Ознакомление с окружающим миром тема дикие животные. Занятие по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе "дикие животные нашего края". Открытое занятие по ознакомлению с окружающим миром


Конспект НОД по ознакомлению с окружающим в старшей группе "Дикие животные наших лесов"

Цели:

  1. Учить детей воспринимать на слух образное содержание рассказа "Как зайчонку маму искали”;
  2. Закрепить знание детей о диких животных;
  3. Обогащать словарный запас детей по лексической теме.

Задачи:

Образовательные задачи:

1) активизировать словарный запас по теме "Дикие животные";

2) учить отвечать на вопросы полными ответами;

3) учить согласовывать в роде, числе, падеже;

Коррекционные задачи:

1) способствовать развитию слухового внимания;

2) способствовать развитию координации движений, мелкой и общей моторики;

3) способствовать развитию логического мышления;

Воспитательные задачи:

1) стремиться воспитывать уважение детей друг к другу;

2) стремиться воспитывать у детей чувство любви и бережного отношения к природе.

Оборудование:

  1. Картинки с изображением диких животных,
  2. маски диких животных,
  3. загадки про диких животных,
  4. картина медведя (отдельные части тела).

Ход мероприятия:

1. Организационный момент.

Вспомним наше правило:

Говорим всегда красиво.

Правильно, неторопливо,

Кто хочет разговаривать,

Тот должен выговаривать,

Все правильно и внятно

Чтоб всем было понятно.

2. Сюрпризный момент “Письмо”.

В: Ребята сегодня я шла в наш детский сад и в почтовом ящике нашла конверт, но только от кого оно не написано. На конверте есть загадка, давайте угадаем её, может тогда узнаем от кого оно.

Это что за мужичок

Сел у дуба на сучок?

Невелик, да деловит,

Зря нисколько не сидит:

Он без молотка, без рук

По стволу стучит: тук-тук.

Трещинку в коре найдет -

Длинный нос в нее сует,

Вытащит за спинку

Всякую личинку.

Мужичок тот не простой -

Это доктор наш лесной.

Д: Дятел

В: Ну вот теперь мы знаем от кого это письмо. Прочитаем его?

Д: Да

В: Здравствуйте, дорогие мальчики и девочки. У нас в лесу случилась беда, была метель. Животные все разбежались и не могут найти свои домики. Помогите, пожалуйста. А чтобы найти животных, отгадайте загадки:

  1. Комочек пуха, длинное ухо,

Прыгает ловко, любит морковку. (Заяц)

  1. Хвост пушистый, мех золотистый

В лесу живёт, в деревне кур крадёт. (Лиса)

  1. Сама мала, шубка пышна,

В дупле живёт, орешки грызёт. (Белка)

  1. Летом ходит без дороги

Возле сосен и берёз,

А зимою спит в берлоге

От мороза, пряча нос. (Медведь)

  1. Кто зимой холодной

В лесу бродит злой, голодный? (Волк)

В: Молодцы ребята, справились с этим заданием. А как мы назовём всех этих животных?

Д: Дикие животные.

В: Животных мы с вами нашли, а помните в письме дятел говорил, что метель занесла все их домики, поможем отыскать их?

Д: Да.

3. Игра: “Кто, где живет?”

В: Соединим линией дикого животного с его жилищем.

Д: Медведь спит в берлоге. Волк живет в логове. Лиса живет в норе. Белка живет в дупле. Заяц живет под кустиком.

В: Молодцы и с этим заданием вы справились. Но у нас еще есть задания от дятла:

4. Игра “Собери животное”

В: Когда дятел летел к нам с письмом, он нёс рисунок животного, но помните была метель, сильный ветер разбросал все части рисунка, давайте найдем и соберем их.

Д: Это медвежья голова. Это медвежье ухо. Это медвежье туловище. Это медвежьи передние лапы. Это медвежьи задние лапы. Это медвежий хвост.

В: Какое животное у нас получилось?

Д: Медведь.

В: Молодцы, справились. Теперь пора отдохнуть.

5. Физминутка “Дикие животные”

Как-то раз лесной тропой

Звери шли на водопой.

За мамой – медведицей шёл медвежонок,

За мамою – белкой скакали бельчата,

За мамой – зайчихой косые зайчата,

Волчица вела за собою волчат

Все мамы и дети напиться хотят. (дети имитируют повадки диких животных)

В: Ребята смотрите мы с вами оказались на сказочной полянке. Давайте присядем и послушаем сказку от дятла.

6. Сказка: “Как зайчонку маму искали”

В: Однажды дятел в лесу услышал, что кто-то жалобно плачет. Он сел на веточку дерева и стал наблюдать. Он знал, что вести себя в лесу нужно очень осторожно, чтобы не напугать животных, чтобы не навредить им. Дятел увидел, что плакал малыш, маленький белый комочек с маленьким пушистым хвостиком и большими ушами. Он жалобно звал – “Мама! Мама!”

Неожиданно на ветку дуба прыгнула белка и спросила:

– Что случилось? Ты потерялся?

– Да я потерял маму.

– А какая твоя мама? У неё есть пушистые кисточки на ушках?

– Нет,– горько заплакал малыш.

Из-за дуба вразвалку вышла медведица и сказала:

– Наверно твоя мама носит лохматую коричневую шубу?

Послышалось шуршание, и из-под пня выкатилась ежиха. Она озабоченно нахмурилась и сказала.

– Я знаю, у твоей мамы колючки на спине.

– Нет,– продолжал плакать малыш.

Зашевелились кусты, и оттуда вышла лиса.

– Кто здесь плачет? У твоей мамы есть такой рыжий пушистый хвост?

– Нет же, неожиданно рассмеялся малыш. – Где вы видели такую маму: с пушистым хвостом, в коричневой шубе, с иголками на спине, с кисточками на ушках?

– Да уж, – засмеялись все лесные мамы. – А какая же твоя мама?

– Моя мама самая красивая!

– Знаем, знаем, – загалдели лесные мамы. Как хорошо знать приметы мамы. И тут на полянку выскочила его мама. Малыш бросился к ней. Она нежно потёрлась, успокаивая своего детеныша. Как были рады этой встрече все лесные мамы!

В: Дети, а вы узнали этого малыша?

Д: Это зайчонок.

В: Расскажите, какая у него мама?

Д: У зайчихи пушистая шубка, летом серая, а зимой белая. У зайчихи длинные уши, раскосые глаза, маленький пушистый хвостик. У зайчихи передние лапы короткие, а задние длинные.

В: Какие животные предлагали стать его мамой?

Д: Белчиха, ежиха, лисица, медведица.

В: А вы рады, что зайчонок нашел свою маму?

Д: Да.

В: мы с вами нашли зайчонку маму, давайте и другим лесным малышам отыщем их мам. Но прежде чем мы их отыщем, давайте поиграем с пальчиками.

7. Пальчиковая гимнастика.

Сидит белка на тележке,

Продает она орешки (стучать кулачками по столу)

Лисичке – сестричке,

Волчице, ежихе,

Мишки косолапому,

Заиньке усатому. (Загибать пальцы на каждого животного, начиная с большого)

Кому в платок,

Кому в зобок,

Кому в лапочку. (Стучать кулачками по столу)

8. Игра: “ Найди маму”.

В: На карточке несколько наложенных друг на друга контурных изображений лесных мам, а рядом изображение одного детёныша. Вы должны обвести изображение той мамы, чей детёныш на вашей карточке.

9. Игра “Чем бы мы угостили животных?”

(Дети раздают диким животным те продукты, которыми они питаются)

10. Итог занятия.

Молодцы вы сегодня очень хорошо работали, справились со всеми заданиями, которые вам

предложил дятел в своем письме.


Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе

по теме: «Дикие животные наших лесов»

Цель:

уточнить и расширить знания детей о жизни диких животных, их детенышей(когда появляется потомство у медведицы; почему зайчат называют «настовиками»;

закрепить знания о жилищах животных; повадках; питании; чем отличаются от домашних животных;

развивать внимание; умение рассказывать о диком животном выразительно и эмоционально;

обогащать активный и пассивный словарь: название диких животных; согласовывать существительное с прилагательным: «медвежьи», «заячьи», «барсучьи», «волчьи»;

воспитывать доброжелательное и бережное отношение к природе и её обитателям.

Ход .

    Сегодня мы с вами беседуем о диких животных.

(рассматриваем иллюстрации).

Словесная игра: «Звери шли на водопой»

В жаркий день лесной тропой звери шли на водопой идут по кругу

За мамой лосихой - топал лосенок топают ногами

За мамой лисицей – крался лисенок крадется

За мамой ежихой катился ежонок присесть

За мамой медведицей шел медвежонок вперевалочку

За мамою белкой – скакали бельчата вправо- влево на 2х ногах

За мамой зайчихой – косые зайчата на прямых 2х ногах

Волчица вела за собою волчат выносить руки вперед

Все звери и дети напиться хотят наклоняются вперед

    Сегодня наши ребята приготовили небольшие рассказы о диких животных.

Загадка. «Сердитый недотрога живет в глуши лесной,

Иголок очень много, а нитки ни одной» (еж)

(Дети одевают маски животных и выходят рассказывать)

Зимой я крепко сплю, зарывшись в теплую нору ,

Готовил с осени запас: гриб и ягоды припас.

Трудился, не ленился!

Меня вот разбудили и к вам, ребята пригласили

Чтоб о себе все рассказал.

Сюда б медведя я позвал, но он в берлоге крепко спит,

И его нельзя будить.

Он с осени свой жир копил,

Он много ел и много пил.

Нам с медведем зимой одна работа-

Крепко спать и весны ждать.

Воспитатель . Ребята у ежихи ежата рождаются сразу с иголками, но они мягкие и белые.

«Он зимой в берлоге спит, потихонечку храпит,

А проснется, ну ревет, как зовут его…(медведь)

Медведь устраивает берлогу в чаще леса. Берлога – это глубокая яма в земле, в берлоге тепло. В феврале у медведицы появляется медвежата.

Медвежонок покрыт шерстью. Лапы сильные, пятипалые, с большими когтями, а также рыть землю. Медведи всеядны.

Воспитатель . Ребята, а знаете почему именно зимой у медведицы рождаются медвежата?

Медвежата рождаются зимой, так как только зимой у медведицы есть свой «дом» - берлога. Медведь, которого разбудили зимой, очень опасен не только для зверей, но и для человека, так как зимой он не может найти себе еду.

«Кто с высоких сосен в ребятишек шишку бросил» (белка)

Я белка, веселый зверек, по деревьям скок да скок.

Но зимой я меняюсь, в шубку серую переодеваюсь.

Всю осень дупло утепляла, пуха, соломки натаскала.

К зиме готовила запас: грибы, ягоды, орехи…

Чтоб зимой не голодать. Где ж еду в мороз достать?

Трудно белке зимовать…

Зимой белый, летом серый. (заяц)

Я заяц, расскажу, как живется мне в лесу.

К зиме, ребята, побелел, шубку новую надел.

Под кусточком я присяду, спрячусь под сосной.

Не увидит, не узнает зверь меня лесной!

Я хотя и не трус, но всего, всего боюсь.

Очень трудно зимой бывает, когда сильный мороз.

И еды не хватает, а питаюсь я корой, ягодой замершей.

Что под снегом он найдет - все ему впрок пойдет.

Вы же зайчат не обижайте, вы им лучше помогайте.

Воспитатель. Заяц одевает белую шубку, только уши остаются черными.

А зайчата рождаются зимой и называют их «настовиками».

Почему? Маленькие зайчата появляются тогда, когда на снегу образуется наст. (это корочка ледяная на снегу).

Рыжая плутовка с пушистым хвостом, живет в лесу под кустом. (лиса)

Я зимы не боюсь, в шубу теплую ряжусь.

Хвост красивый, какой – мне он нравится самой!

Живу в норе, там сплю, отдыхаю,

А затем охотиться начинаю.

Ищу мышку полевую или живность какую.

Мне зимой трудно бывает.

Воспитатель. Лиса выслеживает свою добычу по следам и по запаху. У нее очень хороший нюх. Охотится лиса в основном на зайцев и мышей. Она тщательно вынюхивает следы на снегу, отыскивает норки мышат под снегом и ловит их. У лисы есть нора, в которой она спит. Пушистым хвостом лиса заметает следы. Еще лиса может питаться ежами, сусликами, хорьками.

Дружбу водит он с лисой,

Этот зверь сердитый, злой

Он зубами щелк, щелк,

Очень страшный серый…(волк)

Волк очень хитрый и умный зверь. Он быстро догадывается, что за ним охотятся, и надолго покидает опасное место. Чутье у волка отличное, он чувствует запах металлического капкана даже под снегом, прекрасное зрение, он хорошо видит даже в сумерках.

Живет он всюду, где только может добыть себе еду – мясо.

Иногда селится рядом с человеческим жильем, около пастбищ.

3. Физминутка.

« Как на горке – снег, и под горкой – снег,

И на елке – снег, и под елкой – снег, (поднимаются на носки; приседают)

А под снегом спит медведь-

Тише, тише – не шуметь. (пальчик у губ).

4. Презентация «Дикие животные наших лесов »

(строение, питание зверей).

5. Пальчиковая гимнастика «Есть у каждого свой дом»

У лисы в лесу глухом есть нора – надежный дом,

Не страшны зимой метели – белочке в дупле на ели,

Под кустами еж колючий нагребает литья в кучу,

Из ветвей, корней, коры – хатки делают бобры,

Спит в берлоге косолапый, до весны сосет он лапу.

(загибают пальчики одновременно на двух руках)

Есть у каждого свой дом, всем тепло уютно в нем.

Ударяют кулачками и ладошками).

6. Словесная игра «Чья, чьё, чьи?»

Уши зайца - чьи уши? заячьи;

Морда медведя – чья морда? медвежья.

Хвост лисы - чей хвост? лисий

Рога оленя – чьи рога? оленьи

Лапы волка – чьи лапы? волчьи

Хвост ежа – чей хвост? ежиный

Копыта лося – чьи копыта? лосиные

Логово волка – чьё логово? волчье

7. Игра « Кто, где живет?»

Белка - в дупле; волк – в логове; медведь – в берлоге;

Лиса в – норе; бобры в хатках; и т.д.

8. Игра «Назови детеныша»

у лисы - лисенок; у волка - волчонок; у медведицы – медвежонок; у

лося – лосенок; у барсука – барсучонок.

Занятие НОД по ознакомлению с миром природы в старшей группе

Тема: «Комнатные растения».

Программное содержание :

Закрепить знание названий знакомых детям растений; уточнить представление о значении корня в жизни растений (впитывает из почвы влагу и питательные вещества, помогает закрепиться в почве, растение живет, пока жив корень);

формировать умение замечать красоту комнатных растений;

Познакомить с новым комнатным растением – фиалка; со способами размножения растений на примере комнатного растения – бальзамин.

учить различать его по внешним признакам (величина, форма, цвет, плотность, поверхность: дать детям новые знания о лекарственных свойствах комнатных растений; расширять словарный запас, умение отвечать на вопросы, ясно и внятно выражать свои мысли.

Ход занятия:

Воспитатель : Ребята, посмотрите, как много в нашей группе растений. Они растут в помещении, в нашей группе, поэтому и называются «комнатные растения». Давайте скажем все вместе: «комнатные растения».

А сейчас давайте пройдём по групповой комнате и познакомимся с комнатными растениями (воспитатель знакомит детей с комнатными растениями, называет их названия, дети хором повторяют, дети с помощью воспитателя рассматривают листья и говорят, на что похожи листья).

Посмотрите, ребята, у каждого растения свои листочки, цветы.

Воспитатель : Ребята, в нашей комнате есть неухоженные растения: не политые, пыльные, с сухими листьями. Чтобы этого не произошло, что мы должны сделать? Как правильно ухаживать за комнатными растениями? (ответы детей)

Правильно, ребята, а теперь посмотрите на схему «Условия жизни растении».

Если мы будем соблюдать все эти правила по уходу за комнатными растениями, то наши растения будут радовать нас своей красотой и будут нашими лучшими друзьями.

Дети: Цветок. Ой, ребята, нас ждёт ещё один сюрприз. Что здесь спрятано? Давайте посмотрим, что это?

Воспитатель: Красивый цветок, вам нравится?

Дети: да.

Воспитатель : А называется он бальзамин. Повторите хором. Кому трудно выговорить «бальзамин» по- другому можно назвать его «огонёк».

    А почему его называют «огонёк», как вы думаете?

Потому что его цветы похожи на огоньки.

    Ребята, давайте вспомним, из каких частей состоит растение?

    кто покажет и назовёт части растений.

Воспитатель: как вы думаете, где у этого растения корень?

Правильно, они находятся в земле.

А теперь давайте посмотрим по схеме: стебель, листья, цветы, корень.

Ребята, посмотрите, что у меня есть? Это отросток бальзамина. Прежде чем посадить отросток в горшок с землёй, мы должны поставить его в вазу с водой и дождаться, когда отросток даст корни, после этого мы посадим отросток в горшок с землёй.

Я предлагаю всё, что будет происходить с черенком, зарисовывать в тетради наблюдений, а через две недели посмотрим, какие изменения произошли с ним. Вот наш черенок дал корешки. Теперь мы посадим его в горшок с землей и будем поливать и дальше наблюдать.

Давайте отдохнём и проведём физминутку

«Семена у нас взошли».

Уж ты, семечко-зерно,

Ляжешь в борозду на дно (дети опускаются на корточки)

Ты не бойся, золотое.

Ничего, что там темно.

К свету, к солнцу из земли

Ты росток скорей пошли! (медленно встают вырастают)

Вот весною, в ранний час,

Семена взошли у нас

Вышли к солнышку из тьмы (потягиваются).

Здравствуй, солнце, это мы! (поднимают руки над головой, машут кистями)

Мал ещё росток – ребёнок (опускают руки вниз)

Только вырос из пелёнок (по очереди наклоняют голову в разные стороны)».

А сейчас поиграем в игру

« Найди такое же растение»

(демонстрирую фотографии комнатных растений, дети находят их в группе.

Ребята, я хочу познакомить с комнатным растением – фиалка.

Это растение не любит обильной влаги, прямых солнечных лучей.

Размножается листом, протирать листья надо осторожно мягкой кистью.

.
Теперь мы посадим его в горшок с землей и будем поливать и дальше наблюдать.

Вот так выглядит наш черенок через месяц после посадки в землю.

Бальзамин –очень любит обильный полив, прямые солнечные лучи.

Воспитатель: ну, вот ребята теперь вы знаете как ухаживать за комнатными растениями,

знаете их названия.

Конспект НОД художественное творчество аппликация в подготовительной группе

«Ежик»

Провела воспитатель: Л.А. Минеева.

Программное содержание .

Развитие у детей познавательного интереса к природе, представлений о зависимости существования конкретного животного от условий окружающей среды.

Расширять и обогащать знания детей о природе, диких животных. Совершенствовать умения детей: в силуэтном вырезывании фигурок животного, создавать выразительный образ, дополняя изображения деталями (глаза, нос, уши); колючки ежа сделать объемнее путем складывания квадрата бумаги по диагонали.

Совершенствовать навыки работы с ножницами, клеем, кистью.

Развивающие:

Активизировать речь детей по данной теме. Развивать мелкую моторику рук.

Воспитательные:

Воспитывать доброжелательное отношение к природе, животному миру.

Просмотр презентации "В мире животных ".

Практическая: Сложить квадрат по диагонали и наклеивать сверху близко друг к другу, в несколько рядов.

Материал к занятию:

Готовый силуэт ежа

Полоски бумаги черного цвета

Фломастеры черного цвета

Овал белого цвета

ножницы, клей, кисти для клея.

Ход НОД:

Организационная часть.

Педагог предлагает детям отгадать загадку:

Он живет в лесу дремучем,

Сам он круглый и колючий.

Угадайте, это кто же?

Ну, конечно, это …

Воспитатель: Давайте посмотрим, как выглядит ежик.

Дети: Он колючий у него маленькие лапки,

есть мордочка с глазками, носиком и маленьким ротиком.

Воспитатель: Мордочка у ежа маленькая с вытянутым носом,

вся покрытая короткими серыми волосками.

Черные, как бусинки, глаза кажутся умными,

но видит ежик плохо, а вот нюх у него прекрасный.

Лапки у ежа короткие с маленькими коготками.

Что я еще забыла?

Колючки!

Ну, конечно же, колючки! А для чего они ему нужны?

Дети: Чтобы ежика не съели волк и лиса.

Воспитатель : Верно. Как же ежу без иголок? Это средство защиты от врагов. Свернется ежик в колючий клубок, ощетинит свои острые иголки – попробуй-ка, съешь его! А как он их еще использует?
Д. Он носит на них грибы, ягоды.

Воспитатель Правильно. Иголки помогают ежу переносить что-либо на своей спине. Ведь лапки у него короткие, ими он ничего и взять-то не может, с помощью их ежик только передвигается. У ежика острые зубы, но во рту много не унесешь, поэтому иголки его выручают. С их помощью. Он и жилище свое обустраивает на зиму. Вот послушайте, как он это делает:

Загорелись, как пожар, на рябине кисти,

Катится на встречу шар из осенних листьев.

Ты его не узнаешь? Приглядись-ка – это еж!

Золотым клубочком стал хитрый ежик колкий,

Листья клена нанизал на свои иголки.

Их несет к себе домой, стелет на кроватку,

Чтобы долгою зимой спать под елкой сладко.

Пусть ему навеют сны снежные метели,

Пусть проспит он до весны в теплой колыбели .

Чтобы не спать голодным долгую зиму, он старается летом накопить жирок. А вы знаете, чем любит лакомиться ежик?

Д. Он любит грибы, яблоки, ловит мышей.

В. Вы правы. А еще ежик ловит разных жучков, червей, ящериц, лягушек и даже ядовитых змей. Еж – очень полезный зверек: он избавляет лес от многих вредителей

В. Скажите, а как зовут детенышей ежа?

Д. Ежата.
В. Весной в гнезде ежа, которое он устраивает где-нибудь под кустом или в какой-нибудь ямке, появляются малыши. Они родятся слепыми, и иголок на них сначала нет. Потом иголки появляются: белые и мягкие, потом темнеют и становятся твердыми и крепкими.

Мама - ежиха очень любит своих детей, кормит их молоком. А если чувствует опасность, то перетаскивает своих детенышей в другое место, более безопасное. Когда ежата подрастают, ежи-родители учат своих малышей искать и ловить разных насекомых. Хотите побывать в лесу, где живут ежики?

Практическая часть:

Воспитатель: Сегодня я предлагаю вам выполнить поделку «Ёжика» в технике аппликация. Для создания выразительного образа, мы будем дополнять наше изображение деталями – глаза, нос, уши.

Колючки, которые мы выполнили заранее, позволят нам отразить природные качества ежика и придать нашей работе объемность.

Этапы выполнения работы:

Дети нарезают квадратики и складываем по диагонали противоположные сторон. 3аполнить туловище ежа иголками: треугольники будем приклеивать рядышком рядами в шахматном порядке.

Заключительная часть:

Воспитатель: Сегодня вы ближе познакомились с лесным зверьком – ежом, узнали о нем много нового. А также вы хорошо поработали: ежики получились замечательные, они очень похожи на своих лесных братьев, такие же забавные и колючие. Я думаю, что с такими иголками вашим ежикам не страшен ни волк, ни лиса.

Ребята, а вы знаете, что ежику не всегда нравились его колючки. Хотите узнать, что такое могло случиться, чтобы ежик понял, как они ему необходимы?

Чтение педагогом стихотворения

П. Воронько «ЕЖИК»

«Ежик маленький сердит, он колючками покрыт:

-У других пушок и шерстка, и не колко, и не жестко.

Почему достались мне сто колючек на спине?

Серый волк подкрался сзади,

Но с клубком не смог он сладить:

Нос и губы поколол и голодный в лес ушел.

У ежа довольный вид: он колючками покрыт».

. Оснащение логопедического уголка в детском саду.

    Картинки по лексическим темам

    Каталог речевых игр

    Упражнения по артикулляционной гимнастике

    Упражнения дыхательной гимнастики

    Упражнения по пальчиковой гимнастике

    Игры на развитие фонематического слуха (цветные обозначения звуков)

    Художественные произведения по программе

    Словесные дидактические игры

    Чистоговорки, потешки, поговорки, предметные сюжетные картинки, серии сюжетных картинок для составления рассказов

    Картинки с изображением явлений природы

    Профессий

    Техники специального назначения

    С изображением признаков предметов (светлый, темный, чистый, грязный)

    С изображением действий предметов (ложится спать, бегает)

    С изображением синонимов

    зеркало

« Когда в душистом сквозняке присядешь летом в сосняке,

Внимательно вглядись вокруг-ты многое заметишь, друг

Личинку тащит муравей, спешит куда-то меж корней.

Большой сосны на толстый сук уселся золотистый жук..» .

Такими словами началось путешествие в лес. На лесных дорожках ребята встретили многих насекомых: паука, бабочку, кузнечика, божью коровку и. д. познакомились с насекомыми, которых не увидишь на участке и в лесу.

Узнали ребята, что насекомые бывают не только полезными и вредными,

но и хищными: стрекоза, кузнечик, божья коровка т.д.

Но самым неприятным оказалось насекомое, от которого много не только неприятностей, но и вреда это - муха, которая разносит разные болезни. Рассмотрели схему превращения гусеницы в бабочку. Рисовали, лепили насекомых.



Непосредственно образовательная деятельность

Художественное творчество – лепка

Подготовительная группа

«Стрекоза и муравей»

Цель занятий

Обогащение знаний детей о стрекозах и муравьях

Задачи НОД:

Обогащать знания о стрекозах и муравьях.

развивать связную и выразительную речь;

Развивать навыки лепки:

Из целого куска пластилина;

Фигурки из составных частей с помощью примазывания.

Учить:

- создавать единую композицию;

- использовать дополнительно бросовый материал для дополнения композиции яркими деталями

:

воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, привычку заниматься сообща; развивать стремление оказывать помощь другим, которые оказались в трудной ситуации; формировать умение правильно вести себя, не перебивать других, выслушивать до конца, создание положительной атмосферы в группе;

формировать у детей потребность в активной двигательной деятельности

Предварительная работа

Знакомство с басней И.А. Крылова «Стрекоза и муравей», рассматривание иллюстрации.

.

Демонстрационный материал к занятию

Презентация НОД, компьютер, игрушки насекомых.

Материалы, инструменты

Пластилин, стеки, бусинки, кусочки кальки, зубочистки, доски для работы, салфетки бумажные и матерчатые.

Ход НОД

Воспитатель : Ребята я вам сейчас прочитаю отрывок из произведения, а вы попробуйте

отгадать из какого произведения эти строки и кто автор этого произведения.

Попрыгунья Стрекоза
Лето красное пропела;
Оглянуться не успела,
Как зима катит в глаза.
Помертвело чисто поле:
Нет уж дней тех светлых боле,
Как под каждый ей листком
Был готов и стол и дом.
Все прошло: с зимой холодной
Нужда, голод настает;
Стрекоза уж не поет:
И кому же в ум пойдет
На желудок петь голодный!

Дети :

Это отрывок из басни Ивана Андреевича Крылова «Стрекоза и муравей

Воспитатель: Замечательный писатель баснописец Иван Андреевич Крылов написал басню «Стрекоза и муравей». А теперь назовите мне, пожалуйста, главных героев этой басни.

Дети:

Стрекоза и муравей.

Воспитатель:

Да! Эти герои привлекают наше внимание. Муравей символизирует трудолюбие и не удивительно, ведь этот род славится своей работоспособностью, в любое время года они усердно трудятся. Стрекоза же напротив, ассоциируется с легкомыслием. Муравей символизирует трудолюбие и не удивительно, ведь этот род славится своей работоспособностью, в любое время года они усердно трудятся. Стрекоза же напротив, ассоциируется с легкомыслием.

Воспитатель: А какая мораль этой басни?

Дети:

Мораль басни проста: не хочешь зимой мерзнуть и голодать – работай летом.

Воспитатель:

Басня Ивана Андреевича Крылова учит нас быть трудолюбивыми, справедливыми, честными. Хотя в басне действуют насекомые, но мы то с вами понимаем, что речь здесь идёт о людях. Автор нам помогает оценить их поступки.

Давайте посмотрим. (Воспитатель демонстрирует иллюстрацию из книги)

Воспитатель:

Обратите внимание, на эти иллюстрации их нарисовали художники, чтобы мы не только могли слушать текст самой басни, но и хорошо могли представить себе, как выглядят герои басни (как одеты, черты лица), какой у них характер

Любых героев можно не только рисовать, но и делать их объёмными- лепить, вырезать, отливать в различные формы… Эту работу выполняют скульпторы. А работы их называются скульптурами. Эти скульптуры большие по размеру.

А вам я сегодня предлагаю побывать в роле скульпторов и слепить из пластилина героев нашей басни Стрекозу и Муравья.

Воспитатель:

Давайте, вспомним из каких частей состоит тело стрекозы (туловище - вытянутое,

голова – большая, круглая; глаза - выпучены; крылья - прозрачные, овальной формы.),

из каких частей состоит тело муравья (тельце муравья состоит из трёх частей - головы, груди и большого брюшка. Лепить брюшко, грудь и голову необходимо в форме конусов.

Затем добавляем шесть ножек их можно слепить из пластилина, а можно из веточек. Затем «оживляем» голову. Усики лепим из пластилина или сворачиваем из проволоки).

Методом примазывания необходимо соединить все эти детали, чтобы скульптура получилась целостной и устойчивой.

Работа предстоит большая, я предлагаю вам договориться, кто из вас будет лепить стрекозу, а кто муравья.

(Материал дети выбирают самостоятельно)

Прежде чем приступить к работе нам необходимо ручки наши разогреть.

(массаж кистей рук)

Самостоятельная деятельность детей.

Физкультминутка

(дети выполняют действия)

Муравей ходил по ветке,
А за ним ходили детки.

Дождик с неба вдруг полил,
(Руки опущены, выполняем стряхивающее движение)

Муравья на землю смыл.
(Хлопок ладошками по коленкам.)

Солнце стало пригревать,
(
Ладони прижаты друг к другу, пальцы растопырены, качаем руками )

Муравей ползёт опять,
А за ним ползут все детки,
Чтобы погулять на ветке.
(Руки скрещены; пальцы каждой руки «бегут» по предплечью, а затем по плечу второй руки.)

Воспитатель:

Ну что, ребята, хорошо отдохнули? Продолжим нашу работу. Дети, во время работы вы можете пользоваться стеками. Работа предстоит непростая и кропотливая. Вам нужно заранее хорошо представить своего героя, а затем подобрать пластилин нужного цвета, придать ему задуманную форму. Пожалуйста, не забывайте делиться друг с другом пластилином нужного цвета, учитесь взаимовыручке.

Итог занятия:

В конце занятия проводится выставка детских работ и обсуждение, дети высказывают свое мнение по поводу каждой работы, советуют, что можно бы было сделать еще. Воспитатель отмечает удачные работы или отдельные элементы.

После занятия театрализованное представление

«Стрекоза и муравей»

Ведущая:

Белый снег пушистый

В воздухе кружится,

И на землю тихо

Падает ложится.

И под утро снегом поле забелело,

Точно пеленою,

Всё его одело.

Стрекоза:

Так недавно к нам в оконце Каждый день глядело солнце А теперь пора настала - В поле вьюга загуляла. Разбежалась с песней звонкой, Всё укрыла, как пелёнкой, Запушила снежным пухом - Стало всюду пусто, глухо.

Ведущая:

Злой тоской удручена. К муравью ползёт она.

Стрекоза:

Не оставь меня, кум милый, Дай ты мне собраться с силой. И до вешних только дней. Прокорми и обогрей.

Муравей:

Кумушка, мне странно это, Да работатала ль ты лето?

Ведущая:

Говорит ей Муравей.

Стрекоза:

До того ль, голубчик, было В мягких муравах у нас Песни, резвость всякий час Так, что, голову вскружило.

Муравей :

Ты всё пела? Это дело: Так поди же попляши!

Стрекоза:

Я лениться перестану (гладит муравьёв) Нянчить буду малышей, и помощницей вам стану, Только, братец, обогрей».

Муравей:

Так и быть, кума-соседка, Я не буду помнить зла


Алгоритм одевания

Чего нельзя делать в природе

!

Конспект занятий

в старшей группе по ознакомлении детей с окружающим миром –

«Дикие животные»

Гарифуллина Айгуль Альтафовна

Цель занятия: расширять и углублять знания детей о диких животных.

Образовательные задачи: закрепление представлений о диких животных, их внешнем виде. Расширение и активизация словаря по теме: «Дикие животные» (животные, зверь, медведь, волк, лиса, белка, заяц, еж, сторожка). Совершенствование грамматического строя речи. Развитие навыков слогового анализа слов.

Развивающие задачи: развитие речевого слуха, речевого дыхания, зрительного внимания, пространственной ориентировки, мышления, тонкой и общей моторики, связной речи, чувства рифмы, развитие творческого воображения и подражательности.

Воспитательные: формирование навыков взаимопонимания, доброжелательности, сотрудничества, ответственности, инициативности.

Оборудование: Картинки с изображением диких животных. Ноутбук, диск с дидактическими играми, мультимедийный экран, магнитофон, диск с музыкой для релаксации. Чучело белки.

Ход занятия.

1 Организационный момент. Упражнение »Угадай и назови».

Воспитатель: - Ребята, сейчас я вам загадаю загадки, а вы их отгадайте. А отгадку найдите среди картинок.

Где живет он? В самой чаще.

В самой-самой настоящей,

Любит малину, любит мед,

Сладкоежкою слывет (Медведь).

Первый ребенок отгадывает загадку и достает картинку медведя.

Воспитатель: - Кого ты нашел?

Ребенок: - Медведя.

Затем загадываются загадки о лисе, зайце и еже, белке.

Посмотрите-ка, какая, вся горит, как золотая,

Хвост пушистый и большой.

На увертки мастерица, а зовут ее... (Лисица).

Это что за зверь лесной?

Затаился под сосной,

И стоит среди травы,

Уши выше головы. (Заяц).

Вот иголки и булавки выползают из-под лавки.

На меня они глядят, молока они хотят. (Еж).

У рыжей хозяйки работы полно:

Надо наполнить грибами дупло,

Шубку успеть на другую сменить.

Скоро зима! Надо очень спешить! (Белка).

2. Рассматривание белки. Тактильное обследование.

Воспитатель: - Посмотрите, кто к нам прибежал. Что есть у белочки?

Дети: - Морда: глаза, уши, нос, рот с острыми зубками, туловище, покрытое мехом, 4 лапки с острыми коготками, пушистый хвост.

Воспитатель: - Пушистый хвост ей нужен для того, чтобы скакать по деревьям, а когда холодно, то укрываться им как одеялом. А для чего нужны лапки с острыми коготками?

Дети: - Чтобы лазать по деревьям.

Воспитатель: - Для чего нужны острые зубки?

Дети: - Грызть орешки.

Воспитатель: - Что ещё любит белочка?

Дети: - Грибы, ягоды, семена.

Воспитатель: - Медведь, лиса, заяц, еж, белка - какие это животные?

Дети: - Дикие.

Воспитатель: - Почему этих зверей называют дикими? (Воспитатель выслушивает ответы детей.). Ребята, как вы думаете, кто из вас правильно ответил?

Дети: - Правильно ответил Артем. За дикими животным люди не ухаживают. Дикие животные сами добывают себе еду и живут вдали от людей.

Воспитатель: - Где они живут?

Дети: - В лесу.

3. Логическая задача:

Воспитатель: - Ребята, посмотрите на картинку и скажите кто лишний? (Слайд 1. Изображение медведя, волка, зайца, лисы, ежа, собаки).

Дети: - Собака.

4. Лесные звери и их детеныши.

Воспитатель: - Ребята, перед вами не взрослые дети, а их детеныши. Знаете ли вы, как они называются и кто их мама? (Слайд 2 – 9. Ежата, медвежата, волчата, зайчата, лисята, тигрята, бельчата, львята.).

Дети: - У ежихи – ежата,

У медведицы – медвежата,

У волчицы – волчата,

У зайчихи – зайчата,

У лисицы – лисята,

У тигрицы – тигрята,

У бельчихи – бельчата,

У львицы – львята.

5. Гимнастика для глаз.

Я скачу туда, сюда (движение глаз вверх - прямо перед собой)

По деревьям ловко. (движение глаз вниз - прямо перед собой)

Не пустует никогда (движение глаз вправо - прямо перед собой)

У меня кладовка. (движение глаз вниз - прямо перед собой)

6. Игра «На водопой».

Воспитатель: - Захотели наши животные пить и отправились на водопой. Вокруг себя покружись и в зверят превратись. (дети идут по кругу)

Жарким днем лесной тропой Звери шли на водопой

За лосихой топал лосенок, (идут, громко топая)

За лисицей крался лисенок, (крадутся на носочках)

За зайчихой скакали зайчата (скачут как зайчата)

За ежихой катился ежонок, (приседают, бегут короткими шагами)

За бельчихой скакали бельчата, (скачут вприсядку)

За медведицей шел медвежонок, (идут вперевалочку)

Волчица вела своих волчат, (изображают волчат)

Все мамы и детки напиться хотят (поворачиваются в круг, «лакают» язычком)

Воспитатель: - Вокруг себя повернись и в ребяток превратись.

7. Игра «Кого не стало?» с использованием ноутбука.

Воспитатель: - Посмотрите на картинки и скажите, кого не станет.

Воспитатель показывает слайд с изображением четырех животных (медведь, лиса, заяц, еж). На каждом следующем слайде «прячется» одно животное.

Дети: отгадывают и называют: «Не стало медведя (лисы, зайца, ежа).

8. Пальчиковая гимнастика «Ежик». Дети стоят в кругу. Изображают ежика, собрав пальцы рук в замок.

Ежик маленький замерз,

И в клубок свернулся

(Прижмите пальцы – ежик убрал иголки)

Солнце ежика согрело –

Ежик развернулся.

(Выпрямите пальцы – ежик показал колючки.)

9. Заголовок.

Воспитатель: - Мы сегодня говорили много о лесных обитателях. И я принесла вам рассказ Валентина Дмитриевича Берестова «Как найти дорожку» на тему леса, диких зверей.

А заголовок сразу говорит о том, что кто-то заблудился и ищет дорожку к дому. Послушайте.

Ребята пошли в лес в гости к деду-леснику. Пошли и заблудились. Смотрят. Над ними Белка прыгает. С дерева на дерево. С дерева на дерево. Ребята – к ней.

Белка, белка, расскажи,

Белка, белка, покажи,

Как найти дорожку

К дедушке в сторожку?

Очень просто! – отвечает Белка. – Прыгайте с этой елки вот на ту, с той – на кривую березку. С кривой березки виден большой-большой дуб. С верхушки дуба видна крыша. Это и есть сторожка. Ну, что же вы, прыгайте!

Спасибо, Белка, - говорят ребята. – Только мы не умеем по деревьям прыгать. Лучше мы кого –нибудь еще спросим.

Скачет Заяц. Ребята и ему спели свою песенку:

Зайка, Зайка, расскажи,

Зайка, Зайка, покажи,

Как найти дорожку

К дедушке в сторожку?

В сторожку? – переспросил Заяц. – Нет ничего проще. Сначала будет пахнуть грибами. Так? Потом – заячьей капустой. Так? Потом запахнет лисьей норой. Так? Обскачите этот запах справа или слева. Так? Когда он останется позади, понюхайте вот так и услышите запах дыма. Скачите прямо на него, никуда не сворачивая. Это дедушка-лесник самовар ставит.

Спасибо, Зайка, говорят ребята. – Жалко, что носы у нас не такие чуткие, как у тебя. Придется еще кого-нибудь спросить.

Видят, ползет Улитка.

Эй, Улитка, расскажи,

Эй, Улитка, покажи,

Как найти дорожку

К дедушке в сторожку?

Рассказывать до-о-олго, вздохнула Улитка. – Лучше я вас туда провожу-у-у. Ползите за мной. – Спасибо, Улитка! – говорят ребята. – Нам некогда ползать. Лучше мы кого-нибудь другого спросим.

На цветке сидит Пчелка. Ребята к ней.

Пчелка, Пчелка, расскажи,

Пчелка, Пчелка, покажи,

Как найти дорожку

К дедушке в сторожку?

Ж-ж-ж, - говорит Пчелка. – Покажжу… Смотрите, куда я лечу… Идите следом. Увидите моих сестер. Куда они, туда и вы. Мы дедушке на пасеку мед носим. Ну, до свидания! Я уж-ж-жасно тороплюсь. Ж-ж-ж…

И улетела. Ребята не успели ей даже спасибо сказать. Они пошли туда, куда летели пчелы, и быстро нашли сторожку.

Вот была радость! А потом дедушка их чаем угостил.

Читая рассказ, воспитатель дает объяснение слову сторожка – помещение для сторожа, лесника.

Понравилась ли вам эта история? Понравились ли вам ребята? Почему все лесные обитатели им с радостью помогали?

Сказка называется «Как найти дорожку». А какой заголовок вы бы придумали? (Помощь лесных зверей. Добрый лес.).

10 . Упражнения для расслабления мышц с использованием музыки.

Воспитатель предлагает детям лечь на спину и закрыть глаза.

Воспитатель: - Представьте, что вы лежите на лесной полянке, светит солнце. Солнышко согревает ваше лицо, плечи, руки, грудь, ноги, вам тепло, спокойно. Сделайте медленный вдох и выдох. И вдруг защебетали птицы. Откройте глаза, улыбнитесь друг другу, возьмитесь за руки. Улыбнитесь всем!

11. Итог занятия.

Воспитатель: - Ребята, о каких животных мы с вами сегодня говорили? Где живут эти животные? Какой рассказ я вам прочитала? Кто написал этот рассказ?

Разделы: Работа с дошкольниками

Занятие охватывает большой объем программного материала по теме “Дикие животные”, а также знакомит детей с дикими животными Кемеровской области. Занятие построено с учетом возрастных особенностей дошкольников, в него включены загадки, физкультминутки, занимательные вопросы, дидактические игры, чтение стихов по теме. Чередование теоретического материала и беседы с детьми, использование дидактических игр и познавательных заданий помогают добиться поставленных целей. Подобранный материал помогает отследить уровень знаний дошкольников и спланировать дальнейшую работу.

Дикие животные нашего края

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе

Цель занятия : обобщить знания детей о диких животных.

Задачи занятия:

Образовательные

  • Закрепить названия диких животных и их детенышей.
  • Познакомить с дикими животными, проживающими на территории Кемеровской области

Воспитательные

  • Развивать социальные навыки: умение работать в группе, договариваться, учитывать мнение партнера.
  • Развивать умение отстаивать свое мнение, доказывать свою правоту.
  • Воспитывать любознательность.
  • Формировать знание о взаимосвязи всего живого в природе.
  • Способствовать осознанию особого отношения людей к диким животным
  • Познакомить с интересными фактами из жизни диких животных, показать их уникальность

Развивающие

  • Работа по словообразованию: волк – волчица – волчонок (волчата); заяц – зайчиха – зайчонок (зайчата) и т.д.;
  • Работа по согласованию существительных множественного числа с числительными (один зайчонок, два зайчонка, десять зайчат т.д.).

Предварительная работа:

  • Разучивание загадок, считалок по теме “Дикие животные”.
  • Дидактические игры “Кто, где живет”, “Дикие животные”;
  • Рассматривание иллюстраций (дикие животные разных стран, забота человека о диких животных, зоопарк, животные Кемеровской области и др.).
  • Заучивание: Е. Трутнева “Белкина кладовка”, В.Степанов “Как живете? Что жуете?”, И. Токмакова “Медведь”, А. Блок “Зайчик”.
  • Чтение детям русских народных сказок: “Лиса и волк”, “Заяц – хваста”, “Заюшкина избушка”, “Три медведя”, “Кот, петух и лиса”, “Лиса и журавль”; стихотворений Н.Костарев “Бобер”, П. Воронько “Хитрый ежик”; рассказов В.Бианки и др.
  • Разучивание пальчиковой гимнастики “Заяц”, “Сидит белка на тележке”.
  • Разучивание подвижных игр “Заяц Егорка”, “Зайка беленький сидит”.
  • Разучивание физкультминуток “Дикие животные”, “Звериная зарядка”.

Материалы к занятию:

Иллюстрации к занятию “Дикие животные”, “Дикие животные Кемеровской области”, “Животные, которые жили на территории Кемеровской области много миллионов лет назад”, “Деревья Кемеровской области”, “Заповедники Кузбасса”, “Динозавр”. Юла с прикреплённой к ней стрелкой и большой круг, вырезанный из картона и разделённый на цветные секторы – для игры “Поле чудес”, “волшебный мяч”, фанты для поощрения детей.

Список литературы:

  1. Агеева С.И. Обучение с увлечением. Части 1 и 2. М.: Лайда, 1995.
  2. Волина В. Праздник Букваря. М.: АСТ – ПРЕСС, 1996.
  3. Скоролупова О.А. Дикие животные. М.: Издательство Скрипторий, 2006.
  4. Сладков Н. Разговоры о животных. М.: “Стрекоза – Пресс”, 2002.
  5. Соболева А.В. Загадки – смекалки. Практическое пособие для логопедов, воспитателей и родителей. M.: Издательство “Гном и Д”, 2000г.
  6. Степанов В.А. Природа родного Кузбасса,

Интернет ресурсы:

  1. gsmnet.ru/logzhiv/logzhiv110.htm
  2. http://www.twirpx.com/file/618203/
  3. http://lik-kuzbassa.narod.ru/liki-zemli-kuzneckoy.htm

Ход занятия

Часть I

Введение

Воспитатель:

Ребята, сегодня мы продолжаем разговор о диких животных. Я буду загадывать загадки, вы должны угадать, о каком животном идет речь (по мере отгадывания загадок, воспитатель выставляет картинки с изображением животных).

Не барашек и не кот,
Носит шубу круглый год.
Шуба серая для лета,
Для зимы другого цвета. (Заяц)

Пышный хвост торчит с верхушки,
Что за странная зверюшка?
Щелкает орехи мелко.
Ну, конечно, это…(Белка).

Хитрая плутовка,
Рыжая головка.
Пышный хвост-краса.
Кто это? (Лиса)

В густом лесу под елкой,
Осыпанный листвой,
Лежит мешок с иголками,
Колючий и живой. (Ёж)

Кто зимой холодной
Ходит злой, голодный? (Волк)

Сделал дыру, вырыл нору.
Солнце сияет, а он и не знает. (Крот)

Хозяин лесной
Просыпается весной,
А зимой под вьюжный вой
Спит в избушке снеговой. (Медведь)

Серенькая, маленькая,
хвост как шило. (Мышь)

С ним тягаться трудно в беге,
Коли встретить довелось,
знайте, дети, это…(Лось).

Возле дуба острым рылом,
Деловито землю рыл он.
Видно желуди искал.
Я пугать его не стал.
Не спугнул и мой Полкан,
Очень грозен был … (Кабан).

Воспитатель:

Молодцы, ребята! Все загадки отгадали.

– Подскажите мне, о ком же все эти загадки?

– О животных.

– Совершенно верно, о животных, которые называются дикими.

Часть II

Рассказы детей о диких животных

Воспитатель предлагает детям рассказать, что они знают о диких животных, активизируя их речь. Для того чтобы организовать очерёдность детей, можно провести игру “Волшебный мячик”. Дети становятся в круг, в качестве волшебного мяча берется мяч небольшого размера.

Воспитатель может выступать в качестве ведущего, предлагая детям вопросы. Отвечая на вопрос, дети передают друг другу “ волшебный мяч”.

Правила игры таковы: говорить может только тот ребёнок, у которого в руках мяч. Остальные могут выразить своё согласие с его высказыванием хлопками в ладоши, своё несогласие – потопав ногами.

План

    Название животного.

    Что умеет делать?

    Чем питается?

    Как называют его детёнышей?

    Как называется его жилище.

Ребёнок, взявший мяч, начинает рассказ о каком-либо животном, придерживаясь плана, продолжить рассказ может следующий ребёнок, закончить – следующий.

Задача воспитателя – следить за тем, чтобы рассказы детей не затягивались во времени, чтобы все желающие дети могли высказаться.

Физкультминутка “Дикие животные”:

Встанем, надо отдохнуть,
Наши пальчики встряхнуть.
Поднимайтесь, ручки, вверх,
Шевелитесь, пальчики, –
Так шевелят ушками
Серенькие зайчики.
Крадемся тихо на носочках,
Как лисы бродят по лесочку.
Волк озирается кругом,
И мы головки повернем.
Теперь садимся тише, тише –
Притихнем, словно в норках мыши.
Ходил медведь по лесу,
Топтался и рычал.
Хотел он очень меда
А где достать – не знал.

Часть III

Рассказ воспитателя

Животные нашей Кемеровской области

Сегодня на занятии пойдёт разговор о диких животных, которые обитают в наших лесах и полях, о животных, которые обитали в нашей Кемеровской области много миллионов лет назад, какими они были.

В Кемеровской области из крупных диких животных обитают лось и марал, косуля сибирская и северный олень. Из хищных животных наиболее распространены бурый медведь, рысь и рассомаха.

Есть в нашей области место на берегу реки Кии – единственное в нашей стране “кладбище динозавров”. В окрестностях села Шестаково на правом берегу реки под землёй сокрыто огромное количество костей животных, населявших землю более 130 миллионов лет назад. Здесь был найден скелет динозавра, которого нарекли “пситтакозавр сибирикус”. Это небольшой двухметровый динозавр с необычной формой головы и клювом, как у попугая. Пятьдесят миллионов лет назад климат Сибири был значительно теплее, и растительность резко отличалась от современной. Вместо тайги простирались теплолюбивые леса из бука, ольхи, липы, клена, дуба и грецкого ореха. Лиственные леса шумели даже там, где сейчас простирается тундра. В то время природа Кузбасса была совсем другой. Здесь жили шерстистые носороги, пещерные медведи, мамонты. Эти животные были огромны: вес мамонта мог достигать шести тонн!

Физкультминутка “Звериная зарядка”:

Раз – присядка. Присесть.
Два – прыжок. Подпрыгнуть.
Это заячья зарядка. “Ушки на макушке” зайчики.
А лисята как проснутся, Потереть кулачком глаза.
Любят долго потянуться, Потянуться.
Обязательно зевнуть, Повороты туловища.
Рыжим хвостиком вильнуть. Движения бедрами вправо-влево.
А волчата спинку выгнуть Наклон вперед.
И легонечко подпрыгнуть. Прыжок вверх.
Ну а Мишка косолапый, Согнуть руки в локтях.
Широко расставив лапы, Ноги на ширине плеч.
То двумя, то всеми вместе Переступание с ноги на ногу.
Долго топчется на месте.
А кому зарядки мало – Руки развести в стороны.
Начинает все сначала.

Часть IV

Заключение

Воспитатель:

– Ребята, в заключение нашего занятия я предлагаю вам поиграть в игру-викторину “Поле чудес”. Условия игры будут такими: на каждом секторе игрового поля лежит картинка с изображением дикого животного. Водящий вращает юлу, и, когда стрелка остановится и укажет на какую-то картинку, он называет не только изображённое на ней животное, но и всё семейство, а также жилище, в котором оно живёт. Например, стрелка указывает мне на картинку с волком. Я говорю: папа – волк, мама – волчица, ребёнок – волчонок, жилище – логово. Итак, начинаем игру.

Оценивая правильные ответы, можно выдавать детям фанты или фишки. Очень важно, чтобы дети получали и поощрение за оказание помощи своим товарищам. После окончания игры подсчитываются фанты, и определяется победитель.

Муниципальное автономное учреждение

дополнительного образования

Дом творчества «Октябрьский» города Липецка

Открытое занятие по ознакомлению с окружающим миром

«Дикие животные»

Подготовила:

Педагог дополнительного образования,

Ладынская Н.А.

Липецк- 2016

Цель: научить выделять отличительные признаки диких животных, составлять описательные рассказы про животных, правильно выражать свои мысли.

Задачи:

Образовательные:

1. Закреплять знания детей о диких животных (внешний вид, жилища, еда).

2.Активизировать и расширять словарь по теме «дикие животные».

3. Совершенствовать умение образовывать существительные с уменьшительно-ласкательным суффиксом.

Развивающие:

1. Развивать зрительное восприятие, речевой слух, память, внимание.

Воспитывающие :

1.Воспитывать умение выслушивать ответы товарищей и бережное отношение к животным.

Предварительная работа:

Чтение рассказов о животных, отгадывание загадок, рассматривание иллюстраций.

Оборудование:

Техническое оснащение:

    компьютер;

    мультимедийный проектор, экран.

Демонстрационный материал:

Иллюстрации с изображением диких животных.

Предметные картинки.

Конверт с письмом.

Игрушка белочка.

1. Организационный момент.

Педагог:

Ребята, я вам сейчас загадаю загадку.

Когда вы ее отгадаете, узнаете, кто к вам придет на занятие.

Кто по елкам скачет ловко

И влезает на дубы?

Кто в дупле орехи прячет?

Сушит на зиму грибы?

Правильно, это белка. А вот и она. А что это у нее в руке? Какое - то письмо.

Педагог читает его:

«Срочно приходите,

Срочно помогите.

Нас волшебник напугал.

Нас он всех заколдовал.

Мы забыли, кто мя есть.

Что нам пить и что нам есть.

Выручайте, помогите.

И нас срочно помирите. «Жители леса».

2. Педагог:

Ребята, скажите, а кто же это - жители леса? Назовите.

Дети перечисляют животных.

Педагог: А как называют животных, которые живут в лесу?

Ответы детей: Дикие, лесные.

Педагог: А почему?

Ответы детей: Они живут в лесу, сами добывают себе пищу, строят жилища, заботятся о детенышах.

Педагог: Ребята, можем мы им помочь?

Ответы детей.

Педагог: Тогда скажем волшебные слова, чтобы оказаться в лесу.

1, 2, 3, 4, 5 - в лес идем зверей спасать. Звучит музыка - пение птиц.

Вот мы с вами и в лесу.

3. Дидактическая игра. «Угадай по описанию».

Педагог:

Ребята, мы пришли в лес. Посмотрите, на лесной полянке растут не грибы, а лежат белые карточки. Интересно, а что скажет белочка?

Педагог от имени Белочки:

Это волшебные карточки. Злой волшебник заколдовал наших лесных жителей… Теперь в лесу тихо и грустно. Если вы выполните задания и отгадаете загадки волшебника, то колдовство постепенно исчезнет.

Как только догадаетесь, кто это, карточку можно будет перевернуть.

Злой, голодный, серый (волк);

Маленький, длинноухий, серый или белый (заяц);

Рыжая, ловкая, хитрая, пушистая (лиса);

Большой, неуклюжий, косолапый (медведь);

Маленький, колючий, серый (еж).

По мере называния открываются предметные картинки и появляются животные.

Педагог : Вот, белочка, дети назвали лесных зверей.

Педагог от имени Белочки:

Вот спасибо, ребятки, отгадали все загадки. Скоро в нашем лесу снова наступит веселье!

Педагог : А теперь, ребята мы присядем на лесные пенечки и назовем детенышей животных.

4. Пальчиковая гимнастика.

Это зайчонок,

Это бельчонок,

Это лисенок,

Это волчонок,

А это спешит, ковыляет спросонок

Бурый, мохнатый, смешной медвежонок.

А кого из лесных зверей мы не назвали? (ежонка).

5. Стихотворение. «Есть у каждого свой дом».

Педагог:

Белочка, а Полина хочет рассказать тебе стихотворение.

У лисы в лесу глухом,

Есть нора - надежный дом.

Под кустами еж колючий,

Нагребает листья в кучу.

Спит в берлоге косолапый,

До весны сосет он лапу.

Есть у каждого свой дом,

Всем тепло, уютно в нем.

6. Дидактическая игра «Кто, где живет?»

Педагог: Ребята, Белочка хочет узнать, а знаете ли вы, где живут дикие животные, как называются их жилища?

Ответы детей.

Лиса живет в норе, медведь спит в берлоге, волк живет в логове.

А есть ли дом у зайца?

Ответы детей: нет, он прячется под кустами.

Педагог от имени Белки:

А где живу я, - знаете?

Ответы детей: в дупле.

7. Дидактическая игра «Кто, что любит».

Ребята, волшебник заколдовал зверей так, что они забыли, что им есть и что им пить. Давайте поможем им. Вы ведь знаете, чем питаются дикие животные.

На столах у вас лежат предметные картинки. Посмотрите на них внимательно и скажите, какое животное любит это есть.

Предметные картинки: малина, мед, шишки, грибы, яблоко, капуста, морковь, орехи, трава.

Дети:

Заяц любит морковку, капусту.

Белка - орешки, грибы.

Еж любит грибы, яблоки.

Медведь - мед, ягоды.

Педагог от имени Белочки: Спасибо, ребята, спасли вы зверей, не дали умереть от голода.

Я хочу вам показать, как звери передвигаются.

Физкультминутка «Кто как передвигается».

Жарким днем лесной тропой,

Звери шли на водопой.

За мамой лисицей крался лисенок.

За мамой ежихой катился ежонок.

За мамой медведицей шел медвежонок.

За мамою белкой скакали бельчата.

За мамой зайчихой косые зайчата.

Волчица вела за собою волчат.

Все мамы и дети напиться хотят.

8. Дидактическая игра «Закончи предложение»

Педагог от имени Белочки: Ребята, я хочу с вами поиграть, я называю начало предложения, вам нужно его закончить, называя противоположное по смыслу слово.

Заяц зимой белый, а летом …

У зайца хвост короткий, а уши …

Еж маленький, а медведь…

Белка зимой серая, а летом…

У белки хвост длинный, а у зайца…

Белка живет в дупле, а лиса в …

Лиса хитрая, а заяц…

Заяц пушистый, а еж…

Педагог от имени Белочки :

Молодцы, ребята, справились с заданием.

9. Дидактическая игра. «Четвертый лишний».

Педагог от имени Белочки: Злой волшебник всех зверей перепутал. Помогите узнать, кто же здесь лишний.

Лиса, медведь, заяц, дятел.

Волк, еж, конь, лиса.

Заяц, слон, медведь, белка.

Ежонок, медведица, зайчонок, лисенок.

Курица, белка, еж, лиса.

10. Педагог от имени Белочки:

Ребята, расскажите теперь про диких животных, чтобы злой волшебник не смог их больше заколдовать. Вспомните, чем питаются, где живут, какие части тела есть у них, как называются их детеныши.

1-2 ребенка выбирают животное и описывают его.

Белка - дикое животное. У нее пушистый хвост. Она живет в дупле. Запасает на зиму грибы, орехи. У нее есть бельчата.

Волк - дикое животное. У него есть голова, 4 лапы. Туловище его покрыто серой шерстью. У него большие, острые зубы, длинный серый хвост. У волка есть волчата. Живут они в логове.

Аналогично описываются остальные животные.

Белочка благодарит детей за помощь и предлагает им угощение - грибочки. Дети благодарят белочку за угощение.

Педагог:

А нам с вами пора возвращаться в наш Центр. Скажем волшебные слова.

1, 2, 3, 4, 5 - в Центр мы пришли опять.







2024 © styletrack.ru.