Подвиги сергия радонежского краткое содержание для детей. «История о великом святом. Сергий Радонежский»


Имя Сергия Радонежского и краткая биография преподобного знакомы не только верующим людям, но и любителям истории. Исследователи по-разному относятся к чудесам, творимым святым при жизни и после смерти, признавая или отрицая наличие у него божественного дара. Но с тем, что этот мудрейший человек внёс огромный вклад в объединение русских земель, развитие культуры и укрепление позиций православия на Руси, соглашаются все учёные.

Основным источником сведений о биографии Сергия Радонежского является произведение Епифания Премудрого, ученика преподобного старца. Точной информации о том, в каком году родился Сергий, в «Житие» не представлено. Исследователи, основываясь на труде Епифания, называют следующие даты: 1314 г., 1319 г., 1322 г.

Известно, что младенец появился на свет в благородной семье, жившей под Ростовом, предположительно в селе Варницы. При крещении ребёнку было дано имя Варфоломей. Его родители, Кирилл и Мария, были людьми верующими и часто брали сына с собой в храм или на церковную службу.

В семь лет мальчика отдали в школу. В отличие от своих братьев, старшего Стефана и младшего Петра, учёба давалась ему с трудом. Задания учителей Варфоломей выполнял медленно и никак не мог освоить грамоту. Родители и педагоги старались повлиять на него, но их попытки не увенчались успехом. Только благодаря терпению, старанию и труду мальчик не только научился читать, но и весьма преуспел в этом. С большим интересом он стал изучать Священное Писание .

Есть и другая версия того, каким образом ребёнку, изначально не проявлявшему таланта к чтению, удалось в короткие сроки освоить грамоту. Однажды отец отправил Варфоломея искать затерявшихся в поле лошадей. Выполняя поручение, мальчик случайно увидел странника, одетого в чёрную ризу, прилежно молящегося Господу.

Ребёнок, доверчиво рассказав старцу о том, что хочет научиться читать, но никак не может освоить эту науку, и попросил незнакомца обратиться к Богу, чтобы тот помог ему в изучении грамоты. Святой старец исполнил просьбу мальчика и предсказал, что теперь он будет учиться лучше своих братьев и других сверстников. Так и произошло.

К удивлению родителей, Варфоломей стал с лёгкостью читать псалмы, чего ранее у него никак не получалось. Таинственный старец сообщил родителям мальчика, что их сын избран Богом и ему суждено помочь многим людям понять заповеди Божьи.

Ближе к двенадцати годам Варфоломей совершил свой первый духовный подвиг. Он стал строго соблюдать церковный пост. По средам и пятницам мальчик и вовсе отказывался от еды. Часто он не спал ночами, проводя время в молитвах. Матери не нравилось такое поведение сына, но повлиять на него она не могла.

Истории о чудесном научении грамоте и строгом соблюдении поста юным Сергием Радонежским описаны Епифанием в «Житие». Иные сведения и факты о детстве и отрочестве святого неизвестны.

Монашеский постриг

В 1328 году (в других источниках встречаются 1330, 1334 и 1341 годы) семья переезжает жить в город Радонеж. После смерти родителей Варфоломей принимает судьбоносное решение. Он оставляет свою часть наследства Петру и уходит в Покровский Хотьковский монастырь, где уже находился его старший брат.

Спустя некоторое время он уговаривает Стефана отправиться вместе с ним на пустынное жительство. В «Житие» есть сведения, что братья после длительных поисков нашли подходящее место в чаще леса, где был источник питьевой воды. Там они соорудили келью, а затем и маленькую церковь, которую освятили во имя Святой Троицы.

Вскоре Стефан понял, что жизнь одинокого отшельника, полная лишений и трудностей, ему не подходит. Он покидает своего брата и поселяется в Богоявленском монастыре. Позже он был облечён в сан священника и стал игуменом.

Варфоломею же пустынная жизнь пришлась по вкусу. Он принимает постриг и нарекается именем Сергий. Через некоторое время рядом с ним начинают селиться другие монахи, ставшие позже его учениками. Число их постепенно увеличивалось.

Игуменство и основание монастырей

В 1354 году Сергий становится игуменом основанного им монастыря и начинает устанавливать там свои порядки. Он вводит правило, согласно которому все иноки должны были усердно трудиться и самостоятельно обеспечивать себя. Просить подаяния запрещалось.

Дела не всегда шли успешно. Случалось, что монахам не хватало еды. Сергий своим примером показывал, как нужно стойко сносить все трудности, проводя время в труде и молитвах. Ситуация изменилась, когда Радонеж стал вотчиной князя Владимира Андреевича. С тех пор обитель регулярно снабжалась продуктами.

Сергий вводит в монастыре общежитие вместо привычного особножительства. Теперь всё необходимое (еду, одежду и прочее) монахи получали от обители, но лишались личного имущества и права собственности. С новыми правилами многие были несогласны. Из-за возникающих конфликтов Сергий временно поселился на реке Киржач, где основал монастырь, ныне известный как Благовещенский.

Всего преподобный основал пять обителей. В их число, кроме Троицкого и Благовещенского монастырей, входят:

  • Старо-Голутвин (около Коломны);
  • Высотский;
  • Георгиевский (на Клязьме).

Настоятелями в монастырях Сергий ставил своих учеников. Те, в свою очередь, основали около сорока обителей.

Деяния на благо отечества

Сергий обладал удивительной способностью оказывать плодотворное влияние на других людей. Своим тихим спокойным голосом он мог смягчить самое жестокое сердце. Существуют сведения, что он не раз примирял враждующих князей и призывал их подчиниться Москве. В том, что во время Куликовской битвы почти все князья объединились и признали главенство Дмитрия Иоанновича, есть огромная заслуга Сергия.

Перед известным сражением с Мамаем, вошедшим во все учебники истории, князь Дмитрий, позже названный Донским, встречался со старцем и получил его благословение. Однако среди исследователей существует мнение, что этот эпизод относится к битве на реке Воже, а не к Куликовскому сражению.

Есть свидетельства, что Сергий благословил и двух иноков, вызвавшихся сразиться с войском Мамая, хотя существовал строгий церковный запрет на участие монахов в боях. Этими добровольцами стали два представителя боярского рода, обученные военному делу, - Александр Пересвет и Роман (Родион) Ослябя.

Кончина и погребение

Сергий покинул этот мир в 1392 году. Старец предчувствовал свою смерть. За шесть месяцев до этого события он передал игуменстсво своему ученику Никону, а непосредственно перед кончиной собрал всю братию и наставлял оставаться в вере православной, беречь чистоту душевную и иметь страх Божий превыше всего.

Сергий просил похоронить его на монастырском кладбище . Но с согласия митрополита Куприяна он был погребён в церкви. Такое решение было продиктовано особым уважением к мудрому старцу.

Почитать Сергия как святого стали ещё до того, как были созданы правила канонизации. В некоторых источниках содержится информация, что он был причислен к лику святых в 1452 году. Есть исследователи, считающие, что это было сделано по политическим соображениям. Другие (М.Грек) и вовсе сомневаются в святости Сергия. Но народной любви, признанию и уважению мало дела до учёных баталий.

Личностей такого масштаба, которые, по словам Ключевского, «выступили из границ времени», история знает не так уж и много. Именно так можно описать кратко жизнь Сергия Радонежского и его подвиги (молитва, отшельничество, строгий пост).

Видения и чудеса

Людям часто являлся в снах и видениях, предсказывая важные события или помогая справиться с врагом, после своей смерти Сергий Радонежский. Кратко опишем некоторые из таких событий:

  • Небольшой городок, расположенный близ Пскова, был осаждён литовским войском. Жители мужественно оборонялись, сбрасывая с высоких стен на войско неприятеля большие деревья и камни. Но запас «снарядов» подходил к концу. Оставалось только уповать на Бога. Именно тогда во сне простой горожанке явился Сергий и указал, что за алтарём местной церкви лежит множество камней. Та пересказала свой сон воеводам, но они ей не поверили. И лишь нищий, случайно услышавший беседу, отправился к церкви и, раскопав землю, обнаружил огромные каменные глыбы. Город удалось отстоять.
  • Сергий явился во сне настоятелю Троицкой обители Иринарху и сообщил, что враги собираются ночью разорить монастырь, после чего окропил обитель святой водой. Проснувшись, Иринарх передал полученное сообщение монахам. Подготовившись к встрече с недоброжелателями, они смогли предотвратить попытку ограбления.
  • В «Житие» приводятся сведения, что многим жителям Казани, в ту пору принадлежавшей татарам, привиделся Сергий, который ходил по стенам города, осенял его крестом и кропил святой водой. Местные мудрецы истолковали это видение как плохой знак, предвещающий завоевание Русью татарских земель и установление христианской веры. Вскоре Казань была покорена Иоанном Васильевичем, а на её территории были воздвигнуты многочисленные храмы, в том числе монастырь преподобного Сергия.

Епифаний описывает и чудеса, сотворённые самим святым при жизни. Большинство из них касается исцеления больных, есть даже случай воскрешения из мёртвых сына праведника.

Сам старец отрицал факт оживления отрока, объясняя его вполне естественными причинами: замёрзший подросток просто отогрелся в тёплой келье и пришёл в себя. Но отец мальчика был уверен, что произошло самое настоящее чудо.

Исследователи, придерживающиеся материалистических взглядов (например, историк В. Ключевский), считали, что в жизни Сергия не происходило событий, противоречащих законам природы. Другие, напротив, считали, что старец действительно обладал необычными способностями.

В 2014 году патриарх Кирилл, как бы обобщая противоположные точки зрения, сказал, что главным чудом преподобного Сергия Радонежского был он сам, имея в виду преображение и духовное совершенствование личности.

Дни памяти святого

Православная церковь поминает преподобного 8 октября (день кончины) и 18 июля (обретение мощей). В эти же дни отмечают именины мужчины, крещённые в честь святого. Но есть и другие даты, в которые поминается старец:

  • 5 июня;
  • 6 июля;
  • 19 июля;
  • 8 сентября.

Молитвы преподобному старцу

Сергий считается покровителем всех учащихся. Перед иконой святого часто молятся студенты, надеясь успешно сдать экзамены. Многие утверждают, что чудотворец помогает даже в самых безнадёжных ситуациях.

Священник Сергий Якушкин описывает интересный случай, произошедший с ним в 1997 году. К сдаче весенней сессии в Московской духовной семинарии он подготовиться не успел. Следуя негласному правилу, принятому среди учащихся, студент-заочник приложился к раке прп. Сергия Радонежского, помолился своему небесному покровителю и отправился на экзамен. Как утверждает священник, помочь ему могло только чудо.

Взяв билет, он сел на место, прочитал вопросы. Вдруг в голове у него появился чёткий, ясный и подробный план ответа. Священник с лёгкостью смог вспомнить не только последовательность службы, но и тексты песнопений. Совершенной неожиданностью стало то, что он смог ответить даже на дополнительные вопросы, которых не было в программе. Экзамен был блестяще сдан.

Через несколько дней С. Якушкин захотел произвести впечатление на коллег тем, как здорово он знает наизусть службу, но нужные слова никак не вспоминались. Ясность предмета, которая была на экзамене, исчезла. Священник признаётся, если бы ему сказали, что всё произошедшее было всего лишь сном, он бы поверил. Но всё это случилось на самом деле. Что же это, если не очередное чудо Сергия Радонежского, даже после смерти помогающего людям в добрых начинаниях и духовном совершенствовании.

Внимание, только СЕГОДНЯ!

Спаситель Отечества. Духовный подвиг Сергия Радонежского

© ООО «Издательство «Яуза», 2014

© ООО «Издательство «Эксмо», 2014

* * *

Архиепископ Никон Рождественский

Житие Преподобного Сергия Радонежского

Аще мужа свята житие списано будет, то от того польза велика есть и утешение вкупе, и писателем, и сказателем, и послушателем.

Епифаний Премудрый

Буди ревнитель право живущим, и сих житие и деяние пиши на сердце своем.

Св. Василий Великий

«Слава Богу о всем и всяческих ради! Слава показавшему нам житие мужа свята и старца духовна – благодарим Бога за премногую Его благость, бывшую на нас, яко дарова нам старца, господина Преподобного Сергия, в земли нашей Рустей, в стране полунощней».

Так начинает свое сказание о житии и подвигах Преподобного отца нашего Сергия его присный ученик, блаженный Епифаний. «Дивлюся же, – говорит он, – како толико лет минуло, а житие святаго старца не писано было; и о сем сжалихся зело, како убо таковый святый старец пречудный и предобрый, отнелиже преставися 26 лет прейде, и никто не дерзняше писати о нем, ни дальний, ни ближний, ни больший, ни меньший».

Сии слова Премудрого Епифания еще с большим правом можем повторить мы с тою лишь разницей, что со дня кончины Преподобного Сергия до нашего времени протекло не 26, а уже пятьсот лет, и до сих пор мы не имеем на современном русском языке полного жизнеописания великого старца не только в смысле самостоятельного исторического исследования о его жизни и подвигах, а его значении в истории Русской Церкви, русского подвижничества, русского просвещения и вообще нравственного воспитания русского народа, но даже и простого, полного перевода жития, написанного Епифанием. Правда, существует более десятка разных житий Преподобного Сергия, и лучшее из них, конечно, то, которое составлено святителем Московским Филаретом. Но это житие предназначено было для чтения при Богослужении и читано самим в Бозе почившим иерархом в лавре, на всенощном бдении 5 июля 1822 года. По своим достоинствам внутренним это житие – слиток золота; но, предназначенное для церковного чтения, оно по необходимости отличается краткостью и опускает многочисленные подробности, драгоценные для благоговейных почитателей памяти великого угодника Божия. Следует еще упомянуть о двух житиях Преподобного Сергия, помещенных в сочинениях «Русские Святые» преосвященного Филарета, архиепископа Черниговского, и «Жития Святых Российской Церкви» А. Н. Муравьева; ни то, ни другое также не имеют желанной полноты, потому что составители этих житий, описывая жития всех русских святых, по необходимости старались быть краткими в изложении. Из отдельных изданий следует упомянуть только одно, вышедшее уже после 2-го издания нашей книги, к 500-летию преставления Преподобного Сергия – «Преподобный Сергий Радонежский и созданная им Троицкая лавра» Е. Голубинского; автор предлагает в этой книге, как сам он говорит, «повествование о Преподобном, с одной стороны, краткое, а с другой – полное, без опущений воспроизводящее все частности его жизни, как естественного, так и сверхъестественного характера». Но и эта книга не может вполне удовлетворить благоговейного чтителя памяти великого угодника Божия: довольно сказать о ней одно уже то, что ради «краткости» автор ее не имеет в виду дать в ней назидательное чтение, а предлагает лишь сжатое изложение фактов, собранных им изо всех исторических источников и изложенных в форме «жизнеописания». Притом и это «жизнеописание» издано нераздельно с «путеводителем по лавре» и составляет как бы введение к этому «путеводителю». На других отдельных изданиях, вроде сочинения г. Лаврентьева, не считаем нужным останавливаться, так как они представляют плохие переделки из Епифания или же просто заимствования из вышеупомянутых авторов.

Предлагая благочестивым читателям свое описание «Жития и подвигов Преподобного и богоносного отца нашего Сергия», потрудившийся в его составлении считает долгом сказать, что он вовсе не имел в виду писать ученое исследование о жизни угодника Божия. Он задался более скромной целью – собрать в одну книгу все, что можно было найти в исторической и проповеднической литературе о Преподобном Сергии, и соединить в одно целое не только все дошедшие до нас подробности из его жизни, но и те нравственные уроки, какие извлекали из сказания о его житии наши проповедники. Для настоящего, пятого издания вновь пересмотрено, по возможности, все, что вышло в 1891–1903 годах по случаю 500-летия преставления угодника Божия, и таким образом многое в тексте дополнено и исправлено. Побуждением к этому труду служило то же, что побудило и преподобного Епифания в свое время взяться за перо, – отсутствие в наличествующей духовной литературе полного жития Преподобного Сергия. Подумать только: кто был Преподобный Сергий для нашей Русской Церкви, для Русского государства, для русского народа? Святая Церковь прекрасно характеризует его, называя столпом Церкви. Он не только сам был крепким столпом Церкви Христовой, но, по выражению одного из наших архипастырей, Херсонского архиепископа Никанора, «уподобил и продолжает уподоблять своей духовной природе и всех близко соприкасающихся к нему людей. Он напитал своим крепким духом целые сонмы, целые поколения монашествующих. До 70 монастырей было основано его учениками и учениками его учеников; его духовное потомство было одной из главных духовных сил, содействовавших духовному претворению разных полуязыческих племен, раскинутых по пространству северной и средней России, в одно целое Великорусское племя, объединенное, одушевленное, скрепленное духом Православия. Будучи сам высшим носителем христианского православного духа, он – примером, назиданием, молитвами своими много содействовал и содействует напитанию этим духом всего православного российского народа, духом, который составляет руководительное начало, крепость и славу народной русской жизни. Потому-то к Преподобному Сергию, как к неиссякающему роднику крепкого русского духа, притекают на поклонение для назидания, для молитвы и до сего дня многие тысячи народа. Ни один вблизи путешествующий инок не минет обители Преподобного Сергия. Редкий из иерархов Русской Церкви не припадал до праха земного пред ракою Преподобного Сергия. Все до единого из Венценосцев России приносили у раки Преподобного Сергия свои молитвы (особенно – по вступлении на царство). Не только члены нашего Царствующего Дома, но и премногие члены иностранных царственных семейств приходили туда же – то молиться, то изучать русскую жизнь у самых ее основ, у того родника, у одного из главных родников, из которых она бьет ключом».

Да, наши летописцы имели полное основание именовать Преподобного Сергия Игуменом всея Руси, и Святая Церковь достойно и праведно величает его возбранным воеводою Русской земли!

«Если бы возможно было, – говорит известный наш историк В. О. Ключевский, – воспроизвести писанием все, что соединялось с памятью Преподобного Сергия, что в эти пятьсот лет было молчаливо передумано и перечувствовано перед его гробом миллионами умов и сердец, это писание было бы полной глубокого содержания историей нашей всенародной политической и нравственной жизни. Да и каждый из нас в своей собственной душе найдет то же общее чувство, стоя у гробницы Преподобного. У этого чувства уже нет истории, как для того, кто покоится в этой гробнице, давно остановилось движение времени. Это чувство вот уже пять столетий одинаково загорается в душе молящегося у этой гробницы, как солнечный луч в продолжение тысячелетий одинаково светится в чистой капле воды. Спросите любого из этих простых людей, с посохом и котомкой пришедших сюда издалека, когда жил Преподобный Сергий и что сделал для Руси XIV века, чем он был для своего времени, и редкий из них даст вам удовлетворительный ответ; но на вопрос, что он есть для них, далеких потомков людей XIV века, и зачем они теперь пришли к нему, каждый ответит твердо и вразумительно».

Так характеризуют великое духовное значение Преподобного Сергия, с одной стороны, – один из наших знаменитых духовных витий, с другой – один из глубоких знатоков нашей родной истории.

В другом своем слове, обращаясь к житию Преподобного отца нашего Сергия, архиепископ Никанор справедливо говорит, что это житие «переносит нас в новый для нас, хотя и стародавний мир, мир других людей – святых людей, других воззрений – святых воззрений, других обычаев – святых обычаев, в мир отречения от мира и себя, в мир святых великих подвигов, в мир вольного неуклонного несения креста Христова… Чувствуешь в душе разнозвучие гармонии этого мира с дисгармонией нашего внутреннего и внешнего мира, и с одной стороны мирно настраивается сердце умилением, – так вот взял бы крылья, яко голубине, и полетел бы туда, в пустыню, за 500 лет назад, – а с другой – надрывается сердце, что поневоле приходится жить многомятежною жизнью сего века»… Справедливо говорит преподобный Иоанн Лествичник: «Как убогие, видя царские сокровища, еще более познают нищету свою, так и душа, читая повествования о великих добродетелях святых отцов, делается более смиренною в мыслях своих».

Чудотворец преславный и заступник пречудный, Преподобный Сергий РадонежскийПреподобный
Сергий,
игумен
Радонежский, чудотворец родился 3
мая 1314 года в селе Варницы, под
Ростовом
в
благородной
и
благочестивой семье. Родителей его
Кирилл и Мария были знатного
боярского рода. Родившегося сына
назвали они Варфоломеем. Младенец
удивлял всех тем, что соблюдал пост. По
средам и пятницам он отказывался от
молока матери, а также и в другие дни,.
Когда мать употребляла в пищу мясо. В
семилетнем
возрасте
Варфоломей
вместе с братьями Стефаном и Петром
отдали обучаться грамоте. Учение
давалось Варфоломею с большим
трудом. Мальчик молись Богу "о
дарованию ему книжного разумения", и
однажды ему явился Ангел в виде
старца-инока. Старец, по просьбе
мальчика, вознес молитву ко Господу и
благословил отрока, с тех пор
Варфоломей без труда читал и понимал
написанное.

После смерти родителей Варфоломей и Стефан
удалились за двенадцать верст от Радонежа в лес,
где поставили келию, а затем небольшую церковь во
Имя Пресвятой Живоначальной Троицы. Стефан не
выдержал трудностей пустынножительства и
перешел в Московский Богоявленский монастырь, а
Варфоломей принял монашеский постриг 7 октября
1337 года с именем Сергий и положил начало новому
пустынножительству во славу Живоначальной
Троицы. С еще большим усердием он предался
подвигу поста и молитвы. Вскоре исполнилось
заветное желание юноши - игумен одного из
близлежащих монастырей Митрофан постриг его в
монашество. Ни одного часа времени преподобный
Сергий Радонежский не проводил в праздности.
Мудро сочетая молитву и труд, псалмопение и
чтение божественных книг, он восходил от силы в
силу, с каждым днем своей жизни все больше
приближаясь ко Христу. Единственным желанием
преподобного Сергия Радонежского было спасение
собственной души. Он хотел жить и умереть в своем
лесном уединении. Вскоре вокруг преподобного
Сергия стали селиться люди, желавшие спасаться
под его руководством. По настоятельному желанию
учеников
Сергий
Радонежский
становится
священником и игуменом основанного им
монастыря. Смирение, терпение, любовь к Богу и
ближним
сделали
Преподобного
великим
молитвенником и печальником за землю Русскую
еще во время его земной жизни.
Расскажем о семи подвигах чудотворца подвигов,
укрепляющих веру и вдохновляющих на ее дела.

ПОБЕДЫ НАД БЕСАМИ И ПРИРУЧЕНИЕ ЗВЕРЕЙ

Преподобный Сергий представляется
многим блаженным старцем, святость
которого чувствовали дикие звери,
приходившие «прикоснуться» к ней.
Однако на самом деле Сергий ушел в лес
молодым человеком в возрасте около
двадцати лет. Первое время своего
отшельничества он постоянно боролся с
бесовскими искушениями, побеждая их
горячей молитвой. Бесы пытались
прогнать его из леса, угрожая нападением
диких зверей и мучительной смертью.
Святой же оставался непреклонен,
призывал Бога и таким образом спасся.
Молился он и при появлении диких
зверей, и потому они ни разу не напали на
него. С медведем, так часто изображаемым
рядом с Сергием, святой делил каждую
свою трапезу, а иногда и уступал ее
голодному животному. »Пусть никто не
удивляется этому, зная воистину, что если
Бог живет в человеке и Святой Дух почиет
на нем, то все творение ему покоряется»,
- говорится в житии этого святого.

2.БЛАГОСЛОВЕНИЕ МОНАХОВ НА ВОЙНУ

Это событие - одно из самых известных и
самых неожиданных в истории СвятоТроицевой Сергиевой лавры. Всем известно,
что монахи и оружие, а тем более война - «две
вещи несовместные», но, как и всякое слишком
широкое правило, и это правило однажды
опровергла жизнь. Двое иноков, причисленных
позднее к лику святых, с оружием в руках
пошли
на
Куликовскую
битву
по
благословению преподобного Сергия. В
единоборстве перед сражением один из них,
Александр
Пересвет,
сразил
татарского
богатыря Челубея, и это определило победу
русского войска. Пересвет погиб при этом сам.
Второй монах, в постриге Андрей (Ослябя), по
преданию, переоделся в доспехи князя
Дмитрия, сраженного в битве, и так повел за
собой войско.
Удивительно, что сам Сергий Радонежский
«отправил» Пересвета и Ослябю на великую
битву
в
подмогу
князю
Дмитрию,
попросившему у святого только духовной
помощи. Перед сражением он постриг монахов
в великую схиму.

3. НАСТОЯЩЕЕ ПРИЧАСТИЕ

Свидетельство о том, как причащался
преподобный Сергий Радонежский,
было сокрыто от людей до самого его
успения. Хранил эту тайну Симон,
ученик
святого,
которому
было
видение во время причастия Сергия
Радонежского на литургии. Симон
видел огонь, ходящий по святому
престолу,
озаряющий
алтарь
и
окружающий со всех сторон Святую
Трапезу. «Когда Преподобный хотел
причаститься, то Божественный огонь
свился, как некая пелена, и вошел в
святой потир, и им Преподобный
причастился. Видя все это, Симон
исполнился ужаса и трепета и
безмолвствовал,
дивясь
чуду…»
Преподобный понял по лицу своего
ученика, что тот сподобился чудесного
видения, и Симон подтвердил это.
Тогда Сергий Радонежский попросил
его никому не говорить об увиденном,
пока не заберет его Господь.

4.ВОСКРЕСЕНИЕ МАЛЬЧИКА

Житие святого Сергия рассказывает, что он
однажды своими молитвами воскресил человека.
Это был мальчик, отец которого, набожный
верующий, нес больного сына по морозу, чтобы
святой Сергий исцелил его. Вера того человека
была сильна, и он шел с мыслью: «Только бы мне
донести сына живым к человеку Божию, а там
ребенок обязательно выздоровеет». Но от
сильного мороза и долгого пути больной ребенок
совсем ослаб и умер в дороге. Добравшись до
святого Сергия, безутешный отец говорил:»Горе
мне! Ах, Божий человек! Я со своим несчастьем и
слезами спешил добраться до тебя, веря и надеясь
получить утешение, но вместо утешения
приобрел лишь еще большую скорбь. Лучше бы
мне было, если бы мой сын умер дома. Горе мне,
горе! Что же сейчас делать? Что могло быть горше
и страшнее этого?» Затем он вышел из кельи,
чтобы приготовить гроб для своего ребенка.
Сергий Радонежский долго на коленях молился у
умершего, и вдруг неожиданно дитя ожило и
зашевелилось, душа его вернулась в тело.
Вернувшемуся же отцу святой сказал, что дитя не
умерло, а лишь изнемогло от мороза, а сейчас, в
тепле, отогрелось. Это чудо стало известно со
слов ученика святого.

5.ПОДВИГ СКРОМНОСТИ

Преподобный Сергий Радонежский
мог бы стать митрополитом,
епископом, а отказывался стать
даже игуменом своего монастыря.
Он просил митрополита всея Руси
Алексия назначить игумена в
монастырь, и, услышав в ответ свое
имя, не соглашался, говоря: «Я не
достоин». Только когда митрополит
напомнил святому о монашеском
послушании, тот ответил: «Как
Господу угодно, так пусть и будет.
Благословен Господь вовеки!»
Тем не менее, когда Алексий умирал
и предлагал Сергию стать своим
преемником, тот отказался.
Повторил свой отказ святой и после
смерти митрополита, все с теми же
словами: «Я не достоин».

6.ХЛЕБА ДЛЯ МОСКВЫ

В осажденной Москве многие
православные в один день увидели
совершенно седого старца, ведущего
за собой двенадцать повозок с хлебом.
Никто не мог понять, как эта
процессия
пробралась
через
неприступную охрану и множество
вражеских войск. «Скажи, отец,
откуда вы?» - спрашивали старца, а
тот всем с радостью отвечал: «Мы –
воины из обители Пресвятой и
Живоначальной
Троицы».
Этот
старец, которого одни видели, а
другие нет, вдохновил москвичей на
дальнейшую борьбу и уверил в
победе. А в обители чудотворца
говорили, что появление в Москве
старцев с хлебами было в тот день,
когда
Преподобный
явился
в
монастыре пономарю Иринарху и
сказал: «Я послал в Москву трех
учеников своих, и прибытие их не
останется
незамеченным
в
царствующем граде».

7. ПОДБРОШЕННЫЙ ЦАРЬ

Великий
князь всея Руси Иван
Васильевич и Великая княгиня Софья
имели троих дочерей, но не имели
наследника.
Христолюбивая
Софья
решила отправиться в паломничество -
пешком в Троице-Сергиеву лавру из
самой Москвы, чтобы помолиться о
рождении сыновей. У села Клементьево,
находящегося неподалеку от монастыря,
ей
встретился
благолепный
священноинок с младенцем на руках.
Софья сразу же поняла по облику
странника,
что
перед
ней
-
преподобный Сергий. Далее житие
повествует: «Он приблизился к Великой
княгине – и вдруг бросил ей за пазуху
младенца. И тотчас стал невидим».
Софья дошла до святой обители и долго
молилась там и целовала мощи
преподобного. А по возвращении домой
зачала во чреве дарованного Богом
наследника царского престола, великого
князя Василия, который родился в
праздник Благовещения и был крещен в
Троице-Сергиевой лавре.

Слайд 1

Описание слайда:

Слайд 2

Описание слайда:

Чудотворец преславный и заступник пречудный, Преподобный Сергий Радонежский Преподобный Сергий, игумен Радонежский, чудотворец родился 3 мая 1314 года в селе Варницы, под Ростовом в благородной и благочестивой семье. Родителей его Кирилл и Мария были знатного боярского рода. Родившегося сына назвали они Варфоломеем. Младенец удивлял всех тем, что соблюдал пост. По средам и пятницам он отказывался от молока матери, а также и в другие дни,. Когда мать употребляла в пищу мясо. В семилетнем возрасте Варфоломей вместе с братьями Стефаном и Петром отдали обучаться грамоте. Учение давалось Варфоломею с большим трудом. Мальчик молись Богу "о дарованию ему книжного разумения", и однажды ему явился Ангел в виде старца-инока. Старец, по просьбе мальчика, вознес молитву ко Господу и благословил отрока, с тех пор Варфоломей без труда читал и понимал написанное.

Слайд 3

Описание слайда:

Слайд 4

Описание слайда:

Слайд 5

Описание слайда:

Слайд 6

Описание слайда:

Слайд 7

Описание слайда:

Слайд 8

Описание слайда:

Слайд 9

Описание слайда:

Слайд 10

Описание слайда:

Слайд 11

Описание слайда:

Прохорова Светлана

Скачать:

Предварительный просмотр:

Сергий Радонежский. Жизнь – подвиг.

Точная дата рождения Сергия неизвестна. Но можно смело сказать, что вся его сознательная жизнь пришлась на ту пору тяжёлого, грозного и великого в истории России XIV века, когда народ русский постепенно и трудно освобождался от столетнего страха перед татарским игом, начинал различать забрезживший свет освобождения и набирался сил для решительной битвы, а затем и одержал победу на Куликовом поле.

Мальчика при рождении назвали Варфоломеем, а Сергием он стал много позже, при пострижении в монахи.

Чудеса сопровождали рождение и младенчество святого. Когда Мария была в церкви, все услышали, как ребёнок в её утробе трижды закричал: это означало, что Бог отметил его как избранного. Явившись на свет, младенец не хотел брать грудь, если мать ела мясо, и принудил её поститься.

Учение давалось отроку трудно – до того дня, когда он встретил святого старца под дубом, пожаловался ему, что грамота не идёт. Старец дал ему кусочек просфоры: отведав её, мальчик сразу же обрёл знание и стал читать книги и петь псалмы.

В юности Варфоломей много молился, изнурял себя физически, чуждался забав. Ко всему прочему, он отличался кротостью, смирением, больше молчал, не смеялся и не обижался, ходил «как будто в печали», часто плакал. Он словно бы готовил себя к той жизни, которая началась по прошествии двадцати с лишним лет.

Вместе со старшим братом Стефаном Варфоломей уходит из дома. Они несколько лет проводят в уединенном месте, построив деревянную келью и маленькую церковку во имя Святой Троицы. Позднее Стефан уехал и постригся в монахи в Богоявленском монастыре в Москве, а Варфоломей принял постриг под именем Сергия.

Однако затем Сергий стал пустынножителем, то есть одиноким монахом. Это было недалеко от Москвы, в глухом необитаемом и непроходимом лесу. Подобно другим пустынножителям, Сергий искал полного уединения и тишины, отречения от мира. Его не пугало соседство с дикими зверями, отсутствие всего нужного для нормального существования. В этой обстановке безмолвия, холода и недоедания Сергию хорошо думалось. Созерцание Бога и углубление в самого себя, коленопреклоненные ночные молитвы, труд на маленьком огородике занимали все время его жизни на Маковце (так называлось возвышенное место, им выбранное). И длилось это несколько лет.

А потом стали приходить люди и строить рядом кельи. Сергий не гнал их, но просил подумать, готовы ли они вытерпеть трудности.

Когда пришлых стало двенадцать, пустыня превратилась в монастырь.

После долгих отказов Сергий был рукоположен в священники и назначен игуменом нового Троице-Сергиева монастыря.

Нищета была повсюду и во всем – не было пергамента для книг, воска для свечей, масла для кадил, пшеницы на просфоры…

Всё это считалось не бедой, но испытанием. Переносить голод, терпеть жажду, есть всухомятку, спать на земле – означало вести жизнь добродетельную.

Для Сергия не представляла ценности внешняя, парадная, торжественная сторона обрядов. Главное было в напряженной работе ума и сердца, в нравственной сосредоточенности молящихся. Монахи исполняли пять церковных служб в сутки, а в дополнение к ним молились еще по кельям.

Молва о Сергии вышла за пределы монастыря, люди приходили увидеть его, получить благословение и совет. Вокруг личности Сергия создавалась атмосфера великого почитания, складывался образ подвижника, чудотворца, хотя сам Сергий запрещал рассказывать о творимых им чудесах.

С увеличение числа монахов стало не хватать воды. Сергий нашел в лесу канаву с водой, стал молиться над ней – и внезапно забил источник.

Много раз приходилось ему вести борьбу с бесами, искушавшими его самого и других. С помощью молитв он одерживал над ними победу. Кроме того, приходили Сергию чудесные видения. Однажды явилась ему Богородица в сопровождении Петра и Иоанна – в сиянии света, сильнее солнечного и промолвила: «Избранник мой, не пугайся, это я пришла к тебе, услышав молитву твою об учениках твоих».

Был в жизни Сергия момент, когда он оставил свою обитель, почувствовав опасность разлада в ней. Он снова уединился в глухом месте, поставил келью, а вскоре выросла здесь церковь и возник монастырь. Сергия охватило желание создавать новые монастыри, возглавлять которые стали его ученики Андроник, Симон и другие.

Для народа вовсе не было тайной, что именно Сергий стоял в центре этой громадной плодотворной работы. Легенды окружали имя Сергия на Руси, хотя он не был громким проповедником. Знавших его он поражал своей «тихостью». Он обладал редкой способностью убеждать в мирных беседах, предпочитал приводить живые примеры, рассказывать притчи.

Будет уместным сказать об участии Сергия в политической жизни того времени. Он был далек от распрей, раздиравших семью русских князей, но иногда вмешивался в политику, когда это затрагивало широкие интересы. Он поддерживал князя Московского Дмитрия Ивановича в его деятельности по укреплению Москву и превращению ее в будущий центр Руси. Несколькими годами позже смирил Бориса, захватившего нижегородский престол. Особенно успешной была его миссия в Рязань, целью которой было установление между князем Рязанским Олегом и князем Московским Дмитрием вечного мира.

И, конечно, главный след его деятельности был связан с битвой на Куликовом поле. Князь Дмитрий, оставив Москву в самом разгаре подготовки к походу против Мамая, отправился в Троицев монастырь получить благословение, укрепить дух свой и передать это настроение русскому воинству.

Всю жизнь ратовавший за мирное решение проблем, отрицавший всякое насилие, готовый всякому злу противостоять добрым делом, Сергий на этот раз без колебаний благословил Дмитрия на ратное выступление и сам как бы заявил об участии в нем: с князем отправились два инока – Пересвет и Ослябя.

Весь день, пока шла битва и лилась кровь, Сергий не только молился о победе, но и произносил поименно молитвы за тех, кто в эти часы бился, а в соответствующий час возвестил о полном поражении Мамая: так ещё раз проявилась провидческая сила Сергия.

Именно Сергий проводил в последний путь князя Дмитрия Ивановича.

Умер Сергий Радонежский 25 сентября 1392 года, загодя предвидя кончину и успев вручить игуменский жезл любимому своему ученику.

Уже ближайшие поколения русских людей оценили личность Сергия и его вклад в судьбоносные дела России.

Сергий был причислен к лику святых, и благодаря этому созданы его биография-жизнеописание и образ его появился на иконах.

Ежегодно 25 сентября (по старому стилю) Православная Церковь почитает память святого.

Хочу закончить свой рассказ цитатой из труда историка В.О.Ключевского: «При имени преподобного Сергия народ вспоминает свое нравственное возрождение, сделавшее возможным и возрождение политическое, и затверживает правило, что политическая крепость прочна только тогда, когда держится на силе нравов».







2024 © styletrack.ru.