Бч флот кто чем занимается. Основы корабельной организации. К боевым частям относятся


Боевая часть корабля

Боевая часть корабля

основное организационное подразделение экипажа корабля, предназначенное для выполнения определенных задач. В боевую части корабля входят личный состав и закрепленные за ним вооружение и другие технические средства. На корабле в зависимости от класса может быть до 7 боевых частей (БЧ). штурманская (БЧ-1); ракетная или ракетно-артиллерийская (БЧ-2); минно-торпедная (БЧ-3); связи (БЧ-4); электромеханическая (БЧ-5); авиационная (БЧ-6); управления (БЧ-7).

EdwART. Толковый Военно-морской Словарь , 2010


Смотреть что такое "Боевая часть корабля" в других словарях:

    Авиационное подразделение авианесущего корабля, предназначено для материально технического обеспечения полетов корабельных летательных аппаратов, содержания в исправном состоянии и эксплуатации авиационно технических средств корабля и… … Морской словарь

    У этого термина существуют и другие значения, см. Боевая часть. Боевая часть наряду со службой, основное организационное подразделение экипажа кораблей советского и российского Военно Морского Флота, в ведении которого сосредоточены боевые… … Википедия

    Боевая часть (БЧ) корабля - основное организационное подразделение экипажа корабля, предназначенное для выполнения определённых задач и использования технических средств в бою и в повседневной жизни (штурманская БЧ, ракетно артиллерийская, минно торпедная, связи и т. д.).… … Словарь военных терминов

    БОЕВАЯ ЧАСТЬ - (БЧ), осн. организационное подразделение экипажа корабля, предназнач. для выполнения определ. задач и использования техн. средств в бою и в повседнев. службе. В зависимости от ранга и класса корабля м. б. БЧ: штурман. (БЧ 1), ракет. (ракетно арт … Энциклопедия РВСН

    Часть экипажа корабля, несущая вахту на командных пунктах и боевых постах. Обычно весь личный состав корабля разбит на три боевых смены EdwART. Толковый Военно морской Словарь, 2010 … Морской словарь

    Боевая тревога в военном деле сигнал (команда), по которому подразделение (часть, корабль, соединение) немедленно приводится в полную боевую готовность. Подается для немедленного вступления в бой или повышения уровня боевой готовности.… … Википедия

    Боевая смена - часть личного состава корабля (мичманы, старшины, матросы), находящаяся в соответствии с его боевой организацией на КП и боевых постах и выполняющая обязанности согласно объявленной боевой готовности в течение установленного времени. На корабле… … Словарь военных терминов

    Остойчивость корабля - ОСТОЙЧИВОСТЬ КОРАБЛЯ, способность его плавать на водѣ въ прямомъ положеніи и возвращаться въ него послѣ прекращенія дѣйствія внѣшн. причины, измѣнившей первонач. положеніе равновѣсія судна. Различаютъ поперечную О. при наклоненіяхъ вокругъ… … Военная энциклопедия

    АВ авианосец. АВ арктический воздух. кАВ континентальный арктический воздух. мАВ морской воздух. АВТР авиатранспорт. АГ агентурная разведка. АКС английская кубическая сажень. AM аэродром морской авиации. АОМ морской оперативный аэродром. АПП… … Морской словарь

    Вице адмирал Кулаков … Википедия

Александр Сергеевич Суворов («Александр Суворый»)

Книга-фотохроника: «Легендарный БПК «Свирепый» ДКБФ 1971-1974».

Глава 760. ВМБ Балтийск. БПК «Свирепый». Боевая часть связи (БЧ-4). 15.11.1972 года.

Фотоиллюстрация из архива Юрия Васильевича Казённова (радиотелеграфист БЧ-ч БПК «Свирепый», период службы 16.11.1970 – ноябрь 1973):

Ранняя весна 1972 года. Экскурсия личного состава БЧ-1 и БЧ-4 в Калининград, в разрушенный Кафедральный собор к могиле Э. Канта.

Верхний ряд слева-направо: Александр Суворов – рулевой БЧ-1, Юрий Казённов – радиотелеграфист БЧ-4, Иван Крючков – сигнальщик БЧ-4, Борис Аносов – радиотелеграфист БЧ-4; нижний ряд слева-направо: Николай Сурусов – радиотелеграфист БЧ-4, Александр Турко (Владимир Тимошенко?) – к/о сигнальщиков БЧ-4, лейтенант Андрей Степанович Дробот – командир БЧ-4, Александр Червяков – радиотелеграфист БЧ-4, Александр Прибылов – механик ТФ ЗАС, Григорий Булат – ст. матрос, к/о электриков штурманских БЧ-1, Виктор Петченко – радиотелеграфист БЧ-4, Алевтин Клыков – радиотелеграфист БЧ-4.

В предыдущем:

Практически со всеми мичманами БЧ-3 автор был знаком, общался по службе и по темам политзанятий, но дружеское общение сложилась только с некоторыми из мичманов-румын – Анатолием Дворским (формально сменил меня на должности комсорга корабля), Владимиром Сечко и Михаилом Любонько, с которым нам довелось вновь организовать «крещение» БПК «Свирепый»…

Однако в силу естественной связи сигнальщиков-наблюдателей с рулевыми-штурманцами (БЧ-1) и в связи с тем мы «квартировали» в одном кубрике со связистами, автор, конечно, больше дружил с матросами и старшинами боевой части связи (БЧ-4).

Боевая часть связи (БЧ-4) – это «организационное подразделение экипажа корабля, в ведении которого сосредоточены технические средства связи, предназначенные для обеспечения бесперебойной передачи и поступления информации». Ранее БЧ-4 имела иное название – «боевая часть наблюдения и связи».

Боевая часть связи (БЧ-4) предназначена для обеспечения корабля бесперебойной внешней связью с командованием, взаимодействующими кораблями и частями, для приёма оповещения и передачи донесений, а также организация помех работе средств связи противника. Личный состав БЧ-4 (радиотелеграфисты, сигнальщики, радиомастера и др.) обслуживает средства радио- и радиорелейной связи, проводной, зрительной и иной связи.

Лучше всех, профессионально и досконально точно о боевой части связи БПК «Свирепый» поведал в книге «Свирепый» на страже Отечества» её первый командир, капитан 2 ранга в запасе Андрей Степанович Дробот (период службы на БПК «Свирепый» - февраль 1972 – август 1977).

БПК «Свирепый», как и все корабли проекта 1135 типа «Буревестник», был оснащён самыми современными средствами связи, среди которых были:
четыре радиопередатчика – КВ диапазона Р-652 «Щука», Р-654 «Окунь» - 2 и СВ диапазона Р-653 «Шквал»;
девять радиоприёмников – КВ диапазона Р-678 «Брусника» - 5, Р-675 «Оникс» - 1, всеволновые – Р-677 «Вихрь» - 1 и «Волна-К» - 1;
радиостанции: УКВ диапазона – Р-619 «Графит» - 4, Р-105 – 2, Р-770 «Тритон» - 1, дециметрового диапазона Р-618 – 1;
радиостанция сигнальщика Р-622 «Кит»;
станция звукоподводной связи МГ-26;
спецаппаратура связи – 9 единиц (СЛХ-2, БП-2, ТФ-4, СБД-1);
аппаратура сверхбыстродействующей связи (СБД) – 2 единицы (Р-062 «Быстрота», Р-758 «Акула»); аппаратура факсимильной связи «Ладога» - 1;
коммутатор средств связи релейного типа «Дистанция»;
громкоговорящая корабельная связь «Лиственница»;
два прожектора зрительной (световой) связи ПМС-45, светосигнальные приборы – МСНП-125 и МСНП-250 (общее количество 4 шт);
сигнальные и клотиковые огни, комплект сигнальных флагов, сигнальные флажки, фонари и сигнальные ракеты.

Для наблюдения за надводной и воздушной обстановкой на БПК «Свирепый» имелись комплекты морских биноклей, а также два бинокулярных перископических визира ВБП-451М, установленных в ходовой рубке корабля слева и справа по борту.

Эти визиры имели сложное насыщенное светофильтрами, приспособлениями и механизмами устройство, позволяющее наблюдать за обстановкой в любое время суток. Я использовал наши визиры ВБП-451М, чтобы через их окуляры фотографировать корабли «вероятного противника» и однажды мне повезло сфотографировать натовский эсминец, вышедший на учения в прибрежные воды Северного моря, который в нарушение международных договоров СССР и НАТО по Балтийскому морю имел противокорабельное ракетное вооружение…

БПК «Свирепый» имел 5 боевых постов радиосвязи: приёмный радиоцентр, передающий радиоцентр, пост буквопечатающей телеграфной засекреченной связи, пост телефонной засекреченной связи и трансляционную радиорубку. Кроме этого корабль дооборудовали постом слуховой засекреченной связи и постом радиорелейной связи.

Один из боевых постов радиосвязи БЧ-4 БПК «Свирепый» находился рядом со штурманской рубкой в помещении ГКП (главного командного пункта) и я часто общался с радистами, которые несли здесь вахту, слушали и записывали данные о погоде, сообщения, просто слушали музыку в минуты затишья. Иногда украдкой мы слушали «вражеские голоса» радио «Свобода» и «Голос Америки», чтобы узнать альтернативные новости…

Однажды летом 1973 года (после прихода нового пополнения) наш вездесущий замполит, капитан 3 ранга Д.В. Бородавкин, обнаружил на столе в радиоцентре забытый кем-то толстый многостраничный блокнот, в котором мелким бисерным и аккуратным почерком были записаны радиочастоты всех «вражеских» радиостанций, вещавших новости и пропаганду против СССР…

Скандал и «разборки», следствие и «шмон» на корабле из-за этого «шпионского блокнота» были грандиозными. Дмитрий Васильевич Бородавкин очень гордился тем, что сумел «вскрыть вражескую антисоветскую деятельность на боевом корабле». Возможно, поэтому перед первой БС (боевой службой) с корабля был списан замечательный, красивый и сильный матрос немецкого происхождения с необычной фамилией Рис…

Да, связь на боевом корабле всегда и во все времена была наиважнейшим и секретнейшим делом, потому что: «Тот, кто знает, тот побеждает», «Кто предупреждён, тот вооружён», «Потеря связи – потеря управления», «Без связи и управления нет победы», «Если знаешь, тогда побеждаешь». Вот почему на корабле и в морском боевом походе очень важно получить и передать вовремя сообщение, а также не дать врагу перехватить и расшифровать твоё сообщение, информацию…

Из всех боевых постов БЧ-4 БПК «Свирепый» мне довелось побывать только на двух – на радиоцентре в ГКП и в трансляционной радиорубке. Другим матросам, мичманам и офицерам, кроме матросов и командира БЧ-4, а также командира корабля, замполита и специалистов СПС вообще за всё время службы нельзя и невозможно было хоть мельком заглянуть на боевые посты боевой части связи (БЧ-4), и это правильно…

Корабль без связи с командными пунктами, с другими боевыми кораблями, подводными лодками и нашими самолётами в открытом море становится слепым, глухим, немым и… беспомощным. Кораблю без связи и управления остаётся только с честью выполнить своё боевое предназначение, самостоятельно обнаружить врага, вступить с ним в бой, нанести врагу возможно больший ущерб, и исчерпав свои боевые ресурсы, выжить, вернувшись к родному берегу. Так часто было во времена Великой Отечественной войны с моряками-подводниками…

Корабли проекта 1135 типа «Буревестник» были оснащены несколькими системами связи, обеспечивающими надёжную связь одновременно по нескольким радиоканалам. При этом связь была защищённой от помех и прослушивания, сверхбыстрой или нормальной (в реальном времени). Так что мы никогда ни при каких условиях окружающей среды не оставались без связи, а значит – без управления.

Правда, не всегда связь бывает понятной, потому что передача сообщений по любым видам и формам связи – это всегда игра «в непонятки» (интерпретация сообщений). Вот классические анекдоты связистов БЧ-4:

Радисты! Запросите проводку порт Торос, - запрашивает вахтенный офицер.
- Торос на связи; про водку ничего не знает, пьёт только портвейн! – докладывают радисты.

Девизы связистов: «Чем громче крикнешь, тем дальше слышно», «Избегай случайной связи», «За связь без брака!».

Что может быть из-за искажения информации при приёме-передаче сообщений по связи, хорошо иллюстрирует такой случай из боевой практики экипажа БПК «Свирепый»…

Однажды летом 1973 года при отработке курсовых задач «К-1» и «К-2» на один из боевых постов БЧ-2 ЗРК «Оса-М» поступило по телефону сообщение, из-за которого мы вовремя не сумели выполнять учебную боевую задачу. Мичман, получивший это сообщение по телефону, клялся и божился, что звонили с ГКП, но не представились, а по голосу он не узнал говорившего…

«Разборки» этого необычного случая были очень серьёзными, тщательными, долгими. Были опрошены практически все прямо или косвенно причастные или возможно (вероятно) причастные к этому телефонному внутрикорабельному сообщению, факт которого подтвердили все матросы и старшины, бывшие с тем несчастным мичманом на боевом посту.

В результате был издан приказ не только командира корабля, но и командира дивизиона ракетных кораблей, запрещающий впредь говорить по телефону или по ГКС (громкоговорящей связи) без предварительного представления собеседников, а также обязывающий записывать на многоканальный магнитофон все сообщения по внутрикорабельным средствам связи во время учебных и боевых тревог.

С тех пор каждый из матросов, старшин, мичманов и офицеров БПК «Свирепый» обязательно во время переговоров по средствам связи говорил, например, так: «Это матрос Суворов» или «Слушаю, матрос Суворов» (далее следовало какое-либо сообщение).

Запись на магнитофон переговоров по внутрикорабельным средствам связи гарантировала точность и справедливость последующих «разборок» или следствия, в случае какого-либо «ЧП». Такая система внутрикорабельных переговоров научила весь экипаж БПК «Свирепый» краткости и чёткости, точности и строгости передачи друг другу информации и сообщений, способствовала повышению воинской дисциплины, обеспечению безопасности корабля и его боевой эффективности.

Единственный человек на БПК «Свирепый», который во внутрикорабельных телефонных разговорах не представлялся, а сразу говорил, что ему нужно, - это был командир корабля, капитан 3 ранга Евгений Петрович Назаров. Он обычно звонил мне в «ленкаюту» и коротко говорил: «Зайди ко мне» и я всегда сердито сомневался – это командир звонит или кто-то из друзей так шутит…

Сменивший Д.В. Бородавкина на должности замполита старший лейтенант А.В. Мерзляков тоже пытался звонить мне в ленкаюту и не представляться, но я неизменно спрашивал его по телефону: «Кто звонит?» и если он не отвечал, как было положено по приказу командира корабля, то я вешал телефонную трубку. Александр Васильевич ярился, прибегал сам в «ленкаюту», орал на меня, но я показывал ему приказ и тот, скрипя зубами, вынужден был подчиниться. То, что положено Юпитеру, не положено другим «быкам»…

Я категорически был сторонником строгости в вопросах обеспечения надёжности и точности связи, потому что все беды в жизни от непонимания, от неправильного толкования сообщений, знаков, информации. Поэтому правильно, когда кораблях ВМФ связь – это закрытая для непосвящённых и не имеющих специального допуска отрасль военной службы.

Даже в самой БЧ-4 каждый матрос, старшина или мичман имеют право доступа только в свой боевой пост, к своим секретным журналам и документам. Право посещать все боевые посты боевой части связи (БЧ-4) имеют лишь командир корабля и заместитель командира корабля по политической части (и то только в определённых уставом случаях). Остальные общаются со связистами находящимися на своих боевых постах только через специальные окошки в водонепроницаемых и бронированных дверях, которые запираются специальными сложными шифро-замками.

Из-за закрытости службы и служебной деятельности моряков-связистов их часто называют «чистюлями», намекая на то, что они, как интеллигенты, ничего не делают, кроме как слушают эфир, болтают по микрофонам и как дятлы стучат своими телеграфными ключами или клавишами шифровальных пишущих машинок.

Единственные связисты БЧ-4, работа которых видна всем, - это сигнальщики, которые, наоборот, пользуются у всех уважением и признанием, потому что они реально, на виду у всех, машут флажками, «стучат» светом, сигналят сигнальными флагами и находятся не в уютных тёплых боевых постах, а снаружи, всегда на своём сигнальном мостике центральной надстройки по бортам корабля.

На самом деле БЧ-4 БПК «Свирепый» обеспечивала надёжную слуховую телефонную, телеграфную, буквопечатающую и сверхбыстродействующую связь в открытом и засекреченном режиме связь «с берегом» из любой точки Мирового океана во всех диапазонах.

Приёмный радиоцентр находился в центральной надстройке (ГКП); передающий пост связи – на главной палубе. Переносные радиостанции с автономными источниками питания обеспечивали связь с корабельного катера и шлюпки.

Средствами физической выдачи сигналов связи были коротковолновые штыревые антенны типа АР-6, АР-10, антенны УКВ и наклонная антенна «Луч», малые и большие сигнальные прожекторы, сигнальные и клотиковые огни, а также комплект сигнальных флагов и флажков.

Очень надеюсь, что мои друзья-братишки, сигнальцы и радисты, радиотелеграфисты и специалисты СПС дополнят меня и расскажут много интересного о боевой части связи, поделятся подробностями и расскажут байки о связистах и сигнальщиках-наблюдателях.

Первым командиром БЧ-4 БПК «Свирепый» был лейтенант Андрей Степанович Дробот (февраль 1972 – август 1977), автор-составитель книги «Свирепый» на страже Отечества».

Первым старшиной радиотелеграфной команды БЧ-4 был мичман Владимир Николаевич Сергеев (сентябрь 1972 – август 1977). Он ещё раз вернётся в экипаж БПК «Свирепый» в период ноябрь 1981 – февраль 1982.

Практически весь личный состав матросов и старшин БЧ-4 БПК «Свирепый» периода 1972-1974 годов был моими друзьями на службе –

Сигнальщики-наблюдатели:

КРЮЧКОВ Иван Михайлович ст. сигнальщик 19.05.71-08.05.74
ТИМОШЕНКО Владимир Григорьевич к/о сигнальщиков 19.05.71
МАХОВИК Валерий Петрович сигнальщик 06.11.71-12.11.74
СЛЮСАРЕНКО Владимир Фёдорович к/о сигнальщиков 14.11.71-12.11.74
ИСАЕНКОВ Виталий Николаевич сигнальщик 11.05.72-02.06.75
ОПАРИН Юрий Витальевич к/о сигнальщиков 13.05.72-11.06.75
ПАНЬКОВ Вячеслав Георгиевич сигнальщик 09.05.72-3.11.74
СВИРСКИЙ Игорь Павлович сигнальщик 07.05.72
ПОДКАЛНС Карлис Эрнестович сигнальщик 12.05.73-28.12.74
ЯКОВЛЕВ Сергей Евгеньевич сигнальщик 08.05.73-05.01.74

Радиотелеграфисты:

КЛЫКОВ Алевтин Викторович ст. радиотелеграфист 15.05.70
КОНЯШИН Николай Николаевич ст. радиотелеграфист 15.05.70
ПЕТЧЕНКО Виктор Григорьевич ст. радиотелеграфист 15.05.70
СКИБА Валерий Павлович к/о радиотелеграфистов 14.05.70
СУРУСОВ Николай Петрович радиотелеграфист 16.05.70
АНОСОВ Борис Алексеевич радиотелеграфист 16.11.70
КАЗЕННОВ Юрий Васильевич радиотелеграфист 16.11.70
ЧЕРВЯКОВ Александр Николаевич радиотелеграфист 19.11.70
МУСАТЕНКО Алексей Алексеевич к/о р/телеграфистов 01.11.71-12.11.74
МИХАЙЛЕНКО М.И. Ст-на к-ды р/телеграф. 22.02.72 - осень-72
БАВИН Александр Викторович радиотелеграфист 13.05.72-05.05.75
БИГУН Александр Васильевич радиотелеграфист 06.05.72-02.06.75
ДОЛГИН Виктор Георгиевич радиотелеграфист 09.05.72-9.02.74
ДОЧКИН Владимир Яковлевич ст. р/телеграфист 10.05.72-06.05.75
НОСОВ Виктор Иванович радиотелеграфист 05.11.72-13.11.75
ПЛАТОНОВ Вячеслав Владимирович радиотелеграфист 14.11.72-10.11.75
ПРОХОРОВ Евгений Геннадьевич радиотелеграфист 13.11.72-03.11.75
СМИРНОВ Владимир Николаевич к/о радиотелеграфистов 08.11.72-03.11.75
БАРДА Сергей Сергеевич Радиотелеграфист 12.05.73-12.05.76
КОЧЕТОВ Виталий Васильевич ст. радиотелеграфист 04.05.73-12.05.76
ОСИПОВ Виктор Владимирович к/о радиотелеграфистов 04.05.73-03.05.76
ПРОКАЕВ Владимир Михайлович радиотелеграфист 08.05.73-12.11.75

Радиомеханики:

БРУСОВ Валерий Павлович ст. радиомеханик 04.05.70
МАЛЬЧЕНКОВ Николай Иванович ст. радиомеханик 09.11.70
АРЕСТОВ Анатолий Николаевич радиомеханик 15.05.71-23.03.74
ПУДОВКИН Виктор Геннадьевич радиомеханик 05.11.71-11.07.74
СОЛОВЬЯНОВ Василий Андреевич радиомеханик 05.05.72-15.02.74
ШАЙХРАЗИВ Фаворис Латфрохманович радиомеханик 09.05.72
ЩЕРБАК Юрий Васильевич к/о радиомехаников 10.05.72-28.12.74

Специалисты ЗАС:

МОРОЗОВ Николай Николаевич к/о механиков БП ЗАС 19.11.70
ПАРИНОВ Александр Васильевич ст. механик ТФ ЗАС 16.11.70
ПРИБЫЛОВ Александр Иванович к/о механиков ТФ ЗАС 14.11.70
ДОНИЧ Иван Саввович к/о механиков БП ЗАС 13.05.71-08.05.74
ИСОДА Альгердас Иозо к/о механиков ТФ ЗАС 14.05.71-03.05.74
МИХАЛКЕВИЧ Виктор Георгиевич к/о мех. ТФ ЗАС 14.05.72-10.06.75
ШИБАНОВ Владимир Александрович к/о мех. БП ЗАС 12.05.72-10.06.75
ЮСОВ Сергей Валентинович механик БП ЗАС 10.05.72

Многие судомоделисты или просто те люди, кто интересуется военно-морской тематикой, наверняка знают о существовании эскадренных миноносцев типа «Инженер-механик Зверев». Построенные (кто бы мог подумать!) в Германии, десять кораблей этого типа четверть века несли службу сначала в составе русского императорского, а затем Красного Балтийского флота, участвовали в Первой мировой и Гражданской войнах. С технической точки зрения эсминцы «Инженер-механик Зверев» ничем особенным не отличались – обычные 400-тонные посудины с экипажем 70 человек, вооруженные торпедами и 75 мм орудиями. Рабочие лошадки флота. Но что за человек был инженер-механик Зверев, чьим именем нарекли целую серию кораблей?

Сто лет назад должность судового механика была совсем не в почете – в жаркой тьме котельных и машинных отделений трудились исключительно лица «недворянских кровей». Даже несмотря на присвоенние механикам офицерских званий* и хорошего образования, полученного в стенах военно-инженерных училищ, им долгое время не позволялось носить кортик с парадной униформой. Строевики, штурманы и артиллеристы с некоторым презрением относились к своим коллегам – ведь еще совсем недавно самым сложным корабельным механизмом был брашпиль для якорной цепи.

*впрочем, звания механиков царского флота также отличались от офицерских и звучали совсем не по военному: младший инженер-механик, старший инженер-механик, флагманский инженер-механик, главный инспектор механической части.

К началу ХХ века, с появлением паровых машин и электрических приводов, механики стали незаменимы – теперь от исправности механической части зависел исход морского боя, а в итоге, сохранность корабля и жизнь всего экипажа. Одним из ярких случаев, который заставил командование флота пересмотреть свое отношение к корабельным механикам, стал подвиг Василия Васильевича Зверева.

В ночь на 14 марта 1904 года японский флот предпринял попытку диверсии на внутреннем рейде крепости Порт-Артур. Четыре парохода-заградителя под прикрытием шести эсминцев должны были в самоубийственной атаке прорваться на внутренний рейд и затопиться, заблокировав вход в базу.
Крадущегося в темноте противника обнаружил патрульный миноносец «Сильный» под командованием лейтенанта Криницкого – русские моряки без колебаний бросились в атаку, превратив головной из японских кораблей в пылающий факел. В тот же момент японцы обнаружили «Сильный», чей силуэт ярко высветило пламя пожара на японском пароходе.

А дальше вступили в действие законы драматургии: один против шести. Чудес не бывает – шальной японский снаряд пробил обшивку в районе машинного отделения, осколками посекло паропровод. Миноносец «Сильный» превратился в неподвижную мишень.

Сквозь обжигающий пар к месту повреждения паропровода первым подбежал старший инженер-механик Зверев. Схватив попавшийся под руку пробковый матрас, он попытался набросить его на рваную трубу, из которой била смертельная струя перегретого пара. Тщетно – матрас отбросило в сторону. Мгновение на раздумье, чем можно надежно зафиксировать заплатку? – инженер-механик Зверев поднял матрас и бросился на раскаленный паропровод, плотно прижавшись к нему своим телом.

На следующий день весь Порт-Артур вышел хоронить Василия Зверева, о подвиге моряка получила отклик за рубежом, французские газеты назвали инженера-механика Зверева гордостью России.


В.В. Зверев родился в 1865 году в городе Муроме,выпускник Кронштадского морского училища. В 1903 году был назначен на миноносец «Сильный», где ему присвоено звание старший инженер-механик. За свой подвиг посмертно награжден орденом Святого Георгия IV степени.

Работа корабельных механиков была опасна и трудна. Трюмная команда под управлением инженеров-механиков до последнего боролась за живучесть корабля – часто не оставалось времени, чтобы выбраться на верхнюю палубу и занять место в шлюпках. Перевернувшийся во время Цусимского сражения броненосец «Ослябя» унес в своём чреве на дно 200 человек машинной команды.

Страшно представить, что испытали эти люди в последние минуты своей жизни – при опрокидывании корабля машинное отделение превратилось в адкую давилку, наполненную воплями ужаса. В кромешной тьме на кочегаров и машинистов обрушился град незакрепленных предметов, а продолжавшие вращатся механизмы затягивали и рвали моряков на куски. И в этот момент в машинные отделения хлынула вода…

Офицеры остались до конца со своими подчиненными – среди спасшихся членов команды «Осляби» не было ни одного инженера-механика. Вот имена тех, кто до конца оставался на своих постах: старший судовой механик полковник Н.А. Тиханов, пом. судового механика поручик Г.Г. Даниленко, младший инженер-механик поручик Л.А. Быков, трюмный механик поручик П.Ф.Успенский, младшие инженер-механики прапорщики С.А. Майструк и В.И. Медведчук, машинные кондукторы Евдоким Курбашнев и Иван Кобылов.


Продольный разрез броненосца "Ослябя". Хорошо видно расположение котельных и машинных отделений - в случае быстрой гибели корабля спастись оттуда невозможно.

БЧ-5 - сердце корабля

В наши дни машинно-котельньная команда называется «Электромеханическая боевая часть» или кратко БЧ-5.** Трудно описать заслуги этих моряков, учитывая количество силового и вспомогательного оборудования на современных кораблях ВМФ, десятки километров кабелей и трубопроводов, сотни клапанов и электрощитов.

Служба стала еще опаснее и ответственнее с появлением на кораблях ядерных силовых установок – сколько раз рискуя своей жизнью турбинисты, механики, специалисты КИП ликвидировали серьезные аварии и ЧП. 3 июля 1961 года произошла разгерметизация реактора на АПЛ К-19. Добровольцы из экипажа лодки смонтировали из подручных средств трубопровод для аварийного охлаждения реактора. Уже через несколько минут, проведенных рядом с пышащим жаром реактором, у людей распухало лицо и шла пена из рта, но они продолжали работать сварочным аппаратом. Аварию удалось ликвидировать ценой жизни 8 подводников, в том числе командира дивизиона движения Ю.Н. Повстьева.


Матрос Сережа Перминин


Или подвиг 20-летнего матроса спецтрюмной группы Сергея Преминина с подлодки К-219, погасившего вручную адское ядерное пламя. Опустив все четыре решетки, моряку уже не хватило сил открыть люк реакторного отсека, деформированный от высокой температуры. Он ушел вместе с лодкой на дно Атлантического океана в точке с координатами 31°28′01″ с. ш. 54°41′03″ з. д.

В октябре 2010 года произошла авария на эскадренном миноносце «Быстрый» Тихоокеанского флота - в машинном отделении прорвало топливную магистраль. Жарко заполыхал трюм, возникла угроза детонации топливных цистерн – 300 человек оказалась в шаге от гибели. 19-летний машинист котельной команды Алдар Цыденжапов стремглав бросился в самое пекло, чтобы перекрыть топливопровод. Сгорая заживо он сумел закрутить вентиль. Позже врачи установили: Алдар получил 100% ожег тела. Трудно найти слова утешения родным отважного моряка – они ждали из армии сына, а не звезду Героя.

**Корабельный устав Военно-морских сил РККА от 1932 года устанавливал следующий порядок организации экипажей кораблей:
БЧ-1 – штурманская,
БЧ-2 – артиллерийская (ракетная),
БЧ-3 – минно-торпедная,
БЧ-4 – связь,
БЧ-5 – электромеханическая.


[i]

На берегу залива Стрелок, у пирса эскадренного миноносца «Быстрый», открыт знак памяти Героя России, матроса Алдара Цыденжапова

Основным боевым назначением корабля является поражение боевым воздействием сил и средств противника.

Организация корабля строится в соответствии с его боевым предназначением на основе задач, решаемых данным классом (подклассом) кораблей. Организационно-штатная структура корабля устанавливается его штатом.

Повседневная организация

Назначением повседневной организации корабля является обеспечение готовности корабля к ведению боевых действий, проведение боевой подготовки и создание условий для нормальной жизнедеятельности экипажа корабля.

Во главе корабля стоит командир корабля. В помощь командиру корабля назначаются:

Старший помощник (помощник), являющийся первым заместителем командира корабля,

Заместители и помощники, определяемые штатом корабля.

Весь личный состав корабля составляет его экипаж.

В целях лучшего применения оружия и использования технических средств в бою на кораблях создаются боевые части и службы.

К боевым частям относятся:

    штурманская - БЧ-1;

    ракетная (ракетно-артиллерийская, артиллерийская) - БЧ-2;

    минно-торпедная - БЧ-3;

    связи - БЧ-4;

    электромеханическая - БЧ-5;

    авиационная - БЧ-6;

    радиотехническая - БЧ-7.

К службам относятся:

    радиационной, химической и биологической защиты - Сл-Х;

    медицинская - Сл-М;

    снабжения - Сл-С.

БЧ-1 предназначена для обеспечения навигационной безопасности кораблевождения и боевого маневрирования корабля. Офицеры БЧ-1 ведут прокладку пути корабля, а личный состав (рулевые, штурманские электрики) обслуживают рулевые устройства, навигационные комплексы и др.

БЧ-2 предназначена для применения ракетного и артиллерийского оружия по морским, воздушным и береговым целям противника. Личный состав БЧ-2 (операторы, комендоры, артиллерийские электрики и др.) обслуживает ракетные и артиллерийские установки, приборы управления стрельбой и др.

БЧ-З предназначена для применения торпедного, противолодочного, минного, противоминного и противоподводно-диверсионного оружия, средств защиты и акустического подавления, производства подрывных работ. Личный состав БЧ-З (торпедисты, торпедные электрики, минеры и др.) обслуживает комплексы указанных видов оружия и др.

БЧ-4 предназначена для обеспечения корабля бесперебойной внешней связью с командованием, взаимодействующими кораблями и частями, для приема оповещения и передачи донесений. На БЧ-4 возлагается также организация помех работе средств связи противника. Личный состав БЧ-4 (радиотелеграфисты, сигнальщики, радиомастера и др.) обслуживает средства радио- и радиорелейной связи, проводной и зрительной связи и др.

БЧ-5 предназначена для обеспечения кораблю заданной скорости хода и маневрирования, производства и распределения всех видов энергии, для обеспечения непотопляемости, взрыво- и пожаробезопасности корабля, живучести технических средств Личный состав БЧ-5 (электрики, мотористы, машинисты, турбинисты и др.) обслуживает корабельную энергетическую установку, средства борьбы за живучесть корабля, корабельные системы и устройства и др.

БЧ-6 предназначена для обеспечения и обслуживания корабельных летательных аппаратов. Она организуется на противолодочных и авианесущих крейсерах и некоторых других кораблях, где могут базироваться летательные аппараты. Личный состав БЧ-6 обслуживает вертолеты (самолеты) и их системы.

БЧ-7 предназначена для зрительного и технического наблюдения и освещения воздушной, надводной и подводной обстановки, обеспечения целеуказания системам управления оружием и средствами радиоэлектронной борьбы, обеспечения ГКП и БЧ-1 данными для выполнения маневров, поиска и разведки, проведения мероприятий по радиоэлектронной борьбе, снижения радиолокационной заметности, применения корабельной авиации. Личный состав БЧ-7 – офицеры управления и специалисты по вычислительной технике, гидроакустики, радиометристы, операторы телевизионных систем. БЧ-7 создается на кораблях 1 ранга и на некоторых проектах кораблей 2 ранга.

Сл-Х предназначена для обеспечения защиты личного состава от радиоактивных и отравляющих веществ. В этих целях она осуществляет радиационную и химическую разведку, дозиметрический контроль, дезактивацию и дегазацию корабля, аэрозольную (дымовую) маскировку. Технические средства Сл-Х (приборы радиационной разведки, приборы дозиметрического контроля и др.) обслуживаются специалистами – химиками флота.

Сл-М предназначена для контроля за состоянием здоровья личного состава, своевременного оказания медицинской помощи раненым, пораженным и больным, лечения и подготовки их к госпитализации, обеспечения санитарно-эпидемического благополучия на корабле. Личный состав Сл-М: врачи, фельдшеры, санитары.

Сл-С предназначена для обеспечения личного состава продуктами питания и снабжения корабля имуществом и материалами по установленным нормам. Личный состав Сл-С: баталеры, коки.

На отдельных кораблях, в зависимости от их специализации и особенностей конструкции, могут создаваться и другие службы.

Боевые части и службы в зависимости от ранга корабля подразделяются на дивизионы, группы, батареи и команды (отделения) в соответствии со штатом корабля. Во главе боевых частей, дивизионов (групп, батарей) стоят их командиры, а во главе служб - начальники.

На кораблях 2, 3 и 4 ранга на одного офицера может быть возложено командование двумя и более боевыми частями или службами.

Первичными штатными структурными подразделениями личного состава корабля являются отделения . Их возглавляют командиры отделений. Отделения могут сводиться в команды, возглавляемые старшинами команд.

Для обеспечения повседневной деятельности надводных кораблей 1, 2 и 3 ранга создаются подразделения, не входящие в состав боевых частей (служб). Данные подразделения находятся в непосредственном подчинении:

    старшего помощника командира корабля (секретная часть и оркестр);

    заместителя командира корабля по воспитательной работе (клуб и типография);

    помощника командира корабля (боцманская команда и команда обслуживания авиационного оборудования).

Функции боцманской команды на подводных лодках выполняет команда рулевых-сигнальщиков.

Боевая часть корабля

основное организационное подразделение экипажа корабля, предназначенное для выполнения определенных задач. В боевую части корабля входят личный состав и закрепленные за ним вооружение и другие технические средства. На корабле в зависимости от класса может быть до 7 боевых частей (БЧ). штурманская (БЧ-1); ракетная или ракетно-артиллерийская (БЧ-2); минно-торпедная (БЧ-3); связи (БЧ-4); электромеханическая (БЧ-5); авиационная (БЧ-6); управления (БЧ-7).

  • - фиброзная капсула; трабекула; эллипсоиды; лимфоидные узелки; кисточковые артериолы; центральная артерия; периартериальные лимфоидные муфты; красная пульпа; ворота селезенки; селезеночная вена...

    Атлас анатомии человека

  • - Фармакологические группы: Детоксицирующие средства, включая антидоты›› Средства, препятствующие образованию и способствующие растворению конкрементов›› Слабительные средства›› Стимуляторы моторики ЖКТ, в том...

    Медицинские препараты

  • - распределение личного состава по командным пунктам и боевым постам с определением конкретных обязанностей членов экипажа по поддержанию высокого уровня боевой готовности корабля и эффективному использованию...

    Словарь военных терминов

  • - элемент ракеты, предназначенный для непосредственного поражения цели. Состоит из корпуса, боевого заряда, взрывательного устройства, предохранительно-исполнительного механизма и др. БЧ может иметь ядерный заряд...

    Словарь военных терминов

  • - численно равна расстоянию, проходимому кораблём в единицу времени; определяется лагом. Для надводных кораблей различают: наибольшую; полную; экономическую; наименьшую...

    Словарь военных терминов

  • - ракеты - составная часть неуправляемых и управляемых ракет классов «воздух - воздух», «поверхность - воздух», «воздух - поверхность» и «поверхность - поверхность», предназначенная...

    Энциклопедия техники

  • - авиационное подразделение авианесущего корабля, предназначено для материально-технического обеспечения полетов корабельных летательных аппаратов, содержания в исправном состоянии и...

    Морской словарь

  • - состояние корабля, характеризующее способность вступить в бой с противником. Имеет несколько состояний...

    Морской словарь

  • - конструктивные устройства, снижающие возможность поражения корабля и его боевых и технических средств при боевых повреждениях...

    Морской словарь

  • - рациональное распределение личного состава по командным пунктам и боевым постам с определением функциональных обязанностей каждого члена экипажа по поддержанию высокой боевой...

    Морской словарь

  • - основное организационное подразделение экипажа корабля, предназначенное для выполнения определенных задач...

    Морской словарь

  • - элемент ракеты для непосредственного поражения цели. состоит из корпуса, боевого заряда, взрывательного устройства и предохранительно-исполнительного механизма...

    Морской словарь

  • - часть ракеты, предназнач. для непосредств. поражения цели. В ней расположены боевой заряд, взрыватель и предохранительно-исполнит. механизм...

    Большой энциклопедический политехнический словарь

  • - часть корпуса, расположенная ниже ватерлинии...

    Морской словарь

  • - ось лафета, на которую надеваются так наз. боевые колеса...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - на военном корабле часть экипажа, в ведении которой сосредоточены боевые и технические средства по определённому виду вооружения или оборудования...

    Большая Советская энциклопедия

"Боевая часть корабля" в книгах

С КОРАБЛЯ - НА БАЛ

Из книги Моя война. Чеченский дневник окопного генерала автора Трошев Геннадий

С КОРАБЛЯ - НА БАЛ В сентябре 94-го я находился в длительной командировке в Приднестровье - в составе комиссии по урегулированию конфликта. Незадолго до этого 1-я гвардейская танковая армия, где я был первым заместителем командующего, покинула территорию Германии и

Штурманская боевая часть

Из книги Дембельский альбом автора Мажарцев Юрий

Штурманская боевая часть Штурманы или, как чаще с легкой руки Петра I - штурмана, являли собой белую флотскую кость и голубую кровь со времен открытия Навигацкой школы. Когда-то, в Морской кадетский корпус принимали только детей знатных дворянских фамилий. Этим

Часть первая. Воспитанница Часть вторая. Мариинский театр Часть третья. Европа Часть четвертая. Война и революция Часть пятая. Дягилев Часть первая

Из книги Театральная улица автора Карсавина Тамара Платоновна

Часть первая. Воспитанница Часть вторая. Мариинский театр Часть третья. Европа Часть четвертая. Война и революция Часть пятая. Дягилев Часть

Часть 3 Боевая рубка империи 1911 - 1920

Из книги Эра Адмирала Фишера. Политическая биография реформатора британского флота автора Лихарев Дмитрий Витальевич

Часть 3 Боевая рубка империи 1911 - 1920 Нет хуже работы - пасти дураков. Бессмысленно храбрых - тем более. Но я их довел до родных берегов Своею посмертною волею. (Редьярд

Часть первая БОЕВАЯ АЗБУКА

Из книги Истребители танков автора Зюськин Владимир Константинович

Часть первая БОЕВАЯ АЗБУКА

Часть вторая. На борту корабля

Из книги Тринадцатая свеча. Мой визит на Венеру автора Рампа Тьюсдей Лобсанг

Часть вторая. На борту корабля Яркий пурпур предвечернего неба внезапно пересекла белоснежная линия» словно рука Бога раздвинула тьму, чтобы показать свет, лежащий за ней. Серебряное сверкание в начале линии неслось по небу с такой скоростью, что глаз с трудом успевал

ЧАСТЬ I «Директива № 1» и «Боевая готовность»

автора Козинкин Олег Юрьевич

ЧАСТЬ I «Директива № 1» и «Боевая готовность» Благодаря «Воспоминаниям и размышлениям» маршала Победы Г.К. Жукова, в истории Великой Отечественной войны укоренилась одна интересная, теперь уже легендарная история. История о том, что только в ночь на 22 июня Сталин наконец

Часть II ФЛОТ и «БОЕВАЯ ГОТОВНОСТЬ»

Из книги Кто проспал начало войны? автора Козинкин Олег Юрьевич

Часть II ФЛОТ и «БОЕВАЯ ГОТОВНОСТЬ» «Доверено флоту». Н.М. Кулаков. Военные мемуары. М., 1985 г. В Интернете - http://militera.lib.ru/memo/russian/ kulakov_nm/index.html. Мемуары Кулакова придется цитировать достаточно подробно, т. к. в них огромное количество деталей, связанных именно с приведением в

Раздел первый. Устройство корабля и оборудование верхней палубы Глава 1. Устройство надводного корабля и подводной лодки 1.1. Устройство надводного корабля

автора Автор неизвестен

Раздел первый. Устройство корабля и оборудование верхней палубы Глава 1. Устройство надводного корабля и подводной лодки 1.1. Устройство надводного корабля Военный корабль – сложное самоходное инженерное сооружение, носящее присвоенный ему военно-морской флаг своего

Раздел третий. Содержание корабля Глава 8. Корабельные работы 8.1. Осмотры корпуса корабля

Из книги Справочник по морской практике автора Автор неизвестен

Раздел третий. Содержание корабля Глава 8. Корабельные работы 8.1. Осмотры корпуса корабля Все части корпуса корабля и корабельные помещения распределяются в заведование определенных лиц согласно расписанию по заведованиям, которые обязаны детально знать свое

Боевая часть

Из книги Большая Советская Энциклопедия (БО) автора БСЭ

Третий этап. Боевая часть опросной беседы

Из книги Психология лжи и обмана [Как разоблачить лжеца] автора Спирица Евгений

Третий этап. Боевая часть опросной беседы На данном этапе уже происходит исследование человека на его причастность или непричастность к расследуемому событию. Здесь, как правило, задается блок проверочных вопросов. Иногда для лучшей реакции проверочный вопрос прямого

Часть 2 «Боевая Энергетика»

Из книги Тропа Воина. Практическая Боевая Энергетика автора Цикон Шам Эя

Часть 2 «Боевая Энергетика» Глава 1 «А почему не магия?» Введение В названии этой книги не случайно упоминается именно слово «энергетика», а не «Магия», ибо есть существенная разница между Боевой Магией (БМ) и Боевой Энергетикой (БЭ). Сейчас я попробую объяснить, в чём она

Часть 2 Боевая практика. Школа орла

Из книги Уличное кунфу автора Синъин Ши

Часть 2 Боевая практика. Школа орла

Часть 3 БОЕВАЯ РУБКА ИМПЕРИИ 1911 - 1920

Из книги Эра адмирала Фишера. Политическая биография реформатора британского флота автора Лихарев Д. В.

Часть 3 БОЕВАЯ РУБКА ИМПЕРИИ 1911 - 1920 ФИШЕР и ЧЕРЧИЛЛЬ«ИХ ЖЕНЫ СТАНУТ ВДОВАМИ, ИХ ДЕТИ - БЕЗОТЦОВЩИНОЙ»ЗА ЧТО БЬЮТ НА ВОИНЕЭПИЛОГ ВЕЛИКОЙ КАРЬЕРЫ Нет хуже работы - пасти дураков. Бессмысленно храбрых - тем более. Но я их довел до родных берегов Своею посмертною







2024 © styletrack.ru.