«Временная финансовая администрация при банкротстве предприятия. Муниципальное банкротство Временная финансовая администрация вводится в целях


Основания и порядок введения временной финансовой администрации

Комментарий к статье 168.2 БК РФ:

Поскольку эффективное осуществление государственной власти в Российской Федерации невозможно без соблюдения принципов федерализма и демократии, большое значение имеет четкое определение оснований и порядка такого временного осуществления полномочий в финансовой сфере.

Ходатайство о введении временной финансовой администрации подается в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации Правительством Российской Федерации. Ходатайство о введении временной финансовой администрации в муниципальном образовании подается в Высший Арбитражный Суд субъекта Российской Федерации высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) и (или) представительным органом муниципального образования, главой муниципального образования. Следовательно, временная финансовая администрация вводится в субъекте Российской Федерации решением Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, в муниципальном образовании - решением арбитражного суда субъекта Российской Федерации. Согласно п. 1 ст. 168.2 БК РФ временная финансовая администрация в субъекте Федерации вводится решением Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации при осуществлении по делу о восстановлении платежеспособности субъекта Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом. Но в настоящее время такая категория дел в законодательстве не выделена. В Арбитражном процессуальном кодексе Российской Федерации есть глава 28 "Рассмотрение дел о несостоятельности (банкротстве)", но положения этой главы не регулируют отношений, связанных с неплатежеспособностью публично-правовых субъектов. В случае отнесения органов государственной власти субъектов и органов местного самоуправления к категории юридических лиц это положение не может применяться к неплатежеспособности субъекта Российской Федерации (муниципального образования), так как недостаточность бюджетных средств - эта задолженность относится к бюджету (публично-правового образования), а не к органу власти. Следовательно, необходимо предусмотреть в Арбитражном процессуальном кодексе процедуру рассмотрения дел о введении временной финансовой администрации.

Из смысла статьи также непонятно, кто будет инициировать подачу иска о восстановлении платежеспособности субъектов Федерации, можно предположить, что это кредиторы субъекта Федерации. В связи с этим в настоящий момент появляются предложения о том, чтобы предусмотреть инициирование этого процесса любым заинтересованным лицом, с возможностью для Правительства Российской Федерации как самому инициировать решение этих вопросов, так и в любой момент включиться в процесс с ходатайством о введении временной финансовой администрации. Но, как замечают многие исследователи, такие предложения опасны, поскольку субъект Российской Федерации является не простым субъектом права, а государственным образованием, выполняющим социальную функцию. Очевидно, что частные либо иностранные кредиторы не обязаны учитывать это обстоятельство и будут стремиться к удовлетворению собственных интересов. В законодательстве следует установить строго ограниченный круг лиц - инициаторов данной процедуры.

Согласно п. 1 ст. 168.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации временная финансовая администрация в субъекте Российской Федерации (муниципальном образовании) вводится на срок до одного года. В статье не закреплен порядок установления срока, по-видимому, он должен определяться решением арбитражного суда. Следует заметить, что временная финансовая администрация не может быть введена на полный финансовый год, кроме случая, если введение временной финансовой администрации не будет осуществлено к концу предыдущего финансового года. Но в последнем случае она не может сама формировать бюджет субъекта Федерации (муниципального образования), что неоднократно отмечалось в научной литературе, представляется, что положения Бюджетного кодекса в этой части должны быть скорректированы.

Согласно п. 3 ст. 168.2 Бюджетного кодекса РФ решение о введении в субъекте Российской Федерации временной финансовой администрации принимается в случае, если на момент принятия данного решения просроченная задолженность по исполнению долговых обязательств в соответствии со ст. 112.1 настоящего Бюджетного кодекса и (или) бюджетных обязательств субъекта Российской Федерации превышает 30% объема собственных доходов бюджета субъекта Российской Федерации в последнем отчетном году при условии выполнения бюджетных обязательств федерального бюджета перед бюджетом субъекта Российской Федерации.

Важным условием введения временной финансовой администрации является выполнение бюджетных обязательств по федеральному бюджету перед бюджетами соответствующих субъектов Федерации. В этой связи необходимо предположить, что основным препятствием для введения временной финансовой администрации должно являться не любое неисполнение федеральных бюджетных обязательств, а именно такое неисполнение, которое повлияло на возможность исполнить бюджетные обязательства на уровне соответствующего субъекта Федерации, что и привело к их неисполнению в объеме, достаточном для введения временной финансовой администрации.

В рассматриваемом п. 3 ст. 168.2 БК РФ речь идет о неисполненных в установленные сроки долговых обязательствах субъекта Российской Федерации из-за просроченной задолженности. В соответствии со ст. 112.1 под просроченной задолженностью понимается задолженность субъекта Российской Федерации, муниципального образования, образовавшаяся ввиду неисполнения или ненадлежащего исполнения в установленный срок долговых обязательств субъекта Российской Федерации, муниципального образования. В этой же статье в п. 2 определяется объем (размер) просроченной задолженности субъекта Российской Федерации, муниципального образования, срок исполнения которых наступил, включая объем обязательств по возврату суммы займа (кредита), по уплате процентов на сумму займа (кредита), иных платежей, предусмотренных условиями займа (кредита), соглашениями (договорами), заключенными от имени субъекта Российской Федерации, муниципального образования, объем обязательств по исполнению государственных гарантий субъекта Российской Федерации, муниципального образования. В объем просроченной задолженности субъекта Российской Федерации, муниципального образования также включается сумма неустойки (штрафов, пеней) и процентов, начисленных за просрочку исполнения долговых обязательств.

Что касается муниципальных образований, решение арбитражного суда субъекта Российской Федерации о введении в муниципальном образовании временной финансовой администрации принимается в случае, если на момент принятия данного решения возникшая в результате решений, действий или бездействия органов местного самоуправления просроченная задолженность по исполнению долговых обязательств в соответствии со ст. 112.1 "Просроченная задолженность по долговым обязательствам субъекта Российской Федерации, муниципального образования" Бюджетного кодекса РФ и (или) бюджетных обязательств муниципального образования превышает 30% объема собственных доходов местного бюджета в последнем отчетном финансовом году при условии выполнения бюджетных обязательств федерального бюджета и бюджета субъекта Российской Федерации перед бюджетом муниципального образования.

При вынесении решения о введении временной финансовой администрации учитывается соотношение просроченных обязательств с собственными доходами соответствующего бюджета, но в данном случае следует обратить внимание, что в соответствии со ст. 47 Бюджетного кодекса достаточно сложно найти какой-нибудь иной источник, кроме субвенций, который не относился бы к собственным доходам соответствующего бюджета.

Согласно п. 3 ст. 168.2 Бюджетного кодекса РФ решение о введении временной финансовой администрации принимается в случае, если на момент принятия данного решения просроченная задолженность по исполнению бюджетных обязательств субъекта Российской Федерации превышает 30% объема собственных доходов бюджета субъекта Российской Федерации в последнем отчетном году. Следует определить, о просроченной задолженности за какой финансовый (отчетный) год идет речь. Очевидно, что должна иметься в виду просроченная задолженность за тот же финансовый год, с собственными доходами за который ее соотносят, то есть речь идет о просроченной задолженности по обязательствам за последний отчетный год.

Согласно п. 4 ст. 168.2 БК РФ под просроченной задолженностью по исполнению бюджетных обязательств субъекта Российской Федерации (муниципального образования), возникшей в результате решений, действий или бездействия органов государственной власти субъекта Российской Федерации (органов местного самоуправления), понимаются не исполненные в установленный срок бюджетные обязательства субъекта Российской Федерации (муниципального образования), признанные в качестве таковых судом и (или) органами государственной власти субъекта Российской Федерации (органами местного самоуправления), в том числе при представлении Министерства финансов Российской Федерации (исполнительные органы государственной власти субъекта Российской Федерации) бюджетной отчетности. Следовательно, в качестве второго варианта рассматриваемой задолженности (первый вариант неисполнение долговых обязательств) выступают не исполненные в установленный срок бюджетные обязательства субъекта Российской Федерации (муниципального образования), признанные в качестве таковых судом или органами государственной власти субъекта Российской Федерации (органами местного самоуправления), в том числе при представлении Министерства финансов Российской Федерации (исполнительные органы государственной власти субъекта Российской Федерации) бюджетной отчетности.

В соответствии со ст. 6 Бюджетного кодекса бюджетные обязательства - расходные обязательства, подлежащие исполнению в соответствующем финансовом году. Таким образом, бюджетные обязательства - это, во-первых, обязательства за один финансовый год, во-вторых, обязательства, отраженные в бюджете на этот финансовый год. Расходные обязательства - обусловленные законом, иным нормативным правовым актом, договором или соглашением обязанности публично-правового образования (Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования) или действующего от его имени бюджетного учреждения предоставить физическому или юридическому лицу, иному публично-правовому образованию, субъекту международного права средства из соответствующего бюджета. Отсюда следует, что накопившиеся за прошлые годы расходные обязательства, не включенные в бюджет текущего финансового года, не признаются бюджетными обязательствами, и их суммарный объем за несколько лет не может быть основанием для применения временной финансовой администрации.

Следует отметить, что само понятие "расходные обязательства" сформулировано таким образом, что их можно трактовать и как бюджетные, и как долговые обязательства. Следовательно, существует опасность, что долговые обязательства могут посчитать дважды - как долговые и как бюджетные. Если их включить в расходы бюджета на конкретный финансовый год, они становятся бюджетными обязательствами. В связи с этим для субъекта Федерации это грозит необоснованным введением временной финансовой администрации.

Для решения вопроса о введении временной финансовой администрации в субъекте Российской Федерации принципиальное значение имеет указание на то, что просроченная задолженность, в связи с которой вводится временная финансовая администрация, возникла вследствие решений, действий или бездействия органов государственной власти субъекта Российской Федерации. В данном случае возникает вопрос: как соотносятся просроченная задолженность, которая может возникнуть из-за того, что экономический потенциал субъекта не позволяет увеличивать собственные доходы, или, например, из-за непредвиденных обстоятельств, с действиями или бездействием органов государственной власти субъекта Российской Федерации? Существует ли связь между этими обстоятельствами и как установить, из-за чего действительно возникла просроченная задолженность, стоит ли принимать во внимание персональный состав органов государственной власти субъекта Федерации на момент введения временной финансовой администрации? В Федеральном законе "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и в Бюджетном кодексе, п. 5 ст. 168.2, - временная финансовая администрация в субъекте Российской Федерации (муниципальном образовании) не может быть введена в течение одного года со дня начала срока полномочий (законодательного) представительного органа. Следовательно, наличие просроченной задолженности по бюджетным обязательствам с учетом положений Закона, Бюджетного кодекса РФ о возможности оценки их неисполнения только по последнему отчетному году автоматически исключает применение временной финансовой администрации за действия одного персонального состава (созыва) представительного органа в период осуществления полномочий другим персональным составом (созывом).

В п. 6 ст. 168.2 Бюджетного кодекса РФ устанавливается порядок назначения (освобождения от должности) главы временной финансовой администрации, вводимой в субъектах, утверждения структуры и штатного расписания, финансового обеспечения деятельности указанной временной финансовой администрации, а также порядок назначения (освобождения от должности) главы временной финансовой администрации, вводимой в муниципальных образованиях, утверждения структуры и штатного расписания указанной временной финансовой администрации. В этой связи можно отметить, что в том случае, если функцию временной финансовой администрации выполняет постоянно действующий орган, вопросы, указанные в п. 6 ст. 168.2, решаются в общеустановленном порядке, а если специально создаваемый - применяются правила п. 6 ст. 168.2 БК РФ.

Временная финансовая администрация может вводиться в субъектах федерации и в муниципальных образованиях в случае их не платежеспособности (банкротство).

В соот. со ст. 168.1 временная фин. администрация – фед. орган исполнительной власти (исполнительный ОГВ субъекта РФ), уполномоченный Правительством РФ (высшим исполнительным ОГВ субъекта РФ) подготавливать и осуществлять меры по восстановлению платежеспособности субъекта РФ (муниц. образования), оказывать содействие фед. ОГВ (ОГВ субъектов РФ) в осуществлении отдельных бюджетных полномочий ОГВ субъектов РФ (ОМС), осуществлять и (или) контролировать осуществление отдельных бюджетных полномочий исполнительных ОГВ субъектов РФ (местной администрации).

Временная финансовая администрация в субъекте РФ (муниц. образовании) вводится на срок до 1 года решением арбитражного суда при осуществлении производства по делу о восстановлении платежеспособности субъекта РФ (муниц. образования) в порядке, установленном фед. законом.

Ходатайство о введении временной финансовой администрации в субъекте РФ подается в Высший Арбитражный Суд РФ Правительством РФ.

Ходатайство о введении временной финансовой администрации в муниц. образовании подается в арбитражный суд субъекта РФ высшим должностным лицом субъекта РФ (руководителем высшего исполнительного ОГВ субъекта РФ) и (или) представительным органом муниц. образования, главой муниц. образования.

Решение Высшего Арбитражного Суда РФ о введении временной фин. администрации принимается в случае, если на момент принятия данного решения просроченная задолженность по исполнению долговых и (или) бюджетных обязательств субъекта РФ превышает 30% объема собственных доходов бюджета субъекта РФ в последнем отчетном фин. году при условии выполнения бюджетных обязательств фед. бюджета перед бюджетом субъекта РФ.

Временная финансовая администрация берет под контроль исполнение бюджетов субъектов Федерации или муниц. образований, совместно с руководством субъекта Федерации или муниц. образования, разрабатывает план оздоровления финансов после утверждения которого принимается к исполнению под контролем временной финансовой администрации.

При введении временной финансовой администрации контроль за исполнением бюджета также осуществляется со стороны Счетной Палаты и Минфина.

Временная финансовая администрация, введенная в субъекте РФ (муниц. образовании), осуществляет следующие полномочия:

  • - организует проведение проверки (аудита) бюджета субъекта РФ (местного бюджета) в порядке, установленном Правительством РФ (высшим исполнительным ОГВ субъекта РФ);
  • - организует учет просроченной задолженности по исполнению долговых и (или) бюджетных обязательств субъекта РФ (муниципального образования) в порядке, предусмотренном фед. законом;
  • - разрабатывает проект плана восстановления платежеспособности субъекта РФ (муниц. образования) в соот. со статьей 168.4 БК РФ;
  • - разрабатывает и представляет в ОГВ субъекта РФ (ОМС) проекты нормативных правовых актов ОГВ субъекта РФ (муниц. правовых актов муниц. образований), предусмотренные планом восстановления платежеспособности субъекта РФ (муниц. образования), утвержденным Высшим Арбитражным Судом РФ (арбитражным судом);
  • - в случае, если подготовленный временной фин. администрацией проект закона субъекта РФ (муниц. правового акта представительного органа муниц. образования) о внесении изменений в закон (решение) о соответствующем бюджете на текущий/очередной фин. год (текущий/очередной фин. год и плановый период) не принят в течение одного месяца со дня его представления временной фин. администрацией в законодательный (представительный) ОГВ субъекта РФ (представительный орган муниц. образования) либо принят с внесением изменений, не согласованных с главой временной фин. администрации, представляет в Правительство РФ (высший исполнительный ОГВ субъекта РФ) соответствующие проекты бюджетов для внесения в Государственную Думу (орган законодательной (представительной) власти субъекта РФ) и утверждения фед. законом (законом субъекта РФи);
  • - в случае, если представленные временной фин. администрацией проекты нормативных правовых актов исполнительных ОГВ субъекта РФ (муниц. правовых актов) не приняты в течение 15 дней со дня их представления временной фин. администрацией или приняты в редакции, не согласованной с главой временной фин. администрации, принимает указанные проекты нормативных правовых актов (муниц. правовых актов местной администрации муниц. образований);
  • - осуществляет контроль за исполнением плана восстановления платежеспособности субъекта РФ (муниц. образования), утвержденного Высшим Арбитражным Судом РФ (арбитражным судом), и предусмотренных им нормативных правовых актов (муниц. правовых актов);
  • - осуществляет контроль за исполнением бюджета субъекта РФ (местного бюджета);
  • - осуществляет иные полномочия, предусмотренные БК РФ и другими фед. законами.

1. Временная финансовая администрация в субъекте Российской Федерации вводится на срок до одного года решением Верховного Суда Российской Федерации при осуществлении производства по делу о восстановлении платежеспособности субъекта Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом.

Временная финансовая администрация в муниципальном образовании вводится на срок до одного года решением арбитражного суда субъекта Российской Федерации при осуществлении производства по делу о восстановлении платежеспособности муниципального образования в порядке, установленном федеральным законом.

2. Ходатайство о введении временной финансовой администрации в субъекте Российской Федерации подается в Верховный Суд Российской Федерации Правительством Российской Федерации.

Ходатайство о введении временной финансовой администрации в муниципальном образовании подается в арбитражный суд субъекта Российской Федерации высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) и (или) представительным органом муниципального образования, главой муниципального образования.

3. Решение Верховного Суда Российской Федерации о введении в субъекте Российской Федерации временной финансовой администрации принимается в случае, если на момент принятия данного решения возникшая в результате решений, действий или бездействия органов государственной власти субъекта Российской Федерации просроченная задолженность по исполнению долговых обязательств в соответствии со статьей 112.1 настоящего Кодекса и (или) бюджетных обязательств субъекта Российской Федерации превышает 30 процентов объема собственных доходов бюджета субъекта Российской Федерации в последнем отчетном финансовом году при условии выполнения бюджетных обязательств федерального бюджета перед бюджетом субъекта Российской Федерации.

Решение арбитражного суда субъекта Российской Федерации о введении в муниципальном образовании временной финансовой администрации принимается в случае, если на момент принятия данного решения возникшая в результате решений, действий или бездействия органов местного самоуправления просроченная задолженность по исполнению долговых обязательств в соответствии со статьей 112.1 настоящего Кодекса и (или) бюджетных обязательств муниципального образования превышает 30 процентов объема собственных доходов местного бюджета в последнем отчетном году при условии выполнения бюджетных обязательств федерального бюджета и бюджета субъекта Российской Федерации перед бюджетом муниципального образования.

4. Под просроченной задолженностью по исполнению бюджетных обязательств субъекта Российской Федерации (муниципального образования), возникшей в результате решений, действий или бездействия органов государственной власти субъекта Российской Федерации (органов местного самоуправления), понимаются не исполненные в установленный срок бюджетные обязательства субъекта Российской Федерации (муниципального образования), признанные в качестве таковых судом и (или) органами государственной власти субъекта Российской Федерации (органами местного самоуправления), в том числе при представлении в Министерство финансов Российской Федерации (исполнительные органы государственной власти субъекта Российской Федерации) бюджетной отчетности.

5. Временная финансовая администрация в субъекте Российской Федерации (муниципальном образовании) не может быть введена в течение одного года со дня начала срока полномочий законодательного (представительного) органа.

6. Порядок назначения (освобождения от должности) главы временной финансовой администрации, вводимой в субъектах Российской Федерации, утверждения структуры и штатного расписания, а также финансового обеспечения деятельности указанной временной финансовой администрации устанавливается Правительством Российской Федерации.

Порядок назначения (освобождения от должности) главы временной финансовой администрации, вводимой в муниципальных образованиях, утверждения структуры и штатного расписания указанной временной финансовой администрации устанавливается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

Дело начиналось банально. Пришли к нам убеленные сединами строители, пожаловались: кинул нас генподрядчик при строительстве объектов в соседней области.
Начали работу, выяснили: действительно, живет в ЕАО заслуженный милицейский пенсионер, умеющий выигрывать торги по размещению государственных и муниципальных заказов на территории отдельно взятого субъекта. Но то ли он часто свои обязательства не пунктуально выполнял, то ли с руководством поссорился, но платить ему перестали хронически.

Мы ему - отдай 11 условных единиц за строительство котельных в муниципальных образованиях по исполнительным листам, а он нам - да у меня самого таких листов на 30 штук, муниципалы со мной рассчитаются - отдам. Проверили, ну нет ничего существенного из активов у «дядьки», а тут он начал нам ласково так переуступку своих долгов предлагать.

Ветераны мои активно закивали: давай, мол, мы областную администрацию знаем, деньги сами у них «вынем». Сказано - сделано, выбрали наиболее крупного публичного должника, провели за его счет уступку и стали ждать расчетов от казначейства, как «с моря погоды», но...

Но тут «проснулся» губернатор и «оттаранил» в местный арбитражный суд заявление о введении у нашего нового муниципального должника временной финансовой администрации.

В итоге, ходили мы по судам года полтора, пока с этим «неизвестным науке зверем» вопрос решали, добиваясь, чтобы у казначейства основания игнорировать судебные акты отпали.

Собственно, ключевые судебные акты по данному вопросу и предлагаются вниманию читателя. Дело примечательно решением вопросов:

О процессуальном статусе кредитора в производствах о финансовом оздоровлении публичных образовании;
- о сроках, на которые могут вводиться временная финансовая администрация и план финансового оздоровления.

Документы

1. Решение о введение а​дминистарции 174.2 KB
2. Апелляция по сроку в​ременной администарц​ии 252.5 KB
3. Постановление кассац​ии по сроку временно​й администрации 225.1 KB
4. Постановление кассац​ии по плану восстано​вления платежеспособ​ности 244.2 KB
5. Определение о прекра​щении производства п​о делу 159.7 KB

Все документы в данном разделе доступны только профессиональным участникам портала, имеющим .

Для доступа к документам необходимо авторизоваться







2024 © styletrack.ru.