18 аквариум маленькая искусственная экосистема. Аквариум - искусственная экосистема дома (проектная работа). Из каких частей состоит экосистема


В любой экосистеме есть компоненты, из которых она состоит. Сейчас нам предстоит с вами работа по выявлению этих компонентов.

- Каждая группа будет исследовать компонент, внимательно читайте инструкцию.

Группа №1.

ВОДА

Инструкция:

Узнайте, какая вода нужна для аквариума. Для этого:

1. Рассмотрите образцы воды.я

2.Заполните таблицу.

Свойства

Вода из водопровода

Вода из аквариума

Цвет (бесцветная/другого цвета)

Прозрачность (прозрачная/мутная)

Запах (есть, нет)

3.Прочитайте:
На многих водопроводных станциях в воду добавляют большое количество хлора – газа, который убивает вредных микробов. Опасен хлор и для рыб. Поэтому в водопроводную воду пускать рыб нельзя. Она должна отстояться 2-3 суток.

4.Сделайте вывод. 5.Дайте ответ по плану.

5.Дайте ответ по плану.

План ответа

Мы сравнили образцы воды из водопровода и из аквариума и определили, что (прочитай из таблицы)

Из дополнительной статьи мы узнали ________________

и сделали вывод: для поддержания экосистемы аквариума нужна (подготовленная/ неподготовленная) вода. (Слайд 9)

Группа №2.

(коричневый конверт)

ПОЧВА (грунт)

Инструкция:

1.Прочитайте статью о грунте.

ГРУНТ.
Грунт – почва, образующая дно водоёма.
Грунт нужен для того, чтобы в нём росли растения.
Грунт не должен иметь острых кромок, о которые могут пораниться рыбы.
Грунт – это крупный песок или камешки. Чтобы положить его в аквариум, его промывают от грязи. Лучше всего ещё и прокипятить. Потом ещё раз промывают под краном и засыпают на дно аквариума.

2.Обсудите в группе, какого размера должен быть грунт для аквариума.

3.Сделайте вывод и дайте ответ по плану.

План ответа:

Мы узнали, что почва в аквариуме называется ____________. Для дна используют ______________

Перед помещением в аквариум, грунт нужно_______

и уложить на дно аквариума слоем в несколько сантиметров. (Слайд 10, 11)

Группа №3.

Свет.

1.Прочтите текст.

В аквариуме, который сильно освещён и содержит мало растений, он быстро
зарастает водорослями и требует постоянной очистки.
Если же аквариум поместить в тёмное место, то растения погибнут и рыбы погибнут. Что же надо делать, что бы

аквариум не зарастал водорослями?

План ответа:

Мы пришли к выводу, что аквариум нужно искусственно _________________, например _______________ дневного света. (Слайд 11)

Группа №4.

Кислород.

1.Прочтите текст.

Кислород нужен для дыхания растений и животных. Рыбы дышат кислородом, который растворён в воде. Ясно, что чем дальше от поверхности, тем меньше кислорода в воде. Как можно сделать так что бы кислорода в аквариуме было достаточно?

2.Обсудите в группе и дайте ответ по плану.

План ответа:

Мы пришли к выводу, что: нужен дополнительный источник ___________________. Например, компрессор. (Слайд 11)

В процессе исследования заполняется таблица.

Компоненты экосистемы

Аквариум – ЭКОСИСТЕМА?

Участие человека

Выводы
Памятка начинающего аквариумиста

1.Воду отстоять.

2.Промыть средних размеров грунт.

3.Использовать лампу и компрессор.

+
компрессор

Урок окружающего мира в 3 классе с использованием средств мультимедиа.

Тема: Аквариум - маленькая искусственная экосистема.

Цели: - познакомить обучающихся с компонентами экосистемы на примере аквариума; с обитателями аквариума; научить поддерживать экосистему аквариума.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок окружающего мира в 3 классе с использованием средств мультимедиа.

Сахнова Надежда Васильевна, учитель начальных классов.

Тема: Аквариум - маленькая искусственная экосистема.

Цели: - познакомить обучающихся с компонентами экосистемы на примере аквариума; с обитателями аквариума; научить поддерживать экосистему аквариума;

Способствовать формированию эмоционально-положительного отношения к процессу познания;

Сформировать положительное эмоциональное отношение к высокотехнологичному оборудованию в том числе средствам мультимедиа;

Способствовать формированию инновационно - активного сознания;

Оборудование: ПК, мультимедийный проектор, презентация Microsoft Power Point,аквариум, иллюстрации аквариумных рыбок и растений, индивидуальные карточки с заданиями, тест, книги об обитателях аквариума.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

Здравствуй те, ребята! Я рада видеть вас всех. Повернитесь, пожалуйста, к гостям, улыбнитесь им, поздоровайтесь. Улыбнитесь мне, а я вам. Садитесь. Дорогие ребята, уважаемые гости! Пусть этот урок принесёт нам радость общения и наполнит наши души прекрасными чувствами.

2.Знакомство с темой и целями урока.

Ребята, а о чём же мы будем сегодня говорить на уроке окружающего мира?

Просмотрите эти слайды и попробуйте сами сформулировать тему и цель урока.

(презентация: 9 слайдов об аквариуме музыка)

Итак, тема нашего урока (ответы детей) щелчок. щелчок слайд «Аквариум - маленькая искусственная эко система».

Сегодня на уроке мы познакомимся с ещё одной искусственной экосистемой, маленькой по сравнению с экосистемой поля, с экосистемой аквариума.

3.Актуализация знаний.

Тест.

Что такое экосистема? Давайте проверим свои знания, выполним тест.

Возьмите карточки. Прочитайте ответы. Найдите правильный ответ и отметьте его галочкой.

Работаем в парах. Поменяйтесь работами, помогите друг другу. Читает ответ_____

(слайд – проверка выполнения теста по ключу. Поднимите руку, кто тест выполнил правильно).

2.Блиц-опрос.

С какими экосистемами мы познакомились?

(болото, озеро, луг, лес, поле).

Из каких частей состоит экосистема?

Какие « профессии» живых организмов необходимы, чтобы круговорот в экосистеме был замкнут?

Почему с течением времени одна экосистема может постепенно перейти в другую экосистему?

Что такое искусственная экосистема? Приведите пример.

3. Постановка проблемного вопроса.

Легко ли создать искусственную экосистему? Что для этого нужно?

4.Работа с учебником стр.72.Чтение диалога.

Наши постоянные герои Лена и Миша попробовали создать искусственную экосистему, но у них возникли проблемы. Помогите им разрешить эти проблемы. Прочитайте, что у них не получилось?

5. Чтение диалога. Миша _______, Лена______________

Вопросы после чтения:

Какую экосистему создали Миша и Лена?

Аквариум.

Какая она - природная или искусственная? Почему?

Искусственная, потому что её создал человек.

Почему в аквариуме Лены и Миши рыбам трудно дышать?

Нет производителей-водорослей. Они насыщают воду кислородом.

4 .Совместное открытие новых знаний. Объяснение нового материала .

1.Выполнение задания №2.

Рассмотрите рисунок в учебнике и на экране и назовите составные части экосистемы: подпиши неживые части экосистемы аквариума и «профессии» живых организмов.

2.Выполнение задания №3.

Почему в аквариуме должны быть организмы разных профессий?

Заполним таблицу.

Что производители дают другим организмам, а что получают?

Что дают потребители, а что получают?

Что дают разрушители, а что получают?

Сделаем вывод.

5. Физкульт минутка.

Море волнуется раз,

Море волнуется два,

Море волнуется три,

Тонут в воде корабли.

Русалки по волнам плывут,

Танцуют, кружат и поют.

И машут чайки крылами над синими теми волнами.

6.Защита проекта «Аквариум-маленькая искусственная экосистема».

Всю неделю дети были исследователями живых организмов аквариума. Для этого они разбились на 4 группы.1 группа изучала растения,2 группа - животных аквариума,3 группа - мусорщиков,4 группа - объекты неживой природы. Мы их назвали историками – аквариумистами. Дети посетили зоомагазин, библиотеку, взяли интервью у опытного аквариумиста, читали энциклопедию, Интернет. Вот что у них получилось.

1.В толковом словаре С. И. Ожегова сказано: аквариум - это искусственный водоём или стеклянная ёмкость с водой для содержания рыб, водных растений и животных.

Первый аквариум появился в Китае во второй половине четырнадцатого века. Он был изготовлен из фарфора в виде огромного чана и очень скоро получил широкое распространение во дворцах знати. Именно в Китае из обычного карася вывели разнообразные виды золотых рыб. В России аквариумистика стала развиваться с конца девятнадцатого века.

Аквариум начинают с подготовки грунта. Для этого специально подбирают промытый, крупнозернистый песок или гальку (слой 4-6 см). Класть на дно аквариума ракушки не следует, так как вода от них становится жёсткой. Водопроводную воду для аквариума отстаивают 5-7 дней. Затем в специальную стеклянную ёмкость наливают воду и укладывают грунт.

2. Через пару дней в аквариум высаживают водные растения. Они составляют основу создаваемой экосистемы, обеспечивая производство кислорода, поглощение углерода и создание органических веществ, необходимых рыбкам для питания. Так же растения служат декоративным целям. Все аквариумные растения часто неправильно называют водорослями. На самом деле в аквариуме помещают цветковые растения с красивыми листьями.

(слайд щелчок кубышка жёлтая, щелчок риччия (водяной мох), щелчок

роголистник, щелчок людвигия).

3.Самые обычные обитатели аквариума - рыбы. Рыбы бывают тепловодными и холодноводными. В тепловодном аквариуме содержат американских рыб: гуппи, барбусов, меченосцев. Посмотрите на них.

(слайд щелчок барбусы, щелчок гуппи, щелчок скалярия, щелчок пиранья, щелчок попугайчики, щелчок сомики).

4.Сомики-настоящие « мусорщики». Они плавают на дне и очищают аквариум от остатков пищи. Оказывается, сомики как и мы с тобой. дышат воздухом атмосферы. Для этого они изредка высовываются из воды.

5.Черепаха. Черепах в аквариуме содержат гораздо реже. Ведь они поедают рыб, часто подгрызают растения. Поэтому их лучше сажать в отдельный аквариум.

(Показ детям живых черепашек).

6.Чем же кормят рыб?

(Циклопы, дафнии, показ корма)

Назовите разумные правила кормления рыб.

(Дети с рисунками выходят и говорят правила).

Не перекармливать рыб. Кормить понемногу, но часто.

Менять воду 1-2 раза в неделю.

Тепловодных рыб держать отдельно от холодноводных, хищных от нехищных.

Аквариум-дом для рыб.

7.Итоговая рефлексия.

Беседа.

У кого появилось желание иметь аквариум дома?

У кого есть аквариум с его обитателями?

Какие советы вы могли дать другим ребятам, которые хотят иметь аквариум?

У нас в классе есть теперь свой аквариум. Давайте проверим, а наш аквариум-экосистема? Докажите.

А какая экосистема? Круговорот веществ в нашем аквариуме замкнутый или нет? Почему? Значит, жизнь рыбки зависит от кого?

(слайд щелчок «Мы в ответе за тех, кого приручили» А. Сент-Экзюпери)

Как вы понимаете эти слова?

Если создать маленькую искусственную экосистему трудно, а поддерживать ещё труднее, зачем человеку аквариум?

Что дают человеку знания аквариума?

(Дают заряд энергии и бодрости. Избавляет от стресса, снижает кровяное давление, усталость).

Поднимите руку, кто получил заряд бодрости, радость общения, радость познания?

8.Реалаксация.
- Мир аквариума богат и разнообразен. Полюбуйтесь ещё им.

(презентация под музыку показ слайдов об обитателях аквариума).

Всё ли мы узнали об аквариуме?

Где добываем знания?

(Выставка книг.)

9.Домашнее задание .


1. Напиши, какие неживые части экосистемы и "профессии" живых организмов мы находим в аквариуме.

1 - грунт - гонрые породы, 2 - вода, 3 - растения - производители, 4 - рачки - потребители, 5 - рыбки - потребители, 6 - улитки - разрушители, 7 - микробы - разрушители.

2. Заполни таблицу.

3. Составь план текста из учебника.

Аквариумные растения. Рыбы. Моллюски. Раки и черепахи.

4. Рассмотри рисунки. Подумай, почему так нельзя содержать рыбок. Исправь условия их жизни с помощью цветных карандашей. Назови правила аквариумиста.

1) Должна быть вода в аквариуме. Надо дорисовать растения. Рыбок слишком много в аквариуме.

2) Аквариум должен быть недоступен для других домашних животных.

5. Определи, в каких частях света находится родина аквариумных рыб. Подпиши названия рыб.

Проверяем умение понимать текст

Прочитай текст "Аквариум - маленькая искусственная экосистема" на стр. 75-77 учебника. Выполни задания.

А. Учимся понимать текст и находить факты.

1. Чему главным образом посвящен текст? Выбери только один ответ и отметь его.

Обитателям аквариума.

2. Выбери из данных ниже предложений то, в котором рассказывается, какую роль играют сомики в аквариуме. Отметь его.

Сомики - настоящие "мусорщики": они плавают около дна и очищают аквариум от остатков пищи.

3. Какие аквариумные рыбы дышат атмосферным воздухом? Выбери только один ответ и отметь его.

4. Напиши, каких животных содержат в аквариумах.

Рыбок, раков, черепах, улиток.

5. Напиши, в какой стране из карася вывели золотую рыбку.

6. О каких из изображенных ни рисунке раб говорится в тексте? Обведи их.

Б. Учимся понимать текст, сравнивать информацию и делать выводы.

7. Почему золотых рыбок содержат в более холодной воде? Выбери только один ответ и отметь его.

Потому что они родом из умеренного климата.

8. Почему в аквариуме поселяют улиток-катушек? Выбери только один ответ и отметь его.

Они счищают водоросли со стекла.

9. Почему в этом тексте из всех обитателей экосистемы аквариума описываются в основном рыбы?

Человек приобретает аквариум, чтобы разводить рыбок, поэтому он должен иметь о них информацию.

10. Напиши, почему золотых рыбок не содержат вместе с гуппи и меченосцами. Выбери только один ответ и отметь его.

Они предпочитают более холодную воду.

11. Напиши, почему раков и черепах не содержат вместе с рыбами.

Раки и черепахи едят рыбок, подгрызают растения.

12. Напиши, почему не все растения в аквариумах правильно называть водорослями.

Т.к. в аквариумах могут расти и цветковые растения.

Учимся понимать главную мысль текста.

Чтобы завести аквариум, нужно знать о его обитателях.

14. Если бы в тексте был еще один абзац, о чем бы в нем рассказывалось?

О питании рыбок или о приборах, которые нужны для ухода за обитателями аквариума.

15. Какой из заголовков наиболее подходит ко всему тексту? Выбери только один ответ и отметь его.

Кто населяет аквариум?

16. Какое предложение лучше всего помогает понять основную мысль текста? Выбери только один ответ и отметь его.

Если ты всерьез захочешь сделать свою маленькую искусственную экосистему, то найди книгу об аквариумах и внимательно прочитай ее.

Однажды летом Лена зачерпнула в озере це-лую банку воды, посадила туда карасей и ста-ла наблюдать. Каждый день воду приходилось менять, иначе она мутнела и рыбам стано-вилось нечем дышать. Лене было непонятно, почему её маленький аквариум требовал по-стоянного внимания, и она спросила об этом Мишу.

Брат напомнил Лене, что аквариум это маленькая искусственная экосистема. Экосистема устойчива только в том случае, ес-ли в ней действуют законы природы. Миша посоветовал Лене вспомнить всё, что она зна-ет об экосистемах.

Попробуем проследить роль различных оби-тателей аквариума в круговороте веществ .

Зелёные растения («кормильцы») производят на свету из простых веществ органическую пищу и кислород для себя и для всех обита-телей аквариума. Мелкие рачки (дафнии и циклопы), моллюски и рыбы используют для дыхания кислород (растворённый в воде) и выделяют углекислый газ, который снова поглощается растениями.

Но сделать аквариум настоящей экологиче-ской системой — такой, которая могла бы существовать без вмешательства человека, — очень трудно. Для этого растения и животных в аквариум нужно подбирать со знанием дела.

Давай познакомимся с обычными обитателя-ми аквариумов. Все аквариумные растения часто неправильно называют водорослями . На самом деле, кроме водорослей, в аквариум обычно помещают и некоторые цветковые рас-тения с красивыми листьями. Цветут они очень редко, но живут в аквариуме долго.

Самые распространённые обитатели аквариу-мов — рыбы . Познакомься с основными вида-ми аквариумных рыб. Большинство из них ро-дом из тропиков, поэтому вода в аквариуме должна быть тёплой — от 20 до 27 °С. Наибо-лее популярны гуппи и меченосцы , так как они очень неприхотливы и их легко содержать.

Конечно, не все рыбы, которых держат в аквариуме, родом из тропиков. Давным-давно в Китае из золотого карася , родственника на-шего карася, вывели золотых рыбок . Посколь-ку караси живут в умеренном климате, золо-тых рыбок по сравнению с тропическими со-держат в более холодной воде. Материал с сайта

Кроме рыб в аквариум иногда помещают других животных : моллюсков , раков , черепах . Самые распространённые из них обитатели ак-вариума — моллюски катушки . Реже можно встретить более крупных улиток ампулярий .

Очень часто освещённые стёкла аквариумов зарастают зелёной тиной — мельчайшими во-дорослями. Они выделяют живительный кисло-род, но загораживают свет. На помощь прихо-дят улитки-катушки , которые счищают водо-росли со стекла.

Раков и черепах можно видеть в аквариу-мах гораздо реже. Ведь они — хищники и поедают рыб, часто подгрызают и вырывают растения. Поэтому раков и черепах лучше со-держать отдельно от рыб.

Если ты всерьёз захочешь, чтобы у тебя до-ма была своя маленькая искусственная эко-система, последуй сначала хорошему совету. Найди книгу об аквариумах и внимательно прочти её. Тогда твой подводный мир полу-чится по-настоящему устойчивым и долго бу-дет радовать тебя.

На этой странице материал по темам:

  • Вывод об устойчивости искусственной экосистемы(аквариума)

  • Аквариум – искусственная экосистема. обитатели аквариума почему выбрал эту тему

  • Лабораторная работа экосистема аквариума

  • Что такое экосистема аквариума

  • Доклад рыбы в аквариуме

Вопросы по этому материалу:







2024 © styletrack.ru.