Дидактические игры «Загадай, мы отгадаем», «Третий лишний» (растения). Олимпиадные задания (старшая группа) на тему: Картотека дидактических игр для средней группы


любовь махина
Картотека игр «Дидактические игры для старшего возраста по развитию мыслительных операций у детей»

Игры и упражнения на выделение признаков предметов

“Узнай птицу по описанию”

“Загадай, мы отгадаем”

“Узнай, кто я”

“Отгадай-ка”

Оборудование. Предметы, игрушки, фишки.

“Узнай птицу по описанию”

Цель. Уточнять и закреплять знание детей о внешнем виде зимующих птиц и из жизни. Воспитывать заботливое отношение к птицам, желание помочь им в зимнее время.

Игровые задания. 1. Ребенок описывает птицу по описанию и приносит картинку с ее изображением. 2. Загадывание и отгадывание загадок о птицах.

Оборудование. Карточки с изображением птиц (снегирь, щегол, овсянка, воробей, ворона, дятел, сова, глухарь, зимородок, загадки о птицах, фишки для награждения.

“Загадай, мы отгадаем”

Цель. В игре уточнять знания детей о растениях сада и огорода, называть их признаки, описывать и находить их по описанию.

Игровые задания. Дети описывают любое растение в следующем порядке: форма, окраска, вкус, запах. Водящий по описанию должен узнать растение.

Оборудование. Овощи, фрукты, ягоды, листья (в натуре или в изображении на картинках, фишки для награждения.

“Узнай, кто я”

Цель. В игре закреплять знания о домашних животных, узнавать животных по описанию. Воспитывать желание и умение ухаживать за мелкими домашними животными.

Игровые задания. 1. Воспитатель (ребенок) описывает какое-либо домашнее животное, а дети отгадывают и приносят картинку с его изображением.

2. Загадывание и отгадывание загадок о животных.

Оборудование. Картинки с изображением домашних животных, фишки.

“Отгадай-ка”

Цель. Описывать предмет не глядя на него, выделять в нем основные признаки; по описанию узнавать предмет.

Игровые задания. По сигналу воспитателя ребенок, получивший фишку, встает и дает описание по памяти любого предмета, а затем передает фишку тому, кто будет отгадывать. Отгадав, ребенок описывает свой предмет, передает фишку следующему и т. д.

Называть нужно существенные признаки предмета: говорить только о тех предметах, которые находятся в комнате (на даче, на участке).

Оборудование. Предметы, игрушки, фишки

Дидактическая задача. Учить детей сравнивать предметы, замечать признаки сходства по цвету, форме, величине, материалу; развивать наблюдательность, мышление, речь.

Игровые правила. Находить в окружающей обстановке два предмета, уметь доказать их сходство. Отвечает тот, на кого укажет стрелочка.

Игровое действие. Поиск похожих предметов.

Ход игры. Заранее подготавливают различные предметы и незаметно размещают их в комнате.

Воспитатель напоминает детям о том, что их окружает много предметов, разных и одинаковых, похожих и совсем непохожих.

Чаще всего дети находят похожие предметы по цвету, по величине. Скрытое качество им трудно обнаружить. Эта игра помогает ребятам решить задачу. Например, взяв чайную ложку и самосвал, ребенок объясняет свой выбор тем, что они похожи, потому что сделаны из металла. Вначале такое объединение предметов вызывает у детей смех.

– Чем похожи ложечка и самосвал? – недоумевают дети и смеются. – Конечно, они не похожи. Но тот ребенок, который назвал их похожими, доказывает правильность своего подбора.

Играя, дети учатся находить признаки сходства предметов, что значительно труднее, чем замечать признаки их различия

Дидактическая задача. Учить детей сравнивать предметы, находить в них признаки различия, сходства, узнавать предметы по описанию.

Игровые правила. Для сравнения предметов по представлению брать только два предмета; отмечать как признаки сходства, так и различия.

Игровые действия. Отгадывание, передача камешка тому из играющих, кто должен назвать два предмета, отгадав их по описанию товарища.

Ход игры. Получивший камешек отгадывает загадку, например, такую: “Два цветка, один с белыми лепестками и желтой серединой, другой розовый, с красивыми душистыми лепестками, с колючками. Один полевой, другой растет на клумбе”. Загадывающий после небольшой паузы передает камешек любому из играющих. Тот должен быстро ответить и загадать свою загадку. Если отгадчик ошибся, он платит фант, который выкупается в конце игры.

Примеры загадок, придуманных детьми.

Галя. Ползли два жука. Один маленький, красненький, с черными точечками, а другой большой, коричневого цвета. Один совсем не жужжит, а другой сильно жужжит. (Божья коровка и майский жук.)

Ира. Животные оба проворные. Одно серого цвета, другое – рыжего. Живут в лесу, одно в норе, а другое просто так бегает. Одно любит петушков, а другое нападает на стадо. (Лисица и волк.)

Сережа. Две машины. Одна пашет землю, другая возит грузы. Одна громко трещит, а другая идет тихо. (Трактор и грузовик.)

“Четвертый лишний”

Это логическая игра. Положите перед ребенком 4 картинки с изображением предметов, 3 из которых относятся к одному общему понятию. Определив “лишнюю”, т. е. не подходящую к другим, картинку, ребенок получит фишку. Наборы картинок могут быть самыми разнообразными: стол, стул, кровать и чайник; лошадь, кошка, собака и щука; елка, береза, дуб и земляника; огурец, репа, морковь и заяц и т. п. Если ребенку трудно словесно объяснить свои действия, не настаивайте на этом. Сами называйте обобщающие слова, помогайте ребенку ориентироваться в мире логических понятий.

3. Игры на выделение существенных признаков

“Отвечай быстро”

Дидактическая задача. Закреплять умение детей классифицировать предметы (по цвету, форме, качеству); приучать их быстро думать и отвечать.

Игровые правила. Подбирать только те слова, которые можно назвать одним обобщающим словом; бросать мяч обратно можно только после того, как сказал нужное слово.

Игровые действия. Бросание и ловля мяча.

Ход игры. Воспитатель, держа в руках мяч, становится вместе с детьми в круг и объясняет правила игры:

– Сейчас я назову какой-либо цвет и брошу кому-нибудь из вас мяч. Тот, кто поймает мяч, должен назвать предмет этого цвета. Цвет можно повторять несколько раз, так как предметов одинакового цвета много.

Основным признаком для классификации может быть не цвет, а качество предмета.

“Вершки-корешки”

Дидактическая задача. Упражнять детей в классификации овощей (по принципу: что у них съедобно – корень или плоды на стебле).

Игровые правила. Отвечать можно только двумя словами: вершки и корешки. Кто ошибся, тот платит фант.

Игровое действие. Разыгрывание фантов.

Ход игры. Воспитатель уточняет с детьми, что они будут называть корешками, а съедобный плод на стебле – вершками”. Воспитатель называет какой-нибудь овощ, а дети быстро отвечают, что в нем съедобно: вершки или корешки. Тот, кто ошибается, платит фант, который в конце игры выкупается.

Воспитатель может предложить иной вариант; он говорит: “Вершки”, а дети вспоминают овощи, у которых съедобны вершки.

“Природа и человек”

Дидактическая задача. Закреплять, систематизировать знания детей о том, что создано человеком и что дает человеку природа.

Игровые правила. Отвечать можно только после того, как поймал мяч. Назвавший предмет, бросает мяч другому участнику.

Игровые действия. Бросание и ловля мяча. Кто не может вспомнить, пропускает свой ход, ударяет мячом о пол, ловит его, а затем бросает водящему.

Ход игры. Воспитатель проводит с детьми беседу, в процессе которой уточняет их знания о том, что окружающие нас предметы сделаны руками людей, или существуют в природе, и человек ими пользуется; например, лес, уголь, нефть, газ существуют в природе, а дома, заводы, транспорт создает человек.

“Что сделано человеком?” – спрашивает воспитатель и передает одному из играющих какой-либо предмет (или бросает мяч). После нескольких ответов детей он задает новый вопрос: “Что создано природой?”.

“Кто больше назовет предметов?”

Дидактическая задача. Учить детей классифицировать предметы по месту их производства.

Игровые правила и игровые действия те же, что и в предыдущей игре.

Ход игры. После предварительной беседы о том, что окружающие нас предметы изготовлены людьми на фабриках, заводах или выращены в совхозах и колхозах, воспитатель предлагает игру “Кто больше назовет предметов?”.

“Что сделано на заводе (на фабрике?” – спрашивает воспитатель и бросает мяч кому--либо из играющих. “Машины”, – отвечает тот и бросает мяч следующему. Дети следят за правильностью ответов, за тем, чтобы не повторялось сказанное.

“Что выращено в колхозе (в совхозе?” – спрашивает воспитатель. Дети называют: лен, картофель, рожь, пшеница.

В такой игре уточняются знания детей. Например, дети узнают, что зерно выращивают колхозники, а хлеб выпекают рабочие пекарни, хлебозавода.

“Что кому нужно?”

Дидактическая задача. Упражнять детей в классификации предметов, умении называть предметы, необходимые людям отдельной профессии. Воспитывать уважение к людям труда.

Игровые задания. Ведущий (воспитатель, ребенок) называет профессию человека, а дети говорят, что ему нужно для работы. Побеждает тот, кто назовет быстрее и больше предметов.

Оборудование. Карточки с изображением людей разных профессий, фишки для изображения.

4. Игры на объединение существенных признаков в класс и называние словом

“Охотник” (народная игра)

Дидактическая задача.

Упражнять детей в умении классифицировать и называть животных, рыб, птиц и т. д.

Игровые правила. Перешагнуть в следующую клетку можно только после того, как назовешь зверя. Победителем, хорошим охотником будет тот, кто дойдет до леса, назвав столько зверей, сколько по дороге в лес клеточек.

Игровые действия. Перешагивать через черту, называть, не повторяясь, диких зверей. Кто не может вспомнить, возвращается.

Ход игры. Где-нибудь на свободном месте в одном конце двора или площадки стоит группа играющих. Это дом. На расстоянии нескольких шагов от дома – чем дальше, тем лучше – положена какая-нибудь метка и проведена черта. Это лес, где водятся разные звери. В этот лес и отправляется охотник – один из играющих. Стоя, на месте, он произносит такие слова: “Я иду в лес на охоту, буду охотиться за. ”. Здесь он делает шаг вперед и говорит: “. зайцем”; делает второй шаг: “. медведем”;, делает третий шаг: “. волком”; четвертый шаг: “. лисицей”; пятый: “. барсуком. ”. При каждом шаге охотник называет какого-нибудь зверя. Нельзя два раза называть одного и того же зверя. Нельзя называть и птиц, но если играть в охоту на птиц, то нужно называть только птиц.

Победителем считается тот, кто дошел до леса, при каждом шаге называя нового зверя. Тот, кто не смог этого сделать, возвращается домой, а на охоту отправляется следующий. Неудачливому охотнику можно разрешить еще раз пойти на охоту. Возможно, на этот раз охота будет удачной.

Примечание. По принципу этой игры можно провести игру “Рыболов”. Рыболов говорит: “Пойду на рыбалку и поймаю. щуку, карая, окуня”.

“Собери урожай”

Дидактическая задача. Развивать навык чтения слов, подводить детей к обобщению и классификации.

Игровые задания. На столе раскладываются карточки с названиями овощей, фруктов, ягод. Один ребенок получает задание собрать в корзину овощи (читает их названия на карточках, другой – фрукты, третий – ягоды, выигрывает тот, кто скорее соберет свои карточки.

Оборудование. Картинки овощей, фруктов, ягод, корзинки.

“Магазин цветов”

Дидактическая задача. Уточнять и закреплять знания названий садовых, полевых, луговых, лесных, комнатных цветов. Обратить внимание на значение цветов в жизни людей: цветы украшают и радуют. Многие цветы лекарственные; отдельные из них используются в парфюмерной промышленности.

Оборудование. Открытки или карточки с изображением цветов, карточки с текстом стихов и загадок, атрибуты для игры “Магазин”, фишки, карточки.

Игровые задания. 1. Продавец магазина выдает цветы (карточки с их изображением) по описанию. 2. Составить один букет (только из одного вида цветов: или полевых, или луговых и др.) и назвать его. За каждый правильный ответ, рассказ, загадку ребенок получает фишку (цветы). У кого больше фишек (цветков, тот выиграл.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка - детский сад № 61 «Семицветик»

Консультация для родителей

Использование дидактических игр в экологическом

воспитании дошкольников

Воспитатель:

Агаркова И. Н.

Дидактическая игра - явление многоплановое и сложное. Это и метод обучения и форма обучения, и самостоятельная игровая деятельность, и средство всестороннего воспитания личности. Игра содержит в себе дидактическую задачу, тесно связанную с игровыми заданиями и игровыми действиями, интерес к которым и предопределяет успешность её решения.

Значение дидактической игры очень важно в экологическом воспитании

детей. Знания о природных объектах и причинно - следственных зависимостях между ними, формирующиеся у дошкольников, служат базой для развития их представления о мире в целом и отношения к нему.

На расширении и углублении этих знаний, развитии умений и навыков

взаимодействия с природой и строится экологическое просвещение и воспитание дошкольников.

Дети любят играть.

В игре осуществляется процесс обучения. Для повышения его эффективности используются разнообразные формы и методы работы.

Один из методов – экологические игры.

Экологические игры бывают:

  1. ролевые;
  2. дидактические;
  3. имитационные;
  4. соревновательные;
  5. игры – путешествия.

Ролевые игры основаны на моделировании социального содержания экологической действительности, например игра «Строительство завода».

Цель игры: формировать представление о том, что строительство может осуществляться только при условии соблюдения экологических норм и правил.

Соревновательные игры стимулируют активность их участников в приобретении и демонстрации экологических знаний, навыков и умений.

К ним относятся конкурсы, КВН, викторины и другие.

Широко применяются в практике дошкольных учреждений игры – путешествия, в которых дети попадают в Африку, на Северный полюс и так далее.

В работе с дошкольниками большое значение имеют дидактические игры:

«С чем нельзя в лес ходить?» (о правилах поведения в лесу),

«Что сначала, что потом» (о росте и развитии живых организмов),

«Летает, бегает, прыгает», «Кто, где живет» (о приспособлении животных и птиц к среде обитания) и другие.

Каждый педагог выбирает те виды игр, которые ему всего более подходят.

Критерии выбора – программа, по которой он работает, возможности дошкольного учреждения, уровень подготовленности дошкольников.

Чем разнообразнее по содержанию игровые действия, тем интереснее и эффективнее игровые приемы.

Игровые приёмы направлены на решения дидактических задач и связаны с организацией игры в образовательной деятельности. Игру предлагает педагог

и этим она отличается от свободной игры. Воспитатель играет с детьми, обучает их игровым действиям и выполнению правил игры как руководитель и участник. В игре ребенок учится играя.

В экологических играх целесообразно применять наглядный ярко оформленный материал, придумывать интересные игровые моменты, действия, занять всех детей решением единой задачей.

В своей работе я использую такие дидактические игры, как:

Дид/игра «Парные картинки»

Цель игры: закреплять знание домашних животных, умение их различать и называть.

Игровое действие:

Оборудование: набор парных картинок с изображением домашних животных (корова, коза, собака, кошка, свинья, лошадь, овца).

Ход игры:

Воспитатель раздаёт детям картинки с изображением домашних животных. «Животные потерялись и просят вас найти их пару». На столах разложены пары этих животных. Дети находят пару своему животному. Воспитатель интересуется у детей, кого они нашли, побуждая их называть животное.

Дид/игра «Чудесный мешочек»

Цель игры: узнать предмет при помощи одного из анализаторов.

Игровое действие: поиск на ощупь спрятанного предмета.

Правила : В мешочек заглядывать нельзя. Сначала нужно определить, что в руке, а потом показать предмет всем остальным.

Оборудование: Небольшой мешочек (непрозрачный); яблоко, груша, банан, апельсин, огурец, помидор.

Ход игры:

Воспитатель опускает в мешочек яблоко, грушу, банан, апельсин, помидор, огурец и просит наблюдать, что он будет делать. Затем предлагает одному из ребят: «Найди на ощупь, не заглядывая в мешочек, что хочешь. А теперь скажи, что ты взял». Или можно попросить: «Найди то, что я назову». По очереди задание выполняют все дети.

В конце игры воспитатель моет фрукты и овощи и угощает ими детей, побуждая называть, что они едят.

Дид/игра «Найди свой дом»

Цель игры: найти целый предмет по части.

Игровое действие : поиск «домика» по определённому признаку.

Правила: бежать к своему «домику» можно только по сигналу. Лист в руке и листья на дереве должны быть одинаковыми.

Оборудование: На карточках нарисованы листья с разных деревьев (берёза, дуб, рябина, клён, ёлка, сосна); макеты этих деревьев (объёмные или плоскостные).

Ход игры:

Дети – «зайчата». Чтобы «зайчата» не потерялись в лесу, «мама-зайчиха» даёт им листья от веток, из которых сделан их дом. Все прыгают, бегают по поляне, а по сигналу «Все домой – волк близко!» - бегут к себе в домик – под определённое дерево. Игру можно продолжить, если дети будут меняться карточками – «переезжать в новый дом».

Дид/игра «Найди, кого назову»

Цель игры: найти предмет по слову-названию.

Игровое действие: искать детёнышей животных по слову-названию.

Оборудование: набор игрушек или картинок с детёнышами домашних животных (цыплёнок, козлёнок, телёнок, щенок, котёнок, жеребёнок, утёнок).

Ход игры:

Воспитатель предлагает ребёнку найти телёнка. Ребёнок подходит к столу, находит картинку или игрушку телёнка и показывает всем детям и воспитателю. Воспитатель побуждает детей назвать детёныша (Кто это?). Вызывается другой ребёнок и игра продолжается.

Дид/игра «Парные картинки»

Цель игры: закреплять знание насекомых, умение их различать и называть.

Игровое действие: найти картинку с нужным насекомым, сравнивая её со своей картинкой, полученной от воспитателя.

Оборудование: набор парных картинок с изображением насекомых (кузнечик, божья коровка, бабочка, муха, комар, шмель).

Ход игры:

Воспитатель раздаёт детям картинки с изображением насекомого. «Насекомых потерялись и просят вас найти их пару». На столах разложены пары этих насекомых. Дети находят пару своему насекомому. Воспитатель интересуется у детей, кого они нашли, побуждая их называть насекомое.

Картинки собираются, игра начинается заново.

Дид/игра «Отгадай, кто это?»

Цель игры: найти животное по описанию.

Игровое действие: поиск дикого животного.

Правило: показывать узнанное животное можно только по сигналу воспитателя, выслушав его описание.

Оборудование: на доске или мольберте расставлены дикие животные (лиса, волк, медведь, белка, ёж, заяц).

Ход игры:

Воспитатель рассказывает о каком-нибудь диком животном, описывает его характерные особенности и повадки, а затем предлагает ребёнку найти это животное. Игру повторяют с каждым из животных, находящихся на доске.

Дид/игра «Найди, о чём расскажу»

Цель игры : найти цветок по перечисленным признакам.

Игровое действие: угадывание цветка по описанию.

Правила: называть указанные цветы можно только по просьбе воспитателя.

Оборудование: картинки с изображениями цветов (подснежник, колокольчик, мать-и-мачеха, ромашка, одуванчик, роза, подсолнух).

Ход игры:

Воспитатель подробно описывает одно из цветов, в какое время года. Затем педагог предлагает кому-либо из ребят: «Покажи, а потом назови то, о чём я рассказала». Если ребёнок справился с заданием, воспитатель описывает другой цветок, а задание выполняет уже другой ребёнок. Игра продолжается до тех пор, пока все дети не угадают цветок по описанию.

Цель игры: описать предметы и найти их по описанию.

Игровое действие: загадывание и отгадывание загадок о комнатных растениях.

Правила: описывать растение нужно, не называя его.

Ход игры:

Дид/игра «Угадай, что съел»

Цель игры : узнать предмет при помощи одного из анализаторов.

Игровое действие: угадывание на вкус.

Правила: нельзя смотреть на то, что кладут в рот. Надо жевать с закрытыми глазами, а потом сказать, что это.

Оборудование: подобрать овощи и фрукты, различные по вкусу (яблоко, груша, морковь, огурец, банан, апельсин, помидор). Помыть их, очистить, затем разрезать на мелкие кусочки. На столе перед детьми разложены такие же овощи и фрукты для контроля и сравнения.

Ход игры:

Приготовив овощи и фрукты (разрезав их на кусочки), воспитатель вносит их в групповую комнату и угощает одного из детей, предварительно попросив его закрыть глаза, затем говорит: «Хорошо жуй, а теперь скажи, что ты съел, найди такой же на столе».

После того, как все дети выполнят задание, педагог угощает фруктами и овощами всех детей.

Дид/игра «Найди пару»

Цель игры : найти предмет по сходству.

Игровое действие: поиски похожего предмета.

Правила : искать пару только по сигналу. Пару составляют дети, у которых одинаковые листья.

Оборудование: листья с 3 – 4 деревьев в соответствии с количеством детей.

Ход игры:

Воспитатель раздаёт детям по одному листику и говорит: «Подул ветер, все листочки полетели». Услышав эти слова, дети начинают бегать по площадке с листьями в руках. Затем педагог даёт команду: «Раз, два, три – пару найди!» Каждый должен стать рядом с тем, у кого такой же лист в руках.

Дид/игра «Парные картинки»

Цель игры: закреплять знание животных и их детёнышей, умение их называть.

Игровое действие: найти картинку с нужным животным, сравнивая её со своей картинкой, полученной от воспитателя.

Оборудование: набор парных картинок с изображением домашних животных (корова, коза, собака, кошка, свинья, лошадь, овца) и их детёнышей.

Ход игры:

Воспитатель раздаёт детям картинки с изображением детёнышей домашних животных. « Детёныши потерялись и просят вас найти их мам». На столах разложены взрослые животные. Дети находят пару своему животному. Воспитатель интересуется у детей, кто у них на картинке и кого они нашли, побуждая их называть животное и его детёныша.

Картинки собираются, игра начинается заново.

Дид/игра «Загадай, мы отгадаем»

Цель игры : описать предметы и найти их по описанию.

Игровое действие : загадывание и отгадывание загадок о комнатных растениях.

Правила : описывать растение нужно, не называя его.

Ход игры:

Один ребёнок выходит за дверь. Он – водящий. Дети договариваются, о каком растении и что будут говорить. Водящий возвращается, и дети описывают ему задуманное. Внимательно выслушав детей, водящий должен назвать и показать растение.

Второй вариант: Воспитатель предлагает одному из детей описать какое-нибудь растение, стоящее на столе. Остальные должны узнать растение по рассказу и назвать его.

  • Для детей старшей группы (5-6 лет)

Игра "С чем нельзя в лес ходить?"

Цель: уточнение и закрепление правил поведения в лесу.

Правила игры: Воспитатель выкладывает на стол предметы или ил люстрации с изображением ружья, топора, сачка, магнитофона, спичек, велосипеда... Дети объясняют, почему нельзя брать эти предметы в лес.

Игра «Что в корзинку мы берем?»

Дид. задача: закрепить у детей знание о том, какой урожай собирают в поле, в саду, на огороде, в лесу; научить различать плоды по месту их выращивания; сформировать представление о роли людей сохранения природы.

Материалы: Медальоны с изображение овощей, фруктов, злаков, бахчевых, грибов, ягод, а так же корзинок.

Ход игры. У одних детей - медальоны, изображающие разные дары природы. У других – медальоны в виде корзинок.

Дети – плоды под веселую музыку расходятся по комнате, движениями и мимикой изображают неповоротливый арбуз, нежную землянику, прячущийся в траве гриб и т.д.

Дети – корзинки должны в обе руки набрать плодов. Необходимое условие: каждый ребенок должен принести плоды, которые растут в одном месте (овощи с огорода и т.д.). Выигрывает тот, кто выполнил это условие.

Игра «Вершки – корешки»

Дид. задача: учить детей составлять целое из частей.

Материалы: два обруча, картинки овощей.

Ход игры. Вариант 1. Берется два обруча: красный, синий. Кладут их так, чтобы обручи пересеклись. В обруч красный надо положить овощи, у которых в пищу идут корешки, а в обруч синего цвета – те, у который используются вершки.

Ребенок подходит к столу, выбирает овощ, показывает его детям и кладет его в нужный круг, объясняя, почему он положил овощ именно сюда (в области пересечения обручей должны находиться овощи, у которых используются и вершки, и корешки: лук, петрушка и т.д.

Игра с мячом «Воздух, земля, вода»

Дид. задача : закреплять знания детей об объектах природы. Развивать слуховое внимание, мышление, сообразительность.

Материалы : мяч.

Ход игры : Вариант 1.Воспитатель бросает мяч ребенку и называет объект природы, например, «сорока». Ребенок должен ответить «воздух» и бросить мяч обратно. На слово «дельфин» ребенок отвечает «вода», на слово «волк» - «земля» и т.д.

Вариант 2. Воспитатель называет слово «воздух» ребенок поймавший мяч, должен назвать птицу. На слово «земля» - животное, обитающие на земле; на слово «вода» - обитателя рек, морей, озер и океанов.

Игра «Природа и человек»

Дид. задача : закрепить и систематизировать знания детей о том, что создано человек и что дает человеку природа.

Материалы : мяч.

Ход игры : воспитатель проводит с детьми беседу, в процессе которой уточняет их знание о том, что окружающие нас предметы или сделаны руками людей или существуют в природе, и человек ими пользуется; например, лес, уголь, нефть, газ существует в природе, а дома, заводы создает человек.

«Что сделано человеком»? спрашивает воспитатель и бросает мяч.

«Что создано природой»? спрашивает воспитатель и бросает мяч.

Дети ловят мяч и отвечают на вопрос. Кто не может вспомнить, пропускает свой ход.

Игра «Выбери нужное»

Дид. задача : закреплять знания о природе. Развивать мышление, познавательную активность.

Материалы: предметные картинки.

Ход игры : на столе рассыпаны предметные картинки. Воспитатель называет какое – либо свойство или признак, а дети должны выбрать как можно больше предметов, которые этим свойством обладают.

Например: «зеленый» - это могут быть картинки листочка, огурца, капусты кузнечика. Или: «влажный» - вода, росса, облако, туман, иней и т.д.

Игра «Где снежинки?»

Дид. задача : закреплять знания о различных состояниях воды. Развивать память, познавательную активность.

Материалы : карточки с изображением различного состояния воды: водопад, река, лужа, лед, снегопад, туча, дождь, пар, снежинка и т. д.

Ход игры:

Вариант 1. Дети идут хороводом вокруг разложенных по кругу карточек. На карточках изображены различные состояния воды: водопад, река, лужа, лед, снегопад, туча, дождь, пар, снежинка и т. д.

Во время движения по кругу произносятся слова:

Вот и лето наступило.

Солнце ярче засветило.

Стало жарче припекать,

Где снежинку нам искать?

С последним словом все останавливаются. Те, перед кем располагается нужные картинки, должны их поднять и объяснить свой выбор. Движение продолжается со словами:

Наконец, пришла зима:

Стужа, вьюга, холода.

Выходите погулять.

Где снежинку нам искать?

Вновь выбирают нужные картинки, и объясняется выбор.

Игра, «С какой ветки детки?»

Дид. задача: закреплять знания детей о листьях и плодах деревьях и кустарников, учить подбирать их по принадлежности к одному растению.

Материалы : листья и плоды деревьев и кустарников.

Ход игры : Дети рассматривают листья деревьев и кустарников, называют их. По предложению воспитателя: « Детки, найдите свои ветки» - ребята подбирают к каждому листу соответствующий плод.

Игра «Прилетели птицы»

Дид. задача : уточнить представление о птицах.

Ход игры : воспитатель называет только птиц, но если он вдруг ошибается, то дети должны топать или хлопать.

Например. Прилетели птицы: голуби, синицы, мухи и стрижи.

Дети топают –

Что не правильно? (мухи)

А мухи это кто? (насекомые)

Прилетели птицы: голуби, синицы, аисты, вороны, галки, макароны.

Дети топают.

Прилетели птицы: голуби, куницы…

Дети топают. Игра продолжается.

Прилетели птицы:

Голуби синицы,

Галки и стрижи,

Чибисы, стрижи,

Аисты, кукушки,

Даже совы – сплюшки,

Лебеди, скворцы.

Все вы молодцы.

Итог: воспитатель вместе с детьми уточняет перелетных и зимующих птиц.

Игра «Когда это бывает?»

Дид. задача : учить детей различать признаки времен года. С помощью поэтического слова показать красоту различных времен года, разнообразие сезонных явлений и занятий людей.

Материалы: на каждого ребенка картинки с пейзажами весны, лета, осени и зимы.

Ход игры : воспитатель читает стихотворение, а дети показывают картинку с изображением того сезона, о котором говорится в стихотворении.

Весна.

На полянке, у тропинки пробиваются травинки.

С бугорка ручей бежит, а под елкой снег лежит.

Лето.

И светла, и широка наша тихая река.

Побежим купаться, с рыбками плескаться…

Осень.

Вянет и желтеет, травка на лугах,

Только зеленеет озимь на полях.

Туча небо кроет, солнце не блестит,

Ветер в поле воет,

Дождик моросит.

Зима.

Под голубыми небесами

Великолепными коврами,

Блестя на солнце, снег лежит;

Прозрачный лес один чернеет,

И ель сквозь иней зеленеет,

И речка подо льдом блестит.

Игра «Звери, птицы, рыбы»

Дид. задача : закреплять умение, классифицировать животных, птиц, рыб.

Материалы : мяч.

Ход игры : дети становятся в круг. Один из играющих берет в руки какой-нибудь предмет и передает его соседу справа, говоря: « Вот птица. Что за птица?» Сосед принимает предмет и быстро отвечает (название любой птицы). Затем он передает вещь другому ребенку, с таким же вопросом. Предмет передается по кругу до тех пор, пока запас знаний участников игры не будет исчерпан. Так же играют, называя рыб, зверей. (называть одну и ту же птицу, рыбу, зверя нельзя).

Игра «Угадай, что где растет»

Дид. задача : уточнить знание детей о названиях и местах произрастания растений; развивать внимание, сообразительность, память.

Материалы : мяч.

Ход игры : дети сидят на стульчиках или стоят в кругу. Воспитатель или ребенок кидает кому-нибудь из детей мяч, называя при этом место, где растет данное растение: сад, огород, луг, поле, лес.

Игра «Весной, летом, осенью»

Дид. задача : уточнить знание детей о времени цветения отдельных растений (например, нарцисс, тюльпан - весной; золотой шар, астры – осенью и т.д.); учить классифицировать по этому признаку, развивать их память, сообразительность.

Материалы : мяч.

Ход игры : дети стоят в кругу. Воспитатель или ребенок кидает мяч, называя при этом время года, когда растет растение: весна, лето, осень. Ребенок называет растение.

Игра «Сложи животное»

Дид. задача : закрепить знания детей о домашних животных. Учить описывать по наиболее типичным признакам.

Материалы: картинки с изображением разных животных.(каждое в двух экземплярах).

Ход игры : один экземпляр картинок целый, а второй разрезанный на четыре части. Дети рассматривают целые картинки, затем они должны из разрезанных частей сложить изображение животного, но без образца.

Игра «Что из чего сделано?»

Дид. задача : учить детей определять материал, из которого сделан предмет.

Материалы: деревянный кубик, алюминиевая мисочка, стеклянная баночка, металлический колокольчик, ключ и т.д.

Ход игры: дети вынимают из мешочка разные предметы и называют, указывая, из чего сделан каждый предмет.

Игра «Угадай – ка»

Дид. задача : развивать умение детей отгадывать загадки, соотносить словесный образ с изображением на картинке; уточнить знание детей о ягодах.

Материалы : картинки на каждого ребенка с изображение ягод. Книга загадок.

Ход игры : на столе перед каждым ребенком лежат картинки отгадки. Воспитатель загадывает загадку, дети отыскивают и поднимают картинку-отгадку.

Подвижная игра «Журавль и лягушки».

Русская народная игра «Пчелки и ласточка».

Игра-забава «Необычные жмурки».

Цель: развитие наблюдательности.

Ход игры: Двум игрокам завязывают глаза, остальные де­ти подходят к ним по очереди. Игроки с завязанными глазами соревнуются в том, кто больше друзей узнает.

При этом разрешается пользоваться только двумя способами опознания: по рукопожатию, по шепоту, по покашливанию; по прикосновению к волосам, ушам, носу.

Тот, кто правильно узнает товарища, получает очко. Побеж­дает набравший большее количество очков.

Прогулка 8: НАБЛЮДЕНИЕ ЗА ЛАСТОЧКАМИ

Цели: обобщать представление о птицах, об их строении; зна­комить с многообразием птиц, с птицами близкого окружения.

Понаблюдайте за поведением и полетов ласточек. Этих птиц легко узнать по оперению: спинка темная, а горлышко и грудка белые, хвост напоминает вилку. В начале они стайками сидели на проводах или антеннах, весело щебетали. Затем начинают летать и ловить в воздухе насекомых. У ласточек очень своеоб­разный стремительный полет. Почему ласточки появляются в конце весны? (Ласточки - насекомоядные птицы и прилета­ют тогда, когда насекомые выходят из своих укрытий.) Срав­ните полет ласточек с полетом голубей или воробьев. Чем отли­чается? (Ласточки быстро летают, добывая на лету насеко­мых, а воробьи просто перелетают с места на место.)

Приметы: ласточки высоко летают - к ясной погоде; лас­точки шумно летают - к ясной погоде.

Поговорки и пословицы: первая ласточка весны не делает; где ласточке не летать, а к весне опять прибудет.

Стихотворение.

ЛАСТОЧКА

Травка зеленеет, солнышко блестит;

Ласточка с весною в сени к нам летит.

С нею солнце краше и весна милей...

Прощебечь с дороги нам привет скорей!..

А. Плещеев

Угадайте, что за птичка: темненькая невеличка,

Беленькая с живота, хвост раздвинут в два хвоста?

(Ласточка.)

Птичка над моим окошком гнездышко для деток вьет,

То соломку тащит в ножках, то пушок в носу несет.

(Ласточка.)

Дидактическая игра «Что это за птица (зверь, рыба, на­секомое)?».

Подвижная игра «Воробушки».

Труд на участке: полив всходов, рыхление.

Прогулка 9. НАБЛЮДЕНИЕ ЗА МАЙСКИМ ЖУКОМ

Цели: расширять представления о насекомых; продолжать знакомить с их многообразием; развивать интерес к жизни насе­комых, умение наблюдать; воспитывать любознательность.

Когда на деревьях распускаются первые листья, появляются майские жуки, которые ими питаются. Опишите внешний вид жука. (Короткий, толстый, с твердыми крыльями.) Как ползает жук по земле? (Перебирает тоненькими ножками.) Как летает? (Приподнимает твердые и распускает мягкие прозрачные кры­лья.) Как гудит во время полета?

Приметы: большое количество майских жуков - к засухе; комаров много - завтра будет дождь.

Поговорки и пословицы: март с водой, апрель с травой, а май с цветами; весна днем красна.

Стихотворение.

МАЙСКИЙ ЖУК

Всем мальчишкам и девчонкам Этот жук давно знаком - В мае нравится детишкам Догонять его с сачком.

Очень любит он кормиться Первой майскою листвой,

Жук откладывает яйца В теплой норке под землей.

Он коричневого цвета

И крупней других жуков.

Так о ком загадка эта,

Догадайся, кто таков?

Загадки.

Два рога, а не бык, Летит - воет,

Шесть ног без копыт. Сядет - землю роет. (Жук.)

Дидактическая игра «Чудесный мешочек».

Цель: закрепить представление о растениях (растении).

Ход игры: Детям даются разные задания: взять на ощупь желудь со шляпкой и без нее; самый большой, самый малень­кий, два одинаковых по величине, один большой и два малень­ких. Игровое задание: найти дерево, которое подарило эти уди­вительные плоды. После игры поблагодарить дуб: погладить его руками, прижаться щекой, попытаться обхватить руками, ска­зать ему «спасибо».

Дидактическая игра «Загадай, мы отгадаем».

Подвижная игра «Жуки».

Прогулка 10: НАБЛЮДЕНИЕ ЗА КОШКОЙ

Цели: продолжать знакомить с домашними животными, их поведением; учить любоваться их красотой, ловкостью и гибко­стью, делиться впечатлениями от общения с природой; развивать разговорную речь.

Что вы знаете о кошках? Расскажите о них.

Приметы: кошка жмется к батарее - к холоду; сколько в мае дождей, столько лет будет урожай.

Поговорки и пословицы: малая птичка соловей, а знает май; весна красна цветами, а осень снопами.

Стихотворение.

НАШ КОТЕНОК У котенка шерстка гладкая И она, наверно, сладкая,

Потому что Васька рыжий Часто-часто шерстку лижет.

Р. Селянин

Эта загадка, зажмурившись сладко,

Любит рассказывать сказки,

Ходить возле коляски,

Хвостик пушистый - шнур,

Слушаешь сказку? Мур-р-р. (Кошка.) Дидактическая игра «Добрые слова».


©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-20

Цели: закрепить знания о животных,развивать внимание, память.

Ход игры: Воспитатель называет животное, а дети называют детеныша в единственном и множественном числе. Ребенок, который правильно назовет детеныша, получает фишку.

Дидактическая игра «Кто (что) летает?»

Цели: закрепить знания о животных, насекомых, птицах, развивать внимание, память.

Ход игры: Дети стоят в кругу. Выбранный ребенок называет какой-нибудь предмет или животное, причем поднимает обе руки вверх и говорит: «Летит».

Когда называется предмет который летает, все дети поднимают обе руки вверх и говорят «Летит», если нет, руки не поднимают. Если кто-то из детей ошибается, он выходит из игры.

Дидактическая игра «Что за насекомое?»

Цели: уточнять и расширять представления о жизни насекомых осенью, учить описывать насекомых по характерным признакам, воспитывать заботливое отношение ко всему живому,развивать внимание.

Ход игры: Дети делятся на 2 подгруппы. Одна подгруппа описывает насекомое, а другая - должна угадать, кто это. Можно использовать загадки. Затем свои вопросы задает другая подгруппа.

Дидактическая игра «Прятки»

Цели: учить находить дерево по описанию, закрепить умение использовать в речи предлоги: за, около, перед, рядом, из-за, между, на; развивать слуховое внимание.

Ход игры : По заданию воспитателя часть детей прячется за деревьями и кустарниками. Ведущий по инструкции воспитателя ищет (найди, кто прячется за высоким деревом, низким, толстым, тонким).

Дидактическая игра «Кто больше назовет действий?»

Цели: учить подбирать глаголы, обозначающие действия,развивать память, внимание.

Ход игры : Воспитатель задает вопросы, дети отвечают глаголами. За каждый правильный ответ дети получают фишку.

– Что можно делать с цветами? (рвать, нюхать, смотреть, поливать, дарить, сажать)

– Что делает дворник? (подметает, убирает, поливает, чистит дорожки от снега)

Дидактическая игра «Какое что бывает?»

Цели: учить классифицировать предметы по цвету, форме, качеству, материалу, сравнивать, сопоставлять, подбирать как можно больше наименований, подходящих под это определение;развивать внимание.

Ход игры: Расскажите, что бывает:

зеленым - огурец, крокодил, листик, яблоко, платье, елка ….

широким - река, дорога, лента, улица …

Выигрывает тот, кто больше назовет слов.

Дидактическая игра «Что это за птица?»

Цели: уточнять и расширять представления о жизни птиц осенью, учить описывать птиц по характерным признакам;развивать память; воспитывать заботливое отношение к птицам.

Ход игры : Дети делятся на 2 подгруппы. Дети одной подгруппы описывают птицу, а другой - должны угадать, что это за птица. Можно использовать загадки. Затем свои вопросы задает другая подгруппа.

Дидактическая игра «Загадай, мы отгадаем»

Цели: закрепить знания о растениях сада и огорода; умение называть их признаки, описывать и находить их по описанию,развивать внимание.

Ход игры : Дети описывают любое растение в следующем порядке6 форма, окраска, вкус. Водящий по описанию должен узнать растение.

Дидактическая игра «Бывает - не бывает» (с мячом)

Цели: развивать память, внимание, мышление, быстроту реакции.

Ход игры : Воспитатель произносит словосочетания и кидает мяч, а дети должны быстро ответить.

Снег зимой … (бывает) Мороз летом … (не бывает)

Иней летом … (не бывает) капель летом … (не бывает)

Дидактическая игра «Третий лишний» (растения)

Цели: закрепить знания детей о многообразии растений,развивать память, быстроту реакции.

Ход игры : Воспитатель называет по 3 растения (деревья и кустарники), одно из которых «лишнее». Например, клен, липа, сирень. Дети должны определить, какое из них «лишнее» и хлопнуть в ладоши.

(Клен, липа - деревья, сирень - кустарник)

Цель : описать предметы и найти их по описанию.

Дети дают описание в принятом порядке: сначала рассказывают о форме, потом об окраске, вкусе, запахе. При этом предмет называть нельзя.

На краю стола лежат овощи и фрукты так, чтоб всем детям были хорошо видны детали их формы.

Водящему надо догадаться, о чем рассказали дети и на1 звать. В случае ошибки дети исправляют, или можно выбрать двух водящих.

Лото «Фрукты-овощи-ягоды»

Цели : закрепить умение детей называть знакомые фрукты, овощи, ягоды; пользоваться обобщенными словами, отгадывать загадки; формировать внимательность; научить заполнять карту, узнав овощ (фрукт, ягоду) по определенным характерным особенностям.

Педагог предлагает детям набор карт с изображением фруктов, овощей, ягод. Ребенок выбирает наиболее понравившуюся. Далее водящий показывает отдельные карточки овощей (ягод, фруктов) и загадывает о них загадку. Ответ называет только тот, у кого на листе имеется данный овощ, фрукт или ягода. Ребенок, отгадавший загадку, получает картинку и кладет на соответствующее место на своей карте. Побеждает тот, кто первым заполнит весь лист. В дальнейшем, при участии детей в роли водящего, они могут сами загадывать загадки, перечислять наиболее яркие особенности характеризуемого фрукта (овоща, ягоды).







2024 © styletrack.ru.