18 аквариум маленькая искусственная экосистема. Аквариум - искусственная экосистема дома (проектная работа). Из каких частей состоит экосистема
В любой экосистеме есть компоненты, из которых она состоит. Сейчас нам предстоит с вами работа по выявлению этих компонентов.
- Каждая группа будет исследовать компонент, внимательно читайте инструкцию.
Группа №1.
ВОДА
Инструкция:
Узнайте, какая вода нужна для аквариума. Для этого:
1. Рассмотрите образцы воды.я
2.Заполните таблицу.
|
3.Прочитайте:
На многих водопроводных станциях в воду добавляют большое количество хлора – газа, который убивает вредных микробов. Опасен хлор и для рыб. Поэтому в водопроводную воду пускать рыб нельзя. Она должна отстояться 2-3 суток.
4.Сделайте вывод. 5.Дайте ответ по плану.
5.Дайте ответ по плану.
План ответа
Мы сравнили образцы воды из водопровода и из аквариума и определили, что (прочитай из таблицы)
Из дополнительной статьи мы узнали ________________
и сделали вывод: для поддержания экосистемы аквариума нужна (подготовленная/ неподготовленная) вода. (Слайд 9)
Группа №2.
(коричневый конверт)
ПОЧВА (грунт)
Инструкция:
1.Прочитайте статью о грунте.
ГРУНТ.
Грунт
– почва, образующая дно водоёма.
Грунт нужен для того, чтобы в нём росли растения.
Грунт не должен иметь острых кромок, о которые могут пораниться рыбы.
Грунт – это крупный песок или камешки. Чтобы положить его в аквариум, его промывают от грязи. Лучше всего ещё и прокипятить. Потом ещё раз промывают под краном и засыпают на дно аквариума.
2.Обсудите в группе, какого размера должен быть грунт для аквариума.
3.Сделайте вывод и дайте ответ по плану.
План ответа:
Мы узнали, что почва в аквариуме называется ____________. Для дна используют ______________
Перед помещением в аквариум, грунт нужно_______
и уложить на дно аквариума слоем в несколько сантиметров. (Слайд 10, 11)
Группа №3.
Свет.
1.Прочтите текст.
В аквариуме, который сильно освещён и содержит мало растений, он быстро
зарастает водорослями и требует постоянной очистки.
Если же аквариум поместить в тёмное место, то растения погибнут и рыбы погибнут. Что же надо делать, что бы
аквариум не зарастал водорослями?
План ответа:
Мы пришли к выводу, что аквариум нужно искусственно _________________, например _______________ дневного света. (Слайд 11)
Группа №4.
Кислород.
1.Прочтите текст.
Кислород нужен для дыхания растений и животных. Рыбы дышат кислородом, который растворён в воде. Ясно, что чем дальше от поверхности, тем меньше кислорода в воде. Как можно сделать так что бы кислорода в аквариуме было достаточно?
2.Обсудите в группе и дайте ответ по плану.
План ответа:
Мы пришли к выводу, что: нужен дополнительный источник ___________________. Например, компрессор. (Слайд 11)
В процессе исследования заполняется таблица.
Компоненты экосистемы | Аквариум – ЭКОСИСТЕМА? | Участие человека | Выводы |
1.Воду отстоять. |
|||
2.Промыть средних размеров грунт. |
|||
3.Использовать лампу и компрессор. |
|||
+ |
Урок окружающего мира в 3 классе с использованием средств мультимедиа.
Тема: Аквариум - маленькая искусственная экосистема.
Цели: - познакомить обучающихся с компонентами экосистемы на примере аквариума; с обитателями аквариума; научить поддерживать экосистему аквариума.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Урок окружающего мира в 3 классе с использованием средств мультимедиа.
Сахнова Надежда Васильевна, учитель начальных классов.
Тема: Аквариум - маленькая искусственная экосистема.
Цели: - познакомить обучающихся с компонентами экосистемы на примере аквариума; с обитателями аквариума; научить поддерживать экосистему аквариума;
Способствовать формированию эмоционально-положительного отношения к процессу познания;
Сформировать положительное эмоциональное отношение к высокотехнологичному оборудованию в том числе средствам мультимедиа;
Способствовать формированию инновационно - активного сознания;
Оборудование: ПК, мультимедийный проектор, презентация Microsoft Power Point,аквариум, иллюстрации аквариумных рыбок и растений, индивидуальные карточки с заданиями, тест, книги об обитателях аквариума.
Ход урока.
- Организационный момент.
Здравствуй те, ребята! Я рада видеть вас всех. Повернитесь, пожалуйста, к гостям, улыбнитесь им, поздоровайтесь. Улыбнитесь мне, а я вам. Садитесь. Дорогие ребята, уважаемые гости! Пусть этот урок принесёт нам радость общения и наполнит наши души прекрасными чувствами.
2.Знакомство с темой и целями урока.
Ребята, а о чём же мы будем сегодня говорить на уроке окружающего мира?
Просмотрите эти слайды и попробуйте сами сформулировать тему и цель урока.
(презентация: 9 слайдов об аквариуме музыка)
Итак, тема нашего урока (ответы детей) щелчок. щелчок слайд «Аквариум - маленькая искусственная эко система».
Сегодня на уроке мы познакомимся с ещё одной искусственной экосистемой, маленькой по сравнению с экосистемой поля, с экосистемой аквариума.
3.Актуализация знаний.
Тест.
Что такое экосистема? Давайте проверим свои знания, выполним тест.
Возьмите карточки. Прочитайте ответы. Найдите правильный ответ и отметьте его галочкой.
Работаем в парах. Поменяйтесь работами, помогите друг другу. Читает ответ_____
(слайд – проверка выполнения теста по ключу. Поднимите руку, кто тест выполнил правильно).
2.Блиц-опрос.
С какими экосистемами мы познакомились?
(болото, озеро, луг, лес, поле).
Из каких частей состоит экосистема?
Какие « профессии» живых организмов необходимы, чтобы круговорот в экосистеме был замкнут?
Почему с течением времени одна экосистема может постепенно перейти в другую экосистему?
Что такое искусственная экосистема? Приведите пример.
3. Постановка проблемного вопроса.
Легко ли создать искусственную экосистему? Что для этого нужно?
4.Работа с учебником стр.72.Чтение диалога.
Наши постоянные герои Лена и Миша попробовали создать искусственную экосистему, но у них возникли проблемы. Помогите им разрешить эти проблемы. Прочитайте, что у них не получилось?
5. Чтение диалога. Миша _______, Лена______________
Вопросы после чтения:
Какую экосистему создали Миша и Лена?
Аквариум.
Какая она - природная или искусственная? Почему?
Искусственная, потому что её создал человек.
Почему в аквариуме Лены и Миши рыбам трудно дышать?
Нет производителей-водорослей. Они насыщают воду кислородом.
4 .Совместное открытие новых знаний. Объяснение нового материала .
1.Выполнение задания №2.
Рассмотрите рисунок в учебнике и на экране и назовите составные части экосистемы: подпиши неживые части экосистемы аквариума и «профессии» живых организмов.
2.Выполнение задания №3.
Почему в аквариуме должны быть организмы разных профессий?
Заполним таблицу.
Что производители дают другим организмам, а что получают?
Что дают потребители, а что получают?
Что дают разрушители, а что получают?
Сделаем вывод.
5. Физкульт минутка.
Море волнуется раз,
Море волнуется два,
Море волнуется три,
Тонут в воде корабли.
Русалки по волнам плывут,
Танцуют, кружат и поют.
И машут чайки крылами над синими теми волнами.
6.Защита проекта «Аквариум-маленькая искусственная экосистема».
Всю неделю дети были исследователями живых организмов аквариума. Для этого они разбились на 4 группы.1 группа изучала растения,2 группа - животных аквариума,3 группа - мусорщиков,4 группа - объекты неживой природы. Мы их назвали историками – аквариумистами. Дети посетили зоомагазин, библиотеку, взяли интервью у опытного аквариумиста, читали энциклопедию, Интернет. Вот что у них получилось.
1.В толковом словаре С. И. Ожегова сказано: аквариум - это искусственный водоём или стеклянная ёмкость с водой для содержания рыб, водных растений и животных.
Первый аквариум появился в Китае во второй половине четырнадцатого века. Он был изготовлен из фарфора в виде огромного чана и очень скоро получил широкое распространение во дворцах знати. Именно в Китае из обычного карася вывели разнообразные виды золотых рыб. В России аквариумистика стала развиваться с конца девятнадцатого века.
Аквариум начинают с подготовки грунта. Для этого специально подбирают промытый, крупнозернистый песок или гальку (слой 4-6 см). Класть на дно аквариума ракушки не следует, так как вода от них становится жёсткой. Водопроводную воду для аквариума отстаивают 5-7 дней. Затем в специальную стеклянную ёмкость наливают воду и укладывают грунт.
2. Через пару дней в аквариум высаживают водные растения. Они составляют основу создаваемой экосистемы, обеспечивая производство кислорода, поглощение углерода и создание органических веществ, необходимых рыбкам для питания. Так же растения служат декоративным целям. Все аквариумные растения часто неправильно называют водорослями. На самом деле в аквариуме помещают цветковые растения с красивыми листьями.
(слайд щелчок кубышка жёлтая, щелчок риччия (водяной мох), щелчок
роголистник, щелчок людвигия).
3.Самые обычные обитатели аквариума - рыбы. Рыбы бывают тепловодными и холодноводными. В тепловодном аквариуме содержат американских рыб: гуппи, барбусов, меченосцев. Посмотрите на них.
(слайд щелчок барбусы, щелчок гуппи, щелчок скалярия, щелчок пиранья, щелчок попугайчики, щелчок сомики).
4.Сомики-настоящие « мусорщики». Они плавают на дне и очищают аквариум от остатков пищи. Оказывается, сомики как и мы с тобой. дышат воздухом атмосферы. Для этого они изредка высовываются из воды.
5.Черепаха. Черепах в аквариуме содержат гораздо реже. Ведь они поедают рыб, часто подгрызают растения. Поэтому их лучше сажать в отдельный аквариум.
(Показ детям живых черепашек).
6.Чем же кормят рыб?
(Циклопы, дафнии, показ корма)
Назовите разумные правила кормления рыб.
(Дети с рисунками выходят и говорят правила).
Не перекармливать рыб. Кормить понемногу, но часто.
Менять воду 1-2 раза в неделю.
Тепловодных рыб держать отдельно от холодноводных, хищных от нехищных.
Аквариум-дом для рыб.
7.Итоговая рефлексия.
Беседа.
У кого появилось желание иметь аквариум дома?
У кого есть аквариум с его обитателями?
Какие советы вы могли дать другим ребятам, которые хотят иметь аквариум?
У нас в классе есть теперь свой аквариум. Давайте проверим, а наш аквариум-экосистема? Докажите.
А какая экосистема? Круговорот веществ в нашем аквариуме замкнутый или нет? Почему? Значит, жизнь рыбки зависит от кого?
(слайд щелчок «Мы в ответе за тех, кого приручили» А. Сент-Экзюпери)
Как вы понимаете эти слова?
Если создать маленькую искусственную экосистему трудно, а поддерживать ещё труднее, зачем человеку аквариум?
Что дают человеку знания аквариума?
(Дают заряд энергии и бодрости. Избавляет от стресса, снижает кровяное давление, усталость).
Поднимите руку, кто получил заряд бодрости, радость общения, радость познания?
8.Реалаксация.
- Мир аквариума богат и разнообразен. Полюбуйтесь ещё им.
(презентация под музыку показ слайдов об обитателях аквариума).
Всё ли мы узнали об аквариуме?
Где добываем знания?
(Выставка книг.)
9.Домашнее задание .
1. Напиши, какие неживые части экосистемы и "профессии" живых организмов мы находим в аквариуме.
1 - грунт - гонрые породы, 2 - вода, 3 - растения - производители, 4 - рачки - потребители, 5 - рыбки - потребители, 6 - улитки - разрушители, 7 - микробы - разрушители.
2. Заполни таблицу.
3. Составь план текста из учебника.
Аквариумные растения. Рыбы. Моллюски. Раки и черепахи.
4. Рассмотри рисунки. Подумай, почему так нельзя содержать рыбок. Исправь условия их жизни с помощью цветных карандашей. Назови правила аквариумиста.
1) Должна быть вода в аквариуме. Надо дорисовать растения. Рыбок слишком много в аквариуме.
2) Аквариум должен быть недоступен для других домашних животных.
5. Определи, в каких частях света находится родина аквариумных рыб. Подпиши названия рыб.
Проверяем умение понимать текст
Прочитай текст "Аквариум - маленькая искусственная экосистема" на стр. 75-77 учебника. Выполни задания.
А. Учимся понимать текст и находить факты.
1. Чему главным образом посвящен текст? Выбери только один ответ и отметь его.
Обитателям аквариума.
2. Выбери из данных ниже предложений то, в котором рассказывается, какую роль играют сомики в аквариуме. Отметь его.
Сомики - настоящие "мусорщики": они плавают около дна и очищают аквариум от остатков пищи.
3. Какие аквариумные рыбы дышат атмосферным воздухом? Выбери только один ответ и отметь его.
4. Напиши, каких животных содержат в аквариумах.
Рыбок, раков, черепах, улиток.
5. Напиши, в какой стране из карася вывели золотую рыбку.
6. О каких из изображенных ни рисунке раб говорится в тексте? Обведи их.
Б. Учимся понимать текст, сравнивать информацию и делать выводы.
7. Почему золотых рыбок содержат в более холодной воде? Выбери только один ответ и отметь его.
Потому что они родом из умеренного климата.
8. Почему в аквариуме поселяют улиток-катушек? Выбери только один ответ и отметь его.
Они счищают водоросли со стекла.
9. Почему в этом тексте из всех обитателей экосистемы аквариума описываются в основном рыбы?
Человек приобретает аквариум, чтобы разводить рыбок, поэтому он должен иметь о них информацию.
10. Напиши, почему золотых рыбок не содержат вместе с гуппи и меченосцами. Выбери только один ответ и отметь его.
Они предпочитают более холодную воду.
11. Напиши, почему раков и черепах не содержат вместе с рыбами.
Раки и черепахи едят рыбок, подгрызают растения.
12. Напиши, почему не все растения в аквариумах правильно называть водорослями.
Т.к. в аквариумах могут расти и цветковые растения.
Учимся понимать главную мысль текста.
Чтобы завести аквариум, нужно знать о его обитателях.
14. Если бы в тексте был еще один абзац, о чем бы в нем рассказывалось?
О питании рыбок или о приборах, которые нужны для ухода за обитателями аквариума.
15. Какой из заголовков наиболее подходит ко всему тексту? Выбери только один ответ и отметь его.
Кто населяет аквариум?
16. Какое предложение лучше всего помогает понять основную мысль текста? Выбери только один ответ и отметь его.
Если ты всерьез захочешь сделать свою маленькую искусственную экосистему, то найди книгу об аквариумах и внимательно прочитай ее.
Однажды летом Лена зачерпнула в озере це-лую банку воды, посадила туда карасей и ста-ла наблюдать. Каждый день воду приходилось менять, иначе она мутнела и рыбам стано-вилось нечем дышать. Лене было непонятно, почему её маленький аквариум требовал по-стоянного внимания, и она спросила об этом Мишу.
Брат напомнил Лене, что аквариум — это маленькая искусственная экосистема. Экосистема устойчива только в том случае, ес-ли в ней действуют законы природы. Миша посоветовал Лене вспомнить всё, что она зна-ет об экосистемах.
Попробуем проследить роль различных оби-тателей аквариума в круговороте веществ .
Зелёные растения («кормильцы») производят на свету из простых веществ органическую пищу и кислород для себя и для всех обита-телей аквариума. Мелкие рачки (дафнии и циклопы), моллюски и рыбы используют для дыхания кислород (растворённый в воде) и выделяют углекислый газ, который снова поглощается растениями.
Но сделать аквариум настоящей экологиче-ской системой — такой, которая могла бы существовать без вмешательства человека, — очень трудно. Для этого растения и животных в аквариум нужно подбирать со знанием дела.
Давай познакомимся с обычными обитателя-ми аквариумов. Все аквариумные растения часто неправильно называют водорослями . На самом деле, кроме водорослей, в аквариум обычно помещают и некоторые цветковые рас-тения с красивыми листьями. Цветут они очень редко, но живут в аквариуме долго.
Самые распространённые обитатели аквариу-мов — рыбы . Познакомься с основными вида-ми аквариумных рыб. Большинство из них ро-дом из тропиков, поэтому вода в аквариуме должна быть тёплой — от 20 до 27 °С. Наибо-лее популярны гуппи и меченосцы , так как они очень неприхотливы и их легко содержать.
Конечно, не все рыбы, которых держат в аквариуме, родом из тропиков. Давным-давно в Китае из золотого карася , родственника на-шего карася, вывели золотых рыбок . Посколь-ку караси живут в умеренном климате, золо-тых рыбок по сравнению с тропическими со-держат в более холодной воде. Материал с сайта
Кроме рыб в аквариум иногда помещают других животных : моллюсков , раков , черепах . Самые распространённые из них обитатели ак-вариума — моллюски катушки . Реже можно встретить более крупных улиток — ампулярий .
Очень часто освещённые стёкла аквариумов зарастают зелёной тиной — мельчайшими во-дорослями. Они выделяют живительный кисло-род, но загораживают свет. На помощь прихо-дят улитки-катушки , которые счищают водо-росли со стекла.
Раков и черепах можно видеть в аквариу-мах гораздо реже. Ведь они — хищники и поедают рыб, часто подгрызают и вырывают растения. Поэтому раков и черепах лучше со-держать отдельно от рыб.
Если ты всерьёз захочешь, чтобы у тебя до-ма была своя маленькая искусственная эко-система, последуй сначала хорошему совету. Найди книгу об аквариумах и внимательно прочти её. Тогда твой подводный мир полу-чится по-настоящему устойчивым и долго бу-дет радовать тебя.
На этой странице материал по темам:
Вывод об устойчивости искусственной экосистемы(аквариума)
Аквариум – искусственная экосистема. обитатели аквариума почему выбрал эту тему
Лабораторная работа экосистема аквариума
Что такое экосистема аквариума
Доклад рыбы в аквариуме
Вопросы по этому материалу: