Требования предъявляемые к публичному монологу. Требования к языку публичного выступления. Языковые средства выразительности


Публичная или, иначе, ораторская речь - это особая форма речевой дея­тельности в условиях непосредственного общения, речь, адресованная опреде­ленной аудитории. Она произносится с целью информирования слушателей и оказания на них желаемого воздействия (убеждение, внушение, воодушевле­ние, призыв к действию и т.

Д.). По своему характеру она представляет собой монологическую речь, то есть рассчитанную на пассивное восприятие, не предполагающую ответной словесной реакции.

Публичные речи могут быть включены в другие формы деловой комму­никации, такие как деловые совещания, конференции, дискуссии, презентации, а могут иметь и самостоятельное значение. Речь в деловой среде направлена на достижение прагматических целей, например, речь адвоката - на эффективность защиты клиента, речь руководителя на совещании - на стимулирование высокой продуктивности работы его участников, на информирование, речь на митинге - на убеждение участников, на призыв их к действию и т. и.

Речь как компонент делового общения должна быть не только убедитель­ной, но и красноречивой, доказательной, логичной, продуманной.

1. Речь должна быть с начала и до конца захватывающе интересной и полезной. Французская поговорка гласит: «Хороший оратор должен иметь голо­ву, а не только глотку». Слушатели точно чувствуют, есть ли в выступлении ра­циональное зерно.

2. У любой речи должна быть тщательно продумана внутренняя структура. Композиция публичной речи должна включать вступление, основ­ную часть и заключение.

3. Речь должна быть ориентирована на слушателей в зависимости от то­го, предназначена она для индивидуального собеседования или для выступления перед большой аудиторией. Она может быть обращена к разнородной аудитории.

Пять заповедей искусства речи, не потерявших актуальности до наших дней, были предложены британским дипломатом сэром Гамильтоном еще в XVIII веке:

Понять, что следует сказать;

Упорядочить: что по делу, а что шутки ради;

Облечь в слова и украсить слогом;

Запечатлеть в памяти;

Приятно и достойно изложить.

Эти заповеди отражены в книге Поля Л. Сопера «Основы искусства речи. Книга о науке убеждать» . Автор книги дает следующие советы начинаю­щим ораторам:

1. Выбирайте тему, соответствующую вашим познаниям и интересам.

Выбирайте круг вопросов, подготовка по которым может дать вам больше знаний, чем обладают ваши потенциальные слушатели, или тему из такой области, в кото­рой у вас, по крайней мере, не меньший опыт, чем у слушателей. Выступающий должен иметь общественные интересы и широкий кругозор.

2. Подбирайте уместную тему. Выбор темы зависит от места, времени и настроения публики, от актуальности конкретного момента. Официальный повод следует иногда использовать как исходный пункт для развития выбранной вами те­мы, которая, в свою очередь, может стать интересней и важней.

3. Выбирайте тему, соответствующую аудитории. Тема должна быть интересна, важна и понятна для слушателя. Это зависит, главным образом, от следующих факторов: а) основных интересов аудитории; б) групповых интере­сов; в) злободневных интересов; г) конкретных интересов; д) новизны темы; е) заложенных в теме полярных мнений.

Вы также можете найти интересующую информацию в научном поисковике Otvety.Online. Воспользуйтесь формой поиска:

Еще по теме Требования к публичной речи:

  1. Участие защитника в судебных прениях. План и написание защитительной речи. Содержание и структура защитительной речи
  2. 25. Словесное оформление публичного выступления: понятливость, информативность и выразительность публичной речи.

План: I. Публичное выступление. Содержание публичной речи. Средства публичной речи. Методика подготовки речи. Структура речи. a) Инвенция (изобретение идей). b) Диспозиция (расположение идей, риторический аргумент). c) Элокуция (словесное выражение). II. Нормы современного русского литературного языка. Понятие нормы языка. Признаки и свойства нормы. Виды и типы норм. Нормализация и кодификация. III. Вербальные и невербальные средства общения.

Античный риторический канон Инвенция (изобретение мыслей) Диспозиция (расположение информации, композиция речи) Элокуция (этап словесного оформления и редактирования речи) Мемория (запоминание, технический этап подготовки речи) Акция (произнесение, общение с аудиторией).

Материалом могут служить: книги и статьи из определенной области знания примеры из художественной литературы фотографии и иллюстрации выступления ученых точные факты личный опыт оратора и его знакомых случаи из жизни, мнения компетентных людей

1. ЭМПИРИЧЕСКИЙ, -ая, -ое. 1. к Эмпиризм (1 зн.); являющийся эмпиризмом. Э-ая философия. 2. Книжн. Основанный на эмпирии (1 зн.), опирающийся только на опыт, факты. Э-ое наблюдение. Э. вывод. Э-ое исследование.

ЭМПИРИЯ, -и; ж. [от греч. empeiria - опыт] Книжн. 1. Человеческий опыт, восприятие внешнего мира посредством органов чувств. Без эмпирии нет науки. Основываться на эмпирии. 2. Наблюдение в естественных условиях, в отличие от эксперимента.

2. Энциклопедический материал. источник нельзя строить как цитирования (как сообщение только вспомогательный сочувственного, так на данном и критического) материале.

* 3. Компаративный материал: 1. приводит эмпирический в соответствие с энциклопедическим; 2. показывает органичность взглядов автора существующей традиции / определяют уровень конфликтности позиции говорящего по отношению к существующей; 3. определяет уровень гармоничности текста.

1. ИНВЕНЦИЯ (лат. inventio, «находка» , «изобретение») - поиск, отбор материала и разработка проблематики, связанной с предметной областью речи. По определению античной риторики, инвенция – это путь от мысли к слову.

А)Тема речи: Тема может быть произвольно выбрана автором или «навязана» ему жизненными обстоятельствами. В первом случае говорят о естественной, а во втором - об искусственной ситуации (фр. situation - положение, обстановка, совокупность обстоятельств). Естественные ситуации порождены самой жизнью - необходимость выступить в парламенте, сделать предложение любимой девушке и т. д. Искусственные ситуации связаны со специальной деятельностью, например, научной (сообщение на заданную тему на конференции).

Д. Карнеги отмечает, что самые выигрышные темы для любой аудитории - это секс, собственность, религия, поскольку они соответствуют триаде: создаем жизнь - поддерживаем ее - надеемся продолжить в будущем мире. Человека прежде всего интересует информация, имеющая к нему непосредственное отношение.

Тема должна быть: спорной, носить конфликтный характер; характеризоваться новизной; может быть широкой / узкой; формулировка (краткой, наводящей на цель речи, уместной, конкретной, интересно-вызывающей).

Б)Авторская позиция Авторская вырабатывается не сразу, а поэтапно, поскольку необходимо: приобрести знания по существу проблемы, изучить различные точки зрения (прежде всего компетентных людей), проанализировать и сопоставить эти позиции выработать свое мнение.

Древнегреческая мудрость гласит: «Для корабля, который не знает, в какую гавань он идет, ни один ветер не будет попутным» .

2. ДИСПОЗИЦИЯ (лат. dispositio «расположение») – композиционная организация речи в соответствии с принципом целесообразности. ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬ - соответствие явления или процесса определённому (относительно завершённому) состоянию, материальная или идеальная модель которого представляется в качестве цели.

Перед оратором неизбежно возникает целый ряд вопросов: какими словами начать выступление? чем закончить речь? как продолжить разговор? как завоевать внимание слушателей и удержать его до конца?

композиция Расположение накопленного и отобранного материала, построение выступления называется композицией (лат. compositio - составление, сочинение) речи. При выстраивании композиции необходимо понимать соотношение отдельных частей речи и отношение каждой части ко всему выступлению в целом.

план Основой композиции является план - взаимное расположение частей, краткая программа какоголибо изложения. Наличие плана позволяет не упустить «течение мысли» (А. Кони), не отклоняться от темы, и уложиться в отведённое для речи время. Работа над планом представляет собой движение от общего к частному, от абстрактного к конкретному и предполагает следующие шаги.

Главное в рабочем плане – выделить основные вопросы («смысловые узлы»), их связь с целью.

Составление плана необходимо для работы над любой речью или текстом. План организует движение мысли оратора и помогает сократить объем речи без ущерба для ее смысловой целостности в случае изменения регламента выступления.

В композиции можно выделить пять частей: зачин речи, вступление, основная часть (содержание), заключение, концовка речи.

зачин - начало речи. чаще всего он содержит этикетные формулы, но не только. особенности зачина могут определяться как самой темой выступления, так и аудиторией; интересный зачин привлекает внимание аудитории; может указывать, в каком ключе будет произнесена речь.

Например, А. Ф. Кони в своей речи о Калигуле использует в качестве такого «зацепляющего крючка» сказку о людоеде: «В детстве я любил читать сказки. Но из всех сказок на меня особенно сильно влияла одна (пауза) сказка о людоеде, пожирателе детей. Мне, маленькому, было крайне жалко тех ребят, которых великан-людоед резал, как поросят, огромным ножом и бросал в большой дымящийся котел. Я боялся этого людоеда и, когда темнело в комнате, думал, как бы не попасться к нему на обед. Когда же я вырос и кое-что узнал, то …» Далее следуют переходные слова (очень важные) к Калигуле и затем речь по существу: «Скажут: причем тут людоед? А при том, что людоед в сказке и Калигула - в жизни - братья по жестокости»

Вступление содержит несколько аспектов: психологический - закрепление контакта, внимания и интереса, которые были вызваны зачином, создание необходимого настроя; содержательный - описание целевой установки речи, сообщение темы, перечисление и краткое описание проблем, рассматриваемых в основной части (аннотирование); концептуальный - указание на специфику темы, определение ее актуальности и общественной значимости.

Главная (основная) часть Вступление помогает перейти к главной части, в которой излагается основной материал. Оратор пользуется здесь: фактами, логическими доказательствами, аргументацией, различными теоретическими положениями, основными логическими формами аргументации, анализирует примеры, спорит с предполагаемыми оппонентами и т. д.

Требования к содержанию Информативность (много нового и интересного материала). Доказательность речи (рассуждения оратора убеждают). Теория органически связана с жизнью. Логическая стройность в расположении материала.

Заключение 1. подводиться итоги всему сказанному, суммироваться, обобщаться те мысли, которые высказывались в основной части речи; 2. кратко повторяться основные тезисы выступления или связываться воедино его отдельные части, еще раз подчеркиваться главная мысль выступления и важность для слушателей разобранной темы; 3. могут намечаться пути развития идей, высказанных оратором; 4. на основе всей речи могут ставиться перед аудиторией какие-либо задачи; 5. закрепляться и усиливаться впечатления, произведенные содержанием речи.

Концовка может содержать: этикетные формулы, формулы призыва, пожелания, сообщение о чем-либо, не имеющее непосредственного отношения к содержанию речи, и т. д.

3. Элокуция (лат. elocution выражение) - раздел риторики, в котором рассматриваются средства и приемы / методы словесного выражения замысла.

Индуктивный метод – изложение материала от частного к общему. Выступающий начинает речь с частного случая, а затем подводит слушателей к обобщениям и выводам. Этот метод нередко используется в агитационных выступлениях.

Дедуктивный метод – изложение материала от общего к частному. Оратор в начале речи выдвигает какие-то положения, а потом разъясняет их смысл на конкретных примерах, фактах. Широкое распространение этот метод получил в выступлениях пропагандистского характера.

Метод аналогии – сопоставление различных явлений, событий, фактов. Обычно параллель проводиться с тем, что хорошо известно слушателям. Это способствует лучшему пониманию излагаемого материала, помогает восприятию основных идей, усиливает эмоциональное воздействие на аудиторию.

Концентрический метод – расположение материала вокруг главной проблемы, поднимаемой оратором. Выступающей переходит от общего рассмотрения центрального вопроса к более конкретному и углубленному его анализу.

Ступенчатый метод – последовательное изложение одного вопроса за другим. Рассмотрев какую-либо проблему, оратор уже больше не возвращается к ней.

Исторический метод – изложение материала в хронологической последовательности; описание и анализ изменений, которые произошли в том или ином лице, предмете с течением времени.

Обратите внимание: Использование различных методов изложения материала в одном и том же выступлении позволяет сделать структуру главной части речи более оригинальной, нестандартной.

II. НОРМЫ СОВРЕМЕННОГО РУССКОГО ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА. 1. Понятие нормы языка. 2. Признаки, свойства, источники, функции нормы.

Приведите синонимы к слову «норма» . Обратите внимание, в каких сферах данное слово, термин, понятие устойчиво?

Абитуриент. 1. Устар. Учащийся, оканчивающий среднее учебное заведение; выпускник. 2. Тот, кто поступает в высшее или среднее учебное заведение. Списки абитуриентов. Консультации для абитуриентов. «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова, 1936 г. ,

1)Норма - общепринятое употребление разнообразных языковых средств, регулярно повторяющееся в речи говорящих (воспроизводимое говорящими), 2)Норма - предписания, правила, указания к употреблению, зафиксированные учебниками, словарями, справочниками.

Норма (лат. norma - правило, образец) - это исторически сложившийся и социально осознанный кодифицированный правильный вариант употребления языковой единицы, противопоставленный с той или иной степенью категоричности другому - неправильному или менее предпочтительному варианту.

Кодификация (лат. codex - книга) - закрепление нормы в словарях и грамматиках. Первая нормативная грамматика русского языка - "Российская грамматика" М. В. Ломоносова (1757 г.). Первый нормативный словарь - "Словарь Академии Российской" в 6 -ти томах (1789 -1794 г.).

На ранних этапах развития литературных языков (в донациональный период), до появления нормативных словарей и грамматик, действует так называемая скрытая кодификация, т. е. ориентация пишущих на образцовые, авторитетные тексты (чаще всего священные).

* Норма – это относительно устойчивый способ выражения, исторически принятый в языковом коллективе на основе выбора одного из вариантов употребления как обязательного для образованной части общества.

Признаки нормы относительная устойчивость, распространённость, общеупотребильеность, общеобязательность, соответствие употреблению, обычаю и возможностям языковой системы.

Основные функции нормы Отражать закономерные процессы и явления, происходящие в языке. 2) Поддерживаться языковой практикой. 1)

Основные источники языковой нормы: произведения классиков и современных писателей; анализ языка средств массовой информации; социологические исследования; опросы, анкеты; научные исследования ученых-языковедов.

Значение языковой нормы сохранение целостности и общепонятности ЛЯ, защита от неоправданного проникновения диалектных, просторечных и жаргонных элементов, коммуникативная целесообразность (уместность выбора языковых средств в зависимости от ситуации общения).

Вариативность норм Вариантность – это два разных способа реализации одной языковой единицы или сочетание единиц. Сосуществование старого и нового не только не вредно, но и целесообразно. Варианты представлены на всех уровнях языка.

Уровень Варианты Фонетический Чтобы – чтоб, папоротник папортник, уполномочивать уполномачивать – – Словообразовательный Осмысление – осмысливание, слесарничать – слесарить, геройски – по-геройски, читальня – читалка, волчица - волчиха Морфологический Эта толь – этот толь, кофе остыл – кофе остыло, полотенец – полотенцев, в цехе – в цеху, поезжай – съезди, важнейший – самый важный – наиболее важный, в ста метрах – в сотне метрах – в стах метрах

Уровень Варианты Синтаксический Ждать поезда – ждать поезд, купить хлеба – купить хлеб, ехать на поезде – ехать в поезде – ехать поездом, рекомендовать тренером, рекомендовать как тренера, рекомендовать в качестве тренера Фразеологический Язык прилип (присох к гортани, язык не повернется) не поворачивается сказать, языком трепать / чесать / болтать / молоть, будто / словно / точно корова языком слизнула

В лингвистической литературе последних лет различают два вида норм: императивные, диспозитивные.

Императивные / строго обязательные (лат. imperativus – не допускающий выбор) - норма, закрепляющая только один вариант употребления как единственно верный. П. : звоня (не зво т нят), кварта (не ква л ртал), моя мо золь (не мой мозоль), мыть голову шампунем (не шампунью).

Диспозитивные /вариативная (лат. dispositivus – допускающий выбор) –норма, предусматривающая возможность свободного выбора вариантов, два из которых признаются допустимыми в русском языке. П. : гренки - гре (разг.), нки мышле ние - мы шление (устар.), ви хриться - вихри ться (доп.),

Основные типы норм литературного языка: акцентологические; орфоэпические; лексические; грамматические (морфологические и синтаксические); орфографические и пунктуационные; стилистические.

Языковая система Единицы языка Уровни языка Разделы языкознания, их изучающие Звуки, фонемы Морфемы Фонетический Морфемный Фонетика Морфемика Слова Лексический Лексикология Фразеологизмы Фразеологический Фразеология Формы и классы Морфологический слов Предложение, Синтаксический словосочетание Морфология Синтаксис

Орфоэпические нормы регулируют произношение слов (произносительные нормы) и место ударения (акцентологические нормы). Примеры: а) произносительные нормы: коне[шн]о, [шт]о и т. п. ; б) акцентологические нормы: твор. Ог, портф. Ель, кварт. Ал, одновр. Еменно, нефтепров. Од и т. п. ;

Орфографические нормы регулируют правописание слов и их частей: дома, слоны, зуб, книжка, бледнорозовый, бледнолицый и т. п. ; Пунктуационные нормы регулируют постановку знаков препинания: Казнить, нельзя помиловать; Казнить нельзя, помиловать;

Грамматические нормы регулируют употребление грамматических форм слова (морфологические нормы) и синтаксических конструкций (синтаксические нормы).

Примеры: а) морфологические нормы: (+) без носков, в пальто, крепкий кофе, более сильный, надеть пальто; (-) без носок, в пальте, крепкое кофе, более сильнее, одеть пальто и т. п. ; б) синтаксические нормы: (+) большинство решило, две большие комнаты; (-) большинство решили, две больших комнаты.

Словообразовательные нормы - нормы образования слов: (+) балтийский, петербурженка (-) балтический (устар.), петербуржка, петербуржанка.

Лексические нормы - нормы употребления слов в соответствии с их значением и лексической сочетаемостью; П. : Преждевременная кончина Гарри Либмана (следует - безвременная; преждевременный - `наступивший раньше надлежащего срока", напр. , преждевременные роды);

Стилистические нормы - нормы употребления языковых единиц в соответствии с их стилистической окраской: П. : лицо (нейтральное) лик (высокое) рожа, морда, харя (просторечное).

Средства общения вербальные невербальные интонация и акустические характеристики голоса язык жесты позы и телодвижения мимика Несловесные знаки (образы, символы, картины, фотографии, звуки и проч.)

Современные руководства по ораторскому искусству указывают на те же свойства личности оратора, что и античные источники: 1. обаяние; 2. артистизм; 3. уверенность; 4. дружелюбие; 5. искренность; 6. объективность; 7. заинтересованность, увлеченность.

Начало публичного выступления всегда должно произноситься голосом, тоном умеренным и средним. 2. Не злоупотребляйте жестом и мимикой: будьте на трибуне артистом, а не клоуном. 3. «Рука движется -только. . . в местах страстных, жарких и живых» (М. Сперанский). 1.

4. Небрежная и торопливая речь обесценивает и обеззвучивает слова и фразы. 5. Излишняя мимическая виртуозность лишь раздражает слушателя. 6. Владеть голосом, жестом и мимикой - это значит владеть вниманием слушателей от начала до конца выступления. 7. Выступая публично, ищите свой тон, свой стиль, свою индивидуальность.

Ритмические жесты. Они подчеркивают логическое ударение, замедление и ускорение речи, место пауз. Например, замедленное движение вправо при произнесении фразы "Говорит, что воду цедит". Эмоциональные передают оттенки чувств (сжатый кулак, овальное движение руки, "отрубающая" фразу рука).

Указательные рекомендуется использовать в очень редких случаях, когда есть предмет, наглядное пособие, на которые можно указать. Изобразительные наглядно представляют предмет, показывают его (например, винтовую лестницу).

Символические жесты (несут определенную информацию): жест категоричности (сабельная отмашка кистью правой руки), жест противопоставления (кисть руки исполняет в воздухе движение "там и здесь"), жест разъединения (ладони раскрываются в разные стороны), жест обобщения (овальное движение двумя руками одновременно), жест объединения (пальцы или ладони рук соединяются).

Разумеется, ораторские выступления существенно различаются по теме, жанру, они зависят от того, перед кем вы выступаете, но можно определить некоторые самые общие требования к публичному выступлению, которые необходимо соблюдать вне зависимости от жанра, темы и аудитории (хотя, конечно, кое-какие коррективы все равно придется вносить). Общие требования к публичному выступлению отражают опыт эффективных выступлений, а также ожидания аудитории, ее пожелания к оратору.

Основными требованиями к публичному выступлению являются следующие.

1. Понятность главной мысли, доступность изложения.

Поль Сопер высказал следующую мысль: «Непонятна

обычно не тема, а изложение». В большинстве случаев это оказывается именно так. Для того, чтобы главная мысль была понятной, необходимо, во-первых, ее иметь, то есть надо твердо знать, что ты хочешь сказать; во-вторых, необходимо приложить максимум усилий (используя специальные приемы; о которых речь пойдет ниже), чтобы мысль эта стала доступной слушателям. В результате выступления аудитория должна быть в состоянии ответить и сформулировать словами: что же он, оратор, хотел сказать?

2. Решительное начало и решительный конец.

Как начало, так и конец должны быть краткими, ясными, понятными и заранее продуманными.

3. Краткость.

Крайне важно соблюдать отведенный регламент, уложиться в отведенное время и даже чуть-чуть сэкономить его. Оратор, который закончил на 1–2 минуты раньше объявленного времени, всегда повышает свой рейтинг у аудитории. Краткие выступления рассматриваются в большинстве аудиторий как более умные, правильные, содержащие истинную информацию.

Хороший совет на эту тему дал своему сыну Франклин Делано Рузвельт. Объясняя ему, как надо выступать публично, Ф. Рузвельт дал ему три совета: «Будь искренен, будь краток, садись».

4. Разговорность.

Выступление должно выглядеть как откровенный разговор с аудиторией, оно должно носить характер беседы. Поль Сопер писал: «Публичная речь должна обладать качествами хорошего собеседования с некоторыми поправками в отношении голоса, манер и темы для полного соответствия с обстановкой выступления» (с. 31). Эта же идея выражена и Д. Карнеги: «Хорошее выступление – это прежде всего разговорный тон и непосредственность, несколько акцентированные. Говорите на заседании объединенного благотворительного фонда так же, как если бы вы разговаривали с Джоном Генри Смитом. Ведь члены фонда – не что иное, как сумма Джонов Генри Смитов». Разговорность ораторского выступления существенно повышает доверие к оратору, а значит – и к содержанию его речи.

5. Сдержанная эмоциональность.



Эмоциональность – обязательное требование к публичному выступлению, абсолютно необходимый его элемент. Однако эмоциональность должна быть именно сдержанной, не

должна выходить за пределы, а рамках которых она остается приятной для слушателей и оказывает положительное воздействие на восприятие информации. Нельзя не согласиться с П. Сопером, который писал, что слушатель испытывает чувство неловкости при виде эмоционального разгула оратора. Вспомним знаменитое: «Александр Македонский, конечно, великий человек, но зачем стулья ломать?» В связи с этим предпочтительнее обращаться к фактам, вызывающим эмоции, нежели к самим эмоциям.

6. Выраженная потребность донести мысль до людей.

Нужно не только иметь, что сказать, но и иметь потребность это выразить и сообщить об этом другим. Слушатели должны видеть, что все это говорится именно для них, что именно они важны для оратора и оратору хочется, чтобы именно они узнали о том, что он им сообщает. Это качество публичного выступления можно назвать «обращенностью оратора к аудитории» – без такой обращенности выступление воспринимается и усваивается неизмеримо хуже. Искренность, потребность высказаться перед данной аудиторией должна быть видна, должна ощущаться на протяжении всего выступления.

7. Установление контакта с аудиторией.

Само собой разумеется, что данное требование относится к числу важнейших. Что значит «установить контакт»? Е. А. Юнина, Г. М. Сагач полагают, что контакт оратора с аудиторией предполагает: 1) корректировку речи по ее ходу, 2) управление поведением аудитории, 3) управление собственным поведением (с. 109). Контакт с аудиторией может установиться на сразу, его установление может потребовать некоторого времени и специальных усилий, приемов. Отметим лишь, что если оратор соблюдает предыдущие шесть требований к публичному выступлению, то контакт с аудиторией, как правило, устанавливается.

Разные жанры, как и разные формы публичного выступления (лекция,доклада, выступление и др.) требуют разных приемов подготовки. Но есть в риторике общие правила подготовки публичного выступления - правила,которые можно и нужно применять при подготовке практически любого выступления, в любом жанре. Эти правила называются общими требованиями к публичному выступлению. Назовем основные из них:1. Решительное начало выступления.

2. Драматизм.

3. Сдержанная эмоциональность.

4. Краткость.

5. Диалогичность.

6. Разговорность.

7. Установление и поддержание контакта с аудиторией

8. Понятность главной мысли.

9. Решительный конец.

1. Решительное начало выступления Первая фраза выступления должна быть продумана, подготовлена заранее и хорошо выучена. Нельзя запинаться в первой же фразе выступления или задумываться над тем, с чего вы начнете, - такого оратора аудитория сразу посчитает неуверенным, некомпетентным. Первая фраза должна быть четкой и понятной для слушателей. Она должна быть заранее приготовлена и хорошо отрепетирована, произнесена уверенно и выразительно.

2. Драматизм - это напряжение в тексте. Драматизм создается в выступлении при намеренном столкновении разных точек зрения, путем вступления оратора в спор с каким-либо мнением, авторитетом или точкой зрения, при рассказе о каких-либо необычных или трагических событиях, происшествиях. Как говорил Дейл Карнеги, «мир любит слушать о борьбе». Драматизм должен быть создан в тексте на этапе его подготовки.

3. Сдержанная эмоциональность Эмоциональность - обязательное требование к публичному выступлению, абсолютно необходимый его элемент. Слушатели должны ощущать, что вы говорите эмоционально, взволнованно, что вам самому небезразлично то, что вы говорите. Выступление ни в коем случае не должно быть монотонным. Однако эмоциональность должна быть именно сдержанной. В связи с этим предпочтительнее приводить факты, вызывающие у слушателей эмоции, нежели самому говорить слишком эмоционально.

4. Краткость Краткие выступления рассматриваются в большинстве аудиторий как более умные, более правильные, содержащие истинную информацию. Крайне необходимо соблюсти отведенный регламент, уложиться в отведенное вам время, это повышает доверие аудитории к вам.

5. Диалогичность Выступление должно представлять собой как бы диалог со слушателями. Оратор не должен все время говорить сам, он должен задавать вопросы аудитории, выслушивать ее ответы, реагировать на поведение аудитории. Любое выступление должно иметь черты беседы.

6. Разговорность Стиль выступления должен быть преимущественно разговорным, выступление должно носить характер непринужденной беседы. В этом и заключается разговорность стиля выступления. Разговорность ораторского выступления существенно повышает доверие к оратору, а значит - и к содержанию его речи. Не надо использовать много специальных, книжных, иностранных слов, надо говорить проще - это тоже проявление требования разговорности. Можно использовать (умеренно!) сниженные слова, юмор, шутку.


7. Установление и поддержание контакта с аудиторией Само собой разумеется, что данное требование относится к числу важнейших. Что значит «установить контакт с аудиторией»? Это значит - смотреть на аудиторию во время выступления, следить за ее реакцией, вносить изменения в свое выступление в зависимости от реакции аудитории, демонстрировать приветливость, дружелюбие, готовность ответить на вопросы, вести с аудиторией диалог. Аудиторию надо разбить на секторы и смотреть по очереди на каждый сектор.

8. Понятность главной мысли Главная мысль должна быть сформулирована словами, причем желательно – не менее двух-трех раз в ходе выступления. В подавляющем большинстве случаев аудитория любит выводы и ждет выводов от оратора в сформулированном виде.

9. Решительный конец Как и начало, конец выступления должен быть кратким, ясным, понятным, заранее продуманным. Окончательную фразу надо заранее продумать и сформулировать словами. Ее, как и начальную фразу, надо отрепетировать, чтобы произнести без запинки, четко и понятно. Заключительная фраза должна быть произнесена эмоционально, несколько замедленно и многозначительно, чтобы аудитория хорошо поняла ее и одновременно поняла, что это - завершение вашего выступления. В публичных выступлениях разных жанров некоторые из приведенных общих требований могут проявляться в разной степени: например, понятность главной мысли более важна в убеждающих выступлениях, чем в развлекательных, краткость важнее в информационных, чем в некоторых видах протокольно-этикетных выступлений, эмоциональность в протокольно-этикетных выступлениях может быть выше, чем в информационных и т.д

42Функции концовки публичного выступления, варианты концовок

Заключение имеет две основные функции - напомнить главную мысль и объяснить, что с ней «надо делать»

Оратору необходимо помнить об обеих функциях заключения.

Варианты концовок

Лучше не говорить: «А теперь я сделаю заключение» или «Теперь я перехожу к завершающей части своей лекции», концовка должна быть и так очевидной для слушателя, без специальных вводных слов. Можно предложить следующие варианты концовок.

Цитата, крылатое изречение, поговорка, народная мудрость

Данная концовка особенно хорошо запоминается в аудитории среднего и ниже среднего уровня подготовленности. Например: «Правильно гласит народная мудрость – стерпится-слюбится»; «Правильно говорит русская поговорка – терпение и труд все перетрут. Таким образом, все зависит от нас».

Обобщающий вывод.

Итог выступления надо словесно оформить как вывод, чтобы он был воспринят аудиторией именно как вывод, как основная мысль выступления: «Итак, ...». Основной вывод формулируется в полной словесной форме. При этом он должен быть краток и выражен простыми словами; после вывода не надо ничего добавлять и ничего комментировать.

Обращение к слушателям.

Можно завершить выступление пожеланием слушателям хорошо провести выходные или летний отпуск, хорошо провести сегодняшний вечер и т.д., поздравить их с наступающими праздниками и др. В таком случае слушатели запоминают оратора в большей степени, нежели выражаемые им идеи.

Подытоживающее повторение.

Основная мысль повторяется в развернутой словесной форме в виде тезиса или перечисления: во-первых, во-вторых, и в -третьих. Как слушатели, мы большей частью ленивы, у нас короткая память, и мы всегда благодарны за краткое повторение, сделанное в любой форме.

Иллюстрация.

Основная идея поясняется примером, аналогией, притчей, аллегорией. Необходимо иметь в виду, что после нее ничего не надо добавлять, выступление надо на этом закончить.

Кульминация

Главная мысль высказывается в конце выступления на высокой эмоциональной ноте, например: «И история яркими буквами напишет имя этого человека над именами всех тех, кто пытался ему помешать!» Специалисты отмечают, что кульминация как эффективная концовка подходит не для всех типов публичных выступлений, но она обычно производит сильное впечатление на слушателей.

Комплимент аудитории

Д. Карнеги приводит такой пример подобной концовки: «Великий штат Пенсильвания должен возглавить движение за то, чтобы ускорить приход нового времени!».

Юмористическая концовка.

Это может быть шутка, анекдот, смешная история. «Если сможете - оставьте аудиторию смеющейся», - советовал Д. Карнеги.

Благодарность за внимание

Это традиционная концовка. Несколько менее традиционной ее может сделать небольшое расширение - если оратор не просто произнесет дежурную фразу «Благодарю за внимание», но и скажет несколько слов, положительно характеризующих сегодняшнюю аудиторию, ее уровень, интересные вопросы, которые были заданы, и др., то есть скажет

Комплимент аудитории.

Например: «В завершение я хотел бы поблагодарить вас за внимание, за то, что вы так внимательно меня слушали и задавали интересные вопросы. В вашей аудитории мне было очень приятно выступать». Или: «Благодарю вас за внимание. Мне было очень приятно выступать в вашей внимательной и доброжелательной аудитории». Или: «Благодарю за внимание. И хочу отдельно поблагодарить вас за очень интересные вопросы, которые вы мне задавали».

Как не надо заканчивать выступление

Не рекомендуется заканчивать шуткой, не относящейся к делу, - это вызывает у аудитории недоумение, а если аудитория после ухода оратора осталась в недоумении, весь эффект от выступления исчезает. Не следует извиняться: «я понимаю, мне не удалось все охватить», «я вижу, несколько утомил вас...» и др. Не надо ничего вспоминать дополнительно после того, как вы сформулировали вывод - все впечатление от него будет смазано. Нельзя обрывать речь без заключения и уходить. Ни в коем случае нельзя оставлять аудиторию в настроении безнадежности и беспросветности в связи с нарисованными вами мрачными картинами - обязательно надо дать слушателям некоторую перспективу, наметить выход из положения и выразить уверенность в том, что худшее не произойдет. Завершать выступление надо только на оптимистической ноте.Не рекомендуется завершать выступление фразой типа «Вот и все, что я хотел сказать» - заканчивать лучше фразой, относящейся к содержанию выступления или благодарностью за внимание.

46 Понятие эффективной коммуникации.

Эффективная коммуникация строиться на: уважении к собеседнику, и на умении слушать его, и услышать и понять его слова. На умении чувствовать психологический настрой собеседника. На способности, правильно определить его нужды, стремления и эмоции. Умении сочувствовать и выразить сочувствие и поддержку собеседнику. Способности к искреннему выражению чувств. Короче, проявлении чуткости к собеседнику. Применении методов аффективного слушания. Умении применять на практике вербальные и невербальные способы (каналы) воздействия. Слова, вернее смысл слов и предложений, передаваться с помощью вербального канала коммуникации, а интонация, тон громкость и тембр голоса, внешний вид, жестикуляция, мимика - с помощью невербального и т.д. Используя эти каналы коммуникации отправитель отправляет сообщение получателю.

1. Понятность главной мысли, доступность изложения. По словам П. Сопера, «непонятна обычно не тема, а изложение». Для того, чтобы главная мысль была понятой нужно, во-первых, ее иметь, то есть твердо знать, что хочешь сказать; во-вторых, сделать ее доступной слушателям. В результате аудитория должна быть в состоянии ответить на вопрос и сформулировать словами, что оратор хотел сказать.

2. Решительное начало и решительный конец. Они должны быть краткими, ясными, понятными и заранее продуманными.

3. Краткость – важно соблюдать регламент и даже чуть-чуть сэкономить время, т.к. оратор, который закончил выступление на 1–2 мин. раньше объявленного времени, всегда повышает свой рейтинг у аудитории. Краткие выступления рассматриваются как более умные, правильные, содержащие истинную информацию.

4. Разговорность – выступление должно выглядеть как откровенный разговор с аудиторией, оно должно носить характер беседы. Д. Карнеги: «Хорошее выступление – это прежде всего разговорный тон и непосредственность, несколько акцентированные. Говорите так, как если бы вы разговаривали с Джоном Смитом. Аудитория не что иное как сумма Джонов Смитов». Разговорность повышает доверие к оратору, а значить – к содержанию его речи.

5. Сдержанная эмоциональность, которая должна быть приятной для слушателей и оказывать положительное воздействие. Иначе слушатель будет испытывать чувство неловкости. Обращаться к фактам, вызывающим эмоции, а не к самим эмоциям.

6. Выраженная потребность донести мысль до слушателей – слушатели должны видеть, что все этого говорится именно для них. Без обращенности к аудитории выступление усваивается хуже. Искренность, потребность высказаться перед данной аудиторией должна ощущаться на протяжении всего выступления.

7. Установление контакта с аудиторией – контакт с аудиторией предполагает:

– корректировку речи по ее ходу;

– управление поведением аудитории;

– управление собственным поведением.

Контакт может устанавливаться не сразу, только с течением времени или с применением специальных усилий. Если соблюдать предыдущие требования, то контакт обычно устанавливается.

Основными недостатками современного ре­чевого общения являются его агрессивность и демагогич­ность. Ораторы нередко манипулируют общественным созна­нием, употребляя обороты как известно, совершенно очевидно, как мы все знаем, нет сомнения, чтобы подчеркнуть свою уверенность в согласии слушателя, выражая похвалу ад­ресату (как думающий, интеллигентный, современный чело­век, вы не можете не согласиться... ), представляя субъектив­ное мнение в форме категорического суждения.

В арсенале ораторов - разнообразные приемы «скольже­ния», «размывания», «затемнения» смысла высказывания. На­пример, часто используются эвфемизмы, т. е. более мягкие выражения (лагерь для перемещенных лиц вместо концентра­ционный лагерь ), слова с отрицательной оценочностью (шпион вместо разведчик ), выражения с расплывчатым значением (потребительская корзина ), синекдоха (когда часть использу­ется в значении целого или целое в значении части: Белый дом. Кремль как обозначение парламента или президентской администрации ).

Установка на борьбу (атональность) участников совре­менного речевого общения очевидна. Приведем только не­большой перечень некорректных приемов, которые нередко используются в публичной речи: возбуждение гнева оппонен­та; приклеивание ярлыков; игра в авторитеты; огульное обви­нение (бред сивой кобылы ), высокомерный ответ (это знает любой школьник ), игра на самолюбии; психологиче­ское давление; ложные аргументы; аксиоматические высказы­вания, якобы не требующие аргументации («Россия - самая читающая страна в мире» ). Атональность также проявляется в криминализации языка, в использовании лексики преступного мира (подставить, наехать, шестерки и т. п. ), а также в его «военизации» (перейти в наступление, передний край борьбы ).







2024 © styletrack.ru.