Ловля тунца в ионическом море. Как ловить тунца. Проводка для тунца


Тунец является очень крупной морской (океанической) рыбой, которая является желанным трофеем как промышленных рыбаков, так и любителей. В данной статье вы узнаете где ловить тунца, на что ловить, и какие снасти применять.

Полезные сведения о тунце:

  • Стоимость килограмма тунца может достигать 40 долларов за килограмм.
  • Тунец относится к семейству Скумбриевых.
  • Вес крупного тунца может достигать более 600 кг, а длина свыше 4 метров.
  • Тело тунца можно сравнить с торпедой, которое сильно сужается к хвосту.
  • Тунец может двигаться со скоростью свыше 80 км/ч.

Виды тунца

  1. Синеперый
  2. Желтоперый
  3. Скипджек
  4. Длинноперый
  5. Большеглазый
  6. Малый атлантический
  7. Макрелевый

Синеперый тунец является самым крупным видом, а макрелевый - самый мелкий.


Где искать тунца

Тунца можно найти в тропических и субтропических водах Тихого, Атлантического, и Индийского океанов. Также тунец обитает в морях, к примеру, в Средиземном, Красном, Адриатическом, Эгейском, Тирренском и Ионическом морях. То есть, тунец держится в теплых водах, богатых мелкой рыбой, к примеру сардиной или макрелью.

Каждый год тунец перемещается по одним и тем же маршрутам, так что, если вы знаете где ловить, есть высокие шансы его поймать.

Рыболовы отмечают, что весной чаще ловятся мелкие тунцы, а осенью особи покрупнее. Как правило, стаи крупных тунцов состоят из десятка особей, а стаи мелких тунцов наоборот держаться большими косяками. Также отметим, что крупный тунец обитает на больших глубинах, 100-150 метров, а мелкий ближе к поверхности.

При ловле тунца, его можно обнаружить визуально, то есть, он может выпрыгивать из воды. Еще одним хорошим признаком тунца являются дельфины, которые питаются небольшими тунцами. Также признаком тунца являются ныряющие птицы.

Прикармливание тунца

Очень важную роль в ловле тунца занимает прикармливание мелкой рыбой. Зачастую берут тушки сардин, которые кидаются и целиком и резанные по частям. Задача прикармливания - это четкий кормовой след, который создается методичным подкидыванием рыбы по пути продвижения судна. Для прикармливания нужны и резанные и целые сардины, так как резанная рыба погружается быстрее, а целая - медленнее.

То есть, в связи с тем, что стая тунцов может находится на разной глубине, от 20 до 100 м, то обнаружив прикормку, распределенную по толще воды, тунец поднимается выше и его шанс заглотить приманку с крючком возрастает.

Для крупного и среднего тунца используют целую сардину, а для мелкого - половину.

Снасти для ловли тунца

Для тунцов весом до 100 кг применяются удилища и с тестовой нагрузкой 70-90 lb , если рыба больше 100 кг, то применяются снасти с тестом 100-130 lb .

Оптимальная длина удилища составляет 180-200 см. В качестве основы используют морской дакроновый шнур с высокой разрывной нагрузкой.

Катушка должна быть морского класса, желательно мультипликаторная и скоростная, ведь тунец очень быстр и при его вываживании приходится часто и быстро выбирать слабину лески. Вместимость катушки должна быть более 600 м лески. Также важна настройка тормоза. Советуем проверенные катушки от Shimano , Daiwa и Penn .

Daiwa Sealine-X-40

Shimano Tyrnos (TYR30)

Эхолот для поиска тунца

Также очень важным инструментом для ловли тунца является эхолот, который позволяет определить глубину нахождения рыбы, ее размеры и скорость перемещения. Так как тунец может находится на глубине свыше 100 метров, то и эхолот должен без проблем пробивать такую глубину. Качественные морские эхолоты стоят от 500 долларов, а в некоторых моделях есть еще и функционал, связанный с gps-картами местности, что очень удобно.

Ловля тунца (видео)

Оснастка на тунца

Оснастка для ловли тунца состоит из обычных составляющих, вот только размер и прочность их очень внушительны. Прочная леска, поводок, грузило, крючок и большой круглый поплавок, предназначенный для ловли тунца.

Поводок ставится из толстого флуорокарбона диаметром, 1-2 мм, длинной 2-3 метра. Так как вода в море и океане очень чистая, тунец хорошо видит, а флуорокарбон практически незаметен в воде, что не насторожит рыбу.

Как вы понимаете, тунцовые крючки и вертлюжки должны быть максимальной прочности, так что экономить на них нельзя. Подойдут морские крючки от фирм Owner и Mustad №8/0-12/0.

Вес используемого грузила зависит от глубины ловли, чем тяжелее груз, тем больше глубина погружения приманки. Чаще всего применяют грузила весом 200-300 грамм.

Если ловля тунца идет сразу несколькими удилищами, то применяют шары-поплавки , которые разграничивают пространство между оснастками, не позволяя им перепутываться между собой. К примеру, один шарик спускается на 50 метров от судна, второй шар на 70 метров и третий на 90 м. Глубина ловли тунца может составлять от 10 до 150 метров.

Также советуем вам статьи про ловлю следующих морских рыб: палтус , камбала , треска , пеленгас .

Ловля крупного тунца (видео)

Статьи по теме:

Оснастки для спиннинга (Техас, Каролина, дропшот)

Рыболовные узлы и поводки, прочность узлов

Ловля на поверхностные приманки (глиссеры)

Ловля на пропбейт (приманка с пропеллером)

Как выбрать поппер, на что обращать внимание при выборе

Ловля на девон(уникальная блесна с пропеллером)

Cпиннербейт своими руками, (изготовление и ловля)

Рыболовные самоделки своими руками

Обзор лучших балансиров для зимней рыбалки


Ловля на мормышки: разновидности, снасти, техника ловли


Виды рыбопоисковых эхолотов для рыбалки

Обзор алюминиевых лодок для рыбалки


Как выбрать катушку для спиннинга?

Электромоторы для надувных лодок(обзор)

Алюминиевые катера для рыбалки

В прибрежных городах и поселках Южной Италии лодок не меньше, чем автомобилей. Когда двое мужчин встречаются в траттории за бокалом вина - рыбалка одна из главных тем их разговора. Правда, этот разговор мало понятен непосвященным. Я слышал, как француз, хозяин яхты, стоявшей в порту Марина Гранде на Капри, говорил местному капитану катера: «Если бы не моя жена, которой приспичило плыть на фестиваль в Сан-Ремо, я бы гонялся за этой меч-рыбой хоть неделю».

Однако не следует думать, что воды открытого моря здесь кишат крупными рыбами. Нет. Итальянские рыболовы предпочитают ловить небольшую рыбу у побережья, а не тратить время на длительное исследование дальних от берега пространств без надежды на улов. И все же поиск сильных эмоций, связанных с охотой на крупных хищников, привлекает к троллингу и дрифтингу -основным видам ловли в открытом море - много энтузиастов. Состоятельные люди, как правило, имеют личные суда, оборудованные мощными моторами, автоматической навигационной системой и обязательным для успешной рыбалки трехмерным сонаром, который показывает на дисплее рельеф морского дна, передвижение косяков и даже отдельных рыб. При этом с хорошим рыболовным оснащением можно ловить не какую-нибудь там ставриду, а рыбу куда более крупную — сельдевую акулу или рыбу-молот, например. Но мы остановимся подробнее на описании наиболее реального объекта рыбалки в открытом море - итак, тунец и способы его ловли.

Как-то несколько лет назад мы с итальянскими друзьями плыли на их яхте вдоль берегов Сицилии. Искусственная «рыбка», которую я опустил на леске за кормой, красиво прыгала на небольших волнах, но за несколько часов никого не прельстила. Итальянцы, поглядывая на мой отнюдь не морской спиннинг, оборудованный «Невской» катушкой, посмеивались, что я ловлю такой доисторической снастью. Еще у меня была пара разноцветных искусственных «октопусов», имитирующих небольших осьминогов - их я успел купить в портовом рыболовном магазине. Однако, когда я сменил рыбку на «октопуса», результат не улучшился. Потом был ночной переход до Сардинии. Спиннинг я, естественно, смотал, чтобы леска не запуталась на галсах яхты. Ночью меня разбудил капитан Марио.

Алекс,- возбужденно хрипел он прокуренным голосом,- где твои снасти? Давай их сюда. Рыба.

Паруса едва-едва шевелил ветер. Горели два палубных светильника. Я протер глаза и стал вглядываться в темноту за бортом. В черной прозрачной воде, как призраки, мерцали серебристым цветом и рыскали из стороны в сторону трепещущие «веретена» рыбьих тел. Их было очень много, и шли они плотнымстроем, очевидно, гнали косяк какой-то мелкой рыбы.

Я лихорадочно размотал леску и, свесившись над поручнями, бросил «октопус» вперед по борту, ближе к носу яхты. Подматываю катушку - и вдруг удар! На леске заходила крупная рыба. Она упирается, мечется, старается уйти на глубину. Спиннинг из углепластика довольно прочный и леска 0,50 мм. Я удерживаю рыбу и чувствую, как она поддается, идет на меня. Времени возиться нет, и я тащу напропалую. Капитан Марио трясущимися в азарте руками цепко хватает слегка приподнятую к борту рыбину.

Tuno! - восклицает он радостно, отходя подальше от края яхты с прижатым к груди трепещущим тунцом.

Слегка оглушив рыбу кулаком, он ловко вынимает у нее изо рта крючок и протягивает мне освобожденного «октопуса».

Давай, бросай, быстрее! - Движения капитана нетерпеливы.

Чуть только приманка коснулась воды - снова рывок, и спиннинг в дугу. И вдруг резко распрямляется. Рыба сошла.

Капитан в отчаянье хватается за голову, смешно морща небритое лицо. Но я быстро перекидываю снасть - и вот после непродолжительной борьбы второй тунец уже на палубе. За ним третий… Потом клев, как по команде, обрывается. Сколько и куда я только не бросаю - никакого эффекта. Капитан крутит прожектором, луч полосами освещает тихое море. Кругом все спокойно. Рыбы не видно.

Баста, косяк прошел,- говорит сеньор Марио. - Ложитесь спать.

Утром, почувствовав аромат жареной рыбы, идущий из камбуза, я просыпаюсь. Увидев меня, друзья радостно восклицают, приветствуя удачливого рыболова, и приглашают к нарядно сервированному столу, в центре которого лежит на блюде украшенный зеленью пятикилограммовый тунец.

Вот таким образом мне впервые попалась эта достойная рыба. Потом во время своих путешествий по свету я еще не раз ловил тунцов, и, бывало, гораздо более крупных, а снасти использовал уже самые современные. Вообще же эти рыбы могут достигать огромной величины. Известны особи свыше 4,5 м и весом более 600 кг.

Тунец - стайная пелагическая рыба. Распространен в Атлантическом, Индийском и Тихом океанах. На Севере заходит в Баренцево море. Весной подходит к прибрежной зоне. Нерест - почти все лето. Икра пелагическая 1-1,15 мм в диаметре. После нереста тунец совершает дальние миграции в поисках корма. Основной объект питания - мелкие стайные рыбешки (сардины, сайра, шпроты и др.), но не брезгует и ракообразными (креветки, бокоплавы), и головоногими (кальмар, осьминог).

Вот перечень рекордов, утвержденных Международной ассоциацией любительского рыболовства (IGFA) и вошедших в книгу рекордов Гиннесса (по состоянию на январь 2000 года).

  • Тунец большеглазый (тихоокеанский) - 197,31 кг (Д-р Рассел В.А. Ли; Кабо-Бланко, Перу, 17.04.1957).
  • Тунец синий (тихоокеанский) - 679,00 кг (Кен Фрейзер; Олдс-Коув, Новая Шотландия, Канада, 26.10.1979).
  • Тунец желтоперый (атлантический) - 176,35 кг (Курт Визен-хуттер; остров Сан-Бенедикто, Мексика, 1.04.1977).

По данным Египетской Рыболовной Федерации — Egyptian Angling Federation (EAF), самый крупный тунец — 44 ,2 кг был взят в феврале 1991-го. на троллинг на искусственную приманку.

Гости компании «Рыболовный караван» ловят в Красном море тунцов различных видов (бонито, желтоперый, синий и др.) много, разных размеров, но всякий раз с огромным удовольствием. Рыба очень спортивная и заставляет поволноваться даже самых опытных рыболовов.

Ловля тунца на естественные насадки

Рыбалка с применением натуральных насадок иногда бывает более эффективна. Связано это с различными факторами, одним из которых является чрезмерная прозрачность воды. В качестве наживки для ловли тунцов троллингом и дрифтингом используют кальмара, небольшого осьминога, макрель или ставриду; размер их выбирают соответственно предполагаемому размеру объекта ловли. Важно, чтобы насадка при буксировке прочно держалась на крючке.

С этой целью брюшко рыбы вспарывают и вынимают внутренности. Крючок вводят в спину с внутренней стороны, а жало выводят наружу возле головы. Присоединенный к крючку 20-30 сантиметровый поводок выводят через рот и посредством карабинчика и вертлюжка присоединяют к леске; брюшко рыбы зашивают суровыми нитками. Грузило надо крепить в метре от крючка. Если вы ловите в море, где в изобилии водятся рыбы-гиганты, лучше применять стальной поводок

Очень хорошей насадкой для ловли троллингом хищных рыб, в том числе и тунцовых, считается полоска мяса, вырезанная из нижней части тушки небольших рыб скумбриевых пород. Резать начинают от нижнего сочленения жабр, вначале обрезая хрящевую нить, и заканчивают на несколько сантиметров дальше за анальным плавником.

Для этой процедуры необходим очень острый нож. Оптимальная величина полоски - 30-40 см. Удобнее отделять брюшко, когда рыба лежит на боку. Вырезанную часть освобождают от внутренностей и излишков мяса дальше анального отверстия. Затем крючком № 10-11/0, привязанным к нейлоновому поводку длиной 120-150 см, прокалывают полоску брюшины возле анального плавника и производят так называемую пломбировку, состоящую из нескольких муфт.

Первая муфта располагается около ушка крючка, вторая и третья на расстоянии примерно 6 и 12 см от него. Дальние муфты не дают наживке соскользнуть и опуститься к самому крючку. Затем края брюшка надежно зашивают до уровня крючка (или немного не доходя до него) с помощью толстой иглы и вощеных крепких ниток. На конце брюшка можно сделать разрез до анального плавника, с тем расчетом, чтобы подвижность краев в процессе проводки лучше привлекала рыбу. Иногда, чтобы сделать наживку более привлекательной и в то же время защитить ее переднюю часть, к ней прикрепляют разноцветную приманку в виде «октопуса».

Удилища устанавливают в гнезда или держатели продольно по бортам лодки или (если она есть) на центральной стойке. Оснастку стравливают на расстояние 30 — 100 м от кормы, а леску вводят в прорезь специальных зажимов - аутриггеров, которые способны свободно отпускать ее при поклевке. Прижим лески способствует более стабильной игре насадки.

При вываживании относительно небольших тунцов используют объемистые морские подсаки, а если уж на крючок сел гигант — готовьте багры и гарпуны, закрепленные на длинном древке.

Ловля тунца на искусственные приманки

Девяносто из ста процентов времени теплолюбивые пелагические хищники, к которым относится тунец, проводят у поверхности или в верхних слоях воды морей и океанов. Поэтому техника ловли троллингом без погружения или с малым погружением насадки наиболее распространена во всем мире. Для того чтобы ловить глубже, нужно иметь солидный опыт в технике погружения приманок. Наиболее подходящими приманками для буксировки в верхних слоях воды являются мелкие «рыбки» (изготавливаются из различных полимеров), или блесны. Обычно размер их - от 14 до 18 см (блесны более мелких размеров при рекомендуемой скорости буксировки в 6 — 7 узлов в час плохо играют при выходе на поверхность из-за малого веса и слабого лобового сопротивления). На эти приманки реагируют все хищники без разбора; игра приманок, похожая на движения раненой рыбки, видна даже на значительном удалении.

Поступающие в продажу искусственные морские приманки для ловли троллингом или взаброс часто снабжаются тройниками. Но правильнее вместо них ставить двойники — тогда игра заметно улучшится. Можно снабжать такими крючками и блесны больших (от 20 до 27 см) размеров. Они будут также более привлекательными.

Одной из классических приманок для буксировки является искусственный «осьминог». Существует множество моделей «осьминогов». Их форма и размеры - от 9 до 18 см - обеспечивают качественную проводку. Окраска приманки - на любой вкус. Особенность конструкции головы «осьминога» заключается в том, что в случае необходимости ее можно утяжелить свинцом. Это позволяет регулировать игру и погружение приманки, а также производить ныряющие движения при старте. Крепится свинец так; шпильку проталкивают в отверстие грузика. При этом рыболовный крючок на время снимают, а потом привязывают его таким образом, чтобы спрятать среди щупалец приманки. Для придания необходимой игры можно установить на шпильку дополнительные грузы или намотать тампон обтекаемой формы.

Андрей Баженов

Написано статей и ответов

Ловля тунца - крупного обитателя морей и океанов является захватывающим занятием, которое может подарить много незабываемых моментов как опытным рыбакам, так рыболовам-любителям. Многие из них совершенно зря недооценивают морскую рыбалку. Вместе с тем, те рыбаки, которые хоть раз отправлялись на тунца и возвращались с трофейной добычей, вряд ли откажутся испытать снова эту бурю захватывающих эмоций. Эта очень азартная и зрелищная рыбалка, на которой необходимо побывать всем рыбакам.

Среда обитания тунца - это водные просторы тропиков и субтропиков. Например, его можно встретить в Тихом, Индийском и Атлантическом океане, и в таких морях, как Адриатическое, Средиземное, Красное и другие. Из этого следует, что тунцов можно ловить в теплых водах, в которых много мелких рыбешек.

Двигаются тунцовые косяки из года в год одной и той же дороге, поэтому если вы знаете, где его можно поймать, то ваша рыбалка обязательно будет удачной.

В природе можно встретить такие разновидности тунца:
  • обыкновенный;
  • желтопёрый;
  • австралийский;
  • длиннопёрый;
  • пятнистый;
  • большеглазый;
  • тихоокеанский голубой;
  • макрелевый;
  • малый атлантический.

В то время, когда проходит рыбалка, тунца видно невооруженным глазом, то есть он в прямом смысле выпрыгивает из воды. Также верным признаком того, что он обитает в водоеме является наличие в нем дельфинов и ныряющих птиц.

По наблюдениям опытных рыбаков весенняя рыбалка отличается хорошим уловом мелких особей, а в осеннее время лучше ловятся крупные экземпляры. Большая рыба в основном сбивается в стаи, состоящие из 4-10 особей, тогда как мелкая собирается в многочисленные косяки. Также местом обитания крупных особей являются глубоководные места (100-160 метров), а маленькие рыбки держатся на поверхности.

Зная, в какое время тунцы перемещаются и в каком направлении двигаются их косяки рыбаки выходят в море на катерах, оснащенных специальным оборудованием и рыболовной оснасткой.

Как ловят тунца знают далеко не все рыбаки, поэтому надо подробней остановиться на описании этого процесса. Такая рыбалка предусматривает обязательное прикармливание и приваживание.

Чаще всего для приманивания тунца используют:
  • мелкую рыбу, например, сардины, тушки которых или бросают целиком, или предварительно разрезают на небольшие части;
  • искусственный дождь, который создается путем полива поверхности моря водой из шланга.

Тунца крупного и среднего размера прикармливают целыми рыбными тушками, а маленьким рыбешкам сардины разрезают напополам или на несколько частей.

За несколько недель до периода активной ловли тунца рыболовы запасаются замороженными тушами сардин, которые накануне рыбалки размораживаются. Создание четко выраженного пищевого следа - это главная цель прикармливания. Чтобы это сделать, тушки методично выкидываются за борт по курсу движения судна. Прикормку делают поочередно: то целыми сардинами, то их частями. Целая рыба опускается на дно медленнее, а резаные тушки значительно быстрее. Из-за того, что стаи могут обитать абсолютно на разной глубине, от 20 до 100 метров, тунец, видя приманку, находящуюся в воде на разной глубине, поднимается выше к поверхности, что повышает шансы на то, что трофей будет пойман.

При ловле небольшого тунца используют спиннинги с тестом от 70 до 90. Для гигантских экземпляров с весом более 1 центнера удилище должно быть с тестом от 100 до 130. Катушку лучше подбирать морского класса, которая может вмещать большое количество лески (до 600 м) и имеет регулируемую настройку тормоза.

В связи с тем, что этот морской обитатель очень быстрый, вываживать его необходимо очень часто, быстро выбирая слабину лески, поэтому лучше всего использовать скоростные и мультипликаторные катушки.

Рыбаки, которые ловили тунца, советуют выбирать надежные и проверенные на практике катушки таких известных марок, как:
  1. «SHIMANO».
  2. «PENN».
  3. «DAIWA».

Длина удилища может варьироваться в диапазоне от 165 до 210 см.

Также оно очень удобно для вываживания рыбы.

- Сложно ли ловить рыбу в открытом море?

Этот вопрос часто волнует яхтсменов, отправляющихся в дальние походы в Атлантике или Средиземном море. Кто-то пробует ловить морскую рыбу речными снастями и разочаровывается в результате. Кто-то никогда не пробовал ловить, очень хочет начать и не знает как...

Мы ловим рыбу практически на каждом переходе в океане. Тунцы, корифены, меч-рыба - довольно регулярно посещают наш камбуз и поддерживают наши экипажи в благостном и сытом состоянии. Треск катушки - и сонная подвахта мгновенно вылетает в кокпит в одних трусах, оспаривая место у удилища: только тот кто видел десятикилограммовую корифену, вылетающую свечой вверх, на два метра от воды, поймет это ощущение рыбацкого азарта!

На самом деле ловить в открытом море рыбу в количестве, достаточном для того чтобы накормить команду из 3-4 человек достаточно несложно. Я возьму на себя смелость дать несколько советов.

1. Приобретите книгу «Cruiser"s handbook of fishing». Это исчерпывающее руководство по методам рыбной ловли с яхты, которое включает в себя не только описание способов ловли, наживок и разнообразых снастей, но и информацию по правильной разделке и приготовлению улова. Киндл-издание стоит порядка 10 долларов - стоимость одной недорогой наживки.

2. Купите хорошую 30- или 50-фунтовую катушку для троллинговой рыбалки. Вам понадобится специальная катушка для морской ловли, желательно с рычажным стопором. Устройство это достаточно дорогое, так что не забывайте заботиться о нем: регулярно опресняйте его и раз в год проводите необходимое обслуживание. Хорошая 30-фунтовая катушка (Okuma, Shimano, Penn) стоит от 200 до 500 евро. Не стоит брать огромные катушки для ловли меч-рыбы под 100-фунтовую леску: все равно такого размера трофеи на яхту вам будет просто не поднять.

3. Снарядите катушку хорошей леской - я рекомендую мононить Penn, 40-50 фунтов. Я использую 30-фунтовую катушку с леской на 50 фунтов, если вы используете более тонкую леску, то не пренебрегайте специальными узлами для упрочнения последних 3-5 метров лески, например bimini twist. Можно использовать «плетенку», но она хуже амортизирует удар в момент поклевки

4. Удилище - обычное недорогое удилище под леску 30-40 фунтов, можно разборное из двух частей. Не гонитесь за дорогими брендовыми удилищами с роликами вместо колец - ловить большую рыбу с парусной яхты неудобно, да и совершенно не нужно. Ориентируйтесь на трофеи весом до 15 кг.

5. Все наживки которые вы используете должны иметь свой поводок , который соединяется с леской при помощи качественных карабинов и колец прочностью не менее 100 кг(200 фунтов) на разрыв. Поводок может быть из лески разрывом 50 кг и больше, для ловли тунца и корифены лучше всего иметь поводок из лески, если вы ожидаете атаки «зубастиков» (ваху, барракуда) - ставьте стальной поводок.

6. Для новичка проще всего приобрести готовые наживки , сразу снаряженные крючком и поводком, например фирмы Williamson. Лучше всего иметь в арсенале несколько наживок, разного заглубления и характера. В качестве основного набора, я рекомендую иметь трех пластиковых кальмаров, разных цветовых комбинаций, длиной 10-15 см. Самая лучшая и популярная комбинация, имитирующая раненую рыбу - красно-белый цвет. В взбаламученной воде хорошо работают черно-красные кальмары. Также хорошо работают черно-пурпурные, сине-белые наживки. Если наживка не вызывает у рыб интереса - меняйте ее на другой цвет, и продолжайте смену наживок по кругу каждые 2 часа пока кто-нибудь не клюнет.

К кальмарам можно добавить также одного-двух морских воблеров, особенно я рекомендую Rapala Shad-rap и X-rap. Крючки на этих воблерах правда не очень качественные и быстро ржавеют. Воблеры хорошо работают на небольших скоростях (меньше 5 узлов), кальмары на скоростях 4+ узлов.

7. НЕ ПЕРЕДАВЛИВАЙТЕ СТОПОР! Стопор на катушке должен быть настроен так, чтобы леска выходила спокойно, но с небольшой нагрузкой - не более чем 25% от разрывной силы лески. Передавленный стопор - причина большинства сходов рыбы при поклевке, а так же потерь наживки. Дайте рыбе спокойно схомячить вашего кальмара и радостно унестись в просторы моря, звеня трещоткой и призывая рыбаков на битву. Как следует привяжите удочку к релингу за рым в катушке - используйте для этой цели тонкую спектру, минимум 500-800 кг на разрыв. Для крепления удочки удобнее всего использовать обычный "стакан", с креплением на релинге.

8. Самая увлекательная часть морской рыбалки - это вываживание. При вываживании: если ветер слабый, уберите паруса, и разверните яхту по ветру. Если ветер сильный, рыба большая, и лески на катушке совсем немного - включите мотор и аккуратно удерживайте яхту на месте против ветра. Не давайте рыбе уйти под яхту - леска на винте это совсем не весело:) !

Остановив яхту понемножку закрывайте стопор - но не слишком сильно! - и начинайте вываживание, поднимая удочку вверх, резко опуская ее вниз и подбирая слабину лески. Не пытайтесь подтягивать большую рыбу катушкой: для этого вам придется слишком сильно закрутить стопор, и если она рванется, то немедленно сойдет. Работайте удочкой, постепенно изматывая и подтягивая рыбу к яхте.

Если рыба начинает делать "свечки", биться и пытаться убежать - чуть-чуть отпустите стопор, дайте ей поплавать, и потом опять начинайте вываживание. Время на вашей стороне - главное не давать рыбе отдыхать: если необходимо, меняйтесь на удочке.

9. Обзаведитесь складным багром! Багор - абсолютно необходимое устройство, если вы собираетесь ловить рыб весом болеее 1-2 кг. Когда вы багрите рыбу, старайтесь попасть ей в район центральной линии, сразу за жабрами. Это практически гарантированно ее умертвит, и облегчит подъем добычи в кокпит.

10. Для успокоения выловленной рыбы (а корифена весом 10-15 кг может устроить вам настоящую схватку не на жизнь а на смерть) я использую полотенце, молоток и тонкую отвертку или нож. Накинутое на голову рыбе полотенце дезориентирует противника, молоток - оглушает, а выверенный удар отверткой в точку стыка позвоночника и черепа на голове рыбы сразу ее убивает, попадая точно в мозг. Есть любители усыпить рыбу налив ей в жабры водки, или других крепких напитков, но на мой взгляд это просто перевод продукта. Багрите, вытаскиваете, оглушаете и приканчиваете. Не мучайте рыб, не оставляйте их долго и мучительно биться в кокпите, разбрызгивая кровь и слизь по всей палубе. Один удар в мозг - и готово. Слабонервным и чутким натурам лучше удалиться: из тунца и корифены вытекает большое количество крови.

12. Лучше всего рыба клюет на восходе и на закате дня , однако поклевки возможны в любое время дня и ночи. Я обычно вынимаю удочку на ночь: ночью больше шансов подцепить страховидную змеиную макрель, или что-то серьезное, типа меч-рыбы или марлина. Мы ловим рыбу чтобы есть, чудовища и трофеи на 200 кг нам не нужны - так что наживка идет в воду с утренними сумерками и поднимается как только небо полностью темнеет.

13. Где ловить и когда? На Средиземке - практически весь сезон, однако шансов поймать что-то пока температура воды меньше 15 градусов немного. В Атлантике - отложите ловлю тунца пока вода не потеплеет до тех же 15 градусов, однако в северных водах на маленького тунцового кальмарчика или воблера можно довольно успешно ловить скумбрию. Треска, зубатка и другие северные рыбы на дорожку не ловятся, и о этой рыбалке мы на переходе и не помышляем.

14. Не жадничайте! Если вы поставите кальмара размером от 15 см - ждите визита больших рыб. Поймать тунца весом 50 кг вполне реально, но вытащить - значительно сложнее. А уж о том чтобы такую рыбеху съесть самим - и говорить не приходится.

15. Если клюнула акула - режьте поводок. Серьезно. Небольшая акулка-мако может устроить вам такую техасскую резню бензопилой в кокпите, что вы еще долго не сможете без содроганий видеть удочки. К счастью, акула обычно просто перекусывает поводки из лески.

16. Предпоследний совет: когда будете жарить свежего тунца или корифену, помните, что рыба продолжает готовиться в течении нескольких минут после того как вы сняли ее с гриля или сковороды. Не пережаривайте рыбу! Не слишком толстое филе тунца жарим на каждой стороне не более 1 минуты, снимаем с огня и сразу подаем на стол. Слегка розоватое в центре куска филе - вот вполне достижимый идеал. Свежевыловленный тунец, правильно обескровленный и разделанный, замаринованный на 20-30 минут в вашем любимом маринаде и слегка обжареный на сковороде или гриле... Вряд ли что-то может быть вкуснее!

17. Что делать, если у вас в холодильнике 10 кг тунца, а команда уже не может видеть рыбу? Завяльте улов! Засолите небольшие полоски тунца вместе со шкуркой в слабом пряном рассоле на 6-12 часов, просушите и нанижите на нитку. Повесьте нитку под спрейхудом или бимини, и через 2-3 дня вы будете вознаграждены замечательной легкой закуской, которую можно есть под легкое белое вино или пиво. Не пересаливайте: мух и других насекомых в океане нет, и даже практически несоленая рыба высохнет быстро и качественно.

(c)2015 Клуб Парусных Экспедиций, перепечатка и копирование материала в любой форме запрещена

Международная ассоциация спортивного рыболовства - IGFA - признает синего тунца сильнейшей трофейной рыбой в морской рыбалке класса Big Game. Он достигает длины более 4 м и веса до1 т, молниеносно атакует приманку и с огромной силой рвется на глубину. Оказать ему сопротивление - настоящий вызов со стороны рыболова. Выдержат ли снасти экстремальную нагрузку? Хватит ли рыболову сил? Конечно, трофей класса XXL - весом 300 кг и более - останется для многих лишь мечтой. Чтобы добыть такую рыбину, придется потратить много времени, сил и, конечно, денег. А вот экземпляры класса XL более реальны, и за ними совсем не обязательно ехать слишком далеко. В этом мне удалось убедиться лично во время моей поездки в Хорватию летом прошлого года.

О синем тунце

Cиний тунец (Thunnusthunnus) - наиболее крупный в своем семействе. Это одна из самых быстрых и идеально раскрашенных под среду обитания рыб в мире. Она имеет обтекаемое торпедообразное тело, буквально созданное для того, чтобы развивать запредельную скорость и выдерживать большие нагрузки. Благодаря «металлической» окраске - синий цвет верхней части тела и мерцающий серебристо-белый нижней - рыбу трудно заметить и сверху, и снизу.

Синий тунец (еще его иногда называют «красным» за цвет мяса и гигантским за размер) отличается от других тунцов коротким грудным плавником.

Синим тунцом (bluefin) зовут и еще два других вида - Thunnus orientalis и Thunnus maccoyi, отличающихся меньшими размерами, другой областью обитания и в научной терминологии называемых соответственно тихоокеанским и южным тунцами.

Из достоверно пойманных и измеренных экзем-

пляров в Северной Атлантике самый длинный имеет размер 459 см, а самый тяжелый, добытый в 1979 году возле Nova Scotia (Канада), заставил стрелку весов остановиться на отметке 1496 lb - 677 кг!

Синий тунец обладает необычным оружием: складывая спинные и боковые плавники, он уменьшаетлобовое сопротивление и способен развивать максимальную скорость до 70км/час, что позволяет ему легко атаковать своих жертв. А охотится он практически на всех морских обитателей, которых встречает на своем пути. В основном это косяки сардин, макрели, сельди, кальмары и ракообразные, например, креветки.

Cиний тунец приспособился к обитанию в субтропических, умеренно теплых и тропических водах всех океанов. Этот вид совершает сезонные миграции по Атлантическому океану, Средиземному морю, бывает, что немалые косяки заходят даже в южные части Черного моря, перемещаясь в основном вдоль побережья. Отдельные особи могут совершать даже трансокеанские перемещения. Отмечены, в частности, случаи вторичной поимки рыб, помеченных у берегов Флориды, в районе

Канарских островов и возле Норвегии. Из Атлантики тунец идет на икромет в район Эгейского моря.

Поездка в Хорватию

Мне неоднократно приходилось слышать от знакомых единомышленников, которым случилось порыбачить во всех уголках нашей планеты, что Адриатика вполне может

Поэтому я решил побывать в одной из омываемых Адриатическим моремстран с хорошей туристической инфраструктурой, чтобы поучаствовать в морской рыбалке класса Big Game. А это значит - арендовать катер с командой и попытаться поймать трофейную рыбу.

Выбор стоял между Италией и Хорватией. Из-за короткого перелета, приемлемых цен, славянского языка и отсутствия бюрократических процедур я остановился на Хорватии, а точнее, на далматском острове Муртер, расположенном в северо-западной части Шибеникского архипелага, который отделен отматерика узким Муртерским каналом. Туда я и отправился в компании единомышленников. Некоторым участникам этой поездки уже доводилось бывать на Big Game в этой прекрасной стране, а вот мне - только проводить семейный отдых и выловить пару рыбешек с берега.

Мы забронировали 5 дней рыбалки на двух катерах. Средняя стоимость катера на целый день (9 час.)составила 650 евро, включая аренду всех снастей и цену наживки. Замечу, что организаторы рыбалки такого масштаба - частные лица, у которых есть обору-

дованные катера и все необходимые лицензии для спортивный ловли. Предварительно были оговорены все детали и пожелания.

Наконец в начале августа прошлого года поездка состоялась. Ее можно назвать «Последнее большое рыболовное сафари в Европе». В ней приняли участия 5 рыболовов из Германии и Австрии.

Самолет приземлился в аэропорту г.Сплит. На выходе из аэропорта нас ждала машина с водителем. Мы за час пересекли страну вдоль побережья с юга на северо-запад и прибыли в Йезеру - аккуратное чистое поселение, насчитывающее около 1 тыс. жителей. Оно расположено на о.Муртер - от Сплита всего 120 км. С забронированными апартаментами мне просто повезло - до гавани всего 100 м!

Температура в эти дни стояла немного выше обычного, +34OС в тени, но для середины лета это неудивительно.

Йезера

После размещения и вкусного ужина, состоящего из средиземноморских блюд, я обошел всю марину городка, внимательно рассматривая рыболовные катера. Было около 8 часов вечера, и они возвращались в гавань. Этот день оказался удачным - один из первых пришвартовавшихся катеров вернулся с добычей. Помощник подкатил тачку для погрузки 75-ки лограммового синего тунца. Некоторые из прохожих туристов, увидев рыбу таких размеров, от удивления теряют дар речи. Отмечу,

что по международному соглашению стран Средиземноморья разрешается изымать в день только одну рыбу длиной не менее 1,2 м.

Вечером мы познакомились с нашими шкиперами - Георгом и Маринко. Это настоящие профессионалы, с большим опытом. Общаться с ними я мог сразу на трех языках.

Русский и хорватский языки довольно схожи, к тому же оба шкипера говорят на немецком и английском.

Перед началом рыбалки мы досконально обговорили программу предстоящих дней и все подробности. Такое тщательное планирование необходимо - здесь важна командная работа.

В Хорватии считается: шкипер и помощник выводят рыболовов к рыбе и помогают поднять ее или отпустить. Все остальное делают рыболовы. Наша цель - поймать синего тунца, по возможности - пару синих акул и рыбу-меч. Шансы поймать гиганта в это время года (начало августа) наивысшие. Сезон для синего тунца начался пару недель назад. Температура воды 22-24° - идеальные условия для удачной ловли.

Погода стояла хоть и жаркая, но прогноз на неделю немного беспокоил, особенно сильный ветер. «Возможно, на день-другой придется отменить рыбалку», - дал понять Георг. Только при устойчивой погоде есть реальный шанс поймать тунца дрейфовым методом, или дрифтингом*.

Дрифтинг - ловля рыбы с дрейфующей лодки. При этом двигатель может быть

как выключенным, так и включенным, но так, чтобы лодка чуть-чуть продвига-

лась вперед. Самый важный параметр при дрифтинге - это скорость лодки по

отношению к приливу. Если ветер и прилив действуют в одном направлении, то

дрейф лодки будет слишком быстрым. Тогда движение лодки можно замедлить с

помощью плавучего якоря. Если лодка плывет по течению, то установленные на-

живки примут естественное положение, и тогда вышедшие на охоту хищные ры-

бы скорее всего схватят их. Крупных акул можно ловить с помощью дрифтинга,

используя в качестве наживки целую рыбу (макрель, мелкий тунец и др.). -

Прим.ред.

День первый

В 8 часов утра наше рыболовное приключение началось. Ранние лучи восходящего солнца предвещали жаркий день. Вокруг гавани кипела подготовка. Помощники и шкиперы подносили к катерам напитки, рыболовные снасти, ящики с замороженными сардинами - одной из лучших местных приманок для тунца. Сегодня мы с приятелем Лукасом выезжаем на полный день на катере «Чарли». Катер меня порадовал - был просто как новый. Позже капитан рассказал мне, что переделка обошлась в несколько десятков тысяч евро.

Этот 9-метровый катер - производства известной американской фирмы BERTRAM - был оснащен двумя новыми моторами от STEYR MOTORS общей мощностью 520 л.с. и всеми необходимыми современными электронными приборами - эхолотом, GPS, радиоприемником высоких частот и т.д.

Катера и яхты, произведенные BERTRAM для спортивной морской рыбалки, высоко ценятся в первую очередь за надежность. Лично мне еще не доводилось видеть гавани, где бы не было ее продукции.

Поскольку синий тунец - крайне жесткий и выносливый боец, вываживать его удается только с помощью тяжелых снастей - класса 80-130 lb. На борту имелись высококачественные рыболовные снасти от SHIMANO и NORMIC, знаменитые катушки и удочки модели Tiagra класса 80 lb - высший класс! Отправляясь на рыбалку, я, как обычно, взял с собой поляризационные очки, головной убор и солнцезащитный крем. Эти мелочи лучше не забывать, я уже научен прошлым опытом.

Около 9 утра катер покинул гавань и взял направление на запад. Нам предстояло выбраться в открытую Адриатику вдоль многочисленных островов, создающих своеобразную красоту этих мест. Только в водах Хорватии их насчитано 1185! Поездка заняла около часа. Как выяснилось, у каждого шкипера

свои места и каждый старается ловить именно там.

Тунца ловят в открытой Адриатике, отойдя на пару километров от скопления островов, дальше и не нужно - так объяснил Маринко. Миграция тунца вдоль побережья (которым считаются именно острова) продолжается 5 месяцев. К самой суше рыба не подходит. Тунец любит впадины и возвышенности в десятки метров, поэтому практически не ходит между островами - там нет нужной глубины (она должна составлять как минимум 150 м).

Над такой глубиной невозможно встать на якорь - понадобится запас цепи 200 м плюс якорь. Эта гора железа будет весить пару тонн. Построенные для спортивной морской рыбалки катера не рассчитаны на такую нагрузку, поэтому дрейфовый метод ловли наиболее удобен и часто практикуется в Средиземноморье. Попутно попадаются акулы и даже рыба-меч!

Как только мы достигли места, Маринко заглушил моторы, а Антонио скинул за борт «дрейф-мешок», который медленно тонул и распрямлялся, принимая форму парашюта. За счет такого плавучего якоря катер практически не выносит за зону ловли. Это очень важно, поскольку тунец неоднократно проходит по одним и тем же местам.

Маринко и Антонио начали прикармливать. Первыми размороженными сардинами, полетевшими за борт, мгновенно заинтересовалась стая очень наглых и голодных чаек. Суп из перемолотых рыбешек через 2 минуты выливался из автоматически настроенной электрической мясорубки. Кристально чистая вода становилась мутно-красной.

Прикармливать надо умеренно - не мало и не много. Если недокормить - под водой образуется слабозаметный для хищника след. Нужно учесть, что кроме тунца на запах и цвет выходят и другие обитатели Адриатики, например, морской окунь или щука. Они съедят сардин, и для тунцов почти ничего не останется. Если перебор щить - повышается шанс привлечь множество синих акул со всей округи, котобольшую часть драгоценных медленно тонущих рыбешек. Драгоценными они стали именно сейчас, из-за полнолуния. Сардинам очень хорошо видны сети, поэтому выход в этот период за серебристым деликатесом - нерентабельное дело. Цена на заморожен ных сардин мгновенно взлетает. Каждый местный шкипер благодаря своим контактам заранее запасает сардин как минимум на 2 недели. У Маринко всегда имеется достаточно ящиков заманчивого серебра.

За 20 минут Маринко и Антонио установили все удочки. В качестве наживки используется в основном макрель. Маринко прячет крючок в рыбе. Очень важно, чтобы наживка была свежая, поэтому заранее выловленная шкипером макрель хранится в специальном пластмассовом ящике, куда насосом подается кислород.

Теперь мы ждем появления «синих». Эхолот показывает максимальную глубину - 180 м с небольшими перепадами, но никакой активности под намине наблюдается. Ближе к обеду ветер начал усиливаться.

За первые два часа поклевок не было. Наконецодин из шаров резво ушел под воду, но леска уходила медленно.

Наверное, акула! - вскрикнул Маринко.

Первым по очереди в боевом кресле оказался Лукас. После 10-минутной «разминки» 30-килограмовая синяя акула всплыла в паре метров от «Чарли». После короткой фотосессии она отпущена. В Хорватии принято небольших синих акул всегда отпускать. В гавань берут только крупных - от 100 кг.

Следующий час принес нам еще одну синюю акулу почти такого же размера. Она глубоко заглотила крючок, и Антонио пришлось резать флуорокарбоновый поводок.

Тем временем знакомый Маринко - Юрица, рыбачивший в 3 км от нас, оповестил по рации, что ему посчастливилось поймать рыбу-меч весом 100 кг!

Ближе к вечеру осталось два из восьми ящиков взятых на прикормку сардин. Лукас рассматривал в бинокль окружающий морской ландшафт и вдруг привстал с криком: «Там!», указывая вправо, на остров с маяком.

Увиденное нас ошеломило. Гигантский тунец вылетел на несколько метров из воды и снова скрылся. Маринко оценил его вес в 250 кг. По приметам профессиональных рыболовов считается, что если одна рыба выпрыгивает из воды, то еще 4 в воде. Так можно определить примерный размер косяка.

Этот прыжок завел весь экипаж, а меня особенно, ведь была моя очередь вываживать! Каждый из насстал подкармливать. Решили пойти ва-банк, отправив всю оставшуюся прикормку за борт, чтобы создать за катером большой кормовой след.

Поднимаясь на флайбридж*, я заметил на эхолоте первые стреляющие по экрану полоски на глубине 50 м. Теперь главное, чтобы один из «синих» взял приманку.

*Флайбридж - площадка на крыше

рубки с дополнительным постом

управления.

Буквально через считанные секунды засвистела одна из катушек. Сыгранная команда сумела быстро вымотать другие две удочки и вытащить дрейф-мешок. Я занял место в боевом кресле, помощник подал мне удочку.

Маринко находился у руля, управляя катером на задней скорости. Преследование началось. Катушка была уже на треть пуста, дакроновый бэкинг по пару метров в секунду уходил на глубину моря. Но было заметно, что находящийся в 300 м от нас тунец постепенно теряет силу. Мне стало ясно, что наживку схватила рыба среднего размера.

Первые 15 минут противостояния - решающие. Маринко держал ситуацию под контролем. Замечу, что ему всегда удавалась вывести катер на оптимальный градус нагрузки рыболовных снастей.

Через 20 минут мне удалось выбрать половину лески. Затем последовал еще один побег, во время которого тунец забрал обратно 100 м. Маринко ускорил ход катера, и через 10 минут тунец первый раз показался в сотне метров от борта. После 45-минутного боя его судьба решилась.

Начало - как на заказ!

Основным принципом рыбалки на тунца является командная работа. Клиент, арендующий катер, становится неотъемлемой частью команды. Капитан управляет катером, помогая рыболову, сидящему на стуле, оптимально вываживать. Его помощник выполняет остаток работы освободить или затащить пойманную рыбу в катер.

По возвращении в гавань сын Маринко уже ждал нас с тачкой, чтобы забрать деликатесный трофей. Синий тунец потянул на 75 кг. Неплохое начало!

Вечером выяснилось, что никто не остался без улова. Трое наших друзей на катере с Георгом поймали морскую щуку и 5 синих тунцов до 70 кг. Но по правилам разрешается изымать только одну рыбу в день.

Позже Георг всех оповестил, что завтра из-за сильного ветра рыбалка отменяется - после обеда ожидался циклон с востока. Конечно, такая новость огорчила, хорошо

хоть, что в случае отмены рыбалки из-за неподходящих погодных условий заплаченные за день деньги возвращаются. Частная организация имеет свой большой плюс, предусматривая форс-мажорные обстоятельства. Так что день второй прошел без рыбалки.

День третий

Опять в 9 часов утра мы с Лукасом выходим на «Чарли» с той же командой из гавани. Море гладкое, Посейдон успокоился, солнце светит. Та же самая история: прикармливание, ожидание…

День был удачным: 3 синих тунца до 50 кг и одна синяя акула. Вываживание длилось по полчаса.

Для меня снасти класса 80 lb немного тяжеловаты при ловле тунцов до 50 кг. Но, по словам Маринко, случается, что и этой мощности не хватает. Для тунца весом 150 кг оптимальное оружие - класс более 130 lb. Капитану уже приходилось пару раз видеть н соседних катерах, как из-за легких снастей тунец немало огорчал рыболовов. Поэтому во время международных соревнований, которые каждый сентябрь проходят в Йезере, все участники стараются использовать снасти класса 130 lb, чтобы не упустить рыбу, которая может принести победу в столь престижном состязании.

День четвертый

Нашим следующим капитаном стал Георг. От местных я узнал, что именно благодаря ему в Хорватии зародилась спортивная ловля синего тунца - в 1993 году он первым в стране привез в гавань эту рыбу. Ее тогда удалось подтащить к катеру после 6-часового боя, сломав кончик удилища. Рыбина весила 141 кг и обладала замечательнымвкусом.

Многим местным рыболовам Георг помог поднять благосостояние, а для любителей Big Game он нашел одно из самых прекрасныхмест в Европе.

Сегодня пассажиров на борту катера «Эль Патрон» трое - к нам присоединился отец Лукаса.

Капитану Георгу уже 67 лет, но выглядит он на 20 лет моложе и по-прежнему заряжен магическим духом морской рыбалки.

Он самый опытный, он лучше всех, он наверняка приведет тебя к рыбе, - это я слышал неоднократно.

Георг с самого начала практикует дрейфовый метод ловли. Охота на синего тунца троллингом в Адриатике не приносит успеха. Он, как и многие его коллеги, отдает предпочтение флуорокарбоновым поводкам, которые не настораживают недоверчивых тунцов. Если насадка тонет не так, как сардины в кормовом следу, то хищник ее игнорирует. Поэтому сопровождающие клиентов команды стараются не выезжать на рыбалку при ветре и волнах.

День был немного пасмурным, но главное - безветренным. За час мы добрались до секретных мест уважаемого капитана. Неподалеку от последнего скопления островов с маяком помощник сбросил якорь-мешок. Глубина там менялась от 100 до 200 м. Идеальная структура рельефа, как объяснил нам Тим - помощник Георга.

Но в течение 5 часов попались только две синие акулы, и то одна из них умудрилась проплыть вблизи винта, обрезав поводок.

Новый поводок, новое счастье. Час спустя неожиданный свист катушки заставил нас встрепенуться. После почти часового поединка отец Лукаса вытащил 70-килограммового тунца на поверхность. Красивый! Меня всегда поражала раскраска этих хищников - интенсивная синева, переходящая в серебро…

День пятый

Прогноз погоды на наш последний день в Йезере нас обеспокоил. Поговорили с Георгом и все-таки решились выбраться на 5-6 часов в море.

Ветер крепчал с каждым часом и не позволял ловить «по классике» - прикормить, затем разложить удочки и ждать. Георг сразу изменил тактику, сначала подготовил

вместе с помощником удочки, а затем начал прикармливать. Через 2 часа эхолот показал первые знаки пролетающих под катером тунцов. Они шли за катером по кормовому следу.

Теперь надо дождаться момента, когда тунцы подойдут к борту и последний кусочек сардины исчезнет во рту одного них, - тогда и можно сбросить подготовленные приманки в воду. Одинокая рыбка в воде спровоцирует соперничество между тунцами. Если это не сработает, фокус будет повторен.

Дождавшись момента, Георг и Тим скинули одновременно в разные стороны две наживки. Не прошло и минуты, как обе катушки засвистели. Двойная атака!

После 40-минутной борьбы я первым подтащил к борту 80-килограммового тунца, вываживая его стоя.

Тим уверенно схватил поводок и дернул его в сторону, освобождая рыбу. Второму тунцу удалось после часового боя освободиться, но Лукас все же был доволен, час

столь жесткой борьбы выпадает нечасто. Ведь борьба и есть главная цель нашей поездки. Георг оценил вес сошедшей рыбины как минимум в 100 кг. Жаль! Ну что ж, такова рыбалка: раз выигрываешь ты, другой раз - рыба.

Решили вернуться в гавань - миссия на сегодня более чем выполнена.

Самые сильные в мире

Подобный метод ловли приносит успех. В 2007 году одному из приезжих рыболовов удалось победить 130-килограммового тунца. Вываживание длилось 2 часа снастями класса 130 lb.

Георг уверен, что рыба в Адриатике - самая сильная в мире, и все благодаря оптимальной температуре воды и содержанию кислорода. Однако одного гиганта ему никогда не забыть. Вот что он говорил:

Даже после 12-часо- вого вываживания на снасти класса 80 lb тунец не подавал признаков усталости и утянул 800 метров лески с катушки, за это время трое рыболовов сменили друг друга, - рассказывал он. - Нас не огорчила поломка после многочасовой езды на задней скорости. Нас не огорчила потеря рыбы - это все-таки произошло. Огорчило, что нам так и не удалось этого тунца увидеть, и мы не знаем, каких размеров он был!

Метод ловли - дрейф в Адриатическом море

Когда-то итальянские профессиональные рыболовы заметили, как косяки тунцов преследовали наполненные сардинами сети. Видимо, тунцы уже знали - где звук мотора и траловые сети - там легкая добыча. Из сетей постоянно выскальзывают через ячейки мертвые сардины, создающие хорошо видимый под водой серебристый след.

После нескольких попыток итальянские рыболовы из Песары (Pesaro) стали в конце 70-х с дрейфующих судов. Так были пойманы первые трофейные тунцы. Абсолютный рекорд - 475 кг! На протяжении десятилетий дрейф успешно применяется любителями спортивной рыбалки на всем Средиземноморье, но в каждой стране и каждой местности рыболовы придумали пару своих трюков, которые держатся в секрете.

Главным фактором успеха считается прикармливание, создающее кормовой след, чтобы привлечь косяк тунца. Лучшей прикормкой - сардины. Запасы замороженных рыбешек шкиперы покупают у местных рыбаков. Один 5-килограммовый ящик стоит в среднем 370 руб. На полный день требуется 40 кг замороженных сардин. По местному понятию, ящик сардин - на час прикормки.

Есть два способа прикармливания тунца. Первый: размороженные сардины целыми поштучно кидают за борт, тонут они довольно медленно. Второй: сардины режут на кусочки, тогда они тонут быстрее. Обычно используются оба способа одновременно, чтобы охватить разную глубину.

Также тунца очень притягивает запах рыбной крови. Для этого применяется электрическая мясорубка - Sardamatic. Она прикручена к наружному борту катера и относится к основному оборудованию. В нее закладываются сардины, перемалываются, и в воду попадает жидкая масса из костей, мяса и крови. Создается неповторимый запах, который магически притягивает тунца.

Сам дрейфовый метод ловли по сути - порою скучное ожидание. После того, как выберешь место, и все приманки окажутся на оптимальных позициях, остается только прикармливать и ждать. Команда находится в постоянном контакте с командами других катеров, обменивается новостями - кто что где видел или уже поймал тунца или другого ценного хищника, например, рыбу-меч. Обмен информацией уже вошел в традицию. Часто, получив новости, шкипер решается сменить место ловли, и это может повлиять на исход рыболовного дня.

Но вот надутый шар мгновенно исчезает под водой, леска по 10 м в секунду сходит с катушки, и все затраченные усилия сразу забываются.

Если ветер и волны не слишком сильные, то при дрейфе местные шкипера используют сразу 4 удочки. Правда, Маринко всегда использует лишь три и считает, что этого предостаточно. Ему доводилось сталкиваться с одновременной поклевкой двух рыб. В этом случае каждая секунда может повлиять на исход атаки, а помощнику

приходится выматывать на одну приманку меньше. Если не успеть, то лески могут перехлестнуться, и это, скорее всего, приведет к потере обоих трофеев. А

каждый шкипер стремится сделать все, чтобы избежать потери рыбы, поскольку она - его дополнительный доход, как минимум в пару сотен евро. В Хорватии принято пойманный трофей выкупать у команды. 1 кг мяса синего тунца стоит в среднем 740 руб.! Местные рестораны только и ждут возможности купить свежую рыбу, часто по повышенной цене.

Как это происходит

Рыба - сардина или макрель - крепится на крючке №12/0, привязанном к флуорокарбоновому поводку ⌀1,5 мм и длиной 2м. Около 20 м лески с наживкой спускаются вручную в воду, и на основную леску крепится обыкновенной резинкой грузило весом 200 г. Уже в этот момент необходимо быть внимательным - нежданная атака тунца, и можно заработать вполне серьезную травму рук.

Наживка отпускается ко дну до отметки на леске, которую шкиперы ставят водостойким фломастером на определенной длине (30и 60 м), чтобы точно знать, где будет находиться поплавок - обыкновенный надувной шарик, который опять-таки крепится к основной леске резинкой.

Когда шарик оказывается на воде, весь монтаж за счет волн и грузила постепенно отдаляется от катера не более чем на 80 м. Шарик надежно держит грузило и наживку, его хорошо видно даже на расстоянии больше 100 м. При атаке шарик лопается или уходит под воду, и его можно во время вываживания спокойно снять с лески, а резинка свободно проскакивает между широкими кольцами троллинговых удилищ. Грузило удается, как правило, спасти.

Приманки надо расставить на разных дистанциях - в 50 и 80 м от катера - и на разной глубине - 30 и 60м. При этом учитывается главный фактор - расстояние приманок друг от друга! Первая удочка в 80 м от катера на глубине 60 м, а вторая - в 50 м на глубине 30 м.

Расстояние нужно выбрать так, чтобы при изменении курса или при поклевке дрейфующие приманки не перехлестнулись. Глубину имеет смысл выставлять разную, идеально с разницей в 20 м, поскольку тунец мигрирует на разной глубине,. На эхолоте я часто замечал, как косяк в течение нескольких секунд поднимался с 80 на 30 м и так же быстро опять опускался. Нередко можно видеть выпрыгивающих из воды рыб, проходящих под катером или возле него.

Третья приманка, без грузила и поплавка, отпущена на 15 м от катера. Она медленно уходит на глубину и плавно играет за счет течения.

Снасти

При ловле синего тунца в основном используются удочки, катушки и леска мощностью 50, 80 и 130 lb, в зависимости от сезона. В июле-августе чаще применяются снасти классов 50 - 80 lb, поскольку в это время попадаются «небольшие» экземпляры - до 100кг. С середины сентябрярыболовы переходят на лески 130 lb, когда экземпляры весом 200 кг и более ловятся почти ежедневно.

Хочу подчеркнуть, что оба катера, с которых мы рыбачили, - и «Чарли», и «Эль Патрон» - были укомплектованы рыболовными снастями и снаряжением в полном соответствии с мировыми требованиями рыбалки Big Game: удилищами SHIMANO, DAIWA и NORMIC, ка-

тушками SHIMANO и PENN INTERNATIONAL, ремнями для стоячего вываживания MELTON.

Оптимальная снасть для ловли синего тунца выглядит следующим образом: удилище для троллинга класса 80 lb длиной 2,1 м; катушка класса 80lb/9.0W, настрой тормоза: при ожидании поклевки 80:5 = 16 кг, при вываживании 80:3 = 27кг; леска ⌀0,9 мм класса 80 lb длиной 850 м; вертлюжок РМ6 с разрывной нагрузкой 100кг; поводок из флуорокарбона ⌀1,5 мм длиной 3 м; одинарный крючок №12/0 японской фирмы GAMAKATSU.

Резюме

Многие любители морской рыбалки отправляются в тропические края в надежде на необычный трофей. Но, возможно, им просто неизвестно, что совсем необязательно для

этого даже выбираться из Восточной Европы. Здесь тоже можно побывать на настоящем рыболовном сафари Big Game, ведь и здесь у рыболова есть реальный шанс помериться силами с одной из самых сильных рыб на планете - с синим тунцом!

Получить в качестве соперника атлантического синего тунца весом 150 кг и более вполне возможно и в Адриатике. Уверяю вас, что каждый такой бой будет незабываемым. Тот, кто ищет свой психический и физический предел нагрузки, может попробовать себя в бою с большим тунцом.

Я знаю несколько опытных охотников за марлином, которые до сегодняшнего дня не забыли о физической нагрузке при вываживании гигантского синего тунца. Это единый мускул, рвущийся к морскому дну. После молниеносной атаки леска с катушки уходит со скоростью 17 м/сек! И решающий фактор в этом поединке - слажен-

ная командная работа. Успех приходит к тому, кто знает, как начать.

Дать совет о лучшем времени ловли трудно из-за ветра. С июля по октябрь погода здесь более стабильная, в это время можно за неделю поймать 3-4 рыбы. С ноября по март в Адриатику заходят крупные тунцы, но это период сильных ветров и слабого клева. Однако при приятной температуре и спокойном море вполне можно насладится рыбалкой и зимой.

…За неделю пребывания в Хорватии все участники нашей группы достигли поставленной цели - поймали своих синих тунцов, в полной мере испытав все прелести Big Game. В первую очередь это стало возможно благодаря профессионализму наших шкиперов - Георга и Маринко. Хорошо, что есть в Европе места, где у всех желающих есть возможность помериться силами с морскими гладиаторами Адриатики.

Считаю, что ловля тунца - это «Формула 1» в спортивной морской рыбалке, и если есть возможность в ней поучаствовать, то не стоит упускать этот заманчивый шанс.

Фото трофеев

В местных ресторанах на стенах можно увидеть вот такие фотографии с необычными уловами!

Хорватия,

ты поразила нас своей красотой и первоклассной морской рыбалкой. Мы обязательно сюда вернемся!







2024 © styletrack.ru.