Водопользование. Обособленное водопользование Часть водного объекта в совместное пользование


Объект водных отношений – водный объект, т. е. сосредоточение вод на поверхности суши в формах ее рельефа или в недрах, имеющее границы, объем и черты водного режима, или его часть.Виды водных объектов:

1) Поверхностные водные объекты:

Моря или их отдельные части (проливы, заливы, в том числе бухты, лиманы и другие);

Водотоки (реки, ручьи, каналы);

Водоемы (озера, пруды, обводненные карьеры, водохранилища);

Природные выходы подземных вод (родники, гейзеры);

Ледники, снежники.

Они состоят из поверхностных вод и покрытых ими земель в пределах береговой линии. Береговая линия (граница водного объекта) определяется для:

а)моря - по постоянному уровню воды, а в случае периодического изменения уровня воды - по линии максимального отлива;

б)реки, ручья, канала, озера, обводненного карьера - по среднемноголетнему уровню вод в период, когда они не покрыты льдом;

в)пруда, водохранилища - по нормальному подпорному уровню воды;

г)болота - по границе залежи торфа на нулевой глубине.

2) Подземные водные объекты:

Бассейны подземных вод;

Водоносные горизонты.

Субъектами водопользования являются: граждане и ЮЛ.

Право собственности на водные объекты.

Водные объекты находятся в собственности РФ (федеральной собственности). Исключения: Пруд, обводненный карьер, расположенные в границах земельного участка, принадлежащего на праве собственности субъекту РФ, МО, ФЛ, ЮЛ находятся соответственно в собственности данных лиц и субъектов. Право собственности на пруд, обводненный карьер прекращается одновременно с прекращением права собственности на соответствующий земельный участок, в границах которого расположены такие водные объекты. Такие пруды, обводненные карьеры, могут отчуждаться в соответствии с гражданским и земельным законодательством. Не допускается отчуждение таких водных объектов без отчуждения земельных участков, в границах которых они расположены. Данные земельные участки разделу не подлежат, если в результате такого раздела требуется раздел пруда, обводненного карьера.



Использование водных объектов: понятие и виды. Общее водопользование.

Право водопользования - это совокупность конкретных правомочий субъекта по отношению к предоставленному ему в пользование водному объекту.

Виды водопользования:

1.Исходя из условий предоставления водных объектов в пользование водопользование подразделяется на:

а)совместное водопользование;

б)обособленное водопользование.

Обособленное водопользование может осуществляться на водных объектах или их частях, находящихся в собственности ФЛ, ЮЛ, водных объектах или их частях, находящихся в государственной или муниципальной собственности и предоставленных для обеспечения обороны страны и безопасности государства, иных государственных или муниципальных нужд, обеспечение которых исключает использование водных объектов или их частей другими ФЛ или ЮЛ, а также для осуществления аквакультуры (рыбоводства).

2.По способу использования водных объектов водопользование подразделяется на:

а)водопользование с забором (изъятием) водных ресурсов из водных объектов при условии возврата воды в водные объекты;

б)водопользование с забором (изъятием) водных ресурсов из водных объектов без возврата воды в водные объекты;

в)водопользование без забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов.

Общее водопользование.

Поверхностные водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, являются объектами общего пользования, то есть общедоступными.Каждый гражданин вправе иметь доступ к таким объектам и бесплатно использовать их для личных и бытовых нужд.

На водных объектах общего пользования могут быть запрещены забор (изъятие) водных ресурсов для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, купание, использование маломерных судов, водных мотоциклов и других технических средств, предназначенных для отдыха на водных объектах, водопой, а также установлены иные запреты.

Полоса земли вдоль береговой линии водного объекта общего пользования (береговая полоса) предназначается для общего пользования. Ширина береговой полосы составляет двадцать метров, за исключением береговой полосы каналов, рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья не более чем 10 км. Их ширина - 5 метров. Береговая полоса болот, ледников, снежников, природных выходов подземных вод (родников, гейзеров) не определяется.Каждый гражданин вправе пользоваться (без использования механических транспортных средств) береговой полосой водных объектов общего пользования для передвижения и пребывания около них, в том числе для осуществления любительского и спортивного рыболовства и причаливания плавучих средств.

1. Исходя из условий предоставления водных объектов в пользование водопользование подразделяется на:

1) совместное водопользование;

2) обособленное водопользование.

2. Обособленное водопользование может осуществляться на водных объектах или их частях, находящихся в собственности физических лиц, юридических лиц, водных объектах или их частях, находящихся в государственной или муниципальной собственности и предоставленных для обеспечения обороны страны и безопасности государства, иных государственных или муниципальных нужд, обеспечение которых исключает использование водных объектов или их частей другими физическими лицами, юридическими лицами, а также для осуществления аквакультуры (рыбоводства).

3. По способу использования водных объектов водопользование подразделяется на:

1) водопользование с забором (изъятием) водных ресурсов из водных объектов при условии возврата воды в водные объекты;

2) водопользование с забором (изъятием) водных ресурсов из водных объектов без возврата воды в водные объекты;

3) водопользование без забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов.

Комментарии к ст. 38 ВК РФ


Комментируемая статья понимается и уясняется в контексте с нормами статей 6 - 9 ВК РФ. Подразделение водопользования на совместное и обособленное отражает отношение к водам как основе жизни и деятельности народов, проживающих на совместной территории (часть первая ст. 9 Конституции РФ).

Качество природных ресурсов как общего достояния всех народов Российской Федерации предусматривается в Постановлении Конституционного Суда РФ от 7 июня 2000 г. N 10-П по делу о проверке конституционности отдельных положений Республики Алтай и Федеральном законе "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".

В соответствии и с Водным кодексом РФ использование и охрана водных объектов как природного ресурса и как объекта права собственности (п. 1 ст. 3) теснее увязывается с использованием и охраной земли как части природы и предмета гражданских, имущественных отношений. Это обусловливает применение норм Земельного кодекса РФ к водным отношениям, если они не урегулированы в ВК РФ.

Так, в соответствии с пунктом 3 ст. 23 ЗК РФ для свободного доступа к прибрежной полосе могут устанавливаться публичные сервитуты. В пункте 8 ст. 27 ЗК РФ предусмотрен запрет на приватизацию земельных участков в пределах береговой полосы, установленной в соответствии с ВК РФ.

Вопрос о предоставлении рыбопромысловых участков в обособленное пользование для рыбоводства в Федеральном законе от 20 декабря 2004 г. N 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" не решен. В статье 1 Закона рыбоводство определено как выращивание рыбы, других водных животных и растений, а в ст. 18 дано понятие рыбопромысловых участков.

Рыбопромысловый участок состоит из акватории водного объекта или ее части и прибрежной полосы суши и формируется в определенных границах для осуществления в том числе промышленного рыбоводства. В указанном Законе определен порядок утверждения перечня рыбопромысловых участков, включающих в себя акватории внутренних вод Российской Федерации, в том числе внутренних морских вод и территориального моря.

Обособленное водопользование может осуществляться на водных объектах, принадлежащих на праве собственности физическим или юридическим лицам. В соответствии со статьей 8 ВК РФ физическим или юридическим лицам могут принадлежать на праве собственности лишь пруды и обводненные карьеры.

Согласно Федеральному закону от 3 июня 2006 г. N 73-ФЗ "О введении в действие Водного кодекса Российской Федерации" термины "обособленный водный объект", "замкнутый водоем", "закрытый водоем" не применяются и заменены на термины "пруды, обводненные карьеры" (п. 1 ст. 130, п. 2 ст. 261 ГК РФ, п. 3 ст. 23, п. 1 ст. 40, п. 2 ст. 77, п. 12 ст. 85 ЗК РФ, ст. 1 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", ч. 2 и ч. 3 ст. 50 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации").

Согласно пункту 2 ст. 261 ГК РФ, если иное не установлено законом, право собственности на земельный участок распространяется на находящиеся в границах этого участка поверхностный (почвенный) слой и водные объекты, произрастающие на нем растения. В статье 40 ЗК РФ перечисляются права землеобладателей. Права и обязанности собственников водных объектов и водопользователей предусматриваются в статье 39 ВК РФ.

один из основных институтов водного права, регулирующий различные формы потребления водных ресурсов. Водное законодательство РФ различает три вида В.: долгосрочное, краткосрочное и ограниченное (водный сервитут). По целевому признаку различаются хозяйственное (промышленное, транспортное, ирригационное и т.д.), природоохранное, рекреационное, научное, чрезвычайное и иные виды В. Как общее правило в водном законодательстве установлен принцип платности В. (см. Плата за воду).

Отличное определение

Неполное определение ↓

ВОДОПОЛЬЗОВАНИЕ

использование воды в установленном законом порядке. В СССР все водные ресурсы национализированы и являются исключительной собственностью государства. Национализация вод установлена декретом «О земле» и закреплена в ст. 6 Конституции СССР.! Национализация вод, в сочетании с национализацией земли, создала для Советского государства наилучшие возможности в использовании водных ресурсов на основе народнохозяйственных планов и в соответствии с требованиями экономических законов социализма. В принятых XIX съездом партии директивах по пятому пятилетнему плану содержится новая грандиозная программа водохозяйственных мероприятий, выполнение которой значительно расширит В. и обеспечит большое повышение продуктивности сельского хозяйства и количества электроэнергии в стране. Вода используется для самых различных целей: Для транспорта, лесосплава, для питья, для промышленных нужд, для получения гидроэнергии, рыбного и охотничьего хозяйства, для лечебно-санитарно-гигиенических целей, для спорта и т. д. Особенно большое значение имеет В. для сельского хозяйства в засушливых районах, где вода используется для организации поливного земледелия (орошения) или для обеспечения безводных и маловодных районов колодцами и водоемами для водопоя скота и хозяйственных нужд (обводнение).

По общему правилу, использование воды носит комплексный характер: один и тот же водоем может быть использован для различных целей (напр., для транспорта, рыбного хозяйства, орошения и т. д.). Однако и при комплексном использовании воды, в зависимости от основного назначения водоемов, определяются и органы, в ведении которых они состоят. В. осуществляется или самим Советским государством через государственные предприятия и хозяйства (промышленные предприятия, совхозы и т. п.) или передается колхозам, кооперативным и общественным организациям и отдельным гражданам для удовлетворения их нужд. Порядок В. различен, в зависимости от того, из каких водных источников вода предоставляется (из естественных водных источников – рек, озер, из государственных оросительных систем, из прудов и водоемов, находящихся на территории хозяйств – колхозов, совхозов и др.) и для какой цели вода предоставляется.

В. из естественных источников для питья, водопоя скота и хозяйственных (непромышленных) нужд разрешается повсеместно с соблюдением установленных санитарных и водотехнических правил; при этом водопользователь не имеет права изменять водный режим реки и нарушать интересы других водопользователей. Коммунальное В. в городах осуществляется, по общему правилу, через систему водопроводов или других сооружений, находящихся в ведении городских Советов. В. для промышленности, ж.-д. транспорта и т. п. осуществляется по соответствующим планам путем получения воды из определенных водных источников (в городах также обычно через систему водопроводов). Из государственных оросительных систем вода подается для орошения посевов, насаждений и естественных сенокосов, для промышленных, бытовых и других нужд по договорам, заключаемым водопользователями с управлениями оросительных систем в соответствии с утвержденными планами. Использование прудов и водоемов, находящихся на территории колхозов, совхозов и других землепользователей, для целей орошения и обводнения, для целей рыборазведения и получения гидроэнергии для нужд сельского хозяйства осуществляется самими землепользователями.

Наиболее детально разработано законодательство о сельскохозяйственном В. в засушливых районах. Подача воды из оросительных систем производится в соответствии с планами, составляемыми управлениями оросительных систем на основе утвержденных райисполкомами для каждого колхоза и совхоза внутрихозяйственных планов В. и заявками предприятий, учреждений и других хозяйств-водопользователей на воду для промышленных, хозяйственных, бытовых и других надобностей. Внутрихозяйственные планы по каждому колхозу и совхозу должны предусматривать цели, для которых подается вода, количество и сроки подачи воды и составляться, с учетом новой системы орошения. Управления оросительных систем заключают с водопользователями договоры; при этом внутрихозяйственные планы В. колхозов и совхозов включаются в договор как его составная часть.

В целях обеспечения правильного и экономного использования воды за подаваемую воду установлена денежная оплата, взыскиваемая с водопользователей в размерах, установленных законом. Колхозы, совхозы и другие хозяйства-водопользователи обязаны правильно и экономно использовать получаемую воду, содержать в порядке внутрихозяйственную оросительную сеть, подготавливать почву к поливу, а также обязаны принимать бесплатное долевое участие в проведении работ по очистке и ремонту оросительных систем.

Уголовные кодексы среднеазиатских республик устанавливают ответственность за нарушения порядка В., в том числе за самовольный захват воды из государственных оросительных каналов, прорытие берегов, открытие шлюзов и т. п., за загрязнение воды в канале и за другие нарушения порядка.

Партия и Правительство уделяют большое внимание развертыванию водохозяйственных мероприятий.

Отличное определение

Неполное определение ↓

Водопользование - это совокупность всех форм и видов использования водных ресурсов. Водным фондом называют совокупность всех водных объектов в пределах территории Российской Федерации. Водный фонд включает все водные объекты, как поверхностные, так и подземные. Таким образом, понятия «водный фонд» и «водные ресурсы» можно считать тождественными.

На территории Российской Федерации водопользование регламентируется Водным кодексом РФ. На рис. 2.6 приводится классификация видов водопользования.

Рис. 2.6.

Как видно из рис. 2.6, водопользование можно разделить на водопользование с забором воды из водного объекта и без забора воды. Водопользование с забором воды осуществляется в первую очередь на нужды сельского хозяйства для орошения сельскохозяйственных полей, на выращивание скота, в коммунально-бытовых целях, на нужды промышленности. Без забора воды - в интересах транспорта, например перевозки по внутренним и морским водным путям, в целях выработки электроэнергии на ГЭС, в рекреационных целях.

В свою очередь, в случае водопользования с забором воды могут быть два варианта: с возвратом и без возврата воды в водный объект. Как правило, отсутствие возврата воды связано с нуждами растениеводства, так как вода либо испаряется в процессе использования, либо включается в состав продукции растениеводства, становясь частью овощей, фруктов и т.д. Если вода все же возвращается в водный объект, то, как правило, ее качество становится в определенной степени хуже, чем было до использования. Примером такого возврата могут быть коммунально-бытовые и промышленные стоки. Такое водопользование приводит к загрязнению водных объектов.

Помимо названных видов, водопользование может разделяться на совместное и обособленное. Обособленное водопользование осуществляется на водных объектах, находящихся в частной собственности. Пользование водным объектом при этом ограничивается определенным кругом лиц по усмотрению собственника водоема. Следует отметить, что согласно действующему законодательству водные объекты естественного происхождения на территории Российской Федерации не могут быть в частной собственности. В случае совместного водопользования правом водопользования применительно к конкретному водоему пользуются все граждане.

Для осуществления некоторых видов водопользования необходимо заключение договора с местными органами власти на пользование водным объектом. Договоры водопользования заключаются на срок не более 20 лет по каждому водному объекту. Закон не требует заключения договора водопользования, если водный объект предполагается использовать для целей судоходства, нерегулярного взлета и посадки летальных аппаратов, рыболовства и рыбоводства, тушения пожаров, полива сельскохозяйственных культур, проведения научных исследований и т.д. Не оформляется договор водопользования и в случае эксплуатации подземных водоносных горизонтов путем бурения скважин на воду. Однако если водный объект предоставляется в пользование на принципе аренды, используется в целях гидроэнергетики или для сброса жидких отходов, то заключение договора необходимо.

Применительно к водопользованию употребляют следующие основные термины:

  • акватория - водное пространство в пределах естественных, искусственных или условных границ;
  • водные ресурсы - поверхностные и подземные воды, находящиеся в пределах водных объектов, освоенные или доступные для использования;
  • водный объект - водоем естественного или искусственного происхождения, водоток или иной объект, обладающий определенным водным режимом.

В зависимости от характера водопользования водоемы можно подразделить на водоемы хозяйственно-питьевого, рекреационного и культурно-оздоровительного назначения, а также водоемы рыбохозяйственного назначения. В свою очередь, водоемы рыбохозяйственного назначения можно подразделить еще на три категории: водоемы высшей, первой и второй категории. Водоемы рыбохозяйственного назначения высшей категории являются, как правило, местами обитания особо ценных видов рыб, а также местами размножения этих видов водных биологических ресурсов. Ко второй категории водоемов рыбо- хозяйственного назначения относят водоемы, являющиеся местами нереста видов рыб, не относящихся к особо ценным. Остальные рыбо- хозяйственные водоемы относятся к третьей категории.

На территориях, примыкающих к водным объектам, выделяют так называемые водоохранные зоны. Водоохранной зоной называют территории, примыкающие к акватории поверхностных водных объектов. Ширина водоохраной зоны определяется характеристиками водных объектов. Минимальная ширина водоохранной зоны для озер зависит от площади акватории. При площади акватории до 0,5 км 2 ширина водоохранной зоны должна быть минимум 50 м; больше 2 км 2 - минимум 500 м. Для рек минимально допустимая ширина водоохранной зоны зависит от протяженности русла от истока до устья. Если длина реки не превышает 10 км, то минимальная ширина водоохранной зоны должна составлять 50 м; при длине водотока от 11 до 50 км она увеличивается до 100 м; если длина реки превышает 50 км, то она должна составлять 200 м. Для побережья морей ширина водоохранной зоны устанавливается в размере 500 м.

Помимо водоохранной зоны на территориях, прилегающих к водным объектам, выделяют прибрежную защитную полосу. Ширина прибрежной защитной полосы зависит от уклона берега. При нулевом (ровный берег) или минусовом уклоне берега ширина прибрежной защитной полосы составляет минимум 30 м; при уклоне берега менее 3° она не может быть меньше 40 м; при уклоне берега больше 3° она должна быть минимум 50 м. Следует отметить, что в любом случае ширина водоохранной зоны не может быть меньше ширины прибрежной защитной полосы.

В границах водоохранных зон и особенно прибрежных защитных полос устанавливаются определенные ограничения на ведение хозяйственной деятельности. В пределах водоохранной зоны нельзя использовать сточные воды для повышения плодородия почв, так как существует реальная возможность попадания загрязненных стоков в водный объект. В водоохранной зоне нельзя устраивать скотомогильники, размещать кладбища, полигоны для захоронения отходов производства и потребления, могильники для захоронения опасных веществ и материалов. Также на указанных территориях нельзя распылять ядохимикаты с использованием для этих целей авиации. В прибрежную водоохранную зону нельзя въезжать на механических транспортных средствах. Если в пределах водоохранной зоны планируется или осуществляется строительство какого-либо объекта, например водонасосной станции, то в проекте необходимо предусмотреть меры по недопущению загрязнения водного объекта в процессе строительства и эксплуатации указанного объекта.

Прибрежные защитные полосы имеют еще более строгие ограничения по ведению хозяйственной деятельности по сравнению с водоохранными зонами. В дополнении к указанным выше ограничениям в прибрежной защитной полосе запрещается распахивать землю, так как это может привести к заиливанию водного объектами продуктами смыва с распаханной территории. Также в прибрежной защитой полосе нельзя осуществлять выпас скота.

Водопользование, таким образом, обязательно должно сопровождаться мероприятиями, направленными на охрану водных ресурсов. Необходимо не только ликвидировать последствия негативного воздействия на водные объекты, но и предупреждать такие воздействия. В целом охрана водных ресурсов подразделяется так, как показано на рис. 2.7.


Рис. 2.7.

Под загрязнением водных объектов (ресурсов) понимают попадание в воду веществ и материалов, чуждых водной экосистеме и способных привести к ее последующей деградации. Загрязнителями могут быть растворенные в воде вещества, а также вещества, не растворяющиеся в воде или распределенные в воде в твердой фазе, - так называемые взвеси, присутствие которых снижает прозрачность воды, делая ее мутной. Примеры загрязнений: сбросы в водоем солей тяжелых металлов, глинистых частиц, нефтепродуктов.

Засорением чаще обозначают попадание в водоем различных предметов, таких как куски полиэтилена, стеклянная и пластиковая упаковка и посуда, бумага, древесина. Засорение в первую очередь существенно снижает эстетическую ценность водоема. В целом засорение можно считать одной из форм загрязнения. В связи с этим действующее законодательство не допускает сброс и захоронение в водных объектах отходов производства и потребления. Сброс в водные объекты стоков, в которых содержатся болезнетворные микроорганизмы, а также вещества с неизвестным уровнем норматива ПДК, на территории Российской Федерации также запрещен. Отдельно следует отметить, что болота и подземные водные объекты как равноправные компоненты водного фонда Российской Федерации также находятся под охраной и требования аналогичны перечисленным.

Истощение связано со снижением запасов вод. Внешне истощение проявляется в пересыхании водоема, снижении уровней грунтовых и подземных вод. Для предотвращения истощения водных объектов необходимо поддерживать баланс расхода и поступления воды.

Статья 37. Цели водопользования: Водные объекты используются для целей -питьевого и -хозяйственно-бытового водоснабжения, -сброса сточных, в том числе дренажных, вод, -производства электрической энергии, -водного и воздушного транспорта, -сплава древесины и иных предусмотренных ВК.

Статья 38. Виды водопользования

Исходя из условий предоставления водных объектов в пользование водопользование подразделяется на: 1) совместное водопользование; 2) обособленное водопользование.

Обособленное водопользование может осуществляться на водных объектах или их частях, находящихся в собственности физических лиц, юридических лиц, водных объектах или их частях, находящихся в государственной или муниципальной собственности и предоставленных для обеспечения обороны страны и безопасности государства, иных государственных или муниципальных нужд, обеспечение которых исключает использование водных объектов или их частей другими физическими лицами, юридическими лицами, а также для осуществления аквакультуры (рыбоводства).

По способу использования водных объектов водопользование подразделяется на:

1) водопользование с забором (изъятием) водных ресурсов из водных объектов при условии возврата воды в водные объекты;

2) водопользование с забором (изъятием) водных ресурсов из водных объектов без возврата воды в водные объекты;

3) водопользование без забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов.

Водные объекты предоставляются в пользование на основе договора водопользования или решения о предоставлении во в пользование.

На основании договоров водопользования водные объекты, находящиеся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, предоставляются в пользование для:

1) забора (изъятия) водных ресурсов из поверхностных водных объектов; 2) использования акватории водных объектов, в том числе для рекреационных целей; 3) использования водных объектов без забора (изъятия) водных ресурсов для целей производства электрической энергии.

На основании решений о предоставлении водных объектов в пользование водные объекты, находящиеся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, предоставляются в пользование для: 1) обеспечения обороны страны и безопасности государства; 2) сброса сточных, в том числе дренажных, вод; 3) строительства причалов, судоподъемных и судоремонтных сооружений; 4) создания стационарных и (или) плавучих платформ, искусственных островов на землях, покрытых поверхностными водами; 5) строительства гидротехнических сооружений, мостов, а также подводных и подземных переходов, трубопроводов, подводных линий связи, других линейных объектов, если такое строительство связано с изменением дна и берегов водных объектов; 6) разведки и добычи полезных ископаемых; 7) проведения дноуглубительных, взрывных, буровых и других работ, связанных с изменением дна и берегов водных объектов; 8) подъема затонувших судов; 9) сплава древесины в плотах и с применением кошелей; 10) забора (изъятия) водных ресурсов для орошения земель сельскохозяйственного назначения (в том числе лугов и пастбищ); 11) организованного отдыха детей, а также организованного отдыха ветеранов, граждан пожилого возраста, инвалидов; 12) забора (изъятия) водных ресурсов из поверхностных водных объектов и их сброса при осуществлении аквакультуры (рыбоводства).


Не требуется заключение договора водопользования или принятие решения о предоставлении водного объекта в пользование в случае, если водный объект используется для: 1) судоходства (в том числе морского судоходства), плавания маломерных судов; 2) осуществления разового взлета, разовой посадки воздушных судов; 3) забора (изъятия) из подземного водного объекта водных ресурсов, в том числе водных ресурсов, содержащих полезные ископаемые и (или) являющихся природными лечебными ресурсами, а также термальных вод; 4) забора (изъятия) водных ресурсов в целях обеспечения пожарной безопасности, а также предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации их последствий; 5) забора (изъятия) водных ресурсов для санитарных, экологических и (или) судоходных попусков (сбросов воды); 6) забора (изъятия) водных ресурсов судами в целях обеспечения работы судовых механизмов, устройств и технических средств; 7) осуществления аквакультуры (рыбоводства) и акклиматизации водных биологических ресурсов; 8) проведения государственного мониторинга водных объектов и других природных ресурсов; 9) проведения геологического изучения, а также геофизических, геодезических, картографических, топографических, гидрографических, водолазных работ; 10) рыболовства, охоты; 11) осуществления традиционного природопользования в местах традиционного проживания коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации; 12) санитарного, карантинного и другого контроля; 13) охраны окружающей среды, в том числе водных объектов; 14) научных, учебных целей; 15) разведки и добычи полезных ископаемых, строительства трубопроводов, дорог и линий электропередачи на болотах, за исключением болот, отнесенных к водно-болотным угодьям, а также болот, расположенных в поймах рек; 16) полива садовых, огородных, дачных земельных участков, ведения личного подсобного хозяйства, а также водопоя, проведения работ по уходу за сельскохозяйственными животными; 17) купания и удовлетворения иных личных и бытовых нужд граждан. 18) проведения дноуглубительных и других работ в акватории морского или речного порта, а также работ по содержанию внутренних водных путей Российской Федерации; 19) создания искусственных земельных участков.

Статья 55. Основные требования к охране водных объектов . Собственники водных объектов осуществляют мероприятия по охране водных объектов, предотвращению их загрязнения, засорения и истощения вод, а также меры по ликвидации последствий указанных явлений. Охрана водных объектов, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, осуществляется исполнительными органами государственной власти или органами местного самоуправления в пределах их полномочий.

Статья 56. Охрана водных объектов от загрязнения и засорения. Сброс в водные объекты и захоронение в них отходов производства и потребления, в том числе выведенных из эксплуатации судов и иных плавучих средств (их частей и механизмов), запрещаются.Проведение на водном объекте работ, в результате которых образуются твердые взвешенные частицы, допускается только в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.

Содержание радиоактивных веществ, пестицидов, агрохимикатов и других опасных для здоровья человека веществ и соединений в водных объектах не должно превышать соответственно предельно допустимые уровни естественного радиационного фона, характерные для отдельных водных объектов, и иные установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации нормативы.

Захоронение в водных объектах ядерных материалов, радиоактивных веществ запрещается.

Сброс в водные объекты сточных вод, содержание в которых радиоактивных веществ, пестицидов, агрохимикатов и других опасных для здоровья человека веществ и соединений превышает нормативы допустимого воздействия на водные объекты, запрещается.

Проведение на основе ядерных и иных видов промышленных технологий взрывных работ, при которых выделяются радиоактивные и (или) токсичные вещества, на водных объектах запрещается.

Захоронение в морях или их отдельных частях донного грунта допускается в соответствии с международными договорами Российской Федерации и законодательством Российской Федерации.

Статья 59. Охрана подземных водных объектов 1. Физические лица, юридические лица, деятельность которых оказывает или может оказать негативное воздействие на состояние подземных водных объектов, обязаны принимать меры по предотвращению загрязнения, засорения подземных водных объектов и истощения вод, а также соблюдать установленные нормативы допустимого воздействия на подземные водные объекты. 2. На водосборных площадях подземных водных объектов, которые используются или могут быть использованы для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, не допускается размещать места захоронений отходов производства и потребления , кладбища, скотомогильники и иные объекты, оказывающие негативное воздействие на состояние подземных вод. 3. Использование сточных вод для орошения и удобрения земель может осуществляться в соответствии с санитарным законодательством. 4. В случае, если при использовании недр вскрыты водоносные горизонты, необходимо принять меры по охране подземных водных объектов. 5. При проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации водозаборных сооружений, связанных с использованием подземных водных объектов, должны быть предусмотрены меры по предотвращению негативного воздействия таких сооружений на поверхностные водные объекты и другие объекты окружающей среды.

Статья 60. Охрана водных объектов при проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации водохозяйственной системы

1. При проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации гидротехнических сооружений и при внедрении новых технологических процессов должно учитываться их влияние на состояние водных объектов, должны соблюдаться нормативы допустимого воздействия на водные объекты, за исключением случаев, установленных федеральными законами. 2. Для строительства гидротехнических сооружений нового водохранилища осуществляется изъятие земельных участков, расположенных в границах зоны затопления, в соответствии с земельным законодательством и гражданским законодательством. 3. Не допускается ввод в эксплуатацию объектов, предназначенных для орошения и удобрения земель сточными водами, без создания пунктов наблюдения за водным режимом и качеством воды в водных объектах. 4. Проектирование прямоточных систем технического водоснабжения не допускается. 5. Ввод в эксплуатацию объектов, предназначенных для транспортирования, хранения нефти и (или) продуктов ее переработки, без оборудования таких объектов средствами предотвращения загрязнения водных объектов и контрольно-измерительной аппаратурой для обнаружения утечки указанных веществ запрещается.

6. При эксплуатации водохозяйственной системы запрещается :

1) осуществлять сброс в водные объекты сточных вод, не подвергшихся санитарной очистке, обезвреживанию (исходя из недопустимости превышения нормативов допустимого воздействия на водные объекты и нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водных объектах); 2) производить забор (изъятие) водных ресурсов из водного объекта в объеме, оказывающем негативное воздействие на водный объект; 3) осуществлять сброс в водные объекты сточных вод, в которых содержатся возбудители инфекционных заболеваний, а также вредные вещества, для которых не установлены нормативы предельно допустимых концентраций.

Нарушение требований к использованию и охране водных объектов влечет за собой ограничение, приостановление или запрещение эксплуатации объектов водохозяйственных систем в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

Статья 61. Охрана водных объектов при проведении работ

1. Проведение строительных, дноуглубительных, взрывных, буровых и других работ, связанных с изменением дна и берегов водных объектов, в их водоохранных зонах, в границах особо ценных водно-болотных угодий осуществляется в соответствии с требованиями водного законодательства, законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства о градостроительной деятельности. 2. Водопользователи, использующие водные объекты для забора (изъятия) водных ресурсов, обязаны принимать меры по предотвращению попадания рыб и других водных биологических ресурсов в водозаборные сооружения, осуществлять мероприятия по предотвращению загрязнения грунтовых вод и подъема их уровня. 3. Орошение, в том числе с использованием сточных вод, качество которых соответствует требованиям нормативов допустимого воздействия на водные объекты, осушение и другие мелиоративные работы должны проводиться одновременно с осуществлением мероприятий по охране окружающей среды, по защите водных объектов и их водосборных площадей. 4. Физические лица, юридические лица, осуществляющие проведение строительных, дноуглубительных, взрывных, буровых и других работ, связанных с изменением дна и берегов водных объектов, обязаны осуществлять мероприятия по охране водных объектов, предотвращению их загрязнения и засорения.

Статья 62. Охрана водных объектов при их использовании для целей производства электрической энергии

1. Водопользователи, использующие водные объекты для обеспечения технологических нужд теплоэнергетики и атомной энергетики, обязаны соблюдать температурный режим водных объектов. 2. Использование водных объектов для целей производства электрической энергии гидроэнергетическими объектами осуществляется с учетом интересов других водопользователей, соблюдения требований к использованию и охране водных объектов, требований к сохранению водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира, требований о предотвращении негативного воздействия вод и ликвидации его последствий. 3. Для обеспечения безопасного и безаварийного функционирования, безопасной эксплуатации гидроэнергетических объектов в акваториях водных объектов, на участках береговой полосы (в том числе участках примыкания к гидроэнергетическим объектам), участках поймы устанавливаются охранные зоны с особыми условиями водопользования и использования участков береговой полосы (в том числе участков примыкания к гидроэнергетическим объектам). Правительство Российской Федерации определяет порядок установления охранных зон для указанных объектов, особые условия водопользования и использования участков береговой полосы (в том числе участков примыкания к гидроэнергетическим объектам) в их границах.

4. Надзор за соблюдением особых условий водопользования и использования участков береговой полосы (в том числе участков примыкания к гидроэнергетическим объектам) в границах охранных зон гидроэнергетических объектов, расположенных на водных объектах, которые в соответствии с настоящим Кодексом подлежат федеральному государственному надзору в области использования и охраны водных объектов, осуществляет федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный осуществлять федеральный государственный надзор в области использования и охраны водных объектов. Надзор за соблюдением особых условий водопользования и использования участков береговой полосы (в том числе участков примыкания к гидроэнергетическим объектам) в границах охранных зон гидроэнергетических объектов, расположенных на водных объектах, которые в соответствии с настоящим Кодексом подлежат региональному государственному надзору в области использования и охраны водных объектов, осуществляют органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченные осуществлять региональный государственный надзор в области использования и охраны водных объектов.







2024 © styletrack.ru.