Методы преподавания информатики в начальной школе. Методика преподавания информатики в начальных классах. Роль учащихся в выполнении проекта


Статья "Методика преподавания информатики в начальной школе"

Статья рассчитана для учителей информатики,а также учителей начальных классов.
Данная статья раскрывает важность предмета информатики в начальной школе. Рассказывает о главных целях преподавания информатики в начальной школе.

Методика преподавания информатики в начальной школе.
Информатика в начальной школе? Полезна или нет? Задают иногда учителя себе такой вопрос и чтобы больше не сталкиваться с такими вопросами, необходимо выяснить основные цели преподавания информатики в начальной школе!
Информатика в начальной школе - это особый предмет, -это должен запомнить каждый учитель в ходе изучения которого школьники целенаправленно осваивают приемы и способы работы с информацией.
Цели обучения информатики: формирование общих представлений школьников об информационной картине мира, об информации и информационных процессах как элементах реальной действительности; знакомство с базовой системой понятий информатики на уровне формирования первичных представлений; приобретение опыта создания и преобразования текстов, рисунков, различного вида схем, графов и графиков, информационных объектов и моделей и т. д. с помощью компьютера; развитие умения строить простейшие информационные модели и использовать их при решении учебных и практических задач, в том числе, при изучении других школьных предметов; получение предметных знаний, умений и навыков, таких как умение создавать с помощью компьютера простейшие тексты и рисунки, умение использовать электронные конструкторы и применить компьютер при тестировании, организации развивающих игр и эстафет, поиске информации в электронных справочниках и энциклопедиях и т. д.; обеспечение подготовки младших школьников к решению информационных задач, на последующих ступенях общего образования; воспитание способностей школьника к адаптации в быстро изменяющейся информационной среде как одного из важнейших элементов информационной культуры человека, наряду с формированием общих учебных и общекультурных навыков работы с информацией.
Обучение информатике в начальной школе подготовит учащихся к самостоятельному использованию в учебной деятельности информационных источников, сформирует элементарные умения работы на компьютере, подготовит к работе с информацией с использованием средств коммуникаций, расширит круг понятий и кругозор учащихся в области ИКТ. Важно, что практические задания и проекты, которые учащиеся выполняют в начальной школе по курсу информатики, позволят им получить опыт учебной деятельности с использованием средств ИКТ и применить его при выполнении подобных заданий по другим предметам. Таким образом, это способствует вхождению учащихся в информационное образовательное пространство, а это большой плюс для учащихся!

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Курс информатики как средство обеспечения компьютерной грамотности молодежи, подготовки школьников к практической деятельности, труду в информационном обществе. Современные информационные технологии. Процессы обучения школьников на компьютере.

    доклад , добавлен 26.01.2009

    Теория и методология профессиональной ориентации школьников. Метод проектов как средство реализации профориентации на уроках информатики, его сущность. Тематическое планирование курса информатики в 9 классе, предусматривающего применение метода проектов.

    дипломная работа , добавлен 20.02.2012

    Понятие информатики как научной дисциплины, история ее становления и развития, структура на современном этапе и оценка дальнейших перспектив. Характеристика и анализ содержания различных аспектов информатики: социальных, правовых, а также этических.

    контрольная работа , добавлен 10.06.2014

    Основные определения и понятия информатики. Вычислительная техника, история и этапы ее развития. Методы классификации компьютеров, их типы и функции. Разновидности системного и прикладного программного обеспечения. Представление информации в ЭВМ.

    учебное пособие , добавлен 12.04.2012

    Задачи информатики как фундаментальной науки. Системный анализ как одно из направлений теоретической информатики. Основная цель работ в области искусственного интеллекта. Программирование как научное направление. Кибернетика и вычислительная техника.

    реферат , добавлен 30.11.2010

    Появление и развитие информатики. Ее структура и технические средства. Предмет и основные задачи информатики как науки. Определение информации и ее важнейшие свойства. Понятие информационной технологии. Основные этапы работы информационной системы.

    реферат , добавлен 27.03.2010

    Разработка теории и методики преподавания раздела "Алгоритмизация и программирование" в школьном курсе информатики. Методические проблемы изучения алгоритмов работы с величинами. Требования к знаниям учащихся по линии алгоритмизации и программирования.

    курсовая работа , добавлен 09.07.2012

1. Особенности преподавания информатики в начальной школе

2. Задачи пропедевтического курса.

3.. Роль игры в пропевтическом курсе информатики.

Методика преподавания информатики в начальной школе является относительно новым направлением для отечест­венной дидактики. Хотя отдельные попытки обучения младших школьников и даже дошкольников имели место на раннем этапе проникновения информатики в школу, систематическое преподавание ведётся с начала 1990 го­дов. Ещё в 1980 году С. Пейперт разработал язык про­граммирования ЛОГО, который был первым языком про­граммирования, специально созданным для обучения де­тей младшего возраста. Работая на компьютере с этим программным средством, дети рисовали на экране раз­личные рисунки с помощью исполнителя Черепашка. Че­рез рисование они познавали основы алгоритмизации, а хорошая наглядность Черепашка позволяла обучать даже дошкольников. Эти эксперименты показали принципиаль­ную возможность успешного обучения детей младшего возраста работе на компьютере, что в то время было дос­таточно революционным.

Активную работу по обучению программированию младших школьников вел академик А.П. Ершов. Ещё в 1979 году он писал, что изучать информатику дети должны со 2 класса: «...формирование этих навыков должно начи­наться одновременно с выработкой основных математиче­ских понятий и представлений, т.е. в младших классах об­щеобразовательной школы. Только при этом условии про­- 383 ­граммистский стиль мышления сможет органично войти в систему научных знаний, навыков и умений, формируемых школой. В более позднем возрасте формирование такого стиля может оказаться связанным с ломкой случайно сло­жившихся привычек и представлений, что существенно ос­ложнит и замедлит этот процесс» (см.: Ершов А.П., Звени­городский Г.А., Первин Ю.А. Школьная информатика (кон­цепции, состояния, перспективы) // ИНФО, 1995, № 1, С. 3).

В настоящее время группа ученых и методистов под руководством Ю.А. Первина, ученика и соратника акаде­мика А.П. Ершова, активно разрабатывает вопросы препо­давания информатики младшим школьникам. Они счита­ют, что информатизация современного общества выдвига­ет в качестве социального заказа школе формирование у подрастающего поколения операционного стиля мышле­ния. Наряду с формированием мышления, большое значе­ние придается мировоззренческому и технологическому аспектам школьного курса информатики. Поэтому в на­чальных классах следует начинать формировать фунда­ментальные представления и знания, необходимые для операционного стиля мышления, а также развивать навы­ки использования информационных технологий в различ­ных отраслях человеческой деятельности.

По новому базисному учебному плану школы и обра­зовательному стандарту по информатике, учебный пред­мет «Информатика и ИКТ» вводится в 3-4 классах как учебный модуль предмета «Технология». Но за счёт школьного и регионального компонентов информатику можно изучать с 1 класса. Пропедевтический курс инфор­матики для 2-4 классов обеспечен официальной типовой программой, авторами которой являются Матвеева Н.В., Челак Е.Н., Конопатова Н.К., Панкратова Л.П. .

Учебный предмет «Технология (Труд)» изучается в 3
и 4 классе в объёме 2 часа в неделю, поэтому учебный мо-
дуль по информатике может изучаться в объёме 1 час в
неделю. При этом название предмета обязательно должно
быть «Информатика и информационно-

коммуникационные технологии (ИКТ)», и под которым он прописывается в учебных планах и аттестационных доку­ментах. При проведении учебных занятий по информатике осуществляется деление классов на две группы: в город­ских школах при наполняемости 25 и более человек, а в сельских - 20 и более человек. При наличии необходимых условий и средств возможно деление классов на группы с меньшей наполняемостью.

Введение информатики в начальных классах имеет цель сделать её изучение непрерывным во всей средней школе, и направлено на обеспечение всеобщей компью­терной грамотности молодежи. Психологи считают, что развитие логических структур мышления эффективно идёт до 11 летнего возраста, и если запоздать с их формирова­нием, то мышление ребёнка останется незавершенным, а его дальнейшая учеба будет протекать с затруднениями. Изучение информатики на раннем этапе обучения, наряду с математикой и русским языком, эффективно способству­ет развитию мышления ребенка. Информатика обладает большой формирующей способностью для мышления, и это необходимо всегда помнить учителю при планирова­нии и проведении занятий. Поэтому основное внимание при изучении информатики следует уделять развитию мышления, а также освоению работы на компьютере.

Что касается содержания обучения, то оно находится в стадии интенсивных поисков, экспериментов и становле­ния. Тем не менее, просматривается определённая линия на выдерживание принципа концентрического построение курса информатики и ИКТ. Это концентрическое построе­ние можно проследить как от класса к классу, когда, пере­ходя в следующий класс, ученики повторяют ранее изу­ченный материал на новом уровне, так и при переходе от пропедевтического курса информатики в начальной школе к базовому курсу в основной школе. Построение многих профильных курсов для старшей школы по отношению к базовому курсу, в своей значительной части, также носит концентрический характер.

Как отмечается в методическом письме о введении нового образовательного стандарта 2004 года, в ходе изу­чения информатики в начальной школе у учащихся долж­ны формироваться общеучебные умения и навыки, к кото­рым относятся:

Первоначальные умения передачи, поиска, преобра-зо-вания, хранения информации;

Использование компьютера;

Поиск (проверка) необходимой информации в слова­рях и каталоге библиотеки;

Представление материала в табличном виде;

Упорядочение информации по алфавиту и числовым параметрам;

Использование простейших логических выражений;

Элементарное обоснование высказанного суждения;

Выполнение инструкций, точное следование образцу и простейшим алгоритмам.

В результате обучения информатике по окончании начальной школы учащиеся должны знать / понимать:

Основные источники информации;

Назначение основных устройств компьютера;

Правила безопасного поведения и гигиены при рабо­те с компьютером;

уметь использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

Решения учебных и практических задач с примене­нием компьютера;

Поиска информации с использованием простейших запросов;

Изменения и создания простых информационных объектов на компьютере.

Как видно из этого перечня, круг умений и навыков достаточно обширен, и формировать их непростая задача для учителя в условиях дефицита времени и компьютер­ной техники в большинстве школ.

От внимания методистов и учителей часто ускользает такой важный момент, как развитие тонкой моторики рук младших школьников. На этот аспект обычно обращают внимание учителя труда, где это есть одна из задач обуче­ния. На уроках информатики при работе на компьютере ученикам приходится на первых порах осваивать работу на клавиатуре и приёмы работы с мышью. Это достаточно сложный процесс в условиях, когда ученику приходится следить за результатом тонких движений руки и пальцев не непосредственно, а на экране компьютера. Осложняю­щим обстоятельством является то, что в отечественных школах в кабинетах стоят компьютеры, сделанные для взрослых пользователей. Их клавиатура и мышь сконст­руированы под руки взрослого человека и вовсе не подхо­дят для ребёнка. Всё это задерживает процесс освоения детьми приемов работы с клавиатурой и мышью, сказыва­ется на развитии тонкой моторики пальцев и рук, а ведь через их тонкие движения стимулируется развитие мозга ребёнка. В связи с этим интерес представляет использова­ние для обучения ноутбуков, у которых клавиатура суще­ственно меньшего размера и более удобна для детских рук. Они занимают мало места на столе и могут использо­ваться в обычных классных комнатах. Стоит отметить, что стоимость рядовых ноутбуков сейчас сравнима со стоимо­стью настольных персональных компьютеров. В последнее время промышленность стала выпускать компьютерные мыши с изменяемыми размерами, которые можно под­страивать под руку пользователя, что представляется удобным для использования в кабинете информатики школьниками различного возраста.


Похожая информация.


На современном этапе актуальными остаются вопросы: «Чему учить малышей на уроках информатики? должен ли предмет «информатика» быть выделен в отдельный урок? кто должен преподавать информатику -- учитель начальных классов или преподаватель информатики? Но самый главный вопрос -- как учить малышей?

Известно, что методическая система обучения любому предмету представляет собой совокупность пяти компонентов: целей, содержания, методов, средств и организационных форм обучения. Методические системы учебных предметов, составляющих содержание общего среднего образования, формировались на протяжении многих десятилетий в основном эмпирически, проверяясь школьной практикой и претерпевая заметные изменения с периодом в 10--15 лет.

Для информатики характерен динамизм изменения ее методической системы обучения. За прошедшие годы неоднократно менялось представление о том, чему и как учить на уроках информатики.

Цели обучения информатике в младших классах практически не претерпели изменений. Педагоги, психологи, методисты единодушно воспринимают этот курс как пропедевтический. Единственное разночтение, относящееся скорее к терминологической проблеме, касается "компьютерной грамотности" и "информационной культуры". Еще совсем недавно на повестку дня вставал вопрос об овладении учащимися "компьютерной грамотностью", а сегодня декларируется необходимость формирования "информационной культуры" школьника. Ведущие специалисты дают различные определения этих понятий, вернее, по-разному насыщают их конечными требованиями к умениям школьника. В отношении же младших классов, мне кажется, целесообразно говорить об изучении основ компьютерной грамотности.

Основные цели пропедевтического курса информатики в младшей школе кратко можно сформулировать следующим образом:

формирование начал компьютерной грамотности;

развитие логического мышления;

развитие алгоритмических навыков и системных подходов к решению задач;

формирование элементарных компьютерных навыков (знакомство с компьютером, с элементарными понятиями из сферы информационных технологий).

Важно понимать, что, определяя содержание компьютерной грамотности, формируемой в процессе всего обучения в начальной школе, не нужно ограничиваться рамками предмета "Информатика". Наоборот, эту задачу надо решать с максимальным привлечением всех школьных предметов, внеклассной работы и помощи родителей.

В начале массового обучения информатике основы алгоритмизации закладывались в старшей школе. Сейчас становится ясным, что целенаправленную работу по формированию алгоритмического стиля мышления целесообразно начинать в младших классах, так как у старшеклассников стиль мышления уже фактически сложился, новые формы мышления воспринимаются ими с трудом.

Младший школьный возраст наиболее благоприятен для развития таких важных для всей последующей учебы и жизни школьника психических процессов, как рефлексия, внутренний план действий, которые, в свою очередь, являются основой для формирования алгоритмического стиля мышления. Если это время будет упущено, то в более старшем возрасте эти качества развить значительно труднее, а иногда и просто невозможно.

Проблема соотношения обучения основам теоретической информатики и компьютерным технологиям не обошла стороной и младшие классы. Не оспаривая нужности обучения в школе практическому использованию компьютеров, хотелось бы надеяться, что акцент на обучение технологиям будет постепенно вынесен за рамки уроков информатики. Обучение использованию компьютера как инструмента должно вестись на всех уроках, во внеурочной деятельности учащихся и т.п. Причин этому несколько.

В последнее время персональный компьютер значительно чаще появляется дома у наших учеников, чем в школе. Цена компьютера со средними ресурсами уже сегодня вполне сопоставима с ценой телевизора. Тем не менее, даже самая обеспеченная школа никогда не сможет приобрести по компьютеру на каждого ученика. В домашних условиях ребята и без помощи школы справятся с такими техническими проблемами, как работа с мышью и клавиатурой, выбор пункта в меню или "даже" сохранение файла. Это доказывает опыт многих родителей. Кроме того, обновление инструментальных средств происходит сейчас в таком темпе, что вряд ли имеет смысл всерьез осваивать какое-либо из них раньше, чем в 8 -- 11-х классах. Известно, что заинтересованный пользователь в состоянии освоить текстовый редактор за несколько рабочих дней, т.е. за 30--40 часов. Если жесткая мотивация на результат отсутствует, а те же часы растянуты во времени на несколько месяцев, то эффективность освоения становится очень низкой.

Не секрет, что информатика в младших классах преподается в основном в тех школах, где есть лицейные или гимназические классы. Эти школы, как правило, имеют компьютерные классы, оснащенные современной вычислительной техникой. В соответствии с утверждением классиков марксизма-ленинизма, что бытие определяет сознание, обучение информатике в таких школах носит явно "машинный" характер, т.е. достаточно большое количество времени дети проводят за компьютерами, в обучении активно используются развивающие интеллектуальные среды. Такое изменение среды и средств обучения имеет как положительные, так и отрицательные стороны. И если положительные результаты учитель и родители видят практически сразу, то негативные последствия отодвинуты, быть может, на многие годы. Проповедуя принцип "не навреди", нам, учителям, необходимо прислушиваться к рекомендациям (часто чисто теоретическим, только время, которого у нас нет, позволит получить их подтверждение или их опровержение), выдаваемым психологами, медиками, педагогами-новаторами.

Отечественные и зарубежные исследователи, занимающиеся изучением использования компьютеров учащимися младших классов, выделяют следующие негативные стороны этого процесса. Использование компьютеров в обучении школьников младших классов может привести к дезориентации ребенка в окружающей действительности, срыву процессов ассимиляции в становлении его мышления. При; работе с компьютером у детей происходит разрыв между реальностью и фантазией, желаемым и действительным. Дети по своему развитию не готовы к извлечению пользы из непосредственного опыта работы с символами и абстрактной информацией, при этом необходимые для работы с компьютером навыки не соответствуют операционным способностям ребенка.

Есть также мнение, что компьютеры могут служить препятствием для получения детьми необходимого опыта оперирования реальными объектами и событиями и, кроме того, могут ограничить физическую активность и физическое развитие детей. Поэтому среда обучения в младших классах должна организовываться таким образом, чтобы использование компьютерной предметности уравновешивалось наличием ее материального эквивалента.

Еще несколько лет назад основные усилия педагогов направлялись на создание программ, учебников и учебно-методических пособий, в том числе и для младшей школы, сегодня же повышенное внимание уделяется изменению средств и организационных форм обучения. В связи с высокой долей использования компьютеров в учебном процессе вопрос о разработке методик обучения информатике в младших классах, компенсирующих негативные последствия работы с компьютером, встает особенно остро.

Применяемые в младшей школе методы и формы обучения должны учитывать особенности психического, физического и умственного развития школьников 1--4-х классов.

На уроках информатики в начальной школе в условиях обычной классно-урочной системы учителями успешно используются следующие методы и формы обучения, позволяющие эффективно построить учебный процесс с учетом специфических особенностей личности школьника:

работа в группах;

игровые методики;

информационные минутки;

эвристический подход.

Необходимость построения эффективного обучения с учетом социального состава населения и соответственно уровня информатизации региона породило такую форму обучения, как информационные минутки . Необходимость развития психической коммуникабельности вводит в урок такую форму обучения, как диалог: диалог "ученик -- ученик", "ученик -- учитель"

Известно, что успешность формирования любых знаний зависит, прежде всего, от желания учащихся получить эти знания. Процесс формирования мотивов учения напрямую связан с формами обучения. В психологии доказано, что развитие мотивов учения идет двумя путями:

1. через усвоение учащимися общественного смысла учения;

2. через саму деятельность учения школьника, которая должна чем-то заинтересовать его.

В педагогической литературе показано, что использование групповой формы работы имеет большое значение для повышения интереса к изучаемому предмету. Для учащихся младших классов целесообразно организовывать работу в малых группах, при этом формирование групп должно строиться на мотивационном принципе: если детей с нейтральным отношением к предмету объединить с детьми, которые любят данный предмет, то в результате совместной работы первые существенно повышают свой интерес к предмету.

В младших классах при делении учеников на группы необходимо учитывать пожелания самих детей к составу группы. В этом возрасте характеристика "хороший", "сильный", "добрый"" превалирует в сознании ребенка над характеристикой "знает предмет", "отличник", "аккуратный" и т.п.

Игровые методики

В настоящее время проведение уроков на основе игровых методик при обучении информатике в младших классах выходит на первый план. Это связано с тем, что эти методики, включая в себя практически все формы работы (диалог, работа в группе и т.д.), предоставляют широкие возможности для творческой деятельности, интеллектуального развития ребенка.

Как известно, игра дает перерыв в повседневности с ее утилитаризмом, монотонностью, с ее жесткой детерминацией образа жизни.

Игра дает порядок. Система правил в игре абсолютна и несомненна. Невозможно нарушать правила и быть в игре. Это качество порядка очень ценно в нашем нестабильном, беспорядочном мире.

Игра дает возможность создать и сплотить коллектив. Привлекательность игры столь велика и игровой контакт людей друг с другом столь полон и глубок, что игровые содружества обнаруживают способность сохраняться и после окончания игры, вне ее рамок.

Игра дает элемент неопределенности, который возбуждает, активизирует ум, настраивает на поиск оптимальных решений.

Игра дает понятие о чести, о самоограничении и самопожертвовании в пользу коллектива. Игра дает развитие воображения, поскольку оно необходимо для создания новых миров, мифов, ситуаций, правил игры.

Игра дает развитие психологической пластичности.

Игра далеко не одно только состязание, но и театральное искусство, способность вживаться в образ и довести его до конца. Не случайно все наиболее удачные обучающие компьютерные программы построены с использованием игровых методик, например, "Роботландия". Современному учителю чрезвычайно важно владеть классификацией и теорией построения игр, использующихся в обучении.

Примем следующее определение игры. Игра - это деятельность, мотив которой лежит в ней самой. То есть такая деятельность, которая осуществляется не ради результата, а ради самого процесса.

Игры, использующиеся в обучении, делятся на ролевые, организационные и деловые. Имеется определенная сложность в определении типа игры, так как некоторые принципы построения у различных игр сходны, но, тем не менее, у них есть существенные, принципиальные различия. Все игры, так или иначе, решают своим воздействием на участников три основные задачи:

воспитательную,

образовательную

развлекательную.

Однако четкую границу провести между функциями игры невозможно, Каждая игра чему-то учит, воспитывает определенные качества у игроков и в то же время обеспечивает достижение развлекательной цели, за исключением, пожалуй, деловых игр.

Организационно-деятельностные игры (ОДИ) как особая форма организации и метод стимулирования коллективной мыследеятельности, нацеленной на решение проблем, возникла в 80-х годах и широко распространилась как в сфере решения творческих задач, так и в интеллектуальных системах управления.

В "классическом" варианте ОДИ применяется в качестве инструмента коллективного поиска оптимальных решений сложных технических, организационных или управленческих проблем в реальных условиях предприятий, учреждений. Сущность ОДИ в том, что эта игра представляет собой комплекс взаимосвязанных методик или техник (мыслительно-интеллектуальных, социально-психологических и др.), обеспечивающих логически обоснованную смену различных видов коллективной, групповой, микрогрупповой деятельности, нацеленных на создание "продукта игры" -- текста, содержащего решение поставленной или даже сформулированной в ходе самой игры проблемы. Решение проблемы и составляет предмет этой игры.

Организационно-обучающие игры решают проблемы профессионального обучения и общего социального развития взрослых людей путем таких средств и методов, которые обеспечивают развитие личности и формируют у человека способности исследовательского и творческого, преобразующего отношения к окружающей действительности.

Обучение взрослых может быть эффективным при реализации принципов развивающего обучения. Это означает, что процесс образования должен быть не столько процессом передачи знаний, сколько процессом управления развитием личности.

Деловые игры

В последнее время деловые игры находят все более широкое применение в самых разных областях: в основном в экономике и политике, а также в социологии, экологии, администрировании, образовании, городском планировании, истории. Деловые, или имитационные, игры используются для подготовки специалистов в соответствующих областях, а также для решения задач исследования, прогноза, апробирования намечаемых нововведений.

При описании этого метода встречаются разные термины. Обычно если игра проводится экономистами, то она называется деловой игрой (business gате), реже управленческой (тапаgетепtgате) или операционной. В сфере политики, городского планирования, как правило, используется термин "имитационная игра" (simulation gате). Использование термина "имитационная игра" связано с выделением существенных характеристик этого метода. Имитационная игра основывается на конкретных ситуациях, взятых из реальной жизни, и представляет собой динамическую модель упрощенной действительности. То есть в основе деловой игры лежит имитационная модель, которая реализуется через Действия участников игры. Они берут на себя роли административных работников или политических деятелей и разыгрывают заданную хозяйственную, управленческую или политическую ситуацию в зависимости от содержания игры. Деловые, или имитационные, игры являются "серьезными" играми для взрослых, а не развлечением или не отдыхом.

Отличительным признаком собственно деловой или имитационной игры является наличие имитационной модели, ни в организационно-деятельностных, ни в ролевых играх имитационные модели не строятся.

Термин ролевая игра весьма многозначен. В соответствии с принятыми в отечественной психологии взглядами, ролевая игра считается высшей формой развития детской игры. Она достигает своего расцвета в дошкольном возрасте, выступая в этот период в качестве ведущей деятельности, а затем уступает свою ведущую роль учебе и больше не рассматривается в качестве самостоятельной движущей силы дальнейшего развития.

Но как же тогда относиться к ролевым играм детей более старшего возраста (а также играм взрослых)? Классификацию ролевых игр (РИ) можно провести по различным признакам. РИ делятся на классы в зависимости от способа их создания и места проведения, по уровням сложности и по временному или целевому признаку. Для успешного проведения даже простой РИ организатору необходимо определить ее конкретные классификационные признаки.

I. Территориальные признаки

Настольные РИ. Большинство таких игр предусматривает наличие подготовленного ведущего, предварительная подготовка игроков не обязательна.

Павильонные РИ проводятся в помещении и ориентированы на моделирование значительных по протяженности территорий и процессов. Для их проведения желательно наличие антуража и соответствующего снаряжения. Для этих игр необходимо присутствие ведущих, регулирующих ход игры.

РИ на местности. Это наиболее сложные по техническим требованиям игры, особенно когда они проводятся в течение нескольких дней и требуют решения транспортных и бытовых проблем. Как правило, для проведения ролевой игры на местности необходимы элементы антуража, костюмы для участников, игровое и туристское снаряжение. Для проведения масштабных ролевых игр необходимо присутствие подготовленных игротехников и административной группы, которые заранее готовятся к проведению мероприятия и курируют подготовку участников.

II. Уровень сложности

Военные игры (типа "Зарница").

Сказочные игры. Это военные игры, в которых присутствуют сказочные персонажи и магия.

Историко-этнографические игры могут проводиться по мотивам как исторических событий, так и литературных произведений, или по собственным разработкам организаторов. Проведение исторических и особенно историко-этнографических игр требует детальной разработки легенд, моделирования политики, экономики, духовной сферы, элементов материальной культуры и прочих областей жизни выбранного для игры периода.

Информационные игры наиболее спокойный класс игр, их участники весьма ограничены в выборе активных игровых действий. Другое название таких игр - интеллектуальные, так как игровые вопросы решаются при помощи политических, экономических и магических рычагов воздействия. При подготовке интеллектуальных игр необходима разносторонняя подготовка участников (теоретическая, театральная, психологическая) и игротехников.

III. Целевой и временной признаки

Целевые игры. В сценарии игр этого класса изначально заложено, что при достижении группой игроков определенной цели они объявляются победителями. Игра на этом заканчивается.

Игры с открытым концом. Сценарий игры этого класса имеет ограничение по времени проведения. Необходима тщательная проработка сценария, предполагающего возможные направления хода игры. Каждый игрок имеет свою цель (как минимум, одну), однако ее выполнение не является для него концом игры. Возможно появление новых, более глобальных, целей. Основным критерием подготовки участника игры является его способность вжиться в игровой образ и провести его до конца.

Нон-стоп (игры без остановки). Сценарий игры этого класса создается с таким расчетом, чтобы игроки имели возможность продолжить игру с того места, где она кончилась вчера, и так до бесконечности. Моделируемый мир совершенствуется и развивается, с ним совершенствуются и игроки.

IV. Уровни участия в игре

Участие игроков в ролевых играх можно классифицировать по "глубине погружения". Уровень участия повышается в зависимости от подготовленности игрока и его опыта.

Пассивное участие (экскурсант). На этом этапе участники не принимают активных действий, а только наблюдают за развитием сюжета, разыгрываемого группой игротехников или более опытными игроками.

Ограниченное участие (ведомый). Участники непосредственно включены в игру, но их инициатива ограничена ведущими. Группа игротехников согласно сценарию, в котором заранее расписаны ключевые моменты, разыгрывает театрализованные фрагменты, с помощью которых разъясняется сложившаяся ситуация и дается толчок дальнейшему ходу игры.

Свободное участие (игрок). Для осуществления такого уровня участия необходимы наличие опыта у игроков и четкая работа ведущих, Игроки самостоятельно определяют свои действия, разрабатывают личные и командные легенды. Ход игры в основном зависит от самих участников, ведущие следят за соблюдением правил и регулируют ход игры.

V. Разработка игры

Первым этапом организации ролевой игры является теоретическая разработка, включающая в себя следующие компоненты:

картина моделируемого мира;

правила игры;

командные и (или) индивидуальные вводные.

От того, насколько продуман этот этап подготовки игры, зависит весь ход игры.

Картина моделируемого мира. Необходимо описать условия и законы существования моделируемого мира. Чем полнее и ярче они будут описаны, тем разнообразнее и продуманнее будут действия игроков. Схема описания такова: место действия; время действия; действующие лица и занимаемое ими положение; важные события, предшествовавшие моделируемому периоду времени; ситуация, сложившаяся на начало игры.

Правила игры являются основным законом игры, поэтому их разработка должна вестись с юридической скрупулезностью, во избежание различных толкований.

Командные и индивидуальные вводные разрабатываются организаторами игры либо самими игроками по согласованию с организаторами. Вводные помогают участникам лучше осознать свою роль, определить свое место в моделируемом мире и наметить линию поведения, Для того чтобы создать хорошую ролевую игру, нужно иметь четкое представление о составляющих частях игры:

ролевое моделирование;

алгоритм ролевой игры;

деятельностный фон ролевой игры;

этика мастера игры;

стандарты правил и использование их в игре.

Первые два блока являются фундаментом игры. Они обеспечивают динамику и интерес участников. При проведении игры необходим постоянный контроль за соблюдением правил. Любое их нарушение должно немедленно и действенно караться. Естественно, необходимо соразмерять допущенное нарушение и налагаемое наказание.

При проведении даже хорошо организованной РИ могут возникать нештатные ситуации. Игроки могут обнаружить несоответствия в правилах, придумать неординарный ход или нарушить правила. В любом случае, прежде всего, необходимо восстановить контроль над ситуацией. Зачастую игроки пытаются оказать давление на ведущих и перехватить инициативу. Этого нельзя допускать. Ведущие должны детально разобраться в сложившейся ситуации и проверить ее на соответствие правилам и картине мира.

Последним этапом РИ является ее анализ. Желательно, чтобы в нем приняли участие все игроки и ведущие. Если это невозможно, ведущие должны сами детально проанализировать все этапы организации и проведения игры, учесть все удачи и неудачи, разобраться в их причинах. Лучше всего проводить полный анализ спустя некоторое время после окончания игры, когда улягутся эмоции. Ведущие должны рассказать игрокам о своем первоначальном замысле, объяснить те или иные действия, предпринятые ими, дать свою оценку прошедшей игры. Игроки, в свою очередь, должны проанализировать ход игры в целом и свои действия в ней, а также организацию игры.

Все это способствует накоплению опыта у игроков и повышению уровня и культуры игры в целом. Даже если игра, по общему мнению, не удалась, нельзя допустить, чтобы анализ ее свелся к разбору взаимных обид или просто к критике действий ведущих.

Какой тип игры желательно использовать при обучении информатике в младших классах?

На уроках информатики в младших классах учитель вынужден всегда создавать свой новый, комбинированный тип игры, основанный на ролевой игре. Например, для закрепления навыков выделения предмета по его свойствам из заданного множества можно провести следующий игровой урок. Весь класс делится на группы. Каждой группе раздается набор картинок (например, кот, сахар, бинт, соль, кран). Дети должны придумать сказку-игру, в результате выполнения которой один из предметов предложенного множества будет отсеян, при этом они играют роли "кота", "сахара" и т.д. Разные группы детей могут дать разный ответ, например, кот -- живое существо или сахар -- состоит из двух слогов.

Задача учителя -- помочь детям провести мини-спектакль (ролевую игру), цель которой -- выделить предмет из данной совокупности. По окончании игры учитель должен провести ее анализ, отметить, какая группа правильно решила (сыграла) поставленную задачу, кто удачно сыграл свою роль, чей замысел (моделируемый мир) наиболее интересен и т.д.

В чем заключается сущность эвристического метода обучения информатике в младших классах?

Эвристический метод, применяемый для выработки логического и алгоритмического мышления, очень похож на игровой метод с той громадной разницей, что инициатива хода урока находится полностью в руках учителя. Ученики являются "пассивными игроками".

В эвристическом методе молено выделить пять основных этапов организации деятельности учеников на уроке:

мотивационный;

постановочный;

создание собственного продукта;

демонстрационный;

рефлексивный.

Цель эвристического метода -- создание личного образовательного продукта (алгоритм, сказка, программа и т.п.).

Этап мотивации (или косвенного целеполагания) своей целью имеет вовлечение всех учеников в обсуждение знакомых алгоритмов или действий знакомых исполнителей.

На втором этапе ставится задача. Ученикам предлагается выбрать исполнителей, которые смогли бы решить поставленную задачу (выбор осуществляется посредством обсуждения возможностей каждого исполнителя).

Третий (главный) этап заключается в том, что ученики должны создать (с помощью учителя) свой личный образовательный продукт, как правило, алгоритм решения поставленной задачи для выбранного исполнителя.

Четвертый этап состоит в демонстрации ученической продукции на уроке или на специальных творческих защитах.

На этапе рефлексии ученики оценивают свою деятельность и результат работы.

Раздел 4. Методика преподавания ин­форматики в начальной школе

Глава 17. Особенности преподавания ин­форматики в начальной школе

Методика преподавания информатики в начальной школе является относительно новым направлением для отечест­венной дидактики. Хотя отдельные попытки обучения младших школьников и даже дошкольников имели место на раннем этапе проникновения информатики в школу , систематическое преподавание ведётся с начала 1990 го­дов. Ещё в 1980 году С. Пейперт разработал язык про­граммирования ЛОГО, который был первым языком про­граммирования, специально созданным для обучения де­тей младшего возраста. Работая на компьютере с этим программным средством, дети рисовали на экране раз­личные рисунки с помощью исполнителя Черепашка. Че­рез рисование они познавали основы алгоритмизации, а хорошая наглядность Черепашка позволяла обучать даже дошкольников. Эти эксперименты показали принципиаль­ную возможность успешного обучения детей младшего возраста работе на компьютере, что в то время было дос­таточно революционным.

Активную работу по обучению программированию младших школьников вел академик А.П. Ершов. Ещё в 1979 году он писал, что изучать информатику дети должны со 2 класса: «...формирование этих навыков должно начи­наться одновременно с выработкой основных математиче­ских понятий и представлений, т.е. в младших классах об­щеобразовательной школы. Только при этом условии про­- 383 ­граммистский стиль мышления сможет органично войти в систему научных знаний, навыков и умений, формируемых школой. В более позднем возрасте формирование такого стиля может оказаться связанным с ломкой случайно сло­жившихся привычек и представлений, что существенно ос­ложнит и замедлит этот процесс» (см.: Ершов А.П., Звени­городский Г.А., Первин Ю.А. Школьная информатика (кон­цепции, состояния, перспективы) // ИНФО, 1995, № 1, С. 3).

В настоящее время группа ученых и методистов под руководством Ю.А. Первина, ученика и соратника акаде­мика А.П. Ершова, активно разрабатывает вопросы препо­давания информатики младшим школьникам. Они счита­ют, что информатизация современного общества выдвига­ет в качестве социального заказа школе формирование у подрастающего поколения операционного стиля мышле­ния. Наряду с формированием мышления, большое значе­ние придается мировоззренческому и технологическому аспектам школьного курса информатики. Поэтому в на­чальных классах следует начинать формировать фунда­ментальные представления и знания, необходимые для операционного стиля мышления, а также развивать навы­ки использования информационных технологий в различ­ных отраслях человеческой деятельности.

По новому базисному учебному плану школы и обра­зовательному стандарту по информатике, учебный пред­мет «Информатика и ИКТ» вводится в 3-4 классах как учебный модуль предмета «Технология». Но за счёт школьного и регионального компонентов информатику можно изучать с 1 класса. Пропедевтический курс инфор­матики для 2-4 классов обеспечен официальной типовой программой, авторами которой являются Матвеева Н.В., Челак Е.Н., Конопатова Н.К., Панкратова Л.П. .

Учебный предмет «Технология (Труд)» изучается в 3
и 4 классе в объёме 2 часа в неделю, поэтому учебный мо-
дуль по информатике может изучаться в объёме 1 час в
неделю. При этом название предмета обязательно должно
быть «Информатика и информационно-

коммуникационные техноло-гии (ИКТ)», и под которым он прописывается в учебных планах и аттестационных доку­ментах. При проведении учебных занятий по информатике осуществляется деление классов на две группы: в город­ских школах при наполняемости 25 и более человек, а в сельских - 20 и более человек. При наличии необходимых условий и средств возможно деление классов на группы с меньшей наполняемостью.

Введение информатики в начальных классах имеет цель сделать её изучение непрерывным во всей средней школе, и направлено на обеспечение всеобщей компью­терной грамотности молодежи. Психологи считают, что развитие логических структур мышления эффективно идёт до 11 летнего возраста, и если запоздать с их формирова­нием, то мышление ребёнка останется незавершенным, а его дальнейшая учеба будет протекать с затруднениями. Изучение информатики на раннем этапе обучения, наряду с математикой и русским языком, эффективно способству­ет развитию мышления ребенка. Информатика обладает большой формирующей способностью для мышления, и это необходимо всегда помнить учителю при планирова­нии и проведении занятий. Поэтому основное внимание при изучении информатики следует уделять развитию мышления, а также освоению работы на компьютере.

Что касается содержания обучения, то оно находится в стадии интенсивных поисков, экспериментов и становле­ния. Тем не менее , просматривается определённая линия на выдерживание принципа концентрического построение курса информатики и ИКТ. Это концентрическое построе­ние можно проследить как от класса к классу, когда, пере­ходя в следующий класс, ученики повторяют ранее изу­ченный материал на новом уровне, так и при переходе от пропедевтического курса информатики в начальной школе к базовому курсу в основной школе. Построение многих профильных курсов для старшей школы по отношению к базовому курсу, в своей значительной части, также носит концентрический характер.

Как отмечается в методическом письме о введении нового образовательного стандарта 2004 года, в ходе изу­чения информатики в начальной школе у учащихся долж­ны формироваться общеучебные умения и навыки, к кото­рым относятся:


  • первоначальные умения передачи, поиска, преобра-зо-вания, хранения информации ;

  • использование компьютера;

  • поиск (проверка) необходимой информации в слова­рях и каталоге библиотеки;

  • представление материала в табличном виде;

  • упорядочение информации по алфавиту и числовым параметрам;

  • использование простейших логических выражений;

  • элементарное обоснование высказанного суждения;

  • выполнение инструкций, точное следование образцу и простейшим алгоритмам.
В результате обучения информатике по окончании начальной школы учащиеся должны знать / понимать:

  • основные источники информации ;

  • назначение основных устройств компьютера;
правила безопасного поведения и гигиены при рабо­те с компьютером;

уметь использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:


  • решения учебных и практических задач с примене­нием компьютера;

  • поиска информации с использованием простейших запросов;

  • изменения и создания простых информационных объектов на компьютере.
Как видно из этого перечня, круг умений и навыков достаточно обширен, и формировать их непростая задача для учителя в условиях дефицита времени и компьютер­ной техники в большинстве школ.

От внимания методистов и учителей часто ускользает такой важный момент, как развитие тонкой моторики рук младших школьников. На этот аспект обычно обращают внимание учителя труда, где это есть одна из задач обуче­ния. На уроках информатики при работе на компьютере ученикам приходится на первых порах осваивать работу на клавиатуре и приёмы работы с мышью. Это достаточно сложный процесс в условиях , когда ученику приходится следить за результатом тонких движений руки и пальцев не непосредственно, а на экране компьютера. Осложняю­щим обстоятельством является то, что в отечественных школах в кабинетах стоят компьютеры, сделанные для взрослых пользователей. Их клавиатура и мышь сконст­руированы под руки взрослого человека и вовсе не подхо­дят для ребёнка. Всё это задерживает процесс освоения детьми приемов работы с клавиатурой и мышью, сказыва­ется на развитии тонкой моторики пальцев и рук, а ведь через их тонкие движения стимулируется развитие мозга ребёнка. В связи с этим интерес представляет использова­ние для обучения ноутбуков, у которых клавиатура суще­ственно меньшего размера и более удобна для детских рук. Они занимают мало места на столе и могут использо­ваться в обычных классных комнатах. Стоит отметить, что стоимость рядовых ноутбуков сейчас сравнима со стоимо­стью настольных персональных компьютеров. В последнее время промышленность стала выпускать компьютерные мыши с изменяемыми размерами, которые можно под­страивать под руку пользователя, что представляется удобным для использования в кабинете информатики школьниками различного возраста.


  1. Кто был инициатором обучения информатике младших школьников в нашей стране?

  2. Почему информатику следует изучать с первых классов школы?

  3. Почему приоритетным при изучении информатики сле­дует считать развитие мышления школьников?

  4. Каковы цели обучения информатике в начальной шко­ле?

  5. Приведите перечень общеучебных навыков, которые следует формировать при изучении информатики в на­чальной школе.

  6. Составьте перечень основных умений работы на компь­ютере, которыми должны овладеть младшие школьники.

  7. Почему учителю информатики следует обращать внима­ние на необходимость развития тонкой моторики пальцев и рук? Как это делать?
Глава 18. Содержание обучения информа­тике младших школьников

18.1. Развитие представлений о содержании обучения информатике в начальной школе

После того как в конце 1980 - начале 1990 годов в школы стали массово поступать компьютерные классы отечественного производства, обучение информатике младших школьников стало достаточно распространенным явлением. К этому моменту был создан пакет программ «Роботландия», который оказался очень удачным. Хотя он был разработан под MS DOS, его несомненные достоинст­ва привели к тому, что в конце 1990 годов была сделана версия и под Windows. Большое число программ пакета позволяет эффективно решать задачи формирования ос­новных понятий информационных технологий, осваивать клавиатуру компьютера, развивать логическое и алгорит­мическое мышление школьников.

Оснащение школ современными компьютерами, ко­торые по своим параметрам соответствовали санитарно-гигиеническим требованиям для работы на них школьни­ками, сделало возможным уже вполне «законным» путем организовать обучение информатике детей младшего воз­раста. Поэтому в 1990 годы работа по введению обяза­тельного изучения информатики в начальной школе стала актуальной. Изучать её предлагали различным образом -кто интегрировать информатику с другими предметами, кто - изучать как отдельны предмет. Были призывы во­обще отказаться от её изучения в начальной школе. В кон­це концов, пришли к мнению, что курс информатики в на­чальной школе должен быть пропедевтическим, т.е. под­готовительным к изучению базового курса в основной школе. С 2002 года начался масштабный эксперимент по обучению информатике со 2 класса, результаты которого открыли дорогу новому учебному предмету во всех на­чальных школах страны.

Что касается собственно содержания образования по информатике младших школьников, то единого подхода нет до сих пор. Одни методисты считают необходимым изучение фундаментальных основ информатики, конечно с учетом возраста и уровня развития детей. Другие считают, что необходимо лишь освоение компьютера и компьютер­ных технологий с тем, чтобы младшие школьники могли использовать компьютер как инструмент для изучения других предметов и в повседневной учебной деятельно­сти, как средство досуга, общения и доступа к информаци­онным ресурсам человечества. Автору второй подход представляется более продуктивным, особенно на фоне ускоренного проникновения информационных технологий во все стороны жизни. Первый подход рационален тем, что младшие школьники могут работать на компьютере во время урока не более 15 минут в день, а остальное время урока можно посвятить изучению основ информатики.

Тем не менее , по поводу целей и содержания обуче­ния продолжаются дискуссии - приведём некоторые вы­сказывания учителей и методистов об этом.

Н.В. Софронова отмечает, что обучение информа­тике имеет стратегической целью развитие мышления ре­бенка и решает следующие задачи:

Научить ребенка осмысленно видеть мир и ориенти­роваться в нём;


  • помочь справиться с предметами школьной учебной программы;

  • научить полноценно и продуктивно общаться (с людьми и техникой), уметь принимать решения.
О.Ф. Брыскина предлагает проведение информа­ционных минуток на уроках информационной культуры начиная уже с первого класса. Они посвящаются расшире­нию представлений детей об устройствах персонального компьютера, магнитных дисках, компьютерных вирусах, применению компьютеров в повседневной жизни.

Л.И. Чепёлкина считает, что пропедевтический курс для младших школьников в целом следует иметь раз­вивающее, а не обучающее значение, хотя на занятиях де­ти и приобретают начальные навыки работы на компьюте­ре. Сам курс должен быть направлен на то, чтобы:


  • помочь ребенку осознать собственную связь с окру­жающим миром и осмыслить информационную при­роду этой связи;

  • развить представление об информационной картине мира, общности закономерностей информационных процессов в различных системах;

  • развить способность к быстрой адаптации в изме­няющейся информационной среде;

  • сформировать представление о роли и месте инфор­мационных технологий, подготовить к их успешному освоению.
Н.Н. Ускова считает, что курс информатики дол­жен быть развивающим, а основной принцип его построе­ния должен заключаться в реализации системного подхо­да к педагогическому процессу. Он должен включать за­дания на развитие новых качеств мышления: структурно­сти, операционности, готовности к экспериментированию, ориентационной гибкости, понимания сущности проблем­ных ситуаций, нетривиальное восприятие кажущихся оче­видными фактов, грамотный выбор тактики решения и ус­воения нестандартных связей между входной и выходной информацией. Наиболее эффективным для реализации этого является использование информационного модели­рования.

Ю.А. Первин предлагает проходить курс инфор­матики в начальной школе за 2 года по 2 часа в неделю на основе использования ПМС «Роботландия». На первом году предлагается изучать следующие темы:


  • Введение в информатику. Информация в окружаю­щем мире.

  • Компьютер.

  • Введение в алгоритмику.

  • Исполнители алгоритмов.

  • Редактирование текстовой информации.

  • Компьютерные коммуникации.
На втором году обучения:

  • Обработка графической информации.

  • Музыкальная информация и её редактирование.

  • Введение в программирование.

  • Работа над проектами из разных предметных облас­тей.
Для младших школьников интересными темами про­ектов могут быть: рисунок дачного домика, родословное дерево, логотип класса, классная стенная газета и др.

Департамент общего образования Минобраза России предлагает уже со 2 класса изучать такие информацион­ные процессы, как: сбор, поиск, хранение и передача ин­формации. А также расширять компьютерную составляю­щую за счёт обучения клавиатурному письму, пользования мышью, изучения внешних аппаратных устройств компью­терной техники, работы с простейшими обучающими иг­ровыми программами.

Компьютерная составляющая курса охватывает темы:


  • компьютерные и некомпьютерные средства инфор­мационных технологий;

  • компьютер и правила работы на нём;

  • создание информационных объектов на компьютере;

  • поиск информации в компьютере и на компакт-дисках.
Некомпьютерная составляющая курса включает те­мы:

  • информация и её виды;

  • источники информации ;

  • организация, хранение, поиск и анализ информации;

  • представление информации;

  • алгоритмы и их исполнение;

  • таблицы, схемы, графы;

  • логика и рассуждения;

  • моделирование и конструирование.
Как видно из этого краткого рассмотрения, дискуссии по поводу содержания курса информатики для младших школьников будут продолжаться и далее по мере накоп­ления опыта преподавания. Но большинство методистов считают важными задачами курса - развитие логического, алгоритмического, системного мышления детей и форми­рование на этой основе информационной культуры.

18.2. Пропедевтика основ информатики в на­чальной школе

Некоторый порядок дискуссиям навел образователь­ный стандарт 2004 года, который предложил изучать ин­форматику с 3 класса как учебный модуль предмета «Тех­нология (Труд)». Для младших школьников курс информа­тики в своём содержании должен быть пропедевтическим, т.е. вводным в базовый курс. Его цели и задачи можно сформулировать так:


  • формирование мышления;

  • овладение начальной компьютерной грамотностью.
Основное содержание пропедевтического курса можно свести к следующим основным направлениям:

  1. Понятие информации и её роли в жизни человека и об­щества.

  2. Первоначальные сведения о компьютере и работе на нём.

  3. Понятие об алгоритмах, исполнителях алгоритмов, раз­работка простейших алгоритмов.

  4. Решение логических задач.

  5. Работа на компьютере с прикладными, обучающими, развивающими и игровыми программами.
Если сравнить это содержание с содержанием базо­вого курса информатики, то можно видеть много общего, что вызвано концентрическим принципом построения все­го школьного курса информатики. Поэтому пропедевтиче­ский курс в начальной школе можно рассматривать как первый концентр всего курса. При концентрическом по­строении курса учебный материал делят на части (обычно на две) - концентры, и сначала изучается наиболее про­стые вопросы всех разделов программы, а затем более сложные вопросы из тех же разделов. При этом содержа­ние первого концентра кратко повторяют при изучении второго. Достоинством концентрического расположения курса является постепенное нарастание трудностей учеб­ного материала, а недостатком являются большие затраты времени при повторах материала. В случае курса инфор­матики концентров оказывается не два, а значительно больше. Если проанализировать существующие учебники информатики, то можно насчитать 4 и даже более концен­тра - практически в каждом последующем классе мы мо­жем видеть учебный материал, повторяющий материал предыдущего класса. Только в профильном обучении в 10 и 11 классе принят линейный принцип построения.

Для пропедевтического курса в 2-4 классах концен­трическое построение дополняется ступенчатым, при ко­тором учебный материал разделен на 3 части, но при этом некоторые разделы проходят только на первой ступени, а другие - только на второй и третьей, и есть разделы , мате­риал которых распределен для изучения на всех ступенях. Преимуществом такого построения является равномерное распределение трудностей учебного материала в соответ­ствии с возрастными возможностями учащихся.

К образовательному стандарту 2004 года прилагается типовая программа пропедевтического курса информати­ки для 2-4 классов общеобразовательной школы, автора­ми которой являются: Н.В. Матвеева, Е.Н. Челак, Н.К. Коно-патова, Л.П. Панкратова . В пояснительной записке сформулированы цели курса:

1) Формирование общих представлений школьников об информационной картине мира, об информации и инфор­мационных процессах как элементах реальной действи­тельности.


  1. Знакомство с основными теоретическими понятиями информатики.

  2. Приобретение опыта создания и преобразования про­стых информационных объектов: текстов, рисунков, схем различного вида, в том числе с помощью компьютера.

  3. Формирование умения строить простейшие информа­ционные модели и использовать их при решении учебных и практических задач, в том числе при изучении других школьных предметов.

  4. Формирование системно-информационной картины мира (мировоззрения) в процессе создания текстов, ри­сунков, схем.

  5. Формирование и развитие умений использовать элек­тронные пособия, конструкторы, тренажеры, презентации в учебном процессе.

  6. Формирование и развитие умений использовать компь­ютер при тестировании, организации развивающих игр и эстафет, поиске информации в электронных справочниках и энциклопедиях и т.д.
Перед курсом ставятся следующие задачи:

Развить общеучебные, коммуникативные умения и элементы информационной культуры, т.е. умения работать с информацией (осуществлять её сбор, хра­нение, обработку и передачу, т.е. правильно воспри­нимать информацию от учителя, из учебников, обме­ниваться информацией в общении между собой и

Формировать умение описывать объекты реальной действительности, т.е. представлять информацию о них различными способами (в виде чисел, текста, ри­сунка, таблицы);

Формировать начальные навыки использования ком­пьютерной техники и информационных технологий для решения учебных и практических задач.

Содержание пропедевтического курса предлагается строить на основе трёх основных идей:


  1. Элементарное изложение содержания школьной ин­форматики на уровне формирования предварительных понятий и представлений о компьютере.

  2. Разделение в представлении школьника реальной и виртуальной действительности, если под виртуальной действительностью понимать, например, понятия, мышле­ние и компьютерные модели.

  3. Формирование и развитие умений целенаправленно и осознанно представлять (кодировать) информацию в виде текста, рисунка, таблицы, схемы, двоичного кода и т.д., то есть описывать объекты реальной и виртуальной действи­тельности в различных видах и формах на различных носи­телях информации.
Программа содержит подробный перечень требова­ний к уровню подготовки выпускников начальной школы, которые дополняют, расширяют и раскрывают требования образовательного стандарта. Выпускники должны понимать:

  • что в зависимости от органов чувств, с помощью ко­торых человек воспринимает информацию, её назы­вают звуковой , зрительной, тактильной, обонятель­ной и вкусовой;

  • что в зависимости от способа представления инфор­мации на бумаге или других носителях информации, её называют текстовой, числовой, графической, таб­личной;

  • что информацию можно представлять на носителе информации с помощью различных знаков (букв, цифр, знаков препинания и других);

  • что информацию можно хранить, обрабатывать и пе­редавать на большие расстояния в закодированном
виде;

  • что человек, природа, книги могут быть источниками информации;

  • что человек может быть и источником информации, и приёмником информации;
знать:

  • что данные - это закодированная информация;

  • что тексты и изображения - это информационные объекты;

  • что одну и ту же информацию можно представить различными способами: текстом, рисунком, табли­цей, числами;

  • как описывать объекты реальной действительности, т.е. как представлять информацию о них различными способами (в виде чисел, теста, рисунка, таблицы);

  • правила работы с компьютером и технику безопас­ности;
уметь:

  • представлять в тетради и на экране компьютера одну и ту же информацию об объекте различными спосо­бами: в виде текста, рисунка, таблицы, числами;

  • кодировать информацию различными способами и декодировать её, пользуясь кодовой таблицей соот­ветствия;

  • работать с текстами и изображениями (информаци­онными объектами) на экране компьютера;

  • осуществлять поиск, простейшие преобразования, хранение, использование и передачу информации и данных, используя оглавление, указатели, каталоги, справочники , записные книжки, Интернет;

  • называть и описывать различные помощники чело­века при счёте и обработке информации (счётные палочки, абак, счёты, калькулятор и компьютер);

  • пользоваться средствами информационных техноло­гий: радио, телефоном, магнитофоном, компьюте­ром;

  • использовать компьютер для решения учебных и простейших практических задач, для этого: иметь на­чальные навыки использования компьютерной тех­ники, уметь осуществлять простейшие операции с файлами (создание, сохранение, поиск, запуск про­граммы); запускать простейшие, широко используе­мые прикладные программы: текстовый и графиче­ский редактор, тренажеры и тесты;

  • создавать элементарные проекты и презентации с использованием компьютера.
Как видно из этого рассмотрения, пропедевтический курс достаточно обширен и сложен для реализации в его практической части, особенно в условиях ограниченности времени, отводимого на уроке для работы на компьютере.
Контрольные вопросы и задания

  1. Почему курс информатики в начальной школе должен быть пропедевтическим?

  2. Что, на ваш взгляд, должно быть содержанием обучения информатике в начальной школе?

  3. Почему среди методистов нет единого подхода к со­держанию курса информатики для начальной школы?

  1. Приведите основное содержание компьютерной и не­компьютерной составляющих курса информатики для на­чальной школы, рекомендуемое Департаментом общего образования Минобраза России.

  2. Какие достоинства и недостатки имеет концентрическое построение курса информатики?

  3. Составьте перечень целей пропедевтического курса ин­форматики, изложенные в типовой программе для 2-4 классов.

  4. Составьте перечень умений, которые надо сформиро­вать в ходе изучения пропедевтического курса информа­тики.
Глава 19. Основные подходы к методике обучения информатике младших школьни­ков

19.1. Особенности мышления младших школь­ников

Чтобы рассмотреть методику обучения младших школьников вначале целесообразно ознакомиться с осо­бенностями их мышления .

Приходя в школу, дети обладают ещё примитивным мышлением. В их суждениях связываются самые разные невероятные представления об окружающем мире. На­пример, шестилетний ребенок считает, что «Солнце не па­дает, потому что оно горячее». Поэтому важнейшей зада­чей школьного обучения является развитие мышления де­тей.

Как указывал Л.С. Выготский, ребёнок вступает в школьный возраст с относительно слабо развитой функци­ей интеллекта, по сравнению с восприятием и памятью, которые у него развиты значительно лучше. Первокласс­ники легко и быстро запоминают яркий, эмоционально впечатляющий материал. При этом они склонны к бук­вальному запоминанию. И только постепенно у них начи­нают формироваться приемы произвольного, осмысленно­го запоминания. Мышление у младших школьников эмо­ционально-образное. Они ещё мыслят формами, звуками, ощущениями. Особенность такого типа мышления следует учитывать в содержании учебной работы по информатике.

Исходя из этих особенностей важной задачей обуче­ния в начальной школе является постепенное развитие эмоционально-образного мышления в направлении к аб­страктно-логическому, которое продолжается в средних и завершается в старших классах. На первом этапе необхо­димо перевести мыслительную деятельность ребёнка на качественно новую ступень - развить мышление до уровня понимания причинно-следственных связей. В начальной школе интеллект развивается очень интенсивно, поэтому большое значение имеет деятельность учителя по органи­зации такого обучения, которое бы в наибольшей степени способствовало развитию мышления ребёнка. Такой пере­ход в мышлении способствует перестройке и остальных психических процессов - восприятия, памяти.

Перевод процессов мышления на качественно новую ступень и должен составлять основное содержание работы педагогов по умственному развитию младших школьни­ков. Эффективно эту задачу можно решать на уроках ин­форматики, которая, наряду с математикой, физикой и классическими языками, в наибольшей степени обладает способностью формировать мышление ребёнка.

Размер области зрительного восприятия у младших школьников сужен и поэтому они не могут охватить одним взором всю информацию на экране компьютера, особенно при работе с открытым окном программы текстового ре­дактора, содержащего десяток команд и несколько десят­ков кнопок. Эту особенность восприятия необходимо учи­тывать при изучении прикладных программ и распреде­лять учебный материал такими порциями , которые позво­ляли бы учащимся охватывать сюжетно важные элементы изображения на экране компьютера. Интерфейс игровых программ для детей младшего возраста обычно построен с учетом этих особенностей. В них экранные окна не пере­гружены информацией и часто содержат изображения персонажей, известных детям из детских сказок, мульт­фильмов, что облегчает восприятие и работу с ними.
19.2. Организация и методы обучения младших школьников по информатике

Дети младшего школьного возраста не могут дли­тельно сосредотачиваться на выполнении одного задания, даже если это работа на компьютере, поэтому необходимо предусматривать постоянную смену видов деятельности на уроке. Это особенно важно делать ещё из-за того, что длительность работы на компьютере в начальных классах не должна превышать 15 минут, поэтому учителю необхо­димо быстро переключить внимание детей на другую дея­тельность, и которая для них должна быть интересной, по крайней мере, сравнимой по интересу с работой на ком­пьютере. Такой деятельностью может быть игра. Рассмот­рим кратко дидактические игры, которые должны быть основным методом обучения младших школьников.

Дидактическая игра - это вид учебной деятельности, моделирующий изучаемый объект, явление, процесс. Це­лью дидактической игры является стимулирование позна­вательного интереса и активности учащихся. Предметом игры обычно является человеческая деятельность. Интерес к дидактическим играм в очередной раз возник в 1980 го­ды, когда началась очередная школьная реформа, появи­лась педагогика сотрудничества, а в школу стали поступать персональные компьютеры.

Как в своё время отмечал К.Д. Ушинский, игра для ребёнка это сама жизнь, сама действительность, которую он сам конструирует. Поэтому она для него более понятна, чем окружающая действительность. Игра готовит его и к последующему труду и к учению. Игра всегда немножко учение и немножко труд. Для детей часто значение игры состоит не в её результатах, а в самом процессе. Их в игре привлекает поставленная задача, трудность, которую надо преодолеть, радость получения результата и т.п. Игра спо­собствует психологической разрядке, снятию напряжения, облегчает вхождение детей в сложный мир человеческих отношений. Эти особенности дидактических игр необхо­димо учитывать при их использовании, особенно в млад­ших классах, искусно организуя включение дидактической игры в ход урока. Важным является то, что игра возможна лишь при заинтересованности в ней учеников и учителя, ибо формально в игру играть нельзя.

Развивающие игры это игры творческие. Они должны приносить радость и ребенку и взрослому, радость от ус­пеха, радость от познания , радость от движения вперед в освоении компьютера и новых информационных техноло­гий. Успешное овладение современным компьютером, чувство власти над умной машиной, возвышает ребенка в собственных глазах, в глазах окружающих и родителей, делает его учебу радостной, интенсивной и легкой. Лозунг великого педагога В.Ф. Шаталова «Учиться победно!» для таких детей воплощается в жизнь, и в этом им помогает компьютер.

Следует отметить, что младшие школьники считают любую работу на компьютере как интересную игру с не­обычным партнером - с компьютером. Эту особенность следует учитывать и использовать в обучении присущий любой игре элемент соревновательности. С успехом мож­но применять и разнообразные игры обучающего и разви­вающего характера, которых в арсенале учителей инфор­матики имеется достаточно много, как с использованием компьютеров, так и без них.

Интересный опыт использование игровых форм заня­тий по информатике в 1 и 2 классах описан в работе . Основным средством, обеспечивающим погружение уча­щихся в игровую ситуацию, является робот Вопросик. Он представляет собой схематическое изображение робота, образец которого приведен на рис. 19.1. Используют эту схему, в основном, при решении задач, а также при изуче­нии нового материала. Всего за 2 года обучения использу­ется около 100 подобных схем. Как отмечает автор работы, в ходе заполнения схемы с рисунками робота эффективно развивается модельное мышление учащихся. Такой удач­но найденный методический прием позволяет учителю в игровой форме проводить большую часть занятий по ин-фор- матике и успешно изучать достаточно сложный тео­ретический материал.

В работе предлагается следующая примерная структура уроков информатики в начальной школе: 4. Организационный момент - 1-2 минуты.


  1. Разминка: короткие математические, логические задачи и задачи на развитие внимания - 3-5 минут.

  2. Объяснение нового материала или фронтальная работа по решению задач, работа в тетради - 10-12 минут.

  3. Физкультминутка - 1 минута.

  4. Работа за компьютером или выполнение творческого задания - 8-15 минут.

  5. Подведение итогов урока - 2-5 минут.
Как видно из структуры урока, дети 4-5 раз меняют вид деятельности, что снижает утомляемость, поддержи­вает высокий уровень активности.

Интерес представляет приведенный там же план-конспект урока в 3 классе:

Урок-обобщение в 3 классе на тему «Информация»







2024 © styletrack.ru.