Ложился на поля туман автор. Стихи про осень — лучшие стихотворения об осени. Стихи про осень: А. С. Пушкин


Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день,
Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась,
Ложился на поля туман,
Гусей крикливых караван
Тянулся к югу: приближалась
Довольно скучная пора;
Стоял ноябрь уж у двора.

Дата создания: между октябрём 1824 г. и январём 1825 г.

Анализ стихотворения Пушкина «Уж небо осенью дышало…»

Стихотворение «Уж небо осенью дышало…» является обязательным для изучения в младшей школе. Дети во втором классе слушают эти строки и с их помощью проникаются волшебной атмосферой русской осени. Кроме того, это произведение позволяет ученикам оценить поэтический талант Александра Сергеевича Пушкина.

Интересно, что при своей широкой известности это стихотворение не является самостоятельным произведением. Оно представляет собой фрагмент строфы XL четвёртой главы романа «Евгений Онегин». У этого отрывка необычная судьба. Он был создан между октябрём 1824 г. и январём 1825 г. Первоначально следующая часть
Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало…
помещалась в строфе XXIV, но затем поэт перенёс её в сороковую строфу.

Уже по приведённым строкам читатель может отметить, сколь разнообразными поэтическими приёмами пользовался автор, чтобы передать свой восторженный трепет при созерцании осенних красот. Анафора в этом фрагменте подчёркивает, как неумолимо меняется природа, как угасает лето.

В этих строках проявляется любовь поэта к родине. Заметьте, как ласково Александр Сергеевич называет небесное светило «солнышком», словно это родное для автора живое существо. Даже небо у автора одушевлено. Если в других произведениях небеса выступают как декорация для более важных событий, то у Пушкина оно само является действующим лицом. Оно вдыхает запахи, чтобы сконцентрировать их и передать наслаждающемуся осенними видами поэту.

Подробного рассмотрения заслуживают эпитеты, применённые в произведении. Выражения, которые поэт подбирает для изображения природных явлений, позволяют читателю легко представить себе эти вещи. Вот, например, фраза «лесов таинственная сень». Благодаря эффектному эпитету мы можем увидеть мысленным взором некогда непроходимую чащу, постепенно теряющую густую листву и приобретающую расплывчатость и прозрачность. Наш слух доносит до нас неясный шелест, охарактеризованный поэтом как «печальный шум», с которым обнажаются изогнутые ветви деревьев.

Следует обратить внимание на метафору, с помощью которой автор описывает птичью стаю:
Гусей крикливых караван
Тянулся к югу…

Такое выражение не ожидаешь встретить применительно к гусям, ведь оно обычно используется только по отношению к вьючным животным. Само слово «караван» предположительно происходит от санскритского «верблюд» (по другой версии «слон»). Но эта метафора очень точно передаёт впечатление от длинной цепочки откормившихся за лето птиц, медленно движущихся по небу.

Осенний месяц, упомянутый в финале стихотворения, тоже выступает как самостоятельный герой. Одушевлённый ноябрь напоминает нетерпеливого нежданного гостя, который поджидает у двери: «Стоял ноябрь уж у двора.»

Это стихотворение представляет собой прекрасный образец пейзажной лирики Пушкина. В нём удивительные картины преподнесены с помощью эффектных литературных приёмов, благодаря чему читатель легко проникается настроением русской осени.

О. Лопатин, В. Никифоров-Волгин, Л. Модзалевский, М. Пришвин...

Пусты поля, мокнет земля,
Дождь поливает,
Когда это бывает? (осень)

Несу я урожай,
Поля вновь засеваю,
Птиц я к югу отправляю,
Деревья раздеваю.
Но не касаюсь я елок и сосен,
Потому что я … (осень)

Нахмурится, насупится,
В слезы ударится –
Ничего не останется. (туча)

Пыль поднимает, деревья качает,
Воет, завывает,
С деревьев листья срывает,
Тучи разгоняет, волны поднимает. (ветер)

Шел долговяз,
В землю увяз. (дождь)

Краснеют и желтеют,
С деревьев опадают,
В воздухе кружатся
И на землю ложатся. (листья)

Осень
А.С. Пушкин

Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день,
Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась,
Ложился на поля туман,
Гусей крикливых караван
Тянулся к югу: приближалась
Довольно скучная пора;
Стоял ноябрь уж у двора.

Осень
А.А. Фет

Ласточки пропали,
А вчера с зарей
Все грачи летали
Да как сеть мелькали
Вон над той горой.

С вечера все спится
На дворе темно
Лист сухой валится
Ночью ветер злится
Да стучит в окно…

Несжатая полоса
Н.А. Некрасов

Поздняя осень. Грачи улетели,
Лес обнажился, поля опустели,
Только не сжата полоска одна…
Грустную думу наводит она.

Кажется, шепчут колосья друг другу:
"Скучно нам слушать осеннюю вьюгу.
Скучно склоняться до самой земли,
Тучные зерна купая в пыли.

Нас, что ни ночь разоряют станицы
Всякой пролетной прожорливой птицы,
Заяц нас топчет, и буря нас бьет…
Где же наш пахарь? Чего еще ждет?"

Ветер несет им печальный ответ
"Вашему пахарю моченьки нет"…

***
Ф. Тютчев
Есть в осени первоначальной
Коротая, но дивная пора –
Весь день стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера…

Где бодрый серп гулял и падал колос,
Теперь уж пусто все – простор везде, -
Лишь паутины тонкий волос
Блестит на праздной борозде.

Пустеет воздух, птиц неслышно боле,
Но далеко еще до первых зимних бурь –
И льется чистая и теплая лазурь
На отдыхающее поле…

Отлет птиц
О. Лопатин

Улетают крылатые гости,
Улетают на радостный юг,
Где живет и цветет все на воле,
Не страдая от стужи и вьюг.
С каждым днем умолкают их песни,
С каждым днем оставляют они
Те места, где готовили гнезда
И встречали весенние дни;
И летят они в дальние страны,
К Средиземному морю летят,
За собой оставляют туманы,
Отогреться на юге спешат…
До свиданья залетные гости, -
Лишь подснежник в лесу расцветет,
Лишь пригреет весеннее солнце,
Снова хор ваш у нас запоет.

***
К.Р.

Зарумянились клен и рябина
Ярче золота кудри берез,
И безропотно ждет георгина
Что спалит ее первый мороз.

Только тополь да ива родная
Все сдаваться еще не хотят
И последние дни доживая,
Сохраняют зеленый наряд.

И пока, не навеяло снега
Ледяное дыханье зимы,
Нас томит непонятная нега,
И печально любуемся мы.

Но промчалося лето с весною,
Вот и осени дни сочтены…
Ах, уж скоро мы с этой красою
Распростимся до новой весны.

Приглашение в школу
Л. Модзалевский

Дети, в школу собирайтесь!
Петушок пропел давно.
Попроворней одевайтесь!
Смотрит солнышко в окно

Человек, и зверь, и пташка –
Все берется за дела;
С ношей тащится букашка;
За медком летит пчела.

Ясно поле, весел луг;
Лес проснулся и шумит;
Дятел носом: тук да тук!
Звонко иволга кричит.

Рыбаки уж тащат сети;
На лугу коса звенит…
Помолясь, за книгу, дети!
Бог лениться не велит.

Кончил дело, гуляй смело

За уроками давно
У окна дитя сидит,
И давно уже в окно
Солнце мальчика манит:
"Не довольно ли учиться?
Не пора ли порезвиться?"
А мальчик-то солнцу в ответ:
"Нет, ясное солнышко, нет!
Теперь мне гулянье не впрок;
Дай прежде окончу урок".

Мальчик пишет и читает;
А на ветке за окном
Птичка звонко распевает
И поет все об одном:
"Не довольно ли учиться?
Не пора ли порезвиться?"
А мальчик-то птичке в ответ:
"Нет, милая пташечка, нет!
Теперь мне гулянье не впрок;
Дай прежде окончу урок".

Мальчик все сидит за книгой
И в окно уж не глядит;
А ему давно из сада
Вишня красная твердит:
"Не довольно ли учиться?
Не пора ли порезвиться?"
А мальчик-то вишне в ответ:
!Нет, красная вишенька, нет!
Теперь мне гулянье не впрок;
Дай прежде окончу урок".

Кончил мальчик! В шляпе дело!
Книгу в столик положил;
Прыгнул в сад и крикнул смело:
"Ну-ка, кто меня манил?"
Ему солнышко смеется,
Ему пташечка поет,
Ему вишенка, краснея,
Свои ветки подает.

Пословицы

Корми меня в весну, а в осень я сам сыт буду.

В осень и у воробья пиво.

Осень-то матка: кисель да блины; а весною-то гладко: сиди да гляди.

Холоден сентябрь да сыт.

В октябре ни на колесах, ни на полозьях.

Декабрь год кончает, зиму начинает.

Не приходит Вознесение в среду, а в четверг.

Проза

Осеннее утро
М. Пришвин

Листик за листиком падают с липы на крышу, какой листик летит парашютиком, какой мотыльком, какой винтиком. А между тем мало-помалу день открывает глаза, и ветер с крыши поднимает все листья и летят они к реке куда-то вместе с перелетными птичками.
Тут стоишь себе на берегу, один, ладонь к сердцу приложишь и душой вместе с птичками и листьями куда-то летишь.
И так-то бывает грустно, и так хорошо, и шепчешь тихонько:
- Летите, летите!
Так долго день пробуждается, что, когда солнце выйдет, у нас уже обед. Мы радуемся хорошему теплому дню, но уже больше не ждем летящей паутинки бабьего лета: все разлетелись, и вот-вот журавли полетят, а там гуси, грачи – и все кончится.

Полет журавлей
И. Тургенев

Сильный переливчатый, звонкий крик раздался внезапно над нами и тотчас же повторился уже немного впереди… Это запоздалые журавли летели на север.
Крупные красивые птицы (их было всего тринадцать) летели трехугольником, резко и редко махая выпуклыми крыльями. Туго вытянув головы и ноги, круто выставив грудь, они стремились неудержимо и до того быстро, что воздух свистал кругом. Чудно было видеть на такой вышине, в таком удалении от всего живого, такую горячую, сильную жизнь, такую неуклонную волю. Не переставая победоносно рассекать пространство, журавли изредка перекликались с передовым товарищем, с вожаком, - и было что-то гордое, важное, что-то несокрушимо-самоуверенное в этих громких возгласах, в этом подоблачном разговоре: "Мы долетим, небось, хоть и трудно", казалось, говорили они, ободряя друг друга.

Медведь-лежебока
Народная сказка

Отъелся косолапый Мишка за лето. Накопил он жиру на целую зиму, приготовил себе берлогу и пошел в последний раз по лесу погулять.
Идет мохнатый, бредет косолапый, лист сухой ворошит, по кустам шуршит.
Бежит навстречу ему волк. Медведь его останавливает:
- Куда ты, волк бежишь? Куда так торопишься?
Волк отвечает:
- Как же не торопиться-то мне? Всю ночь я рыскаю, добычу ищу, волчат моих малых накормить хочу.
- Да! Плохое тебе, волку, житье… - согласился медведь. – А вот я-то, медведь, всю зиму на боку лежу.
Идет дальше медведь, идет-бредет, шатается, за пни, за сучья задевает. Бежит на встречу ему лисичка, хвост распустила, глазки книзу опустила.
Медведь ей:
- Куда ты? Куда бежишь, лисонька? Куда спешишь, кумушка?
Лисичка мимоходом отвечает:
- Ах, медведь! Ну как же не спешить-то мне? Забегала я сейчас на хозяйский двор, увидали меня собаки, залаяли, навострили зубы…
-Плохое житье твое, кумушка, - не торопясь говорит медведь. – А вот я-то, медведь, всю зиму лежу.
Лисичка пробежала, и медведь дальше пошел.
Идет он, бредет, сухими листьями шуршит, за пни, за кусты задевает. Из-за куста выскакивает зайка и прямо под ноги медведю попадает.
- Куда ты, зайка, бежишь? Куда, серый, спешишь?
- Ах, медведь! Как же не спешить-то мне? Бегал я в огород капустки пожевать, сладкой морковки поглодать, а там уж и капустку, и морковку убрали.
- Эх, серенький, плохое твое заячье житье, - пожалел его медведь. – А вот я-то, медведь, всю зиму в берлоге лежу.
И пошел медведь спать в свою берлогу.

Родные огни (этюд)
В. Никифоров-Волгин

Сквозная и голубая, как ломкий весенний лед, осень. Воздух пахнет родниковой водой. В лужах небесная синь, блестки солнца и увядшие листья.
Большая с глубокими колеями дорога. Поникшие верстовые столбы. ПО обе стороны дороги широкие крылья полей. Над ржаными скирдами вьются вороны. От земли идет тонкий-тонкий, едва ощутимый хрустальный звон, какой бывает только солнечной листопадной осенью.
На старом тарантасе, на котором когда-то ездили сельские батюшки и деревенские богатеи, мы проехали много верст. Костлявой рыжей лошадью, прозванной Самолетом, правит крепкий старик Савва, пахнущий овчиной, ржаным хлебом и дымом избы, - запах избяной, ржаной Руси!…
Савва везет меня к русскому рубежу – Чудскому озеру, откуда видна Россия, Слышно Ее дыхание, и даже в тихие, безветренные часы доносится с того берега звоны сельской церковки и отголоски вечерних девичьих песен…
Тихим-тихим, едва ощутимым хрустальным звоном звенела листопадная земля. Пахло болотной сыростью и осенним увяданием. В недалекой роще звенел топор, и это почему-то особенно напоминало осень. Солнце уже ушло, и только яркими платками пылали на небе зори. От зорь на земле алое озарение и нездешняя ласковость, какая бывает в монастырском храме после вечерни. Мы подъезжали к Чудскому озеру. Уже издали подуло на нас свежестью большой воды. Промерцали кресты белой церкви. С русской стороны дул ветер – русский ветер, который пробегал по лесам, равнинам, дорогам и соломенным крышам родной земли. Далекий берег тонул в грустных осенних сумерках, но все же были видны очертания черных изб, деревьев, мельницы и одинокой лодки.

Уж небо осенью дышало,

Уж реже солнышко блистало,

Короче становился день,

Лесов таинственная сень

С печальным шумом обнажалась,

Ложился на поля туман,

Гусей крикливый караван

Тянулся к югу: приближалась

Довольно скучная пора;

Стоял ноябрь уж у двора.

Перед нами - один из гениальных примеров пейзажной лирики А.С. Пушкина. В своих произведениях, автор часто возвращается к описанию природы, в частности, осенней. Читая написанные строки, создается полное ощущение, что Александр Сергеевич не просто любуется осенью, но и чувствует природу как-то глубоко, по-особенному.

Интересно, что именно осень, знаменуется в биографии поэта, как самая плодотворная пора. Яркость красок, атмосфера этого сезона вдохновляли автора на активную работу.

Пейзажный этюд окунает читателя в прекрасную осеннюю пору. Множество речевых оборотов создает лаконичный, но емкий образ природы. Каждое слово подобрано с такой тщательностью, что порождает у читателя стойкий ассоциативный ряд. Колоссальное количество эпитетов передает не только осеннее настроение, но и приоткрывает занавес душевного состояния поэта. И, не смотря на увядающую природу, каждая строка пропитана трепетным и радостным ожиданием прихода сказочной и не менее любимой автором зимы.

Класс: 2

Презентация к уроку
















Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Задачи урока:

  • формировать основы читательской деятельности: умение работать с поэтическим текстом, учить видеть и понимать красоту природы, выражать своё отношение к природе;
  • развивать навыки выразительной речи, умение определять понятия: сравнение, рифма, логическое ударение, пауза;
  • обогащать читательский опыт (расширение читательских знаний о поэзии А.С.Пушкина).

Оборудование:

  • учебник Ефросинина Л.А.,2 класс, 1 часть;
  • тетрадь “Литературное чтение”, детские рисунки об осени, презентация, музыкальные отрывки.

Презентация к уроку.

1. Организационный момент.

– Какой урок сейчас?

– Проверьте свою готовность к уроку.

2. Проверка домашнего задания.

Выставка детских рисунков.

– Каким было ваше домашнее задание?

– Какие картины осени вы изобразили?

– Какое настроение хотели передать?

– Каких краски в ваших работах преобладают? Почему?

3. Актуализация знаний. Беседа.

Есть пора в году, когда земля надевает самые дорогие наряды.

В эти дни кажется, что земля начинает светиться. Особенно ярко красота осени видна в лесу.

– Случалось ли вам бывать осенью в лесу?

– Бродить в тишине по лесным тропинкам?

– Какие чувства вы испытываете, когда идете по дорожке в осеннем лесу?

Учитель: В такой час чувствуешь, особенную связь с природой, с Родиной, понимаешь, что ты частица этой земли и тебе принадлежит земля.

На исходе октябрь. Подбирается поздняя осень. Не слышно поющих птиц, мало цветущих растений. Идут дожди, реже светит солнце, пустеют поля. Улетают птицы. Голые и прозрачные становятся сады, рощи, леса. Изображению разных времён года, особенно осени, посвящено много произведений и живописи, и музыки, и литературы.

4. Постановка учебной проблемы.

В течение нескольких уроков мы будем вести разговор об осени. Познакомимся с произведениями русских писателей и поэтов. Будем учиться выразительному чтению, развивать память, учиться красиво говорить. Проникнемся пониманием того, что к природе надо относиться бережно, научимся видеть и ценить красоту природы.

5. Введение нового знания.

1) А начать изучение темы хочется словами поэта.

Прочитайте эти строки. Как вы думаете, кто их автор?

Дни поздней осени бранят обыкновенно,
Но мне она мила, читатель дорогой,
Красою тихою, блистающей смиренно.
Сказать вам откровенно,
Из годовых времен я рад лишь ей одной.

Верно – это слова А.С.Пушкина. Любимое время года поэта – осень.

2) Александр Сергеевич Пушкин! (Презентация А.С. Пушкин)

Когда впервые каждый из нас услышал это имя?

Может быть в колыбели, когда слушали напевное пение бабушки?

Или, лежа в кроватке, слушая дивные сказки, которые читала мама?

Пушкин приходит к нам в раннем детстве и остается с нами на всю жизнь.

Трудно найти человека, который не знал бы, не любил замечательные произведения этого поэта.

Еще при жизни его называли “незаходящим солнцем русской поэзии.

И хотя прошло более 200 лет со дня его рождения, наша любовь к нему не ослабевает.

Благословен и день и час,
Когда с теплом родного крова
Впервые к каждому из нас
Приходит пушкинское слово.
Г.Гоц

6. Физкультминутка

Представьте себе, что мы находимся в осеннем лесу и идём по дорожкам. Каким вы увидели осенний лес?

Вот мы остановились и
Руки подняли и покачали
Это деревья в лесу.
Руки согнули,
Кисти встряхнули
Ветер сбивает росу
В сторону руки,
Плавно помашем
Это к нам птицы летят.
Как они сядут, тоже покажем
Крылья сложили назад.

7. Слушание стихотворения.

1) А сейчас послушаем, как А.С. Пушкин описывает осень в своем стихотворении (чтение стихотворения учителем под музыку):

Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день,
Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась.
Ложился на поля туман,
Гусей крикливых караван
Тянулся к югу; приближалась
Довольно скучная пора;
Стоял ноябрь уж у двора.

(Эмоциональная пауза. Музыка)

2) Беседа.

– Какие картины представили при слушании?

3) Моделирование обложки.

4) Словарная работа.

– Объясните слова:

Караван –

– Какие слова вам еще непонятны?

Обнажалась –

Блистало –

5) Работа над стихотворением. Учебник стр.106.

– Прочитайте стихотворение.

– О каком периоде осени говорит поэт? (Найдите слова в тексте.)

– “Уж небо осенью дышало …”

– Как понимаете эти слова?

– В каком значении употреблено слово “дышало?” (Ответы учащихся)

“Лесов таинственная сень

С печальным шумом обнажалась”

Приходилось ли вам наблюдать за перелётом птиц осенью?

Как они летят?

Почему Пушкин употребляет слово “тянулись”?

8. Работа над выразительностью.

1) Постановка логического ударения, темпа чтения, расстановка пауз.

2) Какие чувства передает поэт? (Чувство сожаления, печали, уныния об ушедшем лете.)

3) Выразительное чтение стихотворения.

9. Рефлексия.

В осеннее ненастье семь погод во дворе: сеет, веет, крутит, мутит, ревёт, и сверху льёт, и снизу метёт.

– Какой поре осени посвящена эта пословица?

В народе осень связана со временем сбора урожая.

Главным действующим лицом и в жизни крестьянина становится хлеб.

"Рыбе – вода, ягоде – трава, а ржаной хлеб – всему голова", – говорилось в народе.

Сколько хлеба соберут – так жизнь и сложится. Настроение, и благополучие, и здоровье зависели от сбора урожая. "Рыбе – вода, ягоде – трава, а ржаной хлеб – всему голова", – говорилось в народе.

Но осень – это не только "хлебный итог", осень – это еще и "очей очарованье" (А.С.Пушкин). Осень – это красота: разноцветные листья, горы румяных яблок, прозрачный ароматный утренний воздух.

Со сменой времени года меняется и наше настроение. Грустно осенью смотреть на засыхающие на клумбах цветы, грустно от унылого холодного дождя, хмурого темного утра, голых деревьев, зябких луж и серого неба.

И хочется закончить наш урок словами:

У природы нет плохой погоды
Каждая погода благодать,
Дождь ли снег,
Любое время года
Надо благодарно принимать.

10. Домашнее задание.

  • Выучить стихотворение наизусть.
  • Выполнить задание в тетради.

Помните стихотворение А.С. Пушкина?

Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день,
Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась,
Ложился на поля туман,
Гусей крикливых караван
Тянулся к югу: приближалась
Довольно скучная пора;
Стоял ноябрь уж у двора.

Точнее и не скажешь.
Скучный, унылый, холодный ноябрь.
В субботу плотное серое небо не раз прорывали снежные вихри, стало холодно, снег не тяал. Казалось, что солнце не скоро порадует природу своим светом. Однако воскресное утро выдалось не только холодным, но и ясным. А мои знакомые позвали меня прогуляться по заливным лугам близ Желнино, Дзержинска и Решетихи.

Мы бросили машину и пошли по совершенно убитой джипами дороге. Если бы не морозы последних дней, то пройти тут было бы проблематично. Сейчас же грязь замерзла в камень, так что мы довольно шустро продвигались в сторону лугов.

В этих краях много речек, озер и, конечно, рыбаков.
1.

Но не так все просто. Оказалось, что небольшую плотину местного разлива смыло водой. Тоненькое бревнышко для переправы не внушало мне вообще никакого доверия. Тем более часть его была покрыта льдом. Я пищала, бурчала и вообще отказывалась идти вперед. Но это такой отказ, когда ты уже знаешь, что все равно придется перейти эту чертову речку по этому чертову бревнышку. Дабы я не сильно трусила, мои сотоварищи накидали рядом еще небольших бревнышек. Выхода у меня не было.

Ледяные колокольца рядом с местом переправы.
2.

И вот впереди луга. Какое же скучное зрелище предстало пред моими глазами: помятая осока, посыпанная кое-где снегом; обожженная морозом листва под ногами; голые деревья и цвет грязной соломы повсюду. Только голубое небо вносило некоторое разнообразие в картину.
3.

4.

5.

Найти что-то интересное при таком антураже непросто.
А впрочем, смотрите сами.
6.

7.

Черные тюльпаны.))
На самом деле - это ирисы, как мне сказали.
8.

9.

Шиповник.
10.

11.

Мы быстро свернули с дороги в самые дебри, продирались через траву, продирались сквозь кусты, перелезали через поваленные деревья, переходили бобровую плотину, шли вдоль каких-то водоемов.
12.

Дубовые листья.
13.

14.

Грибы какие-то нашли. Рвать не стали, но пару снимков сделали.
15.

16.

А этот мой любимый снимок из воскресной серии.
17.

Сердечко вам от меня и от бревна тоже.)))
18.

В какой-то момент я стала мечтать о том, чтобы просто выйти на нормальную укатанную дорогу, что мы все-таки и сделали, и вышли к затону. На другом берегу видно Хабарское - местный горнолыжный комплекс. И церковь Михаила Архангела рядом с ним.
19.

А в воде ледяными колокольчиками звенят веточки и травинки.
20.

21.

22.

23.

Быстро спустились сумерки.
24.

Вдалеке видна усадьба Приклонских-Рукавишниковых в , где я была в марте этого года.
25.

26.

27.

На Оке еще не закончилась навигация.
Неожиданно в сумерках показалась баржа, идущая по Оке. Мы дождались, когда ее будет видно получше.
28.

29.

Как всегда немного не рассчитали время на обратную дорогу. Этому отчасти поспособствовал рыбак, сбивший нас с толку и отправивший к другой переправе. Переправы не оказалось, пришлось возвращаться к плотине. Зато полчаса было потеряно. Подходили уже в полной темноте. И обратный переход был еще экстремальнее дневного, т.к. толком не видно было, куда нужно идти. Но с ним я справилась почему-то легче.

До машины мы шли молча, говорить уже не хотелось, хотелось быстрее прийти и выпить горячего чая.

Когда пришли, я достала бутылку с водой, чтобы помыть руки. Бутылка затрещала. Воды в ней не было: вся замерзла. А ведь горячей наливала. Остатки льда вытряхнула на землю и села в машину пить чай с конфетками.
Вот такое славное ноябрьское воскресенье выдалось у меня вчера.

PS: Сегодня мне сказали, что в общей сложности прошли около 15 км. Надо же, всего 15. А усталости было на все 25.))







2024 © styletrack.ru.