Роспись православных храмов. Значение фрески в интерьере храма


Наша мастерская выполнила ряд настенных росписей, по которым можно судить о высоком профессионализме иконописцев и дизайнеров, умении работать в архитектурном пространстве, сочетая строгий канон и художественную свободу. В основном иконописцы имеют высшее художественное образование. Роспись храма осуществляется на основании разрабатываемого проекта под контролем руководителя. Над проектом росписи работает коллектив художников-дизайнеров, решая стилистику и цветовое решение храма. В орнаментах росписи нет случайных цветов, каждый колер тщательно подбирается на картонах, ­делается несколько вариантов, при этом контролируется чтобы ни один орнамент не выскакивал из общего решения и гармонировал с другими орнаментами и живописными сюжетами. В отличии от многих мастерских мы не ставим задачу -

за короткий срок покрыть росписью как можно больше квадратных метров. Быстро не бывает хорошо. Большое внимание мы уделяем тому, чтобы стены были идеально подготовлены (не были рыхлые и неровные) - это как фундамент для здания.

Основные наши работы по росписи храмов приводим ниже:

Роспись стен православного храма.

Интерьер христианского храма принято украшать иконами и настенной росписью. В Византии с ранних времен была разработана система построения элементов росписи, которая мало чем изменилась и по сегодняшний день. Роспись стен православного храма имеет огромное значение для христиан. Во все времена для росписи храма привлекались лучшие мастера монументального искуссва. в росписи храма мало быть искуссным мастером в живописи, нужно уметь организовать большую поверхность стены, правильно и гармонично расположить фигуры по отношению друг к другу. Дизайнер, делающий проект росписи храма, должен грамотно, согласно с каноном, разместить сюжеты росписи и орнамент между ними по всему храмутак, чтобы все элементы росписи гармонично вписались в интерьер храма. Роспись храма должна сочетатьса с иконостасом, киотами, и другими элементами церковной утвари, создавая единую гармонию и целостность восприятия. Роспись храма должна соответствовать архитектурному стилю храма так же как и весь комплекс украшений храма. Если храм построен в византийском стиле, то и роспись храма, как и весь интерьер храма должны соответствовать данноми направлению. Если храм построен в современном классическом архитектурном стиле, то роспсь храма в византийском стиле будет выглядеть нелепо. Роспись такого храма необходимо выполнить в современном академическом стиле иконописания. Разумеетса при росписи храма в любом стиле необходимо придерживаться канонов иконописи.

Роспись храма - византийский стиль..

Роспись интерьера византийского храма в отличие от раннехристианских храмов в средневековой Европе не рассматривается как набор одельных сюжетов, как Библия в картинках". Система расположения сюжетов, стройно построенная на плоскости стены, с особой выразительностью показывала основны христианского учения, в полной мере показывала историю Ветхого и Нового Завета. Однако, роспись играла не только учительную функцию. Верующий. находясь в православном храме, не просто видит изображения росписи храма, но и сам становился как бы соучастником всех событий священной истории. При росписи храма византийские художники изображали сюжеты и изображения святых не в естественной перспективе в глубоком пространстве, а в плоскости храма, создавая впечатление присутствия святых среди молящихся. Порой при росписи храма иконописцы использовали обратную перспективу. Все изображения при росписи храма располагались в соответствии с их значимостью. Самые важные события изображались в центральных частях храма: куполе, сводах, в Алтаре. На стенах как и в иконостасе выше изображаютя праотцы и пророки, а ниже апостолы и сюжеты Нового Завета, изображающие земную жизнь Христа. На росписи нижней части храма святые более зримо присутствуют среди молящихся. При росписи храма художник изображал фон как глухую стену, дающую только небольшую глубину и дающую возможность воспринимать фигуры святых в реальном пространстве интерьера храма. Ту же роль играл и золотой фон, не дающий большой глубины, но показывающих изображения святых в неземном сиянии. Лики святых не изображались в профиль, кроме негативных персонажей. Святые на росписях и на иконах не изображались спиной. т.к. это означало его отсутствие в данном действии. Но строгая фронтальность не давала показать на росписи взаимодействие персонажей между собой. Поэтому использовался трехчетвертной ракурс изображения фигур. При росписи вогнутых поверхностей византийские иконописцы располагали фронтальные фигуры друг против друга, добиваясь те самым их взаимодествия в реальном пространстве.

Позднее. начиная с XII века в византийских и других храмах восточного православного мира роспись храма становится более насыщенной и многословной. Но общая стилистика росписи храма остается неизменной. Основа иконографического содержания византийской росписи служила образцом для росписи храмов в православных странах, особенно в росписях древнерусских храмов на протяжении всех последующих веков, несмотра на некоторые совершенствования.

К середине 9 века после окончания иконоборчества в Византии наступил расцвет церковного иконописного искусства. К тому времени сформировывается стройная богословская и художественная система росписи христианского храма. В совершенстве продуманная система росписи храма четко согласуется с архитектурой храма и составляет с ней единое целое. Роспись Софийского Собора в Киеве отображает в полной мере константинопольский стиль росписи храма. Она отражает развитие византийского стиля монументального церковного искусства и в своем времени и является образцом для большинства древнерусских храмов. Сюжетные композиции, используемые при росписи Софийского Собора, повторяются в росписях православных храмов вплоть до 16 века. В центральном куполе Софийского Собора изображен Христос Пантократор в окружении четырёх архангелов. В барабане в простенках между окнами изображены ростовые фигуры 12-ти апостолов. В парусах изображены четыре евангелиста. На арках изображены медальоны с 40 Севастийскими мучениками. На арке, отделяющей апсиду, в трех медальонах представлен Деисус - Иисус Христос, Божья Матерь и Иоанн Предтеча. На центральной апсиде в конхе - Богоматерь "Оранта", ниже - Евхаристия. На Евхаристии слева Иисус Христос причащает апостолов хлебом, справа вином. Евхаристия - символическое изображение Тайной Вечери. В нижней части апсиды изображены святители и диаконы. Они­ как бы окружают стоящий в центре Алтаря Святой Престол. Евангельский цикл отличается особой подробностью, так как направлен на просвещение новокрещенного народа. Поэтому здесь присутствует и повествовательный элемент: На столбах изображены лики первоввященников. а западных гранях, обращеных к молящимся - Благовещение Пресвятой Богородицы. Важнейшие двунадесятые праздники изображены на сводах подкупольного креста. Подобное расположение праздников на сводах ветвей креста с некоторыми вариациями встречается в росписях православных храмов по сей день. На центральных стенах изображены сцены земной жизни Христа, Страсти Христовы и события после Воскресения Христова. В левой апсиде придела Петра и Павла изображены сюжеты деяний этих апостолов. В правой апсиде придела Иоакима и Анны, родителей Богородицы, изображены сюжеты о рождении и детстве Богоматери. Две крайние апсиды в приделах Великомученика Георгия и Архистратига Михаила расписаны житиями­ этих сятых и поясными иконами. На хорах изображены: Тайная Вечеря и её прообраз - Брак в Кане Галилейской, явление Пресвятой Троицы Аврааму и Три отрока в пещи огненной. Особой достопримечательностью росписи Собора был ктиторский портрет семьи Ярослава Мудрого, постоившего храм. Он располагался на западной стене подкупольного креста. Изображение ктиторских композиций в росписях храма было широко распространенно в те времена. Ктитор - государь или знатный заказчик по строительству или росписи храма, иногда это церковный иерарх предстоит в молитвенном поклоне к Христу или Богородице. Обычным явлением было и изображение семьи строителя храма. Очень часто ктитор изображается на росписи держащим в руках макет построенного им храма. На малых куполах и нижних сводах под хорами изображены медальоны с ангелами, херувимы и серафимы. Роспись остальных столбов и стен храма изобилует изображениями ликов святых. Лестничные башни Собора, ведущие на хоры, расписаны светскими по содержанию сюжетами, похожими на росписи византийских дворцов, т.к.хоры служили местом. где молился великий князь со своей свитой.

Подобные приемы в росписи храма часто можно увидеть и в наше время.

Роспись храма академический стиль.

В 18-19 веках на Руси большинство иконописцев при росписи храмов придерживаются сюжетной и композиционной традиции византийского стиля иконописания, однако образы приобрели более живописный характер. Древняя манера иконописания сохранилась только в старообрядческой среде.
Реформы Петра I отразились на развитии церковного искусства наряду со светской живописью.Многие художники-академисты. ориентируясь на западных художников эпохи возрождения, наряду со свободным творчеством занимались росписью храмов и нарписанием икон для иконостасов. Академический стиль иконописи в это время приобретает массовых характер. Создаются иконописные мастерские, работавшие в академической манере. В 1757 году в г. Санкт-Петербурге открылась Академия художеств, которая стала центром эстетических стандартов­ для светской живописи, а так же и для церковной. Многие художники занимающие руководящие посты в Академии,занимались еще и росписью храмов и изготовлением икон для иконостасов. Большое влияние на русских иконописцев оказали мастера итальянской религиозной живописи эпохи Возрождения, в особенности Рафаэль и Микеланджело. Ф.А. Бруни (1799-1875гг). итальянец по происхождению и католик по вероисповеданию выполнил росписи и эскизы к росписям Исаакиевского и Казанского Соборов города Санкт-Петербурга. Его работы вызывали возмущение у одних современников и восторг у других. В церковном искусстве тех времен оставили свой след такие знаменитые художники как Брюлов, Боровиковский и др.

С 1875 по 1883 год художники -академисты расписывали храм Христа Спасителя в Москве. В росписи храма под руководством Бруни участвовали художники: В.П. Верещагин, Н.А.Кошелев, И.Н. Крамской, В.Е. Маковский, А.Т. Марков, Т.А. Нефф, И.М. Прянишников, Е.С. Сорокин, В.И. Суриков, Г.И. Семирадский.Роспись храма была выполнена маслом по известковой штукатурке.
­В.М. Васнецов негативно отзывался об этом периоде монументального церковного искусства, которое превратилось в натуралистическое со святыми-натурщиками. Кстати художники, восстанавливающие росписи в Новом Храме Христа Спасителя по старым эскизам, пошли еще дальше. Например на сюжетах "Тайная Вечеря" или "Вход Господень в Иерусалим" Нестеренко можно увидеть в лице апостолов вместо ликов апостолов лица друзей художника.

В конце 19 начале 20 веков древние иконы начинают почитаться как к ценные памятники старины, их коллекционируют и реставрируют. Всплеск интереса к старинной иконе способствовал изменению отношения художников-академистов к иконописанию. Возникает «неорусский» стиль в церковной живописи. Основоположником нового направления в церковной живописи стал В.М. Васнецов (1848-1926гг). В 1885-1886 годах он наряду с другими художниками выполнил роспись Владимирского Собора в Киеве. При росписи храма Васнецов ориентировался не на западных художников эпохи Возрождения, а на византийскую и древнерусскую монументальную живопись, привнеся в нее модерновый стиль. Работы Васнецова оказали огромное влияние на художников-иконописцев конца 19 и начала 20 веков.

В работе по росписи Владимирского Собора так же принимал участие и М.В. Нестеров, которому принадлежат четыре иконостаса в боковых нефах, композиции «Рождество Христово», «Воскресение Христово», «Богоявление Господне», образы Бориса и Глеба, княгини Ольги и др. Работы­ М.В.Нестерова можно увидеть на настенных росписях Покровского храма Марфо-Мариинской обители в Москве. Нестеров, как и Васнецов, тяготеет к стилю модерн в сочетании с русской декоративностью и фольклорностью. Несмотря на живописные качества иконопись Нестерова в отличие от Васнецова ближе к картине чем к иконе.

Иконописцы нашей мастерской стремятся взять от знаменитых художников самые лучшие качества, стремясь при этом не отходить далеко от канонов древней иконописной школы.

Роспись стен церкви Ризположения была выполнена в 1644 году по заказу патриарха Иосифа иконописцами Сидором Поспеевым, Иваном Борисовым и Семеном Абрамовым. Вся церковь была расписана ими менее чем за три месяца. Известно, что при создании нового живописного убранства храма мастера обычно руководствовались предыдущей, более древней системой его росписи. Некоторые свидетельства о периоде работы Назария Истомина над иконостасом в Ризположенской церкви указывают на существование в храме старых росписей, выполненных до 1605 года. Не исключено, что церковь была впервые расписана вскоре после строительства, и система росписей ее стен в основных чертах восходит к концу XV века.

Расположение росписей храма строго канонично. В куполе помещено изображение Христа Вседержителя , в верхнем ярусе барабана выполнены образы ветхозаветных пророков, в нижнем — евангелистов. Своды и примыкающие к ним люнеты украшают сцены евангельской истории Христа от Рождества до Вознесения и входящая в этот цикл Троица (часть композиции находится за иконостасом).

Западные столпы церкви заняты росписью с образами святых русских князей и московских митрополитов. На восточных столпах, скрытых иконостасом, над арками, соединяющими их с восточной стеной, и в самих арках размещены изображения отцов церкви.

Церковь Ризположения посвящена Богородичному празднику, поэтому программу большей части стенной росписи составили композиции на тему «похвалы Богородице», запечатленные в двух сюжетных циклах. Выполненные в технике фрески и проработанные темперой росписи располагаются на стенах в четыре яруса, из которых два верхних занимает цикл Жития Богоматери, повествующий о жизни Девы Марии, а два нижних иллюстрируют прославляющий Ее торжественный гимн — Великий Акафист.

В верхней части столпов, в арках и на сводах храма расположены медальоны с полуфигурами избранных святых, в основном — небесных покровителей семьи первого царя из дома Романовых — Михаила Федоровича, в царствование которого была выполнена роспись храма. В откосах окон помещены фигуры преподобных (святых монахов) и изображения небесных сил — херувимов и серафимов.

Программа росписи алтарной части храма повторяет иконографические схемы росписи Успенского собора с торжественной композицией Великого входа в конхе (верхней части) центральной апсиды и композицией Собора всех святых, занимающую в церкви Ризположения всю стену апсиды.

Отдельного внимания заслуживают крупные декоративные фрески нижнего яруса храма. Известно, что нижний ярус внутреннего убранства церквей неизбежно страдал от прикосновений одежд молящихся, что сказывалось на состоянии фресок. В Византии сложилась традиция облицовывать эти участки стен мрамором или занавешивать их тканями. Со временем настоящие ткани были заменены декоративными фресками. В церкви Ризположения нижний ярус стен храма украшен светлой орнаментальной росписью, имитирующей тканевый декор, которая носит название «полотенца ». Фрески действительно напоминают висящие полотенца-ширинки, украшенные искусной орнаментальной вышивкой; узор наподобие решетки встречается в настоящих византийских и итальянских тканях XV в.

Реставрационные работы, проведенные в 1950-х гг., раскрыли фресковую живопись 1644 г. от позднейших прописей и поновлений, в том числе выполненных в XIX веке масляной краской. Современное состояние росписей позволяет в полной мере оценить художественную манеру мастеров, ее создавших, несмотря на имеющиеся поздние вставки и даже утраты живописи (например, в верхней части западной стены, в композиции «Вход в Иерусалим»). Цветовой строй фресок был, скорее всего, задан светлыми, гармоничными красочными сочетаниями икон иконостаса, уже установленного в храме к моменту начала работ по его росписи. Особую легкость и праздничность атмосфере в церкви Ризположения придает обилие белых, голубых, зеленых и вишневых тонов в трактовке фигур, а также розовых, охристых и бирюзовых — в изображении архитектурных фонов. Небольшой размер храма и насыщенность иконографической программы определили размер фресковых композиций, напоминающих небольшие клейма икон. В то же время в их строгом ярусном ритме, монументальном размахе композиций праздничного цикла на сводах и в люнетах храма, торжественном величии фигур на столпах прослеживаются традиции монументальной живописи предшествующей эпохи — конца XVI в., еще сохранявшиеся в русском искусстве первой половины XVII столетия.

- Начну с технологического вопроса. Как обеспечить прочность стенописи, чтобы она не осыпалась буквально через несколько месяцев?

Очень важно правильно подготовить стены, покрыть их качественной штукатуркой. Бригады рабочих, получающие оплату за площадь, нередко спешат в ущерб качеству — не соблюдают технологию, чтобы поскорее закончить работы. А ведь штукатурка должна выстаиваться, чтобы набрать необходимую прочность, так что процесс ее создания занимает около полугода.

- Как рождается программа росписи?

Как правило, программа росписи — это традиционный список сюжетов, нам лишь остается выбрать из него то, что подходит к данному храму — его архитектуре, стилю, времени постройки. Это как семь нот. Например, в барабане купола обычно пишут либо поясной образ Вседержителя, либо Вознесение, либо Преображение... И далее — по такому же принципу. При этом программа росписи должна отражать суть храма: посвящен он какому-то святому, мощи которого почивают тут же и к ним приезжают многочисленные паломники, либо, например, это требный храм. Так что на практике приходится разрабатывать и весьма необычные проекты.

- Приведите примеры.

Мы расписывали храм в поселке Дудутки в Беларуси. Дудутки — это этнографический музей: там есть и город мастеров — кузнецы, резчики по дереву, хлебопеки, — и храм. При церкви действует воскресная школа, так что храм посещает множество ребятишек: и учащиеся, и те, кто приехал на экскурсию. Заказчик предоставил нам свободу решать, как должен выглядеть интерьер этого храма, при этом высказал пожелание сделать его таким, чтобы детям в нем было легко и интересно. Храм там достаточно низкий, с плоским потолком. Перегружать такое помещение росписью нельзя — при низких потолках она станет «давить» на молящихся, а охватить всю композицию взглядом все равно будет невозможно. Значит, надо написать воздушно, легко — выбрать соответствующие тона, сделать композицию достаточно просторной. Но чем завлечь детишек? Мы остановились на орнаментах и символах — чтобы дети спрашивали о том, что видят, а взрослые отвечали. Добавили пейзаж с горками.

- Какие же символы вы применили, чтобы заинтересовать детей?

Например, образы четырех евангелистов в виде ангела, орла, крылатых льва и тельца. Еще один интересный проект росписи мы выполнили для кладбищенского храма. Какой должна быть роспись этой церкви? Надо утешить скорбящих, пробудить в них веру, помочь понять, что расставание не навсегда, что Господь — Всеблагий и Всепрощающий... Мы выбрали тему чудес Спасителя. Композиция в центральном куполе — Вознесение: Господь восходит в Царствие Небесное, вознося туда Свою человеческую плоть. Пир в Кане Галилейской, воскрешение Лазаря, дочери Иаира. Конечно, важны и цвета. Цвет дает настрой душе. Мы выбрали легкие, пастельные тона, чтобы грусть была светлой. Сделали соответствующий иконостас. Этот проект еще находится в реализации.

- Палехские художники до самой революции расписывали храмы темперой, в то время как мастера из других регионов уже забыли эту технологию. А какими материалами выполняете стенопись вы?

Мы можем расписать храм и темперой, но в наши дни это встречается редко. Чисто темперная живопись по стене не очень практична, у нее своеобразные цвета. К тому же под темперу надо особым, очень тщательным образом обрабатывать поверхность. Так что обычно мы пишем силикатом или акрилом. Чаще всего выбор материала зависит от пожеланий заказчика. Именно по этой причине, например, в Минске мы работали акрилом. Это хорошая краска, но она создает пленку, что несвойственно традиционной стенописи. В Набережных Челнах, где материалы мы выбирали сами, работали силикатом. Он более надежен, устойчив. Силикатные краски проникают внутрь штукатурного состава, где и происходит их затвердение, такую роспись сложнее повредить. К тому же по виду она ближе к старинной темперной живописи. Хорошо комбинировать силикат и акрил: основную работу выполнять силикатом, а акрилом акцентировать детали, делать «оживки» — он позволяет проводить более тонкие линии. Так мы работали в Кратово.

- Пишут ли сегодня фрески по сырой штукатурке?

Нет. Их не создавали с середины XIX века. Дело в том, что такие росписи выполняли красками, разведенными на известковом молочке. Для того чтобы сделать их, надо выдерживать известь восемьдесят лет, пока она не перекиснет и не приобретет необходимые свойства. Прадеды ставили известь, чтобы годы спустя их правнуки разводили краски... Так же заготавливали и пиломатериал: отец выстаивает, сын пользуется — а теперь необходимы сушилки. Бог весть, удастся ли когда-нибудь восстановить эту традицию...

- Расписывают стены и пишут образа для иконостасов одни и те же художники?

До недавнего времени все наши мастера по очереди ездили на росписи, но сейчас у нас выделились художники, которые занимаются именно стенописью.

- Как удается обеспечить стилистическое единство росписи — ведь, по сути, это огромная картина, написанная целой артелью мастеров?

Главное — общий эскиз и общее руководство. Для этого нужен ведущий художник, который будет вести проект, держать все в своих руках, требовать выполнения определенных задач, достижения уровня. Задумка проекта и руководство должны быть за одним человеком. Не менее важно правильное распределение работы. У каждого своя рука, поэтому, например, горки должен писать один человек.

Лики выполняют люди, которые понимают друг друга и пишут схоже. При ближайшем рассмотрении мы поймем, кто какой лик написал. А вы — нет.

- Случается ли, что для крупных работ вы привлекаете художников со стороны?

Так было, например, в Минске. Это обычная практика — и сегодня, и в старые времена. Например, читая архивные записи о работе крупнейшей палехской мастерской, принадлежавшей Софоновым и расписавшей едва ли не все крупнейшие храмы Центральной России, мы видим, что, приезжая на росписи в какой-либо город, они нанимали в дополнение к своим художникам местных. Главное — сформировать ядро, чтобы художники из постоянной бригады были дружными, понимали друг друга, писали в едином ключе. Сравнивая работу наших иконописцев с нанятыми со стороны, вижу, что наши работают лучше. Этому способствует и сплоченность, и универсальность наших мастеров. Ценно, что они могут работать по-разному: верхний храм в Минске расписали иначе, чем нижний — в соответствии с поставленной задачей, — так что сторонний человек не сразу поверит, что эти росписи выполнили одни и те же художники.

- Обязательно ли стиль росписи должен соответствовать архитектуре храма?

В том же XIX столетии писали в разных манерах: работали «под старину», выполняли академическую живопись... Как правило, роспись делают соответствующей иконостасу. Если иконостас в храме тябловый — то, даже если здание построено в XIX веке, его не стоит украшать академической стенописью. Впрочем, возможны исключения. Если говорить о реконструкции, конечно, надо делать так, как было изначально — или как могло быть, ведь зачастую точных данных не осталось. Хотя и в то время в храм могли перевезти древний иконостас из другого или, наоборот, поновить живопись. Наслоение времен было всегда. Но если есть возможность сделать стильно — то надо делать.

Внутреннее убранство православных храмов, сложившееся в искусстве Византийской империи, получило свою стройную систему, поэтому роспись православных храмов осуществляется в соответствии с христианским каноном. Тем не менее каждый храм может быть расписан уникально, исходя из его архитектурных частей. Каждая часть дома Господня имеет свое символическое значение, которое и определяет тему изображаемого библейского сюжета. Для одного и того же места предполагается несколько священных сцен.

Роспись купола храма

В самой высокой точке храма – куполе, изображается Христос, как Глава Церкви и связующее звено между земной и Небесной Церковью. Чаще всего Христос изображается в куполе в виде Пантократора (Вседержителя) с Евангелием, с благословляющей десницей. Ближайшие последователи Иисуса, пророки и апостолы, пишутся в барабане наравне с восьмью Ангельскими чинами, стоящими на страже земли и людей. Паруса храма предназначены для евангелистов, распространивших учение Христа. Они движутся из пристани-Храма во все концы вселенной.

Роспись алтаря

Центральное место в апсиде занимает изображение Богоматери «Знамение» или «Нерушимая стена». В данном сюжете она выступает в роли заступницей за род человеческий.

Ниже этой композиции в алтаре изображается сюжет «Евхаристии», в котором Иисус передает Хлеб и Чашу апостолам для Причащения. Еще ниже в полный рост пишутся святители и учителя Церкви – преемники апостолов, на основании учения которых произошло утверждение Церкви.

Лики святителей символизируют преемственность святительского служения, а сцена «Евхаристии» связывает воедино события в Сионской горнице и совершающуюся в церкви литургию.

Роспись жертвенника и диаконника не имеет устойчивых канонов и воплощает назначение конкретного храма. Самые частые сюжеты на жертвеннике – изображение Богородицы, связанные с Рождеством Христовым. В диаконнике пишут образа святых архидиаконов или композиции из жития Святого Иоанна Предтечи.

Роспись основой части храма

В средней части храма находятся столпы или стены как символ опоры небесной церкви на дела людей. Поэтому на них всегда изображаются мученики в качестве образца святости христианского подвига.

Каноничность росписи центральной части предполагает создание сюжетов из Священной Истории Ветхого и Нового Завета: «Праздников», изображения жития Богоматери, святых и иные картины.

Восточная и западная часть храма противопоставляются друг другу. Если на западной стене изображен сюжет «Страшного суда», тогда восточная стена расписана изображением Горнего мира.

На восточной стене располагается иконостас, состоящий из нескольких рядов, упорядоченно размещенных , отделяющий алтарную часть православного храма от остального помещения.

Стенные фрески не достигают пола. От него их отделяют панели без изображения святых или христианских сюжетов. На этих панелях пишется убрус (полотенце), символизирующий чистоту и незыблемость и вечность. Он имитирует узорную ткань, над которой как величайшая ценность подносятся молящимся сцены христианского учения.

На входных воротах в храм зачастую изображают образ Богоматери. На откосах порталов присутствуют Ангелы, охраняющий Дом Господень.

Таким образом, в разное время происходили изменения в росписях, дополнялись или удалялись некоторые композиции, но в своей основе сюжеты росписей и канон остались неизменными и по сей день.

Роспись православного храма и написание икон для храма — это ответственная работа, где художник монументалист должен не только следовать канонам и традициям церковной росписи, берущей начало от Византии, но и уметь рисовать в больших масштабах, без искажений. Росписи храма иллюстрируют нам Евангельские сюжеты, приоткрывают величие Божие, поэтому они должны и рисунок иметь выдержанный в традициях христианского искусства, со впечатляющими масштабами и вводить человека в мир горний. Молящиеся в храме обычно не просто стоят и разглядывают росписи, но как бы участвуют в различных событиях Евангельских историй. В самой же древней Византии росписи храма воспринимались не как живописная плоскость, а как реальное трехмерное измерение вместе с пришедшими в храм людьми.

Для росписей храмов художнику необходимо не только иметь художественные знания и опыт, а и быть отчасти богословом. Внимательно исследуя храм, мы видим что фрагменты росписей не могут рассматриваться отдельно друг от друга. Они взаимодействуют, перекликаются друг с другом, а так же со зрителем. Они входят в само архитектурное решение храма и дополняют его.

В нашей мастерской в Киеве работают мастера, выполняющие росписи храмов на высоком уровне в традициях Византии или Руси, на ваш выбор. Сами росписи в храме могут выполняться акриловыми или силикатными водорастворимыми красками. Обычно храмам требуется роспись вначале или со временем поновление старых росписей. В этой работе есть свои правила и нюансы, которые необходимо учитывать.

Специфика росписей православного храма.

Делая внутренние росписи в храме, мы обязательно берем во внимание церковную архитектуру, сам стиль нового храма или эпоху создания. Потому как стилевые особенности, например, храамов Византии, Руси или барокко отличаются. Не смотря на различия, само традиционное решение композиции не изменяется:

  • В куполе храма изображается Господь Вседержитель или Троица.
  • В барабане между проемами окон изображают апостолов, пророков или ангелов.
  • В парусах размещают изображения апостолов евангелистов.
  • Своды храма расписываются сюжетами двунадесятых праздников.
  • А на самих стенах иллюстрируются сюжеты из Нового и Ветхого завета.






2024 © styletrack.ru.