Международной экономической организацией является. Международные экономические организации. Ебрр – европейский инвестиционный банк


Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество (АТЭС) - международная региональная организация. АТЭС - крупнейшее экономическое объединение (форум), на которое приходится свыше 60 % мирового ВВП и 47 % объёма мировой торговли (2004). Образовано в 1989 г. в Канберре по инициативе премьер-министров Австралии и Новой Зеландии. Главные цели организации - обеспечение режима свободной открытой торговли и укрепление регионального сотрудничества

Арктический совет - международная организация, созданная в 1989 году по инициативе Финляндии для защиты уникальной природы северной полярной зоны. В Арктический совет входят восемь приарктических стран

Ассоциация государств Юго-Восточной Азии – политическая, экономическая и культурная региональная межправительственная организация стран, расположенных в Юго-Восточной Азии. АСЕАН была образована 9 августа 1967 г. в Бангкоке вместе с подписанием «Декларации АСЕАН», более известной как «Бангкокская декларация»

Африканский союз (АС) - международная организация, объединяющая 53 государства Африки, правопреемник Организации африканского единства (ОАЕ). Курс на создание Африканского Союза был провозглашен 9 сентября 1999 года на встрече глав африканских государств в Сирте (Ливия) по инициативе Муаммара Каддафи. 9 июля 2002 ОАЕ была официально преобразована в АС.

Боливарианский альянс для Америк (ALBA) - альянс стран Латинской Америки и Карибского бассейна. В состав альянса АЛБА входят восемь стран: Боливия, Венесуэла, Куба, Эквадор, Никарагуа, Доминика, Антигуа и Барбуда, Сент-Винсент и Гренадины.

Большая восьмёрка - согласно большинству определений, это группа семи промышленно развитых стран мира и России. Так же называют и неофициальный форум лидеров этих стран (Россия, США, Великобритания, Франция, Япония, Германия, Канада, Италия) с участием Европейской Комиссии, в рамках которого осуществляется согласование подходов к актуальным международным проблемам.

Всемирный Банк – группа из трёх международных финансовых организаций – МБРР и его филиалов: МФК, МАР .

Всемирная торговая организация (ВТО) (англ. World Trade Organization (WTO)) - международная организация, созданная в 1995 г. для объединения различных стран в экономической сфере и установления правил торговли между государствами-членами. ВТО является преемницей соглашения под названием Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ). Штаб-квартира ВТО расположена в Женеве.

ГУАМ - межгосударственная организация , созданная в октябре 1997 бывшими советскими республиками - Грузией, Украиной, Азербайджаном и Молдавией (с 1999 по 2005 в организацию также входил Узбекистан). Название организации сложилось из первых букв названий входящих в него стран. До выхода Узбекистана из организации именовалась ГУУАМ.

Европейский Союз (Евросоюз) - уникальное наднациональное образование в составе 25 европейских государств, подписавших Договор о Европейском Союзе (Маастрихтский договор). Примечательно, что сам Евросоюз не является международной организацией как таковой, то есть не является субъектом международного публичного права, однако имеет полномочия на участие в международных отношениях.

ЕАСТ - группировка из стран: Австрия, Исландия, Норвегия, Финляндия, Швейцария, Швеция.Организована в 1960г. Во взаимной торговле этих стран отменены таможенные пошлины и льготы. Каждое государство ведёт самостоятельную торговую политику как между собой, так и по отношению к странам «третьего мира».

Лига Арабских Государств (ЛАГ) - международная организация, объединяющая более 20 арабских и дружественных им неарабских стран. Создана 22 марта 1945 года. Высший орган организации - Совет Лиги, в котором каждое из государств-членов имеет один голос, штаб-квартира Лиги находится в Каире.

МАР – международная ассоциация развития – (филиал МБРР) предоставляет кредиты странам 3 мира на более льготных условиях, чем МБРР.

МБРР – международный банк реконструкции и развития – международная финансовая организация, специализирующаяся на формировании кредитных линий, направленных на стимулирование международной торговли.

МВФ международный валютный фонд – это международная финансово-экономическая организация, регулирующая валютные отношения между государствами и предоставляющая им кредиты. С 1992 г. В состав МВФ входит и Россия, всего 180 стран.

МФК – международная финансовая корпорация – (филиал МБРР), призвана поощрять частное предпринимательство в развивающихся странах, членах МБРР.

МЕРКОСУР - крупнейшее объединение в Южной Америке. МЕРКОСУР объединяет 250 млн. человек и более 75% совокупного ВВП континента. Название организации происходит от испанского Mercado Comun del Sur, что означает «Южноамериканский общий рынок». Первым шагом к созданию объединённого рынка послужило соглашение о свободной торговле, подписанное Аргентиной и Бразилией в 1986 г. В 1990 г. к этому соглашению присоединились Парагвай и Уругвай.

Организация Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) - военно-политический союз, созданный бывшими советскими республиками на основе Договора о коллективной безопасности (ДКБ), подписанного 15 мая 1992 года. Договор продлевается автоматически каждые пять лет.

Организация экономического сотрудничества и развития – ОЭСР – создана в 1961 г., включает более 84 стран, на долю которых приходится более 2/3 мирового производства. ОЭСР-это клуб политически развитых стран для координации экономической политики, проведения научно-исследовательских работ мирового масштаба, это-центр разработки эконометрических моделей мировой экономики.

НАТО (NATO, North Atlantic Treaty Organisation, Организация Североатлантического договора, Североатлантический Альянс) - военно-политический союз, созданный на основе Североатлантического договора, подписанного 4 апреля 1949 в Вашингтоне двенадцатью государствами: США, Великобританией, Францией, Бельгией, Нидерландами, Люксембургом, Канадой, Италией, Португалией, Норвегией, Данией, Исландией. Позже к НАТО присоединились и другие европейские государства. На 2004 год в НАТО входит 26 государств.

НИС – новые индустриальные страны, подписавшие соглашения о сотрудничестве: Сингапур, Южная Корея, Гонконг, Тайвань.

ОБСЕ (англ. OSCE, Organization for Security and Co-operation in Europe) - Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе, крупнейшая региональная организация по безопасности, в состав которой входят 56 государств Европы, Центральной Азии и Северной Америки. Организация ставит перед собой задачи вскрытия возможности возникновения конфликтов, их предотвращение, урегулирование и ликвидацию последствий.

Организация Объединённых Наций (ООН) - международная организация, созданная для поддержания и укрепления международного мира и безопасности и развития сотрудничества между государствами. Основы её деятельности и структура разрабатывались в годы Второй мировой войны ведущими участниками антигитлеровской коалиции.

Североамериканская зона свободной торговли (НАФТА) - соглашение о свободной торговле между Канадой, США и Мексикой, основывающаяся на модели Европейского Сообщества (Европейского Союза). НАФТА вступило в силу 1 января, 1994.

Союз арабского Магриба (Union du Maghreb Arabe UMA) - Алжир, Ливия, Мавритания, Марокко, Тунис. Панарабская организация, направленная на экономическое и политическое единство в Северной Африке. Идея создания союза появилась вместе с получением независимости Тунисом и Марокко в 1958 г.

Содружество демократического выбора (СДВ) - «сообщество демократий балто-черноморско-каспийского региона», организация, альтернативная СНГ, учреждённая 2 декабря 2005 на учредительном форуме в Киеве (Украина).

Содружество, или Содружество наций (англ. The Commonwealth, или англ. - добровольное межгосударственное объединение независимых суверенных государств, в которое входят Великобритания и почти все её бывшие доминионы, колонии и протектораты.

Содружество Независимых Государств (СНГ) - межгосударственное объединение большинства бывших союзных республик СССР. Первоначально образовано Белоруссией, Россией и Украиной; в Соглашении о создании СНГ, подписанном 8 декабря 1991 в Минске, эти государства констатировали, что СССР в условиях глубокого кризиса и распада прекращает своё существование, и заявили о стремлении развивать сотрудничество в политической, экономической, гуманитарной, культурной и других областях.

Содружество Непризнанных Государств (СНГ-2) - неформальное объединение, созданное для консультаций, взаимопомощи, координации и совместных действий непризнанными самопровозглашёнными государственными образованиями на постсоветской территории - Абхазией, Нагорно-Карабахской Республикой, Приднестровской Молдавской Республикой и Южной Осетией.

Cовет Европы - старейшая в Европе международная политическая организация. Её основная заявленная цель - построение единой Европы, основывающейся на принципах свободы, демократии, защиты прав человека и верховенства закона. Одним из самых значительных достижений Совета Европы считается разработка и принятие Европейской Конвенции по защите прав человека и основных свобод.

Совет сотрудничества арабских государств Персидского залива (ССАГПЗ) - региональная международная организация. В английском названии организации слово "Персидский" отсутствует, поскольку арабские государства предпочитают называть этот залив "Арабским".

Шенгенское соглашение - соглашение «Об отмене паспортного таможенного контроля между рядом стран Европейского союза», изначально подписанное 14 июня 1985 семью европейскими государствами (Бельгией, Нидерландами, Люксембургом, Францией, Германией, Португалией и Испанией). Оно вступило в силу 26 марта 1995 года. Договор был подписан в Шенгене, маленьком городке в Люксембурге.

РАЗДЕЛ IX

ГЛОССАРИЙ

к тестам и кроссвордам:

Безработица - это социально-экономическое явление, при котором часть трудоспособного населения не может найти себе работу.

Бюджетный дефицит – превышение расходов над доходами.

Бюджетный профицит – превышение доходов над расходами.

«Дерево целей» - метод, основанный на иерархическом принципе реализации генеральной цели.

Джей-кривая – временной лаг, возникающий между девальвацией валюты и улучшением торгового баланса.

Девальвация – понижение курса национальной валюты.

Демпинговая политика – политика по искусственному установлению цен ниже рыночных. В некоторых случаях, цены могут опускаться до уровня себестоимости.

Дилемма «доход-досуг» - это экономическая ситуация, при которой приоритет дохода осуществляется за счёт «жертвы» досуга, и наоборот, приоритет досуга достигается за счёт «жертвы» дохода. Эта дилемма основывается на «теории жертвы», автором которой является Нассау Сениор.

Дирижизм – концепция государственного регулирования экономики, основанная на индикативном, дифференцированном управлении макроэкономическими показателями.

Дихотомия – последовательное деление целого на части.

Дискаунт - форма торговой инфраструктуры рынка, магазин, торгующий товарами среднего качества по сниженным ценам.

Дотации – бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня на безвозмездной и безвозвратной основе для покрытия текущих расходов.

Драгонтёр – форма торговой инфраструктуры рынка, магазин с высокой степенью автоматизации операций.

Закон Госсена №1 – закон убывающей предельной полезности – при максимизации общей полезности предельная полезность имеет тенденцию к сокращению.

Закон Госсена №2 – условие равновесия потребителя – при максимизации общей полезности предельная полезность должна быть одной и той же величины.

Закон Клейтона запрещает вертикальное и горизонтальное слияние, переплетающиеся директораты (1914 г.).

Закон Оукена – при превышении безработицы на 1% от естественного уровня, потери ВНП составят 2,5%.

Закон предложения – прямопропорциональная зависимость между ценой и предложением товара.

Закон Робинсона-Пэтмена – запрещает ценовую дискриминацию, «ножницы цен», (1936 г.)

Закон спроса – обратнопропорциональная зависимость между ценой и спросом, предъявляемым на товар.

Закон стоимости – товары производятся и обмениваются на основе общественно необходимых затрат труда.

Закон убывающей предельной производительности факторов производства – экономическая ситуация, при которой инвестирование в факторы производства достигает определённого предела, после которого отдача от факторов производства начинает сокращаться.

Закон Шермана запрещает тайную монополизацию торговли, единоличный контроль над ценами и сговор о ценах (1890 г.).

Закон Энгеля – отражает обратнопропорциональную зависимость между долей доходов, расходуемых на питание, и уровнем жизни: чем выше расходы на питание в общей статье расходов, тем ниже уровень жизни.

Индекс бедности – представляет собой суммирование значений уровня безработицы и инфляции

Институционализм – школа экономической мысли, которая сформировалась в 20-30-е годы XX века для исследования совокупности социально-экономических институтов во времени.

Инфляция – это обесценивание денег, сопровождаемое ростом цен.

Конвиннесонтер – форма торговой инфраструктуры рынка, небольшой магазин с ограниченным ассортиментом продуктов с высокой степенью готовности.

Конкуренция – это соперничество производителей за достижение более лучших условий производства и реализации продукции.

Концепция «одного окна» - форма государственного регулирования, основанная на упрощённом взаимодействии государственных институтов с юридическими и физическими лицами.

«Крест Маршалла» - это экономическая ситуация, возникающая при пересечении кривых спроса и предложения.

Кривая изоквант - отражает взаимовлияние фактора труда и капитала в производственной матрице объёмов производства (строится на основе кривой трансформации).

Кривая изокост – отражает зависимость между ценой факторов производства и производственными возможностями в условиях бюджетного ограничения (строится на основе линии бюджетного ограничения).

Кривая Лаффера – отражает зависимость налоговых поступлений от налоговых ставок.

Кривая Лоренца – отражает зависимость между относительными величинами дохода и числом получателей.

Кривая Энгеля – отражает обратнопропорциональную зависимость между долей доходов, расходуемых на питание, и уровнем жизни.

Кривая трансформации (кривая производственных возможностей) – отражает зависимость объёмов производства от эффективности использования факторов производства.

Кривая Филлипса – обратнопропорциональная зависимость между инфляцией и безработицей.

Лаговый эффект – эффект запаздывания.

Либертаризм - концепция перераспределения доходов в государстве, согласно которой регионы должны самостоятельно обеспечивать необходимый уровень собственных доходов.

Ликвидность – это степень лёгкости, с которой любой вид активов может быть преобразован в законное платёжное средство.

Маржинализм – экономическая школа, объясняющая экономические процессы и явления, исходя из предельных, приростных величин или состояний. Маржинализм широко использует экономико-математические методы и опирается на количественный анализ. Маржинализм основывается на трёх школах: Кембриджской (предмет исследования: спрос, предложение, эластичность), Австрийской (теория потребностей), Лозанской (предмет исследования: внедрение математического аппарата в экономику). Это молодое течение экономической мысли, зародившееся во второй половине XIX в.

Марксизм – школа экономической мысли, выражающая интересы рабочего класса.

Меркантилизм - это школа экономической мысли, которая видела основу национального процветания в накоплении благородных металлов (золота и серебра), считавшимися главными формами богатства. Это первая научная экономическая школа, заложившая основы раннего монетаризма, политику внешнеэкономических отношений, политику протекционизма.

Мерчендайзинг – форма продвижения товара от производителя к потребителю.

Метод экономической двойственности - э тот метод используется только в экономической науке и представляет собой конкретизацию общенаучных методов исследования с учетом специфики предмета политической экономии. Родоначальником этого метода был Адам Смит. Метод экономической двойственности позволяет научно объяснить внешнюю видимость экономических явлений с точки зрения их сущностных свойств, а также выявить как внешние функциональные зависимости между этими явлениями, так и их сущностные закономерности. Особо ярко этот метод проявляется в полярности экономических интересов, например, в специфике экономических отношений между производителем и потребителем, работодателем и работником, государством и налогоплательщиком и т.д.

Монетаризм – экономическая школа, основанная на определяющей роли денежной массы, находящейся в обращении, на приоритете денежно-кредитного регулирования экономики.

Мультипликатор – коэффициент, отражающий прирост дохода к приросту инвестиций.

«Парадокс бережливости» - означает, что увеличение сбережений приводит к сокращению дохода.

«Парадокс Смита» - «почему вода, столь полезная для человека стоит так дёшево, а алмазы, чья полезность намного ниже, стоят так дорого?»

Перипатетизм - это философское учение, основанное Аристотелем в 335 г. до н.э., получило название в связи с обыкновением мыслителя вести философские размышления во время прогулок - это школа «прогуливающихся» философов.

Предпринимательство – новаторская, инициативная деятельность, направленная на максимизацию прибыли, связанная с наличием рисков в связи с введением нового продукта, способа производства, технологий.

Предельная полезность – полезность последней единицы потребляемого блага.

Принцип «бритвы Оккама» - в 14 веке было предложено усложняющие теорию подробности, не являющиеся абсолютно необходимыми для объяснения фактов и взаимосвязей, "сбривать".

Протекционизм – политика защиты отечественных производителей от влияния иностранной конкуренции.

Ревальвация – повышение курса национальной валюты.

Стагфляция – период, в течение которого хроническая инфляция сопровождается спадом экономической активности.

Слампфляция – параллельное существование растущей безработицы и растущей инфляции.

Субвенция - бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня или юридическому лицу на безвозмездной и безвозвратной основе на осуществление определённых целевых расходов.

Субсидия - бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня, физическому или юридическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов.

Суперонтер - форма торговой инфраструктуры рынка, магазин, торгующий скоропортящимися товарами.

Товар – экономическое благо, продукт труда человека, предназначенный для реализации на рынке.

Таксонометрия – система показателей для оценки развития регионов.

Теорема Коуза - внешние эффекты могут быть интернализированы при чёткой спецификации прав собственности на ресурсы и свободном обмене этими правами.

Теорема Рыбчинского - растущее предложение одного из факторов производства приводит к увеличению доходов в данной отрасли, где этот фактор используется более интенсивно, и к сокращению доходов в отрасли, где этот фактор используется менее интенсивно.

Теорема Столпера-Самуэльсона - установление торговых отношений и свободная торговля ведёт к росту вознаграждения фактора, интенсивно используемого в производстве, и, наоборот, к снижению вознаграждения фактора, менее интенсивно используемого в производстве.

Теорема Хекшера-Олина - страны будут стремиться экспортировать товары, требующие для своего производства значительных затрат факторов производства, которыми они располагают в относительном избытке и небольших затрат дефицитных факторов в обмен на обратные пропорции.

Товарно-денежный фетишизм – форма поклонения, рабства по отношению к товарам или деньгам.

Трансакционные издержки – издержки, не связанные с производством.

Трансферты – бюджетные средства для финансирования обязательных выплат населению: пенсий, стипендий, пособий, компенсаций, других социальных выплат.

Утилитаризм – концепция перераспределения доходов в государстве, согласно которой государство берет на себя обязательство умеренного перераспределения только в части ликвидации уровня беднейших регионов.

Физиократизм – это школа экономической мысли, в основе которой заложена идея достижения благосостояния государства через развитие сельского хозяйства.

Франчайзинг – это технология расширения рынка сбыта на основе заключения договора франшизы между франчайзером (головной компанией) и франчайзи (малой компанией).

Фритредерство – политика свободной торговли.

Ценовая дискриминация – это установление различных цен на один и тот же товар в зависимости от местоположения торговых точек.

Эгалитаризм - концепция перераспределения доходов в государстве, согласно которой предусматривается активная государственная политика по выравниванию доходов, при этом не требуется обеспечить абсолютное равенство доходов, но необходимо достичь максимально возможного при данном уровне экономической эффективности.

Эпонимия - стихийное, естественно совершающееся присвоение имени ученого открытому им принципу, закону, созданному им учению (например, законы Госсена, принцип Паретто, эффект Гиффена и др.)

Этатизм – политика налогового произвола государства.

Эффект Веблена - эффект престижного, статусного потребления, эффект «коллекционера».

Эффект Гиффена – исключение из закона спроса, распространяется на группу низших товаров в структуре потребления.

Эффект «невидимой руки» - это экономическая ситуация, при которой реализация собственных экономических интересов автоматически ведёт к реализации общественных экономических интересов.

Усложнение характера вопросов, подлежащих решению в повседневной международной жизни, обусловливает необходимость оперативного решения при помощи институционального механизма. Таким механизмом являются международные экономические организации (МЭО).

Международные правительственные организации – это международные организации, членами которых являются государства и которые учреждены на основе соответствующих договоров для выполнения определенных целей.

Эти организации имеют систему постоянно действующих органов и обладают международной правосубъектностью (способностью иметь права, обязанности).

Выделяют следующие виды МЭО:

1. Межгосударственные универсальные организации, цель и предмет деятельности которых представляют интерес для всех государств мира.

Это прежде всего система ООН, включающая ООН и специализированные учреждения ООН, являющиеся самостоятельными МЭО. Среди них можно выделить МВФ, МБРР, ВТО, ЮНКТАД (Конференция ООН по торговле и развитию).

2. Межгосударственные организации регионального и межрегионального характера, которые создаются государствами для решения различных вопросов, в т.ч. экономических и финансовых. Напр., Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР), Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР).

3. МЭО, функционирующие в отдельных сегментах мирового рынка.

В этом случае они чаще всего выступают в форме товарных организаций, объединяющих круг стран. Напр., Организация стран-экспортеров нефти (ОПЕК, 1960), Международное соглашение по олову (1956), Международные соглашения по какао, по кофе, Международное соглашение по текстильным товарам (МСТТ, 1974).

4. МЭО, представленные полуформальными объединениями типа «семерки» (США, Япония, Канада, Германия, Франция, Великобритания и Италия).

5. Различные торгово-экономические, валютно-финансовые и кредитные, отраслевые и специализированные экономические и научно-технические организации.

ООН – Организация Объединенных Наций , создана в 1945г. Система ООН состоит из Объединенных Наций с ее главными и вспомогательными органами, 18 специализированных учреждений, Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ) и ряда программ, советов и комиссий.

Цели ООН:

Поддержание международного мира и безопасности путем принятия эффективных коллективных мер и мирного урегулирования споров;

Развитие дружественных отношений между нациями на основе уважения принципов равноправия и самоопределения народов;

Обеспечение международного сотрудничества по разрешению международных экономических, социальных, культурных и гуманитарных проблем и поощрение к правам человека.

ВТО – Всемирная Торговая Организация. Начала действовать с 01.01.1995г., является преемницей действовавшего с 1947г. Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ). ВТО является единственной правовой и институциональной основой всемирной торговой организации. Основополагающими принципами ВТО являются:

Предоставление режима наибольшего благоприятствования в торговле на недискриминационной основе;

Взаимное предоставление национального режима товарам и услугам иностранного происхождения;

Регулирование торговли преимущественно тарифными методами;

Отказ от использования количественных ограничений;

Содействие справедливой конкуренции;

Разрешение торговых споров путем консультаций.

Группа Всемирного Банка. Всемирный Банк – это многостороннее кредитное учреждение, состоящее из 5 тесно связанных между собой институтов, общей целью которых является повышение уровня жизни в развивающихся странах за счет финансовой помощи развитых стран.

1. МБРР (Международный банк реконструкции и развития) основан в 1945г., цель: предоставление кредитов относительно богатым развивающимся странам.

2. МАР (Международная ассоциация развития) основана в 1960г., цель: предоставление льготных кредитов беднейшим развивающимся странам.

3. МФК (Международная финансовая корпорация) создана в 1956г., цель: содействие экономическому росту в развивающихся странах путем оказания поддержки частному сектору.

4. МАИГ (Международное агентство по инвестиционным гарантиям) основано в 1988г., цель: поощрение иностранных инвестиций в развивающихся странах путем предоставления гарантий иностранным инвесторам от потерь, вызванных некоммерческими рисками.

5. МЦУИС (Международный центр по урегулированию инвестиционных споров) создан в 1966г. Цель: содействие увеличению потоков международных инвестиций путем предоставления услуг по арбитражному разбирательству и урегулированию споров м/у правительствами и иностранными инвесторами; консультирование, научные исследования, информация об инвестиционном законодательстве.

МВФ – Международный валютный фонд. Создан в 1945г.

Поддержание общей системы расчетов;

Наблюдение за состояние международной валютной системы;

Содействие стабильности обменных курсов валют;

Предоставление краткосрочных и среднесрочных кредитов;

Предоставление консультаций и участие в сотрудничестве.

Каждое государство, вступая в члены МВФ, вносит определенную сумму – подписную квоту (более богатая страна вносит большую квоту и обладает большим количеством голосов). Для оказания финансовой поддержки своим членам МВФ использует следующие механизмы:

1. Обычные механизмы:

Политика траншей (кредиты в виде долей, составляющих 25% квоты данной страны);

Механизм расширенного финансирования (кредитование в течение 3 лет в целях преодоления трудностей с платежным балансом).

2. Специальные механизмы:

Кредитование в случае непредвиденных обстоятельств (напр., рост цен на импортируемое зерно);

Финансирование буферных запасов (кредит на пополнение запасов сырья).

3. Чрезвычайная помощь (в форме закупок товаров с тем, чтобы решить проблемы платежного баланса).

(МЭО) - система образований различного вида, создаваемых на основе договоров между правительствами или государственными органами, хозяйственными организациями заинтересованных стран для координации хозяйственных действий, кооперирования или совместной производственно-хозяйственной деятельности в определенных областях экономики, науки и техники. МЭО создаются за счет долевых взносов, действуют на основе устава, имеют руководящие органы с равным представительством сторон-участниц.

В настоящее время насчитывается более 4 тысяч международных организаций, из них более 300 – межправительственные. Ключевыми и наиболее универсальными из них являются организации, которые возникли практически одновременно в конце 40-х гг. и выступают сегодня важнейшими форумами согласования экономической политики между странами:

Международный валютный фонд (макроэкономическая политика) - является компактной международной организацией, выполняющей, помимо прочих, функцию надзора за развитием международной экономики в целом и макроэкономики каждой из 184 стран, являющейся ее членом в частности.

Группа Всемирного банка (структурная политика) - состоит из пяти организаций: Международного банка реконструкции и развития (184 члена), Международной ассоциации развития (163 члена), Международной финансовой корпорации (178 членов), Многостороннее агентство по гарантированию инвестиций (167 государств) и Международного центра по урегулированию инвестиционных споров (134 члена). Их главной задачей является предоставление кредитов развивающимся странам и странам с переходной экономикой для осуществления мер структурной политики, таких как реформы финансового сектора, поддержка рынка труда, улучшение окружающей среды, усовершенствование системы образования и пр.

Всемирная торговая организация (торговая политика) , членами которой являются 149 государство, концентрируется на регулировании ключевой сферы международной экономики – торговли товарами и услугами.

Система Организации Объединенных Наций (социальная политика) сама является системой многих организаций, которая находится в процессе реорганизации. Официально система ООН включает:Программы ООН (детский фонд ООН, программа развития ООН, Мировая продовольственная программа и др.).Специализированные агентства (Международная организация труда, Продовольственная и сельскохозяйственная организация, Организация ООН в области образования, науки и культуры (ЮНЕСКО), Мировой банк, Международный валютный фонд, Организация ООН по промышленному развитию (ЮНИДО) и др.).Автономные организации ООН (Международное агентство по атомной энергии, Международная туристическая организация).

Среди международных организаций, отвечающих за наблюдение и регулирование тех или иных сфер международной экономики, можно выделить следующие основные функциональные группы:

1. Консультативные группы стран - относительно постоянные механизмы согласования экономической политики стран, не оформленные обычно в постоянную международную организацию, но нередко имеющие свой секретариат, предоставляемый в их распоряжение страной-членом или какой-либо постоянно действующей международной организацией. Например: Группа семи (G5 + Канада и Италия) объединяла до принятия в нее России в 1997 г.

2. Универсальные международные организации - объединяют подавляющее большинство стран мира, собирают информацию и регулируют конкретные формы международных экономических отношений. В их числе МВФ, группа Мирового банка, система ООН, ВТО, Международная организация труда.

3. Отраслевые международные организации - регулируют определенные отрасли производства товаров или услуг и торговли ими на международной арене. Наиболее значимой из них является Организация стран-экспортеров нефти (ОРЕС), являющаяся форумом 12 нефтеэкспортирующих государств, главная задача которого состоит в том, чтобы устанавливать и следить за соблюдением квот на производство нефти, что считается механизмом поддержания мировых цен на нефть.

4. Региональные международные организации - многочисленные объединения небольших групп стран, не перешедшие в интеграционную форму и служащие для них форумом для обсуждения региональных проблем, представляющих взаимный интерес, согласования региональной политики в вопросах производства и внешней торговли, сбора и обобщения информации о данном регионе.

5. Банковские международные организации - включают такие организации, как Банк международных расчетов, Скандинавский инвестиционный банк... Отдельной группой здесь являются международные банки развития - Европейский банк реконструкции и развития (EBRD), Африканский банк развития (ADB), Западно-Африканский банк развития (ЕАDВ) и т.д. Характерной чертой банков развития является то, что они носят региональный характер и их деятельность направлена на совместное с другими банками финансирование проектов в странах-членах.

Классификация международных экономических организаций:

1. По характеру членства и юридической природе участников:

· Межгосударственные (межправительственные) – объединение государств, учрежденное на основе международного договора для достижения общих целей;

Неправительственные – создаются на основе объединения физических или юридических лиц в форме ассоциаций, федераций и действует в интересах членов для достижения конкретных целей (Ассоциация международного права, Лига обществ Красного Креста).

2. По кругу участников:

· Универсальные – открыты для участия всех стран (ООН и ее специализированные подразделения);

· Региональные – создается на уровне региона, членами могут быть участники одного региона (Организация африканского единства, Организация американских государств).

3. По кругу компетенции:

· Организации общей компетенции – охватывают все сферы отношений между государствами- членами: политическую, экономическую, социальную, культурную (ООН, Совет Европы);

Организации специальной компетенции – осуществляют сотрудничество и регулирование в одной области (МАГАТЭ - Международное агентство по атомной энергии, Международная организация труда (МОТ)).

4. По характеру полномочий:

· Межгосударственные – относятся практически все МЭО, целью которых является осуществление межгосударственного сотрудничества;

· Надгосударственные организации - осуществляющие интеграции, их решения распространяются непосредственно на физические и юридические лица государств–членов (ЕС).

5. По условиям участия в членстве:

·Открытые – любое государство может стать членом по своему усмотрению;

·Закрытые – где прием производится по приглашению первоначальных учредителей (НАТО).

Основные функции. 1. Содействие - организация международных конференций, сбор и анализ статистических и фактических материалов, публикация и распространение статистики и исследований, предоставление помещений и секретариата для проведения многосторонних и двусторонних переговоров.

2. Наблюдение - содействие с возможностью формулирования и обнародования официальной точки зрения организации на те или иные проблемы, что является способом создания общественного мнения и оказания тем самым воздействия на экономическую политику страны. Наиболее типичный пример организации, выполняющей функцию наблюдения, - ООН, никакими реальными рычагами влияния, кроме силы убеждения, ООН не обладает.

3. Надзор - более жесткая форма наблюдения, связанная с обязательством стран сообщать на регулярной основе и по установленной форме данные о своем экономическом положении и выслушивать рекомендации по существу текущего экономического развития. Типичный пример - МВФ, главная функция которого заключается именно в жестком надзоре за экономической политикой стран-членов с целью предоставленияим опирающихся на мировой опыт рекомендаций для предупреждения потенциально возможных макроэкономических дисбалансов и наиболее эффективного решения существующих проблем.

4. Регулирование - надзор, опирающийся на принуждение стран к выполнению рекомендаций международного сообщества через разработку соответствующих международных норм и механизмов принуждения к их исполнению. Примером является ВТО, в рамках которой установлены определенные правила международной торговли, с которыми согласилось более сотни стран, а также жесткие антидемпинговые и иные процедуры, которые применяются против нарушителей согласованных правил.

Целями и функциями МЭО, как на глобальном, так и на региональном уровнях, являются:

Изучение и принятие мер по наиболее важным проблемам в области международных экономических организаций; - Принятие резолюций и рекомендаций в области регулирования мирохозяйственных связей;- Содействие реконструкции и развитию экономики в развивающихся странах;- Обеспечение стабилизации валют; - Содействие устранению торговых барьеров и обеспечению широкого товарообмена между государствами; -Выделение средств в дополнение к частному капиталу для оказания помощи технологическому и экономическому прогрессу; - Стимулирование улучшения условий труда и трудовых отношений.

Международная экономическая интеграция (МЭИ) обрела практическое воплощение в ряде интеграционных объединений мира, которые определяют состояние и перспективы дальнейшего развития мировой экономики в целом и международных экономических отношений в частности. Понятие "интеграция", т.е. "восстановление, восполнение". Оно означает состояние связанности отдельных дифференцированных частей и функций системы в целом. Данное понятие также означает процесс, ведущий к такому состоянию. Поэтому международную интеграцию можно определить, как объективный, осознанный процесс, направленный к сближению, взаимопроникновению и сращиванию национальных хозяйств разных стран региона.

Интеграция - это прежде всего межгосударственное регулирование экономической взаимозависимости, а также формирование регионального хозяйственного комплекса со структурой и пропорциями, обращенными на потребности региона в целом; процесс, освобождающий движение товаров, услуг, капиталов и рабочей силы от национальных перегородок, ведущий к созданию единого внутреннего рынка, что обеспечивает рост производительности труда и повышение уровня жизни в странах данного интеграционного объединения. Наибольшей зрелости МЭИ достигла на экономическом пространстве европейского континента. Интеграционный процесс в Западной Европе после Второй мировой войны был инициирован политическими решениями, принятыми на уровне руководства ведущих стран европейского региона.

Глобальный финансовый кризис 2007 2011 гг. вверг мировой и региональный интеграционный процесс в особую фазу выживания практически всех интеграционных союзов мира, особенно Европейского Союза.

Европейский Союз. Исходной точкой создания ЕС и формирования общеевропейского экономического пространства следует считать парижское заявление 9 мая 1950 г. министра иностранных дел Франции Р. Шумана, предложившего поставить все производство угля и стали в Западной Европе под общее межнациональное руководство.

Новый импульс европейской интеграции был дан в 1957 г. с подписанием Римского договора, согласно которому были учреждены еще два объединения - Европейское экономическое сообщество (ЕЭС) и Европейское сообщество по атомной энергии (Евратом). Таким образом, Римский договор объединил три сообщества: ЕОУС, ЕЭС и Евратом в единый экономический блок, до 1992 г. называвшийся Европейским экономическим сообществом, а затем переименованный в Европейский Союз.

В Европейском Союзе с 1 января 1993 г. ликвидированы национальные механизмы контроля внутрирегиональных связей. Критерием международной хозяйственной деятельности на всей территории ЕС стала экономическая целесообразность, поэтому внутри территории ЕС понятия "экспорт" и "импорт" потеряли всякий смысл.

За годы существования и развития ЕС создан также единый рынок финансовых услуг. В налоговой сфере постепенно, путем преодоления различных трудностей, продолжается гармонизация налогов и систем налогообложения стран ЕС.

Важнейшей составной частью европейской экономической интеграции стала валютная интеграция стран ЕС. Объективной основой валютной интеграции послужили достижения в сфере формирования единого регионального хозяйственного комплекса. Формирование валютного союза в рамках ЕС и введение единой европейской валюты в безналичное обращение с января 1999 г. потребовало от стран ЕС и его органов управления как теоретического осмысления, так и практического решения проблем впервые в мире осуществляемой международной валютной интеграции.

Для успешного развития экономической интеграции вглубь было необходимо разработать и постоянно осуществлять единую для всех стран - членов ЕС интеграционную политику по следующим направлениям хозяйственного взаимодействия.

Аграрная политика. Сельское хозяйство - одна из важнейших сфер политики ЕС. Преобладающая часть всех постановлений и директив касается сельскохозяйственных проблем, на этот сектор прямо или косвенно направляется большая часть бюджета ЕС. Аграрная политика базируется на единой системе цен, гарантирующей установление единой минимальной цены для многих сельскохозяйственных продуктов стран ЕС.

Промышленная политика. Ее можно определить, основываясь на экономической политике ЕС в целом, как совокупность взаимосвязанных решений руководящих органов ЕС, стремящихся при помощи различных инструментов развития бизнеса достичь количественных и качественных средне- или долгосрочных целей для промышленности Европейского

союза в целом. Эффективность промышленной политики как таковой может быть обеспечена только при ее взаимодействии со всем комплексом мероприятий интеграционной политики ЕС, а ее цели должны быть подчинены и скоординированы с общими и локальными целями во всех других областях хозяйственной деятельности ЕС. Цель промышленной политики состоит в укреплении и обновлении промышленной базы европейских государств и изменении ее структуры для увеличения доли внутреннего потребления продукции передовых отраслей за счет собственного производства и повышения конкурентоспособности промышленных товаров стран ЕС на мировых рынках.

Внешнеэкономическая политика является одним из важнейших инструментов воздействия на состояние и динамику развития европейской промышленности. Она основывается на разумном сочетании мероприятий, устраняющих препятствия для свободного международного обмена товарами, услугами и факторами производства, и мер по защите внутренних производителей ЕС.

Внешнеторговая политика на нынешнем этапе предоставляет национальным правительствам стран ЕС следующие возможности:

  • вводить импортные квоты по товарам из третьих стран;
  • заключать договоры о так называемых добровольных ограничениях экспорта (прежде всего со странами, имеющими крайне низкие цены па продукцию текстильной и электронной промышленности);
  • использовать по соглашению импортные квоты на торговлю текстильными волокнами;
  • сохранять особые торговые отношения с бывшими колониями Великобритании.

Политика регулирования конкуренции. Регулирование конкуренции стало одним из важнейших направлений интеграционной политики ЕС. Официально цель этой политики заключается не только в устранении препятствий, стоящих на пути обмена между странами-членами, но и в стимулировании оптимального распределения ресурсов и создании более конкурентоспособных структур.

Основное назначение конкурентной политики ЕС состоит в том, чтобы устранять государственные и частные барьеры на пути развития открытой и свободной конкуренции, что крайне важно для стимулирования межстранового экономического сотрудничества в интересах международного бизнеса.

Валютная политика. При создании ЕС было выражено желание прийти к единой валютной политике. Однако конкретные шаги в этом направлении на первых порах не были сделаны. К тому же единая валютная политика обусловливает проведение в жизнь и единой экономической политики, на что страны-члены па первых этапах становления ЕС не могли решиться. Первым шагом на пути создания европейской валютной системы было введение в 1971 г. европейской расчетной единицы - экю. На смену экю в 1999 г. пришла новая валютная единица объединенной Европы - евро. В связи с этим был создан Европейский центральный банк, находящийся во Франкфурте-на-Майне (ФРГ). Переход 12 стран ЕС на евро существенно облегчил ведение международного бизнеса как внутри ЕС, гак и за его пределами. В 2015 г. евро в качестве официальной валюты используется в 19 странах Европы.

Региональная политика. В процессе западноевропейской интеграции в 1990-е гг. неуклонно возрастала роль региональной политики. Сейчас речь идет о создании принципиально нового образования - "Европы регионов", постепенно подвигающейся к федеративному тину надгосударственного устройства.

Расширение Европейского Союза на Восток. С 2004 г. Европейский Союз вступил в качественно новый этап своего развития, и в 2004, 2007 и 2013 гг. численность его членов расширилась за счет государств Центральной и Восточной Европы (ЦВЕ), Южной Европы и Балтии с 15 до 28. Учитывая сопутствующие геополитические факторы, такое событие можно сравнить по значимости с созданием самого "Общего рынка" более 40 лет назад.

Евросоюз с 1957 по 2013 г. прошел семь этапов расширения. Новое качество последних трех этапов определяется прежде всего тем, что в ЕС вступили страны, еще 10 лет назад строившие социалистическое общество. Некоторые из них (Эстония, Латвия и Литва) входили в состав бывшего СССР и непосредственно взаимодействовали в хозяйственной сфере с Россией, близлежащей территориально и обеспечивающей их финансовую, научную и материально-техническую поддержку. С 2007 г. в состав ЕС были приняты Болгария и Румыния, а с 2013 г. - Хорватия.

Расширение ЕС на Восток будет также иметь позитивные и негативные последствия для России в ближайшей и долгосрочной перспективе.

Отметим, что 2009 г. ознаменовался принятием Лиссабонского акта (договора), предусматривающего радикальную перестройку структуры управления Евросоюза (введение поста Президента ЕС, министра иностранных дел ЕС и другие изменения). В годы современного финансово- экономического кризиса Европейскому Союзу приходится принимать напряженные меры по антикризисному регулированию экономик ряда стран ЕС (Греция, Ирландия, Испания, Португалия) с единой европейской валютой - евро. Несмотря на разногласия и расхождения союзников во мнениях о способах и методах решения возникших проблем ведущим странам ЕС (Франция и Германия) удается сдерживать натиск кризисных порывов и удерживать европейский корабль "ЕС" на плаву.

НАФТА (Североамериканское соглашение о свободной торговле ). Интеграционный процесс в Северной Америке развивается уже несколько десятков лет, но политические институты, способствующие формированию данного процесса, получили распространение относительно недавно. Это обусловлено тем, что главным инициатором интеграционного процесса в Северной Америке выступают США с исключительно высоким уровнем экономического развития (ВВП США составил 16,7 трлн долл, в 2013 г.). До конца 1980-х гг. США не испытывали необходимости в заключении соглашений с какими-либо странами.

Соглашение о создании зоны свободной торговли между США, Канадой и Мексикой представляет собой новый этап в развитии международных экономических отношений на североамериканском континенте. Этот трехсторонний договор имел своей целью формирование единого экономического пространства посредством отмены таможенных барьеров между государствами, обеспечение свободного перемещения через их границы товаров, услуг, капиталов и рабочей силы. Эффективность действия Соглашения можно будет выявить лишь по истечении двух десятков лет, что обусловлено в первую очередь масштабами экономики США по сравнению с Канадой и Мексикой. В последние годы в целом отмечается рост экспорта и импорта между США и Мексикой, происходит увеличение занятости и уровня доходов населения стран НАФТА, наблюдается рост производительности труда. Кроме того, происходит перенос части бизнеса с территории США в Мексику при одновременной миграции трудовых ресурсов из Мексики в США. Все это можно объяснить в определенной мере положительным воздействием образования НАФТА на международное экономическое сотрудничество на североамериканском континенте.

Интеграционные объединения Латинской Америки. Интеграция в Латинской Америке привела к созданию в 1960 г. Латиноамериканской ассоциации свободной торговли (ЛАСТ). В 1980 г. ЛАСТ была преобразована в Латиноамериканскую ассоциацию интеграции (ЛАИ). Затем государства Латинской Америки стали переходить от практики создания многосторонних объединений к организации малочисленных группировок. Одной из них является созданный в 1995 г. между Аргентиной, Бразилией и Уругваем "Общий рынок" (МЕРКОСУР). Позже в МЕРКОСУР вступил Парагвай, а затем - Венесуэла. В МЕРКОСУР 95% взаимной торговли не облагают пошлинами, а в ближайшее время планируется отменить и оставшиеся тарифы.

Благодаря созданию МЕРКОСУР произошло существенное увеличение внутренней торговли между странами - участниками этого объединения, усилилось взаимодействие с другими интерационными объединениями (например, в 1995 г. было подписано Соглашение о сотрудничестве с ЕС), увеличилась инвестиционная активность как участников Соглашения, так и третьих стран. Кроме того, подписано предварительное соглашение о создании зоны свободной торговли между МЕРКОСУР и Сообществом развития Южной Африки.

АСЕАН (Ассоциация государств Юго-Восточной Азии). Начиная с 1980-х гг. Азиатско-Тихоокеанский регион (АТР) привлекает к себе все большее внимание международного бизнеса как зона динамичного экономического роста.

АСЕАН - международное интеграционное объединение, образованное 8 августа 1967 г. в Бангкоке. В него вошли Индонезия, Малайзия, Сингапур, Таиланд, Филиппины, затем Бруней-Даруссалам (1984 г.), Вьетнам (1995 г.), Лаос и Мьянма (1997 г.), Камбоджа (1999 г.). Статус специального наблюдателя имеет Папуа - Новая Гвинея. АСЕАН - одно из крупнейших в мире интеграционных объединений, совокупная численность населения которого насчитывает около 636 млн чел., а совокупный ВВП стран АСЕАН достигает 3,8 трлн долл. (2013 г.).

В экономической сфере страны Ассоциации проводят линию на экономическую интеграцию и либерализацию в регионе па базе Соглашения о создании зоны свободной торговли АСЕАН, Рамочного соглашения о зоне инвестиций в АСЕАН и Базового соглашения о схеме промышленного сотрудничества. В соответствии с долгосрочной программой развития АСЕАН, разработанной экспертной группой, состоящей из ведущих политиков и ученых, военачальников и бизнесменов, предусматривается достижение уровня более высокой интеграции в АСЕАН, чем в Европейском Союзе, т.е. полное объединение государственной банковской сферы, вооруженных сил и полиции, внешнеполитических и научно-технологических ведомств и других органов управления.

Особый интерес к сотрудничеству с блоком АСЕАН проявляет Россия, как и страны АСЕАН к партнерству с нашей страной в самых различных сферах. Подтверждением этому стал проведенный 13 декабря 2005 г. в столице Малайзии г. Куала-Лумпур первый в истории саммит Россия - АСЕАН. Главным итогом этой встречи на высшем уровне явилось подписание Декларации о всеобъемлющем партнерстве России и стран - участниц АСЕАН, включающей в себя в качестве составной части Комплексную программу действий по развитию сотрудничества на 2006-2015 гг. в политической, экономической, военно-технической и культурной областях.

На этом же саммите был поставлен вопрос о создании новой межеграно- вой организации - Восточио-Азиатского сотрудничества, или, как ее еще называют, Клуба 16.

АТЭС (Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество).

Предпринимаются достаточно активные усилия для развития международного сотрудничества в рамках форума АТЭС, сформированного в ноябре 1989 г. На начальном этане он функционировал как министерская встреча. С 1993 г. проводятся регулярные встречи глав государств и правительств. В настоящее время участниками форума выступает 21 страна: Австралия, Бруней, Вьетнам, Гонконг (как особая зона Китая), Индонезия, Канада, КНР, Республика Корея, Малайзия, Мексика, Новая Зеландия, Папуа - Новая Гвинея, Перу, Республика Китай, Россия, Сингапур, США, Таиланд, Филиппины, Чили, Япония. Таким образом, в нем представлены страны с весьма весомым и растущим экономическим потенциалом.

Но своему характеру, целям и даже по составу участников АТЭС выглядит довольно нетипично. Это экономическое объединение создано государствами, сильно различающимися между собой условиями и уровнями хозяйственного развития, структурами экономик, традициями, идеологией и даже психологией людей. Однако развитые и развивающиеся страны сотрудничают здесь как равноправные партнеры. В странах - членах АТЭС проживают более 2,5 млрд чел., совокупный ВВП этих стран превышает 26 трлн долл. На их долю приходится более 50% мировой торговли.

Россия традиционно придает особое значение развитию отношений с государствами АТР. Такое внимание обусловлено прямой принадлежностью нашей страны к этому динамично развивающемуся региону, необходимостью экономического подъема Сибири и Дальнего Востока. Россия стремится активизировать свое сотрудничество с основными интеграционными структурами региона, в том числе с АТЭС. На состоявшемся саммите АТЭС в ноябре 2009 г. в Сингапуре главы 21 страны - членов АТЭС подписали и огласили Декларацию, в которой указано на намерение создать в ближайшее время зону свободной торговли на Тихоокеанском экономическом пространстве от Чили до Китая.

СНГ (Содружество Независимых Государств) . После распада СССР молодые государства стали остро ощущать недостаточное развитие производительных сил, усиливающуюся зависимость их экономик от Запада. Объединяя усилия в борьбе против неравноправного разделения труда, бывшие республики СССР добиваются более справедливых экономических отношений. После распада СССР эти новые проблемы было призвано решить Содружество Независимых Государств - СНГ.

Весьма важным интегрирующим фактором в рамках СНГ считается наличие совместно созданной, единой и целостной инфраструктуры (транспортной, энергетической, коммуникационной систем). Нарушение единства существовавшей в СССР инфраструктуры исключает для каждого из государств постсоветского пространства возможность ее эффективной эксплуатации. Важное значение имеют созданные по единым техникоэкономическим условиям и государственным стандартам основные фонды, общая система подготовки специалистов и научных кадров во всех сферах экономики. Одним из главных интегрирующих факторов остается необходимость восстановления и развития более тесного торгово-экономического сотрудничества в рамках СНГ.

Нереализованность потенциальных возможностей взаимного сотрудничества является одной из основных причин низкого удельного веса СНГ в основных показателях ведущих интеграционных объединений мира.

К началу XXI в. СНГ не удалось кардинально решить многие жизненно важные задачи, в том числе по организации качественно новых экономических отношений между суверенными государствами, формированию и сохранению общего экономического пространства.

В октябре 2000 г. в Астане (Казахстан) президентами России, Белоруссии, Казахстана, Киргизии и Таджикистана подписан Договор об учреждении Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС), являющегося не только формой правового и организационного оформления объединения пяти государств, но и основой перевода их межгосударственного сотрудничества на новый уровень. Сообщество сформировано на фундаменте накопленного партнерами опыта взаимодействия в торгово-экономической, социальной и гуманитарной областях и наработанной ранее нормативно-правовой базы. Целями ЕврАзЭС провозглашены: эффективное продвижение процесса укрепления Таможенного союза и единого экономического пространства, реализация других задач, определенных в ранее подписанных сторонами базовых документах.

ЕврАзЭС просуществовало с 2001 по 2014 г. и в целом позитивно способствовало формированию Таможенного союза и Единого экономического пространства стран-участниц. ЕврАзЭС было ликвидировано в связи с созданием с 1 января 2015 г. Евразийского экономического союза (ЕЛЭС ) в составе Армении, Белоруссии, Казахстана и России (12 августа 2015 г.

в него вступила Киргизия). Договором о ЕАЭС предусматривается, что в нем обеспечивается свобода движения товаров, услуг, капитала, рабочей силы, а также проведение единой, согласованной или скоординированной политики в различных отраслях экономики.

Итак, сформировавшиеся в различные годы прошлого столетия межстрановые интеграционные объединения на региональных экономических пространствах пяти континентов мира в XXI в. продолжают развиваться и укреплять свои политические и экономические позиции. По мере их количественного и качественного роста будет расти и их роль в новой глобальной экономике текущего столетия. Странам, состоящим в одном из интеграционных союзов, будет легче совместно преодолевать мировые финансовые и экономические кризисы.

    - … Википедия

    Эту статью следует викифицировать. Пожалуйста, оформите её согласно правилам оформления статей … Википедия

    Великобритания - (United Kingdom) Государство Великобритания, история и развитие Великобритании, политическое и экономическое устройство Информация о государстве Великобритания, история возникновения и развития Великобритании, политическое и экономическое… … Энциклопедия инвестора

    ОРГАНИЗАЦИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА И РАЗВИТИЯ (ОЭСР) - одна из ведущих международных экономических организаций, призванных координировать и разрабатывать единую экономическую политику капиталистических стран, созданная в 1961 г. после ратификации Конвенции об учреждении ОЭСР, подписанной в 1960 г.… … Юридическая энциклопедия

    - (ОЭСР) одна из ведущих международных экономических организаций, призванных координировать и разрабатывать единую экономическую политику капиталистических стран, созданная в 1961 г. после ратификации Конвенции об учреждении ОЭСР, подписанной в… … Энциклопедический словарь экономики и права

    Государственная программа - (Government program) Государственная программа это инструмент государственного регулирования экономики, обеспечивающий достижение перспективных целей Понятие государственной программы, виды государственных федеральных и муниципальных программ,… … Энциклопедия инвестора

    Рынок труда - (Labor market) Рынок труда это сфера формирования спроса и предложения на рабочую силу Определение рынка труда, определение рабочей силы, структура рынка труда, субъекты рынка труда, конъюнктура рынка труда, сущность открытого и скрытого рынка… … Энциклопедия инвестора

    Федеративная Республика Германии (ФРГ), гос во в Центр. Европе. Германия (Germania) как территория, заселенная герм, племенами, впервые упоминается Пифеем из Массалии в IV в. до н. э. Позже название Германия использовалось для обозначения рим.… … Географическая энциклопедия

    Соединенные Штаты Америки США, гос во в Сев. Америке. Название включает: геогр. термин штаты (от англ, state государство), так в ряде стран называют самоуправляющиеся территориальные единицы; определение соединенные, т. е. входящие в федерацию,… … Географическая энциклопедия

    Экономика страны - (National economy) Экономика страны это общественные отношения по обеспечению богатства страны и благосостояния ее граждан Роль национальной экономики в жизни государства, сущность, функции, отрасли и показатели экономики страны, структура стран… … Энциклопедия инвестора







2024 © styletrack.ru.