Как сочинить рассказ по пословице. Короткие рассказы с пословицами. Этапы работы над проектом


Короткие рассказы с пословицами

Небольшие рассказы-сочинения, заканчивающиеся пословицей, нередко задают детям педагоги в школе. Как самому написать такой рассказ? Рассказ «Про семечко»
Автор рассказа: Ирис Ревю

Про семечко - Ирис Ревю

Однажды Маша и Ваня нашли маленькое семечко. Говорить оно не умело, а ребята не знали, что же может из него вырасти. Они учились ещё в начальной школе, и с семенами иметь дело им ещё не приходилось. Дедушка когда-то читал им сказку о крохотном волшебном семечке, из которого вырос золотой колосок. Ребятам очень хотелось узнать, что вырастет из найденного семечка, и спросили об этом дедушку. Но дедушка не знал. Наутро Маша и Ваня придумали вот что. Взяли маленькую тряпочку, намочили её тёплой водой и положили в неё семечко, чтобы поскорее проклюнулся росток. Росток показался довольно быстро, и дети посадили его в землю. Всё время, пока стояли тёплые денёчки, они бегали и проверяли, как чувствует себя растение, не забывая при этом поливать его. А дедушка сказал, что торопить события не стоит, и напомнил русскую пословицу: «Всё в свой срок: придет времечко, вырастет и семечко».

Выходной день был серым и скучным. Ничего не хотелось делать. Сначала мы с Мишкой мечтали, потом пытались делать уроки. Но решили оставить это дело до завтра. Игра тоже как-то не клеилась. В шахматах мы потеряли фигуру, и долго искали её по квартире. Но она не попадалась. Потом сидели на диване, и нам обоим казалось, что мы чувствуем себя как-то не так.

Мама предложила нам помочь ей прибраться на балконе. Это было неинтересно, но мы согласились. Надо было навести порядок в инструментах, строительных материалах, оставшихся после ремонта, и аккуратно сложить старые игрушки. Как же сделать так, чтобы всё лежало компактно и красиво? Мы с Мишкой долго кумекали, что и как поставить. Наконец балкон был прибран. Настроение стало замечательным, а про головную боль мы забыли вовсе. А мама сказала нам: «От лени человек болеет, а от труда здоровеет».

О помощи маме

Помощь маме со стороны детей необходима. Мама – это человек, которому нужно выполнить сто дел: приготовить еду, навести порядок в квартире, собрать на даче урожай, прибрать приусадебный участок, позаниматься с детьми, постирать, погладить…А ведь мама ещё и работает! В этих условиях помощь детей её жизненно необходима. Да и дети приучаются к труду. Посмотрите внимательно на своих мам: может им нужна ваша помощь?

В правдивости этого высказывания я убедился ещё в детстве. К сожалению, часто случается так, что будучи детьми мы не можем понять, где же нас подстерегают неприятности. Это случилось и со мной, а тот день я запомнил ещё на долгие годы.

Сочинение В доброй беседе всяк ума копит (по пословице 4 класс)

В доброй беседе всяк ума копит – так гласит пословица. Но какая беседа является «доброй»? Наверное, не только такая, которая рождает приятные ощущения и кажется «доброй».

Сочинение Cделал дело - гуляй смело по пословице

Людей не могут воспринимать, такими образами, какими являются их дела. Дела имеют осмысление и результаты, которыми могут гордиться те люди, которые их сделали. Если имеется взаимодействие с материальными и моральными стимулами

Сочинение по пословице Делу - время, потехе - час 4 класс

Все мечтают о хорошем отдыхе после тяжелой работы. Если упорный труд принес плоды, а результатом можно гордиться, то отдыхать еще приятнее. Но, и перерабатывать не стоит. Нужно правильно дозировать

Сочинение Умные речи приятно и слушать

В наше время, в мир современных развитых технологий люди стали все меньше и меньше уделять времени чтению различной литературы. На смену этому пришла массовая компьютеризация, наступило время цифровых технологий

Сочинение Ученье - свет, а неученье - тьма 5 класс

Сочинение Яблоко от яблони недалеко падает

Эту пословицу многие слышат с самого детства, но не многие действительно размышляют над смыслом этих слов. Поэтому постараемся понять, какие значения тут скрыты.

Сочинение Посеешь привычку пожнешь характер

Многим известна поговорка: Посеешь поступок - пожнёшь привычку, посеешь привычку - пожнёшь характер, посеешь характер - пожнёшь судьбу

Народная мудрость часто собирает самые мудрые мысли в короткие изречения, которые становятся поговорками и пословицами. Благодаря этому представители народа могут легко

Люди достаточно часто обещают друг другу, дают «честное слово», что придет, вернется или выполнит. Еще чаще все это не выполняется. Бывало в детстве в разговоре со старшими, они обещают исполнить твою просьбу или сами предлагают что-то

Сочинение по пословице Гнев твой враг твой для 7 класса

Согласен с этой фразой, так как гнев заставляет нас делать то, о чем часто приходится после жалеть. Я слышал, что многие преступления совершаются в гневе

Сочинение по пословице В гостях хорошо а дома лучше

Вообще-то, я убедилась в правдивости этой фразы… Мне многие люди говорили, мол, дома лучше. Но мне всегда ка-то не очень верилось. Как так может быть? Идёшь в гости, там тебя встречают, вкусно кормят, развлекают…

Сочинение по пословице Безделье мать всех пороков 7 класс

Не могу сказать с уверенностью, что именно безделье мать всех пороков. Конечно, когда у человека слишком много свободного времени, когда ему скучно, он мается… Он не знает (счастливчик), чем себя занять. Ходит из угла в угол, звонит друзьям

Сочинение по пословице Без труда не выловишь и рыбку из пруда 7 класс

У каждого человека есть свои цели, которые он хочет достичь. Стоит понимать, что, если не прикладывать никаких усилий, то результата должного добиться весьма трудно. Человек создан для работы, ибо, усердствуя, прогрессируешь

Сочинение по пословице Не имей сто рублей, а имей сто друзей

В русском языке существует очень много пословиц, и каждая имеет свой смысл. Какой же смысл несет пословица: «Не имей сто рублей, а имей сто друзей»?

Сочинение Человек кузнец своего счастья 5 класс рассуждение по пословице

Совершая что-либо, человек должен понимать, что каждый последующий шаг зависит только от него самого. Римский консул Аппий Клавдий говорил: Всяк своего счастья кузнец

Сочинение по пословице Бесполезно носить дрова в лес 7 класс

Если разбирать пословицу по ее смысловым составляющим, то суть ее станет ясной. Первое слово, используемое в пословице, - «бесполезно». Мы сразу можем видеть, что речь пойдет о неком действии

Сочинение по пословице В радости знай меру, в беде не теряй веру

В этой пословице говорится о двух аспектах жизни человека – радости и горе, счастье и несчастье. Это очень мудрая пословица, потому что советует сохранять человеку меру в радости, а в беде – веру.

Сочинение Пословица недаром молвится рассуждение

В пословицах концентрируется народная мудрость - наблюдения за жизнью. они краткие, меткие, запоминающиеся. И в этой самой пословице говорится как раз о пользе пословиц, о том, что они не даром говорятся.

Сочинение по пословице Под лежачий камень вода не течет

Русский народ употребляет в своей речи огромное количество пословиц и поговорок. В них заключена мудрость веков. Люди с давних пор подмечали особенности человеческой натуры и выражали все в одной небольшой фразе, которая имеет глубокий смысл

Сочинение по пословице Будь не скор на обещания, а скор на исполнение

Как все же много мудрости заложено в наших пословицах и поговорках. Ведь они так незаметно нас учат жизни, спасают от неповторимых ошибок.

Сочинение по пословице Не откусывай больше того что ты в состоянии проглотить

Пословицы на то и придуманы, что в будничной жизни люди сталкиваются с похожими ситуациями. Передаются мудрые изречения из уст в уста ровно столько, сколько мы живем со времени появления речи

Сочинение Пословицы и поговорки - зерна народной мудрости рассуждение

Как часто слышим мы от окружающих, да и сами нередко употребляем в речи, множество поговорок и пословиц. Не зря их называют зернами мудрости народа. Ведь и правда: высказывания коротенькие – зерна тоже небольшие, а из зерна вырастает плод

Сочинение Хлеб всему голова (по пословице про Хлеб)

Хлеб – это символ достатка и благополучия, этот продукт мы каждый день видим у себя на столе. Но мало кто задумывался, какой же долгий и тернистый путь он проходит, прежде чем попасть к нам в дом

Какой смысл содержит пословица: дело мастера боится? Есть, к примеру, дело, которое вас заинтересовало и хочется увидеть результат работы. Если результат получился и он понравился самому мастеру, это и значит, что ему подчинилось дело.

Сочинение Друга за деньги не купишь рассуждение по пословице

Как говорят: «Друга за деньги не купишь». Так ли это?.. Настоящего друга найти очень сложно. Хотя, если у тебя много денег, тебя могут окружать люди, которые и похвалят тебя, и поддержат словом ласковым. Но в этом ли дружба?

Сочинение по пословице Слово не воробей, вылетит – не поймаешь

Пословица «Слово не воробей, вылетит – не поймаешь» говорит о том, что необходимо следить за тем что сказано вслух. Можно сказать, что-то необдуманно и обидеть человека.

Речь – это то, что дала человеку Природа, и что тот смог развить себе во благо. Человек должен развивать свой словарный запас, обогащать его чтением художественной литературы

Напишите сочинение по одной из пословиц на выбор

Много пословиц приходят в нашу жизнь из уст старшего поколения. Все реже можно их встретить в современной литературе. Хорошо, что можно почерпнуть знания про пословицы со школьной программы. Ведь каждый ребенок, в нашей стране, посещает школу, а значит, столкнется с ними. Возможно, даже прислушивается и воплотит в жизнь.

Трудно перечислить тематику всех пословиц. Наши предки очень любили их изобретать, опираясь на случаи из жизни, которые с ними произошли или непосредственно на их глазах. Самые популярные про труд, природу, погоду, доброту. Но, самая главная, конечно же, о дружбе: друзья познаются в беде.

Отдельный случай составляют плохие новости, неприятности в семье или на работе. Здесь часть друзей теряется. У них находятся свои проблемы, которые срочно нужно решать. В одиночестве очень тяжело переносить негативные эмоции, помощь друга просто необходимо. Существуют, безусловно, сильные духом люди и они стойко все переносят самостоятельно. Но приходит время, когда каждому нужно кому-то выговориться. На помощь спешат настоящие друзья. Они оставят все свои незаконченные дела на потом, приедут, помогут, посоветуют правильное решение в сложный момент. Такого человека сразу можно назвать настоящим другом.

Немаловажную роль обозначает свое отношение к разным ситуациям в дружбе. Если самому некогда выбрать момент, чтоб поддержать товарища, помочь в чем-то или даже просто так хорошо провести время, то не стоит и надеяться на него, когда он может пригодится. Такая дружба носит потребительский характер. Общение происходит только тогда, когда что-то нужно одному от другого.

Быть хорошим другом легко и трудно одновременно. Легкость в том, что всегда есть желание помочь, когда попросят. А вот когда беда существует, а на подмогу никто не зовет, как поступить. Тактично промолчать и делать вид, что ничего не происходит или брать инициативу в свои руки и что-то делать. Такие ситуации и показывают, как друг познается в беде.

3 класс

Тема. «Пословицы и поговорки».

Цели. Пополнить активный словарный запас учащихся пословицами и поговорками, уточнить значения некоторых из них; развивать творческие способности учащихся, чувство ответственности за порученное дело; учить детей самостоятельно искать необходимую информацию с использованием различных источников, работать в группах, обмениваться информацией, поддерживать разговор, уметь выражать свою точку зрения и обосновывать ее; анализировать и оценивать собственные творческие и деловые возможности.

Этапы работы над проектом

Этап 1. Разработка проектного задания

Задачи этапа – определение темы, уточнение целей, выбор рабочих групп и распределение в них ролей, определение источников информации, постановка задач, выбор критериев оценки результатов.

Класс делится на 4 группы, которые получают задания:

    группа 1 – собрать теоретический материал о пословицах и поговорках;

    группа 2 – собрать и придумать рассказы, поясняющие смысл пословиц;

    группа 3 – найти пословицы народов мира;

    группа 4 – придумать задания для викторины о пословицах.

Этап 2. Разработка проекта

Задачи этапа – сбор и уточнение информации.

Ученики самостоятельно работают с информацией индивидуально, в группах и парах, анализируют и синтезируют идеи.

Учитель наблюдает и консультирует.

Этап 3. Оценка результатов

Задачи этапа – анализ выполнения проектных заданий.

Ученики участвуют в подготовке к представлению материала на уроке-презентации.

Этап 4. Защита проекта. Урок-презентация

Задача этапа – коллективная защита проекта.

Ученики выступают перед одноклассниками и жюри.

Выступление первой группы.

Пословицы и поговорки

Трудно сказать, с каких пор в народе начали ходить пословицы и поговорки. Бесспорно, они возникли в древности и сопровождали жизнь народа на всем протяжении его истории. Отношение к ним выразилось во многих изречениях: «Пословица недаром молвится» или «Пословица в век не сломится». Пословицами интересовались многие русские писатели: А. Пушкин, П. Катенин, И. Крылов. В письмах Пушкина упоминается 120 пословиц.

В.И. Даль писал, что пословицы – это «цвет народного ума». М.И. Шолохов назвал пословицы «сгустком разума», «крылатой мудростью». Пословицы красят речь, делают ее образной. Работа по собиранию пословиц начинается с ХVII века – это были рукописные сборники, их составители неизвестны. В ХVIII веке пословицы собирали Ломоносов, Татищев, Богданов. Наиболее крупными были сборники Кнежевича и Снегирева. В 1862 году вышел сборник Даля, куда вошло свыше 30 000 пословиц.

В.И. Даль родился 10 ноября 1801 года в городе Луганске. История его жизни очень интересна. Сын обрусевшего датчанина и немки, только в 70 лет принявший православие, моряк, врач и чиновник. Но какая же нужда заставила этого человека взять на себя колоссальный труд – составление русского словаря, собирание русских пословиц и поговорок? Ведь Даль не был ни ученым, ни даже русским по национальности. Хотя он писал: «Ни прозвание, ни вероисповедание, ни самая кровь предков не делают человека принадлежностью к той или иной народности. Кто на каком языке думает, тот к тому народу и принадлежит. Я думаю по-русски».

Даль был первооткрывателем. До него еще никто не составлял словарей. Словарь Даля – исторический словарь. Его можно читать подряд, составляя точное представление о жизни людей. Владимир Иванович не просто собрал огромное количество слов и выражений, но и сопроводил их множеством пословиц и поговорок. В этом проявилась народность и словаря, и составителя.

Выступление второй группы.

Рассказы о пословицах

Всему свое время

Жил-был мальчик Петя Солнцев. Не был он ни умным, ни глупым, ни отличником, ни двоечником, ни ленивым, ни трудолюбивым. Средний был мальчуган.

Однажды Пете задали много уроков. Но его так одолела лень, что он сначала час читал книгу, потом тридцать минут смотрел телевизор, а потом пошел с друзьями играть в футбол. Он играл так долго, что, придя домой, не имел уже ни сил, ни времени и ни желания делать уроки. И Петя решил их не делать.

На следующий день, когда мальчик пошел в школу, была контрольная. Петя получил двойку потому что он совсем не учил уроки.

Дома мама сказала: «Всему свое время».

Некоторые люди, когда опаздывают на работу, нарушают правила и проезжают на красный сигнал светофора. За это их останавливает работник ГАИ и штрафует. И они еще больше опаздывают на работу.

Не имей сто рублей, а имей сто друзей

Жил-был бедный художник. У него было много друзей. Однажды он заболел. Ему нужна была дорогая операция, но у него не было денег. Тогда все его друзья привезли деньги. Художнику сделали операцию, и он выздоровел.

Какие еще пословицы подходят к этим рассказам?

    Что говорят про упрямых? (Нашла коса на камень .)

    Как остерегут болтуна и пустослова? (Слово не воробей: вылетит – не поймаешь .)

    Что напомнят лентяю? (Лень прежде тебя родилась .)

    Как подбодрят робкого? (Глаза страшатся, а руки делают .)

    Как успокоят пугливого? (У страха глаза велики .)

    Что скажут про нерасторопного? (Улита едет, когда-нибудь будет. )

    Как поторопят копушу? (Семеро одного не ждут. )

Инсценировка рассказа

На улице Тихой жило-было Маленькое Дело.
А на улице Шумной жило-поживало Большое Безделье.
Большое Безделье всегда хвасталось:
– Вон я какое большое! А ты – мелюзга. Тебя и под микроскопом не видать.
Маленькое Дело помалкивало и смотрело на календарь: скоро весна.
– На календарь все глядишь? – не унималось Большое Безделье. – Думаешь, солнце припечет, дождь польет, и тебя больше будет?
Наступила весна. Маленькое Дело брало маленькую лопатку. Вскапывало маленькую грядку и сажало маленькие зернышки.
Большое Безделье брало большое одеяло, стелило его на большой поляне, брало большой журнал «Еженедельник бездельников» и отдыхало.
А когда всходили маленькие ростки и из них рождались великолепные цветы, все прохожие восхищались: какой аромат! Благодарили Маленькое Дело и приговаривали: мал золотник, да дорог.
Когда аромат цветов долетал до Большого Безделья, оно недовольно поворачивалось на другой бок и ворчало:
– И все равно я лучше!

У. А вы, ребята, как думаете?

Д. Маленькое дело лучше большого безделья.

Выступление третьей группы.

Пословицы народов мира

«Оглядывайся на себя по три раза в день». Эта японская пословица учит следить за своим поведением.

Монгольская пословица «И путешествие в десять тысяч стран начинается с первого шага» говорит о том, что любое большое дело начинается с малого.

Когда пострадает невинный человек, арабы говорят: «Море поссорилось с ветром, а пострадала лодка».

«Пересол вызывает жажду». Это значит, что во всем нужна мера.

Русские говорят: «Не рой другому яму – сам в нее попадешь». А осетины говорят: «Не бросай камнями из стеклянного дома».

Французы советуют не отчаиваться и говорят: «Потерпев поражение, начинай сначала».

Когда индийцы не берегут дружбу, им говорят: «Не прерывай грубо нить дружбы, ибо если придется ее связать, то останется узел». Русские скажут: «Разбитую чашку не склеишь».

Если за контрольную работу «двойку» получишь не только ты, но и большинство одноклассников, то уместно будет воспользоваться латинской пословицей: «Утешение для несчастного – иметь товарищей по несчастью».

«Слово – серебро, а молчание – золото», – скажет русский, а бенгалец: «Кто много говорит, начинает врать».

Задание: соотнести русскую пословицу с иностранной пословицей.

Выступление четвертой группы.

Викторина

1. Вставь рисунок в пословицу.

    Дареному... в зубы не смотрят. (Коню. )

    Когда... на горе свистнет. (Рак. )

    Рубят – щепки летят. (Лес. )

    Не..., так и не мычи. (Ко рова. )

    Не плюй в... – пригодится воды напиться. (Колодец. )

    Большому... – большое плавание. (Кораблю. )

2. Собери части пословицы.

– сколько волка ни корми
– век живи
– любишь кататься
– лучше поздно
– семь бед
– за спрос
– он все в лес смотрит
– век учись
– люби и саночки возить
– чем никогда
– один ответ
– денег не берут

3. Подбери пословицу к иллюстрациям.

Не хвались печью в нетопленой избе

Жила-была одна-одинёшенька дивчина Агафья. После смерти родителей достался ей дом отцовский. Агафья появилась в семье поздно, украсила радостью и счастьем последние годы жизни стариков. Шестнадцать лет Агафья утешала старость отца и матери, а на семнадцатом годке не стало их.

Осталась Агафья одна, тяжело ей было с хозяйством справиться. Настала пора искать ей жениха, да только парни молодые стороной её дом обходили. Не умела Агафья ни стряпать, ни супы варить. Родители всю жизнь работали, много в избе добра было всякого, ими добытого. Да только после смерти их редко в доме топилась печь, а огород рядом с избой порос травой.

Сидит Агафьюшка целыми днями у окна и плачет: «Нет маменьки, нет батеньки, некому мне косы русые заплести, некому кашу сварить. Грустно мне, одиноко мне. По что они меня сироткой оставили?»

Услышала те речи соседка Агафьи бабка Настасья. Решила бабушка в дом девушки зайти да успокоить сиротку. Заглянула в дверь и ахнула. У Агафьи углы избы паутиной поросли, бельё нестиранное, неглаженное на кроватях лежит, из печи зола сыплется. Хоть и добра в доме полным-полно, да всё пылью поросло. Подошла бабка Настасья к Агафье и говорит:

Слезами горю не поможешь. Сколько отмерено человеку на земле, столько и проживёшь. Прожили твои родители жизнь длинную, много добра в дом принесли. Смотрят они на тебя с неба и печалятся. Видят, что доченька их, красавица, ничего не делает, только слёзы льёт, а её годы молодые сквозь пальцы утекают.

А что же мне делать без родителей? Не умею я ничегошеньки! – ответила Агафья.

А ты смерть кликать перестань, лучше дело делай. Прибери избу, печь от золы почисти, растопи, испеки пирогов, каши навари – займись хозяйством и сама почувствуешь, как легко на душе станет. Так уж и быть, помогу я тебе на первых порах. Только ты на меня сильно не серчай, когда я замечания тебе делать буду.

Хорошо, бабушка Настасья, - согласилась Агафья.

Так и стала бабка Настасья с Агафьей жить-поживать. Агафья учится быстро. Вот и пироги пышные из печи выходят, и щи густые, и в огороде картофель крупный растёт, а не бурьян-трава. Некогда Агафье стало думу грустную думать: вся в делах, вся в заботах. Успокоилось сердце девушки, стала она краше прежнего.

А парни молодые тем временем в окна избы Агафьиной поглядывают, мимо не проходят, останавливаются, на дивчину за работой любуются. Пришёлся по сердцу Агафье красивый Степан. Сговорились они между собой и решили свадьбу сыграть. Бабка Настасья помогла им свадебку отпраздновать, пожелала молодым здоровья и счастья семейного, да мешать не стала. Теперь Агафья и Степан сами гнёздышко семейное вьют, деток поджидают.

Дом вести - не лапти плести.

Дом вести - не бородой трясти.

Не красна изба углами, а красна пирогами.

Не беда ошибиться, беда не исправиться

В городе одном в семье дружной жила-была Дашенька. Матушка будила её по утрам и отправляла в школу на обучение. Добиралась Даша до школы быстро: только дорогу перейти. От того и вставать ей слишком рано не хотелось. Любила девочка поспать до последней минуточки.

Из школы возвращалась Дашенька домой, а уроки делать не торопилась. Быстренько поест, да на улицу бежать. А чуть что, так сразу к маменьке и в слёзы. Не хотелось порою девочке признавать своих ошибок, старалась она причину найти или другого обвинить в том, что он и не делал вовсе.

Так и жила Даша, пока в школе не появился новый учитель. Увидел он, что Даша ленится, сама задания выполнять не хочет, у других списывает, с себя вину на других перекладывает. Решил учитель оставить девочку после уроков заниматься дополнительно. Закапризничала Дашенька, запричитала, слезами облилась, а делать нечего – учитель строг и непреклонен.

Сидит Даша в классе школьном одна, самостоятельно задание учительское сделать пытается, а без подружек не может ничего.

Почему у тебя ничего не получается? – спросил учитель Дашу.

Да боюсь я ошибиться, Иван Петрович, - ответила Дашенька.

Объяснил Иван Петрович Даше, как задание выполнить. Она сделала и просит у учителя, чтобы домой он её отпустил, а Иван Петрович и говорит:

А ты подобное задание сделай и расскажи мне, каким правилом пользовалась при его выполнении, тогда я тебя и отпущу!

Сидит Дашенька, мучается. Стала она вспоминать, как учитель ей объяснял, как рассказывал. Пошла Дашенька по его шагам и глядь в тетрадь: получилось у неё самой задание выполнить.

Иван Петрович подошёл к Даше, увидел в её тетради выполненное задание, проверил и похвалил девочку. По душе пришлась Даше похвала учителя. Рассказала она ему и правило. Учитель ей пятёрку в дневник поставил.

Пришла Даша домой, а гулять с подружками не торопится. Села она уроки делать да книги читать. Тяжело было поначалу Дашеньке, но быстро исправилась она, стала хорошо учиться, лениться перестала. Больше друзей у Даши стало, и всем она помогает, никому не отказывает, а если где и провинится, то вину свою признает.

Другие пословицы и поговорки, подходящие к этой сказке:

Терпенье и труд всё перетрут.

Дело мастера боится.

Кто раньше встаёт, тот грибки соберёт, а сонливый да ленивый идут после за крапивой.

Под лежачий камень и вода не течёт.

Нет милее дружка чем родная матушка

Рос в крестьянской семье сын Иванушка. Летними днями резвился он с друзьями на просторах полей широких, а зимой всё в снежки играл да на саночках катался. Мама, как ни попросит у него дров наколоть, воды из колодца принести, так всё Ванечка матушке отказывает: некогда ему, играет он. А мать сама за водой колодезной идёт, коромысло обратно тяжёлое с двумя вёдрами домой несёт, приговаривая:

Не помощник у меня растёт, а бездельник! Ни воды принести, ни дров наколоть!

Так и жили, пока мама не заболела. Лежит мать на печи, хворает, врачей на помощь призывает. Приехал доктор, прописал пилюли и отдых, а печь в доме растопить некому, да и дрова давно закончились.

Прибежал Ванечка домой, заглянул во все кастрюли, а еды не приготовлено. Смотрит, а мамка на печи лежит бледная вся, еле дышит. В избе холодно стало, как на улице. Испугался Ванечка, что матушке плохо совсем. Побежал мальчик за дровами.

Рядом с домом одни чурбаны лежат, а дров на растопку нету. Схватил Ванечка топор и давай дрова колоть. Поначалу у него получалось неважно, но когда мать родную вспоминал, дело лихо делалось. Наколол Иван дров, в дом принёс, печь растопил. В доме тепло стало. Посмотрел на мамку, а у неё от тепла щёки порозовели. Обрадовался Ванечка.

Решил он кашу сварить, да воды в доме ни капли не было. Схватил Иван коромысло да за колодезной водой отправился. Обратно вёдра тяжеленные несёт, матушку вспоминает.

Начал Ванечка кашу варить. Не выходит она у него, пригорает. Посмотрел Ваня на маму, лежащую на печи, каша пригорать перестала. Сварил мальчик кашу и видит, что мама глаза открыла и с печи слезть пытается. Помог Иван матери. Сели они за стол.

Смотрит Иван на матушку: мама ест, и легче ей становится, а с его души печаль и тоска улетучиваются.

Начала матушка выздоравливать, а Ванечка её одну не оставляет: по хозяйству помогает. Поправилась матушка, а Ванечка перед собой и перед Богом зарок дал, что матери всегда помогать будет.

Другие пословицы и поговорки, подходящие к этой сказке:

При солнышке тепло, при матушке добро.

Птица рада весне, а младенец – матери.

Без матушки родной и цветы не цветно цветут.

В семье, где нет согласия, добра не бывает

Жила-была одна семья. У отца и матери росли две дочери и два сына. Младшего сыночка звали Петром, старшего – Сашенькой, дочку младшую – Анной, а старшую – Катенькой. Дети между собой постоянно не в ладах были, всё время ссорились.

Как за дело братья с сёстрами не берутся, так начинают спорить, кто какую работу сделает. Всё старались занятие полегче выбрать, чтоб быстрее по хозяйству справиться. Пока спорят – солнце за горизонт закатится, а работа стоит. Так и жили: где доска не прибитая шатается, где в комнатах не прибрано, где посуда не помыта. Мама не успевала по хозяйству: детей много, а помощи от них никакой.

Решили как-то отец с матерью уехать в соседнюю деревню к родной тётке. Нужна стала ей помощь срочная, неотложная. Быстро собрались родители в путь-дорогу да уехали. Только их и видели. Остались дети одни, да опять спорить начали.

Спорят-спорят, а работа не делается. Проголодались братья и сёстра, а приготовить щи некому. Так и легли спать голодные в постели неприбранные.

На следующий день с утра опять спорить начали, да к согласию так и не пришли. Сварила Катенька щи, растопив печь остатком дров, используя последнее ведёрко воды, да сама их и съела, с братьями и сёстрами не поделилась. Сидит одна на печи сытая, остальные голодные ходят.

Обиделись братья и сёстры друг на друга пуще прежнего. Решили они каждый сам себе воду носить и еду готовить, да в доме два ведра и топор один, больно много воды не наносишь и дров не наколешь. Посидели братья и сёстры, подумали и решили всё вместе делать. Петр отправился за водицей, Саша пошёл дрова колоть, Катя осталась в доме прибираться, посуду мыть, а Анна щи готовить.

Вечером сели братья и сёстры за общий стол. Понравилось им вместе всё делать в согласии.

На следующий день. Пётр и Саша отправились чинить забор, а Катя и Анна чистить хлев за скотиной. Ссориться теперь детям стало некогда.

Так и неделя пробежала, пока родители не приехали. Мать с отцом в дом вошли и не узнали жилище. Стол укрывает скатерть белоснежная, из углов избы вся пыль повыметена, грязь повытаскана, постели заправлены, чистыми покрывалами накрытые, щи горячие в печи стоят. Удивились родители, вышли во двор, а там дрова наколоты и в дровяник уложены, стайки вычищены, сам двор чистотой блещет – посмотришь – душа радуется.

Подбежали к отцу с матерью дети, давай обниматься, за стол приглашать. Родители, с дороги уставшие, за стол сели, еды отведали да отдыхать отправились.

С тех пор живёт семья дружно-дружно, брат за брата горой, да и сестра сестру в обиде не оставит, как и брата.

Другие пословицы и поговорки, подходящие к этой сказке:

В недружной семье добра не бывает.

Семья - опора счастья.

В хорошей семье хорошие дети растут.

На что и клад, когда в семье лад.

В семью, где лад, счастье дорогу не забывает.

Адрес: Москва, ул. Красноармейская, 30б.

РАССКАЗПОПОСЛОВИЦЕ


ГУЛЯЕВА МАША (8 лет)

ЧТО ПОСЕЕШЬ, ТО И ПОЖНЕШЬ

Шёл урок … Миша сидел за столом, с тоской смотрел в окно и грыз ручку. Дремать мешал учитель: он о чём - товзволнованно рассказывал, поминутно спрашивал класс: «Всё ли понятно?» Все , кроме Миши, волновались, уточняли информацию, а некоторые даже записывали за учителем – ведь через 3 дня контрольная ! Но Мишу ничего не волновало, он считал, что как - нибудь (худо - бедно!) сможет написать работу. Хватит и тройки! Эх, скорее бы перемена! Только тогда начинается настоящая жизнь: можно бегать, кричать, баловаться! А на уроках – тоска! «Запишите... Проанализируйте… П одумайте…» Надоело думать! Миша достал Gameboy , привычно загородил его учебником и начал играть, совершенно отключившись от урока. Такую хитрость он придумал давно: игра постоянно лежала на столе, менялись только учебники, которые её загораживали.

Тр - р - р ! Звонок! Ура!!! Миша с грохотом вылетел из класса, даже не услышав, что учитель просит его вернуться и записать задание.

…Прошло три дня. Только по дороге в школу Миша вспомнил о контрольной! Да он же ничего не помнит, ничего не знает!!! И как с такими опилками в голове прийти в школу?! И что он напишет в контрольной ?.. В метро он достал из портфеля учебник и стал бешено его листать. Какие - то непонятные формулы! Как ими пользоваться? А может, они не понадобятся на контрольной ? Может быть, повезёт?! «Как - нибудь выкручусь», - решил Миша и даже повеселел.

…Но вот раздали контрольную работу. Миша посмотрел на вопросы, попытался вспомнить хоть что - то, но даже то, что он учил, было начисто стёрто из памяти! Миша горестно посмотрел на часы – прошло уже 20 минут от урока! Ну, как он мог?! Как?!!! И почему вместо того, чтобы слушать учителя, играл? 25 минут, 30 минут… Времятекло так быстро! Блуждающий взгляд Миши заметил учитель. Он подошёл, взглянул на Мишину работу, вздохнул и сказал: «Да, Миша, что посеешь, то и пожнёшь».

СОКОЛОВ ИГОРЬ (10 лет)

ОДИН С СОШКОЙ, А СЕМЕРО С ЛОЖКОЙ

Август месяц – пора урожай собирать. И вот дедушка попросил своих внуков помочь собрать урожай, а внуков у него было трое.

Просит первого:

- Вань, помоги мне тут картошечку выкопать!

Да не, деда, что - то устал я.

Дедушка сам и выкопал.

- Андрюш, помоги капусточку собрать!

- Да не, деда, я спать хочу.

Дедушка сам собрал.

Нужно яблочки с деревьев снять, вот дедушка просит третьего внука:

- Вов, помоги яблочки с дерева снять!

- Ой, деда, живот болит!

Снял сам яблоки.

Вот приносит дедушка урожай в дом, а ребята налетают:

- Вкусные яблочки! – кричит Вова.

- Хорошая капуста! – Андрей хвалит.

- А какая картошка! – Ваня радуется.

А дедушка молчит, а потом говорит: «Я, получается, работал, а вы едите. А работать?» Стыдно стало внукам.

С тех порбольше не бездельничали внуки и собирали урожай вместе с дедушкой.


БОЛКВАДЗЕ ТАМАЗ

НЕ ВСЕ ТО ЗОЛОТО, ЧТО БЛЕСТИТ

(сказка по пословице)

Жили - были король да королева. Но вдруг королева умерла. Король женился на другой, она была красивая, но злая. Король этого не замечал, потому что, когда она делала злые вещи, король уезжал по делам. И вот слуги стали жаловаться на королеву. Тогда король сказал слугам: «Я всё выясню».

На следующий день король объявил, что он уезжает в соседнее государство и будет отсутствовать три дня, а сам спрятался в замке. Сразу же после отъезда короля королева объявила: «Я приказываю изгнать из страны всех стариков и калек». Затем она приказала закрыть все хранилища и не раздавать бедным хлеб бесплатно.

И вот прошли три дня, и король вернулся. Королева вышла ему навстречу с ангельским, кротким лицом – она начала плакать и сказала: «Мой милый король! Пока тебя не было, твои министры пытались оболгать меня!» Она пожаловалась: «Они издали указы от моего имени!» Она плакала и жалела стариков, калек, бедняков. По ее ангельскому, красивому лицу текли горькие, горькие слезы. Она просила короля, чтобы он немедленно казнил злодеев. Король только рассмеялся и велел слугам изгнать злую королеву из страны.

В третий раз он женился на самой обыкновенной и не очень красивой принцессе. Она оказалась доброй правительницей, мудрой королевой и любящей матерью. И каждый раз, когда король смотрел в ее добрые глаза, он думал: «Не все то золото, что блестит».







2024 © styletrack.ru.