Лес называют легкими земли. Легкие нашей планеты. Важность леса в формировании биосферы


Встреча 58. УЧЕБНЫЙ ПРОЕКТ «ПОЧЕМУ ЛЕСА НАЗЫВАЮТ "ЛЕГКИМИ ПЛАНЕТЫ"?»

Цель : учить учащихся находить и систематизировать информацию о значении лесов для Земли; учить анализировать, делать выводы на основе собственных наблюдений за окружающей средой, понять значение леса; развивать наблюдательность, любознательность; воспитывать бережное отношение к растениям.

Ход урока

I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

II. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ

1. Ответы на вопросы рубрики «Вопросы и задания для тех, кто хочет понимать природу» (с. 170)

2. Работа в группах

Пройдите лабиринт. Прочитайте шифрограмму.

Итак, с какой планеты эта шифрограмма, кто нуждается в помощи? (Жители планеты Риа)

А вы знаете об этой планете?

Я предлагаю послушать аудиозапись о планету Риа.

Планета Риа - молодая планета Галактики. На ее территории преобладают песчаные почвы. Климат теплый, влажный. Достаточное количество солнечного света и тепла. Много пресноводных озер и рек. Население многочисленное. Планета страдает от недостатка кислорода, нуждается в помощи.

3. Упражнение «Микрофон»

Вы услышали справку о климатических условиях планеты Риа. Как можно помочь инопланетянам? (Отправить баллоны с кислородом; посадить много деревьев, цветов и других растений.)

Чье предложение кажется вам полезной? Почему? (Учитель подводит учеников к мысли, что леса - это «легкие» планеты. Поэтому озеленение планеты - самая рациональная идея.)

III . СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА

Сегодня на уроке вы узнаете... (Учащиеся читают рубрику «Ключевой вопрос».)

IV. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

1. Работа в группах

Игра «Дополни предложение»

Если из космоса посмотреть на нашу планету, можно увидеть два основных цвета, которые как бы поделили земной шар на два огромных пространства - океан воды и океан растительности.

Удивительный мир природы... Он встречает нас морем звуков, запахов, загадок и тайн. Заставляет прислушаться, присмотреться, задуматься.

Вспомните, что вы знаете о лесе, дополните и продолжите предложения.

Леса бывают трех видов: ..., ... и... Леса, в которых растут исключительно деревья Дуб, бук, капитан, ясень, береза, ольха, тополь, клен, липа, называют... Северную часть Украины, где преимущественно и расположена зона лесов, еще называют... ... В хвойных лесах распространены такие породы деревьев, как..., ..., ... (сосна, ель, пихта, лиственница, можжевельник, тис).

2. Работа в парах

Составьте схему с условиями, необходимыми для развития и жизни растения. (Условиями жизни растений является наличие почвы, влаги, света и тепла.)

Вспомните, все эти компоненты есть на планете Риа? (Да, они все существуют.)

Тогда мы сможем с вами выращивать различные растения на ней? (Так)

С какой целью мы предлагаем сажать леса на планете Риа? (Чтобы в них был чистый воздух, обогащенный кислородом.)

Кто из вас может объяснить инопланетянам, как происходит процесс образования кислорода? Кто из вас расскажет, как, когда и чем дышат растения? (Органами дыхания растения есть листья, через которые они поглощают углекислый газ и кислород, а выделяют в воздух кислород, необходимый живым существам. Чем больше растений, тем воздух будет чище.)

3. Рассказ учителя

Лес. Как много вобрали в себя эти три буквенные Лес - это «кислородный цех», «легкие планеты», «зеленое золото».

Одно дерево средней величины за 25 часов дает столько кислорода, сколько необходимо для дыхания трех человек.

Без кислорода нет жизни. Без еды человек может обходиться несколько недель, без воды - несколько дней, а без воздуха погибает через несколько минут. Весь запас кислорода на Земле давно бы иссяк, если бы его запасы не пополнялись благодаря зеленым листьям.

Растения дают кислород, а значит, и жизни. Леса - настоящая фабрика кислорода. Поэтому так легко и глубоко дышится в лесу, где миллиарды крошечных зеленых «фабрик» насыщают воздух кислородом.

Лесные растения выделяют огромное количество кислорода и поглощают очень много углекислого газа. Один гектар леса за час поглощает столько углекислого газа, сколько его образуется при дыхании двухсот человек!

Листья многих деревьев выделяет в воздух особые вещества - фитонциды. От них погибают болезнетворные бактерии.

Леса в значительной степени способствуют очищению воздуха от пыли и копоти и препятствуют дальнейшему их распространению. Дерева способны притягивать из воздуха мельчайшие твердые частицы. Гектар елового леса притягивает 30 тонн пыли в год, сосновый бор - 37 тонн. Леса выполняют санитарно-гигиеническую роль, выделяя фитонциды, обладающие антимикробным стерилізуючу воздействие на окружающую среду.

4. Работа по учебнику (с. 171)

Ученики работают по заданиям учебника.

5. Физкультминутка

V. ОБОБЩЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ПОЛУЧЕННЫХ ЗНАНИЙ

1. Знаете ли вы?

Гектар леса выделяет 3-4 тонны кислорода и поглощает 4-5 тонн углекислого газа, способен отфильтровать 50-70 тонн пыли.

Лес - легкие планеты, а также ценный ресурс, который приносит деньги. Именно поэтому каждый день в мире исчезает до 20 гектаров леса.

2. Работа в парах

Дополните и продолжите предложения.

Леса называют... планеты. Потому что именно они очищают воздух от... газа и выделяют...

3. Работа над загадками

Зимой черный, весной и летом зеленый, а осенью - желтый. (Лес)

Кто на зиму раздевается, а на лето одевается? (Лиственные деревья)

Зимой спит, а летом шумит. (Дерево)

Никто ее не пугает, а она всегда дрожит. (Осина)

Зимой - как летом, летом - как зимой. (Ель и сосна)

На дереве качается,

Жупан колючая имеет,

На лето одевается,

А осенью сбрасывает. (Каштан)

Стремительно выбежали на гору

Две подружки белокорые.

Дождик им полощет косички.

Зовут этих подружек... (березки).

Среди лета - метелица:

Пух летит и стелется. (Тополь)

Весной растет, летом цветет,

Осенью осыпается,

Зимой отсыпается;

Лечит от гриппа,

Кашлю и хрипу. (Липа)

Летом и зимой наряды друг,

И зовут детки всегда меня,

Чтобы я на праздник к ним пришла,

Игрушек много им принесла. (Елка)

И летом, и зимой

Один наряд у нас,

А можно нас увидит,

Как год почавсь у вас. (Ель и сосна)

4. Литературная минутка

1) Чтение стихотворения В. Бровченко «Два мальчика».

Два мальчика в зеленую пору года

До леса вышли - вековых дубрав.

Один из них прискалив мигом глаз

И деловито прикинул: «Сколько дров!».

А вокруг и щебетало, и цвело,

Как сто веков назад, так и теперь...

Не стримавсь второй мальчик: «Сколько света!»,

Проговорил и, взволнованный, замер.

Два мальчика... И лес так пристально в глаза

Смотрел соседям димокурних труб.

Он еще не знал, кто будет здесь лесничим:

Или садовник жизни, дровосек...

2) Чтение рассказа В. Сухомлинского «Сергей и Матвей».

СЕРГЕЙ И МАТВЕЙ

К цветущему лугу пришли два юноши-Сергей и Матвей.

Какая красота! - шептал Сергей.- Смотри, на зеленом ковре словно кто выткал розовые, красные, белые, голубые цветы.

Действительно - образцовая трава,- сказал Матвей,- сюда корову пустить - к вечеру будет двое ведер молока.

А пчелы звенят, будто арфа,- шептал Сергей, захваченный волшебной музыкой.

А ульи бы сюда вывезти... Меда, меда сколько бы пчелы наносили,- взволнованно говорил Матвей.

И есть же такие люди, что не видят этой красоты,- шептал Сергей.

А такие люди есть. И с годами такое непонимание красоты может обернуться большой бедой для природы. Надеюсь, что уроки естествознания будут способствовать тому, чтобы среди вас было как можно меньше таких вот «Матвеев».

5. Экологическая беседа

Это - легкие планеты. Под натиском человека леса отступают на всех континентах, практически во всех странах. Они вырубаются быстрее, чем вырастают. Но именно лес активно очищает атмосферу Земли от загрязнения. Зеленые растения впитывают углекислый газ, используя его в качестве строительного материала для своих клеток. Каждый кубометр древесины - это почти полтонны изъятой из воздуха углекислоты. Сейчас безвідказні «легкие» городов во многих регионах планеты требуют не просто заботы, но взывают о помощи и спасении. Следует отметить, что в последнее время лес за перегрузки отдыхающими, их варварском отношении к природе, истребление редких лекарственных растений, ягод, грибов, вырубка деревьев, вызванные людьми пожара теряет свои оздоровительные свойства. Он не выдерживает наплывов людей в густонаселенных регионах, страдает и погибает от промышленных загрязнений, а также в результате деятельности нефтяников, строителей, горняков. Подсчитано, что при современных темпах лесозаготовок, даже в богатых лесом странах его хватит на 50-60 лет (на восстановление потребуется 100-200 лет).

Дети, мы и пришли к заключительному вопросу нашего урока - «Охрана и сохранение лесов». По моему мнению, это - самый главный вопрос. Потому что природа - самое большое богатство любой страны. А как вы считаете, почему? (Потому что она дает нам сессии дары, без которых мы жить не можем.)

А какой же платы просит матушка-природа от нас за это? (Никакой, только, чтобы были к ней добры, берегли и охраняли ее.)

А всегда ли мы как существа разумные, как патриоты, граждане своей страны, жители самой красивой планеты бережем и чтим природу, выполняем свои обязанности? (Нет, не всегда.)

Поэтому я предлагаю предостеречь наших друзей с планеты Риа, чтобы они не повторили наших ошибок. Ведь мы, земляне, не смогли сохранить все, что подарила нам природа. С каждым годом на Земле остается все меньше нетронутых уголков природы.

VI. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ. РЕФЛЕКСИЯ

Сможете ли вы кому доказать, что леса - настоящие легкие нашей планеты, помогающие дышать всему живому?

А вот будет ли счастливым и экологически чистым будущее нашей планеты, зависит в большей степени от вас. Подумайте над этим, чтобы не пришлось и нам отправлять шифрограммы с просьбой о помощи.

VII. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Существует журналистский штамп о том, что лес — легкие планеты Земля. А как же быть тогда с данными науки, которая говорит о том, что кислородная атмосфера возникла на нашей планете задолго до фотосинтеза?

На самом деле растения как суши, так и океанов в процессе фотосинтеза вырабатывают кислорода примерно столько, сколько затем потребляют сами в процессе дыхания.

Первоначально атмосфера Земли имела в целом восстановительный характер: метан + аммиак + вода + углекислый газ.

Земная кора тоже должна бы ла иметь восстановительный характер — ведь она находилась в равновесии с атмосферой.

А на сегодняшний момент мы имеем, что в атмосфере содержится 20% свободного кислорода, а большинство горных пород полностью окислены и система находится в состоянии равновесия (состав атмосферы существенно не меняется уже несколько сотен миллионов лет).

Для того, что бы окислить всю первичную атмосферу и литосферу нужно огромное количество свободного кислорода.

Балансы не сходятся

По общепринятой гипотезе считается, что за выделение кислорода ответственны живые организмы.

Но они на эту роль не подходят, так как несмотря на то, что растения выделяют значительное количество кислорода в единицу времени, но в целом биосфера достаточно стабильна — в ней происходит круговорот веществ. Выделение свободного кислорода может достигаться только за счет накопления неразложившихся остатков (в основном в виде угля). Иначе говоря:
H2O + CO2 = биомасса(С + O + H) + O2 + С + CH4.

Учитывая, что текущая биомасса мала по сравнению с массой даже свободного кислорода в атмосфере (ее приблизительно в сто раз меньше), получаем что для того чтобы образовался весь атмосферный и литосферный (для окисления первичной литосферы) кислород, нужно чтобы где-то в Земле хранились бы аналогичные по массе запасы угля и углеводородов — а это слой в несколько метров только для атмосферного кислорода, а для литосферного на порядки больше. Таких запасов не наблюдается (предполагаемые запасы угля и других углеводородов приблизительно соответствуют общей биомассе).
Итак — у нас явно не сходятся балансы.

На ярком Солнце

Заметим, что еще один источник кислорода — диссоциация молекул воды под действием солнечного излучения.

Как известно, скорость молекул в газе подчиняется распределению Максвелла. Согласно этому распределению всегда присутствует определенная доля молекул, скорость которых превышает вторую космическую. И такие молекулы могут беспрепятственно покидать Землю. Причем из атмосферы в первую очередь ускользают лёгкие газы — водород и гелий. Расчеты показывают, что время полного улетучивания водорода из земной атмосферы составляет всего несколько лет. Но все же водород присутствует в атмосфере. Почему? Для кислорода и прочих газов это время превышает время жизни Земли. млн. лет. В земной атмосфере водород и гелий постоянно обновляются за счёт поступления из земных недр и ряда атмосферных процессов. Водород, образующий «корону» вокруг Земли, является продуктом диссоциации молекул воды под действием ультрафиолетового и рентгеновского излучения Солнца.

Расчеты показывают, что за время порядка десяти миллионов лет в атмосфере за счет фотодиссоциации возникает количество кислорода равное нынешнему значению.

Итак мы получаем:
1) Первоначально атмосфера, литосфера и вся мантия Земли носят восстановительный характер.
2) За счет фотодиссоциации вода (которая, кстати, поступила в результате вулканической активности из мантии) разлагается на кислород и водород. Последний покидает Землю.
3) Оставшийся кислород окисляет первичную литосферу и атмосферу до текущего состояния.
4) Почему кислород не накапливается, ведь он поступает в результате фотодиссоциации постоянно (текущее количество набегает за 10 миллионов лет, а возраст Земли — 4.5 миллиарда)? Он идет на окисление мантии. В результате движения континентов в зонах субдукции образуется из мантии новая кора. Породы этой коры окисляются под действием атмосферы и гидросферы. Затем эти окисленные породы из океанических плит в зонах субдукции попадают обратно в мантию.

Статисты мироздания

Ну а что же живые организмы, спросите вы? Они фактически выполняют роль статистов — не было свободного кислорода, жили без него — на примитивном одноклеточном уровне. Появился — приспособились и стали жить вместе с ним — но уже в виде продвинутых многоклеточных организмов.

Так что будут ли на Земле леса или нет – на содержание кислорода в атмосфере планеты это не повлияет. Другое дело, что лес очищает воздух от пыли, насыщает его фитонцидами, дает кров и пищу множеству зверей и птиц, доставляет людям эстетическое наслаждение… Но называть лес «зелеными легкими» — как минимум, безграмотно.

Правда ли, что леса - это легкие планеты? November 17th, 2017

Да точно же помню еще со школы, что леса это легкие планеты. Плакаты такие были. Постоянно говорили, что лес нужно беречь, он же вырабатывает кислород, которым мы дышим. А куда мы без кислорода? Никуда. Вот потому и сравнивают лесные массивы с легкими нашей планеты Земля.

А что? Разве все не так?

Да, не так. Леса по своим функциям больше напоминают работу печени и почек. Леса дают кислорода столько же, сколько потребляют. А вот с задачей очистки воздуха и защиты почвы от эрозии они справляются как никто другой.

Так что же можно назвать "легкими планеты"?


На самом деле кислород производят не только те растения, которые растут в лесу. Все растительные организмы, в том числе и обитатели водоёмов, и жители степей, пустынь постоянно производят кислород. Растения в отличие от животных, грибов и прочих живых организмов могут сами синтезировать органические вещества, используя для этого энергию света. Этот процесс называется фотосинтезом. В результате фотосинтеза выделяется кислород. Это побочный продукт фотосинтеза. Кислорода выделяется очень и очень много, собственно говоря, 99 % кислорода, который присутствует в атмосфере Земли растительного происхождения. И только 1 % поступает из мантии, нижележащего слоя Земли.

Конечно, деревья производят кислород, однако никто не задумывается о том, что они его ещё и тратят. И не только они, все остальные обитатели леса не могут быть без кислорода. Прежде всего, растения дышат сами, это происходит в темноте, когда фотосинтез не происходит. И нужно как-то утилизировать запасы органических веществ, которые они днём создали. То есть самим питаться. А для того, что бы питаться нужно, тратить кислород. Другое дело, что растения тратят кислород куда меньше, чем его производят. А это в десятки раз меньше. Однако не стоит забывать, что в лесу ещё существуют и животные, а также грибы, а также разнообразные бактерии, которые сами кислород не производят, но тем не менее им дышат. Значительное количество кислорода, которое лес произвёл в течении светлого времени суток будет использовано живыми организмами леса, для поддержки жизнедеятельности. Однако что-то останется. И это что-то около 60 % от того, что вырабатывает лес. Этот кислород поступает в атмосферу, но остаётся там не очень долго. Дальше лес сам изымает кислород опять-таки для своих нужд. А именно на разложение останков умерших организмов. В конечном итоге на утилизацию своих собственных отходов лес зачастую тратит в 1,5 раза больше кислорода, чем вырабатывает. Назвать его кислородной фабрикой планеты после этого нельзя. Правда, существуют лесные сообщества, которые работают по нулевому кислородному балансу. Это знаменитые тропические леса.

Тропический лес вообще уникальная экосистема, она весьма устойчивая, потому, что расход вещества равен производству. Но опять-таки излишка никакого не осталось. Так что даже тропические леса сложно назвать кислородными фабриками.

Так почему же тогда после города нам кажется, что в лесу чистый, свежий воздух, что там очень много кислорода? Всё дело в том, что выработка кислорода очень быстрый процесс, а вот расход - процесс очень медленный.

Так что же тогда является кислородными фабриками планеты? На самом деле это две экосистемы. Среди «сухопутных», являются торфяные болота. Как мы знаем в болоте процесс разложения отмершего вещества идёт очень и очень медленно, в результате чего мёртвые части растений проваливаются вниз, накапливаются, и образуются залежи торфа. Торф не разлагается, он спрессовывается и остаётся в виде огромного органического кирпича. То есть при торфообразовании много кислорода не тратиться. Таким образом болотная растительность кислород производит, а вот сама кислород употребляет очень мало. В результате именно болота дают именно ту прибавку, которая и остаётся в атмосфере. Однако настоящих, торфяных болот на суше не так-то много, и конечно им одним поддерживать кислородный баланс в атмосфере практически невозможно. И вот здесь помогает другая экосистема, которая называется мировой океан.


В мировом океане нет деревьев, травы в виде водорослей наблюдаются только возле побережья. Однако растительность в океане всё-таки существует. И основную её часть составляют микроскопические фотосинтезирующие водоросли, которые учёные называют фитопланктон. Эти водоросли настолько малы, что зачастую каждую из них невозможно увидеть простым глазом. Зато скопление их видны всех. Когда на море видны ярко-красные или ярко-зелёные пятна. Вот это и есть фитопланктон.

Каждая из этих маленький водорослей производит огромное количество кислорода. Потребляет сама очень мало. Из-за того, что они интенсивно делятся, количество производимого ими кислорода растёт. Одно фитопланктонное сообщество производит за день в 100 раз больше чем лес, занимающий такой объём. Но при этом тратят они очень мало кислорода. Потому, что когда водоросли умирают, они сразу проваливаются на дно, где их сразу же едят. После чего тех, кто их съел, едят другие, третьи организмы. И до дна доходят настолько мало останков, что они быстро разлагаются. Вот такого долгого, как в лесу, разложения, в океане просто нет. Там утилизация идёт очень быстро, в результате чего кислород фактически не тратится. И поэтому происходит «большая прибыль», и вот она и остаётся в атмосфере.

источники

Задачи

Изучить литературные источники по данной теме, найти информацию в сети интернет;

Изучить влияние деревьев на здоровье человека;

Провести наблюдения за внешним видом деревьев в черте города и за его пределами.

Основная часть

В жизни человека и человечества имеет большое значение. С одной стороны, лес, являясь одной из главных составляющих частей окружающей среды человека, в большой степени влияет на климат, наличие чистой воды, чистого воздуха, защищает сельскохозяйственные земли, обеспечивает места для комфортного проживания и отдыха людей, сохраняет разнообразие живой природы. С другой стороны, лес - источник множества материальных ресурсов, без которых человечество пока не может обойтись и вряд ли сможет обойтись в будущем - древесины для строительства, производства бумаги и мебели, дров, пищевых и лекарственных растений и других. С третьей стороны, лес - часть той культурно-исторической среды, под воздействием которой формируются культура и обычаи целых народов, источник работы, независимости и материального благополучия значительной части населения, особенно тех, кто живет в лесных деревнях и поселках.

Для человечества лес играет три роли - экологическую, экономическую и социальную, но для каждого конкретного человека, в зависимости от того, где он живет и чем он занимается, та или иная роль леса может играть большее или меньшее значение. Чем меньше леса - тем заметней его средообразующая роль, тем выше ценится роль леса в сохранении рек и ручьев, защите прилегающих сельскохозяйственных земель от иссушения и эрозии, благотворном влиянии на воздух, обеспечении мест для отдыха. Чем больше леса – тем меньше замечается его средообразующая роль, но тем большее значение имеет лес как источник работы, экономического благополучия, строительных материалов, дров, грибов, ягод и других материальных ресурсов. Однако, для каждого человека, где бы он ни жил и чем бы он ни занимался, в той или иной степени важны и средообразующая, и ресурсная, и социальная роли леса.

С лесами связано существование основной доли биологического разнообразия Земли - разнообразия существующих на нашей планете живых организмов и экосистем. Леса являются главной средой обитания примерно для трех четвертей всех видов растений, животных и грибов, существующих на нашей планете, и большинство этих видов без леса существовать просто не может. Сохранение разнообразия лесов Земли, и в первую очередь - диких лесов, до сих пор живущих по законам дикой природы при минимальном вмешательстве человека, имеет ключевое значение для сохранения всего разнообразия жизни.

Не менее известна роль леса в сохранении чистой - главного природного ресурса, нехватка которого все больше ощущается в самых разных частях Земли, в том числе во многих регионах России. Лес играет большую роль в глобальном распределении осадков: испаряемая деревьями влага возвращается в атмосферный круговорот, чем создаются условия для ее более дальнего переноса от океанов и морей вглубь континентов. Современные исследования показывают, что если бы не было лесов, то удаленные от морей и океанов территории были бы значительно более засушливыми или даже пустынными, малопригодными для жизни людей и для развития сельского хозяйства. Лес эффективно задерживает таяние снега весной и сток воды после сильных ливней, тем самым "сглаживая" подъем воды в реках, предотвращая разрушительные наводнения и пересыхание рек и ручьев в засуху. Лес надежно защищает берега рек и ручьев от эрозии, тем самым предотвращая загрязнение водоемов частицами почвы.

Общеизвестна роль леса как "зелёных ": лес поглощает и связывает из атмосферы углекислый газ, накапливает углерод в составе органического вещества живых растений, их остатков и почвы, а обратно выделяет кислород, необходимый всем живым существам для дыхания. В воздухе природных лесов присутствует более 300 наименований различных химических соединений.

Одновременно с этим лес весьма эффективно очищает воздух от пыли и других вредных примесей - они легко оседают на поверхности листьев и хвои и смываются на землю дождями. Лес, испаряя большие количества воды, поддерживает повышенную влажность воздуха, защищая от иссушения не только себя, но и прилегающие территории.

Лес, особенно хвойный, выделяет - летучие вещества, обладающие бактерицидными свойствами. Фитонциды убивают болезнетворные микробы. В определённых дозах они благотворно влияют на нервную систему, усиливают двигательную и секреторную функции желудочно-кишечного тракта, способствуют улучшению обмена веществ и стимулируют сердечную деятельность. Многие из них являются врагами возбудителей инфекционных заболеваний. Но только если их немного.

Фитонциды почек тополя, антоновских яблок, эвкалипта губительно действуют на вирус гриппа. Веточка , внесённая в комнату, в 10 раз снижает содержание микробов в воздухе, особенно коклюша и дифтерии. Листья уничтожают бактерии брюшного тифа и дизентерии.

Благодаря мощным корневым системам, которые пронизывают почву, деревья укрепляют берега рек и горные склоны, не позволяя воде размывать их. Особенно важна защитная роль леса в горах, где деревья противостоят снежным лавинам, и на морских побережьях, где они сдерживают наступление песчаных дюн. Деревья укрепляют почву, защищая поселения и дороги от оползней, селевых потоков и песчаных наносов.

По мере развития человеческой цивилизации, увеличения численности населения, требований к качеству окружающей среды, потребностей в чистой воде, воздухе и тому подобных благах, даваемых лесом, средообразующее значение леса в жизни человечества возрастает. А самое главное - на смену простому осознанию этой роли постепенно, хотя и очень медленно, приходит готовность что-либо делать для того, чтобы роль леса в сохранении благоприятной окружающей среды никогда не иссякла. К счастью, на Земле пока еще есть огромные леса - природные поглотители углекислого газа. Нашу страну часто называют великой лесной державой. И действительно, зона лесов занимает больше половины территории России.

Исследования и опыты

Опыт №1

Я провела наблюдения за хвойными растениями. Зимой хвойные растения сбрасывают старые пожелтевшие иголки. В глубине леса деревья выше и пушистее. У дороги они пыльные и вялые.Я собрала хвоинки вместе со снегом у дороги и в глубине леса. Поместила их в стакан с водой. Когда снег растаял появился осадок. В стакане с хвоинками собранными у дороги осадок был больше. Вода же в стакане была мутной.

Опыт №2

Наблюдение коры деревьев. Кора в глубине леса: белая, чистая, красивая. Кора берёзы у дороги: с сероватым оттенком, непривлекательная, с множеством трещинок.

Вывод: Воздух с выбросами от переработки металлов плохо влияет на состояние деревьев.

Как человек может влиять на природу?

Он может влиять хорошо, т.е. помогать природе: человек сажает деревья, ухаживает за растениями и животными, кормит птиц. Он может влиять плохо, т.е. вредить природе, портить, уничтожать ее, человек может вырубать деревья, уничтожать животных, выбрасывать мусор, загрязнять воздух дымами, выхлопными газами автомобилей, поэтому возникают экологические проблемы. Человек рубит деревья: погибают сами деревья, погибают птицы и насекомые, белки, которые жили на деревьях, высыхают ручейки, которые текли у подножия деревьев, умирают рыбки, которые жили в этих ручейках. Таким образом возникает экологическая проблема: как сохранить леса и их обитателей?

Человек обогревает дома: сжигает уголь, дрова, идет дым, дымят фабричные и заводские трубы, выбрасывают газы выхлопные трубы автомобилей. Некоторые из этих газов очень ядовиты. От них погибают деревья, болеют животные и люди. Как сохранить воздух чистым? Мы, люди, загрязняем и уничтожаем природу, и почти каждый школьник, зная или не зная того, тоже загрязняет природу. Как же мы загрязняем природу? Наверняка, кто-то из вас выкидывал полиэтиленовые пакеты и пластиковые бутылки на улицу, в канаву, в кусты. Можно ли это делать? Конечно, нельзя. А почему? Во-первых, это просто некрасиво, а во-вторых, это губит природу.

Опыт №3

Вы видите огонек. Он живой, он танцует, пляшет, дышит воздухом. А теперь этот живой огонек закроем пластиковым пакетом или бутылкой. Что случилось с огоньком? Он умер. Ему не хватило воздуха для дыхания. Точно так же от нехватки воздуха могут погибнуть травинки, цветочки, насекомые. Также гибнет все живое под разбросанными пакетами и бутылками. Скажите, вы любите конфеты, а шоколад, а жевачки? А куда вы выбрасываете фантики? А лимонад из баночек вы пили? А куда вы дели баночку? Многие школьники выбрасывают фантики, бутылки, баночки прямо на улицу, в кусты, в канавы, под деревья. Некоторые думают, что деревья тоже мусорят, ведь они тоже сбрасывают свои листочки на землю, поэтому, думают они, и человеку можно мусорить. Правы ли эти ребята? Нет, эти ребята ошибаются. Так делать нельзя. Осенью в листве фантики и бутылки-баночки незаметны, зато весной… Вспомните, какая грязь бывает весной на улице. Листья от деревьев сгнивают, бумага слегка желтеет, а вот с баночками и бутылочками ничего не происходит.

Опыт №4

Возьмем сухой листик, попробуем его раскрошить, получается легкая, незаметная пыль, которую тут же разнесет ветер. А теперь попробуем раскрошить листок бумаги. Он только помялся, но не превратился в пыль. А с баночкой и бутылочкой вообще ничего не стало. Теперь попробуем намочить листок дерева, бумагу и баночку. Что получается? Листок намок и легко рвется, листок туалетной бумаги тоже легко порвать, а вот обычная бумага не рвется так легко. Пленка же и баночка только намокли, и порвать их или сломать мы не сможем. Вот так же и в природе - только листочки и туалетная бумага быстро сгниют и исчезнут, а для того, чтобы сгнила и исчезла бумага, полиэтиленовая пленка или бутылка понадобятся годы. Так, бумага разлагается за 3 - 4 года, железная банка разлагается, ржавеет за 6 - 10 лет, полиэтиленовая пленка разложится через 60 - 100 лет, а стекло будет лежать в земле лет 600. Поэтому, если вы сегодня выбросите весь этот мусор, то через 2 года сгниет бумага. Когда вы окончите школу, поржавеет и развалится железная банка. Когда вы состаритесь и будете древними дедами и старухами, только тогда исчезнет в земле полиэтиленовый пакет, а битое стекло или бутылка будут лежать в земле долгие и долгие годы после вас и лишь затем превратятся в песок.

Опыт №5

Давайте возьмем полиэтиленовый пакет и попробуем сжечь его кусочек. А над дымом от этого костра подержим белую тряпочку. Посмотрите на тряпочку. Она закоптилась. А какой неприятный запах! Это значит, что при горении выделяются вредные вещества. Эта копоть и сажа оседают на деревьях, затрудняя дыхание зеленым листочкам, попадая в легкие животных и людей, приводя к тяжелым отравлениям и заболеваниям. Что же все-таки делать с мусором? Оказывается, каждый вид мусора нуждается в особой переработке. Пищевые отходы можно отдавать кошкам и собакам, они часто бегают голодными и будут вам очень благодарны. Бумагу необходимо собирать и сдавать в макулатуру. Зачем? Опять-таки двойная польза. Вам - деньги за макулатуру. А самое важное, что из макулатуры на фабриках и заводах вновь сделают тетради, книги, газеты. Из одного дерева делают 15 учебников. Сдав в макулатуру 5 кг бумаги, вы спасете дерево! Металлические банки сдают в металлолом и из них выплавляют новый металл. Но если все-таки у вас остался какой-либо мусор, не выкидывайте его в канаву, соберите его и отнесите к мусорному контейнеру. Этот мусор вывезут на помойки, в специально оборудованные места, где его обработают, закопают и он уже не нанесет огромного вреда природе.

Заключение

Чем выше, тем краше...

– наши помощники, их листья - это органы, производящие в ходе фотосинтеза органические вещества для питания растения. Побочным продуктом этого процесса является газообразный кислород, который выделяется через устьица - мельчайшие поры в кожице листьев. Поглощая углекислый газ и выделяя кислород, деревья поддерживают благоприятный для большинства организмов состав воздуха. Поэтому леса называют лёгкими планеты.

Получается, с помощью растений кислорода на нашей планете становится больше, а значит, человек может продолжать жить. Я что случилось, если бы все леса на нашей планете исчезли? Тогда через несколько лет закончился весь запас кислорода на планете. Люди бы израсходовали кислород, а если кислорода нет, значит, человек, да и животные не смогут жить на Земле.

Охраняя леса, мы помогаем себе, обеспечиваем всех свежим воздухом. Берегите леса, ведь в них – наша жизнь! А если встретятся вам люди, вредящие природе, проведите для них опыты, они убедительнее всех слов.

Каждый человек знает пользу леса, а особенно прогулок в лесу. Когда гуляешь по лесу, открывается "второе" дыхание, чувствуешь связь с природой, с каждым пеньком и травинкой.

Но, к сожалению, лесов на Земном шаре становиться все меньше. Леса, в том числе посаженные людьми, занимают площадь около 40 млн. км2, или около 1/3 поверхности суши. Половина этой лесной зоны принадлежит тропическим лесам, четвёртая часть расположена в северном полушарии. На планете 30% хвойных и 70% лиственных лесов.

Лес используется в различных отраслях народного хозяйства, он служит источником химических веществ, получаемых при переработке древесины, коры, хвои. Лес поставляет сырье для получения свыше 20 тыс. изделий и продуктов. Почти половина производимой в мире древесины расходуется на топливо, а треть идет на производство строительных материалов. Дефицит древесины остро ощущается во всех промышленно развитых странах. В последние десятилетия большое значение приобрели леса рекреационных и санитарно-курортных районов. Вырубка лесов началась на заре человеческого общества и по мере его развития возросла, так как потребность в древесине и других продуктах леса быстро увеличивалось. За последние 10 тыс. лет на Земле сведено 2/3 лесов. Поэтому говорят: человеку предшествуют леса, его сопровождают пустыни. За историческое время около 500 млн. га из лесов превратились в бесплодные пустыни. Леса уничтожаются так быстро, что площади вырубок существенно перевешивают площади посадок деревьев.

Лес имеет для человека еще и санитарно-гигиеническое и целебное значение. В воздухе природных лесов присутствует более 300 наименований различных химических соединений. Леса активно преобразовывают атмосферные загрязнения, особенно газообразные. Наибольшей окисляющей способностью обладают хвойные (сосна, ель, можжевельник), а также некоторые сорта лип, берёз. Лес активно поглощает промышленные загрязнения, в частности пыль, углеводороды.

Лес, особенно хвойный, выделяет фитонциды - летучие вещества, обладающие бактерицидными свойствами. Фитонциды убивают болезнетворные микробы. В определённых дозах они благотворно влияют на нервную систему, усиливают двигательную и секреторную функции желудочно-кишечного тракта, способствуют улучшению обмена веществ и стимулируют сердечную деятельность. Многие из них являются врагами возбудителей инфекционных заболеваний. Но только если их немного.

Фитонциды почек тополя, антоновских яблок, эвкалипта губительно действуют на вирус гриппа. Веточка пихты, внесённая в комнату, в 10 раз снижает содержание микробов в воздухе, особенно коклюша и дифтерии. Листья дуба уничтожают бактерии брюшного тифа и дизентерии.

Проблема охраны леса уже не просто актуальна, она стала чем-то само собой разумеющимся. Нужно искать новые быстрые пути ее решения. В 21 веке нет никакой необходимости издавать всю литературу и периодическую печать на бумаге. Компьютерные технологии и сеть Интернет предоставляют прекрасные возможности для создания, хранения и доставки читателям всех текстов и иллюстрированных изданий. Большинство литературных произведений, газет и журналов доступно в электронной форме.







2024 © styletrack.ru.