Артикуляционная гимнастика для губ, щек и языка. Упражнения для развития мышц языка


Дикция - вежливость оратора

Артикуляционная гимнастика является подготовительным этапом в работе над дикцией, без нее невозможно представить ни один тренинг по ораторскому искусству. Артикуляционная гимнастика для губ направлена на развитие и снятие зажимов губных мышц. Каждое упражнение нужно делать 8-16 раз.

1. Упражнение «Улыбка»
На счет «раз» - губы вытянуть как для поцелуя.
На счет «два» - растянуть в улыбку, не обнажая зубов.

2. Упражнение «Уголки»
Собрать губы в «пятачок» (вытянуть губы вперед, но не так сильно, как для поцелуя).
На счет «раз» - «пятачок» двигается вправо.
На счет «два» - «пятачок» двигается влево, т.е. «пятачок» стремится то к правому, то к левому уголкам губ.

3. Упражнение «Вертикаль»
На счет «раз» - «пятачок» двигается вверх, к носу.
На счет «два» - пятачок двигается вниз, к подбородку, т.е. «пятачок» совершает движения по вертикали.

4. Упражнение «Крест»
На счет «раз» - «пятачок» двигается вверх.
На счет «два» - пятачок двигается вниз.
На счет «три» - «пятачок» двигается влево.
На счет «четыре» - «пятачок» двигается вправо.

5. Упражнение «Круги»
Собрать губы в «пятачок» и делать «пятачком» круговые движения сначала по часовой стрелке, затем против часовой стрелки. Работают только губы.

6. Упражнение «Шторки»
На счет «раз» - верхняя губа поднимается так, что обнажаются зубы.
На счет «два» - губа возвращается на место.
На счет «три» - нижняя губа опускается и обнажает нижние зубы.
На счет «четыре» - губа возвращается на место.
Движения губ напоминают движение шторок, которые поочередно открываются и закрываются. Упражнение рекомендуется делать в медленном темпе.

7. Упражнение «Почесывание»
На счет «раз» - нижние зубы почесывают верхнюю губу.
На счет «два» - верхние зубы почесывают нижнюю губу.
Упражнение можно делать довольно быстро, если проводить зубами по губе одним почесывающим движением, с быстрой сменой губ.

8. Упражнение «Жвачка»
На счет «раз» - губы вытягиваются вперед.
На счет «два» - растягиваются на улыбку, обнажая верхние зубы, челюсти размыкаются. Движения губ и челюстей напоминают активное жевание.

9. Упражнение «Вибрация»
Губы слегка сомкнуты и расслаблены. Сильной струей воздуха заставить губы вибрировать с подключением звука, напоминающего губное звучание, которым извозчики останавливают лошадь, натягивая поводья: тпр-р-р-у.
На каждый счет - выдох с вибрацией.

Одним из важнейших навыков оратора является хорошая дикция, которая во многом зависит от правильной артикуляции, т.е. от движения произносительных органов, к которым относятся язык, губы и челюсти (зубы). Делая правильно вышеперечисленные упражнения ваша речь станет четче и понятнее.

Для правильной устной речи в организме должны слаженно и системно работать все артикуляционные органы. Навык устной речи помогает развить артикуляционная гимнастика для языка, губ, щек и нёба. Современные возможности далеко не всегда идут детям на пользу – экраны телевизоров, телефонов, планшетов заставляют малышей больше смотреть и слушать, чем говорить самим.

Большой процент детей в дошкольном возрасте имеют небольшие задержки речи, некоторые страдают . Начинать заниматься артикуляционными тренировками лучше с раннего возраста для профилактики отклонений и развития речевого аппарата.

Артикуляционная гимнастика для губ и языка является необходимой частью становления артикуляции и дикции не только для детей с отклонениями, но и для здоровых малышей. Нормы развития речи предполагают, что к 5ти годам ребенок уже должен освоить правила фонетики, его устная речь должна быть понятна всем окружающим и иметь хороший словарный запас.

К сожалению, современное поколение дошкольников не всегда успевает соответствовать нормам развития, дефекты речи не соблюдают возрастные ограничения, и такие патологии могут коснуться каждого. Многие родители не замечают артикуляционные проблемы своих малышей, некоторые думают, что все дефекты чадо перерастет. Ни в коем случае нельзя отпускать на самотек нарушения произношения или , так как с возрастом проблема будет только нарастать, а исправить ее взрослому человеку намного сложнее.

Основные причины для того, чтобы начать артикуляционные тренировки:

  • большая помощь в становлении правильной дикции у ребенка – с помощью данных занятий можно научить чадо говорить четко и красиво;
  • устраняется эффект вялого звукопроизношения («каши во рту»);
  • артикуляционная гимнастика для губно-языковых звуков дает возможность скорректировать небольшие отклонения в речи в домашних условиях;
  • подготовка мышц для дальнейших занятий с логопедом при серьезных патологиях.

В том случае, когда родители заметили, что их малыш произносит какой-то звук неправильно или вообще его не произносит, можно начать выполнять речевую гимнастику самостоятельно. Упражнения можно найти на логопедических сайтах или попросить у педагогов в детском саду распечатанный комплекс.

Для необходимо хорошее состояние подвижных лицевых и дыхательных мышц, они должны быть упругие и подвижные. Артикуляционные тренировки помогают сформировать на начальном этапе развития речевые звуки, правильное произношение, помогают скорректировать нарушения.

Виды и особенности упражнений

Упражнения артикуляционной гимнастики для языка, щек и губ делятся на несколько видов:

  1. статические – удержание одной позы в упражнении;
  2. динамические – повторение каждой позы по несколько подходов;
  3. – когда упражнения выполняются руками родителя или логопеда, такие тренировки уместны для детей младенческого возраста или с серьезными патологиями, при которых мышцы речевого аппарата не способны к движению;
  4. активные – когда ребенок сам выполняет задания.

Логопеды советуют выполнять все виды упражнений в комплексе. Артикуляционная гимнастика при губно-зубном парасигматизме должна выполняться под контролем педагога-логопеда, так как такое нарушение не может корректироваться в домашних условиях.

Важно! При проявлениях симптоматики нарушения развития речи нужно в любом случае обратиться за консультацией к специалисту, для предупреждения развития серьезных отклонений.

Важно понимать, что без терпения и систематизации выполнения тренировок хорошего результата нельзя добиться.

Обычно в комплекс артикуляционных упражнений для мышц языка, входят следующие статические упражнения:

  • «птенчик» – статическое задание на удержание широко открытого рта с расслабленным в нем языком;
  • «чашка» – при широко открытом рте нужно высунуть максимально язык и загнуть его край к себе так, чтобы не касаться зубов, удерживать данную позу несколько секунд;
  • «лопата» – высунуть язык и положить его на нижнюю губу в полностью расслабленном положении;
  • «жало» – резкое выдвижение напряженного языка вперед;
  • «горка» – упереть кончик языка в нижние зубы и выгнуть его дугой вверх, удерживать позу;
  • «трубка» – данное движение может выполняться только при наличии генетической предрасположенности языка к такому положению, нужно согнуть боковые края языка вверх к середине, чтобы получилась трубка из языка.

Список динамических заданий:

  1. «футбол» – с закрытым ртом, внутри упираться языком в разные точки, в щеки, в нёбо, зубы и т. д. по очереди;
  2. «маятник» – открыть рот и болтать напряженным высунутым языком вправо и влево;
  3. «змейка» – выдвигать напряженный язык вперед и убирать его назад, к задней стенке гортани;
  4. «имитация чистки» – с закрытым ртом делать вид, что языком чистятся зубы, сначала верхние, потом нижние;
  5. «лошадка» – выполнять характерные щелканья языком;
  6. «гудок» – произносить звук «У», при котором язык сам по себе сворачивается в трубку.

Важно! В случае нарушений или серьезных патологий органов речи занятия должны подбираться специалистом индивидуально. Комплексы упражнений для постановки определенных звуков, например, «Р» и «Л», отличаются друг от друга, нужно быть внимательными в этом вопросе.


Организация занятий

В случаях выполнения артикуляционной гимнастики для языка для детей все упражнения лучше преподносить в , чтобы удержать внимание малыша. Организовывать занятия в домашних условиях лучше по следующему алгоритму:

  • сначала взрослый показывает на себе упражнение;
  • потом ребенок, под наблюдением родителя, повторяет задание;
  • расположиться обоим лучше напротив зеркала, чтобы малыш мог сам видеть свои движения.

Контроль взрослого в данном деле – важное условие, нужно смотреть правильность артикуляции, соблюдается ли симметричность движения мышц лица. Не стоит расстраиваться и критиковать малыша, если у него поначалу будут плохо получаться элементарные задания, при регулярных тренировках, со временем движения мышц будут становиться четче.

Рекомендации и полезные советы по проведению упражнений артикуляционной гимнастики

Важно соблюдать расписание занятий, включить их в режим дня, поначалу нужно заниматься ежедневно или через день. Такая частотность способствует более качественному результату и развитию навыков.

  1. важно дозировать длительность занятий, нельзя утомлять ребенка и вырабатывать в нем страх перед заданиями;
  2. в день можно выполнять по 3-4 упражнения;
  3. каждое задание нужно выполнять несколько раз;
  4. выполнять упражнения ребенку лучше в комфортной для него позе;
  5. с детьми раннего дошкольного возраста нужно заниматься два раза в день: утром и вечером перед сном;
  6. если у малыша не получается сложить язык для выполнения задания, нужно помогать ему первое время руками или ложкой.

Если у ребенка язык синеет и дрожит при выполнении артикуляционной гимнастики, лучше обратиться с данным симптомом к логопеду и неврологу. Строить занятия нужно от простых упражнений к более сложным. Вводить новые задания лучше по одному, после закрепления каждого можно добавить следующее.

В заключение

Доказано, что способствует ухудшению обучения и плохому формированию письменной речи, поэтому артикуляционная гимнастика будет полезна каждому ребенку для будущего развития.

Подготовительные упражнения (артикуляционная гимнастика) для детей 2-4 лет.

Упражнения для губ и щек

1. Массаж щек.
Описание: Похлопывание и растирание щек. Покусывание щек изнутри.
Лучше всего выполнять во время купания или умывания.

2. Сытый хомячок.
Описание: губы сомкнуты, можно даже придержать их руками, зубы разомкнуты, «набрать полный рот воздуха» - надуть обе щеки, потом надувать щеки поочередно. Удерживать щеки надутыми 3-5 сек (учитывайте возможности ребенка).

3. Голодный хомячок.
Описание: губы сомкнуты, зубы разомкнуты, втянуть щеки внутрь, сначала можно помочь руками.

4. Шарик лопнул.
Описание: Губы закрыты, зубы разомкнуты. Хлопнуть кулачками по надутым щекам, в результате чего воздух выходит с силой и шумом.

Упражнения для губ

1. Улыбка.
Описание: зубы в естественном прикусе (верхние зубы слегка перекрывают нижние), растянуть губы в улыбку. Удерживать 5-10 секунд.

2. Трубочка.
Описание: зубы в естественном прикусе, вытягивать губы вперед длинной трубочкой («как хобот у слона»). Можно предложить ребенку изобразить поцелуй.

3. Заборчик. (Цель - формирование правильной позы органов артикуляции для произнесения свистящих звуков).
Описание: Губы в улыбке, зубы стоят друг на друге (прямой прикус) и видны. Просьба - «Поставь зубки друг на друга (если не получается сразу, предложите «погрызть» передними зубами морковку, «как зайчик») и улыбнись, чтобы было видно все зубки». Удерживать 5-10 секунд.

4. Бублик. (Цель - формирование правильной позы органов артикуляции).
Описание: Зубы сомкнуты, стоят друг на друге. Губы округлены и чуть вытянуты вперед. Верхние и нижние резцы видны.

5. Заборчик - Бублик. Улыбка - Хоботок. (Цель - развитие подвижности губ, необходимой для переключения со свистящих на шипящие).
Описание: Чередование положений губ. Сначала каждая поза фиксируется на 3-5 секунд, затем, если упражнение выполняется правильно, темп переключений увеличивается. Внимание: следить за тем, чтобы в процессе движений губ зубы не сдвигались и не размыкались.

6. Кролик. (Цель - формирование правильной позы органов артикуляции для губно-зубных звуков В и Ф).
Описание: Зубы сомкнуты. Верхняя губа приподнята и обнажает верхние резцы.


Упражнения для развития подвижности губ

1. Массаж губ зубами.
Описание: Покусывание и почесывание зубами сначала верхней, а потом нижней губы.

2. Пятачок.
Описание: Вытянутые трубочкой губы двигать вправо-влево, вращать по кругу.

3. Рыбки разговаривают.
Описание: Хлопать губами друг о друга (произносится глухой звук ППП без выдоха).

4. Еще Рыбки разговаривают.
Описание: Сжать большим пальцем и указательными пальцами одной руки верхнюю губу за носогубную складку (вертикально) и двумя пальцами другой руки нижнюю губу (вертикально) и растягивать их вверх-вниз.

5. Снова Рыбки разговаривают.
Описание: Губы сомкнуты, зубы разомкнуты. Щеки сильно втянуть внутрь, а потом резко открыть рот. Необходимо добиться, чтобы при выполнении этого упражнения, раздавался характерный звук "поцелуя". Воздух втягивается внутрь.

6. Уточка.
Описание: Вытянуть губы, сжать их так, чтобы большие пальцы были под нижней губой, а все остальные на верхней губе, и вытягивать губы вперед как можно сильнее, массируя их и стремясь изобразить клюв уточки.

7. Недовольная лошадка.
Описание: Поток выдыхаемого воздуха легко и активно посылать к губам, пока они не станут вибрировать. Получается звук, похожий на фырканье лошади. Губы должны быть расслаблены. Упражнение выполнять «серьезно» - если улыбаться, то не получится.

8. Спрятать губки.
Описание: Рот широко открыт, губы втягиваются внутрь рта, плотно прижимаясь к зубам. Зубы неплотно смыкаются, губы не видны.

Еще несколько упражнений для маленьких.
- сильно надувать щеки, изо всех сил удерживая воздух во рту, («сколько ты можешь не дышать?»)
- удерживая губами карандаш (пластмассовую трубочку), нарисовать круг (квадрат) в воздухе или на бумаге.
- удерживать губами (но не зубами) марлевую салфетку - взрослый пытается ее плавно вытянуть.
- пить через трубочку, дуть в воду через трубочку.
-мелко нарезать бумагу, сложить кучкой на столе перед ребенком, попросить ребенка набрать побольше воздуха в рот и «напугать бумажки» - выдохнуть с резким звуком П, чтобы бумажки разлетелись.

Упражнения для развития подвижности нижней челюсти

1. Трусливый птенчик.
Описание: Широко открывать и закрывать рот, губы улыбаются. Челюсть опускается примерно на расстояние ширины двух пальцев. Язычок -"птенчик" сидит в гнездышке и не высовывается (неподвижно лежит на дне ротовой полости). Упражнение выполняется ритмично.

2. Акулы.
Описание: Рот приоткрыт, На счет "один" челюсть двигается вправо, на "два" - челюсть возвращается на место, на счет "три" - челюсть двигается влево, на "четыре" - челюсть возвращается на место, на "пять" - челюсть выдвигается вперед, на "шесть" - челюсть возвращается на место. Делать упражнение нужно медленно и осторожно, избегая резких движений.

3. Имитация жевания с закрытым и открытым ртом.

4. Обезьяна.
Описание: Челюсть опускается вниз с максимальным вытягиванием языка к подбородку.

5. Силач.
Описание: Рот открыт. Представить, что на подбородке повешен груз, который надо поднять вверх, поднимая при этом подбородок и напрягая мускулы под ним. Постепенно закрыть рот. Расслабиться. Сначала можно придерживать (не давить сильно) подбородок рукой, искусственно создавая напряжение для мышц.

6. Поставить руки на стол, сложить ладони одна на другую, упереться подбородком в ладони. Открывая рот, давить подбородком на сопротивляющиеся ладони. Расслабиться.

7. Опустить челюсть вниз с преодолением сопротивления (взрослый держит руку под челюстью ребенка). Следить, чтобы голова не двигалась вверх и назад.

8. Открывать рот с откидыванием головы назад с преодолением сопротивления руки взрослого, лежащей на затылке ребенка.

Развитие речи ребенка должно проходить поэтапно и включать как механическую (физическую) сторону, так и мыслительную. Артикуляционная гимнастика – это часть упражнений по развитию речи ребенка. При этом они развивают речь с механической стороны, тренируя мышцы языка, щек, губ и челюстей.

Выполняя артикуляционную гимнастику , ребенок будет выговаривать слова легче и красивее своих сверстников, будет правильно произносить все звуки, речь ребенка станет мелодичной и приятной, а трудные и длинные слова не станут помехой в речи ребенка, так как он с легкостью их выговорит.

Выполняйте следующие упражнения для языка с ребенком (с 2-х лет) перед зеркалом и вы сами заметите изменения речи ребенка и своей тоже в лучшую сторону.

Перед тем как выполнять упражнения по развитию речи, заинтересуйте малыша, покажите ему, что у него и у вас есть язычок, что и у него и у вас есть верхняя и нижняя губа – вытяните губы – вон какие они подвижные! А как раздуваются щеки! А язык – им можно вертеть в разные стороны и даже в трубочку свернуть ! Вот это да! Заинтересовали? Теперь начинаем артикуляционную гимнастику для развития речи с неменьшим интересом.

Гимнастика для языка

Лопатка. Ротик открыт и улыбется, язык в расслабленном состоянии болтается на нижней губе втечение 5 секунд, затем убирается, затем опять высовывается. 3 повтора.

Котенок. Быстро совершать лакательные движения как котенок втечение 5 секунд, затем улыбка и опять 5 секунд лакаем. Повторить 2-3 раза.

Иголочка. Рот открывается в улыбку и изо рта высовывается быстро острый язычок, застывая на 5 секунд снаружи. Затем убирается обратно в рот. Повторить 3 раза. Это упражнение для языка будет полезно и взрослым, он согреет мыцу языка перед разговором.

Часики. Ротик открыт и улыбается. В таком положении нужно водить кончиком языка от одного уголка рта до другого около 10 раз.

Качели. Похоже на упражнение для зыка «Часики», только теперь язык нужно водить не из стороны в сторону, а снизу вверх – до носа. Повторить 10 раз.

Обезьянка. Поочереди помещать языка то снизу между зубами и губой, то сверху между зубами и губой, задерживаясь каждый раз на 5 секунд. Повторить 3 раза. Это упражнение для языка полезно и взрослым.

Орешки. Рот закрыт. Языком нужно надавливать поочереди то на левую щеку, то на правую, задерживаясь в таком положении 5 секунд. Повторить 3 раза.

Лошадка. Делать цокательные движения языком, присасывая язык к верхнему небу и со звуком отрывая его. Повторить 5 раз.

Стой, лошадка. Набрать в щеки воздух и выпустить его через расслабленные губы, издавая звук, похожий на «прррр». Повторить 5 раз.

Гимнастика для губ, щек, нижней челюсти

Птенчик. Широко открыть рот и застыть в таком положении 5 секунд. Повторить 5 раз. Упражнение хорошо разогревает мыщцы щек и губы.

Трубочка. Вытянуть губы вперед, произнося звук «у» втечение 5 секунд. Вернуть губы в нормальное положение. Повторить упражнение 5 раз.

Оскал. Широко улыбнуться, выставив и верхние и нижние зубы, задержаться так на 5 секунд. Повторить упражнение 5 раз.

Малыш. Медленно произносить плач малыша «у-у-у-а-а-а». Длительность 5 секунд. Повторить 5 раз.

Акула. Широко улыбнуться, как в упражнении «Оскал», затем разомкнуть зубы, щелкая ими 5 раз. Повторить упражнение 3 раза.

Трубочка-улыбка. Вытягивать губы в трубочку и улыбаться попеременно, переходя из одного положения в другое трубочка-улыбка. Повторить 10 раз.

Шарик. Набрать воздух в щеки, задержав его там секунд на 5, затем надавить на щеки с двух сторон и выпустить воздух.

Поцелуйчики. Втянуть щеки внутрь и продержать так 5 секунд. Выполнить 5 раз

Замочек. Губы крепко сжать и водить ими влево-вправо, задерживая в каждой стороне по 3 секунды. Повторить 5 раз.

Эти упражнения вы можете делать везде: дома, на прогулке, в транспорте. Чем чаще – тем лучше, тем больше малыш будет натренирован, тем легче и быстрее он начнет говорить. Когда эти упражнения малыш осилил в полной мере, переходите к следующим упражнениям для малышей постарше с 4-х лет.

Цель артикуляционной гимнастики - выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.

1. Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Лучше выполнять упражнения по 5 -10 минут. Не следует предлагать более 3-4 упражнений за раз.

2. Каждое упражнение выполняется по 4-5раз.

3. Статические упражнения выполняются по 5 - 10секунд (удержание артикуляционной позы в одном положении). (5 сек. На первом этапе, как только начнет справляться – увеличиваем время)

Счет секунд можно заменить чтением (взрослым)стихотворения к данному упр-ю.

4. При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики надо соблюдать определенную последовательность, идти от простых упражнений к более сложным. Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме. Хвалите ребенка, даже, если получается не совсем как надо.

5. Из выполняемых упражнений новым может быть только одно, остальные даются для повторения и закрепления. Если же ребенок выполняет какое-то упражнение недостаточно хорошо, не следует вводить новых упражнений, лучше отрабатывать старый материал. Для его закрепления можно придумать новые игровые приемы.

6. Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.

7. Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом. Также ребенок может воспользоваться небольшим ручным зеркалом (примерно 9х12 см), но тогда взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему.

8. Начинать гимнастику лучше с упражнений на дыхание или с «массажа» языка.

«Массаж» языка проводится с помощью зубной щ. или спец. покусывающими движениями.

Организация проведения артикуляционной гимнастики

1. Взрослый рассказывает о предстоящем упражнении, используя игровые приемы.

2. Взрослый показывает выполнение упражнения.

3. Упражнение делает ребенок, а взрослый контролирует выполнение.

Взрослый, проводящий артикуляционную гимнастику, должен следить за качеством выполняемых ребенком движений: точность движения, плавность, темп выполнения, устойчивость, переход от одного движения к другому. Также важно следить, чтобы движения каждого органа артикуляции выполнялись симметрично по отношению к правой и левой стороне лица. В противном случае артикуляционная гимнастика не достигает своей цели.

4. Если у ребенка не получается какое-то движение, помогать ему (шпателем, ручкой чайной ложки или просто чистым пальцем. Ребенок может своими пальчиками помогать себе).

5. Для того, чтобы ребенок нашел правильное положение языка, например, облизал верхнюю губу, намазать ее вареньем, шоколадом или чем-то еще, что любит ваш ребенок. Подходить к выполнению упражнений творчески.

Сначала при выполнении детьми упражнений наблюдается напряженность движений органов артикуляционного аппарата. Постепенно напряжение исчезает, движения становятся непринужденными и вместе с тем координированными. Система упражнений по развитию артикуляционной моторики должна включать как статические упражнения, так и упражнения, направленные на развитие динамической координации речевых движений.

I. Упражнения для губ

1. Улыбка / Лягушка

Удерживание губ в улыбке. Зубы не видны.3-4 повтора

2. Хоботок /Трубочка /Слоник

Вытягивание губ вперед длинной трубочкой. 3-4 повтора

3. Заборчик.

Губы в улыбке, зубы сомкнуты в естественном прикусе и видны. 3-4 повтора

4.Кролик.

Зубы сомкнуты. Верхняя губа приподнята и обнажает верхние резцы. 3-4 повтора

Упражнения для развития подвижности губ

1. Покусывание и «почесывание» сначала верхней, а потом нижней губы зубами.

2. Улыбка - Трубочка.

Вытянуть вперед губы трубочкой, затем растянуть губы в улыбку. (3-4 повтора)

3. Рыбки разговаривают.

Хлопать губами друг о друга (произносится глухой звук).

4. звук "поцелуя".

Щеки сильно втянуть внутрь, а потом резко открыть рот. Необходимо добиться, чтобы при выполнении этого упражнения, раздавался характерный звук "поцелуя".

II. Упражнения для губ и щек

1. Покусывание, похлопывание и растирание щек.

2. Помидорчик - потом надувать щеки поочередно.

3. Сытый хомячок . Надуть обе щеки. Удерживать 5-8 сек.

4. Голодный хомячок. Втянуть щеки. Удерживать 5-8 сек.

5. Рот закрыт. Бить кулачком по надутым щекам, в результате чего воздух выходит с силой и шумом.








2024 © styletrack.ru.