса

Надежные друзья –

Такие же девчонки,

Такие же мальчишки,

Такие же счастливые,

Как ты и я!

Почему я начала наш урок этим отрывком ? (Этот отрывок о друзьях леса)

А кто должен оберегать лес? (Это должны делать люди.)

Кто может сформулировать тему нашего урока ?

Сообщаются тема и цели урока .

Тема нашего занятия - «Лес и человек »

II. Проверка домашнего задания

1. Перед тем, как перейти к изучению новой темы, проверим домашнее задание.

Расскажите о тундре.

Что вы можете рассказать о тайге?

Назовите деревья, которые растут в тайге

Какие животные обитают в тайге?

А что можете рассказать о зоне широколиственных и смешанных лесов?

Растительный мир лесов

2. Проводится конкурс рисунков : «Как я представляю себе тайгу , смешанный и широколиственный лес». Рисунки кратко комментируются. (на доске выставка рисунков)

Ребята нарисовали рисунки, давайте по рисункам определим к какой зоне они относятся?

По каким признакам узнали?

III. Работа над новой темой

1. Послушайте стихотворение С. Никулиной «Русский лес» читает Савватеев Михаил :

Нет ничего милее

Бродить и думать здесь.

Излечит, обогреет,

Накормит русский лес.

А будет жажда мучить

То мне лесовичок

Средь зарослей колючих

Покажет родничок.

Нагнусь к нему напиться

И видно все до дна.

Течет вода-водица,

Вкусна и холодна.

Нас ждут в лесу рябина,

Орехи и цветы,

Душистая малина

На кустиках густых.

Ищу грибов поляну

Я, не жалея ног,

А если и устану

Присяду на пенек.

Лес очень любит пеших,

Для них совсем он свой.

Здесь где-то бродит леший

С зеленой бородой.

Жизнь кажется иною,

И сердце не болит,

Когда над головою,

Как вечность, лес шумит.

О каких отношениях говорится в этом стихотворении? (В стихотворении говорится об отношениях между человеком и лесом )

Это стихотворение поможет нам выяснить, чем является лес для человека .

2. Работа по учебнику, стр. 106. Определение роли леса в жизни человека .

Прочитайте в учебнике статью «Роль леса в природе и жизни людей» на стр. 106-107 - и вы узнаете, какую роль играет лес.

3. Работа в тетрадях.

Откройте тетрадь на странице 50 и ответьте на первый вопрос : Какую роль играет лес в твоей жизни. (несколько человек зачитывают свои ответы)

4.1) Так чем же является лес для человека ? (открывается первая карточка - «место отдыха» ).

Лес – настоящий фильтр, очищающий воздух от пыли, копоти. Пыль оседает на листья, а потом дождями смывается на землю. Кроме того, листья многих деревьев выделяют в воздухе особые вещества – фитонциды. От них погибают болезнетворные микробы. На чистом воздухе хорошо и приятно отдыхать.

2)А почему лес называют «Аптекой» (открывается карточка - «аптека» ).

Лес является кладовой различных богатств. Здесь растут ценнейшие породы деревьев, много лекарственных растений и трав.

3) В лесу человек находит себе пищу - это ягоды, орехи, грибы, чистая вода (открывается карточка «источник чистой воды и пищи» ).

4) А как лес может обогреть человека ?

Значит, лес для человека - это источник топлива (открывается карточка «источник топлива» ).

5) (открывается карточка «дом для растений, животных, грибов» ).

Как вы это понимаете?

6) Чем является лес для воздуха?

Лес – кислородный цех. В больших городах, необходимо большое количество деревьев, т. к. они поглощают вредные вещества, которые витают в воздухе

7) Почему еще лес является защитником? (открывается карточка «защитник воздуха, водоемов и почв» ).

Как лес защищает водоемы?

Как же лес защищает почвы?

Лес поддерживает полноводность рек, ручьёв, водоёмов.

Лес регулирует действие ветра, защищает почвы от влияния выдувания и развеевания. Сажают даже лесополосы, которые предотвращают выдувание почвы .

5. Всё сказанное вами верно, но теперь давайте обобщим наши знания. Посмотрите, какая у нас получилась схема.

Значение леса

1. Место отдыха

3. Источник воды и пищи

4. Источник топлива

5. Дом для растений, грибов, животных

6. Защитник водоемов, воздуха, почв.

Какой вывод можно сделать из всего сказанного?

Вывод : лес имеет большое значение, как в природе, так и в жизни человека .

IV. Закрепление пройденной темы

1). Тестовая работа «Природная зона лесов» (слайды 3-7)

Давайте выполним небольшой тест. Внимание на экран.

1. Природная зона лесов состоит из :

1) пяти частей;

2) двух частей;

3) трех частей;

2. Самую большую территорию занимают :

1) смешанные леса;

2) хвойные леса;

3) широколиственные леса;

3. В тайге растут :

1) пихты, ели, лиственницы;

2) дубы, сосны, ели;

3) березы, липы, лиственницы;

4. В Красную книгу занесены следующие животные лесной полосы :

1) овцебык, морж, розовая чайка;

2) краснозобая казарка; кречет; стерх;

3) аист; морж; тюлень;

5. Охрана лесов - это….

1) обязанность государства;

2) обязанность государства и долг каждого гражданина;

3) забота самих обитателей леса;

2). Самопроверка.. Блиц - турнир «Я знаю лес» (учитель диктует, а затем учащиеся меняются листочками и проверяют по экрану, слайды 9-17)

Какой лес мы называем тайгой?

Какое дерево является символом России?

- Назови дерево : «Высокое, стройное, с желтовато-красноватой или бурой корой. Ветви только на вершине. Хвоинки длинные, расположены попарно. Шишки маленькие, округлые ».

Это животное умеет прыгать с дерева на дерево.

Кто является санитаром леса?

Это животное умеет не только прыгать, но и летать.

Плодами, какого дерева являются желуди?

Выполняют на карточках по парам.

Узнайте хвойные деревья по веточкам и шишкам. Пронумеруй рисунки (1. Ель. 2. Сосна. 3.

Кедровая сосна. 4. Пихта. 5. Лиственница)

Узнайте лиственные деревья по листьям и плодам. Пронумеруй рисунки (1. Дуб. 2. Клён. 3. Липа. 4. Ясень. 5. Вяз) .

3). Отгадайте загадки и разгадаешь кроссворд (слайды 19-21)

1. Русская красавица, стоит на поляне, в зеленой кофточке, в белом сарафане (береза) .

2. На большой цветной ковёр села эскадрилья, то откроет, то закроет расписные крылья (бабочки) .

3. У меня ходули – не страшны болота, лягушат найду ли – вот моя забота (цапля) .

4. Есть в реке работники : не столяры, не плотники, а выстроят плотину – хоть пиши картину (бобры) .

5. Листья падают с осин, мчится в небе острый клин (журавли) .

6. На шесте весёлый дом, с круглым маленьким окном, чтоб уснули дети, дом качает ветер, на крыльце поёт отец - он и лётчик, и певец (скворец) .

7. Поранил ты в походе ногу, усталость не даёт идти, нагнись : солдатик у дороги готов помочь тебе в пути (подорожник)

8. С ветки на тропинку, с травки на былинку, прыгает пружинка - зеленая спинка (кузнечик)

9. Белым шариком пушистым я красуюсь в поле чистом. Дунул легкий ветерок – и остался стебелёк (одуванчик) .

10. Брат собаки этот серый, а разбойник самый первый (волк) .

V. Итог. Рефлексия

Давайте подведём итог нашего урока .

Попробуйте ответить на эти вопросы.

Узнали ли вы сегодня что-нибудь новое для себя?

Что показалось интересным?

Что запомнилось?

О чем захотелось узнать побольше?

Оценим себя и свои достижения по шкале (на доске приготовлены елочки по цветам лесных зон)

Молодцы! Хорошо поработали на уроке .

VI. Домашнее задание

Открыли дневники и записали домашнее задание

2) Тетрадь страница 51-52

Спасибо огромное за урок !

Преподаватель - Шишлова Мария Васильевна, учитель начальных классов

Образовательное учреждение – Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение «Тегульдетская средняя общеобразовательная школа»

Предмет окружающий мир

Класс - четвёртый

Тема –Лес и человек

Продолжительность занятия - 45 минут

Цели урока : Сформировать у учащихся представление о роли леса в жизни человека и природы, ознакомить с экологическими проблемами леса, которые возникли по вине человека, воспитывать уважение и любовь к природе, культуру поведения;

развивать логическое мышление, умение анализировать и делать выводы;

организовать групповую работу по моделированию взаимосвязи леса и человека;

помочь детям составить и запомнить правила поведения в лесу;

развивать коммуникативные навыки в ходе групповой работы.

Оборудование : учебник «Мир вокруг нас» А.А.Плешаков; мультимедийное сопровождение; аудиозаписи песен, картинки растений и животных

Ход урока

1.Организационный момент, сообщение темы, целей урока

Звучит песня «Лесной марш» (сл.Синявского, муз.Ю. Чичкова)

Почему мы начали наш урок этой песней? (в этой песне говорится о тайге, дети шагают под кедрами и соснами. И о берёзках, которые надо беречь)

А кто должен оберегать лес?

Кто из вас сможет назвать тему нашего урока? (Лес и человек)

Сегодня на уроке мы продолжим разговор о жизни леса. Мы будем говорить о роли леса в природе и жизни людей, об использовании леса и его охране.

2. Проверка домашнего задания

Фронтальная работа

Перед тем, как перейти к изучению новой темы, выясним, что вы знаете о лесной зоне. Покажите на карте её местоположение и расскажите о природных условиях, которые там сложились.

О каких растениях и животных вы хотели бы рассказать своим товарищам?

(заслушивание сообщений, подготовленных дома)

Чьё сообщение вам понравилось больше и почему?

Блиц-турнир «Я знаю лес»

Какой лес мы называем тайгой? (хвойный)

Назови дерево: “Высокое, стройное, с желтовато-красноватой или бурой корой. Ветви только на вершине. Хвоинки длинные, расположены попарно. Шишки маленькие, округлые” (сосна)

Какое особое отличие есть у лиственницы? (сбрасывает иголки)

Какая птица распространяет плоды кедровой сосны? (кедровка)

Какое дерево является символом России? (береза)

Это животное умеет не только прыгать, но и летать. (белка-летяга)

Плодами какого дерева являются желуди? (дуба)

У какого животного пять черных полос на спине? (бурундук)

Какое дерево широколиственного леса при цветении распространяет вокруг чудесный аромат? (липа)

Узнай животное по описанию: “Любит темные леса, к жертве тихо подкрадывается, имеет пятнистый окрас, “бакенбарды” и кисточки на ушах? (рысь)

Индивидуальная работа по карточкам (4-5 учеников) :

1 задание: определить каким деревьям принадлежат эти семена и шишки? (на карточках даны изображения семян и шишек деревьев лесной зоны) ;

2 задание: напиши две цепи питания, сложившиеся в лесной зоне;

3 задание: зрительный диктант: соедини стрелками деревья и лес, в котором они произрастают:

Кедровая сосна

смешанный лес

Лиственница

широколиственный лес

3. Изучение нового материала

Чтение стихотворения С. Никулиной “Русский лес”

Нет ничего милее
Бродить и думать здесь.
Излечит, обогреет,
Накормит русский лес.

А будет жажда мучить -
То мне лесовичок
Средь зарослей колючих
Покажет родничок.

Нагнусь к нему напиться -
И видно все до дна.
Течет вода- водица,
Вкусна и холодна.

Нас ждут в лесу рябина,
Орехи и цветы,
Душистая малина
На кустиках густых.

Ищу грибов поляну
Я, не жалея ног,
А если и устану -
Присяду на пенек.

Лес очень любит пеших,
Для них совсем он свой.
Здесь где-то бродит леший
С зеленой бородой.

Жизнь кажется иною,
И сердце не болит,
Когда над головою,
Как вечность, лес шумит.

О каких отношениях говорится в этом стихотворении? (В стихотворении говорится об отношениях между человеком и лесом.)

Это стихотворение поможет нам выяснить, чем является лес для человека. Прочитайте его еще раз про себя.

(Самостоятельное чтение стихотворения)

Так чем же является для человека лес?

Мы попытаемся взглянуть на эту тему глазами людей разных профессий. (дети разделены на три группы: биологи, экологи, медики)

Работа в группах.

Дети доказывают отношения человека и леса. Одновременно идет показ слайдов.

Медики.

Почему лес-аптека? (В лесу много лекарственных растений. Лесной воздух тоже лечит. В лесу человек находит себе пищу - это ягоды, орехи, грибы, чистую воду.)

Какую роль играет лес в жизни и здоровье человека? (Лес является местом отдыха для человека, а также источником чистой пищи и воды.)

Биологи.

А что ждет человека в лесу?

Что делают в лесу рябина, орехи, цветы?

Чем является для них лес?

Для кого лес еще является домом?

Значит, лес- это еще и дом для растений, животных, грибов.

Экологи.

Чем является лес для воздуха? (Лес - защитник воздуха, водоемов и почв.)

Как лес защищает водоемы? (Там, где растет лес, не мелеет река.)

Проблемная ситуация.

На слайде запись:

Лес - прочное природное образование. Леса существуют на земле сотни, тысячи лет. Ничто и никто не может уничтожить лес.

Согласны ли вы с этим высказыванием? (дети доказывают свои ответы)

А всегда ли человек справедлив по отношению к лесу?

Не по его ли вине возникают экологические проблемы леса?

Послушайте еще одно стихотворение и подумайте, о какой экологической проблеме идет речь.

Н. Некрасов.

Плакала Саша, как лес вырубали,
Ей и теперь его жалко до слез.
Сколько тут было кудрявых берез!
Там из-за старой нахмуренной ели
Красные гроздья калины глядели.
Там поднимался дубок молодой,
Птицы царили в вершине лесной,
Понизу всякие звери таились.
Вдруг мужики с топорами явились.
Лес зазвенел, застонал, затрещал.
Заяц послушал - и вон убежал.

Итак, о какой же экологической проблеме идет речь в стихотворении? (Вырубка леса)

Посмотрите, как в настоящее время идет заготовка древесины. (Показ слайда)

Если раньше лес вырубался по мере надобности, при помощи топора, то сейчас после лесорубов остаются только пеньки. Людям казалось, что леса так много, что его невозможно вырубить. Теперь стало ясно: лес в опасности! Это и понимала девочка Саша из стихотворения Некрасова, ей было жаль птиц и зверей, оставшихся без дома.

Какие чувства у вас вызывает эта фотография?

Разные чувства вызывает эта фотография, но я рада, что вам небезразлична судьба леса.

Физминутка.

Руки подняли и покачали –

Это деревья в лесу.

Руки согнули, кисти встряхнули –

Ветер сбивает росу.

В стороны руки, плавно помашем –

Это к нам птицы летят.

Как они тихо садятся, покажем –

Крылья сложили назад.

Послушайте рассказ Сухомлинского “Стыдно перед соловушкой”.

Читает ученик:

Оля и Лида, маленькие девочки, пошли в лес. Утомленные дорогой, сели отдохнуть и пообедать. Вынули из сумки хлеб, масло, яйца. Когда уже девочки заканчивали обедать, недалеко от них запел соловей. Очарованные прекрасным пением, Оля и Лида сидели, боясь пошевелиться. Соловей перестал петь. Оля собрала остатки своей еды и обрывки бумаги и бросила под куст. Лида же завернула в газету яичную скорлупу и хлебные крошки и положила кулек в сумку.

- Зачем ты берешь с собой мусор? - сказала Оля. - Брось под куст. Ведь мы в лесу, никто же не увидит!

- Стыдно перед соловушкой, - тихо ответила Лида.

Чье поведение в лесу вы считаете правильным?

Какие проблемы леса вы еще знаете?

(Загазованность воздуха и пожары)

Вы уже знаете, что пластмассовые и стеклянные предметы не гниют даже в земле. Если пищевые отходы и бумагу можно закопать в лесу, то консервные банки, стеклянные бутылки ни в коем случае нельзя оставлять в лесу, а об осколки разбитых бутылок могут пораниться животные. (показ слайда с фотографиями несанкционированных свалок за нашим селом и т.д.)

Какой поступок человека стал грозной бедой для леса? (показ слайда)

А ведь этого могло не случиться, если бы человек соблюдал правила разведения костра и не забыл погасить его.

Работа в группах.

Одновременно идет показ слайда.

Медикам, биологам и экологам сейчас предстоит рассказать нам что может произойти, если человек не будет беречь лес и его богатства.

Медики.

При загрязнении воздуха трубами заводов, чистого воздуха в природе останется все меньше. Станет больше болеющих людей.

Биологи.

Из-за отсутствия чистого воздуха нарушится рост растений, исчезнут животные.

Экологи.

Мест для отдыха человека совсем не останется. Источник Читой воды и пищи исчезнет с лица земли. Нарушится здоровье человека. А это экологическая катастрофа!

Правила поведения в лесу

Лес – наше богатство. Лес – “легкие нашей планеты”.

Как вы думаете, почему некоторые люди не выполняют правила поведения в лесу?

А какие правила вы знаете?

(Ответы детей)

Показ слайда, чтение правил.

Вывод : Конечно же, каждый из нас должен задуматься, какими увидят леса наши потомки через век, через тысячелетие, и сможет ли лес им дать то, что сейчас дает нам.

4.Итог урока.

Наши специалисты помогли нам на уроке определить взаимодействие человека и леса.

Что нового вы узнали для себя?

На доске изображена наша планета (белого цвета) . Посмотрите, какая она одинокая и холодная. Наши специалисты сейчас поместят на планету свои символы. (Дети помещают символы: животных, растения) .

А теперь наша планета стала нарядная и красивая. И все это зависит от человека (на середину помещается изображение человека) . И конечно же от нас с вами.

Последний слайд.

Чтение стихотворения.

Дерево, трава, цветок и птица
Не всегда умеют защититься.
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни.

5 .Домашнее задание .

Задание в рабочей тетради с.36 № 4

Нарисовать знаки, призывающие беречь природу.

Класс: 4

Презентация к уроку


















Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цели урока:

  1. Сформировать у учащихся представление о роли леса в жизни человека и природы; ознакомить с экологическими проблемами леса, которые возникли по вине человека, с охранной деятельностью людей в зоне лесов.
  2. Развивать познавательный интерес.
  3. Воспитывать уважение и любовь к природе, культуру поведения.

Ход урока

I. Организационный момент.

С. Погорельский

Здравствуй, лес, дремучий лес,
Полон сказок и чудес!
Ты о чём шумишь листвою
Ночью темной, грозовою?
Что там шепчешь на заре,
Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь? Какая птица?
Всё открой, не утаи:
Ты же видишь –мы свои! Слайд 1

II. Сообщение темы и целей урока.

– Почему мы начали наш урок со стихотворения С.Погорельского?

(Это стихотворение о лесе. Лес с удовольствием открывает нам все свои тайны. Он дарит нам чудеса, и мы должны его беречь.)

– А кто должен беречь лес (Это должны делать люди.)

Тема нашего урока: “Лес и человек”.

Сегодня мы поговорим о роли леса в жизни человека и природы; познакомимся с экологическими проблемами леса, которые возникли по вине человека, с охранной деятельностью людей в зоне лесов.

III. Проверка знаний и умений.

1.Фронтальная работа. /Одновременно идёт работа по карточкам./ Приложение 1 .

– Что вы знаете о лесной зоне. Дайте подробное описание местоположения зоны лесов на карте и расскажите о природных условиях, которые там сложились.

(Лесная зона находится южнее зоны тундры. На карте она обозначена зелёным цветом. Зона лесов расположена в умеренном поясе, значит, ярко выражены все четыре времени года, холодная зима и тёплое лето. Зона лесов большей частью расположена на Восточно-Европейской и Западно –Сибирской равнинах, а также на Среднесибирском плоскогорье. Эта природная зона – самая большая. В этой природной зоне три части: самая большая часть – тайга. Она закрашена тёмно – зелёным цветом. Ещё есть смешанные леса – тоже зелёный цвет, но светлее. И ещё одна часть – широколиственные леса, зелёный цвет ещё светлее.)

2. Групповая работа.

Вопросы для ботаников:

I-я Группа ботаников

Карточка-помогайка:

  1. Что называют тайгой?
  2. Природные условия тайги.
  3. Что общего у всех растений тайги?
  4. Какие растения растут в тайге?

(Тайга – это хвойный лес. Он занимает большую часть лесной зоны. Зима в тайге холодная, а лето тёплое, чем в тундре, поэтому здесь растут деревья, которые не очень требовательны к теплу, – это хвойные деревья. У хвойных деревьев листья – это хвоинки, и они всегда зелёные. Это высокие деревья с мощными корнями. В тайге растут: ель, сосна, пихта, лиственница, кедровая сосна. Слайд 2

Ель – всем известная новогодняя ёлка. У ёлки хвоинки короткие, грубоватые, расположены по одиночке и густо покрывают ветки. Шишки имеют продолговатую форму. Ели-долгожительницы. В еловом лесу темно и влажно. Слайд 3

Сосна – хвойное дерево с ровным стволом жёлтого цвета. Хвоинки сосны длинные, сидят парами. Шишки сосны имеют округлую форму. Сосновые леса светлые и сухие.

Пихта отличается от ели тем, что её хвоинки плоские, а шишки торчат вверх и даже зрелые не падают на землю, а просто с них опадают чешуйки.

Лиственница – единственное из хвойных деревьев, которое на зиму сбрасывает иголки.

Кедровую сосну в народе называют сибирским кедром. Её хвоинки собраны в пучки по пять штук, а семена – кедровые орешки.

II-я группа ботаников

Карточка-помогайка:

  1. Расположение смешанных и широколиственных лесов.
  2. Природные условия в этих лесах.
  3. Что объединяет растения этих лесов?
  4. Какие растения растут в этих лесах?

К югу на смену тайге приходит смешанный лес . В нём наряду с хвойными деревьями растут ольха, берёзы, осины. Зима в таком лесу мягче. У лиственных деревьев некрупные листья, которые они сбрасывают на зиму. Слайд 4

Берёзу можно узнать по коре, она белая, такой коры нет больше ни у одного дерева, размножающегося семенами. Слайд 5

Осина имеет округлые листья, и они дрожат при каждом дуновении ветра, кора у осины зеленоватая, весной можно увидеть длинные пушистые серёжки.

Ольха имеет небольшие тёмные шишечки на ветках, ствол чёрного или серого цвета. Ближе к югу зоны становится ещё теплее, и смешанные леса сменяются широколиственными, в которых растут крупные деревья, на зиму сбрасывают листву, размножаются семенами.

Дуб можно узнать по могучему стволу и резным листьям, плодами дуба являются жёлуди.

Липа имеет листья в форме сердечка. Летом при цветении липа распространяет чудесный аромат. Плоды липы – тёмные орешки, сидящие по нескольку штук под одним крылышком.

Вяз можно узнать по листьям и плодам: листья в основании “кособокие”, одна половинка больше другой, плоды – крылатые орешки округлой формы. Слайд 6

Клён бывает остролистный, татарский и американский. Плоды у всех видов клёна крылатые.

Зоологи

Карточка-помогайка:

  1. Птицы тайги, что их объединяет.
  2. Животные тайги, что их объединяет.
  3. Животный мир смешанного и широколиственного леса.

Разнообразен животный мир лесной зоны: здесь можно встретить крупных и мелких животных, насекомых. В тайге живут: кедровка, бурундук, летяга, соболь. Также в зоне лесов живут: благородный олень, лось, медведь, волки, лисы, рыси, зайцы, белки, глухари, бурундуки, полёвки. Для животных нет границ – они живут по всей зоне. Одни животные на зиму ложатся в спячку (ежи, медведи), другие делают на зиму запасы.

Кедровка – таёжная птица, на зиму делает запасы из кедровых орехов. Слайд 7

Белка-летяга – родственница белки, но меньше её. Она умеет не только прыгать, но и летать: у неё есть перепонки между передними и задними лапками. Слайд 8

Бурый медведь – всеядный зверь, очень подвижный, может быстро бегать, прыгать, взлезать на деревья, плавать.

Лось – лесной исполин. В различные сезоны года лоси потребляют разное количество пищи. В зимний период они объединяются в группы.

Рысь – хищник, имеет пятнистый окрас. По бокам головы развиты баки, а на ушах – кисточки. Рысь, затаившись, поджидает жертву и тихо подкрадывается к ней.

Заяц-беляк на зиму меняет окрас, становится белым, только кончики ушей – чёрные, шерсть становится густой. Это осторожные животные.

3. Блиц-турнир “Я знаю лес”.

(Хвойный)

– Назовите дерево: “Высокое, стройное, с желтовато– красноватой или бурой корой.

Ветви только на вершине. Хвоинки длинные, расположены попарно. Шишки маленькие, округлые” (Сосна)

– Какое особое отличие есть у лиственницы? (Сбрасывает иголки)

– Какая птица распространяет плоды кедровой сосны? (Кедровка)

– Какое дерево является символом России? (Берёза)

– Это животное умеет не только прыгать, но и летать. (Белка-летяга)

– Плодами какого дерева являются жёлуди? (Плоды дуба)

– У какого животного пять чёрных полос на спине? (Бурундук)

– Какое дерево широколиственного леса при цветении распространяет вокруг чудесный аромат? (Липа)

– Узнай животное по описанию: “Любит тёмные леса, к жертве тихо подкрадывается, имеет пятнистый окрас, “бакенбарды” и кисточки на ушах? (Рысь)

– Какой лес мы называем тайгой?

IV. Работа с новой темой

С.Никулина “Русский лес” Слайд 9

Нет ничего милее
Бродить и думать здесь.
Излечит, обогреет,
Накормит русский лес.
Ищу грибов поляну
Я, не жалея ног,
А если и устану –
Присяду на пенек.
А будет жажда мучить,
То мне лесовичок
Средь зарослей колючих
Покажет родничок.
Лес очень любит пеших,
Для них совсем он свой.
Здесь где-то бродит леший
С зеленой бородой.
Нагнусь к нему напиться –
И видно все до дна.
Течет вода-водица,
Вкусна и холодна.
Жизнь кажется иною,
И сердце не болит,
Когда над головою,
Как вечность, лес шумит.
Нас ждут в лесу рябина,
Орехи и цветы,
Душистая малина
На кустиках густых.

– О каких отношениях говорится в этом стихотворении?

(Между человеком и лесом)

– Чем является лес для человека?

Лес – место отдыха человека, потому что человеку “нет ничего милее бродить и думать здесь”…

Место отдыха

– А почему лес-аптека? (В лесу много лекарственных растений. Свежий воздух тоже лечит.)

– В лесу человек находит себе пищу – это ягоды, орехи, грибы, чистая вода: “накормит русский лес”, “Нагнулась к нему напиться…”

Источник чистой воды и пищи

А как лес может обогреть человека? (Человек дровами обогревает дом. А дрова – это деревья, которые росли в лесу.)

– Значит, лес для человека – это источник топлива.

Источник топлива

– Посмотрите вокруг, какие вещи из дерева вы видите?

– Что ждёт человека в лесу? Найдите в стихотворении. “Нас ждут в лесу рябина, орехи и цветы, душистая малина на кустиках густых. Ищу грибов поляну я, не жалея сил…”

– Что делают в лесу цветы, кусты, грибы? (Они там растут.)

– Чем для них является лес?

– Для кого ещё лес является домом? (Для птиц, животных, насекомых-жуков, пауков, червей.)

– Значит, лес – это ещё и дом для растений, животных, грибов.

Дом для растений, животных, грибов

– Посмотрите, сколько значений у леса, но это ещё не всё!

Статья “Роль леса в природе и жизни людей”

– Какие роли выполняет лес? Лесные растения выделяют кислород и поглощают углекислый газ. Лес очищает воздух от пыли. От фитонцидов погибают болезнетворные бактерии.

– Чем является лес для воздуха? (Защитник)

– Чему ещё лес является защитником? (Водоёмов и почв).

Защитник воздуха, водоёмов и почв

– Как лес защищает водоёмы? (Лес питает реки, реки не мелеют)

– Как лес защищает почвы? (Лес защищает почвы от ветра, а корни растений не дают почве разрушаться)

Лес – это дом, защитник, источник, аптека, место отдыха. Слайд10

– А всегда ли человек справедлив по отношению к лесу?

Не по его ли вине возникают экологические проблемы леса?

Послушайте стихотворение Н. Некрасова и подумайте, о какой экологической проблеме идет речь:

Плакала Саша, как лес вырубали,
Ей и теперь его жалко до слез.
Сколько тут было кудрявых берез!
Там из-за старой нахмуренной ели
Красные гроздья калины глядели.
Там поднимался дубок молодой,
Птицы царили в вершине лесной,
Понизу всякие звери таились.
Вдруг мужики с топорами явились.
Лес зазвенел, застонал, затрещал.
Заяц послушал – и вон убежал. Слайд 11

– О какой экологической проблеме идет речь в стихотворении? (О вырубке леса)

– Людям казалось, что лесов так много, что их невозможно вырубить. Теперь стало ясно: леса в опасности! Это понимала и девочка Саша из стихотворения Некрасова, ей было жаль птиц и зверей, оставшихся без дома.

– Какое чувство у вас вызывает эта проблема?

– Вам небезразлична судьба леса, вас волнует создавшаяся проблема– это значит, что вы будете искать пути её решения.

– Человек издавна убивал животных, добывая себе пищу, но это было необходимо для выживания людей, и они убивали не больше, чем могли съесть. Сейчас же неумеренная охота привела к полному или почти полному истреблению некоторых видов животных. В настоящее время на лесных животных ограничена, а браконьерство наказывается по закону. Многие виды редких животных взяты под охрану, а растения и животные, занесённые в Красную книгу, находятся под особой охраной. В Красную книгу занесены:

жуки – жук-кросотел, дровосек реликтовый, жук-олень; Слайд12

растения – женьшень, венерин башмачок; Слайд 13

птицы – филин, утка-мандаринка; Слайд 14

звери – зубр, амурский тигр. Слайд 15

– В лесной зоне созданы заповедники. Об одном из них вы узнаете, прочитав рубрику в учебнике на странице 112, 113 “Приокско-Террасный заповедник”.

V. Физкультминутка.

Руки подняли и покачали-
Это деревья в лесу.
Руки согнули, кисти встряхнули-
Ветер сбивает росу.
В стороны руки, плавно помашем-
Это к нам птицы летят.
Как они тихо садятся, покажем-
Крылья сложили назад.

VI. Работа по теме.

Продолжение изучения новой темы.

– Ещё мы должны выяснить, что зависит от каждого из нас. Послушайте рассказ Сухомлинского “Стыдно перед соловушкой”.

Оля и Лида, маленькие девочки, пошли в лес. Утомлённые дорогой, сели отдохнуть и пообедать. Вынули из сумки хлеб, масло, яйца. Когда уже девочки закончили обедать, недалеко от них запел соловей. Очарованные прекрасным пением, Оля и Лида сидели, боясь пошевелиться. Соловей перестал петь. Оля собрала остатки своей еды и обрывки бумаги и бросила под куст. Лида же завернула в газету яичную скорлупу и хлебные крошки и положила кулёк в сумку.

– Зачем ты берёшь с собой мусор?– сказала Оля. Брось под куст. Ведь мы в лесу, никто же не увидит!

– Стыдно перед соловушкой,– тихо ответила Лида.

– Чьё поведение в лесу вы считаете правильным?

– Если все будут поступать как Оля, то лес превратится в свалку. Вы знаете, что пластмассовые и стеклянные предметы не гниют даже в земле. Если пищевые отходы и бумагу можно закопать в лесу, то консервные банки, стеклянные и пластиковые бутылки ни в коем случае нельзя оставлять в лесу. А об осколки разбитых бутылок могут пораниться животные. Хотелось бы поговорить ещё об одном поступке человека.

В. Шефнер “Лесной пожар” Слайд16

Забывчивый охотник на привале
Не заметал, не растоптал костра.
Он в лес ушёл, а ветки догорали
И нехотя чадили до утра…
А утром ветер разогнал туманы,
И ожил потухающий костёр.
И, сыпля искры посреди поляны,
Багровые лохмотья распростёр.
Он всю траву с цветами вместе выжег,
Кусты спалил, в зелёный лес пошёл.
Как вспугнутая стая белок рыжих,
Он заметался со ствола на ствол.
И лес гудел от огненной метели,
С морозным треском падали стволы,
И, как снежинки, искры с них летели
Над серыми сугробами золы.

– Какой поступок человека стал грозной бедой для леса?

– А ведь это могло не случиться, если бы человек соблюдал правила разведения костра и не забыл его погасить и убедиться в том, что костёр не разгорится вновь.

Чтение памятки (с.111-учебник).

– Как вы думаете, почему некоторые люди не выполняют правил поведения в лесу?

– Дома придумайте и нарисуйте знаки, которые отражали бы опасные для леса действия человека.

Какие это действия?

  1. Вырубка деревьев на берегах водоёмов.
  2. Груды мусора. Оставленные человеком после работы.
  3. Загрязнение леса бытовым мусором.
  4. Разведение костров.

– О чём должны помнить люди, приходя в лес?

– Конечно же, каждый из нас должен задуматься, какими увидят леса наши потомки через век, через тысячелетие, и сможет ли лес дать им то, что даёт нам сейчас. Слайд 17

VIII. Подведение итогов урока.

– Назовите значение леса для человека.

IX. Домашнее задание.

Учебник (С.106-113).

Тетрадь (с.35).

Нарисовать знаки, которые отражали бы опасные для леса действия человека.

УМК «Школа России»

Тема урока Лес и человек

Цели деятельности учителя

    Создать условия для ознакомления с экологическими проблемами леса, которые возникли по вине человека, с охранной деятельностью человека;

    определения границ знания и «незнания»;

    способствовать формированию у учащихся представления о роли леса в жизни человека и природы; первоначальных умений поиска необходимой информации и анализа полученной информации;

    развитию интереса к предмету «Окружающий мир»

Тип урока: открытие нового знания

Планируемые образовательные результаты:

предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): получат возможность научиться формулировать и обосновать правила поведения в лесу; работать с учебником, с моделями изучаемых объектов и явлений окружающего мира.

метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): овладеют способностью понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления; слушают собеседника и ведут диалог, оценивают свои достижения на уроке; умеют вступать в речевое общение, пользоваться учебником.

личностные : имеют моральное сознание и компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора; проявляют нравственные чувства и нравственное поведение, осознанное и ответственное отношение к собственным поступкам

Методы и формы обучения : частично-поисковый, исследовательский; групповая, фронтальная, коллективная, индивидуальная

Оборудование фотографии леса; презентация: «Лес и человек»; гербарий

Основные понятия Фитонциды

Ход урока

I.Актуализация опорных знаний

1.Проверка домашнего задания:

Сообщения детей о тайге, смешанных и широколиственных лесах по плану

    Местоположение на карте.

    Особенности природы.

    Животный и растительный мир

(Слайды 2-4)

2. Разгадывание кроссворда. (Слайд 5.)

1. Какое дерево является символом России? (Береза.)

2. Хвойное дерево, которое сбрасывает иголки. (Лиственница.)

3. Это животное имеет пятнистый окрас, «бакенбарды» и кисточки на ушах. (Рысь.)

4. Это животное умеет не только прыгать, но и летать. (Белка-летяга.)

5. Хвойный лес. (Тайга.)

6. Хвойное дерево с плоскими хвоинками, а шишки торчат вверх. (Пихта.)

7. Живет в глуши лесной, и летом и зимой старательный работник, лесной носатый плотник. (Дятел.)

8. Хвойное дерево с короткими хвоинками, расположенными поодиночке. (Ель.)

9. Дерево с листьями в форме сердечка. (Липа.)

10. Какая птица распространяет плоды кедровой сосны? (Кедровка.)

11. Хвойное дерево с ровным стволом желтого цвета. Хвоинки длинные, сидят парами. (Сосна.)

Ключевые слова: БЕРЕГИТЕ ЛЕС.

II. Мотивация (само-определение) к учебной деятельности. Эмоциональная, психологическая мотивационная подготовка учащихся к усвоению учебного материала (Слайд 6.) Чтение стихотворения С.Никулиной. Русский лес.

Русский лес

Нет ничего милее

Бродить и думать здесь.

Излечит, обогреет,

Накормит русский лес.

А будет жажда мучить –

То мне лесовичок

Средь зарослей колючих

Покажет родничок.

Нагнусь к нему напиться –

И видно все до дна.

Течет вода-водица

Вкусна и холодна.

Нас ждут в лесу рябинка,

Орехи и цветы.

Душистая малина

На кустиках густых.

Ищу грибов поляну

Я, не жалея ног,

А если и устану –

Присяду на пенек.

Лес очень любит пеших,

Для них совсем он свой.

Здесь где-то бродит леший

С зеленой бородой.

Жизнь кажется иною,

И сердце не болит,

Когда над головою,

Как вечность, лес шумит.

(С. Никулина.)

О каких отношениях говорится в этом стихотворении?

Чем является лес для человека?

О чем мы сегодня будем говорить? (Формулировка темы урока0

Записи на слайде (7) «Лес и человек»

Постановка цели урока.

III. Изучение нового материала Работа по группам: выявление роли леса

в жизни человека и природы (Работа с учебником с.106)

Задания группам:

1.«Знатоки». Чем является лес для человека? (Лес – место отдыха.)

2.«Почемучки». Что значит слово «излечит», прозвучавшее в стихотворении С. Никулиной?

3.«Исследователи». Где мы покупаем лекарства?

Лекарственные растения тоже растут в лесу. Значит, лес – это тоже аптека.

А почему лес накормит? (Лес – источник чистой воды и пищи.)

А как лес может обогреть человека? (Лес – источник топлива.)

Посмотрите вокруг, какие вещи из дерева вы видите? (Шкафы, столы, стулья, карандаши, линейки, книги и тетради тоже сделаны из дерева.)

Значит, лес – источник древесины.

А что делают в лесу цветы, кусты, грибы, деревья?

(Они там растут.)

А животные, насекомые, птицы? (Они живут.)

Значит, лес – дом для растений, животных, грибов.

Посмотрите, сколько значений у леса, но это не всё.

Лес – защитник воздуха, водоёмов, почв.

А теперь откройте учебники и познакомьтесь с новым для вас словом, которое имеет огромное значение для леса и человека: фитонциды. Это вещества, которые выделяют листья растений. От них погибают болезнетворные бактерии. Вот какое огромное значение имеет лес для человека и животных.

Обобщение материала с опорой на презентацию.(Слайды 9-15)

Презентация: « Значение леса»

    Дом для растений и животных

    Источник ягод, грибов, лекарственных растений

    Источник древесины

    Защитник воздуха, водоёмов, почв

    Место отдыха для человека

4. – О чём должен помнить человек, входя в лес?

Правила поведения в лесу. (Игра: «Да-нет»)

Мухомор увидев, я

Мимо прохожу друзья.

(Да.)

Выпал птенчик из гнезда,

Трогать нам его нельзя.

(Да.)

Кто бруснику собирает,

С корнем кустик

вырывает.

(Не я.)

Ландышей нарву в лесу

На праздник маме

принесу.

(Нет.)

По тропинке кто шагает

На жуков не наступает?

(Я.)

Веточки мы не ломаем,

Когда по лесу гуляем.

(Да.)

Мы ежонка увидали

И домой его забрали.

(Нет.)

Муравейник мы найдём,

Понаблюдаем и уйдём.

(Да.)

«Исследователи». Всегда ли человек справедлив по отношению к лесу? Не по его ли вине возникают экологические проблемы леса?

Проблемы леса

Вырубка.

А какие ещё проблемы у леса? (Показ Красной книги.)

Незаконная охота (браконьерство).

1. «Почемучки» – почему четвёртый лишний?

2. «Знатоки» – как знают лесную зону.

3. «Исследователи» – решают исследовательские задачи.

«Почемучки». Что зависит от каждого из нас, когда приходим в лес?

Почему нельзя оставлять в лесу мусор?

Почему нельзя разводить костёр?

«Пожар в лесу» (показ видеосюжета)

Физкультминутка .

IV. Включение нового знания в систему знаний. Практическая деятельность.

1 Рассказ учителя.

– Каждый из нас должен задуматься, какими увидят леса наши потомки через века, через тысячелетия и сможет ли лес дать им то, что даёт нам сейчас. Ведь лес – это ещё и источник познания.

Рассказывает по книге Бориса Зубкова «Что подсказала летучая мышь».

«Осень. Увядают, желтеют листья. Только не хочется листьям с деревом расставаться. А ветер крепчает, норовит лист оторвать, на холодную землю бросить. Но вот один лист края загнул, почти трубочкой свернулся. Подставляет ветру круглые бока трубочка-лист, ветер на неё со всех сторон дует, а сорвать не может. Почему?

Давайте, ребята, проделаем опыт! Возьмите за края лист бумаги и поднимите его. Лист сразу согнётся. Сверните бумагу трубочкой туго-туго. Теперь попробуйте такую трубочку согнуть, сломать. Трудно? Вот и ветер бессилен против листа, согнутого трубочкой. Увидел однажды человек такой лист. И задумал мост через реку тоже вроде листа-трубочки. Большой мост, в тысячу метров длиной. Получился мост очень прочный. Потому что он был похож на лист дерева, свернутый в прочную, жесткую трубочку».

Вот такие открытия природа подсказала человеку, разбудила его творческую мысль.

Значит, природа (лес) – источник познания

2.Выполняют задания из электронного приложения к учебнику.

Всё зависит от нас с вами. Мы должны беречь лес и охранять его. Так давайте обратимся к нашим потомкам с такой же просьбой беречь и сохранять лес – наше богатство, наши лёгкие планеты, нашу красоту.

На листочках напишите правила поведения в лесу и свои пожелания потомкам.

3.Правила поведения в лесу. (Обобщение) Слайд 22)

4. Творческая работа придумать условные знаки к правилам поведения в лесу.

V. Итоги урока.

Рефлексия Обобщение полученных на уроке сведений.

Заключительная беседа. Выставление оценок

Звенит звонок,

Окончен урок,

И выполнен план.

Спасибо, ребята,

Огромное вам

За то, что упорно

И дружно трудились!

Понравился вам урок?

Как вы оцениваете свою работу, работу класса на уроке?

VI. Домашнее задание (Слайд 23)

– Найдите ответы на вопросы:

1. Почему на Земле не кончается кислород?

2. Какую пользу приносит лес людям?

3. Какую пользу приносят птицы?

4. Как человек должен вести себя в лесу?

5. Какое участие в охране леса могут принять школьники?

6. Какие советы вы дали бы отдыхающим на природе в лесу?







2024 © styletrack.ru.