Список военных летчиков испытателей героев ссср. Выдающиеся летчики-испытатели авиационной техники. Семен ворожейкин и другие дважды герои ссср


Летчики-асы. Они совершали подвиги и в мирное, и в военное время. Сотни часов они провели в небе, и оно стало для них настоящим домом. В нашем материале цитаты легендарных летчиков, которые вершили славную историю Военно-воздушных сил России.

Если быть, то быть первым.

Валерий Чкалов, советский летчик-испытатель ,
Герой Советского Союза

Кажется, я всегда тосковал по ощущениям, составляющим теперь мою принадлежность, — принадлежность счастливца, проникшего в воздух. Мне часто случалось летать во сне, и сон был упоительным.

Сергей Уточкин, один из первых русских авиаторов
и
летчиков-испытателей

Там, где я летчик, я педант. Но я и романтик. Я увлекаюсь логикой, психологией, литературой,
живописью.

Михаил Громов, советский летчик-испытатель ,
Герой Советского Союза

Храбрость без закалки — холостой выстрел.

летчик-ас , трижды Герой Советского Союза

Наша эскадрилья называлась «поющей» из-за нашей привязанности к песне, а мой позывной — «Маэстро». Из нашей эскадрильи 11 пилотов получили звание Героя Советского Союза, мне эта честь выпала дважды. И каждое звание, каждая боевая награда были оплачены ценою риска, мастерства, военного превосходства и реальных побед.

Виталий Попков, летчик, дважды Герой Советского Союза

Высота — ключ к победе. Тот, кто выше, может в любую минуту спикировать на вражеский самолёт и, развив большую скорость, достичь его.

, заслуженный летчик-испытатель СССР,
дважды Герой Советского Союза

Когда-то еще в детстве прочитал слова В.П.Чкалова : «Если быть, то быть первым». Вот я и стараюсь им быть и буду до конца.

летчик-космонавт , Герой Советского Союза

Нестеров пошел на исследования возможностей самолета, сделав петлю. Арцеулов доказал, что можно выводить самолет из штопора. А воздушные тараны, которыми добивались победы над немецкими асами советские летчики? Вы это со счетов не сбрасывайте. Для русской души, непонятной никому, нет преград!

Виктор Пугачев, заслуженный летчик-испытатель СССР,
Герой Советского Союза

Космонавт, который первым побывал в открытом космосе, представил автобиографию «Время первых. Судьба моя - я сам...». С разрешения издательства АСТ публикуем самые любопытные отрывки.

Опознали по родинке

Вокруг гибели Юрия до сих пор много инсинуаций. Что же стало причиной?

Для расследования Госкомиссия была создана, которую Дмитрий Федорович Устинов возглавил (на тот момент секретарь ЦК КПСС), а замом был главком ВВС маршал Павел Степанович Кутахов. Из семи человек, входивших в нее, только два сегодня остались: я и Степан Микоян - летчик-испытатель, генерал-лейтенант авиации, сын наркома Анастаса Ивановича Микояна. (Увы, пока писалась книга, Микоян умер. - Ред.)

Мы были к расследованию как специалисты привлечены. По итогам работы было очень странное заявление сделано: якобы учебный МиГ-15, пилотируемый Гагариным, резкий маневр совершил, связанный с отворотом от посторонних объектов - стаи гусей, предположим, воздушного шара-зонда, - и в штопор сорвался. В результате столкнулся с землей и экипаж погиб... Но как эксперт я категорически с этим был не согласен. И аргументы привел. В момент катастрофы я со своей «лунной» группой прыжки с парашютом рядом, в Киржаче, отрабатывал. Мы взрыв и сверхзвук услышали - раздались они практически одновременно - и направление определили, откуда это пришло. Позднее обломки самолета там и нашли.

На место гибели прибыли к ночи. И останки ребят видели (вместе с Юрой погиб летчик-испытатель Владимир Серегин). От них мало что осталось. Нет, ну как, определить, что это они, можно было. По одежде - синюю демисезонную куртку Серегина нашли, по фрагменту тела с родинкой - я ее на шее у Юры накануне, когда мы у парикмахера были, видел. Это такое страшное воспоминание...

«Пилот Су-15 спустился слишком низко»

Я с тремя крестьянами беседовал, которые указали, что видели низко летящий самолет. Во время следственного эксперимента они независимо друг от друга среди десяти макетов в полноразмерном масштабе Су-15 опознали. По их словам, из хвоста у него сначала пошел дым, потом - огонь, и он взмыл в облака. Ясно, что это не самолет Гагарина.

Мы знаем, что в тот день, 27 марта 1968 года, Гагарин и Серегин должны были на высоте до 10 000 метров летать, а выше - испытания Су-15, взлетевшего с экспериментального аэродрома ЛИИ (Летно-исследовательского института) в Жуковском, проходили. Если коротко, пилот этого истребителя-перехватчика режим нарушил: спустился под облака, на пейзажи посмотрел - так часто делают, потом форсаж включил и в облаках рядом с самолетом Гагарина, не видя его, на сверхзвуковой скорости прошел.

Возмущенным потоком этот Су-15 учебный МиГ-15 перевернул, в глубокую спираль загнал. Последний доклад Юрия на высоте 4200 метров был сделан: «Я, 625-й, задание в РИПе1* выполнил, иду на рубеж**».

Я считал, что никакой критики официальная версия не выдерживает, но мне сказали тогда: здесь серьезные экспертизы, не возникай, полковник. Все равно с заключением Госкомиссии я не согласился и, как потом выяснилось, был прав: остальные все врали.

«Переписали мои показания»

В 1991 году, когда 30-летие первого полета человека в космос отмечалось, о гибели Гагарина рассуждали все кому не лень, и версии самые абсурдные выдвигали: что летчики якобы пьяные были, что они охотились... Вынести это невозможно было, и мы к руководству страны обратились с просьбой собранные комиссией документы открыть и заново расследование провести. Нам разрешили. После этого, используя современную вычислительную технику, аэродинамическую трубу, академик Сергей Михайлович Белоцерковский все проверил.

Расчеты подтвердили: самолет, летевший на скорости 750, мог спуститься за 55 секунд с высоты 4200 метров до нуля, только войдя в глубокую спираль. Только одна трасса возможна (одна!), другие в эти данные просто не вписываются.

Кстати, среди документов о расследовании катастрофы свой акт я нашел - он кем-то был полностью переписан, и интервал между сверхзвуком и взрывом с 1,5 - 2 секунд до 15 - 20 был увеличен: это должно было означать, что расстояние между самолетами 50 километров было и Су-15 не виноват.

«Этому летчику за 90»

В 2013 году я к Путину обратился: «Владимир Владимирович! Сорок пять лет прошло с тех пор, как Юрий Гагарин погиб, документы откройте». Открыли. Все, как я сказал: несанкционированный самолет рядом со «спаркой» (так называли двухместный вариант одноместного истребителя или спортивного самолета) прошел, перевернул ее, а дальше меня попросили фамилию этого летчика-испытателя не называть...

Он, кстати, жив. Ему уже за девяносто. В 1988 году Героем Советского Союза стал...

Оказалось, что руководитель подготовки космонавтов Николай Петрович Каманин об этом знал, авиаконструктор Андрей Николаевич Туполев знал, но когда письмо товарищей, которые мою версию подтверждали, к первому заместителю председателя Военно-промышленной комиссии при Совете Министров СССР Николаю Сергеевичу Строеву попало (в 1954 - 1966 гг. он был начальником ЛИИ), тот распорядился: «Вопрос этот не поднимайте - погубите летчика. Он это неумышленно сделал».

Теперь тайны в этом нет, а есть разгильдяйство и нарушение режима полетов, но меня огорчает другое: что люди, работавшие в комиссии, знали правду, но делали вид, что это не так. Я хотел бы, чтобы все знали правду о гибели Гагарина.

Я один боролся с 1968 года, что-то доказывал. Я, как специалист, приглашенный работать в комиссии, написал свое видение произошедшего, я присутствовал при исследовании, и я все слышал, я был в тринадцати километрах от места падения Гагарина.

Теперь мне давали возможность объявить об истинной причине при условии, что я не назову имя летчика, который нарушил дисциплину и создал аварийную обстановку. Я дал слово, что не назову. Но он виноват. Он должен был летать на одной высоте, а спустился вниз. Я беседовал с крестьянами на следственном эксперименте, которые каждый по отдельности рассказывали, что они видели самолет, похожий на балалайку... А это Су-15, у него треугольное такое крыло...

Пули для Брежнева

22 января 1969 года я находился в автомобиле, обстрелянном офицером Виктором Ильиным в ходе покушения на Брежнева.

Так уж случилось, что в машину с космонавтами попали пули, предназначавшиеся Леониду Ильичу... Он потом подошел ко мне на торжественном приеме и попросил показать след от пули на моей шинели. А я что? Раз генеральный секретарь ЦК КПСС просит, пошли в раздевалку, и я продемонстрировал ему след от пули, пролетевшей по касательной. Брежнев был тогда очень растерян. Он все внимательно осмотрел и говорит:

Не волнуйся, это не в тебя, а в меня стреляли.

Баллистики позже провели экспертизу и установили, что меня чудом не зацепило. Так и сказали:

Спас тебя бог, Леонов.

Я ответил:

Значит, буду молиться...

Этот Ильин успел за несколько секунд выстрелить 16 раз. Первая пуля попала в голову водителю, и я резко повернулся в его сторону. Если бы продолжал сидеть в прежней позе, следующая пуля прилетела бы точно мне в висок. Еще одна прошла у живота, третья задела шинель в левой стороне груди, четвертая угодила в обшивку кресла за спиной. Словно кто-то сверху и в самом деле отводил пули от меня... Человек с расстояния в девять метров из двух пистолетов в упор стрелял...

В 9-м управлении КГБ наверняка знали о готовящемся покушении, Ильина уже искали, он ведь покинул свою воинскую часть под Ленинградом, прихватив два пистолета и четыре магазина к ним. Поэтому на подъезде к Кремлю автомобиль с Брежневым (там с ним еще сидел А. Н. Косыгин) отделился от кортежа и направился к Спасским воротам, а через Троицкие ворота другую машину пустили, где космонавты сидели: спереди - водитель и чекист Костя, на центральных сиденьях - мы с Береговым (он справа, я слева), сзади - Терешкова и Николаев. У нас точно такой же автомобиль был, как у Брежнева, - ЗИЛ-111.

У Троицких ворот в оцеплении и стоял переодевшийся в синюю милицейскую форму Ильин. Он пропустил первый ЗИЛ-111 и открыл огонь по второму, будучи уверенным, что стреляет по Брежневу. По совести, там должны были бы сидеть чекисты в бронежилетах, но на их месте оказался я...

«Ильин не был психически больным»

Ко мне домой (прошло лет пятнадцать) привозили этого стрелка Ильина. Прощения просил. Мол, не в вас целился, я хотел избавить страну от узурпатора. Ну, говорю, какой же он узурпатор... А он все спрашивал: «Что же мне теперь делать?» Я ему сказал:

Ты убил человека, а у него осталось двое детей. Найти вдову водителя, которого ты застрелил, детей, оставшихся без отца. Им в ноги падай, моли о прощении... Помоги как-то, если можешь...

Такой вот был разговор. Не был этот Ильин психически больным, как потом писали. Абсолютно нормальный, адекватный. Отсидел свое. Уже в 90-х годах его из психушки выпустили, и он очень сожалел, что ни в чем не повинного водителя жизни лишил...

ПОЧТИ АНЕКДОТ

«Спиртное на орбите»

В первый день на орбите я здорово разыграл американцев с водкой. (Речь идет о знаменитой стыковке нашего «Союза» и американского «Аполлона», случившейся 15 июля 1975 года, ее еще называют «космическим рукопожатием». - Ред.) Об этом в ЦУПе не знали, никто не знал. Это была чисто моя идея. Еще перед полетом достал этикетки: «Столичная», «Русская», «Старка» и «Московская». Положил их в бортовой журнал, а скотч у меня был. И после того как мы вышли на орбиту, я наклеил водочные этикетки на тюбики с борщом. А еще написал лозунг из Шекспира: «О дивный новый мир, что имеет таких людей». И на каждого дружеские карикатуры сделал.

Когда после стыковки сели за стол, мы с Кубасовым достали тюбики с «водкой». Объясняем американцам: «Ребята, русский обычай мы должны и в космосе чтить. А по традиции перед обедом мы должны выпить». Том Стаффорд отнекиваться стал:

Impossible... I can not... (Невозможно... Я не могу...)

Типа - нельзя, нарушение. И на телекамеры показывает. А я ему говорю:

Я сейчас выключу, чтобы никто не видел. И выключил. А с Земли кричат:

Включай!

Дал я каждому по тюбику, все на этикетки посмотрели и говорят:

Слушай, за это нам попадет.

Ничего...

Открывают: чин-чин! А там... борщ...

Никогда, - кричат, - этого тебе не простим: мы на такой риск пошли, а ты нас надул!

Потом видел - было снято крупным планом лицо Дональда Слейтона, когда он говорит: «Слушай, зачем ты обманул? Лучше бы была водка!» Но никто не верит, что мы не пили водку. Никто.

«Теория употребления коньяка в космосе»

А у нас реально ни грамма спиртного не было. Хотя академик Олег Георгиевич Газенко, основатель космической медицины, был убежден: немного коньячку на орбите не помешает.

Был такой момент. Когда летали Лебедев и Березовой, им обоим исполнялось в полете по сорок лет. На грузовом корабле я решил тайком отправить им коньяк: в булке хлеба вырезал середину и спрятал туда фляжку.

Так потом Валя Лебедев написал «Теорию употребления коньяка в космосе»: надо взять бутылку в рот, сделать резкий кивок головой - будет ровно тридцать граммов. И это напечатал в научном журнале!

Идет коллегия министерства. Министр Афанасьев чернее тучи. Показывает журнал:

Кто это сделал?

Я встал и говорю:

Сергей Александрович, это я сделал. Они так долго уже летают, им по сорок лет, бутылка коньяку на целых полгода...

А из зала кричат:

Мало! Мало!

Встает генеральный, Юрий Павлович Семенов, и говорит:

Алексей со мной это обсуждал. Я согласился, и мы отправили эту бутылку коньяку.

*РИП - район испытательных полетов.

**Рубеж - линия снижения.

Заслуженный летчик-испытатель скончался на 92-м году жизни


В Москве ушел из жизни заслуженный летчик-испытатель, Герой Советского Союза Георгий Мосолов. Ему был 91 год.

«От нас ушла легенда реактивной авиации, заслуженный летчик-испытатель, внесший огромный вклад в развитие отечественной авиации. Мы скорбим об этой утрате», - заявил генеральный директор корпорации «МиГ» Илья Тарасенко. Его цитирует ТАСС .

Георгий Мосолов родился 3 мая 1926 года в Уфе. В 1943 году он окончил Центральный аэроклуб имени В. П. Чкалова в Казани, в следующем году ушел в Красную Армию. В 1945 году он окончил школу первоначального обучения летчиков, в 1948 году — Чугуевское военное авиационное училище. До 1951 года он работал там летчиком-инструктором. В 1953 году Мосолов окончил Школу летчиков-испытателей, в 1959 году — Московский авиационный институт. В 1953 - 1962 годах Мосолов трудился на летно-испытательной работе в ОКБ А. И. Микояна.

Мосолов был одним из пионеров в освоении больших высот и скоростей и одним из первых советских летчиков, установивших мировые авиационные рекорды. Он установил шесть мировых рекордов, три из которых являются абсолютными, а также три всесоюзных абсолютных рекорда. В их числе - рекорды на первых опытных образцах уникального сверхзвукового фронтового истребителя МиГ-21. Его фотография в гермошлеме обошла многие иностранные газеты и журналы мира, на долгие годы став своеобразной визитной карточкой советской реактивной авиации.

Кроме того, Мосолов провел летные испытания многих первых экземпляров реактивных двигателей, различных опытных систем радионавигации, перехвата и вооружения.

11 сентября 1962 года Георгий Мосолов попал в аварию при испытании самолета Е-8/1 - опытного варианта МиГ-21 с более мощным двигателем. В кабине он получил травму головы и перелом руки. Летчику пришлось катапультироваться на высоте восемь тысяч метров. После катапультирования скоростным напором воздуха Мосолову сломало ногу. А после раскрытия парашюта его тело перехлестнуло лямкой, и летчик повис вниз головой. За считанные секунды до касания земли ему удалось скинуть лямку за. При приземлении на лес летчик сломал вторую ногу.

Мосолов пять часов дожидался прибытия спасателей. В больнице он перенес клиническую смерть, но врачи смогли вернуть его к жизни. Ходить летчик смог только через год, но полученные травмы не позволили ему после выздоровления вернуться на летную работу.

В 1960 году Мосолов был удостоен звания Героя Советского Союза. Кроме того он был кавалером орденов Ленина и Красной Звезды. В 1965 году он стал заслуженным летчиком-испытателем СССР.

Мосолов был одним из близких друзей первого советского летчика-космонавта Юрия Гагарина.

2 февраля 1904 года родился Валерий Павлович Чкалов — советский летчик-испытатель, Герой СССР. Он был командиром самолета, совершившим первый беспосадочный перелет через Северный полюс из Москвы в Ванкувер. Мы расскажем о семи выдающихся летчик ах -испытател ях советского времени.

Валерий Чкалов

Свою головокружительную карьеру летчика Чкалов начал слесарем-сборщиком самолетов в 4-м Канавинском авиационном парке в Нижнем Новгороде.

С 3 декабря 1931 года он участвовал в испытаниях — испытывал новейшие самолеты-истребители 1930-х годов И-15 и И-16 конструкции Поликарпова. Принимал участие в испытаниях истребителей танков ВИТ-1, ВИТ-2, тяжелых бомбардировщиков ТБ-1, ТБ-3, большого количества опытных и экспериментальных машин ОКБ Поликарпова.

Чкалов славился своим «лихачеством». После аварии, которая произошла в Брянске, Чкалов был обвинен в многочисленных нарушениях дисциплины. Приговором военного трибунала Белорусского военного округа от 30 октября 1928 года Чкалов был осужден на год лишения свободы, а также был уволен из Красной Армии. Отбывал наказание недолго, по ходатайству Климента Ворошилова менее чем через месяц наказание было заменено на условное.

Чкалов стал автором новых фигур высшего пилотажа — восходящего штопора и замедленной бочки. 5 мая 1935 года авиаконструктор Николай Поликарпов и летчик-испытатель Валерий Чкалов за создание лучших самолетов-истребителей были награждены высшей правительственной наградой — орденом Ленина.

20 июля 1936 года стартовал перелет экипажа Чкалова из Москвы на Дальний Восток. Он продолжался 56 часов до посадки на песчаной косе острова Удд в Охотском море. Общая протяженность рекордного маршрута составила 9375 километров.

18 июня 1937 года начался перелет Чкалова на самолете АНТ-25 через Северный полюс из Москвы в Ванкувер (штат Вашингтон, США). Полет проходил в сложных погодных условиях. 20 июня самолет совершил благополучную посадку в Ванкувере, штат Вашингтон, США. Протяженность перелета составила 8504 километра.

Сталин лично предложил Чкалову занять должность Наркома НКВД, но он отказался и продолжал заниматься летной испытательной работой. Чкалов погиб 15 декабря 1938 года при проведении первого испытательного полета на новом истребителе И-180 на Центральном аэродроме.

Степан Микоян

Степан Микоян родился 12 июля 1922 года. Он является сыном известного политического деятеля Анастаса Микояна. Степан Микоян — Герой Советского Союза, генерал-лейтенант авиации. В 1940 году он поступил в Качинскую военную авиационную школу пилотов в Крыму. В 1941 году переучился на истребитель Як-1 и в декабре был направлен в истребительный авиаполк, оборонявший Москву.

С первых чисел 1942 года Степан начал участвовать на Як-1 в полетах на прикрытие наших войск в районе Волоколамска. Зимой 1941-1942 годов Степан Микоян в составе этого полка произвел 10 успешных боевых вылетов. 11-й боевой вылет на прикрытие Истры 16 января 1942 года едва не стал для Микояна роковым — его Як по ошибке сбил младший лейтенант Михаил Родионов из 562-го полка.

Микоян освоил 102 типа летательных аппаратов и налетал около 3,5 тыс. часов. К октябрю 1942 года выполнил 14 боевых вылетов. Проведя 3 воздушных боя, сбил в составе группы 6 самолетов противника. Войну Степан Микоян закончил с двумя орденами.

Михаил Громов

Советский летчик Михаил Громов родился 12 февраля 1899 года. Он стал генерал-полковником авиации, Героем Советского Союза. Как человек чрезвычайно одаренный, он рано проявил разнообразные способности, в том числе в музыке и рисовании. После гимназии он поступил на медицинский факультет Московского университета и далее служил военным врачом.

Громов провел испытания многих известных самолетов. Выполнил ряд дальних перелетов по Европе, в Китай и Японию.

10-12 сентября 1934 года на самолете АНТ-25 совершил рекордный по дальности и продолжительности перелет по замкнутому маршруту — 12 411 км за 75 часов. В 1937 году на АНТ-25-1 совершил беспосадочный перелет Москва — Северный полюс — США, установив 2 мировых авиационных рекорда. За этот перелет Громов был награжден орденом Ленина.

Владимир Аверьянов

Полковник, заслуженный летчик-испытатель СССР Владимир Аверьянов родился 11 октября 1934 года. В 1953 году Аверьянов окончил Сталинградский аэроклуб. В 1955 году окончил Армавирское военное авиационное училище летчиков, затем служил летчиком в авиации ПВО.

С мая 1965 по декабрь 1968 года — летчик-испытатель Казанского авиазавода. В 1965-1966 годах испытывал серийные реактивные бомбардировщики Ту-16 и Ту-22, в 1966-1968 годах — пассажирские самолеты Ил-62 (вторым пилотом), а также их модификации.

С января 1969 по сентябрь 1994 года — летчик-испытатель Саратовского авиазавода. Испытывал серийные пассажирские самолеты Як-40 (в 1969-1981 годах) и Як-42 (в 1978-1994 годах). Имеет множество медалей и является заслуженным летчиком-испытателем СССР.

Иван Дзюба

Полковник, Герой Советского Союза, заслуженный летчик-испытатель СССР Иван Дзюба родился 1 мая 1918 года. Окончил Одесскую летную школу (1938), участвовал в Великой Отечественной войне как летчик-истребитель.

С июня 1941 по сентябрь 1943 года совершил 238 боевых вылетов, провел 25 воздушных боев. К февралю 1942 года сбил лично 6 и в группе 2 самолета противника.

21 июля 1942 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецко-фашистскими захватчиками и проявленные при этом мужество и героизм, майору Ивану Дзюбе присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда». С 1943 года служил летчиком-испытателем.

Николай Замятин

Летчик-испытатель СССР, капитан Николай Замятин родился 9 мая 1916 года в Перми, окончил В 1940 году Свердловский государственный университет и Свердловский аэроклуб.

В январе-ноябре 1942 года служил летчиком 608-го бомбардировочного авиационного полка, в ноябре 1942 — декабре 1944 — летчик, старший летчик и командир звена 137-го бомбардировочного авиационного полка.

Замятин воевал на Карельском фронте. Участвовал в обороне Заполярья. Совершил 30 боевых вылетов на бомбардировщике Пе-2. С 1947 года по 1971 год — летчик-испытатель Летно-исследовательского института. Провел испытания системы дозаправки на самолете Ту-2, испытания турбореактивных двигателей: ВК-7 на Ту-4ЛЛ, АЛ-7 на Ту-4ЛЛ, ВК-3 на Ту-4ЛЛ, АМ-3М на Ту-16ЛЛ, ВД-7 на М-4ЛЛ. Награжден орденом Октябрьской Революции, двумя орденами Красного Знамени, орденом Отечественной войны 2-й степени.

Михаил Иванов

Знаменитый летчик-испытатель, Герой Советского Союза, полковник Михаил Иванов родился 18 июля 1910 года. С 1925 года работал учеником токаря в Полтаве. Прошел курс теоретического обучения в Полтавском авиакружке Осоавиахима. В Советской армии — с 1929 года. В 1932 году окончил Сталинградскую военную авиационную школу летчиков, затем служил в строевых частях ВВС.

В 1939-1941 годах — летчик-испытатель военной приемки авиазавода № 301, испытывал серийные учебно-тренировочные самолеты УТ-2 и истребители Як-1. В 1941-м — летчик-испытатель военной приемки авиазавода № 31. Иванов испытывал серийные истребители ЛаГГ-3, Ла-5ФН и Як-3.

В ноябре 1941 года при эвакуации авиазавода в Тбилиси участвовал в боевых действиях на Юго-Западном фронте. Всего совершил около 50 боевых вылетов.

24 апреля 1946 года провел испытания одного из первых истребителей Як-15. Провел испытания различных модификаций истребителя Як-3, Як-11. Получил звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» за силы и мужество проявленные при испытании новой авиационной техники.

а еще Бахчиванджи испытывал первый реактивный самолет, погиб в 1942 г.,Коккинаки В.К.,мой земляк после встречи с ним в гортеатре в Новороссийске в 1966г. у меня была только одна мечта — МВТУ и в Космос! Юрий Гарнаев, Сергей Анохин, Ахмет —хан —Султан,Владимир Ильюшин (он еще замечательно исполнял песню Николая Доризо.. Если я заболею к врачам обращаться не стану)…Добрая им память они честь и достоинство нашей Родины!

С июня 1941 года на фронтах Великой Отечественной войны. По сентябрь 1942 года сражался в составе 4-го ИАП (летал на И-153, «Харрикейне» и Як-7), затем — до конца войны в составе 9-го Гвардейского ИАП (на Як-1, «Аэрокобре» и Ла-7).

К августу 1943 года командир эскадрильи 9-го Одесского Краснознамённого Гвардейского авиационного полка (6-я Гвардейская истребительная авиационная дивизия, 8-я Воздушная Армия, Южный фронт) Гвардии капитан Амет-Хан Султан совершил 359 боевых вылетов (из них 110 в небе Сталинграда), провёл 79 воздушных боёв, в которых сбил 11 самолётов противника лично и 19 — в составе группы.

24 августа 1943 года за мужество и отвагу, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза.

К концу войны произвёл 603 боевых вылета, в 150 воздушных боях лично сбил 30 и в группе 19 самолётов противника.

29 июня 1945 года помощник командира 9-го Гвардейского истребительного авиационного полка (1-я Воздушная армия) Гвардии майор Амет-Хан Султан награждён второй медалью «Золотая Звезда».

После войны поступил в Академию ВВС, но вскоре ушёл и стал работать лётчиком-испытателем (всего освоил около 100 машин). В 1946 года — Гвардии подполковник. В 1947 году получил звание «Лётчик-испытатель 1-го класса». В 1952 году удостоен Сталинской премии.

В 1961 году присвоено звание «Заслуженный лётчик-испытатель СССР». Погиб в испытательном полёте 1 февраля 1971 года.

Награждён орденами: Ленина (трижды), Красного Знамени (пять), Александра Hевского, Отечественной Войны 1-й степени, Красной Звезды, «Знак Почёта», медалями. Почётный гражданин города Ярославля. Навечно зачислен в списки воинской части. Бронзовый бюст Героя установлен на родине, мемориальная доска — в городе Каспийске Дагестанской АССР. Его имя носят школы № 27 в Махачкале и № 8 в Каспийске. Родные Героя живут в Москве.







2024 © styletrack.ru.