История создания узника. Анализ стихотворения «Узник» Пушкина. Возможно вам будет интересно


Стихотворение «Узник» было создано в 1822 году. Это непростое время, когда Пушкин находился в Южной ссылке.

2. Литературное направление

Произведение относится к романтизму.

3. Род

По роду литературы это лирика.

4. Жанр

Жанровая принадлежность «Узника» – лирическое стихотворение .

5. Проблематика

Через образ узника, сидящего за решеткой, и орла, зовущего его за собой, на волю, поэт передает собственные мысли, желания, устремления. Ничто и никто не может запретить человеку творить, если он хочет это делать.

6. Тематика

Пушкин затрагивает темы свободы творчества , свободы личности , борьбы за возможность жить и работать вольно, не оглядываясь на цензуру, критику, реакцию власти и публики. Все это передается в метафорических образах.

7. Идея

Идеей стихотворения становятся собственные взгляды поэта: никто и ничто не может запретить человеку творить так, как он считает нужным .

Стремление к свободе и воле останется в нем всегда, даже «за решеткой».

8. Пафос

В произведении отчетливо чувствуется тоска по дому , печаль человека , находящегося в заточении , горячее стремление к свободе .

9. Система образов

Вообще, все стихотворение построено на противопоставлении, много противоположных друг другу образов:

  • заключенный – вольный орел,
  • темница – небесные просторы, ветер, синие морские края.

За счет этого читатель практически на себе ощущает тоску узника, его желание оказаться на свободе, выйти из темницы.

10. Центральные персонажи

Центральным персонажем в нем является узник, сидящий в темнице и наблюдающий за орлом за окном.

Орел – олицетворение свободы, вольной жизни. Лирический герой приравнивает его к своему товарищу, зовущему за собой, туда, в небесные просторы.

11. Лирический герой

Лирический герой здесь представлен в образе пленника, сидящего в «темнице сырой». Он рвется на волю, мечтает о свободе, но не может – это метафорическое изображение той несвободы, которую испытывал сам автор.

Вообще, образ узника в стихотворении исследователи считают собирательным. С одной стороны, в нем явно проступает личность самого Пушкина, находящегося вдали от родины, тоскующего, стремящегося назад. С другой стороны, это может быть образ любого сосланного или заключенного.

12. Сюжет

Стихотворение отличается незатейливым сюжетом. Некий узник сидит за решеткой и смотрит во двор. Там он видит орла, клюющего, но тут же швыряющего свою добычу.

Заключенному кажется, что птица понимает его состояние, что она ему верный товарищ. Он думает, что орел зовет его за собой, в небо, на волю. В конце он практически ощущает себя парящим рядом с птицей.

13. Композиция

Композиция произведения линейная.

«Узник» состоит всего из трех строф:

  • В первой нам представлена экспозиция и завязка.
    Узник сидит в темнице, смотрит в окно. Вдруг видит орла, который клюет пищу, бросает ее и поглядывает на заключенного.
  • Во второй строфе происходит развитие событий и кульминация.
    Узник наблюдает за орлом и начинает отождествлять себя с ним, воспринимает птицу как товарища. Ему кажется, что пернатый хищник – добрый и мудрый сообщник, полностью одобряющий желание лирического героя вырваться из заточения, оказаться на свободе. В этом четверостишии проступает главная мысль: «Давай улетим!».
  • Наконец, в третьей строфе читатель видит развязку.
    Узник представляет себя рядом с орлом, там, где гуляет «…лишь ветер да я». Они оба – вольные птицы, и полет их никто не может остановить.

14. Стихотворный размер, рифмы, строфика

«Узник» написан классическими катренами (то есть четверостишиями).

Пушкин использует такой размер как амфибрахий.

Рифмы везде парные (ААВВ), мужские (то есть с ударением на последний слог).

15. Художественное своеобразие произведения

Все стихотворение – одна большая метафора несвободы и желания вырваться, оказаться на воле.

Узник – это своеобразное отражение состояния Пушкина, находящегося в ссылке за собственное творчество. Орел – символ свободы, воли, причем не столько физической, сколько свободы творческого самовыражения.

Язык стихотворения простой, основная мысль читается легко и подана очень ярко, понятно.

16. Средства художественной выразительности

Антитеза: противопоставление воли и неволи.

Сравнение: узник сравнивает себя с вольной птицей.

Эпитеты:

  • сырой
  • молодой
  • грустный
  • вольные

Олицетворения:

  • орел – товарищ,
  • ветер гуляет.

Инверсии:

  • темнице сырой
  • орел молодой

17. Значение произведения

Потом эти идеи разовьются в других стихотворениях, и будут красной нитью проходить по всему творчеству поэта, которого постоянно притесняла, не одобряла или откровенно ругала цензура, правительство и публика.

18. Актуальность

Оно актуально и на сегодняшний день, потому что жажда творчества и стремление выразить собственные переживания через художественные произведения свойственно человеку любой эпохи.

19. Моё отношение

Мне нравится этот стихотворение, потому что в нем автор сумел в иносказательной форме выразить собственные мысли о свободе и о том, что невозможно запретить творцу создавать.

Даже за решеткой он будет стремиться на волю, искать возможность вырваться.

20. Чему учит

Стихотворение учит вере в лучшее. Ведь, несмотря ни на что, внутренне мы всегда остаемся свободными, а это значит, что можем выбирать собственный путь и творить так, как считаем нужным. Оно очень смелое, красивое и глубокое.

Александр Пушкин посвятил данное стихотворение моменту своей жизни, когда он вынужден был находиться в Кишиневе. Поэт был отправлен туда на службу в канцелярии. Хоть это и не было лишением свободы, Пушкин воспринимал это именно так, для него было тяжко находиться там. Написано стихотворение было в 1822 году.

С самого начала чтения мы можем увидеть мотивы печали, поэт называет Кишинев темницей. Да, он несомненно мог делать то, что хочет сам, но у него не имелось возможности вернуться в Санкт-Петербург, поэтому для великого поэта это было сродни заточению, темнице сырой.

Что означает образ орла в стихотворении? Так как Пушкина раздражала его участь в городе, то с помощью такого образа он выражал свое собственное «я», как бы заявляя о том, что он гордая птица, его нельзя просто так запереть.

Вполне прямо поэт заявляет о том, что терпеть дальше он не будет, он летит туда, где «за тучей белеет гора», «синеет море». Пушкин действительно попал в будущем в те места, которые описывал, перевелся на службу в Одессу.

В конце поэт заявляет: «только ветер, да я!». Давая понять абсолютно всем, что он словно ветер, никому нельзя изменить его судьбу, он свободен. Свобода-это ключевое слово, которое описывает смысл стихотворения. Главная потребность любого человека-свобода.

Анализ стихотворения Узник Пушкина

Александр Пушкин написал произведения «Узник» в 1822 году. Этот год относится к годам южной ссылки поэта . Недаром, стихотворения так называется.

Пушкин – человек, как по характеру, очень свободолюбивый. Он, как птица орел, не может находится за «решеткой» и быть не на воле среди людей и природы, в «темнице темной и сырой». Именно потому в этом его произведении такой настрой – немного печальный и даже в какой-то смысле трагический. Ведь Пушкин за свое свободомыслие и сидит в «темнице». Царем был отправлен в ссылку. Где уже и был отправлен в город Кишинев, мрачноватый и скучный, как по мнению писателя, город. Князь относился к Пушкину снисходительно, а потому решил сделать ему добро. Он отправил его по назначению в канцелярию. Но это действие добродушного человека, Пушкин воспринял как оскорбление его личности, и как поэта.

А потому, именно в этом произведении, которое носит название «Узник», поэт описывает свои чувства, весьма оскорбленные и униженные. Поэту трудно привыкнуть к мрачному Кишиневу, да и вообще он начинает воспринимать всю действительность как будто бы он находиться в самой настоящей тюрьме. Пушкин – человек, который сам распоряжается своей судьбой. Именно потому, находясь в ссылке, он частенько игнорировал свои обязанности служебные. Ему было до этого все равно. Единственно, что ему не было безразлично – это его родной город Санкт-Петербург. Именно в этом городе Пушкину жилось радостно счастливо. Он писал своих творческие стихотворения, общался с друзьями.

В произведении явственно проскальзывают нотки униженного самолюбия, а также гордости. Также, то, что он был отправлен туда, куда ему не хотелось. Когда свободного человека отсылают в другую сторону света – это очень сильно делает депрессивным. Именно потому произведение показывает сильные чувства поэта, отправленного в то время в ссылку.

Анализ стихотворения Узник по плану

Возможно вам будет интересно

  • Анализ стихотворения На поле куликовом Блока

    по себе – глубоким человеком, который многое понимал и ценил. Александр Блок написал произведение

  • Анализ стихотворения Ты отстрадала, я еще страдаю Фета

    Стихотворение Ты отстрадала, я еще страдаю относится к лазичевскому циклу, который Фет написал на закате своего творческого пути. Этот цикл был посвящен Марии Лазич, трагически погибшей в 1950 году.

  • Анализ стихотворения Пушкина Сожженное письмо и история его создания

    Одесса – город любви, надежд, вдохновения. Именно сюда А.С.Пушкин переезжает из Кишинева. Поэт устраивается в канцелярию, которой заведовал граф Михаил Воронцов. Отношения между графом и поэтом складываются хорошо

  • Анализ стихотворения Тютчева Чародейкою зимою 3, 5 класс

    Знаменитый поэт Федор Иванович Тютчев написал стихотворение «Чародейкою зимою» в удивительно подходящее время-накануне новогодней ночи, это был 1852 год. Тематика стихотворения как нельзя лучше подходит для именитого праздника

  • Анализ стихотворений Бунина

    Про стихи Бунина (сочинения и анализ)

Создавалось стихотворение «Узник» в период Южной ссылки Пушкина, под влиянием гнетущей атмосферы канцелярской службы в Кишиневе. После дома Раевских, где поэт гостил до переезда в Кишинев, последняя стала казаться ему мрачным и унылым заточением.

В этот период поэт находился еще под влиянием романтизма, поэтому стихотворение полностью выдержано в рамках этого направления. Важное место в стихотворении отведено личным переживаниям поэта, внутреннему миру, уводящего его далеко от реальности. Ссылка напоминает ему темницу, а он сам чувствует себя узником в этой темнице.

В стихотворении проявляется мастерство поэта скупыми штрихами создавать полноценную живую картину. Одной строчки поэту достаточно, чтобы перед глазами читателя возник образ холодной и унылой темницы: «Сижу за решеткой в темнице сырой».

Стихотворение состоит из трех строф. От строфы к строфе меняется и настроение автора. Если в первой строфе поэт находится во власти своей печали, а тон и интонация предельно спокойны, то во второй все его внимание приковано к вольной птице и чувствуется волнение, овладевающее поэтом, но в третьей он уже во власти своих грез, а тон стихотворения на своем пике.

Не случайно в качестве товарища выбран поэтом орел. Эта гордая птица символизирует свободолюбие и непреклонность. Более того, он тоже знаком с неволей: «Вскормленный в неволе орел молодой». В этом отношении орел близок к поэту. Стремление к свободе настолько сильно, что воображение рисует поэту белеющие за тучей горы и синеющие морские края.

Поэт зол на тех людей, кто лишил их свободы. Ему горько осознавать, что там, где есть человек, невозможна полная свобода. Он настолько измучен лишениями, что хочет улететь птицей в края, куда еще не ступала человеческая нога, «Туда, где гуляем лишь ветер…да я!».

Первая и последняя строфы представляют яркий контраст. Если первая строфа навевает грусть, то в последней звучат жизнерадостные романтические ноты. Поэт стремится показать, что физические тяготы и лишения не способны противостоять человеческим стремлениям к свободе и воле.

Россия хоть и признала Пушкина величайшим русским поэтом, но не вознесла его на мировой уровень, не отвоевала место рядом с Гомером, Шекспиром, Данте и Гете.

Жизнь и смерть поэта - самая горестная трагедия во всей истории России.

Обстоятельства, предшествовавшие написанию стихотворения

Стихотворение «Узник» Пушкин написал, будучи в Кишиневской ссылке. Немаловажную роль при этом сыграли жизненные обстоятельства, в которых оказался поэт.

1820 год. Коллежский секретарь А.С. Пушкин по надобности службы отправлен в Южный край России - так в подорожном листе, выданном поэту, значилась цель его поездки, на самом деле являвшейся ссылкой. За плечами остался Царскосельский лицей, служба в Коллегии иностранных дел и шумный Петербург с многочисленными друзьями. На новом месте Александр Пушкин служит мелким чиновником канцелярии и выполняет монотонную рутинную работу, угнетающую даже обычного человека, не говоря уже о такой выдающейся творческой личности, каковой являлся гениальный поэт.

Генерал Иван Никитич Инзов, его непосредственный начальник, понимал это и старался не сильно загружать поэта работой. Он относится к нему весьма благосклонно. Пушкина приняли и в аристократических кругах Кишинева. Иногда Александр Сергеевич позволял себе публично критиковать действия правительства и военных, но Инзов, по долгу службы вынужденный делать донесения на своих подчиненных, в докладах в Петербург указывал, что высказывания Пушкина носят подражательный характер и не являются его образом мышления. Было ли донесение такого характера следствием признания таланта и симпатии к А. С. Пушкну, или Инзов действительно так считал - останется тайной для потомков.

Политические взгляды поэта

Из учебника русской литературы, в котором производится анализ стихотворения «Узник» Пушкина, мы узнаем, что оно является воплощением свободолюбия великого поэта, проникшегося идеями декабристов. Александру Сергеевичу предписывают бунтарские и террористические мысли, которые он стал отстаивать всей душой и через аллегорические образы пытался донести до народа. Школьникам Пушкин преподносится в образе тайного революционера и политического страдальца.

Однако более глубокие исследования пушкинистов свидетельствуют о том, что увлечение политикой у поэта было поверхностным. Более того, с течением времени он искренне раскаивался в своих взглядах и считал их заблуждением молодости.

Узник обстоятельств

Безусловно, придать многогранности и разноречивости стихотворению в плане толкования мог только такой мастер слова, как Пушкин. «Узник» мог быть написан молодым поэтом и под влиянием жизненных обстоятельств. По дороге к месту ссылки в Кишинев Александр Сергеевич 3 недели прожил у своих знакомых - в семье Раевских, обосновавшихся на Южном берегу Крыма.

Этот период жизни запечатлелся в памяти поэта как самые счастливые дни, когда он мог в полной мере насладиться красотой крымского пейзажа и приятным общением с единомышленниками и друзьями. Кишинев после Крыма показался Пушкину унылым и неприглядным - его стала окружать выжженная солнцем степь, а вместо друзей общаться приходилось с заносчивыми и чванливыми молдавскими аристократами. Пушкин - узник обстоятельств, в которых вынужден был оказаться. Он действительно почувствовал себя пленником. Ощущение одиночества, однообразия и несвободы, зависимость от начальства, отсутствие друзей - все это трудно переносил свободолюбивый Пушкин. Узник - тема, навеянная самой жизнью 23 летнего молодого человека.

Стремление убежать от действительности

Существует еще одна версия того, что побудило А.С. Пушкина к написанию данного стихотворения. Находясь в ссылке, Пушкин имел возможность общаться с арестантами и сблизился с одним из каторжников, который поведал ему о своих намерениях совершить побег. Пушкина до глубины души затронула эта идея, и некоторые высказывания каторжника он облек в стихотворную форму. В «Узнике» он в метафорической и романтической форме отобразил свое стремление убежать от действительности.

Анализ стихотворения «Узник» Пушкина

Произведение условно можно разделить на две части, отличающиеся друг от друга по настрою и интонации. Первая часть, где все мрачно и грустно, противопоставлена второй - полной света и надежды. Из угнетающей тюремной коморки лирический герой мысленно хочет попасть в необъятное пространство вселенной. Мысль об окончании темного периода вселяет в него новые жизненные силы.

Унылое повествование о жизни в неволе в середине стихотворения перерастает в крик души с требованием свободы, достигает своего эмоционального пика и обрывается вновь словами одиночества - «лишь ветер… да я!..»

Нужно заметить, что стихотворение носит метафоричный характер, то есть основная мысль в нем завуалирована и доведена до читателя путем образного сравнения. Каждый человек в силу своего развитого воображения может домыслить то, что недосказал Пушкин. Узник - это лирический герой произведения, сидящий в «темнице сырой». Поэт уподобляет его вскормленному в неволе молодому орлу. Благодаря такому сравнению становится понятно, насколько чужд для лирического героя окружающий мир. Для человека ограничения свободы и навязанные условия существования, будь то ссылка или тюремная решетка, столь же губительны и неестественны, как и неволя для свободолюбивого орла.

Стихотворение «Узник» Пушкин пронзил идеей свободы, ни разу не употребив самого слова «свобода». Она слышится в крике орла, наделенного поэтом способностью мыслить по-человечески и испытывать чувства, присущие человеку. «Давай улетим», - хочет вымолвить гордая птица, призывая узника с собой «туда, где гуляем лишь ветер… да я!..»

Главное - не быть узником и получить свободу, что само собой разумеющееся для всего живого.

Отношение Пушкина к своим произведениям

Отзыв на стихотворение Пушкина «Узник» мало беспокоит поэта. По сведениям хорошо знавших его людей, Александр Сергеевич всегда оставался недоволен написанными произведениями. Как-то в беседе с Александрой Осиповной Смирновой-Россет Пушкин признался, что самые прекрасные стихи к нему являются во сне, но он их не успевает запомнить.

Поэт очень тщательно подбирал каждое слово, работая над своим произведением, как огранщик, осторожно и бережно шлифующий грани драгоценных камней. Но когда доводил его до совершенства, мало заботился о том, как оценят его произведение. Кроме того, по воспоминаниям той же Смирновой-Россет, Пушкин абсолютно не умел читать свои сочинения. В его исполнении оценить красоту стиха было невозможно. Со стороны казалось, что свое произведение успело ему изрядно надоесть.

Таков был в глазах своих современников Александр Сергеевич Пушкин - узник судьбы и обстоятельств.

Всего двенадцать строк, а сколько в них вложено смысла, чувств и недосказанности…

«Узник», должен каждый школьник. Текст входит в обязательную программу изучения. Но часто случается так, что анализ стихотворения становится нужен гораздо позднее. Чем объясняется такой интерес? Особенностями классики.

Ее идеи живут не один век, и не только то время, когда создается произведение. Идея стихотворения А.С.Пушкина «Узник» пережила не одно столетие, к ней будут возвращаться постоянно, желание свободы – естественно для человека.

Вконтакте

История создания

Стихотворение «Узник» появилось в годы пребывания поэта в Кишиневе. Мелкий чиновник, точнее, коллежский секретарь, Александр Сергеевич Пушкин был направлен для продолжения службы в Южный край. Так значилось в официальной бумаге.

Друзья остались далеко, общаться приходилось с аристократами Кишинева, людьми неинтересными, чванливыми и далекими от творчества. Поэт ощутил себя узником . Он зависит от властей, начальства, рутины, бессмысленного и безрезультатного труда.

История создания стихотворения «Узник» Пушкина – история судьбы талантливого поэта, одна из страниц его биографии. Талантливый человек оказался в плену неприятных ощущений:

  • одиночество;
  • покинутость;
  • оторванность от привычной жизни;
  • гнетущая скука;
  • смертельная тоска.

Чтобы отвлечься от тяжелых мыслей, Пушкин углубляется в самообразование . Он читает, перечитывает, ищет ответы на сложные вопросы. Но чувство плена остается с ним постоянно. Это становится толчком к созданию. Год написания Узника Пушкина — 1822.

Важно! Чтобы читателю было легче понять, о чем говорится в произведении, ему должна быть известна история создания стихотворения Узник Пушкина.

Стихотворение «Узник», написанное Александром Пушкиным в 1822 году.

Композиция произведения

Стихотворение небольшое по объему. Можно сосчитать строки – их всего 12. Композиция стихотворения несложна для анализа. Произведение состоит из 3 строф . Все они соединены между собой одной сюжетной линией .

Орел, попавший в клетку, мечтает о свободе , которой пользуется его вольный товарищ. Речь и мысли орла меняются интонационно. В выразительности его слов слышится боль, тяга и стремление освободиться от оков.

Анализ стихотворения «Узник» А.С.Пушкина предлагает разделить весь текст на две части: первая – описание чувств героя поэтического произведения, вторая – призыв к освобождению . Композиция стихотворения не предполагает контраста, одна часть вытекает из другой.

Особенности текста:

  1. Интересно продуманы повторы: туда…, туда…, туда… Создается сходство с фольклором . Тройные повторы – излюбленный прием авторов сказок. Возможно, поэтому текст читается легко и непринужденно . Чтобы вникнуть в его суть, придется прочитать несколько раз. Сходство с фольклором услышали композиторы. Строки были положены на музыку , причем песенную основу увидел не один композитор, а девять. Призывом к освобождению от каторжного труда стала народная песня на основе поэтического текста. Есть на слова текста и романс.
  2. Главный прием композиции стихотворения «Узник» Пушкина – нарастание интонации , переходящей на все более высокие ноты.

Размеры стихотворения «Узник» – трехсложная стопа амфибрахий . Это редкий размер, но здесь он точно передает ударение на второй слог, создавая напевность.

Свобода « узника» в творчестве Пушкина. Узник.

Главный герой

Жанр стихотворения отвечает направлению поэзии пушкинской эпохи – романтизм . Здесь в основе лежит чувственность, открытость, страстность. Орел молодой – пленник темницы. Кто такой герой — узник? Есть несколько ответов на один простой вопрос:

  1. Преступник. Он оказался в темнице за противоправное действие. Но эта версия не очень убедительна . При чтении не создается впечатления, что человек – преступник. Его жаль, хочется освободить. Читатель полностью переходит на сторону невольника, значит, он не может быть преступником в обычном понимании этого слова.
  2. Несправедливо наказанный человек. Это объяснение так же не подтверждается текстом и интонацией.
  3. Герой, чувствующий себя как в темнице , находясь в мире людей. Эта версия наиболее приемлема.

Для романтического героя конфликт с окружением – главная проблема. Жанру стихотворения «Узник» удается показать реальную жизнь начала XIX века . Законы, правящие силы делали жизнь людей темницей. Свобода витала в умах, но не могла звучать вслух. Вырваться из темницы хотелось всем, но могли только те, кто не боялся заточения.

Литературные средства

Тема небольшого стихотворения «Узник» А.С.Пушкина – неволя, плен. Желание улететь, вырваться из клетки – основной лейтмотив.

Свобода, желание ее обрести скрыто за каждым словом, наружу прорываются лишь чувства. Само слово остается под запретом.

Олицетворение

Такие средства встречаются в конце: гуляет ветер. Можно ощутить дуновение свободного ветра, теплого и свежего, как дыхание природы. Вольный ветер как душа человека рвется туда, где ей комфортно и легко.

Сравнение

Такой способ позволяет увидеть противоречие: клетка – воля, решетка – свобода . «Вскормленный в неволе орел молодой» завидует тому, кто питается естественной пищей. Росли птицы по-разному, но желают одного: полета за тучи, за горы.

Эпитеты

Выражения помогают представить все состояние, которое стремится передать автор. Угрюмость, безрадостность существования подневольного человека , состояние ограничения в свободе. Эпитеты:

  • в темнице сырой;
  • кровавая пища;
  • орел молодой.

Птице нужна свобода, полет. Но и человек внутри птица. Он летает в мечтах, создает желания и невообразимые полеты мыслей.

Другими эпитетами в стихотворении «Узник»: «морские края» — передаются светлые мечты , создается контраст с кровью и грустью начальных строк.

Недосказанность

Многоточие встречается в конце: «лишь ветер… да я!». Сложно и в то же время легко представить себя одного среди пустующего синего неба, где ветер гонит облака, освобождая места для полета человеческих мыслей.

Средства выразительности А.С.Пушкина в «Узнике» помогают понять, какой силой обладает слово, как обычным выделением звука можно унести читателя за облака, отвлечь от тягостных мыслей , направить к мечте и исполнению желаний.

ОГЭ ЕГЭ Литература. А.С.Пушкин «Узник» (1822)

А.С. Пушкин. Лицейские годы. «Узник».

Итог

Стих «Узник» кто написал? Ответ однозначен – Александр Сергеевич Пушкин. О чем говорится в стихотворении Узник? О желании вырваться из плена тягостного окружения. Тема стихотворения – свобода и огромное желание жить так, как хочет душа.







2024 © styletrack.ru.