Сложноподчиненные предложения с придаточными времени примеры. Конспект урока "сложноподчиненные предложения с придаточными места и времени". Закрепление. Разбор предложений


Тема: Сложноподчинённые предложения

Урок: Сложноподчинённые предложения с придаточными места и времени

Придаточные места обозначают место или пространство, где находится предмет или происходит что-либо, и отвечают на вопрос где?, куда?, откуда? . Обычно придаточные места стоят после главной части: «Иди, куда влечет тебя свободный ум …» (А. Пушкин.) В главной части могут быть указательные слова там, туда, оттуда - это наречия, которые в предложении являются обстоятельством места: «Я отправился туда, куда пошли все одноклассники». Придаточное предложение может находиться и перед главным. Такой прием используется для усиления смыслового значения придаточного. Чаще всего это наблюдается в пословицах, поговорках афоризмах: «Куда ни кинь, всюду клин». (Пословица) Придаточные места прикрепляются союзными словами где, куда, откуда. Чтобы определить вид придаточного, надо посмотреть, к чему оно относится и на какой вопрос отвечает. Сравните: Везде (где везде?), где необходимо, построили детские площадки . - Деревня (какая деревня?), где скучал Евгений, была прелестный уголок. (А. Пушкин). В первом случае перед нами придаточное места, а во втором - придаточное определительное.

Придаточные предложения времени отвечают на вопросы когда? как долго? с каких пор? до каких пор? и др. Придаточные времени прикрепляются к главному предложению союзами когда, пока, лишь только, как только, едва, в то время как. Главные предложения могут иметь указательные слова тогда, до тех пор. При наличии в главной части наречия со значением времени, в том числе указательного слова тогда , придаточное присоединяется к главному союзным словом когда: «Мы встретились тогда, когда я готовился к поступлению».

Действия, о которых говорится в главном и придаточном предложениях, могут происходить одновременно или последовательно. При одновременности действий используются союзы когда, пока, покуда, как, в то время как . При последовательности действий употребляются простые союзы когда, едва, как только, лишь, чуть и др. Это стилистически нейтральные союзы. Союзы покуда и чуть имеют оттенок разговорности. Все составные союзы (в то время как, прежде чем, перед тем как и т.д. ) имеют оттенок книжности. Союзы покамест, как скоро, прежде, нежели устаревшие. Союз как может в одних случаях придавать речи архаический оттенок, в других - просторечный.

Домашнее задание

Вопросы

1. Как отличить придаточное места от придаточного времени?

2. Чем прикрепляются придаточные места к главному предложению?

3. Чем прикрепляются придаточные времени к главному предложению?

4. От каких предложение нужно отличать придаточные места?

Упражнение 1. Определите вид придаточных предложений.

(1) Что вы читали на этой неделе, пока мы не виделись? (А. Чехов.) (2) Деревня, где скучал Евгений, была прелестный уголок. (А. Пушкин.) (3) Садитесь, где свободно. (Д. Розенталь). (4) Я не знаю, где можно приобрести новый учебник. (5) Она улыбалась и откланивалась, и все они любили, когда она им улыбалась. (Ф. Достоевский.) (6) Вечером того же дня, когда уже заперли казармы, Раскольников лежал на нарах и думал о ней. (Ф. Достоевский.) (7) Нет величия там, где нет простоты, добра и правды. (Л. Толстой.)

Упражнение 2. Определите, чем прикрепляется к главному придаточное предложение.

(1) Где некогда все было пусто, голо, теперь младая роща разрослась. (А. Пушкин.) (2) В то время как другие дети играли в футбол, он часами играл на скрипке. (3) Он засмеялся и пошёл, куда захотелось ему. (М. Горький). (4) Когда мы с ним встретились, ему было пять лет. (5) Мы зашли в класс тогда, когда прозвенел звонок. (6) Он жил в то время, когда не было телевидения.

Упражнение 3. Запишите номера предложений из упражнения 2, в которых придаточные прикреплены к главному при помощи союзных слов. Сделайте вывод о виде придаточных.

1. Ефремова Т. Ф. Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный. - М.: Русский язык, 2000 ().

2. Справочно-информационный интернет-портал «Русский язык» ().

Использованныее ресурсы Интернет

1. Подготовка к олимпиаде по русскому языку ().

Литература

Русский язык: Учебник для 9 кл. общеобразовательных учреждений/ С.Г. Бархударов, С.Е. Крючков, Л.Ю. Максимов, Л.А. Чешко. М.: Просвещение, 2011.

Русский язык.9 кл.: учеб. для общеобразовательных учреждений /М.М. Разумовская, С.И. Львова, В.И. Капинос, В.В. Львов; под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта, - М.: Дрофа, 2011.

Розенталь Д.Э. Справочник по правописанию и литературно правке М.:2012

Единый государственный экзамен по РУССКОМУ ЯЗЫКУ Демонстрационный вариант контрольных измерительных материалов единого государственного экзамена 2013 года по русскому языку, подготовлен Федеральным государственным бюджетным научным учреждением «ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИЗМЕРЕНИЙ».

Демонстрационный вариант контрольных измерительных материалов для проведения в 2009, 2011, 2012, 2013 году государственной (итоговой) аттестации (в новой форме) по РУССКОМУ ЯЗЫКУ обучающихся, освоивших основные общеобразовательные программы основного общего образования, подготовлен Федеральным государственным бюджетным научным учреждением «ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИЗМЕРЕНИЙ».

1. Вопросы: придаточные времени отвечают на вопросы когда? как долго? с каких пор? до каких пор?

2. Средства связи: придаточные времени прикрепляются к главному предложению союзами : когда, пока, покамест, прежде чем, как только, как, как вдруг, едва, в то время как, с тех пор как, до тех пор как, по мере того как и др.

Составные союзы с тех пор как, до тех пор как, в то время как, по мере того как, прежде чем и др. могут полностью выполнять функцию союза. Однако в зависимости от смысла и логического ударения составной союз может разбиваться на две части (придаточное предложение в этом случае стоит после главного, в середине главного). Первая часть входит в состав главного предложения и является указательным словом - обстоятельством времени: в то время, по мере того, с тех пор, до тех пор, прежде и др.; вторая часть составного союза (как ) остаётся в придаточном предложении и самостоятельно выполняет функцию подчинительного союза. Запятая в этом случае ставится один раз - в середине составного союза.

Общие правила расчленения составного союза на указательное слово и простой подчинительный союз см. п. 2.4 Знаки препинания в сложноподчинённом предложении с одним придаточным .

    [Когда?] После того как миновали четыре часа дежурства у постели Степана, Иван Иванович отошёл душой (Копяева).

    (после того как - союз), .

    И даже после того [когда?], как стихи были напечатаны , он снова и снова возвращается к ним (Чуковский).

    [указ. сл., (как - союз), ].

3. Место в предложении: придаточные места могут стоять после главного предложения, перед главным предложением, в середине главного предложения.

    [Когда?] Когда я был моложе , я не мог написать насквозь ни одной главы (Фадеев).

    (когда - союз), .

    , (пока - союз).

Обратите внимание!

Когда в придаточном времени является союзом, а не союзным словом, как в придаточном определительном или в придаточном изъяснительном.

Ср.: [Когда?] Когда нетерпеливые угомонились, я уселся поудобнее (Тельпугов) - придаточное времени; когда - союз; Подошёл момент [какой?], когда надо прощаться - придаточное определительное; когда - союзное слово.

2.2. Придаточные предложения, которые относятся к одному слову в главном предложении

2.3. Придаточные предложения, которые относятся ко всему главному предложению

Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными.

Придаточные предложения места.

Придаточные предложения времени.

Предварительная подготовка к уроку

В качестве предварительной подготовки к уроку ученикам предлагается повторить теоретический ма­териал о видах придаточных предложений, придаточ­ных предложениях места и времени и выполнить не­сколько упражнений на повторение.

Цели:

1) повторить теоретический материал, посвящен­ный изучению темы «Сложноподчиненные предложе­ния с придаточными обстоятельственными»;

2) развивать способность грамотно и быстро различать между собой типы придаточных обстоятельственных предложений;

3) воспитывать любовь и интерес к родному языку.
Оборудование: учебник, таблица.

Тип урока : применение и совершенствование знаний.

Ход урока

I. Организационный момент

II . Проверка домашнего задания

Упражнение 1 (на повторение теоретического ма­терила)

Заполните пустые ячейки таблицы на следующей странице (ответы заключены в скобки ).

III. Работа над новым материалом

Учитель объявляет тему урока.

Придаточные предложения места

Учитель изображает на доске следующие схемы:

[...там], (где...).

[...туда], (где...).

[определяемое существительное], (куда...).

[глагол], (куда...).

[...там, (где...), ...].

Учитель : Определите тип представленных перед вами в схематическом виде предложений. (Сложнопод­чиненное обстоятельственное предложение с придаточ­ным места.) Составьте предложения по соответствую­щим схемам, запишите их.


Виды придаточных обстоятельственных

Союзы и союзные слова

Образа действия и степени

как, сколько, насколько, что, чтобы, будто, как будто, словно

[Ученик смог выполнить задание именно так, как об этом его попросил учитель.]

[где. куда, откуда]

Я пошел туда, куда указывала красная стрелка.

[когда, когда.. .то, пока, едва, как только, с тех пор как (с тех пор, как), до тех пор пока (до тех пор, пока)]

Когда мы собрались выходить из леса, было уже темно.

[если (если... то), когда, раз]

[Если долго смотреть на солнце, можно испортить зрение.]

[Причины]

Потому что, оттого что. благодаря тому что, так как, ибо, вследствие того, что

Вследствие того, что дорогу ровным слоем покрывал пушистый снег, проехать было невозможно.

чтобы, для того чтобы

Для того, чтобы выловить из пруда рыбу, требуется приложить определенные усилия.

[Сравнения]

Как, чем, чем - тем, словно, будто, точно

[Тихо, словно легкий ветер пробежал по поляне, прошла она по коридору]

[хотя, несмотря на то что, пускай, как ни]

[Несмотря на то, что луна практически не

появлялась из-за туч, за окном было светло.]

Следствия

Снег валил густыми липкими хлопьями, так что на улице ничего не было видно.

Упражнение 1


Составьте из простых предложений сложноподчи­ненные обстоятельственные с придаточными места, запишите получившиеся предложения. Составьте для каждого предложения схему, подчеркните средства введения придаточного предложения в сложное.

1. Город К(о)ломна располагается в (М/м)осков-ской области, в месте впадения Москвы(-)реки в Оку. 2. Люди стремглав поб(е)жали к месту падения а(пп/п)арата. 3. Мне назначили встречу возле пересечения (М/м)осковской и (С/с)аратовской улиц. 4. Автомо­биль потерпел аварию (в)близи с резким поворотом дороги, 5. В лесу мы остановились на поляне рядом с ра(з)битым молнией деревом. 6. Мы не запомнили ме­ста встречи с остальными участниками мар(а)фона.

Придаточные предложения времени

Учитель записывает на доске следующие предло­жения:

1. Когда во дворе расцвела светлой пеной сирень, я отправился в путь.

2. Я почувствовал себя окончательно выздоровевшим, когда смог говорить без затруднений.

3. Тепло придет к нам только тогда, когда солнце надолго задержится на высоком небосводе.

Учитель : Попробуйте составить схемы к каждому из приведенных предложений, а также определить порядок следования главного и придаточного предло­жений.

(1. (когда...), ; придаточное- главное;

2. , (когда...); главное - придаточное:

3. [только тогда], (когда...) главное - придаточное).

Учитель: Представленные схемы предложений отно­сятся к сложноподчиненным предложениям с придаточ­ными времени. Такие предложения выражают значение времени определенного явления или действия. Порядок следования главного и придаточного предложений сво­бодный: придаточное может стоять в начале или конце предложения, а также его может окружать конструкция главного предложения. (Например: Лишь только тогда, когда выпал снег, я смог выбраться из дому.)

Основными средствами присоединения придаточ­ного предложения к главному являются союзные сло­ва когда (в придаточном предложении), тогда, только тогда и т. д.

На предложение, осложненное конструкцией при­даточного времени, распространяется стандартное пра­вило постановки запятой, разделяющей между собой главное и придаточное предложения.

Упражнение 2

Диктант. Запишите текст под диктовку, уделяя особое внимание постановке знаков препинания и ор­фограммам слитного или раздельного написания не. Найдите в тексте сложноподчиненные предложения, определите вид придаточных. Докажите точность оп­ределения типа. Выделите главные члены предложе­ний и средства присоединения придаточных предло­жений к главным.

Степь. Во все стороны далеко(-)далеко раскинулась земля ровная - непокрытая ни строениями(,) ни ле­сами- ничем(,) кроме низкой поросли диких трав и сеяных хлебов.

Ветер в степи как песня(,) его можно слушать часа­ми. Днем(,) когда знойный воздух тяжел и неспокоен (,) только и слышен ветер. И лишь вечером(,) когда воз­душный океан(,) омывающий землю(,) постепенно ус­покаивается в прозрачной тишине(,) становятся слыш­ны и другие звуки.

Много жизни в этих пустынных равнинах(,) назы­ваемых степью. И среди голосов живой природы зву­чит в бескрайних просторах новая (,) не так давно вор­вавшаяся в степной хор песня машин. Нет такого уголка в наших степях(,) куда бы ни проникали машины... Прочно и неотъемлемо они вошли в степной пейзаж. Куда бы ни забрели вы по полям(,) всюду журавлино­му курлыканью и пению жаворонков вторит металли­ческая(,) мягко рокочущая песня машин (В. Овечкин).

(Ветер в степи как песня, его можно слушать ча­сами. - придаточное сравнения. Ветер как песня, мож­но слушать; как.

Днем, когда знойный воздух тяжел и неспокоен, только и слышен ветер. - придаточное времени. Слы­шен ветер, воздух тяжел и неспокоен; когда.

И лишь вечером, когда воздушный океан, омываю­щий землю, постепенно успокаивается в прозрачной тишине, становятся слышны и другие звуки. - при­даточное времени. Океан успокаивается, звуки ста­новятся слышны; лишь, когда.

Нет такого уголка в наших степях, куда бы ни проникали машины... - придаточное места. Нет угол­ка, проникли машины; такого, куда бы ни.

Куда бы ни забрели вы по полям, всюду журавли­ному курлыканью и пению жаворонков вторит ме­таллическая, мягко рокочущая песня машин. - при­даточное места. Забрели вы, песня вторит; куда бы ни, всюду.)

IV. Подведение итогов

В качестве подведения итогов ученикам предлага­ется обсудить решение заданий диктанта.

V. Домашнее задание

Упражнение

Напишите текст на любую тему из нескольких свя­занных между собой предложений, составленных по следующим схемам:

1. , (в то время, как...).

2. [..., (до тех пор как), ...].

3. (если...), [то...].

4. [такой...], (куда бы ни...).

5. [то], (что...).

6. [только..., (когда), ...].

Тема: Сложноподчинённые предложения

Урок: Сложноподчинённые предложения с придаточными места и времени

Придаточные места обозначают место или пространство, где находится предмет или происходит что-либо, и отвечают на вопрос где?, куда?, откуда? . Обычно придаточные места стоят после главной части: «Иди, куда влечет тебя свободный ум …» (А. Пушкин.) В главной части могут быть указательные слова там, туда, оттуда - это наречия, которые в предложении являются обстоятельством места: «Я отправился туда, куда пошли все одноклассники». Придаточное предложение может находиться и перед главным. Такой прием используется для усиления смыслового значения придаточного. Чаще всего это наблюдается в пословицах, поговорках афоризмах: «Куда ни кинь, всюду клин». (Пословица) Придаточные места прикрепляются союзными словами где, куда, откуда. Чтобы определить вид придаточного, надо посмотреть, к чему оно относится и на какой вопрос отвечает. Сравните: Везде (где везде?), где необходимо, построили детские площадки . - Деревня (какая деревня?), где скучал Евгений, была прелестный уголок. (А. Пушкин). В первом случае перед нами придаточное места, а во втором - придаточное определительное.

Придаточные предложения времени отвечают на вопросы когда? как долго? с каких пор? до каких пор? и др. Придаточные времени прикрепляются к главному предложению союзами когда, пока, лишь только, как только, едва, в то время как. Главные предложения могут иметь указательные слова тогда, до тех пор. При наличии в главной части наречия со значением времени, в том числе указательного слова тогда , придаточное присоединяется к главному союзным словом когда: «Мы встретились тогда, когда я готовился к поступлению».

Действия, о которых говорится в главном и придаточном предложениях, могут происходить одновременно или последовательно. При одновременности действий используются союзы когда, пока, покуда, как, в то время как . При последовательности действий употребляются простые союзы когда, едва, как только, лишь, чуть и др. Это стилистически нейтральные союзы. Союзы покуда и чуть имеют оттенок разговорности. Все составные союзы (в то время как, прежде чем, перед тем как и т.д. ) имеют оттенок книжности. Союзы покамест, как скоро, прежде, нежели устаревшие. Союз как может в одних случаях придавать речи архаический оттенок, в других - просторечный.

Домашнее задание

Вопросы

1. Как отличить придаточное места от придаточного времени?

2. Чем прикрепляются придаточные места к главному предложению?

3. Чем прикрепляются придаточные времени к главному предложению?

4. От каких предложение нужно отличать придаточные места?

Упражнение 1. Определите вид придаточных предложений.

(1) Что вы читали на этой неделе, пока мы не виделись? (А. Чехов.) (2) Деревня, где скучал Евгений, была прелестный уголок. (А. Пушкин.) (3) Садитесь, где свободно. (Д. Розенталь). (4) Я не знаю, где можно приобрести новый учебник. (5) Она улыбалась и откланивалась, и все они любили, когда она им улыбалась. (Ф. Достоевский.) (6) Вечером того же дня, когда уже заперли казармы, Раскольников лежал на нарах и думал о ней. (Ф. Достоевский.) (7) Нет величия там, где нет простоты, добра и правды. (Л. Толстой.)

Упражнение 2. Определите, чем прикрепляется к главному придаточное предложение.

(1) Где некогда все было пусто, голо, теперь младая роща разрослась. (А. Пушкин.) (2) В то время как другие дети играли в футбол, он часами играл на скрипке. (3) Он засмеялся и пошёл, куда захотелось ему. (М. Горький). (4) Когда мы с ним встретились, ему было пять лет. (5) Мы зашли в класс тогда, когда прозвенел звонок. (6) Он жил в то время, когда не было телевидения.

Упражнение 3. Запишите номера предложений из упражнения 2, в которых придаточные прикреплены к главному при помощи союзных слов. Сделайте вывод о виде придаточных.

1. Ефремова Т. Ф. Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный. - М.: Русский язык, 2000 ().

2. Справочно-информационный интернет-портал «Русский язык» ().

Использованныее ресурсы Интернет

1. Подготовка к олимпиаде по русскому языку ().

Литература

Русский язык: Учебник для 9 кл. общеобразовательных учреждений/ С.Г. Бархударов, С.Е. Крючков, Л.Ю. Максимов, Л.А. Чешко. М.: Просвещение, 2011.

Русский язык.9 кл.: учеб. для общеобразовательных учреждений /М.М. Разумовская, С.И. Львова, В.И. Капинос, В.В. Львов; под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта, - М.: Дрофа, 2011.

Розенталь Д.Э. Справочник по правописанию и литературно правке М.:2012

Единый государственный экзамен по РУССКОМУ ЯЗЫКУ Демонстрационный вариант контрольных измерительных материалов единого государственного экзамена 2013 года по русскому языку, подготовлен Федеральным государственным бюджетным научным учреждением «ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИЗМЕРЕНИЙ».

Демонстрационный вариант контрольных измерительных материалов для проведения в 2009, 2011, 2012, 2013 году государственной (итоговой) аттестации (в новой форме) по РУССКОМУ ЯЗЫКУ обучающихся, освоивших основные общеобразовательные программы основного общего образования, подготовлен Федеральным государственным бюджетным научным учреждением «ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИЗМЕРЕНИЙ».

Урок русского языка в 9-м классе

Цель урока: формирование умений: 1) распознавать придаточные места, отличать их от других видов придаточных (определительных, изъяснительных); 2) совершенствовать орфографические и пунктуационные навыки.

Ход урока

1. Лингвистическая разминка

Спишите, расставьте ударения в словах: договор, столяр, предположить, красивее, начал, начала, партер, алфавит, ржаветь, позвонит, облегчить.

(Догов о р, стол я р, предполож и ть, крас и вее, н а чал, начал а , парт е р, алфав и т, рж а веть, позвон и т, облегч и ть).

2. Проверка домашнего задания

Вопросы на закрепление. Теория:

— На какие вопросы отвечают придаточные степени? Приведите примеры.

— На какие вопросы отвечают придаточные образа действия? Приведите примеры.

— Как различить однозначные и многозначные придаточные степени и образа действия?

— В каком стиле речи и с какой целью используются СПП с придаточными степени, имеющие добавочное значение сравнения?

Синтаксический разбор предложений.

Последний свой приезд в деревню он помнил так хорошо, будто только сейчас и возвращался обратно.

Живите так, как вас ведет звезда, под кущей обновленной сени.

Кони так сильно устали, что после остановки сразу легли на землю.

3. Изучение СПП с придаточными места

Записать предложения, составить их схемы, определить вид придаточных предложений.

— Откуда солнышко встает, оттуда и лето красное придет.

— Куда иголка, туда и нитка.

— Нет истины, где нет любви.

Вывод: придаточные места уточняют обстоятельства места главного предложения.

Работа с таблицей «Виды придаточных предложений»:

Вид придаточного На какой вопрос отвечает К чему относится Место придаточного Чем прикрепляется
1. Определительное какой? к существительному в главном предложении после определяемого слова союзными словами который, что, где, куда и др.
2. Местоименно-определительное какой? (кто именно, что именно?) к местоимению в значении существительного до и после определяемого слова союзными словами кто, что
3. Изъяснительное вопросы косвенных падежей к словам со значением мысли, речи, чувства союзами что, как, будто, чтобы , союзными словами кто, что и др.; частицей ли
Обстоятельственные:
4. Степени в какой степени? насколько? после главного союзы и союзн. слова что, как, будто, словно, сколько…
5. Образа действия как? каким образом? к сочетанию с указательным словом после главного союзы и союзн. слова что, как, чтобы, словно…
6. Места где? куда? откуда? ко всему главному предложению свободное (до, после, внутри главного предложения) союзные слова где, куда, откуда

— На какие вопросы отвечают придаточные места?

— Чем прикрепляются придаточные места к главному предложению?

— К чему относится придаточное места?

4. Закрепление. Разбор предложений

Определить вид придаточного, составить схему.

1) Мы не знали, где остановиться на ночлег.

2) Деревня, где скучал Евгений, была прелестный уголок.

3) Мне хотелось уйти туда, где можно спокойно отдохнуть.

Вывод: Одно и то же союзное слово присоединяет к главному разные придаточные (определительные, изъяснительные, места).

5. Работа с учебником

Выполнение упражнения № 135 по вариантам: I вариант предложения № 1 – 5; II вариант предложения № 6 – 11.

6. Тест. Прочитайте предложения и ответьте на вопросы.

А. Куда ни обращаю взор, кругом синеет мрачный бор.

Б. Голицыно где мы проводили лето, встретило нас разноголосым ребячьим хором.

В. Я не знаю, где граница меж товарищем и другом.

Г. Солоха долго думала, куда ей спрятать гостя.

Д. В том месте, где зашло солнце небо еще рдело багряными полосами.

  1. Найдите предложения, в которых допущены ошибки в постановке знаков препинания.
  2. Найдите сложноподчиненные предложения, в которых придаточное стоит в середине главного.
  3. Укажите сложноподчиненное предложение с придаточным места.
  4. Укажите сложноподчиненное предложение с придаточным изъяснительным.
  5. Найдите сложноподчиненное предложение с придаточным определительным.

7. Тест

Найдите предложения, в состав которых входят придаточные места.

А. И Таня входит в дом пустой, где жил недавно мой герой.

Б. Теперь море пшеницы шумит там, где когда-то шла война.

В. Где некогда все было пусто, голо, теперь младая роща разрослась.

Г. Не знаю, где он нашел этот экземпляр.

Д. Я смотрел туда, где толпились люди.

8. Домашнее задание

  1. Упражнение
  2. Сочинение-миниатюра: опишите с помощью СПП с придаточными места географическое положение своего поселка.







2024 © styletrack.ru.