Большая лаба. Река большая лаба. Исток и устье реки Большая Лаба


Это красивая, своеобразная река, занимает второе место по общему количеству воды и по протяженности. Большая Лаба относится к территории Карачаево-Черкесии.

Зарождается река от ледников, расположенных на Главном хребте, Кавказ.
Сначала протекая на территории области река держит путь с юга к северу, минуя Аркасар, затем Загедан и после Мнатацара – местные хребты. Со склона каждого из них к ней устремляются притоки: Пхия, носящий созвучное с хребтом имя Загедан и многие другие, питая реку. С двух сторон, юго-западной, западной, Лабу ограничивают отроги двух хребтов, Главного и Закан. Они испещрены глубокими ущельями с густыми лесами и рощами. В некоторых из них есть долины с многоводными притоками для реки: Санчаро – от нее течет Лаштрак, долины Макера, Мамхурц и рядом с ними Дамхурц – от них Большая Анжара и т.д.

Окрестности

Долина реки и ее бассейн густо поросли лесами. Деревья обступили все террасы притоков Большой Лабы, поднимаются выше по хребтам. Выше их уже ближе к вершинам можно найти альпийские луга, богатые разными оттенками зеленого цвета, дающего разнотравьем. Летом на них пригоняют скот с окрестностей.
Верхняя часть долины реки была изучена людьми уже много лет назад. Потомкам остались археологические следы, особенно на обоих берегах Пхии.
Известно, что во время завоеваний , к Малой Азии через перевалы по тропам войска могли обойти Кавказский хребет и выйти к морю. Потом уже двигались к востоку. Река стала одним из таких тайных маршрутов, в верхней части ее течения имелись тропы с удобными местами для перевалов, ведущие в Колхиду.

Позднее долину Лабы долгие годы использовали как лесопромышленный район в Ставропольском крае. Рубили лес и сплавляли вниз по реке к поселению Курджиново, там стоял лесопильный завод. К счастью в последние годы заготовка дерева сократилась, помогли действия организаций защитников природы.

29 апреля, воскресенье

Прибыли в Армавир в 6:04. В Армавирском ПАТП по ту сторону ж/д полотна заказали ПАЗик совместно с двумя группами из Ярославля (24 человека, 6 из которых мы).

Нас согласились везти только до Курджиново, т.к. водители боятся местных порядков и незнания дороги (прим. Курджиново — уже Карачаево-Черкессия). Цена этой части заброски — 2716 руб. за автобус (в нашем случае на 24 чел, т.е. по 113 руб. с носа). Пробовали договориться с водителем по поводу дальнейшей заброски, но он наотрез отказался. В Курджиново прибыли в 11:15. В пути два раза останавливались с целью закупки провианта и мяса на шашлык.

Добрались до места в 14:45, встали лагерем на поляне на правом берегу, приблизительно в километре от Загедана. Эта часть заброски обошлась нам по 100 руб. с человека, итого 600 руб. на группу.

Транспорт для второй части заброски лучше искать в Курджиново, т.к. чуть выше шлагбаума машины нет, а до Рожкао далеко.

Пообедали, выпили по 50 грамм "за успех безнадежного предприятия" и стали собирать каты. На ужин — шашлык из купленного по дороге зверя. Отбой в 23:00.

30 апреля, понедельник

Подъем в 8:00, завтрак. Собираемся медленно — первый день. В 12:00 встали на воду. Народ на К-2-2 и К-2-3 переправился на другой берег и слазал на горочку, откуда открывается замечательный вид на окрестные снежники. Потом все немного потренировались в ТВТ (после зимы косточки размять). После примерно 10 километров спокойного сплава (шиверы, сливы по 0,5 м) начинается каньон Сосновый.

Основной ориентир: за 1.2 км до первого порога каньона на высоком правом берегу остатки разрушенного моста. Далее после плавного левого поворота на левом берегу — длинная открытая поляна (ок. 300 м). В конце поляны поворот направо. Чалились на галечный плес на правом берегу после правого поворота перед первым порогом каньона — Прощай Родина (около 14:00). Берега высокие, левый — отвесная скала, правый более пологий, поросший деревьями, внизу крупные камни. Обнесли вещи за правый приток. Осмотр порога также по правому берегу. Длина каньона ок. 1 км.

Длина порога 50-60 м. На заходе полуобливной камень в центре русла. Справа от камня слив 0.5-0.6 м. Слева тоже слив, но в него идти нежелательно, т.к. далее в центре русла бочка, в которой судно может развернуть, и который мы обходили справа. Основной слив высотой 1.5-2.0 м образуется между двумя огромными камнями правого и левого берегов. До слива реку пересекает косой отбойный вал от камня левого берега. При заходе следует попасть носом на этот вал, который разворачивает судно и проносит по центру слива. В правой части слива отбойный вал от правого камня. За сливом бочка. В левой части бочка пожестче, справа — более рыхлая, проносная. Слева за порогом жесткое улово, в котором может долго крутить.

Страховку обеспечивали двумя спасконцами с правого берега сразу после порога и катамараном после правого притока. Все три катамарана прошли порог относительно легко, только кат-2-2 попал в улово под левым берегом.

Далее несложный порог длиной 30-40 м на прямом участке реки, сразу за впадением притока — ручья Сосновый. Слив 1,2 метра с бочкой через все русло и полуобливными камнями на заходе. Далее — шивера на прямом участке реки до правого поворота. Перед поворотом предварительно зачалились на правый берег для просмотра каньона, затем перечалились на левый берег, откуда провели просмотр и обнесли вещи, правый берег для просмотра непригоден — очень высокие, отвесные склоны.

Сложный порог начинается на крутом левом повороте, представляет собой "трубу" ок. 200 м длиной. На заходе в центре русла большие камни образующие несколько ворот со сливами. После поворота река сужается до 5-6 метров, а в самом узком месте и до 3 метров, скорость течения высокая. На прямом участке реки водный поток зажат между отвесной стеной правого берега и осыпью из крупных камней по левому берегу. Этот участок напоминает большую горку с мощными сливами высотой ок. 1.5 м, пенными ямами, отбойными валами. В двух местах навал на скалы, сначала правого, затем левого берега, с выступающими зубцами. Порог называется "Щель" или "Пронеси Господи", что вполне соответствует действительности, т.к. от сил экипажа мало что зависит.

После проносного языка на выходе река успокаивается, под правым берегом появляется большое улово (удачное место для страховки). Первый катамаран пошел в порог с вещами и без просмотра, слава Богу, что пронесло, хотя изрядно поколбасило в бочках и развернуло кормой во второй части "трубы". Остальные зачалились перед левым берегом и обнесли вещи сверху по дороге до улова.

Съемка порога производилась с осыпи левого берега (правый берег — отвесная скала), а страховщики были выставлены в вышеупомянутом улове. Кат-2-3 прошел первую часть трубы носом вперед, но в конце их слегка прижало к зубцам левого берега. Кат-2-1 развернуло в одной из бочек. Следующую бочку прошли кормой, а затем какими-то силами развернулись носом (прямо вальс какой-то). После слабого левого поворота на правом повороте несложная 100-метровая шивера. Левый берег становится пологим и удобным для чалки. Это конец первого каньона. Встали лагерем на левом берегу 18:30.

1 мая, вторник

Дневка (вынужденная). Ребята захотели покататься в каньоне. Ну и покатались. Несколько раз нормально, а потом командирский катамаран прижало в "трубе" к зубцу левого берега. Результат — сломаная кница и погнутая продолина, небольшие разрывы шкуры.

Остаток дня экипаж командирского катамарана ремонтировался на поляне. Вместе с нами стоят ростовчане и одна из ярославских групп (и у тех и у других в пороге легло по одному 1-му экипажу). Под вечер пошел дождик. Отбой около 23:00.

2 мая, среда

Подъем в 8:00. Погода пасмурная, дует холодный ветер. Старт в 11:30.

В 11:50 подошли ко второму каньону — Малый Блыб. Ориентиром каньона служит правый поворот реки с пирамидальным камнем-скалой на левом берегу (на камень нанесен плавник). Зачалились на левый берег и пошли осматривать каньон. Его длина около километра. В начале каньона на изгибе реки между правым и левым поворотом нагромождение подводных камней в русле, валы, бочки. Прохождение препятствия по струе сложности не вызывает. При просмотре в середине каньона заметили сильный и достаточно длинный прижим к скальной стенке левого берега, но на деле оказалось, что уйти от него совсем несложно. На выходе из каньона русло реки сжимается скалами до 4-5 м, следует левый поворот. В нашу воду с коварной бочкой через все русло. Перед выходной щелью серия сливов и валов до 1.0-1.5 м. Затем река выходит из скального сужения, слева впадает приток — Малый Блыб, это конец второго каньона.

Шли каньон гружеными, страховку спасконцами организовывали на выходе из каньона с табличкой на скале перед притоком. Съемка — также на выходе в скальном сужении, и в середине каньона. Чистое время прохождения препятствия — 10-15 мин. Далее до автомобильного моста, который служит ориентиром каньона Соленые Скалы около 30 минут сплава. На участке несколько несложных шивер.

Сразу за мостом река делится на две протоки, посередине галечная отмель. Правая протока мелкая, в левой — мощная шивера длиной 150 м. В конце шиверы необходимо чалиться на правый берег с большой поляной, это последнее место для стоянки перед третьим каньоном. Подошли к месту стоянки в 14:30. Вслед за нами подошли ярославцы, а на поляне уже стояли ростовчане с машинами, на которых они забрасывали наверх сплавляющиеся экипажи. Погода резко ухудшилась, пошел дождь. Обнос вещей и прохождение каньона решили отложить на следующий день (может погода для съемки наладиться?). Пошли на просмотр, вернулись около 16:00. Ставили лагерь и готовили обед под дождем. К вечеру дождь утих. На поляне весело, все обмениваются впечатлениями, рассказами про прошлые походы, строят планы на будущее.

3 мая, четверг

Утро порадовало нас голубым небом и выглянувшим из-за гор солнцем. Мы и ярославцы договорились с ростовчанами о забросе вещей до порога Затычка, они как раз собирались ехать за своими экипажами в конец каньона. Таким образом проблема обноса была решена. Стартовали в 12:00. Длина каньона около 3.5 км. Стоянка перед каньоном на правом берегу, однако обнос вещей и разведка удобнее по дороге на левом берегу.

Каньон Соленые Скалы представляет собой непрерывную цепь шивер со множеством надводных, подводных и полуобливных камней, сливами по 0.5-1.0 м, обилием валов, больших и маленьких бочек.

К середине каньона уклон реки возрастает, препятствия становятся более сложными. Из-за обвалившейся в марте скалы левого берега через километр после начала каньона образовался новый порог, названный первопроходцами из Ростова и Черкесска «Кирпич». Ориентиром порога служит плавный правый поворот реки, участок со скалами, нависающими над дорогой и два огромных красно-коричневых валуна на левом берегу. Перед порогом течение замедляется и можно спокойно зачалиться на левый берег для просмотра.

Порог представляет из себя следующее. Первый валун на левом берегу является своего рода плотиной, перегораживающей 2/3 русла реки. Между валуном и осыпью правого берега надводный прямоугольный камень, похожий на кирпич, делящий водный поток надвое. Левая часть потока между валуном и «кирпичом», шириной ок. 2 м, перегороженая стволом дерева — непроходима. В правой — слив шириной 3 метра и высотой около 2-х. Сразу за правым сливом надводный камень — клык; большая часть потока огибает «кирпич» справа, наваливает на клык, сливается влево в пенный котел за «кирпичом», а часть потока проходит справа от клыка, прижимая к завалу, расположенному вдоль правого берега, и проходя через два полуобливных камня.

Проходили порог справа от «кирпича», сливаясь влево от клыка, уходя от прижима к нему. Проход справа от клыка показался нам более опасным из-за камней и прижима. В бочку за «кирпичем» старались попасть так, чтобы при закусывании в ней поток не развернул судно кормой. При нерасторопности экипажа струя может навалить на клык и перевернуть судно. Далее следует прижим ко второму большому валуну и пенная бочка под левым берегом. За этим на участке протяженностью ок. 150 м перед левым поворотом мощная струя с валами и бочками. Ближе к концу участка из воды в левой части русла торчит большой камень, на котором зацепилось бревно, образуя шлагбаум. Приходиться уходить вправо по струе, но важно не переусердствовать, т.к. через 10-15 метров большое улово, для чалки за валуном под левым берегом. Сворачивать со струи нужно заранее, т.к. из-за большой скорости потока не всегда получается зачалиться в нужном месте.

Первым в порог пошел кат-2-2. В первом сливе слишком рано развернулись и в бочку вошли полулагом, лишь мощные зацепы капитана спасли судно от киля. В довершение ко всему, кат-2-2 не смог зачалиться в описанном выше улове и его понесло дальше по каньону. Кат-2-3 прошел порог хорошо, с трудом зачалившись в конце улова. Затем в порог пошел кат-2-1 с капитаном ката-2-2 — Вадимом Липгартом на месте матроса-девушки, т.к. все прошедшие порог высказались, что прохождение требует большой физической силы. Кат-2-1 прошел порог отлично и первый зачалился в нужном месте. Страховку спасконцами осуществляли с валуна перед уловом в конце участка, катамаран ставили в улово.

Пока мы проходили порог подошли наши знакомые ярославцы, которые еще утром думали обноситься, но, посмотрев на наше прохождение два катамарана-двойки решили идти. Одна прошла без особых проблем, а вторая перевернулась в заходном сливе. Вот тут-то мы и потренировались в проведении спасработ. Пока ребята вылавливали перевернувшихся, а Наталья лихорадочно соображала идти ей порог или нет, подошла ростовская группа — первопроходцы этого порога, стоявшая с нами на поляне перед «Солеными Cкалами» и попросила подстраховать их. Вторично прозвучавший вопль «Киль!», квадратные глаза матроса, оторвавшегося от двойки и идущего порог самосплавом, и наше второе судно, ушедшее вдогонку за потерпевшими разрешили наконец ее сомнения: порог она не пошла.

Страховщики благополучно выловили людей, суда и часть весел на довольно сложном участке реки до поляны на левом берегу; участок характеризуется валами до 1 метра, полуобливными камнями в русле и несколькими держащими бочками (длина участка около 500 м). Когда кат-2-1 (уже со штатным экипажем) добрался до поляны (стоянка на ней не очень удобна, т.к. дорога подходит почти вплотную к реке), ярославцы остановились на ней пообедать и прийти в себя после киля. Мы же пошли дальше до порога Затычка (около 500 м, чалка на слабой струйке сразу по окончании лесистого участка на левом берегу).

Порог Затычка очень красив, но, увы, непроходим. На входе порога чистый слив около 1 метра, далее 50 м быстротока и главный слив через гряду камней с мощным котлом. В пороге расклинены бревна, нанесенные паводком, что и делает его непроходимым.

Спустили суда и вещи, привезенные ростовчанами, сразу за порогом. Спуск осложнен тем, что производится по крутой осыпи. Старт от порога в 15:00. На первом километре встречаются довольно мощные для груженых судов бочки. До поселка Рожкао шли 20-25 минут. Встали за поселком на высоком левом берегу в лесочке, над песчаным «лягушатником». После обеда начался дождь и шел до вечера. Ярославцы до нас не доехали. Стоим одни. Грустно. Завтра уезжаем.

4 мая, пятница

Встали в 7:00. С раннего утра льет дождь. Снова несравнимое чувство при натягивании мокрого неопрена и сборе мокрых вещей. В 9:45 встали на воду. До пос. Курджиново 2 часа ЧХВ.

В 10:30 подошли к четвертому каньону. Шли его без просмотра, тандемом. Препятствие длиной около 600 м представляет собой шиверу с валами до 1 метра, бочками и поганками в скальном коридоре, прижимами к скальным стенкам.

Далее в районе пос. Азиатский начинаются участки разбоев препятствия антропогенного вида. Завалы и арматура по берегам. Чалились перед а/мостом в пос. Курджиново. Холод и дождь отступили, сквозь тучи пробилось солнце.

Антистапель. Успели почти досуха высушить суда и снарягу.

Уехали в 15:15 на рейсовом автобусе Кисловодск-Лабинск.

4 мая 2001 года группа вышла на маршрут в следующем порядке: катамаран-1, катамаран-2, КНБ-1, КНБ-2, каяк.

После прохождения препятствий, где выставлялась страховка, порядок следования по маршруту был изменен в связи с тем, что по дальнейшему описанию маршрут имел меньшую сложность, а также для обеспечения страховки наиболее слабого экипажа,
имеющего в этот день переворот: КНБ-1, каяк, катамаран-2, КНБ-2, катамаран-1.

Дальнейшее следование осуществлялось следующим образом: байдарку-2 персонально
подстраховывал катамаран-1. Второй катамаран-2 сопровождал КНБ-1, каяк. При движении произошел разрыв дистанции до 200 м, руководитель принял решение зачалиться на острове

– для восстановления визуального контакта с отставшими экипажами: КНБ-2 и катамараном-1;

– в связи с видимым усложнением участка реки (сужение русла, увеличение скорости движения реки, скальными образованиями).

В момент чалки каяка произошел переворот с выносом каяка на поток, каякер не встал,
КНБ-1 и катамаран-2 приступили к выполнению спасательных работ.

Ниже по течению от места переворота каяка байдарка-1 руководителя зацепила спасконцом каяк. В момент зацепки каяка руководитель отдал команду катамарану-2
чалиться у берега и осуществлять страховку остальных судов группы.

При попытке зачаливания каяка к берегу байдаркой-1 руководителя произошел её переворот, на косых валах в каньонном участке реки (урочище «Узкое»). В дальнейшем перевернутые КНБ-1 и каяк удалось зачалить на берег от места переворота каяка – 300–500 м, места переворота КНБ-1 – 20–40 м.

С отставанием от киля каяка в 2–3 минуты произошел переворот выше по течению реки КНБ-2. Катамаран-1 сопровождения приступили к выполнению спасработ.

При прохождении перевернутой КНБ-2 мимо катамарана-2 был брошен спас-конец, упавший в зоне досягаемости экипажем. Экипаж не отреагировал (со слов члена экипажа в больнице, она не заметила ни катамарана-2, ни брошенного спасконца).

В дальнейшем экипаж катамарана-2 находился на берегу, наблюдая сближение 2-го катамарана-1с аварийной байдаркой-2 на короткую дистанцию. Экипаж решил, что необходимости их участия в спасработах отсутствует.

При сближении катамарана-1 в каньонном участке реки (урочище «Узкое») с аварийной
байдаркой-2 до 5 метров произошло непроизвольное выпадение спасконца, закрепленного обоими концами за раму катамарана, получившаяся петля зацепилась
за подводный предмет на мелководье, при этом катамаран-1 придавило потоком. Капитан катамарана после попыток отцепиться отрезал спасконец, потеряв на этом время, за которое байдарка-2 ушла за пределы видимости в правый поворот каньонного участка реки. В дальнейшем катамаран-2 был вынужден пристать к берегу в связи с повреждением правого баллона.

В момент прохождения аварийной байдарки-2 мимо перевернутой КНБ-1 и каяка была сделана неудачная попытка бросить еще не полностью набранный спасконец.

Затем руководитель группы на полузалитой байдарке-1 предпринял попытку догнать аварийную байдарку-2. При посадке в байдарку-1, не заметив, сорвал перепускную систему баллонов, вследствие чего воздухиз баллонов начал выходить, вода стала перетекать в корму, вытеснив оставшийся воздух в баллонах в нос. В результате байдарка-1 приняла вертикальное положение, и, потеряв управляемость, попала в прижим. Затем произошел переворот с последующим выносом байдарки на берег через 70–110 м. Руководитель группы выбежал на дорогу, остановил встречный УАЗ и на машине предпринял попытку догнать аварийную байдарку-2. Обогнав байдарку-2 на машине и выйдя на берег, наблюдал прохождение байдарки-2 с двумя членами экипажа, на крики руководителя они не реагировали и активных действий не принимали. Затем руководитель вернулся в машину и, вторично обогнав байдарку-2, вышел на берег и наблюдал сплавляющуюся байдарку-2 с одним членом экипажа, который на крики руководителя не реагировал. Находившиеся рядом с руководителем водительи пассажир, видели, что он махнул рукой. Затем, сев в машину и проследовав далее (дорога уходила в сторону от реки, возвращаясь к ней примерно через 1,5 км), где некоторое время вразбоях струй ожидали прохождение байдарки-2 и человека. Простояв 10–15 минут, руководитель
поехал на КПП заповедника, где егерем была вызвана милиция и скорая помощь.

По прибытии милиции и скорой помощи на машине проследовали вверх по течению реки к месту нахождения группы, где узнали, что обнаружили девушку с КНБ-2, выбравшуюся самостоятельно на правый берег.

В связи с наступлением сумерек и не прекращающимся дождем сотрудники милиции и скорой помощи отказали в дальнейших поисках пропавшего члена экипажа КНБ-2, посадив группу в машину (несмотря на требование группы и руководителя продолжить поиски), отправили в поселок Курджиново и разместили в помещении больницы скорой помощи. На следующий день группа была вызвана милицией в 800 отделение, откуда были организованны поиски пропавшего на реке.

Экипаж на катамаране-2 в составе руководителя и каякера прошли участок маршрута от места нахождения верхнего по течению реки катамарана-2 до поселка Азиатский. Одновременно с КПП был организован осмотр берегов вверх по течению реки до поселка Азиатский.

За 15–20 минут до экипажа поискового катамарана-2 по этому участку прошла группа туристов из Ярославля, которые обнаружили байдарку-2 выше Кривого моста и тело пропавшего ниже по течению реки недалеко от селения Грушевая поляна. С их слов, они вытащили тело на берег острова, где группа его в последствии и обнаружила.

Затем с помощью группы из Москвы тело было доставлено в поселок Азиатский, где и находилось до прибытияродственников с 5.05.01 по 7.05.2001 г.

По словам врача, делавшего заключение, смерть наступила в результате черепно- мозговой травмы. Имелись следы ударов в левый висок и теменную область головы.

Данный текст был составлен по результатам опроса членов группы.

Большая Лаба начинается с ледников горы Пшиш в Карачаево-Черкесии около границы с Абхазией, течет по Урупскому району, далее заходит в Лабинский район Краснодарского края и соединяется с рекой Лаба возле поселка Красный Гай Мостовского района Краснодарского края.

Протяженность Большой Лабы около 133-140 км. Площадь бассейна 1730 км 2 . Средний уклон реки от 34-21 м/км. Расход воды в мае у Загедана 63 м 3 /сек, у Азиатского моста 95 м 3 /сек, в низовьях 205 м 3 /сек.

Населённые пункты.
От истока к устью вдоль русла реки расположены следующие населенные пункты:
1) в Урупинском районе Карачаево-Черкесии: поселок Пхия, село Круглый, поселок Загедан, село Свинячий, поселок Дамхурц, поселок Точеный, поселок Рожкао, поселок Рассыпной, поселок Грушовая Поляна, поселок Азиатский, поселок Нижний Бескес, поселок Мостовая Поляна, село Псемен, поселок Курджиново, село Ершов, село Предгорное, село Подскальное, село Первомайский, село Ахмет-Кая;
2) в Лабинском районе Краснодарского края: село Ахметовская, поселок Чернореченская, поселок Гофицкое;
3) в Мостовском районе Краснодарского края: поселок Красный Гай.

Пути следования (подъездные пути).
В долину Большой Лабы ведут 2 варианта пути: пешеходный из Архыза через перевал Пхия и автомобильный на Курджиново и далее.
От поселка Пхия до села Псемен вдоль реки проходит автодорога. Возле поселка Курджиново реку пересекает автомагистраль Р256. От п. Курджиново и до села Ахметовская возле Большой Лабы проходят грунтовка и тропы. Далее от села вдоль реки и до самого устья тянется автодорога «Каладжинская-Ахметовская».
Для сплава от поселка Пхия, до него можно добраться на попутной машине из поселка Псемен, до него ходят рейсовые автобусы из города Черкесск через станицы Зеленчукскую – Преградную. До города Черкесск можно доехать местным поездом из города Невинномысск.

Основные притоки.
Правые притоки реки: Азимба, Бурная, Пхия;
Левые притоки реки: Магана, Санчаро, Макера, , , Закан, Бескес.

Рельеф и почвы.
Берега реки в ущельях высокие, состоящие из отвесных скал или крупных камней и каменистых осыпей вдоль русла. Река берет начало через районы высокогорных скал, состоящих из, гнейсов, гранитов и еланцево-песчаных пород. Долины высокогорий имеют вид глубоких и узких каньонов, в них быстро и шумно на порогах и перекатах течет Большая Лаба. Затем река пересекает полосу лесистых высоких горных хребтов, состоящих из палеозойских песчаников, известняков и сланцев. Дикие скалистые ущелья pеки в некоторых местах расширяются и образуют красивые горные долины. Долины окружены огромными скалами и горными пиками, на которых даже летом белеют ледники и снег.

Почвенный покров состоит из зональной почвы: дерно-торфянистой,горно-луговой, горно-лугово-черноземовой, горно-лесной и черноземов. Наиболее высокие участки земли над уровнем моря занимают горно-луговые торфянистые почвы на склонах бокового хребта, чуть-ниже в Северо-Южной диспрессии находятся горно-лесные и горно-луговые дерновые почвы.
На скалистом хребте и его склонах лежат горные черноземы. Почвы района состоят из тяжело-средней и легкосуглинистой структуры.

Растительность.
Флора Кавказского заповедника граничащая с рекой Б. Лаба насчитывает 3000 видов растений. Лесная растительность состоит из 900 видов, часть которых встречается также в горно-луговом поясе. Общее число высокогорных растений более 800 видов. Деревья и кустарники составляют 165 видов, в том числе 142 вида листопадных, 16 видов вечнозеленых и лиственных растений и 7-хвойных.
Здесь растут также папоротники которых около 40 видов, орхидеи — 30 видов, вечнозеленые растения и большое число декоративных растений.

Непосредственно долина и бассейн Большой Лабы насыщена лесом. Он занимает не только речные террасы многочисленных притоков реки, но и поднимается высоко по склонам горных хребтов. Склоны реки покрыты густыми лесами из столетних деревьев-гигантов. Многие из них до четырех обхватов в толщину и несколько десятков метров в высоту. Леса представленны разными породами деревьев от мягколиственных: ольха, осины, березы до ценных твердо-лиственных и хвойных пород: бук, дуб, граб, сосны, ели, пихты, а также редко встречающиеся тиссы.
Выше границы леса протягиваются субальпийские луга, представленные злаковыми и разнотравными видами. Местное население луга используют под пастбища животных.

Гидрологический режим.
Большая Лаба вторая по протяженности и многоводности река в республике Карачаево-Черкесия. Б. Лаба — горная река с очень быстрым, бурлящим на порогах и перекатах течением, протекающая с юга на север страны.
Питание реки смешанное: дождевое, снеговое, ледниковое.
Половодье наступает в мае-июне. Также половодья наблюдаются и в середине лета – это связано с таянием высокогорных ледников, снега и выпадением осенних проливных дождей. Ледовый покров реки неустойчив. В горной части реки сплошного ледяного покрова практически не образуется. Этому воспрепятствует быстрое течение реки.

На реке расположены следующие каньоны с порогами:
1) «Прощай, Родина»: состоит из наскольких ступеней;
2) Каньон «Сосновый», включающий в себя порог «Пронеси Господи» – это скалистое узкое русло с большим уклоном и быстрым течением;
3) Каньон «Малый Блып»;
4) Каньон «Соленые скалы», включающий в себя порог «Кирпич»: представляет из себя одну большую шиверу с большим числом бочек, а также крупных выступающих из воды камней;
5) порог «Затычка»: технический непроходимый. Река в районе порога представляет нагромождение обломков валунов и скал, которые образуют высокую гряду через все русло.

Ихтиофауна.
В реке обитают рыбы: голавль, форель, плотва, карась, жерех.

Туризм и отдых.
Хорошие климатические условия, замечательная горная природа, разнообразие растительности, множество грибов и ягод, делают долину Большой Лабы великолепным местом для отдыха, рыбалки и туризма. На реке популярен сплав на рафтах, надувных плотах, байдарках, катамаранах, каяках. Отсюда пролегают маршруты через заповедник на Красную Поляну, на озеро Рица и далее на Черноморское побережье, к нарзанным источникам в Архыз. В Поселке Дамхурц расположена студенческая турбаза. В данном регионе находятся два заказника: Дамхурц и западная часть Черемховского заказника. Частично бассейн Большой Лабы захватывает Кавказский государственный заповедник (междуречье рр. Закан и Дамхурц).
Благоприятные периоды для приезда на реку Большая Лаба: декабрь- январь; июнь-сентябрь.

Справочная информация.

Длина: 133-140 км
Бассейн: Азовское море.
Бассейн рек: река Лаба, река Кубань.
Исток : горы Пшиш (3790 м).
Местоположение: Урупский район Карачаево-Черкесии возле границы с Абхазией.
Координаты: 43°23′57″ с.ш., 41°4′32″ в.д.
Устье : река Лаба (слияние с рекой Малая Лаба).
Местоположение: между поселком Красный Гай Мостовского района Краснодарского края и станицей Каладжинская Лабинского района Краснодарского края.
Координаты: 44°17′03.″с. ш. 40°53′45″в. д.







2024 © styletrack.ru.