Н сладков суд над декабрем крупный шрифт. 'Суд над Декабрем" план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему. Николай Сладков. Суд над декабрём


Суд над декабрём

Собрались на озере птицы и звери.
Декабрь судить.
Уж очень все от него натерпелись.

- День Декабрь нам сократил, а ночь сделал длинной-предлинной. Засветло теперь и червячка заморить не успеешь. Кто за то, чтоб осудить Декабрь за такое самоуправство?
- Все, все, все! - закричали все.
А Филин вдруг говорит:
- Я против! Я в ночную смену работаю, мне чем ночь длиннее, тем сытнее.
Почесал Ворон коготком затылок. Судит дальше:
- В Декабре скучища в лесу - ничего весёлого не происходит. Того и гляди, от тоски сдохнешь. Кто за то, чтоб Декабрь за скукоту осудить?
- Все, все, все! - опять закричали все.
А из полыньи вдруг высовывается Налим и булькает:
- Я против! Какая уж тут тоска, если я к свадьбе готовлюсь? И настроение у меня, и аппетит. Я с вами не согласен!
Поморгал Ворон глазами, но судит дальше:
- Снега в Декабре очень плохие: сверху не держат и до земли не дороешься. Измучились все, отощали. Кто за то, чтобы Декабрь вместе с плохими снегами из леса выставить?
- Все, все, все! - кричат все.
А Тетерев и Глухарь против. Высунули головы из-под снега и бормочут:
- Нам в рыхлом снегу спится здорово: скрытно, тепло, мягко. Пусть Декабрь остаётся.
Ворон только крыльями развёл.
- Судили, рядили, - говорит, - а что с Декабрём делать - неизвестно. Оставлять или выгонять?
Опять закричали все:
- А ничего с ним не делать, сам по себе кончится. Месяц из года не выкинешь. Пусть себе тянется!
Потёр Ворон носище об лёд и каркнул:
- Так уж и быть, тянись, Декабрь, сам по себе! Да очень-то, смотри, не затягивайся!..

Суд над Декабрём

Николай Сладков

Суд над Декабрём

Собрались на озере птицы и звери.
Декабрь судить.
Уж очень все от него натерпелись.

- День Декабрь нам сократил, а ночь сделал длинной-предлинной. Засветло теперь и червячка заморить не успеешь. Кто за то, чтоб осудить Декабрь за такое самоуправство?
- Все, все, все! - закричали все.
А Филин вдруг говорит:
- Я против! Я в ночную смену работаю, мне чем ночь длиннее, тем сытнее.
Почесал Ворон коготком затылок. Судит дальше:
- В Декабре скучища в лесу - ничего весёлого не происходит. Того и гляди, от тоски сдохнешь. Кто за то, чтоб Декабрь за скукоту осудить?
- Все, все, все! - опять закричали все.
А из полыньи вдруг высовывается Налим и булькает:
- Я против! Какая уж тут тоска, если я к свадьбе готовлюсь? И настроение у меня, и аппетит. Я с вами не согласен!
Поморгал Ворон глазами, но судит дальше:
- Снега в Декабре очень плохие: сверху не держат и до земли не дороешься. Измучились все, отощали. Кто за то, чтобы Декабрь вместе с плохими снегами из леса выставить?
- Все, все, все! - кричат все.
А Тетерев и Глухарь против. Высунули головы из-под снега и бормочут:
- Нам в рыхлом снегу спится здорово: скрытно, тепло, мягко. Пусть Декабрь остаётся.
Ворон только крыльями развёл.
- Судили, рядили, - говорит, - а что с Декабрём делать - неизвестно. Оставлять или выгонять?
Опять закричали все:
- А ничего с ним не делать, сам по себе кончится. Месяц из года не выкинешь. Пусть себе тянется!
Потёр Ворон носище об лёд и каркнул:
- Так уж и быть, тянись, Декабрь, сам по себе! Да очень-то, смотри, не затягивайся!..

Тема: Н. И. Сладков «Суд над декабрем»

Целевые установки урока (планируемые результаты)

Предметные результаты: знать сюжет сказки; называть героев; ориентироваться в тексте; читать выразительно; быстро просматривать текст; делить текст на смысловые части.

Метапредметные результаты:

- регулятивные УУД: определять учебную задачу урока в совместном обсуждении; соотносить её выполнение с формулировкой в конце урока; оценивать себя на различных этапах урока.

- познавательные УУД: воспроизводить выводы по сказке, сделанные на предыдущем уроке; понять идею произведения в ходе анализа; прогнозировать развитие событий рассказа на основе сделанных выводов.

- коммуникативные УУД: участвовать в диалоге с товарищами по группе; обсуждать различные идеи и мнения, бесконфликтно дискутировать; задавать вопросы собеседникам, отвечать на вопросы своих одноклассников.

Личностные результаты: проявлять интерес к творчеству Н. И. Сладкова и чтению его произведений; осознавать смысл приобретаемого умения, понимать, где еще может пригодиться данное умение.

Оборудование:

1.Презентация к уроку

2. Сафонова И. В., Черкезова М. В., Чиж И. В. Литературное чтение. 3 класс. Дрофа 2012.

План

  1. Организационный момент

1.Приветствие

2. Установка внимания

  1. Проверка домашнего задания
  2. Актуализация знаний учащихся

1.Работа с текстом до чтения

а) антиципация (загадки, рассматривание иллюстраций)

б) постановка целей урока

а) первичное чтение текста

б) проверка восприятия (Что взволновало?)

в) перечитывание текста:

г) повторное чтение по частям

д) анализ

е) работа над выразительным чтением

ж) беседа по содержанию в целом

Физкультминутка

а) рассказ о творчестве Н. И. Сладкова

б) обсуждение смысла заглавия

  1. Подведение итогов. Рефлексия

1.Оценивание

  1. Задание на дом

Ход урока:

  1. Организационный момент

Здравствуйте. Встали все красиво, глазки на меня. Посмотрите все ли у вас на месте. Садитесь.

Меня зовут Юлия Алексеевна. И я сегодня буду ввести урок чтения.

  1. Проверка домашнего задания

Ребята, с каким произведением вы познакомились на прошлом уроке?

Какое задание вам было на дом?

(Ответы детей)

  1. Актуализация знаний учащихся:

1.Работа с текстом до чтения

- Я вам загадаю загадки. Кто догадается, поднимет руку. Хором не отвечаем.

Слушаем внимательно.

а) Загадки

  • Кто в холод не боится

Остаться без перинки

И вытряхнет на землю

Летящие пушинки (Зима)

  • Невидимкой осторожно

Он является ко мне

И рисует, как художник,

Он узоры на окне (Мороз)

  • «Году конец и начало зиме!»

Вот так загадку задали мне.

Морозы и вьюга,

И снег на дворе,

К нам в гости

Приходит зима в (декабре)

Какие времена года вам известны? Перечислите по порядку.

Какое сейчас время года?

Назовите зимние месяцы.

б) антиципация, рассмотрение иллюстраций

Откройте книги на стр. 85. Посмотрите на картинку. Что изображено на ней? (Ответы детей)

Прочитайте название произведения.

Что вы знаете о декабре? (1-ый зимний месяц; ночь длинная, день короткий; последний месяц года). – Работа в парах

Как вы думаете, о чем пойдет речь на уроке?

(Ответы детей)

2. Работа с текстом во время чтения

а) первичное чтение текста

б) проверка восприятия (что взволновало?)

Что мы прочитали? (сказку). Докажите, почему это сказка? Какая эта сказка? (о животных)

О чем эта сказка? Кто герои этой сказки?

в) повторное чтение по частям, анализ.

Просмотрите текст и определите, на сколько смысловых частей его можно разделить?

Поставим карандашом черточку. Здесь закончилась первая часть.

Где и когда происходят действия?

Это вступление, из которого мы узнаем всю обстановку, в которой будет развиваться действие.

Давайте прочитаем вторую часть по ролям. Постараемся читать выразительно.

О чем мы узнаем в этой части? (День Декабрь сократил, а ночь сделал длинной-предлинной; чем ночь длиннее, тем сытнее; в Декабре скучища в лесу; снега в Декабре очень плохие: сверху не держат, и до земли не дороешься; в рыхлом снегу спится здорово, скрытно, тепло, мягко).

Главные герои сказки? (Ворон, Филин, Налим, Тетерев, Глухарь).

Следующую часть прочитает…

Что мы узнали из этой части?

д) беседа по содержанию в целом

Что решили делать с декабрем звери? (Ничего, сам по себе кончится)

На странице 87 есть вопросы к тексту. Найдите 2 вопрос. Прочитает нам его….

Кто вам больше всего понравился в сказке? Почему?

Физкультминутка

А теперь все дружно встали. Ножками потопали, ручками похлопали. Покрутились, повертелись. Еще раз ножками потопали, ручками похлопали. Покрутились, повертелись. И за парты все уселись. Глазки крепко закрываем, дружно до 5 считаем. Открываем, поморгаем и работать продолжаем. (Выполнение движений вслед за учителем).

3. Работа с текстом после чтения

Кто судил Декабрь? Как вы думаете почему в русских сказках Ворон назван мудрым? (Ворон в русских сказках это прежде всего очень разумная птица. Чаще всего его появление означает приближение серьезного несчастья. Есть и другой вариант. Тогда он ассоциируется с мудростью и долголетием.)

Каким можно назвать Ворона в этой сказке?

9. Рассказ о творчестве Сладкова.

Вы раньше читали его произведения?

10. Обсуждение смысла заглавия

Как вы думаете, почему сказка называется «Суд над Декабрем»? (я) думаю, что…

  1. Подведение итогов. Рефлексия

- Произведение какого автора вы сегодня читали?

Что нового вы для себя узнали?

Понравился ли вам урок?

Что понравилось на уроке?

1.Оценивание

- «3». Почему?

Спасибо за работу. Вы хорошо поработали. Урок окончен.

  1. Задание на дом

Стр. 85-87 содержание


Криворізька загальноосвітня школа І-ІІІ ступенів № 26

Криворізької міської ради Дніпропетровської області

Урок литературного чтения в 3 классе

по учебнику Н.В.Гавриш,Т.С.Маркотенко

Тема: Н.Сладков « Суд над декабрем»

вчитель початкових класів

Вірко Світлана Леонідівна

Кривий Ріг 2015

Урок литературного чтения

Зимушка-зима. "Н.И. Сладков. Суд над декабрем".

Цель: продолжить ознакомление учащихся с творчеством Н.И. Сладкова,

ознакомить со стихотворением Е.Алябьевой;

совершенствовать навыки правильного, сознательного, выразительного чтения,

формирование навыки чтения про себя разнообразных по жанру произведений,

развивать умение анализировать текст, образное восприятие окружающего мира, словарный запас, связную речь;

воспитывать познавательную активность, умение сдерживать себя, владеть своими эмоциями. прививать любовь и бережного отношения к животным, природе через чтение книг Н. И. Сладкова, видеть прекрасное.
Ожидаемые результаты: дети умеют анализировать произведение, различать художественные средства.
Оборудование: учебник, раздаточный материал (экспресс-карточки, электронная презентация)

Ход урока:

I. Организационный момент, сообщение темы и целей урока.

Психологический настрой.

Я рада видеть каждого из вас

И пусть в окно зима прохладой дышит,

Нам будет здесь уютно и тепло

Ведь весь наш класс

Друг друга любит, чувствует и слышит.

Ваши мышцы все проснулись? Да.

Ваши губы улыбнулись? Да.

Начинаем урок.

Сегодня на уроке чтения мы продолжим путешествие по сказочной зимней книге.

Мы будем работать в группах, придумывать вопросы, разгадывать тайны.

II. Речевая разминка.

Подготовка к чтению, разминка речевого аппарата:

Страница «Зимняя речевая разминка»

1) Разминка. Логопедическая зарядка.

Ок-ок-ок-выпал снежок

Ул-ул-ул- ветер подул

Ели-ели-ели-птицы улетели

Оз-оз-оз пришел мороз

Ма-ма-ма-наступила зима

2) - Прочитай быстро и выразительно .

Снег кружится,

Снег ложится -

Снег! Снег! Снег!

Рады снегу зверь и птица

И, конечно, человек!

Какое слово чаще всего повторяется?

3) - Собери слоги и прочитай стихотворение

Зим ний лес в о бъять ях ти ши ны

За дре мал, у ку тав вет ки сне гом.

Бу дет спать спо кой но до вес ны

Он те перь под се реб рис тым не бом.

4) Проговаривание скороговорок в группах:

1-я гр. Зимним утром от мороза на заре звенит береза . – с логическим ударением.

Значение слова Заря по Ефремовой:
Заря - 1. Световая
горизонта восходом и заходом солнца. // появления на горизонте освещения.
2. перен.
чего-л. (обычно радостного, светлого).

2-я гр. Сидел воробей на сосне,
Заснул и свалился во сне.

C разным настроением (весело, печально, загадочно) с разной интонацией (?.!).

3-я гр . Сад в снегу и лес в снегу, а по снегу я бегу - с разной интонацией (?.!).

ІІІ. Актуализация опорных знаний учащихся. Мотивация учебной деятельности.

Страница « В гостях у С негурочки »

Загадка.

Я - внучка Мороза и Вьюги,
Являюсь сюда каждый год!
Со мною снежинки-подруги
Весёлый ведут хоровод.

- Екатерина Алябьева написала стихотворение про Снегурочку. Прочтите его на с. 85.

- Найдите однокоренные слова. Сколько их?

- Снегурочка,снежки,снежинок,снегирей,заснеженном,снегопадом,подснежник ,снегам и - ?? 8 нет 7

-"Слова "снегирь" и "снег" однокоренные?" Ответ справочной службы русского языка:
"В современном русском языке эти слова не однокоренные".

Прочитайте выразительно стихотворение. (презентац ия PREZI )

Как вы думаете, что еще делала Снегурочка в лесу (надевала зайцам шубки, ждала Деда Мороза, лепила снеговиков)

IV . Физкультминутка. Снеговик Антошка.

V. Восприятие и осознание учебного материала.

Страница «ЛЕСНЫЕ РАЗГОВОРЫ»

    Игра «Дополни пословицу» :

1гр. В … год кончается, зима начинается

2 гр. … – году начало, зиме середина

3 гр. Вьюги да метели в … налетели

2. - Как еще можно назвать зимние месяцы? Мы читали В.Бианки «Синичкин календарь». Календарь – это расписание солнышка на целый год. год состоит из месяцев, и январь – его первый месяц, носик года . За ним идет еще десять месяцев- столько сколько у людей пальцев на передних лапах: ф,м,а,м,и,и,а,с,о,ноябрь. А самый последний месяц двенадцатый, хвостик года - декабрь.

Что вы знаете о декабре? (1-ый зимний месяц, ночь длинная, день короткий.)

VI . Сообщение темы и цели урока .

Любит народ зиму-зимушку. И на санках покататься можно, и в снежки поиграть. А длинными, зимними вечерами можно и сказки послушать сказку. Однажды звери на озере учинили над Декабрем суд. Хотите узнать, за что они судили Декабрь?

Значение слова Суд по Ожегову:
Суд - Судьи, те, кто судит

Суд ведающий разрешением гражданских (между длительными лица ми, учреждениями) споров и рассмотрением уголовных дел

Суд заключение

Суд рассматривающий проступки членов какого-нибудь коллектива

Суд дел в таких органах

3.Знакомство с произведением.

Откройте с.86-87. Кто написал? Николай Сладков. Какие произведения мы читали? Н. И. Сладков не только рассказал о животных, но и научил нас, как познать лесные тайны, не навредить лесным жителям и природе. Вы теперь знаете, какая нелегкая жизнь у братьев наших меньших. Ваши читательские дневники подтверждают это.

Начнем знакомиться с этой сказкой. При чтении будьте внимательны, я попрошу выполнить задание по прочитанному. (Чтение. Дети читают про себя, пальчиком каждый ведет по словам, которые в данный момент звучат. Скорость чтения 80 слов в минуту. Проверка)

4. Проверка понимания содержания сказки

Зачем собрались на льду птицы и звери?

- За что судили декабрь? – За что же звери судили Декабрь?

(самоуправство, скукота, снега плохие).

Словарная работа:

Натерпелись= Терпеть - 1. физические и моральные

- В чем Ворон обвинил Декабрь сначала? ?

Что значит « заморить червячка »?

В современном русском языке фразеологизм « заморить червячка » означает «слегка закусив, утолить голод» (Словарь русского языка С. И. Ожегова, 1975).

Чем еще не понравился декабрь ворону?

- Скучища – это Невыносимая . Скука - 1. Тягостное душевное вызываемое отсутствием интереса к окружающему.

- За что еще Ворон обвинил Декабрь?

Отощали -синонимы: похудели, потеряли вес, оголодали.

Кому понравились длинные декабрьские ночи? (филину)

- Почему Налим заступился за Декабрь ?

Полынья - Незамерзший или уже растаявший ледяной поверхности моря, и т.п.

Что значит высовывается и булькает?

Кому понравились декабрьские снега? (тетереву и глухарю) Что сказали Тетерев и Глухарь?

5. Чтение по ролям

- Что же решили сделать с Декабрем птицы и звери? какой приговор вынесли звери?(оправдали) Почему? (Месяц из года не выкинешь)

О чем предупредили декабрь?

Так о каких приметах зимы мы узнали? (День короткий, а ночь длинная. Чем ночь длиннее тем сытнее филину. Месяц из года не выкинешь.)

6. Определение главной мысли.

Из трех предложений выберите то, в котором заключена главная мысль сказки.

1) В природе все идет своим чередом.
2) Не бывать апрелю раньше марта месяца.

3) Бережно относись к природе!

VII . Гимнастика для глаз.

VIII . Закрепление материала.

Страница « Э кспресс контроль »

1.Работа по карточкам по вариантам.

2 . Игра «Собери стихотворение»

Много сегодня мы говорили о зиме. Пока мы читали, писали к нам прилетала метель и развеяла куплеты стихов в разные стороны. Помогите «собрать» стихотворение и назвать их автора.

Игра «Собери стихотворение» стр. 87

Чтоб не мёрзли.

Зимушка-зима

принесла морозы

Для зверей - зимовье

Зимнюю одежду людям,

И под снегом - озимь Зимние забавы

и сосульки-слёзы

Екатерина Алябьева

Зимушка-зима

Зимушка-зима принесла морозы.

Зимние забавы и сосульки-слёзы.

Для зверей - зимовье

И под снегом - озимь

Зимнюю одежду людям,

Чтоб они не мёрзли.

ІХ. Итог урока.

Вот и закончилось наше путешествие по по сказочной зимней книге. Что вам особенно понравилось?
– Почему декабрь первый зимний месяц?
– Мы закончили читать книгу Н. И. Сладкова. Какие произведения вам понравились больше других? Почему?
– Много вы узнали о животных, их жизни. Н. И. Сладков не только рассказал о животных, но и научил нас, как познать лесные тайны, не навредить лесным жителям и природе. Вы теперь знаете, какая нелегкая жизнь у братьев наших меньших. Ваши рисунки подтверждают это.

Х . Оценивание.

Х І. Домашнее задание.

    нарисовать фильм.

    сочинить сказку «Зимние разговоры»

Спасибо за работу. Вы хорошо поработали. Урок окончен.








2024 © styletrack.ru.