В чем заключается загадка человека. Особенное у разных людей


Технологическая карта урока обществознания в 5 классе по ФГОС

Задачи уроков

  • 1. Расширить знания учащихся об основных особенностях человека как живого существа, уметь называть его отличия от животных, раскрыть значение наследственности в формировании человеческих качеств .
  • 2. Познакомить учащихся на конкретных примерах с особенностями проявлений биологического и социального в природе человека .
  • 3. Способствовать воспитанию уважительного отношения к личности и её достоинствам , осознанию ценности жизни человека.
  • 4. Совершенствовать следующие умения: 1) конкретизировать примерами изучаемые теоретические положения и понятия; 2) производить сравнительный анализ свойств человека и животных; 3) выполнять проектные задания по теме, используя ИКТ.
  • 5. Содействовать формированию коммуникативных учебных действий:

    — учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

    — уметь формулировать собственное мнение и отстаивать позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

    — уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

    — уметь задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

    — уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

    — адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;

    — уметь работать в группе — устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми.

  • 6. Способствовать формированию регулятивных учебных действий:

    — адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации.

Оборудование уроков

По возможности учителю необходимо подготовить к урокам презентацию из нескольких слайдов. Основой презентации является текст параграфа и схема, данная в учебнике (§ 1, с. 10); если нет возможности использовать ИКТ, данную схему можно изобразить на доске мелом.

План изучения нового материала

  1. Зачем человек рождается.
  2. Что такое наследственность.
  3. Можно ли влиять на наследственность.

Варианты организации учебной деятельности

Комбинированный урок, сочетающий комментированное чтение параграфа учебника и беседу с учащимися по вопросам рубрики «Проверим себя». При этом на первом уроке можно сосредоточиться на изучении п. 1, 2 плана урока, а второй урок посвятить изучению п. 3 и выполнению заданий в рабочей тетради.

Комбинированный урок целесообразно начать с обсуждения вопросов рубрики «Вспомним», которые помогают актуализировать имеющиеся у пятиклассников сведения об отличительных особенностях человека и животного. В процессе беседы учитель обращает внимание учащихся на схему, представленную в учебнике, или её электронный вариант на экране.

Изучение п. 1 плана урока (первого этапа) целесообразно начать с комментированного чтения текста § 1 (с. 11), так как эта работа даёт учителю возможность обсудить тему о целях существования человека. Важно, чтобы учитель обратил внимание пятиклассников, что указанные цели присущи только человеку.

При переходе к изучению п. 2 плана урока желательно выяснить, какими знаниями о генах как носителях информации о своеобразии организма человека владеют учащиеся. Материал соответствующего раздела параграфа в учебнике позволяет систематизировать и дополнить эту информацию.

После чтения соответствующего фрагмента текста можно предложить учащимся выполнить задание № 4 в рабочей тетради. Выполненное задание может выглядеть следующим образом.

Изучение раздела «Можно ли влиять на наследственность» и рубрика «Жил на свете человек» даёт возможность обсудить с учащимися вопрос: благодаря чему Ольга Скороходова смогла стать полноценным творческим человеком?

В заключение урока целесообразно предложить учащимся ответить на вопросы: как вы понимаете название параграфа? В чём состоит загадка человека?

В ответах учащиеся должны уметь выделить такие положения, как:

— черты характера человека формируются в процессе жизни;

— человек отличается от животного тем, что при рождении нельзя заранее сказать, каким он будет человеком.

Для закрепления знаний предлагается выполнить задание № 6 в рабочей тетради.

При работе над проектом «Кто на кого похож» учащиеся должны подобрать необходимые материалы (фотографии внешне похожих людей, в том числе свои собственные и фотографии своих родственников), используя при этом информацию различных сайтов.


Человек – уникальное творение природы. В чем же его загадка? Разберем на данном уроке. Уникальность человека и его отличие от других живых существ состоит в том, что он имеет хорошо развитый мозг и может мыслить, владеет речью и способен к общению, ходит прямо и производит орудия труда, с помощью которых преобразует мир, обладает фантазией и занимается творческой деятельностью.


Зачем человек рождается?

На этот вопрос люди отвечают по – разному, одни считают, что для счастья, благополучной и сытой жизни, а другие убеждены в том, что человек рожден для служения Родине, совершения добрых поступков. Народная мудрость гласит, что за свою жизнь мужчина должен построить дом, посадить дерево и вырастить сына. Смысл этой пословицы не нужно воспринимать буквально. Дом – это не просто стены и крыша, а крепкая семья, дерево – это благое дело, которое будет помниться и после смерти, а продолжателем рода может быть и дочь, главное, чтобы ребенок был хорошо воспитан. Михаил Михайлович Пришвин, русский писатель, посвятивший своё творчество размышлениям о смысле жизни, взаимоотношениях человека с другими людьми и природой писал: «Всё прекрасное на Земле – от солнца, и всё хорошее – от человека». Герой произведения Антуана де Сент – Экзюпери «Маленький принц» говорил: «Быть человеком - это значит чувствовать, что ты за все в ответе. Сознавать, что, кладя свой кирпич, и ты помогаешь строить мир». О какой ответственности говорит маленький принц? Всевышний наделил человека разумом и этим выделил его из животного мира. Разумный человек никогда не забывает об этом и не совершает дурных поступков. Он понимает, что мир на Земле зависит от поведения каждого человека и заботиться о благе других. Он очень хочет, чтобы все на Земле жили дружно и счастливо.


Что такое наследственность

Человек – это часть природы, поэтому он – биологическое существо. От своих родителей человек наследует многие биологические черты и свойства:

    Во – первых, внешние признаки: цвет глаз и волос, рост, овал лица и другие анатомические особенности, делающие человека похожим на маму с папой, бабушку с дедушкой.

    Во – вторых, инстинкты – определённые действия, которым обучаться не нужно, потому что с ними человек рождается. Например, инстинкты самосохранения, продолжения рода, ухода за потомством, продолжения рода и многое другое. Инстинкты есть и у животных, но в отличие от животных человек может управлять инстинктами и подавлять их, если они противоречат моральным правилам поведения в обществе.

    В – третьих, эмоции: один спокойный и рассудительный, другой активный и эмоциональный.

Всему остальному человек учиться в обществе, поэтому его еще называют социальным (или общественным) существом. Слово социальный от лат. слова социум, что в переводе означает общество. Благодаря родителям и учителям ребенок учиться познавать мир, различать хорошее и плохое, трудиться. Только в обществе человек становится воспитанным, образованным, культурным. Наверняка вы слышали о детях – маугли. Так называют детей, которые росли не среди людей, а среди зверей. Они не умели говорить, есть из ложки, передвигались на четвереньках, не мыслили, как люди. Оказавшись в обществе, вели себя агрессивно, как пойманные животные. Специалисты обучали их ходить прямо, говорить, носить одежду, но ничего не получалось. Это потому что было упущено время, в течение которого ребенок мог быть обучен всему этому. В реальности ещё не было случая, чтобы ребенок – маугли стал человеком. Ну а если взрослый человек окажется в лесу, начнет там жить, например, как герой романа Даниэля Дефо Робинзон Крузо, то он не перестанет быть человеком.

Для того, чтобы научиться говорить, учиться и трудиться человеку нужно слышать и видеть. Очень трудно представить, как может не только жить, но и рисовать, сочинять стихи, изобретать человек, который не слышит, не видит и не говорит. Но обучаясь в специализированных школах, такие дети учатся жить нормальной, творческой жизнью. Ученые разработали для них специальную методику обучения с помощью осязания, которое хорошо развито у слепоглухонемых детей. Можно привести очень много примеров людей, имеющих ограниченные возможности здоровья, но добившихся высоких результатов в разных областях жизни. Это, например, известный русский учёный – дефектолог, писатель и поэт Ольга Ивановна Скороходова, английский ученый – физик, космолог и писатель Стивен Хокинг, легендарный немецкий композитор Людвиг ван Бетховен и многие другие. Конечно, им было не легко, только огромная сила воли, постоянные занятия и упорный труд помогли им стать очень нужными обществу людьми.

Итак, вернемся к вопросу, с которого мы начали урок. В чем загадка человека? Загадка человека заключается в том, что он является не только уникальным биологическим, но и социальным существом. Биологические признаки человек наследует от предков, а социальные признаки приобретает в обществе.

Урок подготовила учитель и репетитор по обществознанию Абулова Б.Т.

Интегрированный урок литературы и обществознания «В чем загадка человека?»

Цель (лит-ра) подвести итог изученного рассказа, рассмотреть образ Герасима, выделив его качества характера

Цель (общ-во): охарактеризовать основные качества человека как личности

О.Г . Сегодняшний урок мне бы хотелось начать со стихотворения….(параллельно идет видео-сцена утопления, т.к оно только с музыкой, без слов)

"Что ты хочешь? Ответь?" - жизнь спросила меня,-
"Или что-то иметь? Или что-то понять?"
"Нет, я злато менять не желаю на медь.
Мне важнее понять, а не что-то иметь.

Обойдусь без богатства. Но судьба мне пошли
Щедрый дар любоваться всем богатствам земли!
Научи беспристрастью, от бестрастья уволь
И людское участье ощутить мне дозволь!

Мне понять бы, постичь бы и в грозу и в тиши
Красоту и величье человечьей души!
Не пройти бы мне мимо окон, ждущих меня,
Не принять клочья дымя за сиянье огня!

Мне б у самых пытливых мудрость их перенять!
Вот, судьба, что пошли мне - уменье понять!
Лишь такому богатству нет на свете цены,
Дай мне дар докопаться до любой глубины!..

О каком произведении мы сегодня будем говорить?

Исходя из услышанного и увиденного, вы поняли, что сегодня мы будем говорить об изученном нами произведении И.С. Тургенева «Муму»

Все свои мысли, решения вы сегодня будете оформлять в рабочих листах. Обратите внимание, что каждое задание имеет критерии оценивания в баллах.

Н.А. Сразу же первый вопрос, кто помнит, когда оно было написан этот рассказ? (если что, назовем год сами),какой это век? (1852 год)

А мы люди 21 века! И во многом далеки от событий тех лет, но порой жизненные ситуации бывают схожи…

Внимание на экран! (видео Ледокол)

И сейчас вам предстоит выполнить задание, потому обратитесь к своим раб. листам.

Прочитайте.

В Задании 1. вам предложены слова (человек, собака, свобода, выбор), выберите те, которые являются общими для обеих жизненных ситуаций и подчеркните 1 чертой (полностью правильно 3 б, не до конца 1б)

О.Г . Проверим ваши варианты (выводим на экран) правильно: человек, собака, выбор!

Н.А . Вернёмся к тому, что мы видели на экране в фильме «Ледокол» и «Муму» . сравните поведение людей. Почему люди поступили по-разному?

Как может звучать теме сегодняшнего урока?

(тема: В чем загадка человека?)

О.Г . Раскрыть эту тему мы постараемся именно на примере судьбы нашего главного героя, то есть Герасима (в переводе с греческого «Герасимос» - уважающий)

Определим алгоритм наших действий, чтобы рассмотреть образ полностью.

1. Работать с текстом.

2.Сравнивать.

3. Анализировать.

4. Делать выводы.

Н.А . Герасим прежде всего человек. С этим понятие мы уже знакомы

(ответ: биосоциальное существо)

Как вы понимаете это определение? (версии от каждой группы)

Проверим, насколько вы близки к правильному ответу

Задание 2 . Рождается человек как….существо, а развивается,как …..(биологическое, социальное правильно 1 б, неправильно 0б)

О.Г. Какой человек наш герой, давайте вспомним. Но для этого давайте составим кластер, подобрав к цитатам из текста эпитеты, данные в справках

Задание 3. (характеристика по группам- кластер- критерии)

вдруг уходил куда-нибудь в уголок и, далеко швырнув метлу и лопату, бросался на землю лицом и целые часы лежал на груди неподвижно, как пойманный зверь. Но ко всему привыкает человек, и Герасим привык наконец к городскому житью

мыча, пел, то есть покачивался, закрывал глаза и встряхивал головой, как ямщики или бурлаки, когда они затягивают свои заунывные песни. Антипке стало жутко

страдающий

усердно исполнял он свою обязанность: на дворе у него никогда ни щепок не валялось, ни сору; застрянет ли в грязную пору где-нибудь с бочкой отданная под его начальство разбитая кляча-водовозка, он только двинет плечом - и не только телегу, самое лошадь спихнет с места; дрова ли примется он колоть, топор так и звенит у него, как стекло, и летят во все стороны осколки поленья;

в точности исполнял все приказания

Она его жаловала как верного и сильного сторожа.

Усердный, исполнительный, послушный

а что насчет чужих, так после того, как он однажды ночью, поймав двух воров, стукнул их друг о дружку лбами, да так стукнул, что хоть в полицию их потом не води, все в околотке очень стали уважать его;

Уважаемый чужими

никто не смел садиться на его место в застолице. Вообще Герасим был нрава строгого и серьезного, любил во всем порядок; даже петухи при нем не смели драться,

Герасим терпеть не мог пьяниц...

гусь, известно, птица важная и рассудительная; Герасим чувствовал к ним уважение, ходил за ними и кормил их; он сам смахивал на степенного гусака.

Строгий и степенный

Как все глухонемые, он очень был догадлив и очень хорошо понимал, когда над ним… смеялись

Догадливый, понятливый

Герасим порядком ее побаивался

Боящийся барыню

Но ко всему привыкает человек, и Герасим привык наконец к городскому житью

Смиренный (послушный)

Всю ночь он возился с ней, укладывал ее, обтирал

Ни одна мать так не ухаживает за своим ребенком, как ухаживал Герасим за своей питомицей.

заботливый

Герасим … ее любил без памяти... и ему было неприятно, когда другие ее гладили: боялся он, что ли, за нее, ревновал ли он к ней -- бог весть!

любящий

Слова для справок: жадный, добрый, скучающий и недоумевающий, трудолюбивый, немой, могучий, строгий и степенный, безжалостный, замкнутый, заботливый, ленивый, уважаемый чужими, страдающий, злой, счастливый, послушный, любящий, догадливый, смиренный(послушный), боящийся барыню.

То, что чёрным, Нам можно сделать заранее и вывешивать на доску. записывают сами дети, у них в таблице этого нет

(правильно подобранный эпитет к одной цитате 1 балл , каждой группе по 3 цитате, значит в итоге за эту работу 3 балла)

Заслушиваем каждую группу- вывешиваем на доску (можно вывесить эталон)

Н.А . С кем автор часто сравнивает героя? (с животным). То есть делает акцент на какие черты, социальные или биологические (ответы)

Но вы должны помнить, что в обществознании существуют разные характеристики человека

Задание 4 . Перевертыши: индивид, индивидуальность, личность (правильно все 2б, 2,1-1б, ни одного -0б)

Чтобы понять, в чем отличие выполним Задание на доске:

В результате своего роста (речь идет об индивиде), изменении, развитии (речь идет об индивидуальности),человек приобретает определенный жизненный опыт, знания о мире, о себе (личность)

Н.А . Индивидом человек рождается, а личностью становится. Каждая личность обладает: волей, свободой, разумом (Задание 5. Читают понятия поясняю понятия)

О.Г. Каждого человека мы можем назвать личностью? (версии) Конечно же нет!

Н.А. Можно ли назвать Герасима личностью? Чем наделен, а чего не хватает? (версии)

Н.А. Почему не смог сформироваться как личность?

О.Г . Как он жил? Прочитайте отрывок о его жизни в деревне. Задание 6.

В одной из отдаленных улиц Москвы, в сером доме с белыми колоннами, антресолью и покривившимся балконом, жила некогда барыня, вдова, окруженная многочисленною дворней. Сыновья ее служили в Петербурге, дочери вышли замуж; она выезжала редко и уединенно доживала последние годы своей скупой и скучающей старости. День ее, нерадостный и ненастный, давно прошел; но и вечер ее был чернее ночи.

Из числа всей ее челяди самым замечательным лицом был дворник Герасим, мужчина двенадцати вершков роста, сложенный богатырем и глухонемой от рожденья. Барыня взяла его из деревни, где он жил один, в небольшой избушке, отдельно от братьев, и считался едва ли не самым исправным тягловым мужиком. Одаренный необычайной силой, он работал за четверых – дело спорилось в его руках, и весело было смотреть на него, когда он либо пахал и, налегая огромными ладонями на соху, казалось, один, без помощи лошаденки, взрезывал упругую грудь земли, либо о Петров день так сокрушительно действовал косой, что хоть бы молодой березовый лесок смахивать с корней долой, либо проворно и безостановочно молотил трехаршинным цепом, и как рычаг опускались и поднимались продолговатые и твердые мышцы его плечей. Постоянное безмолвие придавало торжественную важность его неистомной работе. Славный он был мужик, и не будь его несчастье, всякая девка охотно пошла бы за него замуж… Но вот Герасима привезли в Москву, купили ему сапоги, сшили кафтан на лето, на зиму тулуп, дали ему в руки метлу и лопату и определили его дворником.

О.Г . Нужны ли были в таких условиях жизни его разум, воля? (ответы)

Н.А. Был ли он свободен? Какие слова в тексте подтверждают, что он сам ничего не решал…(ответы) Не было условий для формирования!

О.Г . Получается, что в качестве полноценной личности Герасим никому не нужен, а страшным итогом этого станет трагическая смерть любимой собаки! А какой поступок Герасима доказывает, что он все-таки может стать личностью?

Н.А . Так в чем загадка человека?

В его личности!

О.Г. Без чего не может личность сформироваться?

Без свободы! Вернемся к заданию 1 ,посмотрите какое слово осталось неподчеркнутым? (свобода)

Н.А. Чем мы люди 21 века отличаемся от большинства людей прошлых столетий?

Свободой, правом выбора!

О.Г. Где вам это в жизни пригодится?

Версии

Рефлексия….

Итак, главные слова, определяющие человека как личность -это «выбор, свобода». Задание 7.

Составьте с одним из этих слов синквейн. Что такое синквейн? Как он строится? У вас на столах лежит подсказка- структура синквейна(максим 5 баллов составили синквейн 5 баллов, нет – 0 баллов)

1 строчка заголовок «Выбор» или «Свобода»

2 строчка – 2 прилагательных, описание признаков или свойств существительного 1 строчки.

3 строчка - глагола, характеризующие действия предмета

4 строчка- фраза, несущая личное отношение к описываемому понятию

5 строчка-слово- синоним 1 строчки

О.Г. давайте подведем итоги. Считают баллы Если работаю парами 9 баллов- на «5», 7-8 баллов «4», меньше 7 –«3 »

Д.з

Напишите развёрнутый ответ на один из вопросов:

    Герасим победитель или побеждённый?

    О чём бы я хотел спросить Герасима?

    Я пишу письмо, чтобы понять, что я думаю…

    Почему современному обществу нужны свободные люди?

С момента появления на Земле и до начала XXI века человек прошёл длительный путь развития. Если мы мысленно посмотрим на него, то увидим, какие огромные изменения произошли в образе жизни людей, в их внешнем облике и в окружающей среде. Учёные уверены, что ни одно живое существо на планете за это время гак сильно не изменилось. Только человек смог неузнаваемо преобразиться сам и преобразовать окружающий мир.

Как появился человек на Земле? Существуют разные мнения. Как считает часть учёных, древнейшие предки человека - это родственники обезьян. Они постепенно, в течение очень длительного времени - более 2,5 млн лет - развивались, изменялись, и в результате на Земле появился человек. Об этом вы ещё узнаете подробно на уроках истории Древнего мира.

Что же такое человек?

Природа человека

По своей сути человек представляет собой единство двух начал: биологического (природного, животного) и социального (общественного). Биология в переводе с греческого языка означает «наука о живом». Слово социальный происходит от латинского слова socialis - общественный (на латинском языке говорили когда-то древние римляне).

Весь путь становления человека можно разделить на два крупных этапа - биологический и социальный. Первый этап длиннее, второй короче.

Во время биологического этапа сформировались основные признаки, которые и сегодня отличают человека от других живых существ: прямохождение, развитый мозг, способность мыслить, членораздельная речь, сознание, овладение орудиями труда и огнём.

    Интересные факты
    Мозг человека на 80% состоит из воды.
    При улыбке у человека «работают» 17 мускулов.
    Поверхность лёгких составляет около юо кв. метров.
    Правое лёгкое человека вмещает в себя больше воздуха, чем левое.
    Размер сердца человека примерно равен величине его кулака.
    За одну минуту сердце перекачивает 23 литра крови.

Но человек не остановился в своём развитии! 40 тыс. лет назад появился человек, который напоминал современных людей, - «человек разумный». Всё, что человек приобрёл в последние 40 тыс. лет, связано не с биологией, а с обществом, т.е. с тем, что мы живём среди других людей.

Появление речи позволило человеку накапливать знания об окружающем мире и передавать их из поколения в поколение, дало возможность общаться с другими людьми, помогло их взаимопониманию и совместной деятельности. Всё это происходило на социальном этапе становления человека. В коллективной трудовой деятельности человек развился как существо социальное, общественное.

    Интересные факты
    Истории известны более 30 случаев, когда дети воспитывались зверями (волками, медведями, обезьянами и даже самкой леопарда), а потом возвращались к людям. Все они с большим трудом выучивали несколько слов, не могли освоить прямую походку и, как правило, вскоре погибали.
    Почему так складывается судьба этих детей? Потому, что они долгое время жили вдали от других людей, вдали от общества. Им не у кого было вовремя научиться быть людьми.

Итак, человек - и биологическое и социальное существо. В этом и есть загадка человека. Биологическое начало человека идёт от его животного прошлого. Социальное начало получено от общества через учение и воспитание, оно в человеке преобладает.

Какие черты характеризуют человека как биологическое существо? У человека есть мозг, скелет, мышцы, нервы, кровеносная и другие системы. Как биологические организмымы, например, испытываем потребность в пище, потомстве, безопасности.

Как социальному существу человеку необходима социальная среда. Это означает, что человек живёт среди людей, в обществе, где действуют определённые законы, организации, традиции, нравы, обычаи, социальные нормы. К примеру, общество требует от молодёжи проявлять уважение к старшим. Подобной традиции не существует у животных. То есть общество - это социальная среда, которой управляют нормы и традиции. Обо всём этом мы ещё будем говорить в курсе общество-знания.

Ещё одна загадка человека в том, что мы все очень разные, нет двух одинаковых людей. У каждого человека свои интересы и потребности, память и воля, привычки и чувства, характер, таланты и способности. На следующих уроках мы с вами постараемся их разгадать.

Объясните, как на фотографиях показаны проявления биологических и социальных черт человека.

    Подведём итоги
    Загадка человека - в сочетании биологического и социального начал.
    Все люди очень разные, каждый человек обладает определённым характером, интересами и потребностями, способностями и талантами.

    Основные термины и понятия
    Биологический, социальный.

Проверьте свои знания


Практикум

  1. Приведите примеры, доказывающие, что человек - биологическое существо. Приведите примеры, доказывающие, что человек - социальное существо.
  2. Кроме научного представления о происхождении человека, с которым вы познакомились в тексте параграфа, существуют и другие. Как вы думаете, почему существуют разные мнения о происхождении человека? Подготовьте сообщение об одном из них. Воспользуйтесь материалами учебника истории, энциклопедиями, Интернетом.
  3. Вам наверняка знаком Маугли - главный герой книги английского писателя Рёдьярда Киплинга «Книга джунглей». Что в его жизни соответствует действительности, а что нет?






2024 © styletrack.ru.