Древний иерихон первый город на земле. Иерихон (Jericho, Палестина) — самый древний город на Земле и Гора Искушения. Гора Искушения в Иерихоне


Самый древний город на планете - Иерихон.

Иерихо́н (ивр. יְרִיחוֹ ‎ , Иерихо́; греч. Ίεριχώ; араб. أريحا ‎‎‎‎ , Ариха) - город в Палестинской автономии, на территории Западного берега реки Иордан. Является столицей провинции Иерихон, население 20 416 палестинцев (2006). Расположен на севере Иудейской пустыни, примерно в 7 км к западу от реки Иордан, в 12 км к северо-западу от Мёртвого моря и в 30 км к северо-востоку от Иерусалима. Один из древнейших непрерывно населённых городов мира, многократно упоминается в Библии, где именуется также как «город пальм» (ивр. ‎ Ир ха-Тмарим) (Втор.34:3, Суд.3:13, 2Пар.28:15). Название города по одной версии происходит от слова «луна» - «яреах» на иврите, по другой - от слова «запах», «благоухание» - «реах». Вторая гипотеза, возможно, связана с тем, что в древние времена в иерихонском оазисе выращивались пряности и благовония - единственное место в Израиле, где благодаря уникальному климату и наличию воды эти культуры могут произрастать. Самое древнее археологическое свидетельство - остатки башни времен неолита, около 8 тыс. лет до н. э. Самое древнее письменное упоминание - книга Иисуса Навина.

Первые следы жизни людей здесь относятся к 8-му тыс. до н. э. Здесь открыты мощная башня (8 метров) эпохи докерамического неолита A (8400-7300 гг. до н. э.), захоронения периода халколита, городские стены бронзового века, возможно, те самые, что, по преданию, пали от громких труб израильских воинов (знаменитые «иерихонские трубы»).

Руины древнего Иерихона

Источника Айн-эс-Султан («Источник Султана»)

Согласно легенде: сразу после сорокалетнего блуждания евреев по пустыне и смерти Моисея еврейское войско пересекает Иордан примерно в районе современного моста Алленби и становится лагерем в Галгале как раз в канун праздника Пейсах. Иерихон становится первым городом, захваченным израильтянами при помощи хитрого военного трюка: еврейское войско обходит город 7 раз, так что осажденным оно кажется в семь раз большим, затем 7 раз трубит в 7 юбилейных труб - «и стены города пали» (Навин 6). Отсюда пошло знаменитое высказывание о «трубах Иерихонских». Иерихон был полностью разрушен, его жители уничтожены до единого человека, за исключением блудницы Раав, которая укрыла в свое время еврейских разведчиков, за что была пощажена.

Надо сказать, что археологи не нашли никаких свидетельств той эпохи, поскольку слой, который должен соответствовать по времени еврейскому захвату Земли Обетованной, как и все последующие по времени слои, смыты зимними половодьями вади Кельт, сюда выходящего. Разумеется, это не является доказательством, того, что события, описанные в книге Иисуса Навина, не происходили в действительности.

Пожалуй, главная достопримечательность Иерихона - это курган древнего города, Тель Йерихо. Арабы называют его Тель эс-Султан, а источник, находящийся рядом с ним - Эн-Султан, тот самый, в котором пророк Елисей - Элиша - опреснил воду. Именно на этом месте стояли стены, павшие от звука труб израильтян. Раскопки, проводившиеся здесь многократно, еще со времен английских исследователей прошлого века, обнаружили много интересного. Сначала Уоррен, а затем Кэтлин Кэньон раскопали весь тель, обнажив руины города вплоть до неолитической башни - 8 тысячелетие до н. э., когда нигде в мире городов не было вообще. Найдены также сложенные из красных кирпичей городские стены, которые относятся примерно к 3 тысячелетию до н. э. - начало ранней бронзы, когда опять-таки в мире городов практически не было. Территория города того периода составляет примерно 40 акров и это большое поселение для того времени. Город был окружен валом - насыпью, также сохранившейся под слоем земли, которая окружает территорию, в два раза большую, чем территория города, что означает, что, возможно, были дома и вне крепостных стен. Насыпь имела не только военное назначение, но и защищала город от наводнений.

В 1953 году археологам во главе с Кэтлин Кэньон удалось сделать выдающееся открытие, которое совершенно изменило наши представления о ранней истории человечества. Исследователи пробились сквозь 40 (!) культурных слоев и обнаружили сооружения неолитического периода с громадными постройками, относящимися к тому времени, когда, казалось бы, на Земле должны были жить только кочующие племена, добывающие себе пропитание охотой и собиранием растений и плодов. Результаты раскопок показали, что приблизительно 10 тыс. лет назад в восточном Средиземноморье был совершен качественный скачок, связанный с переходом к искусственному выращиванию злаков. Это привело к резким изменениям в культуре и образе жизни.

Открытие раннеземледельческого Иерихона стало сенсацией археологии 1950-х годов. Систематическими раскопками здесь был обнаружен целый ряд последовательных наслоений, объединяемых в два комплекса- докерамический неолит А (VIII тыс. до н.э.) и докерамический неолит Б (VII тыс. до н.э.).

Поселение докерамического неолита А занимало площадь около 4 га и было окружено сложенной из камня мощной оборонительной стеной. К ней примыкала массивная круглая каменная башня. Первоначально исследователи предположили, что это башня крепостной стены. Но очевидно, она являлась сооружением особого назначения, соединявшим в себе многие функции, в том числе и функцию сторожевого поста для контроля за окрестностями.

Под защитой каменной стены располагались круглые, похожие на палатки дома на каменных фундаментах со стенами из сырцового кирпича, одна поверхность которого выпуклая (этот тип кирпича называется «свиная спина»). Чтобы точнее определить возраст этих сооружений, были применены новейшие научные методы, например радиоуглеродный (радиокарбонный) метод.

Физики-атомщики при исследовании изотопов установили, что можно определить возраст предметов по соотношению радиоактивного и стабильного изотопов углерода. Путем зондирования было установлено, что самые древние стены этого города относятся к VIII тысячелетию, то есть их возраст - примерно 10 тыс. лет. Еще более древний возраст имело обнаруженное в результате раскопок святилище - 9551 год до н.э.

Несомненно, что Иерихон А с его оседлым населением и развитым строительным делом представлял собой одно из первых раннеземледельческих поселений на Земле. На основании проводившихся здесь многолетних исследований историки получили абсолютно новую картину развития и технических возможностей, которыми располагало человечество 10 тыс. лет назад.

Превращение Иерихона из маленького первобытного поселения с жалкими хижинами и шалашами в настоящий город площадью не менее 3 га и населением более 2000 человек связано с переходом местного населения от простого собирательства съедобных злаков к земледелию - выращиванию пшеницы и ячменя. При этом исследователи установили, что этот революционный шаг был сделан не в результате какого-то привнесения извне, а стал итогом развития обитавших здесь племен: археологические раскопки Иерихона показали, что в период между культурой первоначального поселения и культурой нового города, который был построен на рубеже IX и VIII тысячелетий до н.э., жизнь здесь не прерывалась.

Вначале городок не был укреплен, однако с появлением сильных соседей оказались необходимы крепостные стены для защиты от нападений. Появление укреплений говорит не только о противоборстве различных племен, но и о накоплении жителями Иерихона определенных материальных ценностей, привлекавших алчные взоры соседей. Что же это были за ценности? Археологи ответили и на этот вопрос. Вероятно, главным источником доходов горожан служила меновая торговля: удачно расположенный город контролировал главные ресурсы Мертвого моря - соль, битум и серу. В Иерихоне найдены обсидиан, нефрит и диорит из Анатолии, бирюза с Синайского полуострова, раковины каури с Красного моря - все эти товары высоко ценились в период неолита.

О том, что Иерихон являлся мощным городским центром, свидетельствуют его оборонительные укрепления. Без применения кайл и мотыг в скале был вырублен ров шириной 8, 5 м и глубиной 2, 1 м. За рвом поднималась каменная стена толщиной 1, 64 м, сохранившаяся на высоте 3, 94 м. Ее первоначальная высота, вероятно, достигала 5 м, а выше шла кладка из сырцового кирпича.

При раскопках была обнаружена большая круглая каменная башня диаметром 7 м, сохранившаяся на высоту 8, 15 м, с внутренней лестницей, тщательно сложенной из цельных каменных плит шириной в метр. В башне были устроены хранилище для зерна и обмазанные глиной цистерны для сбора дождевой воды.

Каменная башня Иерихона, вероятно, была построена в начале VIII тысячелетия до н.э. и просуществовала очень долгое время. Когда она перестала использоваться по назначению, в ее внутреннем проходе стали устраивать склепы для погребений, а прежние хранилища использовать как жилища. Эти помещения часто перестраивались Одно из них, погибшее при пожаре, датируется 6935 годом до н.э.

Анализ черепов и костных останков, найденных в Иерихоне, показал, что 10 тыс. лет назад здесь обитали низкорослые - чуть выше 150 см - люди с удлиненными черепами (долихоцефалы), принадлежавшие к так называемой евро-африканской расе. Они строили овальные в плане жилища из комков глины, полы в которых были углублены ниже уровня земли. В дом входили через дверной проем с деревянными косяками. Вниз вели несколько ступенек. Большинство домов состояло из единственной круглой или овальной комнаты диаметром 4-5 м, перекрытой сводом из переплетенных прутьев. Потолок, стены и пол обмазывали глиной. Полы в домах тщательно выравнивали, иногда красили их и полировали.

Жители древнего Иерихона пользовались каменными и костяными орудиями, не знали керамики и употребляли в пищу пшеницу и ячмень, зерна которых растирали на каменных зернотерках каменными пестами. От гpyбой пищи, состоявшей из круп и стручковых плодов, растертых в каменных ступах, у этих людей полностью изнашивались зубы.

Не умея лепить глиняную посуду, древнейшие жители Иерихона вместе с тем лепили из глины фигурки животных и другие изображения. В жилых постройках и гробницах Иерихона найдено множество глиняных фигурок животных, а также лепных изображений фаллоса. Культ мужского начала был широко распространен в древней Палестине, его изображения встречаются и в других местах.

В одном из слоев Иерихона археологи обнаружили своего рода парадный зал с шестью деревянными столбами. Наверное, это было святилище - примитивный предшественник будущего храма. Внутри этого помещения и в непосредственной близости от него археологи не встретили никаких предметов домашнего обихода, зато обнаружили многочисленные глиняные фигурки животных - лошадей, коров, овец, коз, свиней и модели мужских половых органов.

Таким образом, учитывая вышеприведенное свидетельство (и с учетом других, обнаруженных на территории совр. Турции, археологических памятников) против всё еще ныне действующей (исторической) парадигмы ортодоксальных историков о том, что развитие (эволюция) Человеческой цивилизации в период 9500 год до н. э. - 3000 год до н. э. происходила сугубо последовательно (т.е. поступательно, путем количественного накопления знаний и навыков первых земледельческих (животноводческих) культур и автоматического самозарождения градостроительства и технологического укладов) - от Неолита к первым древнейшим цивилизациям Шумера и Египта, а также однозначно подтвержденные геологами и геофизиками факты фиксирования в истории Земли Всемирного потопа (максимум подъема океана в Европе около 9600 год до н. э.) и конца "Ледниковой эпохи (последнее оледенение, которое началось около 110 тыс. лет назад и окончилась около 9700-9600 г. до н. э. как раз Всемирным Потом ), представляется логичным и целесообразным высказать нижеследующую гипотезу (гипотезы):

1. Достаточна высока вероятность того, что за период своего существования на Земле (от 4, 4 млн. лет до 195 000 лет) Человечество имело неоднократный (т.е. не только в 4000-3500 гг. до н. э.) опыт самозарождения высокоразвитых (на уровне античных) цивилизаций. Отголосками существования таких працивилизаций являются многочисленные доисторические (датируемые ранее IX тысячелетия) артефакты и мегалитические постройки, уже в достаточном количестве обнаруженные современной археологией. При этом, важно отметить, что остатки городов и инфраструктуры данных працивилизаций пока плохо изучены современной археологией, так как они либо были смыты водами Всемирного Потопа (как это случилось с многими «культурными Иерихона», о которых мы упоминали выше) либо до сих пор покоятся в труднодоступных местах морского (океанического) дна (подобных археологических находок также более, чем достаточно). Между тем, также необходимо отметить, что, на наш взгляд, очень маловероятно, чтобы упомянутые выше працивилизации смогли бы достигнуть за период своего существования технократического уровня, сопоставимого с современным (на начало 21 века, или даже на конец 19-го века) технологическим укладом.

2. Описанная в классических исторических источниках Неолити́ческая револю́ция (периода 9500 год до н. э.- 5500 гг. до н. э. ) не имела прямого отношения к возникновению цивилизаций Шумера и Египта и, соответственно, к возникновению нашей собственной цивилизации. Неолити́ческая же револю́ция, в результате которой возникли (точнее, были привнесены извне единичными пришельцами-цивилизаторами) цивилизации Шумера и Египта произошла значительно раньше (по нашему предположению - не позднее 15000 - 12000 гг. до н.э. ) и, скорее всего, в результате данной революции сначала (ещё до Всемирного Потопа) сформировалась Атлантида и ряд европейских працивилизаций (Тиррения, Пеласгия-Прафиния, додинастический Египет – с которыми по Платону воевали атланты), а затем (уже после Катастрофы) выжившие представители атлантской цивилизации создали известные нам цивилизации Шумера и Древнего Египта (об этом прямо свидетельствуют не только легенды и верования самих египтян и шумеров (упоминание бога-цивилизатора Тота-Гермеса-Трисмегиста у египтян и острова Дильмун у шумеров) ;

3. Предшественниками- предками неолитической культуры, в результате развития которой сформировалась Атлантида в 15000 - 12000 гг. до н.э. были, скорее всего, кроманьонцы. При этом, развитие (эволюция) кроманьонцы от первобытнообщинного строя к градо-технократическому социуму проходило не в течении 2-3 000 (как нам предлагают считать ортодоксальные историки на примере неолитических культур периода 9500 год до н. э.- 5500 гг. до н. э.), а в период 30-15 тысячелетий до н.э., то есть в течении 10-15000 лет, более чем достаточных для естественной эволюции общества и используемых им технологий. При этом, сам легендарный Посейдон, скорее всего был одним из наиболее развитых кроманьонцев. Тем более что и сам Платон в диалоге «Критий» пишет, что Посейдон был для Атлантиды – пришельцем-цивилизатором: -

« … Так и Посейдон, получив в удел остров Атлантиду, населил ее своими детьми, зачатыми от смертной женщины (скорее всего, Посейдон пришел на остров Атлантида не один, а в качестве вождя одного из наиболее социально, интеллектуально и технологически развитых племен кроманьонцев. И «заселил» остров своими детьми (т.е. людьми своего рода-племени) – в переносном, а не прямом смысле этого слова – Прим. авт.) , примерно вот в каком месте: от моря и до середины острова простиралась равнина, если верить преданию, красивее всех прочих равнин и весьма плодородная, а опять-таки в середине этой равнины, примерно в пятидесяти стадиях от моря, стояла гора, со всех сторон невысокая. На этой горе жил один из мужей, в самом начале произведенных там на свет землею (т.е. для коренного населения острова Атлантида – Посейдон был иноземцем, пришельцем- цивилизатором – Прим. авт.) , по имени Евенор, и с ним жена Левкиппа; их единственная дочь звалась Клейто. Когда девушка уже достигла брачного возраста, а мать и отец её скончались, Посейдон, воспылав вожделением, соединяется с ней; тот холм, на котором она обитала, он укрепляет, по окружности отделяя его от острова и огораживая попеременно водными и земляными кольцами (ничего сверхъестественного для представителей цивилизации с уровнем развития Шумера или Древнего Египта - типичная практика строительства городов при наличии градостроительного опыта и технологий. К тому же, по описанию Платона Атлантида была классическим городом-государством. Опять же – шумерская и египетская практика– Прим. авт.) все большего диаметра, проведенными словно циркулем из середины острова и на равном расстоянии друг от друга. Это заграждение было для людей непреодолимым, ибо судов и судоходства тогда еще не существовало. А островок в середине Посейдон без труда, как то и подобает богу, привел в благоустроенный вид, источил из земли два родника – один теплый, а другой холодный – и заставил землю давать разнообразное и достаточное для жизни пропитание (и снова ничего сверхъестественного для представителей античной цивилизации - «родники» можно было создать путем рытья колодцев, а «заставить землю давать пропитание» - за счет ирригации и мелиорации малопригодных до этого для земледелия земель – Прим. авт.)

4. Цивилизация Атлантиды, скорее всего, существовала в период от 12 000 до нашей эры (время заката и исчезновения культуры кроманьонцев в Европе, Азии и Америке) и до 9584 года до нашей эры (Времени Всемирного потопа и конца Ледникового Периода в Европе и, соответственно, катастрофической гибели Атлантиды). При этом, необходимо отметить, что, базируясь на вышеприведенном фактологическом материале (по Шумеру-Аккаду-Уру (4000-2000 гг. до н.э.), Египту (3000 - 730 до н.э. гг. до н.э.- завоевание Египта Нубией), Вавилонии (2000-323 гг. до н.э. - победа Александра Македонского над Персией), Древней Греции (2000 гг. – 27 г. до н.э. – подчинение Греции Риму), Римской Империи (753 г. до н.э. – 476 г. н.э. – возникновение Византии)), средний срок жизни полноценной цивилизации составляет около 2000-2500 лет. Таким образом – срок существования Атлантиды – в 2430 лет – выглядит очень даже правдоподобно. Кстати, возраст нашей собственной цивилизации (её рождение можно условно приурочить к эпохе Сократа - Платона – когда были заложены основы науки, философии и принципы построения государства – т.е. к 640-347 году до н.э.) уже составляет 2358-2651 лет . Другими словами, наша цивилизация (в социальном плане) уже подошла к концу. Что тоже выглядит достаточно символично (Платон открыл нам Атлантиду и он же стал одним из идейных основателей нашей собственной цивилизации)

5.Создателями древнейших "де-факто исторических" цивилизаций Шумера и Древнего Египта, предположительно, вполне могли быть выходцы из некой островной працивилизации - допустим, Атлантиды

Источники .

1. Горбовский А.А., “Факты, Догадки, Гипотезы”. - М:., Знание, 1988

2.Жиров Н.Ф., “Атлантида”, 1957; Жиров Н. Ф. Атлантида. Основные проблемы атлантологии (впервые с биографией знаменитого русского атлантолога). - М., Вече, 2004

3. Платон. Диалог «Критий» (адаптированный перевод С.Аверинцева (кн.: Платон. Собр. соч. в 4-х то-мах. Том 3. М.: "Мысль", 1994), с подробными комментариями и примечаниями А.А.Тахо-Годи)

4. Mangerud, J., J. Ehlers, and P. Gibbard, 2004, Quaternary Glaciations: Extent and Chronology 1: Part I Europe. Elsevier, Amsterdam. ISBN 0-444-51462-7

5. Pielou, E.C., 1991. After the Ice Age: The Return of Life to Glaciated North America. University Of Chicago Press, Chicago, Illinois. ISBN 0-226-66812-6 (paperback 1992)

6. Sibrava, V., Bowen, D.Q, and Richmond, G.M., 1986, Quaternary Glaciations in the Northern Hemisphere, Quaternary Science Reviews. vol. 5, pp. 1-514.

7. “ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ“, Том 1. - под ред. Ю. П. Францева.- АН СССР, Гос. издат. Полит. литер., М., 1955.

Видеоматериалы

Город взлетов и падений, славы и позора, смерти и возрождения. Оазис посреди пустыни. Самый древний город на планете Земля находится в Израиле - Иерихон .

10 тысяч лет на месте, близком к впадению в Мертвое море, у подножья Иудейских гор, живут люди. Мы знаем об их существовании в этих местах, начиная с Бронзового века. Но как знать, может быть река истории тянется еще дальше и глубже.

Первый археологический памятник Иерихона датируется 8 веком нашей эры. Именно столько лет ученые насчитали древней крепости, которую откопали на Иерихонском холме. А самое древнее письменно упоминание относится к периоду .

Эта библейская притча, которая неразрывно связана и с историей религий, и с историей израильского народа, и с историей самого Иерихона, имела большое влияние на потомков и последователей. Это влияние было настолько сильным, что ученые-археологи, которые начали раскопки на месте древнего города, даже пытались подогнать найденные артефакты под известную притчу из Библии.

Как вы, наверняка, помните, после смерти Моисея Иисусу Навину в пустыне явился Бог и позвал его повести за собой израильский народ через Иордан. И пообещал, что там, за Иорданом, куда бы ни ступила нога израильтян, земля будет принадлежать им. И Иисус послушался Бога и повел армию Израиля за собой.

Когда они подошли к Иордану, очень близко к месту впадения реки, она неожиданно пересохла, и евреи пересекли реку фактически по суши, по ее дну. А когда последний еврей ступил на берег Земли обетованной, якобы вода постепенно снова начала прибывать.

Подойдя к стенам Иерихона, евреи осаждают его, а Иисус решает отправить в укрепленный город двоих своих разведчиков.

Те вошли в поселение и зашли в дом к местной блуднице Рааве. Разгадав цель визита в Иерихон посланцев, Раава попросила сохранить жизнь ей и ее семье за помощь в укрытии. И евреи сдержали слово. Остальных жителей Иерихона они убили, а город разрушили и сожгли. Причем Иисус якобы наложил проклятие, которым запрещал восстанавливать город. И когда спустя много лет некий Ахиил начал город отстраивать, он потерял всех своих сыновей. Но город таки возродился.

Любопытно, что с разрушением Иерихона связана тоже своя легенда. Когда разведчики вернулись в лагерь, Иисус решил, что пора атаковать город. И он послал свою армию семь раз обойти вокруг укрепленных городских стен. И у осажденных жителей создавалось впечатление, что армия Израилева - бесконечна. Так что когда заиграли семь труб, люди стали кричать в панике и ужасе. И от этого сильнейшего звука рухнули стены Иерихона - внешняя наружу, а внутренняя - в противоположную сторону. Так и родилось выражение "иерихонские трубы".

К слову, остатки этих рухнувших стену далось раскопать археологам и даже доказать, что, как минимум, одна из них, внешняя, действительно упала. А вот остальных свидетельств захвата Иерихона израильтянами не сохранилось.

Интересно, что сами раскопки Древнего Иерихона были начаты еще в XIХ веке. Трижды ученые из разных стран пытались отыскать под слоем эпох остатки древнего города. И все было тщетно, пока в 1899 году археолог из Германии Зеллин возле маленького поселка Эриха (а название Иерихона произошло либо от слова "яреах" - Луна, либо от слова "реах" - благоухание, да и в арабском произношении Иерихон - это Эриха) не нашел несколько глиняных изделий ханаанейского периода. И в 1907 году на месте иерихонского холма начались масштабные раскопки.

Слой за слоем археологи снимали пласты истории, охватывающей период в десять тысяч лет!

Этих слоев они отыскали восемь. И теперь наука имеет представление о том, как строился и как разрушался великий город.

В самый древний, ханаанейский, период Иерихон был достаточно богатым и процветающим городом. Он был окружен двумя городскими полностью закольцованными стенами, внешней и внутренней. Было много домов, а люди торговали солью Мертвого моря.

Захоронений этого периода не обнаружено.

Город был разрушен, предположительно, израильтянами и долгое время не развивался. Хотя на территории Иерихона оставались люди.

Израильский Иерихон относится к XI - IX векам до нашей эры. В это время город стал активно развиваться. В этот период здесь был построен дворец "Хилани". Помимо соли, в городе стали производить керамику и другую утварь. Археологи отыскали захоронения этого периода. Людей тогда хоронили во дворах домов, а детей - прямо в подполье дома.

Во времена Римской империи влюбленный до беспамятства Марк Антоний подарил Иерихон Клеопатре. Но его вернул обратно Ироду Август.

Во времена правления Ирода в Иерихоне был построен целый комплекс дворцов, театр и даже ипподром. Это были довольно необычного вида здания для того периода. Ирод пригласил из Рима специальную строительную бригаду, которая и занималась возведением ряда объектов не только в Иерихоне, но также в нескольких других городах империи. Отличительной чертой зданий правления Ирода было использование очень мелкого камня ромбовидной формы.

Но во время Иудейской войны город снова был разрушен, и отстраивал его еще один римский правитель, Адриан, уже во 2 веке нашей эры.

С VII века Иерихон был завоеван арабами.

С XIII века на месте древнего Иерихона жили мусульмане - маленький поселок просуществовал до XIX века.

Безусловно, главной достопримечательностью и главной святыней Иерихона является древний курган или, по-другому, Иерихонский холм. Именно вокруг него последние 150 лет были сосредоточены все археологические изыскания.

В 1929 году британец Джон Герстенг раскопал на нем самые нижние слои, которые свидетельствовали о первых поселениях людей на месте нынешнего Иерихона. Они жили в землянках круглой формы. Керамики еще не знали, но уже были оседлыми.

Однако это был еще не город. Заговорить об Иерихоне как о самом древнем поселении планеты заставила другая находка.

В 1953 году археолог Кетлин Киньо откопала на холме древнюю крепость - самое старую уцелевшую архитектурную форму на земле. По оценкам ученых, возраст крепости - 8 тысяч лет. Она огораживает площадь примерно в 3 гектара (40 акров). Предполагают, что на ней жили люди численностью около 3 тысяч человек.

Древний город был окружен земляной насыпью, которая была намного больше площади самого поселения. Возможно, люди селились не только внутри укрепления, но и за его пределами. Во времена Иисуса Навина этой насыпи уже не стало.

Интересная деталь: похоже, Древний Иерихон стал родоначальником традиции хоронить обезглавленных людей. На месте раскопок были обнаружены безголовые захоронения, а черепа были обнаружены в другом месте, отдельно. Позже эта традиция распространилась на многие другие страны Востока.

Еще одна очень ценная находка - раскопки древней синагоги того же периода. Древнейшая синагога планеты возрастом 8 тысяч лет была обнаружена совершенно случайно, во время реконструкции одного из старых зданий. На полу синагоги была выложена мозаика с изображением меноры. Сейчас это здание находится в собственности Израиля.

Также археологи обнаружили развалины арабского дворца, сегодня больше известного под названием «Дворец Хишама». Он был основан примерно в 747 - 749 гг. Эль-Валидом, а имя "Хишам" получил по ошибке. Был в Иерихоне правитель с таким именем, который также хотел в этих местах много чего построить, но не успел. А вот имя этого мечтателя почему-то крепко приклеилось к достижениям другого человека, Эль-Валида.

Дворец сам по себе очень интересен. Вход в него украшала арка из скульптур. Что очень необычно для исламской архитектуры, запрещающей любое изображение человека. Кроме того, во дворце был большой внутренний двор с лежанками, а также спуск в подвальные залы - место для отдыха, поскольку там всегда было прохладно. Дворец не был достроен Эль-Валидом из-за ранения. Но, тем не менее, он неплохо сохранился. К слову, скульптуры с этого дворца сейчас хранятся в галерее Рокфеллера.

Сегодня трудно переоценить значение раскопок, которые провели ученые за полторы сотни лет, раскапывая Древний Иерихон. И главное открытие - безусловно то, что отныне возраст древнейшего города планеты исчисляется не первым упоминанием Иисуса Навина, а намного более ранними артефактами.

К сожалению на сегодняшний день раскопки Иерихона практически приостановлены. После того, как в 1993 году после соглашения в Осло Израиль передал Палестине этот город, в нем стало небезопасно. В настоящее время Израиль запретил своим гражданам въезд в Иерихон по этой причине.

Чем известен этот город? В русский язык вошло словосочетание «трубы Иерихонские». Оно означает громкий клич, предзнаменующий катастрофу. Еще мы знаем, что Иерихон - древнейший город в Палестине, да и, вероятно, на всей планете. Археологи открыли, что на этом месте люди беспрерывно жили десять тысяч лет! Интересен Иерихон и в плане географического расположения: он находится на 250 м ниже уровня моря. Это самый глубинный город на Земле. И, конечно же, стоит нам раскрыть Библию, как мы вскоре натыкаемся на упоминание об Иерихоне.

В о нем говорится в книгах: Второзаконие, Судей, 2 Паралипоменон, Иисуса Навина. Но и в Евангелии библейский город в Палестине также не обойден вниманием. Приближаясь к нему, Господь наш исцелил слепого от рождения. Войдя в городские стены по пути в Иерусалим, Иисус Христос встретил Закхея, который был мал ростом, и потому забрался на смоковницу, чтобы видеть Мессию из-за окружавшего народа. Кстати, это дерево до сих пор живо, и его показывают желающим.

"Все это легенды", - скажет человек, не верящий Библии. Что говорят о «Городе Пальм» (по одной из версий, отсюда пошло название города Йёрихо) факты, то есть материальные доказательства? Ведь в конце XIX века, когда в библейский город прибыла первая археологическая экспедиция британцев, он представлял собою тихую провинциальную деревеньку. Английские ученые в 1868 году накопали довольно мало. Через 40 лет в деревню приехала другая экспедиция, на этот раз состоящая из немцев. которой руководил археолог Э. Зеллин, сразу же стала копать глубоко. В результате в 1908 году ученые открыли древнюю городскую стену.

На сегодняшний день стараниями археологов библейский город в Палестине явил 23 пласта ушедших цивилизаций. Первое поселение к западу от базарной площади современного Иерихона относится к 8-му тыс. до н. э. Но важно не это: поселение было не стойбищем диких кочевников, а именно городом. Об этом свидетельствует мощная восьмиметровая башня, датируемая эпохой докерамического неолита. Поселение (7300 до н. э.) поразило ученых масштабностью городских укреплений. Почти не верится, что такие мощные стены могли воздвигнуть люди, не знающие железа.

Немало в Иерихоне артефактов более поздних эпох: некрополь периода халколита, руины зимней резиденции царя Ирода, дворец периода арабской культуры 7-го века. Но что же позволяет нам говорить, что Иерихон - именно библейский город в Палестине? Во-первых, это источник у холма Тель-ас-Султан, называемый ключом Елисея. В Четвертой Книге Царств (2:19-22) мы читаем, что всем хорош был город, только вот вода в нем была нехороша. бросил туда соль, отчего источник стал пригодным для питья. А недалеко от города возвышается гора, на которой Иисус Христос постился в течение 40 дней и был искушаем Дьяволом.

Но что значит «трубы Иерихонские»? Книга Иисуса Навина рассказывает, что древние евреи решили захватить это весьма удачное место в оазисе, поскольку им обещал оказать поддержку Яхве. Армия окружила библейский город в Палестине и стала громко трубить и издавать боевые кличи. В результате мощные фортификационные укрепления рухнули, а израильтяне перебили всех жителей за исключением одного дома колаборционистки и блудницы Раав. Имеет ли эта мистическая история хоть какое-то материальное подтверждение? Действительно, крепостная стена огромного города (17 гектаров, что неслыханно для античности) рухнула сразу в нескольких местах. Но причиной этому явился не трубный глас, а землетрясение.

Сегодня мало что напоминает о прошлой славе и величии Иерихона, избранного царями как дворцовый город. Со всех сторон сюда съезжались посланцы с дарами правителей сопредельных стран, торговцы и паломники. В наши дни это обычный ближневосточный город, об истории которого напоминают лишь руины да древние легенды.

ЭХО ИЕРИХОНСКИХ ТРУБ

Иерихон - город тяжелой судьбы. Сложно перечесть все исторические эпизоды, когда его разрушали до основания и выстраивали вновь.

Иерихон - город на территории современной Палестины, являющийся на данный момент древнейшим из известных непрерывно населенных городов мира. Его история прослеживается не только по предметам, обнаруженным во время археологических раскопок, но и по страницам Ветхого Завета. Иерихон упоминается как «город пальм»: здесь их росло огромное количество, и легенды повествуют об Иерихоне как месте, «где домов не было видно под зеленым пальмовым покровом».

Правда, именно то, что Иерихон упоминается в ветхозаветном тексте, предопределило историю его изучения. Долгое время никто не интересовался реальной географией мест, описываемых в древнейшей части христианской Библии, - факт их существования принимался на веру, но священными они не считались. Библейские места привлекли внимание археологов лишь в середине XIX в.

По результатам археологических раскопок 1930-х и 1950-х гг. специалисты выяснили, что Иерихон был основан в девятом тысячелетии до н. э. Изначально это был торговый пункт на пересечении древних караванных маршрутов.

Месторасположение Иерихона было крайне выгодным со всех точек зрения. Он был обустроен в стороне от Средиземного моря, где хозяйничали пираты, но при этом на судоходной реке Иордан и рядом с Мертвым морем, через которое также проходили торговые пути.

Период расцвета Иерихона пришелся на второе тысячелетие до н. э.: в это время город был обнесен мощной двойной крепостной стеной, в нем процветали ремесла, традиции которых, в частности, привнесли переселенцы - носители культуры изготовления лепных керамических изделий.

К концу второго тысячелетия Иерихон, основное население которого составляли ханаанеи, был разрушен еврейскими племенами. Этот эпизод в истории города описан в Библии в рассказе о захвате Иерихона еврейским народом, освобожденным из египетского плена, во главе с Иисусом Навином. Стены города выдержали бы любую осаду, но евреи владели особым оружием: они изо всех сил дули в трубы на протяжении семи дней, и, как сказано в Библии «...верою пали стены Иерихонские...».

В IX в. до н. э. Иерихон был отстроен заново, предположительно носителями гиксоской культуры. Правда, городу в 587 г. до н. э. предстояло перенести поражение от вавилонян. Окрепший и разросшийся город вновь сильно пострадал в ходе I Иудейской войны (66-70 гг. н. э.).

Уже в I в. н. э. при Римской империи Иерихон был построен заново, к юго-западу от Старого города. Римляне при строительстве использовали регулярный эллинистическо-римский план, с прямыми улицами и площадями, а старый город с его развалинами превратили в некрополь. В дальнейшем византийцы вновь перенесли Иерихон, на этот раз на то место, где он расположен в настоящее время.

В 1099 г. Иерихон был захвачен крестоносцами. В 1187 г. султан Египта и Сирии Салах-ад-Дин (или Саладин) захватил город, после чего начался период запустения Иерихона, продлившийся вплоть до XIX в., когда на месте руин появилось новое поселение. В дальнейшем население города зачастую пополняли беженцы, покинувшие родные места из-за войн.

С 1993 г. Иерихон был выделен в состав Палестинской автономии согласно условиям Норвежских соглашений по урегулированию израильско-палестинского конфликта.

НОВЫЙ СТАТУС ДРЕВНЕГО ГОРОДА

В 1993 г. была создана Палестинская национальная администрация, и город Иерихон вошел в ее состав, но попасть в него могут далеко не все.

В настоящее время специалисты по-прежнему изучают историю древнего Иерихона, и у них остается еще много работы. По данным археологов, в пределах города кроме остатков поселения с фундаментами круглых сырцовых и прямоугольных жилых домов с центральным внутренним двором сохранилось напластование из 17 культурных слоев общей толщиной около 15 метров. К сожалению, более поздние культурные слои, относящиеся к 2000-500 гг. до н. э., были утеряны в результате эрозийных процессов.

Специалистам тем не менее удалось многое узнать о культуре древних жителей Иерихона. В частности, ученым посчастливилось открыть слой, относящийся к периоду расцвета Иерихона, а также ко времени нападения на город Иисуса Навина.

Среди самых необычных находок археологов - древние захоронения. Выяснилось, что натуфийцы - представители культуры эпохи мезолита (12 500-9500 лет до н. э.), некогда населявшие Иерихон, - хоронили покойных родственников без голов, заменяя их глиняными масками с вставленными в глазницы ракушками, черепа отделяли и погребали отдельно, также декориров глиной и ракушками. Предполагается, что этот ритуал был связан с культом Луны, на который по одной из версий и указывает название самого города: слова «йареах» обозначает «луна».

К сожалению, природа в окрестностях города сильно оскудела: вместо пальмовых рощ и иерихонских роз, бальзамических деревьев теперь здесь растут преимущественно колючие кустарники и искусственно высаженные оливковые деревья.

Иерихон играет особую роль в христианском мире. Здесь сохранилось несколько памятников библейских времен. В древнем городе по-прежнему бьют воды источника пророка Елисея, которые святой сделал пригодными для питья. Сорокадневная гора, или гора Искушения, возвышающаяся над Иерихоном, напоминает о сорока днях искушения дьяволом постившегося Иисуса Христа, о которых повествует Священное Писание. В наши дни специально для удобства паломников к вершине горы подведена линия фуникулера.

В центре Иерихона растет дерево Закхея. Согласно Новому завету, на него забрался мытарь Закхей, чтобы увидеть Иисуса Христа. Участок земли, над которым раскинулись ветви древнего сикомора, в конце XIX в. был передан в дар Императорскому православному палестинскому обществу, а в настоящее время официально принадлежит российскому правительству.

Руины древнего Иерихона лежат к западу от центра современного Иерихона - города, чей официальный и окончательный статус до сих пор не определен международными общепризнанными законами. Население его составляет около трех тысяч человек, большинство живут за счет международных программ гуманитарной помощи. Дополнительный источник дохода - обслуживание туристов и паломников-христиан, которые посещают библейские места, несмотря на сопряженный с этим риск из-за напряженности ситуации в регионе.

ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ ИЕРИХОНА

Исторические:

■ Крепостная башня (8400-7300 гг. до н. э.).

■ Захоронения периода натуфийской культуры.

■ Городские стены бронзового века.

■ Руины зимних дворцов династии Хасмонеев и Ирода Великого с банями и бассейнами.

■ Руины византийского города и дворца омейядского халифа Хишама ибн Абд аль-Малика (VIII-IX вв.).

Культовые:

■ Синагога Израиля (I в, до н. э.).

■ Синагога византийского периода.

■ Источник пророка Елисея.

■ Сорокадневная гора (она же - гора Искушения и гора Каранталь).

■ Православный монастырь Искушения (IV в.).

■ Иерихон был первым из ханаанских городов, завоеванных израильтянами, поскольку был стратегически важным пунктом, стоявшим на входе в Палестину.

■ Иерихонская роза - однолетнее травянистое растение семейства капустных, более известное как перекати-поле: в самом начале сухого сезона растение засыхает, верхняя часть отделяется от почвы и перемещается ветром, что способствует распространению семян. Сами же семена остаются жизнеспособными в течение многих лет и способны прорасти в земле почти на глазах, в течение нескольких часов.

■ Всего древний Иерихон упоминается в Библии более семидесяти раз.

■ В настоящее время единственным насельником монастыря Искушения, кельи которого вырублены прямо в скале, остался греческий монах.

■ В 2011 г. в Иерихоне был открыт российский музейно-парковый комплекс в знак развития «духовно-культурных связей между Россией и ПНА».

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ

  • Местонахождение: Палестина (Западный берег реки Иордан), у северной оконечности Мертвого моря.
  • Официальный статус: административный центр провинции Иерихон, Палестинская национальная администрация (статус окончательно не определен).
  • Язык: арабский.
  • Этнический состав: палестинские арабы.
  • Религия: ислам.
  • Денежные единицы: израильский шекель, доллар США, евро, иорданский динар, египетский фунт.
  • Крупная река: Иордан.
  • Крупное озеро: Мертвое море.

ЦИФРЫ

  • Площадь развалин Иерихона: 0,25 км2.
  • Население в районе развалин: около 3000 чел.
  • Площадь современного Иерихона: 58,7 км2.
  • Население: 20 416 чел. (2006 г.).
  • Плотность населения: 347,8 чел/км2.
  • Средняя высота относительно уровня моря: - 258 м.
  • Удаленность: в 7 км к западу от реки Иордан, в 12 км к северо-западу от Мертвого моря, в 30 км к северо-востоку от Иерусалима.

КЛИМАТ

  • Субтропический.
  • Средняя температура января: +15°С.
  • Средняя температура июля: +31°С.
  • Среднегодовое количество осадков: 160 мм.
  • Относительная влажность воздуха: 60%.

Город Иерихон - самый низкий город на Земле, он расположен на 250 метров ниже уровня моря. Город был захвачен Иисусом Навином, история его завоевания подробно описана в Библии. В римский период Антоний подарил Иерихон Клеопатре, однако Август вернул его Ироду, который построил здесь свой зимний дворец. Во время Иудейской войны бб — 73 годов город был разрушен и вновь отстроен императором Адрианом.

В VII веке после завоевания страны арабами здесь поселились евреи, изгнанные мусульманами с Аравийского полуострова. В ходе сражений между крестоносцами и мусульманами Иерихон был разрушен и лежал в развалинах вплоть до XIX века.

Руины древнего Иерихона расположены к западу от современного города. Здесь раскопаны мощная башня эпохи неолита, захоронения периода халколита, городские стены раннебронзового и среднебронзового веков, возможно, те самые, что пали от громких труб израильских воинов (иерихонские трубы). У подножия холма Тель-ас-Султан находится источник пророка Элиши (Елисея), который, согласно Библии, очистил его горькие воды.

К югу от рыночной площади найдены остатки дворца Ирода с банями, бассейнами и пышно украшенными залами. На северо-западе раскопан мозаичный пол синагоги V — VI века с изображениями Ковчега завета и семисвечника, под которыми надпись:

В трех километрах севернее современного Иерихона расположены руины византийского города и роскошного дворца омейядского халифа Хишама ибн Абд-эль-Малика, который начал его строить в IX веке. Вызывают восхищение лепные украшения, колонны и особенно остатки тончайших мозаик. Недостроенный дворец халифа был уничтожен землетрясением.

На западе от Иерихона возвышается Сорокадневная гора, или гора Искушения, где, по преданию, Иисус постился сорок дней, искушаемый дьяволом. На вершине 380-метровой горы найдены развалины византийской цер кви. Ниже расположен вырубленный в скалах монастырь Искушения (Каранталь), основанный в IV веке. Русские богомольцы поднимаются на гору в молчании в честь сорокадневного поста Иисуса.

Современный Иерихон - уютный, утопающий в зелени (благодаря подземным источникам) городок с десятитысячным арабским населением. Еще не так давно его посещали многие евреи - на пути к озеру Киннерет, с экскурсией или с целью купить фрукты на дешевом местном рынке. С началом интифады бывать в Иерихоне стало небезопасно, а после подписания до - говора с палестинцами город стал управляться арабской администрацией. В принципе, въезд в Иерихон свободный, но перед экскурсией не помешает позвонить в Министерство туризма.

Следует отметить, что арабы Иерихона никогда не отличались экстремизмом и, даже во времена интифады здесь практически не было террористических актов.

Старейший город мира Иерихон

Он остается населенным и сегодня. Эта палестинские территории. Первые поселения здесь появились в 9 тысячелетии до нашей эры. По данным исследователей, здесь обнаружены остатки двадцати поселений, которые образовались 11 тысяч лет назад. И с тех пор город имеет непрерывное заселение. Сам Иерихон находится на западном берегу реки Иордан. Сейчас население города составляет 20 тысяч человек. Этот город многократно упоминается в Библии. И именуется так же «городом пальм». Руины древнего города находятся к западу от центра современного Иерихона. Здесь есть мощная 8-метровая башня эпохи докерамического неолита А (это 8400-7300 года до нашей эры), а так же захоронения периода халколита, стены города бронзового века (вероятно те, которые по преданиям пали от громких «иерихонских труб»). Кроме этого, здесь же руины зимнего дворца Ирода Великого с бассейнами, банями и украшенными залами. Можно пройтись по мозаичному полу синагоги 5-11 веков. Ну а у подножия холма под названием Туль-ас-Султан остался источник пророка Елисея. Согласно Библии, там находится здоровая вода, бывшая раньше негодной для питья. Исследователи говорят, что в близлежащих холмах могут быть скрыты археологические ценности, которые сравнимы с египетской Долиной царей. В трех километрах к северу от современного города остались руины византийского города и дворца омейядского халифа Хишама ибн Абд аль-Малика.

Иерихон — город в Палестинской автономии, на территории Западного берега реки Иордан. Является столицей провинции Иерихон, население 20 416 палестинцев (2006). Расположен на севере Иудейской пустыни, примерно в 7 км к западу от реки Иордан, в 12 км к северо-западу от Мёртвого моря и в 30 км к северо-востоку от Иерусалима

В позднем бронзовом веке Иерихон был процветающим городом, обнесённым стеной из кирпича-сырца. По одной из версий, город был разрушен древними евреями, вторгшимися в Ханаан, около 1550 до н. э. С этого времени о нём долго почти ничего не слышно, и только в царствование Ахава некий Ахиил нарушил заклятие и восстановил его, потеряв при этом всех своих сыновей. После этого Иерихон опять занял видное положение и играл немалую роль в истории. В римский период Антоний подарил Иерихон Клеопатре. однако Август вернул его Ироду, который построил здесь свой зимний дворец. Во время Иудейской войны бб — 73 годов город был разрушен и вновь отстроен императором Адрианом. О нём упоминают Иосиф Флавий. Страбон. Птолемей, Плиний и др. При Константине I Великом здесь была христианская церковь, с епископом во главе. С течением времени Иерихон стал приходить в упадок. В VII веке после завоевания страны арабами здесь поселились евреи, изгнанные мусульманами с Аравийского полуострова. В ходе сражений между крестоносцами и мусульманами Иерихон был разрушен и лежал в развалинах вплоть до XIX века.

Современная история

В 1948 г. в ходе Арабо-израильской войны 1947—1949 годов Иерихон был занят Трансиорданией, а в 1967 г. после Шестидневной войны, был занят израильскими войсками. В 1993 г. в рамках Соглашений в Осло Иерихон был передан Палестинской автономии.

C 2000 г. въезд израильтянам в Иерихон запрещен за исключением редких случаев, когда израильская армия дает разрешение на въезд туристическим группам.

  • А. Варкин, Л. Зданович, «Тайны исчезнувших цивилизаций», М. 2000.
  • — статья из Электронной еврейской энциклопедии

Раскопки древнего города

Тоблер и Робинсон в середине XIX века вели раскопки холма среди равнины, неподалеку от Иордана, но ничего не нашли. В 1868 году Уоррен тоже копал на холме, и тоже ничего не обнаружил. В 1894 году на тот же холм обратил внимание учёных Блайз, полагая, что под ним все-таки скрывается Иерихон. А немец-археолог Зеллин в 1899-м изучил поверхность холма и обнаружил несколько черепков ханаанейской посуды. Он пришёл к выводу, что его предшественники были все же правы: вероятнее всего, под наслоением скрывается древний город. Тем более что здесь сохранилась деревня под названием Эриха…

В 1904 году немцы Тирш и Гельшер побывали здесь и собрали новые данные, указывающие на правильность выводов тех, кто пытался обнаружить Иерихон именно в окрестностях Эрихи. Но честь первооткрывателя все же принадлежит Зеллину. В 1907 году раскопки Зеллина добыли материалы, подтвердившие всё, о чём мечтала археология: он обнаружил дома и часть городской стены с башней (пять рядов каменной кладки и сырцовая кладка высотой 3 метра). Наконец, в 1908 году были организованы серьёзные раскопки (Восточное общество Германии), руководителями работ которых были Зеллин, Ланген-Эггер и Ватцингер. В 1909-м к ним присоединились Нёльдеке и Шульце.

«Интересно, что оказалось фактически невозможным установить даже место, где находится пресловутая гора Синай. Трудность ее обнаружения усугубляется тем, что в Библии нередко фигурирует в качестве горы, где было дано откровение, не Синай, а Хорив. Если принимать всерьез библейские описания тех грозных явлений природы, которыми сопровождалась процедура откровения у горы Синай (а почему бы действительно не принять эти описания всерьез? — Авт.), то надо полагать, что эта гора представляла собой вулкан, и что израильтянам пришлось находиться вблизи нее в период довольно большой вулканической активности. Но беда в том, что та гора, которая теперь именуется Синаем, никогда не была вулканом». Библеист Гролленберг так описывает создавшееся в этом вопросе положение: «С древних времен христианская традиция помещала гору Синай на внушительном гранитном хребте, лежащем в южной оконечности Синайского полуострова, с Джебель-Муса (7500 футов над уровнем моря) как с его наиболее высоким пиком. Но эту локализацию оспаривают ученые. Некоторые из них ищут гору Синай в Мидии или по крайней мере в Северной Аравии. Согласно другим, она находится вблизи Кадеша или, может быть, в районе Петры. Но все эти горы не являются вулканами.

Хорошо известна библейская легенда о разрушении Иерихона. Одно из древних городских поселений было голословно отождествлено с тем самым Иерихоном, стены которого были якобы разрушены трубными звуками. Крупные раскопки этого поселения были произведены Зеллином, Ватцингером, Гарстангом (начиная с конца XIX в.). В 1952 г. англо-американская археологическая экспедиция под руководством Кетлин Кенион продолжила деятельность Гарстанга. Никаких оснований для отождествления раскопанного городища с Иерихоном обнаружено не было. Райт пишет: «Информация о Иерихоне была названа разочаровывающей, и это верно: не только трудно интерпретировать библейское повествование о Иерихоне, но невозможно даже наметить и историю традиции. Проблема Иерихона теперь больше проблема, чем когда бы то ни было».

После Иерихона, как сказано в Библии, наступила очередь некоего города Гай. Место, где, по вычислениям историков, должен был бы находиться этот город, также было весьма основательно исследовано. Результаты оказались еще более плачевными. Немецкой археолог, библеист, Антон Йирку, выразив сожаление по поводу исследования Иерихона, переходит к сообщению о раскопках Гая так: «Еще хуже разрыв между сообщением о последовавшем тогда завоевании Гая и данными раскопок. »

Основным противоречием, которое разрушало достоверность таких отождествлений, являлось резкое несоответствие между ортодок-сальной датировкой библейских событий и ортодоксальной же датировкой этих поселений. Не следует думать, что эти хроно-логические расхождения, постоянно вскрывающиеся в традиционной хронологии незначительны; например, в случае с Гаем они достигают полутора тысяч лет. И это еще не самое большое расхождение.

Иерихон город в Израиле в 40 км восточнее Иерусалима, в долине реки Иордан, является столицей провинции Иерихон. Город пальм, претендует на титул старейшего города мира. История Иерихона уходит в прошлое примерно на 10 тыс. лет. Это оазис в пустыне, чудесный зеленый город, сердце Западного берега реки Иордан. Иерихон, построенный на 258 м ниже уровня моря, является самым низко расположенным городом на свете.

Основной источник воды в городе - Айн ас-Султан (источник Елисея) неподалеку от руин древнего города Тель-ас-Султан. Древнцй город поднимается на 21 м и занимает территорию 40 тыс. м2. Здесь можно почувствовать, насколько древней является эта земля - археологи насчитали 23 отдельных культурных слоя, включая останки города эпохи неолита. Стены города были воздвигнуты еще в 7000 г. до н.э. и известны тем, что пали при звуке труб армии Иисуса Навина.

Дворец Хишама VIII в. в 3 км от центра города - чудесный пример исламской архитектуры с великолепно сохранившимися мозаиками. Дворец строился как зимняя резиденция халифа Хишама. Судя по обилию во дворце разнообразных водоемов, можно сделать вывод, чему отдавали предпочтение правители - хотя, говорят, бассейны нередко наполняли вином.

К северу от источника Айн ас-Султан расположена улица, засаженная кипарисами; она тянется к византийской синагоге. Чудесный мозаичный пол украшен центральным медальоном с надписью «Шалом аль-Израиль» («Мир Израилю»). А в пустыне за пределами города стоит мечеть Наби Муса - исламская святыня, посвященная Моисею.

Иерихон - популярный среди туристов город, несмотря на политическое напряжение в регионе. Центр Иерихона просторен и отличается дружелюбной атмосферой.

Источники: izrail.pro, xn--e1adcaacuhnujm.xn--p1ai, www.travellers.ru, imperia.lirik.ru, www.smileplanet.ru







2024 © styletrack.ru.