Н нн в наречиях на о е. Правописание –н- и –нн- в русском языке. Правописание -Н- и -НН- в прилагательных и причастиях, образованных от глаголов


Часто провоцирует множество ошибок, хотя запомнить основные правила правописания одинарной и двойной н в суффиксах не так уж сложно. Давайте разберём каждое из них.

Правописание -н- и -нн- в причастиях и отглагольных прилагательных.

В причастиях и отглагольных прилагательных -н- пишется в следующих случаях:

  1. В кратких причастиях: правила усвоены, техника испытана, поле брошено.
  2. Когда причастия или отглагольные прилагательные образованы от бесприставочных глаголов несовершенного вида: слоеное тесто, жареное мясо.

    Исключения !

    Виданный, невиданный, виденный, невиденный, деланный (вид), желанный, медленный, нежданный, негаданный, неслыханный, нечаянный, священный.

    Эти слова нужно запомнить.

-нн- в причастиях и отглагольных прилагательных пишется в следующих случаях:

  1. Если имеется приставка (кроме не-): испеченный пирог, прочитанная книга.
  2. Если слово образовано от бесприставочного глагола совершенного вида: лишенный . Исключением из этого правила является «раненый» .
  3. Если к причастию или отглагольному прилагательному относится зависимое слово: печенные в духовке пироги .
  4. Если слова образованы при помощи суффиксов -ованн-, -ёванн-: зарёванный, организованный . Исключения : жёваный, клеванный, кованый.
  5. Если перед нами прилагательное, которое образовано от глагола с приставкой: отчаянный, подержанный, поношенный, растерянный, отчаянный . Исключения : смышлёный, названый (отец), приданое (существительное), посаженая (мать) .

Правописание -н- и -нн- в наречиях.

В наречиях -н- и -нн- пишется в тех же случаях, что и в прилагательных, от которых оно образовано:

Мудрёный - мудрёно; взволнованный - взволнованно.

Правописание -н- и -нн- в прилагательных.

В прилагательных -н- пишется в следующих случаях:

  1. Если прилагательное образовано без суффикса: пряный, юный.
  2. В притяжательных прилагательных, которые были образованы при помощи суффикса -ин-: орлиный, лебединый, муравьиный.
  3. В относительных прилагательных, которые были образованы при помощи суффиксов -ан-, -ян-: шерстяной, кожаный. Исключения составляют прилагательные стеклянный, деревянный, оловянный.
  4. В прилагательных масляный и ветреный (НО ! Безветренный ).

-нн- в прилагательных пишется в следующих случаях:

  1. Если основа существительного , от которого образовано прилагательное, оканчивается на -н: туман+ный .
  2. Если прилагательное образовано с помощью суффиксов -онн-, -енн-: соломенный, традиционный, станционный.
  3. В вышеперечисленных словах-исключениях: безветренный, стеклянный, оловянный, деревянный.

Тема урока: Одна и две буквы н в наречиях на –о и –е.

1. Орг. момент

Здравствуйте ребята, присаживайтесь.

Сейчас мы с вами запишем под диктовку предложение и проанализируем его.

Неожиданно кончился лес, и, распахнувшись до дальнего синего неба, ударила в глаза росистая яркость лугов. (В. Солоухин.)

Задания:

- Объясните устно и обозначьте графически условия поста новки знаков препинания.

Учащиеся выделяют две грамматические основы: лес кон чился, яркость ударила; говорят, что предложение сложное (сложносочиненное), строят схему [=-], и [=-]. Проводится проверка построения схемы (изображение на экране).

Затем находят деепричастный оборот, подробно рассказывая, как они это делают (ставим вопрос что сде лав? или что дела я?, ищем зависимые слова). Обращаю внимание учеников на то, что союз оказался между запятыми.

- Как образовано наречие неожиданно?

Записываем: неожиданно неожиданный.

- Сколько н в наречии, образованном от прилагательного с нн?

Записываем: сильно сильный.

- Сколько н в наречии, образованном от прилагательного с н?

Говорю, что это не случайность, а закономерность для наречий на -о, -е, образованных от прилагательного: предла­ гаю учащимся сформулировать правило о правописании н, нн в наречиях.

Работа со словами, приготовленными до урока на листах. Учащиеся вставляют пропущенные буквы, объясняют условия выбора орфограммы и записывают рядом образованное от данного прилагательного наречие, обознача ют орфограмму «Н, нн в наречиях на -о, -е». Класс выполняет работу в тетрадях.

Искусстве..ый

медле..ый серебря..ый
стекляый
кожа…ый

скром..ый

испуга..ый

взволнова..ый

традицио. .ый

идеаль. .ый

благодуш..ый

несураз. .ый

Выполненную работу сверяем с образцом на экране:

Искусственный (искусственно)

медленный (медленно)
серебряный
стеклянный
кожаный

скромный (скромно)

испуганный (испуганно)

взволнованный (взволнованно)

традиционный (традиционно)

идеальный (идеально)

благодушный (благодушно)

несуразный (несуразно)

Почему не ото всех прилагательных вы смогли образовать наречия? (Образуются от качественных, обозначают образ действ ия - как совершается действие.)

Что нужно знать, чтобы правильно выбрать написание в наречии н и нн?

1.Знать, что наречие образовано от прилагательного с по­ мощью суффиксов -о и -е.

2. Знать, сколько н пишется в том прилагательном, от кото­ рого образовано наречие.

Предлагаю вспомнить таблицу «Н и нн в именах прилагательных» (высвечивается на экран):

НН

1) -енн-, -онн-

исключение: ветреный

2) н + н

искл.

3) стеклянный оловянный деревянный

Ан-, -ян-

Ин-

Ен-, -н- (в прилагательных, обра­ зованных от глаголов несовершен­ ного вида: соленый)

3. Отличать наречие от краткого причастия.

Сколько н пишется в кратком при­ частии (письмо отправлено), и предлагаю сравнить два предло­жения:

сущ. каково?

1) Море взволновано бурей.

гл. как?

2) Оратор говорил взволнованно.

- Как определить, какой частью речи являются одинаково звучащие слова в первом и втором предложении? (1) Ставим воп­ рос, 2) определяем их синтаксическую роль, 3) смотрим, от ка­ кой части речи зависит: говорил как? взволнованно (образ дейст­ вия, зависит от глагола) - наречие; море каково? что с ним происходит? взволновано (сказуемое зависит от имени сущ ествительного) - краткое причастие.

Составьте короткие предложения со словами рассеяно - рассеянно, испугано - испуганно, организовано - организован но. (Мальчик слушал рассеянно. - Зерно рассеяно по полю. Ре­ бенок взглянул испуганно на незнакомого человека. - Дитя ис пугано собакой. Собрание прошло очень организованно. - Оно организовано семиклассниками.)

Предупреждаю, что есть еще одна трудность; быва ет так, что слово является сказуемым, отвечает на вопрос к а к о в о? к а к о в а?, но пишется с нн.

- Когда же так бывает?

Работа в учебнике читают предложение под цифрой 1. Объясняют правописание н и нн. Рассуждают так: смотрел как? рассеянно - это обстоятель­ство, выраженное наречием, которое образовано от прилагатель­ ного рассеянный, т. е. невнимательный, пишем нн, зависит от глагола;

девочка какова? рассеянна - это сказуемое, связано с именем существительным, но это не краткое причастие, а крат­ кое прилагательное, так как у него нет значения признака по действию, есть значение качества - невнимательна, а в крат­ ком прилагательном пишется столько же н, сколько и в полном.

Предлагаю рассмотреть таблицу (таблица выведена на экране):

Обстоятельство

как?

наречие VIII . Домашнее задание : п.38, орф.59, упражнение 236

Правописание -Н- и -НН- в различных частях речи входит в Единый государственный экзамен по русскому языку для 11 класса (задание 14).

Количество букв Н в суффиксе зависит от части речи слова.

Правописание -Н- и -НН- в суффиксах отымённых прилагательных

Одна Н пишется в суффиксах:

  • -АН- и -ЯН- (глиняный, песчаный и др.), кроме исключений: стеклянный, оловянный, деревянный;
  • -ИН- притяжательных прилагательных (муравьиный, мышиный и др.).

Удвоенная Н пишется:

  • если прилагательное образовано от существительного с основой, заканчивающейся на Н, с помощью суффикса -Н- (туманный, ценный и др.), кроме исключений: юный, румяный, свиной, рьяный, буланый, синий, зеленый, багряный;
  • в суффиксах -ОНН- и -ЕНН- (лекционный, бесчисленный и др.), кроме исключения: ветреный (однако безветренный – с приставкой НН).

Следует различать суффиксы -ЕНН- и -ЯН- : Суффикс -ЯН- обычно присутствует в слове одновременно с ударный окончанием -ОЙ (травяной, ветряной и др.), кроме слов, образованных от существительных, заканчивающихся на -МЯ (семенной, именной, племенной и др.).

Также нужно отличать прилагательные масленый (отглагольное, значение «с маслом на поверхности») и масляный (отымённое, значение «изготовлено из масла»): масленая сковорода (покрытая маслом) и масляный крем (изготовлен на основе масла).

Правописание -Н- и -НН- в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных

Чтобы определить количество букв Н в суффиксе, нужно воспользоваться алгоритмом:

  1. Определить вид глагола, от которого образовано причастие или отглагольное прилагательное (задать вопрос к глаголу: если вопрос «что делать?», то вид несовершенный, если вопрос «что сделать?», то вид совершенный. Также проверить вид глагола можно иным способом: если у глагола (и у причастия или отглагольного прилагательного соответственно) есть любая приставка, кроме НЕ- и ПОЛУ-, то вид совершенный, иначе вид несовершенный):
    • Если вид совершенный, в суффиксе пишется -НН- (вымоченный, поджаренный и др.);
    • Если вид несовершенный, перейти ко 2 шагу;
  2. Проверить, есть ли зависимые слова у причастия или отглагольного прилагательного:
    • Если есть, то в суффиксе пишется -НН- (жаренные в масле и др.);
    • Если нет, то перейти к 3 шагу;
  3. Проверить, есть ли в причастии или отглагольном прилагательном суффикс -ОВА- или -ЁВА-:
    • Если есть, то суффиксе пишется -НН- (маринованный, командированный и др.);
    • Если нет, то в суффиксе пишется -Н- (жареный, раненый и др.).

Стоит запомнить написание следующих слов и словосочетаний:

  • с одной Н : кованый, жеваный, клеваный, смышленый, бешеный, приданое, названый брат, посаженый отец, прощеное воскресенье, топленое масло, латаный-перелатаный (и подобные слова);
  • с удвоенной Н : нежданный, негаданный, невиданный, неслыханный, желанный, жеманный, нечаянный, считанный, виданный, слыханный, деланный, виденный, неожиданный, священный, медленный, обиженный, решенный, лишенный, плененный, брошенный, сказанный, данный, пущенный, прощенный, обещанный, купленный, внушенный, топленный дом.

Правописание -Н- и -НН- в суффиксах кратких причастий и прилагательных и наречий

Количество Н зависит от части речи:

  • Краткие причастия всегда имеют одну Н в суффиксе (отвечают на вопросы «что делан(о/а/ы)?», «что сделан(о/а/ы)?», есть зависимое слово или оно подразумевается, краткое причастие можно заменить на глагол в предложении): он уверен в друге;
  • Краткие отглагольные прилагательные имеют в суффиксе столько Н, сколько их в полной форме (отвечают на вопрос «каков(о/а/ы)?»): она была уверенна и горда;
  • Наречия, оканчивающиеся на -О, образованные от прилагательных или причастий, имеют в суффиксе столько Н, сколько их в прилагательном или причастии, от которых они образованы (отвечают на вопрос «как?»): он чувствовал себя уверенно.

Правописание -Н- и -НН- в суффиксах существительных

Если существительное образовано от существительного с основой, заканчивающейся на Н, с помощью суффиксов:

  • -НИК- или -НИЦ-, то в слове пишется -НН- (поклонник, поклонница и др.);
  • -ОСТЬ-, то в слове пишется -Н- (леность и др.).

Если существительное образовано от прилагательного или причастия с основой, заканчивающейся на Н, с помощью суффиксов -ИК-, -ИЦ-, -ОСТЬ-, то оно имеет в суффиксе столько Н, сколько их в прилагательном или причастии, от которого оно образовано: копченость (от «копченый»), запутанность (от «запутанный») и др.

Тема урока: Одна и две буквы н в наречиях на –о и –е.

Цель урока :

  1. знакомство с алгоритмом н и нн в наречиях на –о и –е в сопоставлении с правописанием н и нн в прилагательных и причастиях;
  2. пунктуация: знаки препинания при деепричастных оборотах, стоящих рядом с союзом и, знаки препинания в сложном предложении;
  3. развитие речи: обогащение словарного запаса, работа с синонимами;
  4. отработка мыслительных операций: анализа, сравнения, умение делать выводы и обобщать.

Оборудование урока: ТСО, раздаточный материал, рисунок, схема, плакат для рефлексии.

  1. Актуализация. Расшифровать картинку, подобрать к фразеологизму синонимы (тщетно, напрасно, зря, бесполезно).

Словами какой части речи являются названные синонимы?

II. Записывается под диктовку и анализируется предложение

Неожиданно кончился лес, и, распахнувшись до дальнего синего неба, ударила в глаза росистая яркость лугов. (В. Солоухин.)

Задания:

Объясните устно и обозначьте графически условия постановки знаков препинания.

Учащиеся выделяют две грамматические основы: лес кончился, яркость ударила; говорят, что предложение сложное (сложносочиненное), строят схему [=-], и [=-]. Проводится проверка построения схемы (изображение на экране).

Затем находят деепричастный оборот, подробно рассказывая, как они это делают (ставим вопрос что сделав? или что делая?, ищем зависимые слова). Обращаю внимание учеников на то, что союз оказался между запятыми.

- Как образовано наречие неожиданно?

Записываем: неожиданно ← неожиданный.

Сколько н в наречии, образованном от прилагательного с нн?

Записываем: сильно ← сильный.

Сколько н в наречии, образованном от прилагательного с н?

Говорю, что это не случайность, а закономерность для наречий на -о, -е, образованных от прилагательного: предлагаю учащимся сформулировать правило о правописании н, нн в наречиях, сверить свою формулировку с учебником - с. 108, §38.

III. Работа со словами, приготовленными до урока на листах (экране). Учащиеся вставляют пропущенные буквы, объясняют условия выбора орфограммы и записывают рядом образованное от данного прилагательного наречие, обозначают орфограмму «Н, нн в наречиях на -о, -е». Класс выполняет работу в тетрадях.

Искусстве..ый

медле..ый
серебря..ый
стекляый
кожа…ый

скром..ый

испуга..ый

взволнова..ый

традицио. .ый

идеаль. .ый

благодуш..ый

несураз. .ый

Выполненную работу сверяем с образцом (раздаются листы):

Искусственный (искусственно)

медленный (медленно)
серебряный
стеклянный
кожаный

скромный (скромно)

испуганный (испуганно)

взволнованный (взволнованно)

традиционный (традиционно)

идеальный (идеально)

благодушный (благодушно)

несуразный (несуразно)

Почему не ото всех прилагательных вы смогли образовать наречия? (Образуются от качественных, обозначают образ действия - как совершается действие.)

IV. Вопрос учителя:

Что нужно знать, чтобы правильно выбрать написание в наречии н и нн?

1.Знать, что наречие образовано от прилагательного с помощью суффиксов -о и -е.

2. Знать, сколько н пишется в том прилагательном, от которого образовано наречие.

Предлагаю вспомнить таблицу «Н и нн в именах прилагательных» (высвечивается на экран):

НН

1) -енн-, -онн-

исключение: ветреный

2) н + н

искл.

3)стеклянный оловянный деревянный

Ан-, -ян-

Ин-

Ен-, -н- (в прилагательных, образованных от глаголов несовершенного вида: соленый)

3. Отличать наречие от краткого причастия.

V. Спрашиваю, сколько н пишется в кратком причастии {письмо отправлено), и предлагаю сравнить два предложения:

сущ. каково?

1) Море взволновано бурей.

гл. как?

2) Оратор говорил взволнованно.

- Как определить, какой частью речи являются одинаково звучащие слова в первом и втором предложении? (1) Ставим вопрос, 2) определяем их синтаксическую роль, 3) смотрим, от какой части речи зависит: говорил как? взволнованно (образ действия, зависит от глагола) - наречие; море каково? что с ним происходит? взволновано (сказуемое зависит от имени существительного) - краткое причастие.

Составьте короткие предложения со словами рассеяно - рассеянно, испугано - испуганно, организовано - организованно. (Мальчик слушал рассеянно. - Зерно рассеяно по полю. Ребенок взглянул испуганно на незнакомого человека. - Дитя испугано собакой. Собрание прошло очень организованно. - Оно организовано семиклассниками.)

Предупреждаю, что есть еще одна трудность; бывает так, что слово является сказуемым, отвечает на вопрос к а к о в о? к а к о в а?, но пишется с нн.

Когда же так бывает?

Учащиеся открывают учебник на с. 109, читают в упр. 235 предложения под цифрой 1. Объясняют правописание н и нн. Рассуждают так: смотрел как? рассеянно - это обстоятельство, выраженное наречием, которое образовано от прилагательного рассеянный, т. е. невнимательный, пишем нн, зависит от глагола;

девочка какова? рассеянна - это сказуемое, связано с именем существительным, но это не краткое причастие, а краткое прилагательное, так как у него нет значения признака по действию, есть значение качества - невнимательна, а в кратком прилагательном пишется столько же н, сколько и в полном.

Предлагаю рассмотреть таблицу (заранее заготовлена на листах):

Обстоятельство

как?

наречие

н или нн

(относится к глаголу)

Сказуемое


Готовые работы

ДИПЛОМНЫЕ РАБОТЫ

Многое уже позади и теперь ты - выпускник, если, конечно, вовремя напишешь дипломную работу. Но жизнь - такая штука, что только сейчас тебе становится понятно, что, перестав быть студентом, ты потеряешь все студенческие радости, многие из которых, ты так и не попробовал, всё откладывая и откладывая на потом. И теперь, вместо того, чтобы навёрстывать упущенное, ты корпишь над дипломной работой? Есть отличный выход: скачать нужную тебе дипломную работу с нашего сайта - и у тебя мигом появится масса свободного времени!
Дипломные работы успешно защищены в ведущих Университетах РК.
Стоимость работы от 20 000 тенге

КУРСОВЫЕ РАБОТЫ

Курсовой проект - это первая серьезная практическая работа. Именно с написания курсовой начинается подготовка к разработке дипломных проектов. Если студент научиться правильно излагать содержание темы в курсовом проекте и грамотно его оформлять, то в последующем у него не возникнет проблем ни с написанием отчетов, ни с составлением дипломных работ, ни с выполнением других практических заданий. Чтобы оказать помощь студентам в написании этого типа студенческой работы и разъяснить возникающие по ходу ее составления вопросы, собственно говоря, и был создан данный информационный раздел.
Стоимость работы от 2 500 тенге

МАГИСТЕРСКИЕ ДИССЕРТАЦИИ

В настоящее время в высших учебных заведениях Казахстана и стран СНГ очень распространена ступень высшего профессионального образования, которая следует после бакалавриата - магистратура. В магистратуре обучаются с целью получения диплома магистра, признаваемого в большинстве стран мира больше, чем диплом бакалавра, а также признаётся зарубежными работодателями. Итогом обучения в магистратуре является защита магистерской диссертации.
Мы предоставим Вам актуальный аналитический и текстовый материал, в стоимость включены 2 научные статьи и автореферат.
Стоимость работы от 35 000 тенге

ОТЧЕТЫ ПО ПРАКТИКЕ

После прохождения любого типа студенческой практики (учебной, производственной, преддипломной) требуется составить отчёт. Этот документ будет подтверждением практической работы студента и основой формирования оценки за практику. Обычно, чтобы составить отчёт по практике, требуется собрать и проанализировать информацию о предприятии, рассмотреть структуру и распорядок работы организации, в которой проходится практика, составить календарный план и описать свою практическую деятельность.
Мы поможет написать отчёт о прохождении практики с учетом специфики деятельности конкретного предприятия.







2024 © styletrack.ru.