Цели экологической политики европейского союза. Экологическая политика Европейского Союза - Environmental policy of the European Union. Начало экологической политики ЕС


Шпаргалка по праву Евросоюза Резепова Виктория Евгеньевна

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ ЕВРОСОЮЗА

Принципы, на которых основана европейская экологическая политика :

а) принцип высокого уровня охраны окружающей среды;

б) принцип предосторожности;

в) принцип превентивных действий;

г) принцип устранения источников ущерба;

д) принцип «загрязнитель платит».

Принцип высокого уровня охраны окружающей среды – один из важнейших и основных принципов экологического права Сообщества. Принцип относится не только к деятельности Комиссии, но и к законотворческой деятельности Европейского парламента и Совета. Однако применение принципа ограничено большой разницей в возможностях различных государствчленов.

Принцип предосторожности. Его сущность заключается в том, что если существует подозрение, что определенные действия могут иметь негативное влияние на окружающую среду, то лучше не совершать этих действий вовсе, чем дожидаться, когда научные исследования докажут причинную связь между данными действиями и негативными последствиями для окружающей среды. Принцип может в некоторых случаях оправдать слишком строгие протекционистские меры государствчленов, направленные на предотвращение экологического ущерба, даже при отсутствии причинноследственной связи между данными мерами и возможностью предполагаемого ущерба.

Принцип превентивных действий. Его смысл заключается в подходе, при котором «лучше принять превентивные меры по охране окружающей среды, чем восстанавливать окружающую среду». Необходимость восстановления окружающей среды после нанесенного ущерба более не является первоочередной задачей. Вместо этого принцип предполагает принятие мер, которые вообще исключат возможность нанесения ущерба.

Принцип устранения источников ущерба. В соответствии с данным принципом ущерб окружающей среде должен по возможности устраняться в самом начале его возникновения. Принцип предусматривает предпочтение законодателем устанавливать стандарты выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а не стандарты экологического качества продуктов, особенно когда речь идет о загрязнении воды и воздуха.

Принцип «загрязнитель платит» – загрязнитель должен оплатить стоимость устранения причиненного им ущерба, что заставляет экологически небезопасные отрасли промышленности и отдельные предприятия использовать в производстве менее вредные вещества и технологии. Помимо использования штрафов, принцип работает и при введении экологических стандартов. Компании, которым приходится соответствовать принятым стандартам, начинают применять наилучшие существующие технологии и инвестировать в свой производственный процесс, делая его менее вредным для окружающей среды.

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги Адвокатура и нотариат автора Шалагина Марина Александровна

2. Основные принципы деятельности адвокатуры Свои задачи перед гражданским обществом адвокатура реализует путем выполнения принципов своей деятельности, определенных в ч. 2 ст. 3 Закона об адвокатуре. К ним относятся принципы:1) законности;2) независимости;3)

Из книги Государственные и муниципальное управление: конспект лекций автора Кузнецова Инна Александровна

ЛЕКЦИЯ № 9. Сущность и основные направления деятельности государственной социально-культурной политики 1. Государственное регулирование образования и науки в РФ Закрепленное в ст. 43 Конституции РФ право граждан на образование имеет под собой весьма солидную правовую

Из книги Трудовой кодекс Российской Федерации. Текст с изменениями и дополнениями на 1 октября 2009 г. автора Автор неизвестен

Из книги Закон Российской Федерации «Об образовании» Текст с изм. и доп. на 2009 год автора Автор неизвестен

СТАТЬЯ 2. Принципы государственной политики в области образования Государственная политика в области образования основывается на следующих принципах:1) гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного

Из книги Трудовой кодекс Российской Федерации. Текст с изменениями и дополнениями на 10 сентября 2010 г. автора Коллектив авторов

Статья 210. Основные направления государственной политики в области охраны труда Основными направлениями государственной политики в области охраны труда являются:обеспечение приоритета сохранения жизни и здоровья работников;принятие и реализация федеральных законов

Из книги Налоги и налогообложение: Шпаргалка автора Автор неизвестен

14. Основные направления налоговой политики России В Бюджетном послании Президента РФ Федеральному Собранию от 23.06.2008 обозначены основные направления налоговой политики в РФ.Налоговая политика в среднесрочной перспективе, обеспечивая необходимый для выполнения

Из книги История таможенного дела и таможенной политики России автора Пиляева Валентина

Основные направления развития таможенной политики В известной мере упрощая историю торговли, ее можно рассматривать как процесс чередования смены систем взимания торговых пошлин в разное время и в разных странах в зависимости от их политических интересов и уровня

Из книги Новый Закон «Об образовании в Российской Федерации». Текст с изменениями и дополнениями на 2013 г. автора Автор неизвестен

Статья 3. Основные принципы государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования 1. Государственная политика и правовое регулирование отношений в сфере образования основываются на следующих принципах:1) признание приоритетности

Из книги Предпринимательское право. Шпаргалки автора Антонов А. П.

78. Основные принципы хозрасчета К основным принципам хозрасчета относятся: относительная имущественная и оперативно-производственная самостоятельность хозрасчетного звена в рамках его деятельности; соизмерение им расходов с доходами; возмещение этим звеном

Из книги Теория государства и права: конспект лекций автора Шевчук Денис Александрович

§ 4. Основные принципы законности Подлинная, реальная (а не формальная) законность должна строиться на определенных принципах, основополагающих началах, обеспечивающих ее демократический, гуманный характер. Каковы же эти принципы?Единство законностиПри всем

Из книги Трудовое право России. Шпаргалка автора

ФЕДЕРАЛЬНАЯ ИНСПЕКЦИЯ ТРУДА (ПРИНЦИПЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ, ОСНОВНЫЕ ПОЛНОМОЧИЯ) Федеральная инспекция труда – единая централизованная система, состоящая из федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение государственного надзора и

Из книги Шпаргалка по праву Евросоюза автора Резепова Виктория Евгеньевна

ОСНОВНЫЕ ВИДЫ НАЛОГОВ ЕВРОСОЮЗА Налоги являются частью системы собственных ресурсов, без определения которой сложно представить себе место налогов в бюджете ЕС. Основные виды налогов ЕС можно представить в виде следующей классификации:а) сельскохозяйственные

Из книги Избранные труды автора Беляев Николай Александрович

МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ ЕВРОСОЮЗА Социальная политика ЕС реализуется при помощи разветвленной системы институтов. Причем каждый из них действует в пределах полномочий, которыми наделен в соответствии с основополагающими договорами. Институты,

Из книги автора

ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ ЕВРОСОЮЗА И ЕЕ ПРАВОВОЙ ОСНОВЫ Уже с первых лет существования ЕС в договорах, учредивших ЕОУС, ЕЭС и Евратом, было предусмотрено осуществление ряда мероприятий для нейтрализации негативных социальных последствий экономической

Из книги автора

ПЕРСПЕКТИВНОЕ ФИНАНСОВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РЕФОРМЫ БЮДЖЕТА ЕВРОСОЮЗА Перспективные финансовые прогнозы имеют характер рамочного плана и определяют структуру и лимиты расходов ЕС на несколько лет вперед. Финансовый прогноз не является многолетним

Из книги автора

§ 3. Принципы советской уголовно-правовой политики Основу уголовно-правовой политики составляют принципы, на которых строится борьба с преступностью. К. Маркс, отмечая значение принципов в жизни общества, писал, что стоит только взять «в качестве исходного пункта дурные

Европейское право как основа определения целей и принципов экологической политики ЕС. Европейское право (право ЕС) и европейская политика, начиная с создания первых Сообществ, т.е. сначала 50-х годов прошлого столетия, чрезвычайно интенсивно развиваются и, главное в данном случае, - все больше и больше влияют (позитивно или негативно) на процессы принятия решений и практику их осуществления в сфере охраны окружающей среды.

Здесь, с одной стороны, применительно к экологической политике накоплен важный опыт принятия эколого-политических решений, программ действия по охране окружающей среды, правового регулирования, судебной практики, осуществления экономических и экономико-правовых мероприятий, разделения компетенции между органами (законодательными, исполнительными и судебными) Сообщества и государств-участников ЕС. С другой - объем экологически значимой деятельности Европейского Союза постоянно растет и, соответственно, увеличиваются задействованные финансовые, кадровые и правовые ресурсы.

Основополагающие договоры ЕС предоставляют органам Сообщества очень обширную компетенцию по созданию правовых актов, прямо действующих в государствах-участниках и «вытесняющих» национальное право. Право Европейского Союза (Сообщества) занимает особое место среди традиционно выделяемых правовых систем . С.Ю.Кашкин определяет
право Европейского Союза как самостоятельную правовую систему, возникшую в результате усилий по строительству «единой Европы» и выделяет такие его черты как интеграционность, распространенность действия на территорию всех государств, входящих в ЕС (ныне их 25), самостоятельность по отношению к международному публичному праву, наднациональность (транснациональность, надгосударственность) . При этом нужно иметь в виду сложности, связанные с разграничением права Европейского Сообщества и Европейского Союза .

В литературе подчеркивается, что учет компетенции органов ЕС в области правотворчества, управления и судебной деятельности, а также сложное переплетение структуры национального европейского судопроизводства при судебном контроле применения европейского права позволяют понимать европейское право как отдельный, независимо существующий правопорядок, который в своих основах сумел отделиться от конструкции международных договоров и развиться независимо от правопорядка стран-членов ЕС. Все сказанное в полной мере относится и к европейскому экологическому праву . Приведенные общие положения позволяют перейти к рассмотрению его связей с экологической политикой Европейского Союза, входящих в него государств, их регионов и городов.

Не останавливаясь специально на вопросах об источниках права ЕС, его системе и структуре, поскольку они подробно освещены не только в зарубежной,
но и в отечественной литературе , укажем лишь на основополагающее значение Договора об образовании Европейского Сообщества и содержащихся в нем норм, в первую очередь, ст. 174 . При этом надо учитывать, что виды правовых актов, правовые формы, т.е. названные в Договорах Сообщества, не соответствуют по своим особенностям и содержанию категориям, распространенным в государствах- участниках .

Значение целей и принципов. Цели и принципы экологической политики Европейского Союза (Сообщества) ориентируются на ст. 174 Договора об образовании Европейского Сообщества. Она гласит:

«1. Политика Сообщества в области защиты окружающей среды имеет целью:

Охрану, защиту и улучшение состояния окружающей среды;

Защиту здоровья людей;

Разумное и рациональное использование природных ресурсов;

Обеспечение на международном уровне мер, связанных с решением экономических проблем в региональном и глобальном масштабах.

2. Политика Сообщества в области защиты окружающей среды имеет целью выход на качественно иной уровень охраны, учитывающий разницу ситуаций в регионах. Она основывается на принципах
предупреждения и превентивных действий, возмещения ущерба окружающей среде, главным образом путем устранения его причин, и оплаты ущерба теми, кто его причинил.

В этих условиях отвечающие современным требованиям охраны окружающей среды меры по гармонизации включают в соответствующих случаях положения о защите, уполномочивающие государства-члены принимать, исходя из экономических соображений, временные ограничения, подлежащие контролю на уровне Сообщества.

3. При выработке политики действий в области защиты окружающей среды Сообщество учитывает:

Полученные научные и технические данные;

Состояние окружающей среды в различных регионах Сообщества;

Потенциальные преимущества и затраты, которые могут явиться следствием действий или их отсутствия;

Экономическое и социальное развитие Сообщества в целом и сбалансированное развитие его регионов.

4. В рамках соответственно своих компетенций Сообщество и

государства-члены сотрудничают с третьими странами и компетентными международными организациями. Формы сотрудничества Сообщества могут быть предметом соглашений между ним и другими

заинтересованными сторонами, они вырабатываются и заключаются в соответствии со статьей 300.

Предыдущий параграф не затрагивает полномочий государств-членов по ведению переговоров в международных органах и заключению международных соглашений» .

Таким образом, в первом абзаце данного подраздела текстуально

сформулированы основные цели, а во втором абзаце дополнительно указывается

еще одна цель экологической политики, но главным образом определяются

принципы экологической политики. Кроме того, указываются критерии, которые

Сообщество должно учитывать при выработке экологической политики. В этом

смысле, практика осуществления экологической политики, и теория 159

экологического права рассматривают данную статью как исходную для принятия различного рода управленческих решений, в том числе собственно правового характера, и для развития соответствующих научных исследований. Опираясь на нее, рассмотрим вначале цели экологической политики Европейского Союза, как они определяются правом ЕС.

Цели европейской экологической политики. Цели, которые преследует европейская экологическая политика, обычно понимаются применительно к указанным выше формулировкам ч. 1 и 2 ст. 174. Уже это позволяет без дальнейших оговорок рассматривать их в качестве правовых, обладающих свойствами правовых предписаний. Однако в литературе эти цели иногда формулируются несколько иначе. При этом, как нам кажется, в подавляющем большинстве случаев наблюдаются лишь незначительные редакционные отклонения от текста закона. Нам встречались такие формулировки как: а) охрана окружающей среды, а также улучшение ее качества; б) защита здоровья человека; в) бережное и рациональное использование природных ресурсов; г) поддержка мер на международном уровне для преодоления региональных и глобальных экологических проблем.

Но, так или иначе, использование такого рода формулировок позволяет разработать общий, хотя и не исключающий споры, подход к определению содержания целей европейской экологической политики. Подробно об этих целях будет сказано несколько ниже, но здесь следует признать, что понятие охраны окружающей среды охватывает, в том числе, и защиту человеческого
здоровья . Это специфично, поскольку в остальных случаях право Сообщества исходит из иного понимания данного термина. Например, при оценке национальных торговых ограничений Европейский Суд проводит различия между мерами, принятыми на основе охраны человеческого здоровья, и мерами, принятыми на базе охраны окружающей среды. Также и ст.

95 Договора об образовании Европейского Сообщества различает охрану здоровья и охрану окружающей среды, когда речь идет об оценке правомерности более строгого национального экологического законодательства, чем предусмотрено соответствующей директивой Европейского Сообщества. Иными словами, вопрос о том, охватывает ли концепция охраны окружающей среды, принятая в Сообществе, в том числе и здоровье человека, продолжает обсуждаться специалистами. Тем не менее, в литературе обычно рассматривают цели экологической политики в той последовательности, как они сформулированы в ст. 174 и с учетом существующих здесь разногласий.

1. Сохранение, охрана и улучшение окружающей среды. Первая цель, названная в ст. 174 Договора об образовании Европейского Сообщества, отмечает Я.Х. Янс, оформлена общо и неопределенно. Он связывает это именно с тем фактом, что понятие «окружающая среда» в Договоре об образовании Европейского Сообщества не определяется. С одной стороны, это имеет то преимущество, что указанную цель можно трактовать динамично, реагируя на новое развитие и новые требования в области охраны окружающей среды. С другой стороны, это имеет тот недостаток, что нельзя с уверенностью сказать, что понимается в праве Сообщества под экологической политикой. Такая неопределенность порождает проблемы интерпретации . Еще относительно просто ответить на вопрос: охватывает ли цель по статье 174 охрану природы и ландшафтов. В Директиве об охране флоры и фауны содержится аргумент «за», т.к. согласно ей сохранение, улучшение качества окружающей среды, включая охрану среды обитания дикоживущих животных и растений, является «существенной целью Сообщества и соответствует всеобщим
интересам». Но не только те определения, которые прямо нацелены на улучшение окружающей среды, соответствует первой цели. Ей отвечают и те, которые косвенно ведут к ее достижению (см. например, Преамбулу Директивы 90/313 о свободном доступе к информации об окружающей среде) . Также этой целью могут быть охвачены решения о процедурных аспектах экологического законодательства, т.е. вопросы правовой защиты, разрешительные процедуры; определения, касающиеся организации экологического управления . До заключения Маастрихтстского договора обсуждалось ограничение этой экологической цели Сообщества (как и иных) по территориальному принципу. Дискутировалось, должно ли Сообщество действовать только в целях охраны своей окружающей среды или также за пределами Европейского Союза, должно ли оно реагировать на глобальные и региональные экологические проблемы или даже пытаться выступать в защиту окружающей среды других государств. В рамках Маастрихтсткого договора этот вопрос почти решен. Он сформулирован 4-ой целью в ст. 174- «поддержка мер на международном уровне по борьбе с глобальными и региональными экологическими проблемами». Обсуждается и вопрос имеет ли Сообщество право заниматься региональными и локальными экологическими проблемами. Ст. 174 Договора об образовании Европейского Сообщества не содержит соответствующих ограничений. Но принцип субсидиарности , принятый в Европейском праве требует определенной осторожности. Следующая проблема - интерпретация понятий, «сохранение», «улучшение», «охрана» окружающей среды. Формулировка эта очень обширна и дает возможность охватывать сохранение, как лечебные, ограничивающие, профилактические и активные меры по охране окружающей среды. Эти меры не ограничены определенной формой. Так ссылку на сохранение охрану улучшение
окружающей среды содержит Преамбула к Директиве 93/12 о содержании свинца в жидком топливе .

2. Охрана здоровья человека. При толковании этой цели важно решить, что понимается шире «защита человеческого здоровья» в смысле ст. 174 или концепция охраны «здоровье населения» в смысле ст. 152. Первое, по мнению Я.Х. Янса, шире. Охрана здоровья населения требует мер, касающихся коллективных интересов граждан и общества. По ст. 174 действия Сообщества возможны и тогда, когда коллективный интерес принципиально сменяется интересом определенного индивидуума или отдельной социальной группы. Но и в этом случае необходимо учитывать принцип субсидиарности. . При толковании необходимо учитывать, что ст. 174 охватывает только здоровье человека, а не охрану здоровья животных и растений. Но так как охрана фауны и флоры предусмотрена в ст. 174, это ограничение, установленное Европейским судом, расценивается специалистами как спорное .

3. Бережное и рациональное использование природных ресурсов. Включение этой цели в Договор сопровождалось следующим объяснением: «Конференция постановляет, что деятельность Сообщества в области охраны окружающей среды не должна создавать помехи национальной политики по использованию энергоресурсов» . Данному заявлению большого значения не придается. Это связано с тем, что такие заявления в нормативной иерархии стоят вне Договора об образовании Европейского Сообщества и в случае противоречия не имеют существенного влияния на его толкование. Один практический пример для использования их содержания обозначен в ст. 6 Директивы 88/609 об ограничении выбросов вредных веществ в больших
мусоросжигательных объектах в воздух . В литературе спорят о понятии природных ресурсов в смысле ст. 174. С точки зрения международного права 2-й принцип Стокгольмской декларации мог бы помочь в интерпретации данного понятия. В ней под природными ресурсами понимаются: земли, включая находящиеся в них воздух, воду, земли как таковые, флора и фауна и в частности, репрезентативные экземпляры природной экосистемы. В литературе также называют: лес, минеральные ресурсы, нефть, газ, водные объекты, химические субстанции. На этой основе можно полагать, что и данная цель реализуется весьма широко . Важную роль в достижении этой цели играет Киотский протокол .

В ходе дискуссии между политиками и экологами возник вопрос об ограничении экологических целей Сообщества. Важная часть экологической политики Европейского Сообщества на практике охватывает приоритетно не только охрану собственной окружающей среды ЕС, но и окружающей среды за его пределами. Я.Х. Янс называет следующие примеры: Определение об экспорте отходов в третьи страны согласно Постановлению 259/93 о надзоре и контроле за транспортировкой отходов внутри, в и из Европейского Сообщества ; Постановление 338/97 о защите образцов диких животных и растений путем контроля торговли ими . Отношение к глобальной окружающей среде выражена и в некоторых директивах, которые в принципе охраняют окружающую среду Сообщества. Так, целью Директивы

1999/31 о размещении отходов является глобальное предупреждение и уменьшение негативных последствий для глобальной окружающей среды, включая эффект парниковых газов . Помимо этого Сообщество является стороной договоров, многочисленных соглашений, преследующих внетерриториальные цели .

Но главным и решающим, по мнению многих специалистов, является вопрос: как далеко заходит компетенция Европейского Сообщества в области охраны окружающей среды за его пределы. Я.Х. Янс полагает: с тех пор как был подписан Маастрихтский договор, можно исходить из того, что в компетенцию Сообщества включена возможность бороться за охрану окружающей среды вне своих пределов. Но при этом нельзя терять из вида, что охрана окружающей среды вне пределов Сообщества вступает в противоречия с законными требованиями и правами третьих стран и может привести к конфликтам. Правовым аргументом за то, чтобы Сообщество ограничилось регулированием своих собственных проблем, является, в первую очередь, территориальный принцип. Когда же действия Сообщества затрагивают вопросы, которые подпадают под суверенную власть третьих стран, оно нарушает международное право. С этим мнением известного нидерландского ученого согласны далеко не все. Многие специалисты считают: не следует толковать ст. 174 слишком узко, но все же надо учитывать территориальный принцип и ограничения международного права.

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ПРАВО В ЕВРОПЕЙСКОМ СОЮЗЕ И ЗА РУБЕЖОМ

Т.В. Редникова*

ОСНОВЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА

Основные принципы европейской экологической политики, в частности, сформулированные в § 2 ст. 174 Договора об образовании Европейского Сообщества, а также в других нормативных документах ЕС, достаточно подробно рассматривались в работах российских и зарубежных юристов-экологов. Так, в предисловии к монографии Л. Кремера и Г. Винтера «Экологическое право Европейского союза» О.Л. Дубовик, подчеркивая неравномерность представленной в Российской Федерации информации о европейском праве, пишет, что «наиболее обширная информация представлена по вопросам... экологической политики Евросоюза»1. Действительно, этой теме посвящены статьи, разделы учебников по экологическому праву и диссертационные исследования2.

Исследуя вопрос юридической силы принципов европейского экологического права, хотелось бы в первую очередь остановиться на выводах ведущих европейских юристов-

* Младший научный сотрудник сектора экологического права Института государства и права РАН, кандидат юридических наук.

1 Кремер Л., Винтер Г. Экологическое право Европейского союза / Под ред. О.Л. Дубовик. М., 2007. С. 8.

2 См., например: Дымов Д.Е. Правовые и организационные аспекты европейской политики в области экологической безопасности: Дисс. ... канд. юрид. наук. М., 2000.; Никишин В.В. Принципы экологической политики России и стран - членов Европейского союза // Актуальные проблемы современного государства и права. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Саранск, 22-23 мая 2008 г. М., 2009. С. 337-341; Степаненко В.С. Правовые основы экологической политики Европейского союза: цели, принципы, действия / Под общ. ред. О.Л. Дубовик. М, 2004.

Труды Института государства и права Российской академии наук № 2/2010

экологов. Так, профессор Ян Х. Янс отмечает, что согласно ст. 174 Договора об образовании Европейского Сообщества (далее -Договора ЕС)3 европейское экологическое законодательство должно транслировать содержащиеся в ней принципы в конкретные обязательства для государств - членов Сообщества4. По мнению профессоров Л. Кремера и Г. Винтера, эти принципы ввиду своей общей формулировки предоставляют институтам ЕС широкий выбор их применения, «позволяют принимать определенные меры по защите окружающей среды и соизмерять данные меры с целями экологической политики ЕС»5. Л. Кремер, анализируя принципы экологической политики ЕС, отмечает, что содержащиеся в ст. 174 Договора ЕС принципы распространяются на экологическую политику Сообщества, но не на экологическую политику стран - членов ЕС. Они образуют ориентировочные рамки для органов Сообщества, обязывают их

определять экологическую политику Сообщества и вытекающие

из этого отдельные меры в соответствии с этими принципами.

Рассмотрим подробнее некоторые принципы европейского экологического права.

Принцип высокого уровня защиты окружающей среды. Согласно § 2 ст. 174 Договора ЕС Сообщество, применяя данный принцип, должно принимать во внимание экологическую ситуацию в различных регионах Сообщества. Этот основополагающий принцип экологической политики упоминается также в § 3 ст. 95 Договора ЕС («В вопросах, касающихся здоровья, безопасности, охраны окружающей среды и охраны потребителя, Европейская Комиссия основывается на высоком уровне защиты, принимая во внимание, в особенности, все новые разработки, основанные на научных данных»7) и в Директиве 96/61 об

3 См.: URL: http://eur-lex.europa.eu/en/treaties/dat/12002E/htm (последнее посещение - 3 марта 2010 г.).

4 См.: Jan H. Jans. European Environmental Law. Groningen, 2000. P. 9.

5 Кремер Л., Винтер Г. Указ. соч. С. 28.

6 См.: Дубовик О.Л., Кремер Л., Люббе-Вольфф Г. Экологическое право. Учебник / Отв. ред. О.Л. Дубовик. М., 2005. С. 132-133.

интегрированном предупреждении и уменьшении загрязнения окружающей среды8.

Что касается производства и оборота продукции, то применение данного принципа важно для всех этапов ее жизненного цикла, в том числе и ее трансграничного перемещения в рамках ЕС.

Принцип «предосторожности». Этот принцип основывается на следующей предпосылке: если имеются серьезные подозрения, что последствия намечаемого действия могут иметь негативное влияние на окружающую среду, лучше предпринимать действия по их предотвращению до того, как станет слишком поздно, чем дожидаться получения научных данных, неопровержимо доказывающих эту причинно-следственную связь. Иными словами, принцип раскрывает предпосылку потенциальной опасности для окружающей среды любой намечаемой деятельности. Как отмечает В.С. Степаненко, «указанный принцип позволяет действовать в защиту окружающей среды на более раннем временном отрезке. Это означает приоритет предотвращения вреда, а не его возмещения»9. В качестве иллюстрации приводится пример Директивы 94/62 об упаковках и отходах от упаковок10, согласно которой наилучшим средством уменьшения отходов от упаковок является уменьшение их объема. Другой интерпретацией этого принципа является право Сообщества на установление такого уровня защиты окружающей среды, человека, животного и растительного мира, который оно полагает соответствующим11.

В.Т. Калиниченко считает, что «избежание причинения вреда окружающей среде осуществляется путем сведения к нулю рисков. Деятельность по предотвращению вреда окружающей среде включает контроль над всеми проектами и разнообразными видами деятельности, которые могут негативно повлиять на состояние окружающей среды, через процедуру предва-

8 Abl.EG. 1996. № L. 257/26.

9 Степаненко В.С. Реализация экологической политики в условиях крупного города: Дисс. ... канд. юрид. наук. М., 2005. С. 92.

10 Abl.EG. 1994. № L. 365/10.

11 См.: Jan H. Jans. Op. cit. P. 33-34.

рительной оценки производимого ими воздействия на окружающую среду»12.

Применение данного принципа в отношении производства и оборота продукции заключается в предварительной оценке риска ее потенциально негативного воздействия на окружающую среду на всех этапах жизненного цикла и поиске путей минимизации такого воздействия.

Принцип предотвращения и профилактики. Как отмечает большинство авторов, этот принцип тесно связан с ранее изложенным принципом «предосторожности». По мнению Ян Х. Янса, последний является «предступенью» принципа профилактики13. Его применение позволяет принимать меры по охране окружающей среды на самых ранних стадиях воздействия на нее, так как всегда гораздо легче предупредить негативное воздействие, чем ликвидировать его последствия. Л. Кремер отмечает, что «профилактика экономически выгоднее, чем устранение последствий и восстановление состояния

окружающей среды» .

Принцип «источника». Значение данного принципа заключается в приоритетной борьбе с негативными воздействиями на окружающую среду у источника такого воздействия. Согласно этому принципу нанесение вреда окружающей среде не должно предотвращаться с использованием «технологии на конце трубы». Так, применение для контроля за загрязнением атмосферного воздуха стандартов выбросов в атмосферу вредных веществ является предпочтительным по сравнению со стандартами качества атмосферного воздуха15.

Относительно производства и оборота продукции применение данного принципа заключается в применении наиболее эколого-дружелюбных методов добычи и обработки сырья для производства, использовании таких материалов и производ-

12 Калиниченко В.Т. Правовое регулирование охраны окружающей среды во Франции и Италии: Дисс. ... канд. юрид. наук. М., 2008. С. 28.

13 См.: Jan H. Jans. Op. cit. P. 35.

14 Дубовик О.Л., Кремер Л., Люббе-Вольфф Г. Указ. соч. С. 137.

15 См.: Winter G. The Legal Nature of Environmental Principles in International, EC and German Law // Principles of European Environmental Law / Ed. by Prof Richard Macrory. Groningen, 2004. P. 12.

ственных процессов, которые позволяют наносить наименьший вред окружающей среде в процессе производства. Примером применения принципа «источника» может служить обязательство применения «наилучшей существующей технологии» (best available techniques - BAT), регламентируемое Директивой Совета Европейского союза 96/61/EC от 24 сентября 1996 г. о комплексном предотвращении и контроле загрязнений (Integrated pollution prevention and control - IPPC)16 В п. 17 Директивы говорится, что «предельные величины и параметры выбросов или соответствующие им меры технического характера должны определяться на основе наилучших существующих технологий».

Согласно ст. 2 Директивы под наилучшими существующими технологиями понимается наиболее эффективная и передовая стадия в развитии производственной деятельности и методах эксплуатации объектов, которые указывают на практическую пригодность определенных технологий для создания основы для определения предельных величин выбросов, предназначенных для предотвращения или, если оно практически невозможно, сокращения выбросов и воздействия на окружающую среду в целом. Под наилучшими технологиями понимаются технологии, наиболее эффективные в отношении обеспечения общего высокого уровня охраны окружающей среды в целом.

При определении наилучших существующих технологий особое внимание следует уделять соображениям, о которых говорится в Приложении IV Директивы, с учетом возможных затрат и выгод, а также принципов предосторожности и предотвращения. А именно:

использованию малоотходной технологии; использованию менее вредных веществ; стимулированию регенерации и рециркуляции веществ, производимых и используемых при данном технологическом процессе, и отходов, где это возможно;

наличию сравнимых технологических процессов, производственного оборудования или методов эксплуатации, которые были с успехом апробированы на промышленном уровне;

16 OJ. L. 257. 1996. P. 0026-0040.

техническому прогрессу и развитию научных знаний и концепций;

характеру, воздействию и объему выбросов; дате ввода в действие новых или существующих объектов; периоду времени, необходимому для внедрения наилучших существующих технологий;

потреблению и характеру сырья (включая воду), используемого в технологическом процессе, и эффективности энергопотребления;

необходимости предотвращения или сведения к минимуму общего воздействия выбросов на окружающую среду и опасностей, которым она подвергается;

необходимости предотвращения аварий и сведения к минимуму их последствий для окружающей среды.

Европейской Комиссией принимаются и публикуются Справочные документы по наилучшим существующим технологиям (BAT Reference Documents - BREFs). В настоящее время такие документы утверждены для 18 отраслей промышленности (например, для производства систем охлаждения, стекольной промышленности, черной и цветной металлургии, кузнечного производства, обработки металлов и пластмасс, производства цемента и извести, сжигания отходов, мясо-молочной промышленности, крупных энергетических установок и др.).

Использование транспорта и топливных материалов, соответствующих самым жестким экологическим требованиям, позволяет минимизировать воздействие продукции на окружающую среду при ее транспортировке.

Принцип «загрязнитель платит». В соответствии с данным принципом за причинение вреда окружающей среде должен платить тот, кто ответствен за причинение такого вреда. Взимание платы за загрязнение должно стимулировать субъектов к использованию передовых технологий и производству продукции, загрязняющих окружающую среду в меньшей степени. Другим аспектом применения этого принципа является принятие экологических стандартов, соблюдая которые производители должны инвестировать в свой производственный процесс дополнительные средства для его модернизации и внедрения новых техноло-

гий, позволяющих соответствовать требованиям этих стандартов.

Применение данного принципа должно способствовать разработке технологий производства «эколого-дружелюбных» продуктов, что приводит к уменьшению загрязнения окружающей среды в процессе их производства и потребления и, тем самым, к уменьшению затрат производителя.

Однако некоторые авторы указывают на трудности практического применения данного принципа в ЕС. Так, Л. Кремер отмечает, что идея возникновения мотивации причинителя вреда предотвращать расходы, вызванные нанесением им в процессе своей деятельности ущерба окружающей среде, «имеет - как предпосылку - свободную экономическую систему со свободным ценообразованием и конкуренцией между различными предпринимателями, но в ЕС такая система воплощена частич-но»17. По его мнению, следует также учитывать, что у многочисленных экологических проблем (изменение климата, гибель лесов) причинитель неопределим18.

Обеспечение условий для защиты. При необходимости гармонизирующие меры по охране окружающей среды должны включать пункт об условиях защиты, позволяющих государствам-членам самостоятельно принимать меры, необходимость которых диктуется исключительно неэкономическими экологическими причинами. Принятые меры подлежат проверке Сообществом. Включение данного принципа в директивы Сообщества позволяет, например, государствам-членам запрещать на своей территории оборот какого-либо вещества или продукции в случае, если имеются основания полагать, что их оборот ведет к риску отрицательного влияния на здоровье человека или живот-

Таким образом, принципы экологической политики ЕС имеют непосредственное отношение к производству и обороту продукции, которая, по мнению многих исследователей, в со-

17 Дубовик О.Л., Кремер Л., Люббе-Вольфф Г. Указ. соч. С. 138.

18 См.: там же. С. 139.

19 См.: Винтер Г. Правовое регулирование допуска на рынок химических веществ // Современное экологическое право в России и за рубежом: Сб. научных трудов. М., 2001. С. 122-131.

временном мире является одной из основных составляющих

причинения вреда окружающей среде.

Проблема воздействия продукции в процессе ее производства и оборота на окружающую среду должна рассматриваться также в рамках концепции устойчивого развития, которая была выдвинута на конференции в Рио-де-Жанейро, сделавшей акцент на проблеме сохранения окружающей среды для будущих поколений.

В российской эколого-правовой науке данный вопрос исследовался многими ведущими российскими юристами-экологами. Одним из первых концепцию устойчивого развития исследовал в своих работах М.М. Бринчук, который считает ее альтернативой господствующей во всем мире концепции потребительского отношения человеческого общества к ее природе и ресурсам21. В научную разработку идей устойчивого развития внесли свой вклад Н.Н. Моисеев, Ф.М. Раянов, А.С. Шестерюк22.

Н.Д. Вершило определяет устойчивое развитие как «экологически обоснованное экономическое и социальное развитие, достигаемое посредством обеспечения учета экологических требований при подготовке, принятии и реализации экологически значимых решений в интересах нынешнего и будущих поколе-

20 См.: Führ M. (Hrsg.) Stoffstromsteuerung durch Produktregulierung. Rechtliche, ökonomische und politische Fragen. Baden Baden, 2000. S. 39.

21 См., например: Бринчук М.М. Эколого-правовые основы устойчивого развития // Правовые проблемы охраны окружающей среды. М., 1998. С. 10-28; он же. Право на благоприятную окружающую среду в контексте устойчивого развития // Право человека как фактор стратегии устойчивого развития. М, 2000. С. 201-230; он же. О понятийном аппарате экологического права // Государство и право. 1998. № 9. С. 20-28; он же. Экологическое право России и экологические права человека в условиях глобализации // Права человека и процессы глобализации современного мира / Отв. ред. Е.А. Лукашева. М., 2005. С. 182.

22 См., например: Раянов Ф.М. Концепция устойчивого развития и российская государственно-правовая действительность // Право и политика. 2004. № 12.; Шестерюк А.С. Экологическое право: вопросы теории и методологии анализа. СПб., 2000.

23 Вершило Н.Д. Эколого-правовые основы устойчивого развития: Ав-тореф. дисс. ... докт. юрид. наук. М., 2008. С. 9.

Данная концепция нашла свое отражение и в праве ЕС, хотя в последние годы и высказывались сомнения в возможности ее осуществления. Так, по мнению Л. Кремера, «в настоящее время для уровня Сообщества можно отметить инфляцию в употреблении термина «устойчивое развитие», в котором самым разнообразным мерам должен быть придан эколого-дружелюбный характер»24. В Сообщении Европейской комиссии о стратегии ЕС в сфере устойчивого развития25 содержится положение о том, что к устойчивому экономическому росту относятся также и экологические потребности.

Несколько инициатив, прямо или косвенно адресованных проблеме производства и оборота продуктов, было выдвинуто после принятия Европейским союзом в июле 2002 г. Шестой Программы мер ЕС по защите окружающей среды (Environmental action program)26, определившей ключевые цели и перспективы экологической политики Евросоюза на период с 2002 по 2012 г. В ней предусмотрен ряд действий и стратегических мер, которые должны быть осуществлены для достижения этих целей. «Горизонтальные» или «стратегические» меры играют важную роль в современной экологической политике ЕС, тогда как судьба конкретных специфических мер и законодательства в настоящее время различна. Например, законодательство по регулированию оборота химических веществ находится на подъеме, тогда как законодательство, регулирующее обращение отходов производства продукции, значительных изменений

не претерпело.

Говоря об экологической политике ЕС в связи с концепцией устойчивого развития, следует упомянуть также Сообщения Ко-

миссии об устойчивом использовании природных ресурсов и о

24 Дубовик О.Л., Кремер Л., Люббе-Вольфф Г. Указ. соч. С. 130.

27 См., например: Onida M. Products and the Environment // Reflections on 30 Years of EU Environmental Law / Ed. by Prof. Richard. Macrory. Groningen, 2006. P. 249.

предотвращении образования и переработки отходов29, которые были подготовлены на основании Шестой Программы мер ЕС по защите окружающей среды.

Устойчивое использование природных ресурсов является одним из инструментов экологической политики и основывается на минимизации воздействия на окружающую среду материалов и ресурсов (включая энергетические) и, таким образом, имеет непосредственное отношение к обороту продукции. Этот подход основывается на предпочтении обобщенного взгляда на глобальные взаимоотношения между использованием материалов и окружающей средой, а не на пристальном внимании к точечным источникам воздействия на окружающую среду.

В Сообщении Еврокомиссии об устойчивом использовании природных ресурсов 2003 г. высказаны две исходные посылки. Первая: воздействие на окружающую среду добычи и использования ресурсов часто недостаточно осознается, и, за некоторым исключением, не существует реальной проблемы нехватки ресурсов. Вторая: экономический рост более не связан с использованием материалов, несмотря на то, что воздействие на окружающую среду отдельных материалов и потребление энергии увеличивается. Оно не вносит никаких конкретных предложений, которые должны в будущем быть включены в разрабатываемую тематическую стратегию по этому вопросу. Оно лишь призывает к проведению дальнейших исследований и анализа, установлению целей и использованию широкого спектра инструментов, в особенности ориентированных на рынок. Одной ясной целью, вытекающей из этого документа, является подход, подразумевающий фокусирование внимания не на всех проблемах окружающей среды, а на тех, которые имеют «наиболее высокий потенциал к улучшению качества окружающей среды наиболее рентабельным способом».

Еще одним документом, имеющим отношение к экологической политике в области производства продукции, можно считать План действий по развитию экологических технологий (Environmental Technologies Action Plan - ETAP)30. В нем «тех-

нология» рассматривается как средство для совместных усилий в области охраны окружающей среды и экономического роста, в особенности путем создания таких условий на рынке, которые стимулируют инвестиции в наиболее эколого-дружелюбные технологии31. В отчете о реализации этого Плана, опубликованном Комиссией в январе 2005 г., подчеркивается необходимость разработки целей и установления стандартов для ключевых групп продукции. Однако до сих пор детально не определено, как это должно быть сделано.

Подводя итог сказанному выше, следует отметить, что в ЕС имеется ряд принципов и инструментов экологической политики, применяя которые на всех этапах проектирования, производства и оборота продукции, можно обеспечить минимизацию ее воздействия на окружающую среду на каждом из этапов ее жизненного цикла. Однако их практическое применение связано с определенными трудностями, связанными с несовершенством правовых норм, с одной стороны, и конфликтом различных политик - с другой.

В этой связи необходимо подчеркнуть важность применения принципа интеграции, который в настоящее время, по мнению В.Т. Калиниченко, считается наиболее приоритетным и

перспективным.

В законодательстве отдельных стран - членов ЕС упоминаются и другие принципы экологической политики33. Рассмот-

31 Подробнее об этом см.: Елизаров В.Н. Экологическое измерение инвестиционной политики Европейского банка реконструкции и развития // Банковское право. М., 2006. № 6. С. 54-57; Иванова А.Л. Полезный опыт зарубежных инвестиций в сфере экологии: Рец. на кн.: Ботгер К. Обязательства прямых зарубежных инвестиций в сфере защиты окружающей среды в международном праве // Журнал российского права. 2003. № 7. С. 171-175.

32 См.: Калиниченко В.Т. Указ. соч. С. 31.

33 См.: Дубовик О.Л. Экологический кодекс ФРГ: Рец. на кн.: Экологический кодекс ФРГ с комментариями. Проект независимой спец. комиссии по Экологическому кодексу при Федеральном министерстве окружающей среды и ядерной безопасности // Право и политика. 2000. № 10. С. 144-148.

рим некоторые из них на примере Кодекса окружающей среды Швеции34.

Принцип бремени доказательства. Он заключается в том, что лицо, осуществляющее или планирующее хозяйственную деятельность, должно продемонстрировать, что она осуществляется эколого-дружелюбным образом. Бремя доказательства этого всегда лежит на лице, осуществляющем такую деятельность. Те лица, чьи интересы данная деятельность затрагивает, не обязаны доказывать обратное. В процессе лицензирования также может быть возложено обязательство доказательства соответствия общим правилам принятия решений. Такое соответствие должно иметь место не только в сфере деятельности, на которую выдается разрешение или лицензия, но и во всех других.

Принцип демонстрации достаточного уровня знаний. Данный принцип состоит в обязанности лица, осуществляющего хозяйственную деятельность, демонстрировать соответствующий уровень знаний о природе и сфере такой деятельности. Указанный принцип подчеркивает важность требования оценки воздействия планируемой или осуществляемой деятельности на окружающую среду. С этой целью должны проводиться соответствующие экспертизы потенциального негативного воздействия на окружающую среду планируемых видов деятельности. В результате потенциальный негативный эффект или ущерб окружающей среде должны быть предотвращены или значительно уменьшены. Необходимо демонстрировать знания и о состоянии окружающей среды в регионе, в котором планируется осуществление деятельности. В том случае, если данных о возможном воздействии аналогичных осуществляемым видов деятельности не существует, лицом, планирующим осуществление такой деятельности, должны быть проведены соответствующие научные изыскания за свой счет. Демонстрируемые знания не должны быть статичными, они должны совершенствоваться в зависимости от изменения состояния окружающей среды, появления новых технологий и развития научных знаний.

34 URL: http://www.ud.Se/content/1/c6/02/28/47/385ef12a.pdf (последнее посещение - 28 января 2010 г.).

Принцип использования наилучшей существующей технологии. Этот принцип относится как к технологии непосредственно производства, так и к строительству, функционированию и выводу из эксплуатации производственных мощностей.

Принцип соответствующего размещения. Он предусматривает необходимость учета требований соответствующего экологического законодательства при размещении производственных объектов на водных источниках или земельных участках. Место размещения объектов, оказывающих негативное воздействие на состояние окружающей среды в процессе производственной деятельности, должно выбираться с учетом минимизации такого воздействия на окружающую среду и здоровье людей. На практике данный принцип реализуется на этапе оценки воздействия на окружающую среду намечаемой хозяйственной деятельности.

Принципы управления ресурсами и экоцикла. Эти принципы заключаются в необходимости обеспечения эффективного использования сырьевых и топливно-энергетических ресурсов «устойчивым» образом, минимизации потребления и образования отходов. Предпочтительными видами используемой энергии являются солнечная, ветровая, гидро-, биологически восстанавливаемые источники энергии.

Добычу, использование, переработку и вторичное использование отходов природных материалов необходимо осуществлять с минимальным использованием исходных природных ресурсов и без причинения ущерба окружающей среде.

Целью применения данных принципов является создание производственных цепочек закрытого цикла. Однако их применение может быть затруднено при конфликтах экологических интересов, например в случае снижения объема вредных выбросов при использовании первичного сырья в отличие от использования в аналогичной ситуации вторичного.

Для реализации указанных принципов большое значение имеет оценка жизненного цикла производимой продукции.

Принцип выбора продукции. Этот принцип заключается в использовании в процессе производства веществ и компонентов, потенциально менее опасных для окружающей среды. Он тесно связан с принципами достаточного уровня соответствующих

знаний и применения наилучших существующих технологий и должен применяться с учетом изменения знаний о воздействии веществ и компонентов на окружающую среду.

Принцип разумности. Данный принцип состоит в принятии вариантов решений с точки зрения возможных «издержек и выгод» и недопущении излишних неоправданных затрат, вызываемых принятыми решениями.

Правило остановки деятельности. Оно заключается в применении в случаях, когда осуществляемая деятельность вне зависимости от принятых в соответствии с Кодексом окружающей среды Швеции мер предосторожности причиняет или может причинить значительный ущерб, запрета на такую деятельность. Основанием применения данного правила может являться значительное ухудшение состояния окружающей среды или угроза здоровью людей. Это правило подразумевает установку минимального уровеня приемлемости такой деятельности для здоровья людей и состояния окружающей среды вне зависимости от экономических интересов и важности осуществляемой деятельности.

Рассмотренные в данной статье принципы экологической политики имеют непосредственное отношение к правовому регулированию производства и оборота продукции в ЕС, так как они являются основополагающими в политике Сообщества в области охраны окружающей среды. С учетом этих принципов в Европейском союзе и в государствах - его членах разрабатываются политические инструменты и программы, регулирующие производство и оборот продукции.

Следует также отметить, что европейский законодатель в процессе разработки и совершенствования принципов экологической политики учитывает опыт их реализации, а также современные научные представления о воздействии на окружающую среду различных неблагоприятных факторов.

Положительный опыт ЕС в данной сфере может быть использован российским законодателем при разработке соответствующих программ и принципов экологической политики и законодательных актов об охране окружающей среды и ее компонентов.

Принципы, на которых основана европейская экологическая политика:

а) принцип высокого уровня охраны окружающей среды;

б) принцип предосторожности;

в) принцип превентивных действий;

г) принцип устранения источников ущерба;

д) принцип «загрязнитель платит».

Принцип высокого уровня охраны окружающей среды – один из важнейших и основных принципов экологического права Сообщества. Принцип относится не только к деятельности Комиссии, но и к законотворческой деятельности Европейского парламента и Совета. Однако применение принципа ограничено большой разницей в возможностях различных государствчленов.

Принцип предосторожности. Его сущность заключается в том, что если существует подозрение, что определенные действия могут иметь негативное влияние на окружающую среду, то лучше не совершать этих действий вовсе, чем дожидаться, когда научные исследования докажут причинную связь между данными действиями и негативными последствиями для окружающей среды. Принцип может в некоторых случаях оправдать слишком строгие протекционистские меры государств членов, направленные на предотвращение экологического ущерба, даже при отсутствии причинно следственной связи между данными мерами и возможностью предполагаемого ущерба.

Принцип превентивных действий. Его смысл заключается в подходе, при котором «лучше принять превентивные меры по охране окружающей среды, чем восстанавливать окружающую среду». Необходимость восстановления окружающей среды после нанесенного ущерба более не является первоочередной задачей. Вместо этого принцип предполагает принятие мер, которые вообще исключат возможность нанесения ущерба.

Принцип устранения источников ущерба. В соответствии с данным принципом ущерб окружающей среде должен по возможности устраняться в самом начале его возникновения. Принцип предусматривает предпочтение законодателем устанавливать стандарты выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а не стандарты экологического качества продуктов, особенно когда речь идет о загрязнении воды и воздуха.

Принцип «загрязнитель платит» – загрязнитель должен оплатить стоимость устранения причиненного им ущерба, что заставляет экологически небезопасные отрасли промышленности и отдельные предприятия использовать в производстве менее вредные вещества и технологии. Помимо использования штрафов, принцип работает и при введении экологических стандартов. Компании, которым приходится соответствовать принятым стандартам, начинают применять наилучшие существующие технологии и инвестировать в свой производственный процесс, делая его менее вредным для окружающей среды.

Правовые принципы экологической политики Европейского Союза.

Гусева Надежда Алексеевна,

кандидат политических наук, Государственный Университет – Высшая Школа Экономики,

Гусев Алексей Александрович,

кандидат политических наук, доцент Московского Государственного Института (университета) Международных Отношений Министерства иностранных дел РФ.

Экологическая политика является одним из важнейших направлений деятельности Европейского Союза (ЕС). В этой области существует обширная система экологического законодательства, нормы которой успешно реализуются на практике. Необходимо отметить, что ЕС является мировым лидером в проведении экологической политики. Здесь успешно решаются экологические проблемы, многие из которых реализованы. Однако было бы преувеличением констатировать, что на европейском континенте решены все экологические проблемы . Имеется целый ряд нерешенных проблем охраны окружающей среды; снижается биологическое разнообразие флоры и фауны на континенте, истощаются запасы питьевой воды, уменьшаются площади лесов.

Ухудшение экологической ситуации на территории Европы происходит под воздействием ряда, прежде всего, правовых, экономических и политических факторов. Они действуют в различных сферах хозяйствования, различны по масштабам своего воздействия и серьезности последствий. Данные факторы можно сформулировать следующим образом:

· несовершенная законодательная база;

· чрезмерная эксплуатация природных ресурсов ;

· недоучет косвенного экономического эффекта от охраны окружающей среды;

· неэффективная секторальная политика, а именно, в топливно-энергетическом комплексе, сельском и лесном хозяйстве;

· макроэкономическая политика, ведущая к экстенсивному использованию природных ресурсов;

· инвестиционная политика, ориентированная на развитие эксплуатирующих природные ресурсы секторов экономики;

· отсутствие эколого-сбалансированной долгосрочной стратегии.

Масштабность экологических проблем и то количество сфер, которые они затрагивают, отражается в функционировании институтов Европейского Союза. Деятельность Европейского совета, Европейской комиссии, Европейского парламента, Суда, Счетной палаты напрямую затрагивает проблемы и окружающей среды. Существует и специальный орган, занимающийся вопросами окружающей среды – Европейское агентство по окружающей среде (the European Environment Agency - the EEA ) учрежденный Регламентом 1210/90, который одновременно является также и его уставным документом. Агентство взяло на себя очень важную и уникальную в своем роде функцию - сбор и анализ данных о состоянии окружающей среды на европейском континенте. Фактически, Агентство начало функционировать с декабря 1993 года, штаб квартира определена в г. Копенгагене. Статья 20 Регламента возлагает на Агентство ряд важных функций в области проведения экологической политики. Это участие в контроле над внедрением экологического законодательства Союза, разработка стандартов «эко - лейбл», учрежденной Регламентом 880/92 от 23 марта 1992 года, кроме того усовершенствование критериев оценки воздействия на окружающую среду, предусмотренных Директивой 85/337/ЕЭС. Статья 19 Регламента говорит о том, что в деятельности Агентства могут принимать участие не только государства-члены ЕС, но другие страны, разделяющие подход Союза и государств-членов к деятельности Агентства. Это открывает широкий горизонт возможностей для взаимодействия Российской Федерации и ЕС. Также вопросы экологической политики координирует Комиссар по вопросам охраны окружающей среды Комиссии Европейского Союза.

Основными административными инструментами европейской экологической политики являются такие нормативные акты и документы как конвенции и директивы, а также регламенты. Конвенции, особенно принимаемые под эгидой ООН, являются важным инструментом не только европейской, но и глобальной экологической политики. Под действие конвенций попадает огромное количество областей, в том числе природные ресурсы и опасные для окружающей среды виды человеческой деятельности. Кроме того, в сферу, регулируемую этими документами, входит климат и атмосфера, моря и океаны, леса и пустыни, биологическое разнообразие в целом и исчезающие виды.

Относящиеся к вторичному праву ЕС директивы являются также важнейшими инструментами экологической политики. Одними из ключевых актов являются Директива Совета 85/337/ЕЭС от 27 июня 1985 года по оценке воздействия некоторых государственных и частных проектов на окружающую среду и Регламент Совета ЕЭС 1210/90 от 7 мая 1990 года об учреждении Европейского агентства по окружающей среде и Европейской сети информации и наблюдения за окружающей средой. В частности, в этой директиве нашло отражение стремление Евросоюза к вовлечению экономических факторов и гражданского общества в решение проблем охраны окружающей среды и экологической безопасности.

Директива 85/337/ЕЭС оказала огромное влияние как на международно-правовое сотрудничество в области окружающей среды, так и на экологическое законодательство различных европейских стран, в том числе и тех, которые не являются членами Европейского Союза.

В основу Директивы лег принцип превентивных действий, основная идея которого состоит в том, что действия по охране окружающей среды должны проводиться заблаговременно и должны быть направлены на устранение непосредственного неблагоприятного источника и недопущения его появления. Именно в связи с этим согласно ст.1 Директивы любой государственный или частный проект, способный повлиять на окружающую среду, должен пройти соответствующую экспертную экологическую оценку. Для этого Директива содержит критерии для подобной экспертной оценки (ст. 3), кроме того, приводятся типы проектов, оценка которых обязательна, а также типы проектов, для которых государства-члены могут ввести обязательность оценки. Серьезное внимание в документе уделяется такому аспекту, как распространение экологически значимой информации и учет заинтересованного общественного мнения.

Экологическая политика ЕС основывается также на принципах предосторожности и превентивных действиях. Правовой аспект экологической политики содержит основной принцип при реализации которого, ущерб окружающей среде должен предотвращаться, а загрязнитель должен платить. При выработке экологической политики ЕС должны также учитываться:

· доступная научная и техническая информация;

· условия окружающей среды в разных регионах ЕС;

· потенциальная выгода и издержки от принимаемых действия или бездействий;

· экономическое и социальное развитие ЕС в целом и сбалансированное развитие его регионов.

Европейские законы и программы действий в области окружающей среды должны приниматься после консультаций с Комитетом регионов,экономическим и социальным Комитетом. Страны-члены должны финансировать и применять принятую ЕС политику в области окружающей среды.

Согласно Амстердамскому договору Европейским Союзом осуществляются следующие правовые принципы экологической политики:

· принцип упреждающего действия , т.е. деятельность Союза, направлена на предупреждение, профилактику загрязнения или иного ущерба окружающей среде. Угроза ущерба окружающей среде должна быть учтена заранее до принятия решения;

· принцип предосторожности , смысл которого состоит в том, что недостаток результатов научных исследований по конкретной проблеме не может являться причиной отмены или отсрочки мероприятий ЕС по профилактике загрязнения окружающей среды. Не всегда можно с точной уверенностьюпредсказать негативное влияние на окружающую среду, но даже в таких случаях при наличии гипотетической возможности экологического нарушения необходимо применять природоохранные меры;

· принцип ликвидации последствий и возмещение ущерба окружающей среде. Этот принцип обязывает в случаях невозможности избежать ущерба окружающей среде – «минимизировать» его, сдержать его распространение и устранить его в кратчайшие сроки;

· виновник ущерба платит. Ущерб оплачивается теми, кто его причинил, т.е. «загрязнитель платит». Расходы на превентивные меры, очистку и компенсацию за загрязнения ложатся на виновников. Этот принцип отражает повсеместно наблюдаемую тенденцию, состоящую в том, что методы финансового стимулирования более эффективны, чем наложение каких-то обязательств или запретов, следовательно, административные меры «проигрывают» в своей эффективности инструментам, разработанным на рыночной основе.

Принципы, общие для всех государств-членов ЕС, можно свести к следующим основополагающим положениям:

· сходство многих экологических проблем в европейских государствах;

· обязательность выполнения совместно принятых решений;

· стремление к унификации мероприятий по борьбе с загрязнениями;

· согласованные и единые позиции на международных переговорах.

Следовательно, экологическая политика ЕС должна учитывать имеющееся разнообразие экологических проблем в разных регионах Европейского Союза и реализовывать разные принципы проведения экологической политики: правовые, экономические, политические и социальные.

Таким образом, правовые, экономические, социальные и экологические аспекты должны пользоваться равным вниманием, как при формировании экологической политики, так и в процессе принятия решений.

Литература.

4. Шестая программа действий в области окружающей среды. //







2024 © styletrack.ru.