Аренда контейнерной площадки уменьшает расходы по усн. Особенности принятия расходов в УСН: вывоз отходов производства и потребления. Организация применяет УСН. Можно ли учесть в расходах затраты на демеркуризацию ламп типа ЛБ и типа ДРЛ


Организация, применяющая УСН с объектом обложения "доходы минус расходы", имеет в собственности здание, которое сдает в аренду (основной, единственный вид деятельности). Арендодателю арендатор уплачивает арендную плату, вносит плату за электроэнергию и телефон.
Арендодателем оплачивается самостоятельно и не компенсируется арендатором (не входит в арендную плату) стоимость теплоэнергии, воды, электроэнергии, услуг по вывозу мусора, уборке помещений и прилегающей территории, оказываемых сторонними организациями.
Может ли арендодатель включить в состав расходов платежи за теплоэнергию, воду, электроэнергию, вывоз мусора, услуги по уборке помещений и прилегающей территории?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Арендодатель может уменьшать доходы, полученные от передачи в аренду нежилых помещений, на перечисленные выплаты, если договором аренды указанные затраты не возложены на арендатора.

Обоснование вывода:
При определении налоговой базы налогоплательщики, выбравшие в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, могут учесть, расходы, перечисленные в п. 1 ст. 346.16 НК РФ. В соответствии с п. 2 ст. 346.16 НК РФ расходы при исчислении налоговой базы принимаются при условии их соответствия критериям, указанным в п. 1 ст. 252 НК РФ. Такими критериями являются экономическая обоснованность, документальное подтверждение, осуществление в целях деятельности, направленной на получение дохода.
Согласно пп. 5 п. 1 и п. 2 ст. 346.16 НК РФ расходами, уменьшающими налоговую базу, признаются материальные расходы, которые принимаются применительно к порядку, предусмотренному для исчисления налога на прибыль организаций ст. 254 НК РФ.
Подпунктом 5 п. 1 ст. 254 НК РФ к материальным расходам отнесены, в том числе, расходы на приобретение топлива, воды, энергии всех видов, расходуемых на технологические цели, выработку всех видов энергии, отопление зданий, а также расходы на производство и (или) приобретение мощности, расходы на трансформацию и передачу энергии. К материальным расходам отнесены также расходы на приобретение работ и услуг производственного характера, выполняемых сторонними организациями или индивидуальными предпринимателями, в том числе по техническому обслуживанию основных средств (пп. 6 п. 1 ст. 254 НК РФ).
В связи с этим налогоплательщик может уменьшать доходы, полученные от предпринимательской деятельности в сфере оказания услуг по передаче в аренду нежилых помещений, на затраты по техническому обслуживанию указанных объектов (в том числе по их уборке), по оплате услуг организаций, осуществляющих водо-, тепло-, электроснабжение, если договором аренды указанные затраты возложены на арендодателя (смотрите письма Минфина РФ от 07.02.2011 N 03-11-11/33, от 25.06.2009 N 03-11-09/224, от 06.06.2008 N 03-11-05/142).
Организация, сдающая в аренду собственное здание, может учесть расходы по уборке прилегающей к зданию территории, включая расходы на приобретение противогололедных реагентов, а также расходы на прокат сменных ковровых грязезащитных покрытий, если эти расходы будут документально подтверждены. Под прилегающей к зданию территорией понимается земельный участок с границами, определяемыми действующим землеотводом или иными правоустанавливающими документами на пользование земельным участком по данным бюро технической инвентаризации и территориальных органов по земельным ресурсам и землеустройству (смотрите письмо УФНС России по г. Москве от 18.01.2006 N 20-12/2894).
Что касается расходов по вывозу твердых бытовых отходов, то они учитываются арендодателем на основании пп. 36 п. 1 ст. 346.16 НК РФ.

К сведению:
Отметим, что в случае возмещения арендатором арендодателю отдельных коммунальных услуг (например стоимости электроэнергии) сумма такой компенсации будет относиться к облагаемым доходам арендодателя (смотрите письма Минфина России от 24.10.2011 N 03-11-06/2/145 и от 16.07.2009 N 03-11-06/2/130).
Такое же мнение высказал Президиум ВАС РФ в постановлении от 12.07.2011 N 9149/10.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Самойлов Дмитрий

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
профессиональный бухгалтер Родюшкин Сергей

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Перечень расходов, которые можно учесть на УСН, установлен п. 1 ст. 346.16 Налогового кодекса РФ. Согласно пп. 36 п. 1 ст. 346.16 НК РФ организации и индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, вправе уменьшить налоговую базу на стоимость вывоза твердых бытовых отходов. Данный подпункт был введен Федеральным законом от 17.05.2007 N 85-ФЗ «О внесении изменений в главы 21, 26.1, 26.2 и 26.3 части второй Налогового кодекса Российской Федерации». Таким образом, с 1 января 2008 г. расходы по вывозу твердых бытовых отходов (ТБО) правомерно учесть в составе расходов по пп. 36 п. 1 ст. 346.16 НК РФ.


{Вопрос: Организация применяет УСН с объектом налогообложения «доходы, уменьшенные на величину расходов». Правомерно ли при определении налоговой базы по УСН учитывать в расходах затраты на вывоз жидких бытовых отходов? (Консультация эксперта, 2011) {КонсультантПлюс}}

Названные расходы учитываются для целей налогообложения на дату оплаты услуг поставщикам (пп. 1 п. 2 ст. 346.17 НК РФ). При применении УСН признаются расходы, предусмотренные п. 1 ст. 346.16 НК РФ, если они удовлетворяют критериям, которые указаны в п. 1 ст. 252 НК РФ (п. 2 ст. 346.16 НК РФ). Расходы должны быть экономически обоснованны, документально подтверждены и направлены на получение дохода. Для документального подтверждения расходов необходимы первичные документы (п. 1 ст. 252 НК РФ).

Поэтому если Вы вывозите мусор, принадлежащий арендатору, то, по нашему мнению, такие расходы не должны уменьшать налогооблагаемую базу, т.к. не будут соответствовать критериям ст. 252 НК РФ (экономически не обоснованы).

Если же Вы вывозите собственный мусор, то Вы вправе включить данные расходы при исчислении налога при УСН.

Выполняя работы на стройплощадке, организация обязана вывозить с нее мусор и отходы. С кем можно заключить договор на вывоз мусора? Как отразить такие операции в бухучете и можно ли принять данные расходы в целях налогообложения? Поговорим об этом подробнее.

Заключаем договор
Обустройство и содержание стройплощадок должно выполняться с соблюдением требований, изложенных в СанПиН 2.2.3.1384-03 «Гигиенические требования к организации строительного производства и строительных работ» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 11 июня 2003 г. № 141). Согласно этим требованиям строительные организации обязаны вывозить со стройплощадок мусор и отходы.
Договор на вывоз мусора можно заключить со специализированной компанией. Обратите внимание: законодательство не обязывает такие организации иметь лицензию. Однако местные власти могут предъявить к ним специальные требования. Например, в пункте 3.3.1 постановления правительства Москвы от 9 ноября 1999 г. № 1018 указано, что вывоз твердых бытовых отходов и крупногабаритного мусора осуществляется организациями и физическими лицами, «имеющими специализированный транспорт, лицензию на перевозку грузов автомобильным транспортом, заключившими договоры... выигравшими конкурс (тендер)».Об отражении расходов в бухучете
Затраты на вывоз мусора и отходов являются накладными расходами строительных организаций. В состав затрат на строительство они включаются как расходы по благоустройству и содержанию строительных площадок и расходы по подготовке объектов строительства к сдаче.Что с налогами?
Обычно обязанность по вывозу мусора со стройплощадки возлагается на подрядчика (или субподрядчика), то есть на ту организацию, которая непосредственно выполняет строительные работы. Для целей налогообложения прибыли расходы по вывозу мусора и отходов строительства учитываются у нее в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией (подп. 49 п. 1 ст. 264 Налогового кодекса РФ).
«Входной» НДС по этим расходам строительная организация имеет право принять к вычету, если речь идет о подрядчике. Другое дело – заказчик. «Входной» налог на добавленную стоимость он «передает» по сводному счету-фактуре* инвестору, который в конечном счете и примет налог к вычету.ПРИМЕРЗАО «Строймастер» (подрядчик) заключило договор на вывоз мусора со стройплощадки со специализированной организацией. Стоимость ее услуг составила 118 000 руб. (в том числе НДС – 18 000 руб.).
В учете подрядчика будут сделаны следующие проводки:ДЕБЕТ 20КРЕДИТ 60– 100 000 руб. (118 000 – 18 000) – оказаны услуги по вывозу мусора и отходов;ДЕБЕТ 19КРЕДИТ 60– 18 000 руб. – отражен НДС по оказанным услугам;ДЕБЕТ 68 субсчет «Расчеты по НДС»
КРЕДИТ 19– 18 000 руб. – возмещен из бюджета НДС.

МОЖНО ЛИ ПРИЗНАТЬ РАСХОДЫ ПРИ «УПРОЩЕНКЕ»?Строительным организациям, применяющим упрощенную систему с объектом налогообложения «доходы минус расходы», необходимо обратить внимание на следующее. По мнению специалистов Минфина России, расходы по оплате услуг специализированных организаций по вывозу мусора не учитываются при определении налоговой базы по единому налогу (см. письмо от 10 января 2006 г. № 03-11-04/2/1). Так что строительным организациям, работающим на упрощенной системе налогообложения, которые решили признавать подобные расходы, скорее всего придется отстаивать свою позицию в суде. Определенные шансы на удачный исход дела в данном случае есть, поскольку по этому вопросу имеются положительные судебные решения (см., например, постановление ФАС Северо-Западного округа от 29 июля 2005 г. № А56-23975/04).

Вопрос: ...Организация, применяющая УСН ("доходы минус расходы"), заключила договор на вывоз бытовых отходов. В договоре не разграничены понятия твердых и жидких бытовых отходов, так как услуги оказываются комплексно. Налоговый орган при проведении выездной налоговой проверки указал, что организация не вправе учитывать в целях применения УСН расходы по вывозу образующихся жидких бытовых отходов. Правомерна ли позиция налогового органа? (Консультация эксперта, ФНС РФ, 2009)

Вопрос: Организация, применяющая УСН ("доходы минус расходы"), заключила договор на вывоз бытовых отходов. При этом в договоре не разграничены понятия твердых и жидких бытовых отходов, так как услуги оказываются комплексно. Налоговый орган при проведении выездной налоговой проверки указал, что организация не вправе учитывать при определении объекта налогообложения при исчислении налога, уплачиваемого в связи с применением УСН, расходы по вывозу образующихся жидких бытовых отходов. Правомерна ли позиция налогового органа?
Ответ: В соответствии с пп. 36 п. 1 ст. 346.16 Налогового кодекса РФ при определении объекта налогообложения налогоплательщик уменьшает полученные доходы на расходы по вывозу твердых бытовых отходов.
Правила предоставления услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов утверждены Постановлением Правительства РФ от 10.02.1997 N 155 (далее - Правила).
Согласно п. 2 Правил твердые и жидкие бытовые отходы - это отходы, образующиеся в результате жизнедеятельности населения (приготовление пищи, упаковка товаров, уборка и текущий ремонт жилых помещений, крупногабаритные предметы домашнего обихода, фекальные отходы нецентрализованной канализации и др.).
Как следует из вышеприведенной формулировки, Правилами предусмотрены единые (общие) подходы к отнесению отходов, образующихся в результате жизнедеятельности населения, к жидким и твердым бытовым отходам. Также Правила не конкретизируют отдельно понятия твердых бытовых и жидких бытовых отходов.
Кроме того, по тексту Правил приводятся нормы и положения, касающиеся в целом бытовых отходов - то есть отсутствует какое-либо разделение понятий твердых и жидких бытовых отходов.
Пунктом 7 Правил установлено, что заказ на услуги по вывозу бытовых отходов оформляется в письменной форме путем составления документа (договор, квитанция, талон и т.п.), в котором должны содержаться сведения о наименовании организации исполнителя, месте ее нахождения (юридический адрес), для индивидуального предпринимателя - фамилия, имя, отчество, сведения о государственной регистрации и наименование зарегистрировавшего его органа, а также указываться фамилия, имя, отчество потребителя, адрес, по которому должны быть оказаны услуги, наименование оказываемых услуг, сроки их оказания, цена, порядок оплаты и другие условия.
То есть п. 7 Правил также обобщенно указан заказ на услуги по вывозу бытовых отходов.
Таким образом, по нашему мнению, организация, применяющая УСН ("доходы минус расходы"), вправе учитывать при исчислении налога, уплачиваемого в связи с применением УСН, расходы по вывозу всех образующихся бытовых отходов - как жидких, так и твердых. Однако при этом налогоплательщику следует учитывать возможность возникновения спора с налоговыми органами, который может привести к судебному разбирательству.
О.А.Королева
Советник государственной
гражданской службы РФ
2 класса
11.12.2009

В данной статье мы рассмотрим порядок принятия в учете индивидуальными предпринимателями, применяющими «упрощенку» с объектом налогообложения «доходы минус расходы», затрат, связанных с вывозом отходов производства и потребления.

Виды отходов

Отходы - это остатки продуктов или дополнительный продукт, образующиеся в процессе или по завершении определенной деятельности и не используемые в непосредственной связи с этой деятельностью. Такое определение дано в п. 3.1 «ГОСТ 30772-2001. Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения», введенном постановлением Госстандарта России от 28.12.2001 № 607-ст (далее - ГОСТ 30772-2001).

Различают отходы производства и отходы потребления.

Отходы производства - это остатки сырья, материалов, веществ, изделий, предметов, образовавшиеся в процессе производства продукции, выполнения работ (услуг) и утратившие полностью или частично исходные потребительские свойства. К отходам производства относят образующиеся в процессе производства попутные вещества, не находящие применения в данном производстве (п. 3.11 ГОСТа 30772-2001).

Отходы потребления - это остатки веществ, материалов, предметов, изделий, товаров (продукции или изделий), частично или полностью утративших свои первоначальные потребительские свойства для использования по прямому или косвенному назначению в результате физического или морального износа (п. 3.12 ГОСТа 30772-2001). Речь идет в основном о твердых, порошкообразных и пастообразных отходах (мусоре, стеклобое, ломе, макулатуре, пищевых отходах, тряпье и др.), образующихся в результате жизнедеятельности людей. Кстати, в последние годы к отходам потребления относят не только отходы от домовладений (их еще называют твердыми бытовыми отходами - ТБО), но и отходы, образующиеся в офисах, торговых предприятиях, мелких промышленных объектах, школах, больницах, других муниципальных учреждениях. Для указанных отходов часто используется термин «муниципальные отходы».

В свою очередь отходы производства и потребления делят на используемые и неиспользуемые.

Используемые отходы - отходы, которые используют в качестве сырья (полуфабриката) или добавки к ним для выработки вторичной продукции или топлива (п. 3.13 ГОСТа 30772-2001). В состав указанных отходов входят возвратные отходы, которые потребляются повторно без дополнительной обработки как сырье при производстве той же продукции.

Неиспользуемые отходы - отходы, которые в настоящее время не могут быть использованы либо их использование экономически, экологически и социально нецелесообразно (п. 3.14 ГОСТа 30772-2001).

Все отходы в зависимости от общих признаков делят на следующие виды: бытовые, пищевые, биологические, безопасные/опасные, химические, токсичные и т.п.

Отходы производства и отходы потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством (п. 1 ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»).

Обращение с отходами

Процессы обращения с отходами включают в себя следующие этапы: образование, накопление и временное хранение, первичную обработку (сортировку, дегидрацию, нейтрализацию, прессование, тарирование и др.), транспортировку, вторичную переработку (обезвреживание, модификацию, утилизацию, использование в качестве вторичного сырья), складирование, захоронение и сжигание. На это указано в п. 2.2 Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления. СанПиН 2.1.7.1322-03», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 30.04.2003 № 80 (далее - СанПиН 2.1.7.1322-03).

Временное хранение

Допускается временное складирование отходов производства и потребления, которые не могут быть утилизированы на предприятиях (п. 2.4 СанПиН 2.1.7.1322-03).

Хранение отходов на производственной территории предназначается для их селективного сбора либо для использования в последующем технологическом процессе с целью обезвреживания, частичной или полной переработки и утилизации на вспомогательных производствах (п. 3.3 СанПиН 2.1.7.1322-03).

При временном размещении отходов следует соблюдать требования, прописанные в СанПиН 2.1.7.1322-03. В зависимости от технологической и физико-химической характеристики отходы хранят (п. 3.4 СанПиН 2.1.7.1322-03):

  • в производственных или вспомогательных помещениях;
  • в нестационарных складских сооружениях (под надувными, ажурными и навесными конструкциями);
  • в резервуарах, накопителях, танках и прочих наземных и заглубленных специально оборудованных емкостях;
  • в вагонах, цистернах, вагонетках, на платформах и прочих передвижных средствах;
  • на открытых, приспособленных для хранения отходов площадках.

Транспортировка и утилизация

Транспортирование отходов - это перемещение отходов с помощью транспортных средств вне границ земельного участка, находящегося в собственности юридического лица или индивидуального предпринимателя либо предоставленного им на иных правах. Данное определение содержится в абз. 17 ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Закон № 89-ФЗ).

Транспортирование отходов, их сбор, накопление, использование, обезвреживание и размещение рассматриваются как деятельность по обращению с отходами (абз. 3 ст. 1 Закона № 89-ФЗ).

Отходы в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду подразделяют на 5 классов опасности (ст. 4.1 Закона № 89-ФЗ). Федеральный классификационный каталог отходов утвержден приказом МПР РФ от 02.12.2002 № 786. При этом деятельность по обезвреживанию и размещению отходов I-IV классов опасности подлежит лицензированию (подп. 30 п. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»).

Обращение с каждым видом отходов производства и потребления зависит от их происхождения, агрегатного состояния, физико-химических свойств субстрата, количественного соотношения компонентов и степени опасности для здоровья населения и среды обитания человека (п. 2.3 СанПиН 2.1.7.1322-03).

Несанкционированные свалки

В настоящее время повсеместно встречаются несанкционированные свалки. Данный факт - результат неправомерных действий лиц, осуществляющих деятельность по сбору и транспортировке отходов в место их утилизации. В связи с этим были разработаны Методические рекомендации по проведению рейдовых мероприятий в целях выявления мест несанкционированного размещения твердых бытовых отходов (далее - Рекомендации). Указанные рекомендации размещены на официальном сайте Росприроднадзора (http://rpn.gov.ru) в подразделе «Методические документы» раздела «Документы». Вопрос сбора и удаления твердых бытовых отходов также остается нерешенным, поскольку сбор отходов в сельских населенных пунктах практически не организован, вследствие чего вокруг них продолжают образовываться новые несанкционированные свалки.

Нарушение природоохранного законодательства, выразившееся в несанкционированном размещении ТБО, возможно квалифицировать по следующим составам правонарушений: ст. 8.2, ч. 2 ст. 8.6, ч. 2 ст. 8.7, ч. 2 ст. 8.12, ч. 1 ст. 8.13, ст. 8.19, ч. 2 и ч. 3 ст. 8.31, ст. 8.39 или ч. 1 ст. 8.42 КоАП РФ. На это указано в п. 3 Приложения к Рекомендациям. Материалы по факту выявленных нарушений могут быть переданы в Россельхознадзор, в органы государственного лесного надзора либо в прокуратуру. Если в процессе рейдовых мероприятий обнаружены факты хранения, захоронения или иного обращения радиоактивных, бактериологических, химических веществ и отходов с несоблюдением установленных правил и эти деяния создали угрозу причинения существенного вреда здоровью человека или окружающей среде, то это уже уголовно наказуемое преступление. Данный вывод следует из п. 5 Приложения к Рекомендациям.

Порядок принятия расходов к учету

В соответствии с подп. 36 п. 1 ст. 346.16 НК РФ индивидуальные предприниматели, применяющие «упрощенку» с объектом налогообложения «доходы минус расходы», вправе уменьшить полученные доходы на расходы по вывозу твердых бытовых отходов. Указанный подпункт, судя по определению ТБО, предусмотренному ГОСТом 30772-2001, касается только расходов на вывоз отходов потребления, возникающих от домовладений. Так что учесть расходы на транспортировку ТБО вправе лица, обслуживающие домовладения.

Здесь не лишним будет напомнить, что согласно п. 2 ст. 346.17 НК РФ расходами налогоплательщиков признаются затраты после их фактической оплаты. При этом следует учитывать, что в соответствии с п. 2 ст. 346.16 НК РФ расходы принимаются при условии их соответствия критериям, указанным в п. 1 ст. 252 НК РФ, т.е. они должны быть обоснованы и документально подтверждены.

Если же говорить о вывозе мусора и отходов производства, то тут не все так однозначно.

Уже давно (еще до введения в 2008 году подп. 36 п. 1 ст. 346.16 НК РФ) чиновники утверждают, что расходы по оплате услуг организаций по вывозу мусора и услуг по уборке территории не могут быть учтены при налогообложении. Такой вывод содержится в следующих письмах Минфина России: от 09.04.2007 № 03-11-04/2/95, от 10.01.2006 № 03-11-04/2/1 и от 16.08.2005 № 03-11-04/2/49.

По нашему мнению, здесь есть некоторая нелогичность. К примеру, в том же письме финансистов от 16.08.2005 № 03-11-04/2/49 сказано, что согласно подп. 6 п. 1 ст. 254 НК РФ расходы по оплате услуг городского центра дезинфекции относятся к расходам по техническому обслуживанию основных средств. Поэтому такие затраты на основании подп. 5 п. 1 и п. 2 ст. 346.16 НК РФ могут быть учтены в составе материальных расходов. Обычному человеку, далекому от разъяснений Минфина, понять, чем в налоговом учете при УСН различаются услуги дезинфекции от услуг транспортировки мусора, практически невозможно.

Тем не менее не все так безнадежно. Дело в том, что арбитры не раз подтверждали правомерность учета затрат на вывоз мусора и твердых бытовых отходов, объясняя это тем, что указанные расходы связаны с производственной деятельностью. Ведь обязательный сбор и вывоз отходов производства и потребления предусмотрены п. 1 ст. 22 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее - Закон № 52-ФЗ).

Судебная практика

Свернуть Показать

Суды установили, что затраты на оплату услуг по вывозу твердых бытовых отходов были обоснованно включены в расходы по УСН. Ведь обязательный сбор и вывоз мусора и бытовых отходов предусмотрен Законом № 52-ФЗ. При этом согласно подп. 6 п. 1 ст. 254 НК РФ к материальным расходам, в частности, относятся затраты на приобретение работ и услуг производственного характера, выполняемых сторонними организациями и индивидуальными предпринимателями.

Данный вывод содержится в следующих постановлениях ФАС: Уральского округа от 02.06.2009 № Ф09-3456/09-С2, Северо­Кавказского округа от 10.11.2008 № Ф08-6700/2008, Поволжского округа от 17.10.2006 по делу № А65-2926/2006-СА2-9, Восточно­Сибирского округа от 15.01.2007 № А19-14377/06-40-Ф02-7162/06-С1.

Кстати, кроме твердых отходов, могут образоваться еще жидкие производственные отходы. По нашему мнению, транспортировку жидких отходов также можно отнести к услугам производственного характера, которые отражают в соответствии с подп. 5 п. 1 ст. 346.16 НК РФ как материальные расходы. Ведь обязанность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению производственных отходов всех видов предусмотрена в ст. 22 Закона № 52-ФЗ. Сразу скажем, что налоговикам данный вид расходов вряд ли понравится.

К сведению

Свернуть Показать

Исходя из абз. 3 ст. 1 Закона № 89-ФЗ под обращением с отходами понимается деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов. Между тем, согласно подп. 5 п. 2 ст. 346.26 НК РФ, на ЕНВД переводится, в частности, предпринимательская деятельность, связанная с оказанием автотранспортных услуг по перевозке пассажиров и грузов, осуществляемых индивидуальными предпринимателями, имеющими на праве собственности или ином праве (пользования, владения и (или) распоряжения) не более 20 транспортных средств, предназначенных для оказания таких услуг.

Поэтому если индивидуальный предприниматель оказывает услуги по вывозу ТБО в рамках отдельно заключенных договоров на оказание транспортных услуг и при этом никакой иной деятельности в сфере обращения с отходами не осуществляет, то указанная деятельность может быть переведена на ЕНВД. Данный вывод прозвучал в письмах Минфина РФ от 29.12.2011 № 03-11-06/2/187 и от 31.03.2011 № 03-11-11/78. В свою очередь если предпринимательская деятельность по транспортировке ТБО является составной частью деятельности в сфере обращения с отходами, то налогообложение производится в соответствии с УСН или ОСН (письма Минфина РФ от 12.08.2011 № 03-11-11/206 и от 17.09.2010 № 03-11-11/245).

Обращаем ваше внимание, что ранее чиновники утверждали: вывоз отходов в места утилизации относится к деятельности, связанной с обращением с отходами, а не к оказанию услуг по перевозке грузов. На это указано в письмах Минфина РФ от 16.06.2009 № 03-11-06/3/166, от 11.02.2009 № 03-11-11/19 и от 10.02.2009 № 03-11-09/43.

Также смотрите статью «ЕНВД: автотранспортные услуги по перевозке пассажиров и грузов » на стр. 30 журнала № 8’ 2010

Спорные вопросы составления отчетности по УСН

Рассмотреть наиболее спорные ситуации при ведении учета в соответствии с УСН мы попросили заместителя начальника отдела специальных налоговых режимов Департамента налоговой и таможенно­тарифной политики Минфина России Юрия Подпорина .


Вправе ли индивидуальный предприниматель, применяющий УСН с объектом налогообложения «доходы, уменьшенные на величину расходов», учесть при расчете налога затраты по вывозу отходов производства и отходов потребления?

В соответствии с подп. 36 п. 1 ст. 346.16 НК РФ налогоплательщики, применяющие УСН, при определении налоговой базы могут учитывать расходы по вывозу твердых бытовых отходов.

Учет для целей налогообложения расходов по вывозу жидких бытовых отходов ст. 346.16 НК РФ не предусмотрен. Поэтому такие расходы при определении налоговой базы учитываться не должны.

В соответствии с подп. 36 п. 1 ст. 346.16 НК РФ индивидуальные предприниматели вправе уменьшить полученные доходы на расходы по вывозу твердых бытовых отходов. Что здесь понимается под твердыми бытовыми отходами?

Концепцией обращения с твердыми бытовыми отходами в Российской Федерации, утвержденной постановлением коллегии Госстроя РФ от 22.12.1999 № 17, к твердым бытовым отходам (ТБО) отнесены отходы, образующиеся в жилых и общественных зданиях, торговых, зрелищных, спортивных и других предприятиях (включая отходы от текущего ремонта квартир), отходы от отопительных устройств местного отопления, смет, опавшие листья, собираемые с дворовых территорий, и крупногабаритные отходы.

Индивидуальный предприниматель арендует автомобиль для оказания услуг по перевозке твердых бытовых отходов. Вправе ли он применять ЕНВД по указанному виду деятельности?

Согласно подп. 5 п. 2 ст. 346.26 НК РФ на систему налогообложения в виде ЕНВД может переводиться предпринимательская деятельность, связанная с оказанием автотранспортных услуг по перевозке пассажиров и грузов, осуществляемых организациями и индивидуальными предпринимателями, имеющими на праве собственности или ином праве (пользования, владения и (или) распоряжения) не более 20 транспортных средств, предназначенных для оказания таких услуг.

На уплату ЕНВД может переводиться предпринимательская деятельность, связанная с оказанием услуг по перевозке грузов транспортными средствами, зарегистрированными в установленном порядке в органах ГИБДД как автотранспорт, предназначенный для движения по автомобильным дорогам общего пользования, независимо от того, для какой цели изначально предназначено то или иное транспортное средство и какое оборудование на нем размещено, а также при условии, что собственником и (или) арендатором данного транспортного средства заключен договор на оказание услуг по перевозке грузов.

При этом в отношении предпринимательской деятельности, связанной с оказанием услуг по перевозке твердых бытовых отходов (далее - ТБО), необходимо учитывать следующее.

Договорные отношения в сфере автотранспортных услуг регулируются гл. 40 «Перевозка» ГК РФ. Согласно п. 1 ст. 785 ГК РФ по договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату.

В соответствии с п. 1 ст. 791 ГК РФ перевозчик обязан подать отправителю груза под погрузку в срок, установленный принятой от него заявкой (заказом), договором перевозки или договором об организации перевозок, исправные транспортные средства в состоянии, пригодном для перевозки соответствующего груза.

Исходя из ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» под обращением с отходами понимается деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов.

Под транспортированием отходов понимается их перемещение с помощью транспортных средств вне границ земельного участка, находящегося в собственности юридического лица или индивидуального предпринимателя либо предоставленного им на иных правах.

В соответствии с п. 1 ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством РФ.

Таким образом, транспортирование отходов, их сбор, накопление, использование, обезвреживание и размещение рассматриваются как деятельность по обращению с отходами.

Учитывая изложенное, если индивидуальный предприниматель оказывает услуги по вывозу ТБО в рамках отдельно заключенных договоров на оказание транспортных услуг, при этом никакой иной деятельности в сфере обращения с отходами не осуществляется, то указанная предпринимательская деятельность может быть переведена на уплату ЕНВД (письмо Минфина России от 29.12.2011 № 03-11-06/2/187).

Беседовала Екатерина Рубцова








2024 © styletrack.ru.